Мигель де Сервантес Сааведра: биография великого писателя

Мигель де Сервантес Сааведра, великий испанский писатель и классик мировой литературы, родился в . Его ранние годы были отмечены .

В семье Сервантеса ценили образование, и молодой Мигель получил базовое образование, которое послужило основой для его будущих литературных достижений.

В детстве Сервантес проявил интерес к , что стало первыми шагами в его литературном путешествии.

Рано потеряв , Сервантес стал .

Образование и начало литературной деятельности Сервантеса

Мигель де Сервантес родился в городе Алькала-де-Энарес в семье обедневших дворян. Его отец был хирургом, а мать происходила из разоренного рода Кортинас. В семье было семь детей, из которых Мигель был четвёртым. Он был крещён 9 октября 1547 года в церкви Санта-Мария-ла-Майор .

О ранних годах жизни Сервантеса известно немного. Он получил начальное классическое образование, прекрасно освоив латинский язык и начав писать на нём стихи. С десяти лет он учился в коллегии иезуитов в Вальядолиде, а затем, по переезду семьи в Мадрид, в городской школе, где его учителем был гуманист Хуан Лопес де Ойос . Некоторые биографы предполагают, что он также учился в университете Саламанки или в иезуитских коллегиях в Кордове или Севилье, но убедительных доказательств этого нет .

В 1566 году Сервантес переехал в Рим, где служил камердинером у кардинала Аквавивы, папского легата. Там он познакомился с итальянской литературой и культурой, которые оказали на него большое влияние. В 1570 году он вступил в испанский полк Мигеля де Монкады, расквартированный в Италии, и участвовал в различных военных походах. К этому периоду относится и начало его литературной деятельности. Почти 40-летний Сервантес написал в 1585 году пасторальный роман «Галатея» и порядка 30 пьес, которые не произвели особого впечатления на современников .

Сервантес был не только писателем, но и солдатом, пленником, служащим, налоговым сборщиком, тюремным заключённым. Его жизнь была полна приключений, трудностей, бедствий, но и творческого поиска, оптимизма, гуманизма. Его главное произведение, роман «Дон Кихот», стало одним из величайших шедевров мировой литературы и символом испанского национального духа.

Военная служба Сервантеса и ранение в битве при Лепанто

Мигель де Сервантес Сааведра был не только великим писателем, но и храбрым солдатом, который принимал участие в одном из самых знаменитых морских сражений в истории — битве при Лепанто. В этой части статьи мы расскажем о его военной службе и о том, как он получил ранение, которое сделало его «хромым на всю жизнь».

Сервантес поступил на военную службу в 1570 году, когда ему было 23 года. Он зачислился в полк морской пехоты Испании, расположенный в Неаполе. Он пробыл там около года, прежде чем приступил к участию в военных походах против Османской империи, которая тогда представляла серьезную угрозу для христианской Европы. Сервантес был мотивирован не только желанием служить своему королю и отечеству, но и любовью к приключениям и славе, которые он искал в своей юности.

Первым крупным сражением, в котором Сервантес принял участие, была битва при Лепанто, произошедшая 7 октября 1571 года в Патрасском заливе у мыса Скрофа. Это было морское сражение между флотами Священной лиги, коалиции середземноморских католических держав, и Османской империи. Священная лига была сформирована по инициативе папы Пия V, который хотел остановить экспансию турок на запад. В состав лиги входили Испания, Венецианская республика, Папская область, Мальтийский орден, Генуя, Сицилия, Неаполь, Савойя, Тоскана и Парма. Общее командование флотом лиги возглавил Хуан Австрийский, природный сын императора Карла V и полубрат короля Испании Филиппа II. Сервантес служил в роте капитана Диего де Урбины, входившей в полк Мигеля де Монкады. Он был одним из 12 тысяч испанских солдат, составлявших абордажные команды на галерах.

Битва при Лепанто была последним крупным сражением галерного флота, после которого весельные суда были вытеснены парусниками. Всего в битве участвовало около 600 судов и около 170 тысяч человек с обеих сторон. Сражение длилось около четырех часов и закончилось победой Священной лиги, которая потеряла около 8 тысяч убитых и раненых и 12 галер, в то время как Османская империя потеряла около 30 тысяч убитых и раненых, 50 потопленных и 137 захваченных кораблей. Это был сокрушительный удар по морской мощи турок, который остановил их дальнейшее продвижение по Средиземному морю.

Сервантес отличился в битве своей храбростью и решительностью. Он сражался на переднем кастеле галеры «Маркиза», которая встретилась в упор с турецкой галерой «Султана». Сервантес был одним из первых, кто перебрался на вражеский корабль и вступил в рукопашную схватку с турками. Он получил три ранения: два в грудь и одно в левую руку, которая осталась парализованной. Он был спасен своими товарищами и переведен на другую галеру. Его раны были опасными, но не смертельными. Он выздоровел через несколько месяцев, но так и не смог восстановить подвижность левой руки. Он называл себя «хромым на всю жизнь» и гордился своими ранами, считая их знаками чести и службы. Он писал: «Я потерял левую руку за славу правой» .

За свое участие в битве при Лепанто Сервантес получил от короля Филиппа II письмо благодарности и пожизненную пенсию в размере 12 дукатов в год. Однако эта пенсия была выплачена ему лишь несколько раз и с большими задержками. Сервантес продолжал служить в армии до 1575 года, принимая участие в разных военных операциях в Средиземном море. Он сражался против пиратов в Тунисе, на Кипре, в Корфу и других местах. Он также побывал в Риме, Генуе, Милане и других итальянских городах. В 1575 году он решил вернуться в Испанию, но по дороге его корабль был захвачен алжирскими пиратами, и Сервантес попал в плен, где провел пять лет. Но это уже другая история.

Священная лига Османская империя
206 галер и 6 галеасов 210 галер и 66 галиотов
84 000 человек 88 000 человек
8000 убитых и раненых, 12 галер потеряно 30 000 убитых и раненых, 50 галер потоплено, 137 галер захвачено
  • Битва при Лепанто была одним из самых знаменитых морских сражений в и

Плен и рабство у алжирских пиратов

В 1575 году, когда Сервантес возвращался из Италии в Испанию, его корабль был атакован алжирскими пиратами, которые захватили его в плен. Среди его вещей нашлись рекомендательные письма от высокопоставленных военных, которые свидетельствовали о его храбрости и заслугах. Пираты решили, что Сервантес — очень ценный пленник, за который можно получить большой выкуп, и отвезли его в Алжир.

Алжир в то время был одним из центров пиратства и работорговли в Средиземном море. Тысячи христиан попадали в плен к мусульманским корсарам, которые продавали их на рынках или держали в своих домах. Условия жизни пленников были жестокими и унизительными. Они работали на галерах, строили крепости, выполняли домашние дела. Многие из них умирали от болезней, голода или пыток. Только немногие могли рассчитывать на освобождение за выкуп, который собирали их родственники или благотворительные организации.

Сервантес попал в руки к одному из самых жестоких и богатых пиратов — Дали-Мами, прозванному Хромым. Он потребовал за него 500 золотых эскудо — сумму, которую Сервантес не мог заплатить. Его отец был бедным хирургом, а его семья жила в нищете. Сервантес не терял надежды на свободу и пытался сбежать несколько раз. Он организовывал заговоры с другими пленниками, писал письма королю и папе, просил помощи у испанских посольств. Но все его попытки были раскрыты, и он подвергался наказаниям. Однажды он даже был приговорен к смерти, но ему удалось доказать, что он несет всю ответственность за заговоры, и спасти своих товарищей.

В течение пяти лет Сервантес пережил много страданий и опасностей, но не сломился духом. Он продолжал писать стихи и рассказы, которые читал своим сопленникам. Он учился арабскому языку и изучал местные обычаи. Он дружил с многими людьми разных национальностей и вероисповеданий. Он проявлял смелость, щедрость, честь и верность. Он стал лидером и авторитетом среди пленников, которые называли его «комендантом».

В 1580 году Сервантес был наконец освобожден за выкуп, который собрали его родственники и орден Тринитариев. Он вернулся в Испанию, где продолжил свою литературную деятельность. Его опыт плена и рабства сыграл большую роль в его творчестве. Он использовал его как источник вдохновения, сатиры, критики и гуманизма. Он создал несколько произведений, посвященных алжирскому плену, таких как «Путешествие в Парнас», «История пленного», «Разговор двух собак» и «Двенадцать новелл о примерах». Он также включил в свой знаменитый роман «Дон Кихот» многие мотивы и персонажи, связанные с пиратством и рабством.

Сервантес не только пережил алжирский плен, но и превратил его в свое творческое достояние. Он показал, как человек может преодолеть трудности и не потерять свою человечность. Он стал одним из величайших писателей мировой литературы, который восхищает и вдохновляет читателей до сих пор.

Освобождение из плена и возвращение на службу

После пяти лет алжирского плена, Мигель де Сервантес был освобождён благодаря усилиям своей семьи и ордена Тринитариев, которые собрали необходимую сумму выкупа. 19 сентября 1580 года он покинул Алжир на корабле, который доставил его в Валенсию. Там он встретился со своими родственниками, которые ждали его в течение многих лет. Сервантес был полон благодарности к своим освободителям и посвятил им несколько стихотворений .

Сервантес не потерял своего патриотизма и желания служить своему королю. Он обратился к королю Филиппу II с просьбой о назначении ему должности в Америке, где он надеялся найти лучшую жизнь. Однако его просьба была отклонена, и он остался в Испании, где продолжал служить в армии. Он принимал участие в военных действиях в Португалии, где Испания пыталась подавить восстание против своего владычества. Сервантес был свидетелем осады Лиссабона и битвы при Алькантаре, где испанские войска одержали победу над португальскими повстанцами .

В 1583 году Сервантес вернулся в Испанию и поселился в Мадриде. Он пытался заняться литературной деятельностью, но не имел успеха. Его первый роман «Галатея», опубликованный в 1585 году, не привлёк внимания читателей и критиков. Его попытки пробиться в драматургии также не увенчались славой. Его пьесы не были поставлены на сцене или были забыты после неудачного показа. Сервантес сталкивался с конкуренцией со стороны более популярных и талантливых драматургов, таких как Лопе де Вега и Тирсо де Молина. Сервантес жил в нищете и был вынужден работать на разных низкооплачиваемых должностях, таких как сборщик налогов, поставщик провианта для армии, комиссар по закупке зерна и масла .

Все эти трудности не сломили дух Сервантеса, а только укрепили его творческую волю. Он продолжал писать и искать новые формы и жанры для выражения своих мыслей и чувств. Он экспериментировал с разными стилями и темами, сочетая реализм и фантазию, юмор и сатиру, романтизм и критицизм. Он создавал своих героев из простых людей, которые сталкивались с жестокостью и несправедливостью мира, но не теряли надежды и оптимизма. Он писал о любви и дружбе, о приключениях и путешествиях, о войне и мире, о чести и предательстве, о мечтах и реальности. Он писал для себя и для своих читателей, которых он уважал и любил. Он писал, чтобы жить и чтобы оставить свой след в истории литературы.

Служба в Португалии и Севилье, женитьба и дочь

После освобождения из плена в 1580 году, Мигель де Сервантес вернулся на службу к маркизу де Санта Крус, который был назначен генерал-капитаном флота, отправленного в Португалию для подавления восстания против испанского короля Филиппа II. Сервантес участвовал в штурме Лиссабона и в походе по Азорским островам, где испанцы одержали решающую победу над португальскими и французскими силами в морской битве при Сан-Мигеле .

В 1581 году Сервантес получил от короля награду в виде пенсии в 50 дукатов в год за свои заслуги в военной службе. Он также был назначен комиссаром по снабжению флота и армии, что предполагало постоянные поездки по разным городам и портам Испании. В 1583 году он осуществил поездку в Оран, испанскую колонию в Северной Африке, где собирался вступить в службу к генерал-губернатору Мартину де Кордобе, но был отклонен по неизвестным причинам .

В 1584 году Сервантес женился на 19-летней Катилине де Саласар-и-Паласьос, дочери знатного дворянина из Эскалоне. Брак был заключен по расчёту, так как Сервантес надеялся получить приданое жены в виде земель и домов, но оказалось, что они были заложены или проданы. Супруги жили вместе недолго, так как Сервантес продолжал свою службу в Севилье, а Катилина оставалась в Эскалоне. У них не было детей, но у Сервантеса была одна внебрачная дочь — Исабель де Сервантес, родившаяся в 1584 году от неизвестной матери .

В 1587 году Сервантес был назначен сборщиком налогов в Андалусии, что также требовало многочисленных перемещений по региону. В этот период он познакомился с многими знаменитыми литераторами, такими как Лопе де Вега, Хуан де Аргуйхо, Луис де Гонгора и другими. Он также продолжал писать свои произведения, в том числе первый роман «Галатея», опубликованный в 1585 году, и несколько пьес для театра, которые, однако, не имели успеха у публики .

Служба в Португалии и Севилье была трудной и опасной для Сервантеса, так как он часто сталкивался с недобросовестными должниками, коррумпированными чиновниками и судебными исками. Он неоднократно попадал в тюрьму за неуплату налогов или за подозрение в хищении денег. В 1597 году он был арестован в Севилье и провёл в заключении пять месяцев, во время которых, по его собственному признанию, зародилась идея романа «Дон Кихот» .

Первый роман «Галатея» и неудачи в драматургии

В 1585 году Сервантес опубликовал свой первый роман «Галатея», который был посвящен пасторальной тематике. Роман состоит из шести книг, в которых рассказывается о любовных перипетиях разных пар сельских жителей, в частности, о несчастной любви Эузебия к Галатее и Эрифилы к Эрмете. В романе также встречаются вставные новеллы, посвященные разным жанрам: морскому, рыцарскому, историческому и т.д. Роман был написан под влиянием итальянской литературы, в частности, «Аркадии» Саннаццаро и «Дианы» Монтемайора. Сервантес пытался преодолеть недостатки этих произведений и придать своему роману большую жизненность и разнообразие. Он также планировал написать вторую часть романа, но так и не осуществил этот замысел.

«Галатея» не имела большого успеха у читателей, но Сервантес всю жизнь гордился этим произведением и считал его одним из своих лучших. Он также увлекался драматургией и писал разные пьесы: трагедии, комедии, интермедии. Однако он не смог преуспеть в этом жанре, так как его пьесы не соответствовали вкусам публики и не могли конкурировать с пьесами Лопе де Вега, главного драматурга того времени. Сервантес не раз критиковал Лопе де Вега за его несоблюдение классических правил драмы и за его коммерческий подход к театру. Сервантес считал, что драматург должен быть независимым от моды и зрительских предпочтений и следовать своему творческому вдохновению. Он также отстаивал идею оригинальности и новаторства в литературе и не любил подражать другим авторам.

Среди пьес Сервантеса наиболее известны «Нуманская трагедия», «Удалой испанец», «Путаница», «Педро де Урдемалас», «Великая султанша донья Каталина де Овьедо» и другие. В 1615 году он издал сборник «Восемь комедий и восемь интермедий», в котором собрал свои лучшие пьесы. В этих пьесах Сервантес демонстрирует свое мастерство в использовании разных жанров и стилей, свою способность к сатире и юмору, свою любовь к народному театру и фольклору, свою глубокую психологию и философию. Он также применяет различные метатеатральные приемы, такие как «театр-в-театре» и «роль-в-роли», чтобы выразить свое видение мира как театра, где каждый человек играет свою роль. Сервантес был одним из первых драматургов, кто использовал эти приемы в мировой литературе .

Список литературы:

  • Сервантес Сааведра М. де. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 1. Галатея. М.: Наука, 1971.
  • Сервантес Сааведра М. де. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 10. Восемь комедий и восемь интермедий. М.: Наука, 1979.
  • Максимова О. Ю. Барочный прием «Роль-в-роли» в драматургии Сервантеса как явление метатеатральности // Новое искусствознание. 2018. № 1. С. 254-260.
  • Максимова О. Ю. Формы авторского присутствия в сервантесовском сборнике «Восемь комедий и восемь интермедий» (1615). К проблеме метатеатральности // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 1. С. 115-125.
  • Светлакова О. А. Сервантес как стихотворец и драматург: тайное родство классицизма и барокко // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2018. № 1. С. 3-17.
  • Светлакова О. А. Эпическое и идиллическое в пародийном мире «Обители ревности» Сервантеса // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2017. № 4. С. 3-18.

Первая часть романа «Дон Кихот» и мировой успех

Первая часть романа «Дон Кихот» была опубликована в 1605 году в Мадриде и сразу же стала бестселлером. Роман Сервантеса представлял собой пародию на популярные в то время рыцарские романы, в которых доблестные герои совершали невероятные подвиги во имя любви и чести. Сервантес же показал, как выглядит рыцарство в реальном мире, полном жестокости, насилия и неправды. Главный герой романа, Дон Кихот, — это обедневший дворянин, который, прочитав слишком много рыцарских романов, сошел с ума и решил стать странствующим рыцарем. Он оседлал свою старую лошадь Росинанта, взял с собой верного оруженосца Санчо Пансу и отправился в путь, чтобы защищать угнетенных и посвящать свои подвиги своей возлюбленной Дульсинее Тобосской. Однако вместо того, чтобы встречать чудовищ, волшебников и прекрасных дам, Дон Кихот сталкивается с ветряными мельницами, баранами, крестьянами и проститутками, которых он принимает за то, что они не есть. Его действия вызывают то смех, то жалость, то гнев у окружающих, которые то поддерживают его мечты, то жестоко издеваются над ним.

Роман Сервантеса не только высмеивал рыцарские романы, но и затрагивал множество важных тем и проблем, таких как свобода, справедливость, честь, любовь, дружба, вера, иллюзия и реальность. Роман был написан в новом для того времени жанре — реалистическом, в котором автор обращался к читателю, вводил разные точки зрения на события, играл с хронологией и перспективой, создавая сложную и многогранную композицию. Роман также отличался богатством языка, стиля и юмора, в которых сочетались высокое и низкое, поэтическое и прозаическое, серьезное и смешное. Роман Сервантеса оказал огромное влияние на развитие мировой литературы, став прототипом для многих произведений, в которых герои борются за свои идеалы в негостеприимном мире. Роман «Дон Кихот» был переведен на все европейские языки и входит в список наиболее значимых произведений мировой литературы Норвежского книжного клуба .

Вот некоторые интересные факты о романе «Дон Кихот»:

  • Сервантес написал первую часть романа, когда был в тюрьме за долги.
  • Сервантес не придумал имя Дон Кихот, а взял его из народной песни, в которой упоминался один рыцарь по фамилии Кихота.
  • Сервантес не знал, как выглядит Дульсинея, так как он никогда не видел ее. Он лишь слышал о ней от своего друга, который был влюблен в крестьянку по имени Альдонса Лоренсо.
  • Сервантес написал вторую часть романа спустя десять лет после первой, в ответ на появление анонимного продолжения, которое ему не понравилось.
  • Сервантес умер в тот же день, что и Шекспир, 23 апреля 1616 года, но по разным календарям: в Испании уже действовал григорианский календарь, а в Англии — юлианский.

Источники:

  1. Дон Кихот (роман) — Википедия
  2. Всемирная библиотека — Википедия

Вторая часть романа «Дон Кихот» и другие произведения

После удивительного успеха первой части «Дон Кихота», Мигель де Сервантес приступил к работе над второй частью этого величайшего романа.

Вторая часть «Дон Кихота» была опубликована в 1615 году и стала продолжением захватывающих приключений мечтателя и его верного спутника Санчо Пансы. В этой части романа Сервантес ещё глубже затрагивает темы реальности и фантазии, предлагая читателям уникальное литературное произведение.

Однако «Дон Кихот» не единственным вкладом Сервантеса в мировую литературу. Среди других произведений заслуживает внимания роман «Ринконете и Кортадильо», который представляет собой живописный образ испанской действительности.

Кроме того, Мигель де Сервантес создал несколько новелл, таких как «Случайный мудрец», в которых он продолжал исследовать человеческую сущность и общество.

В своих последних работах Сервантес продолжал проявлять свою уникальную способность сочетать глубокий философский взгляд с юмором и сатирой, оставаясь одним из величайших мастеров испанской литературы.

Смерть Сервантеса и его наследие

Сервантес умер в Мадриде, куда он переехал из Вальядолида незадолго до смерти. Причиной смерти писателя стала водянка, от которой он скончался 22 апреля 1616 года. Его похоронили в монастыре Тринитариос, но точное место захоронения не было известно до 2015 года, когда группа исследователей обнаружила его останки в одной из крипт монастыря.

Сервантес оставил после себя богатое литературное наследие, которое оказало огромное влияние на развитие мировой литературы. Его главный роман «Дон Кихот» считается первым современным романом и одним из величайших произведений всех времен и народов. Роман был переведен на все основные языки мира и стал объектом многочисленных исследований, адаптаций, пародий и экранизаций. Персонаж Дон Кихота стал символом идеализма, рыцарства и юмора. В честь Сервантеса была названа премия, которая считается самой престижной в испаноязычной литературе.

Кроме «Дон Кихота», Сервантес написал еще несколько романов, новелл, пьес и стихотворений, которые также заслуживают внимания. Среди них можно выделить следующие:

  • «Галатея» — пасторальный роман, в котором Сервантес изображает идеальную любовь в идеальном мире.
  • «Новеллы-примеры» — сборник из двенадцати новелл, в которых Сервантес демонстрирует свое мастерство в разных жанрах: от реалистического до фантастического.
  • «Путешествие в Парнас» — поэма, в которой Сервантес защищает испанскую поэзию от низкопробных поэтов и критиков.
  • «Последняя победа знаменитого Дон Кихота Ламанчского» — роман, который Сервантес написал в ответ на апокрифический роман Алонсо Фернандеса де Авелланеды, который продолжил историю Дон Кихота без разрешения автора.

Сервантес был не только великим писателем, но и великим человеком, который пережил много трудностей и несчастий, но не потерял веру в человечество и смысл жизни. Его творчество наполнено глубокой мудростью, тонким юмором и неиссякаемой фантазией. Он заслуживает уважения и восхищения всех поколений читателей.

Читайте также:  Кто украл жизнь у Анастасии Ивановой, второй жены Бориса Невзорова?
Оцените статью
Поделиться с друзьями
Инфо-клуб