Новости кто такие новомученики

Собор новомучеников и исповедников Русской церкви – это праздник, суд или экзамен? все новостные обзоры на сегодня на на

Кто такие новомученики и исповедники

Разъяренные этим красноармейцы расстреляли его. Так мирная молитва отца Иоанна закончилась его смертью. Страстотерпцами были и члены царской семьи. Святые царь Николай и его семья перенесли политические преследования, заключение и издевательства с глубоким смирением и терпением и мужественно приняли смерть. Подобно им миллионы других, не прославленных во святых, но известных Богу страстотерпцев были убиты советской властью за их мнимое или реальное сочувствие царской власти, а также за дворянское, купеческое или «кулацкое» происхождение. Других отправляли на смерть, когда они отказывались написать донос и отречься от своего ближнего: от своего знакомого или своего приходского священника. А были и такие христиане, которые, ради сохранения своей жизни, соглашались написать донос на своего ближнего. Казалось бы, Христа они не предавали? Но они предавали свою христианскую совесть. И порой получалось так, что подвижники умирали, а предатели оставались в живых и разлагали Церковь. В этом — зловещая сторона советских гонений, та изворотливость, с которой диавол действовал против Церкви руками советских безбожных гонителей.

Помолимся же Богу об упокоении всех, кто не выдержал тех страшных испытаний и предал своих ближних. И поклонимся тем чадам Русской Церкви, которые сохранили себя.

Разрушались храмы и монастыри, осквернялись святыни. Следы этих гонений мы можем увидеть и сегодня. Нам напоминают о них руины храмов, разбросанные по всей нашей стране. Ежегодно мы узнаем новые имена пострадавших за веру в ХХ веке». Владыка заключил эту проповедь призывом «бережно хранить память о подвиге новомучеников и исповедников, брать с них пример твердой веры во Христа и преданности Его Святой Церкви».

Подобные случаи были и с другими моими родичами и знакомыми, и все это влекло нас в Павлов монастырь. Бывал с той поры в Павлове ежегодно — летом на неделю и в редких случаях на две, встречал там всегда много народа, стекавшегося из разных мест: из Грязовца, Вологды, из-за Вологды, из-под Пошехонья, из-под Романова и Рыбинска, из Ярославля, из Буйского, Даниловского и Любимского уездов»[1]. Огромным авторитетом пользовался в то время настоятель монастыря архимандрит Никон, к нему за молитвой, советом и благословением ехали тогда отовсюду. Среди приезжавших было много девиц из верующих семей, детей духовенства, женщин, окончивших учебные заведения и работавших учителями, многие из которых стали духовными детьми отца Никона.

Некоторые нуждались в более подробном и глубоком духовном окормлении, так как стали задумываться уже не над тем, как по возможности нравственно, стремясь к исполнению Христовых заповедей, поступать в этой жизни, но уже связывали это с устроением своей духовной жизни, стали думать о спасении, о Царстве Небесном, о том, как всецело угодить Господу. Высокая задача требовала и опытного, высокой духовной жизни наставника. В эту эпоху многие духовные наставники создавали общины, которые затем преобразовывались в монастыри. Хотел такую общину устроить и архимандрит Никон, не отказавшись от своего намерения даже тогда, когда после прихода к власти большевиков начались гонения на Православную Церковь.

Но для осуществления этого доброго дела, нужна была земля, где могли бы поселиться члены общины. В значительной степени помогла этому духовная дочь отца Никона, Александра Аркадьевна Соловьева, тетка Анны Александровны Соловьевой, бывшей в то время учительницей в Захарьевском приходе, расположенном между городом Грязовцем и Павло-Обнорским монастырем, а впоследствии ставшей начальницей общины. Александра Аркадьевна была дочерью пономаря, служившего в церкви в селе Захарьево, и жила в ветхом доме отца. Она была девицей и до дней глубокой старости служила Господу тем, что принимала странников и паломников, шедших из Пошехонска в Павло-Обнорский монастырь.

Она и предложила отцу Никону свой ветхий домишко для жительства сестер общины. Но нужно было получить и землю под огороды. В то время советская власть уже начала реквизировать церковные земли, и захарьевские крестьяне поняли, что с отобранием у церкви земли им нелегко станет содержать храм, и потому они с радостью проголосовали за отдачу церковной земли общине, которая дала обязательства перед приходом содержать священника, псаломщика, певчих и сторожа. Крестьяне выделили общине большой участок земли, и в 1921 году архимандрит Никон благословил поселиться здесь шести девушкам во главе с Анной Александровной Соловьевой.

Они поселились в доме Александры Аркадьевны. Если бы не советская власть, община быстро переросла бы в большой и благоустроенный монастырь, но в основе советского государственного устройства было воинствующее безбожие, руководствовавшееся более дьявольскими наветами, нежели Божиими заветами, и советская власть никогда бы не позволила существовать монастырской общине открыто. Отец Никон предложил компромисс: оформить ее как сельскохозяйственную артель, но с монастырским уставом и послушаниями. Отец Никон, как и многие люди тогда, не верил, что безбожный античеловеческий государственный строй, стремившийся убить человеческую душу, отнять у нее бессмертие, сможет продержаться сколько-нибудь продолжительное время на русской земле.

Он предполагал, что если сам и не доживет до того времени, когда община преобразуется в монастырь, так как ему при основании общины было уже за шестьдесят лет, то девушки помоложе до этого времени доживут. И поэтому, когда власти, заподозрившие в общине чуждый безбожию уклад жизни, стали внимательно присматриваться к ней и требовать, чтобы общинники вели агитационную работу и были здесь свои комсомольцы и коммунисты, отец Никон благословил некоторых членов общины вступить в комсомол и в партию, с тем, однако, чтобы они на всех собраниях молчали и ничего не говорили против Господа, оставаясь в душе все теми же верующими людьми. Для девушек это стало тяжелым испытанием. Впоследствии они, конечно, каялись на исповеди, получали разрешение и вновь вдавались в тот же грех.

Особенно тяжело им было в праздники, когда в храме шло богослужение, а им уже было это запрещено. Тогда они молились дома, тайно, и время от времени приходили в храм, чтобы причаститься... Влияние он на них имел огромное, а потому мог легко заставить их, прикрываясь личиной безбожия и служения социализму в лице советской власти и ВКП б , сохранять внутреннее благочестие, веру и монашеское послушание и терпеливо ожидать конца двойной игры»[3]. Впоследствии, уже будучи арестованной, настоятельница общины Анна Александровна Соловьева показала на следствии: «Созданная первоначально Захарьевская сельскохозяйственная артель и впоследствии Первомайская сельхозкоммуна имени Крупской являлись фактически религиозной общиной с монастырским уставом, которая, по установкам архимандрита Никона, могла быть преобразована в женский монастырь в случае падения советской власти.

Для того, чтобы сохранить указанную коммуну... В самой коммуне они активно благоустраивались, число членов общины быстро увеличивалось, и к 1930 году их стало сто пять человек. Члены общины освоили различные ремесла; кроме сельскохозяйственных работ, многие девушки стали профессиональными каменщиками и плотниками. В общине было устроено восемь предприятий: кирпичный, дегтярный и кожевенный заводы, валяльно-катальная, швейная и сапожная мастерские, кузница и ветряная мельница; насельницы общины интенсивно вырубали глухой лес, корчевали пни, а на расчищенных полях засевали хлеб.

У общины был огород с парниками и прекрасный сад. Община руководилась архимандритом Никоном, который часто сюда приезжал, чтобы устроить и направить духовную жизнь сестер. По вечерам после обычных послушаний все обыкновенно ходили в лес за дровами, и вместе со всеми ходил отец Никон. Затем все собирались в каком-нибудь доме на отдых.

Подавали чай, певчие и сам отец Никон пели духовные песни и беседовали. Устав здесь был чисто монастырский: у всех были свои послушания, была общая молитва в церкви, где читали и пели девушки общины. В 1924 году Павло-Обнорский монастырь был властями закрыт, и отец Никон перешел служить в Воздвиженский собор в городе Грязовце, расположенном сравнительно недалеко от Захарьевской общины, и многие ее насельницы стали посещать его здесь. В 1924 году, когда архимандрит Никон был в Москве, Патриарх Тихон предложил ему принять сан епископа, но ради окормляемых им духовных детей и уже организованной общины он отказался, не захотел оставить духовных детей в это тяжелое время.

В 1930 году Воздвиженский собор был закрыт и архимандрит Никон поселился в одной из деревень неподалеку от общины и часто посещал ее, но ввиду нарастающих гонений старался это делать незаметно. Бывали случаи, что сотрудники ОГПУ по чьему-либо доносу приезжали в общину в то время, когда отец Никон был там. Во избежание ареста его выпускали через противоположную дверь, и он уходил незамеченным, но долго так это продолжаться не могло. Уже одно то, что монашеская община существовала почти десять лет, было чудом.

Одна из членов общины, впоследствии вышедшая из нее, описала по требованию следователей ОГПУ бытовую сторону жизни в общине: «Принимались в нее люди только по рекомендации членов, живущих в коммуне и достаточно испытанных отцом Никоном, всех в коммуну, кто бы только захотел в нее поступить, не принимали; если же кто поступал по рекомендации членов, он брался на известное испытание и через некоторый промежуток времени его все же знакомили... В общинке имелся свой распорядок и применены монастырские правила следующие: в воскресный день должны все без исключения пойти к утрене, свои имелись люди в церкви, псаломщик Патокова, Благовещенская, читали Апостол, хор имелся человек до двадцати пяти, чем привлекались в церковь окрестные крестьяне; после обедни начинался обед; когда обедают коммунарки, в этот момент соблюдалась в столовой полная тишина, во время обеда за столом не допускалось ни посторонних разговоров, ни смеха, в это время на рояле играли только кантики; нужно сказать, что коммунарок умело играть на рояле почти сорок человек, но исключительно одни кантики, песенки светские играть не разрешали, их можно услышать только тогда, когда появляются в столовой советские. Коммунаркам гулять пойти в другую деревню... Если, прожив в коммуне год или два, разочаруешься, в коммуне не захочешь жить — пойди, но такой был устав, что ни одной тряпки взять тебе из нее нельзя...

Обязанность каждой коммунарки каждый вечер после работы на своих плечах принести плаху дров к тому дому, кто где живет... В это время коммуна прославилась в области как образцово-показательное хозяйство, как пример того, чего можно было достигнуть коллективным трудом при новом строе. Руководительница общины Анна Соловьева, когда приезжало начальство или проверяющие комиссии, старалась с ними держать себя подчеркнуто вежливо, ни в чем не проявляя себя человеком религиозным. Их принимали, показывали хозяйство, кормили обедами, они встречались с членами общины, и если члены комиссий что и замечали, они об этом не говорили.

Впоследствии сотрудники ОГПУ в обвинительном заключении относительно членов Захарьевской общины написали: «Внешняя маскировка... В результате коммуна получила на всесоюзном смотре на лучшую колхоз-коммуну третью премию»[6]. В конце двадцатых годов, когда начали массово создаваться колхозы, в коммуну стали направляться журналисты местных газет, призванные в своих статьях описать преимущества нового экономического уклада. Советская пресса писала о ней в это время: «Первомайская женская сельскохозяйственная коммуна имени Крупской является наиболее ярким образцом героической борьбы трудящейся крестьянки под руководством коммунистической партии за свое раскрепощение»[7].

За плечами коммуны девять лет упорного труда. Умелое сочетание правильного административно-хозяйственного и партийного руководства с высоким качеством массовой работы выдвинули коммуну, как женскую, на одно из первых мест по Ивановской области, а пожалуй, и всего Советского Союза. У коммуны много заслуг перед государством»[9]. Они твердо уверены в конечной победе коммунизма, и никакие хозяйственные трудности их не пугают.

Закалку в борьбе за новую коммунистическую жизнь, за жизнь коллективную коммунарки накапливали в течение долгих лет. Путь, пройденный коммунарками, — это путь упорного труда и жесточайшей борьбы с классовым врагом»[10]. Уже после ареста членов общины на допрос был вызван автор брошюры об общине, который сказал: «В 1930 году я совместно с представителем Облколхозсоюза и агрономом выехали в Первомайскую коммуну для обследования с целью представления ее на всесоюзный смотр-конкурс, так как она, по данным Облколхозсоюза, считалась лучшей в области. Ознакомившись с цифрами роста, хозяйственным эффектом коммуны, расстановкой сил по участкам, побыв на собраниях коммунарок, у меня и всей комиссии не возникло никаких подозрений.

Товарищеское отношение коммунарок, их невозмутимое поведение оставило хорошее впечатление, именно внешней стороной мы и были введены в глубокое заблуждение»[11]. Впоследствии сотрудники ОГПУ в обвинительном заключении против коммуны писали: «Контрреволюционная группа, будучи заинтересована в укреплении нелегального монастыря, ставила ставку на расширение и улучшение хозяйства, имея в виду, что при падении советской власти монастырь будет с прочной экономической базой. В то же время, все вопросы организационно-хозяйственного порядка проводились с ведома и утверждения руководителя контрреволюционной группы архимандрита Никона»[12]. В 1929 году власти потребовали от руководства коммуны, что бы она слилась в единое хозяйство с соседним колхозом «Новая деревня», где были и семейные, и неверующие.

Община командировала одну из девушек в Москву в Колхозцентр, и ей удалось убедить начальство в нецелесообразности такого слияния, тем более что все коммунарки были против.

В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение это совершается по определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917—1918 годов. Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.

Новомученики Церкви Русской XX века: лики и лица

Автор: Инга Филиппова Медиацентр «Клин Православный» при Скорбященском храме г. Клина получил президентский грант на создание цикла фильмов о новомучениках Клинской земли. Видео о новомучениках и исповедниках Церкви Русской. Несомненно, в течение XXI века истории новомучеников, вновь рассказанные исследователями и церковными агиографами, сыграют свою роль в процессе очищения национальной памяти. Новости. – Многие дети новомучеников из соображений безопасности скрывали, что они дети священников, меняли свои фамилии. Некоторые из них даже не знают, что их предки репрессированы и кто-то даже причислен к лику святых.

Новомученики российские: историческое содержание термина

Действительно, с наступлением свободы Православная Церковь канонизировала около 1800 новомучеников — и в их числе самого митрополита Серафима. Новомученики российские: кто такие и для чего? Спасского, Боголюбского и Мариинского - на встрече "День памяти новомучеников и исповедников российских. НОВОМУЧЕНИКИ. принятое в правосл. традиции условное наименование мучеников пострадавших за веру в период после окончания гонений на христиан в Римской империи. Жизнь и подвиги новомучеников для наших современников являются той реальностью, которая может быть изучена или исследована доподлинно по эпистолярным и архивным документам, воспоминаниям очевидцев.

Новомученики Церкви Русской XX века: лики и лица

Мученичество определяется не в зависимости от политических взглядов пострадавшего, а от его верности Христу. Увидеть эту верность можно глядя на то, как страдальцы проходили все этапы крестного пути, и насколько христоподобны были они в каждый из этих этапов. Быть может, так нельзя сказать про всё время коммунистической власти, но, по крайней мере, это справедливо для периодов особо сильных гонений. Уже для того, чтобы просто добросовестно служить в то время, когда и государство и значительная часть общества к тому, что ты делаешь, относится резко негативно и презрительно, когда то и дело приходят известия об арестованных священниках, осуждённых, расстрелянных, — нужно немалое усилие над собой, чтобы не допустить помыслов о снятии сана или хотя бы о бегстве. Из-за лишения прав, отнятия имущества и обложения чудовищными поборами, семьи почти всех священников жили в нищете, особенно многодетные.

Чтобы доставить им хоть какое-то пропитание, многие отцы, особенно сельские, должны были жить в каторжном труде. Например, священномученик Александр Соловьев , который вместе со своей семьёй жил в страшной нужде. Не хватало средств на пропитание, и святой Александр с детьми ходил в лес собирать грибы и заготавливать ивовое корье, которое они меняли на хлеб. При этом у священника всегда был выбор, — его готовы были принять счетоводом в колхоз если он откажется от сана, на что он сказал: «Этого я сделать не могу.

Я поставлен Богом и должен служить Богу» 13, С. Дочь священномученика Александра Парусникова вспоминала один из обычных случаев тех лет: она идет с отцом по улице, держа его за руку, а люди, идущие навстречу, оборачиваются и плюют священнику вслед. Отец, почувствовав переживания дочери, спокойно сказал ей: «Ничего, Танюша, это всё в нашу копилку» 13, С. Ему же сотрудники НКВД, вызвав для беседы, говорили: «Уходи из церкви, ведь у тебя десять детей, а ты их не жалеешь».

Вскоре после первых лет революции священники в Советской России вполне осознали, в каких условиях они теперь живут, и какая угроза над ними висит ежечастно. Многие тогда жили как священномученик Иаков Маскаев , — он заранее завел себе сумку, в которой было собрано все необходимое на случай ареста. Некоторые загодя отсылали семьи в другие места и жили отдельно, чтобы не повредить им, как поступили священномученик Николай Лебедев и священномученик Иоанн Великов. Разве такая решимость и такие жертвы, приносимые ещё до ареста, не свидетельствуют о великой преданности новомучеников Христу?

Может быть, это ещё не исповедничество, но, безусловно, первый шаг к нему. Они знали, что их ожидает, многие могли убежать, а некоторым это даже настоятельно предлагали друзья и близкие. Священномученика Сергия Кроткова заранее предупредили о грозящем аресте, но он невозмутимо продолжал служить в храме, отвергая предложения родственников спастись бегством. А священномученик Феодор Недосекин на такие предложения отвечал: «Хоть день, да мой — и пред престолом Божиим!

Разве не видно в них сознательного выбора в пользу верности Церкви Христовой и своему служению, а в этом выборе разве не видно, что для сих страдальцев служение Христу значило больше, чем собственная жизнь? И если даже мир восхищается воинами, которые, не смотря на смертельную опасность, остаются на посту и исполняют свой долг, то как не восхититься подвигом этих воинов Христовых, и не воздать ему должное? Если требовалось мужество даже просто для того, чтобы в те времена остаться честным и добросовестным пастырем, то насколько больше требовалось мужества для того, чтобы явно возвысить свой голос в защиту веры и Церкви? Может быть, для современных людей это уже не так очевидно, но публично сказать или написать слово против действий власти в то время — совсем не то же самое, что сказать или написать сейчас.

Особенно если это слово исходит от человека в рясе. Конечно, мученики догадывались, что безбожники не оставят это без последствий. Можно вспомнить поступок священномученика Димитрия Овечкина , который согласился идти на публичный диспут с лектором-атеистом, хотя близкие отговаривали и предупреждали, что после этого его арестуют. Но святой Димитрий пошёл и отстаивал христианскую веру, а затем действительно был арестован и осуждён.

В упомянутых примерах мы видим то, что можно видеть во всех православных мучениках всех времён — ревность о вере и отсутствие страха перед людьми. Они показывают, что для этих страдальцев любовь к правде Божией была дороже своей жизни. Это — исповедничество ещё до ареста. Для неподготовленного человека даже обычное психологическое давление при допросах — немалое испытание, но в коммунистическом делопроизводстве психологическим давлением дело не ограничивалось, и в ход шли откровенные издевательства, избиения и пытки.

Следователи, скрывая подлинные причины ареста, находили ложных свидетелй, фабриковали улики, но самое главное — пытались заставить подсудимых признаться в вымышленных преступлениях против государственной власти. В определенные периоды широко практиковались пытки. Дочь священномученика Александра Ильенкова вспоминала, что однажды подсмотрела, как ее отца выводят после допроса: «У него был разбит весь лоб и он еле переставлял ноги. Как потом мы узнали, пытки проводили самым изощрённым способом.

Били по лицу, по животу, и ниже, избивали до потери сознания» 24, С. И, не смотря на всё это, они остались непреклонны. В этих страданиях они уподобились Христу, терпевшему побои и издевательства во дворе первосвященника, — после того, как Его арестовали, но до того, как привели на суд к Пилату. По словам игумена Дамаскина Орловского , одного из главных тружеников Синодальной комиссии по канонизации Русской Православной Церкви, при рассмотрении вопроса о причислении того или иного страдальца к лику святых, внимательно изучается его дело на предмет того, как он вёл себя во время следствия.

Важным и даже одним из ключевых критериев является то, сохранил ли страдалец твёрдость, не поддался ли он давлению, и не признал ли возводимую на него ложь, а также не давал ли показаний против других страдальцев. Многих в то время арестовывала и пытала коммунистическая власть, но мучениками и исповедниками мы считаем не всех, а только тех, кто принимал эти страдания из-за искренней веры, принадлежности Церкви, служения Богу и исповедания правды Его, и кто не испугался, не сдался, остался твёрд. И таких было немало. Действительно, много сил нужно, чтобы не поддаться пыткам, но для людей, выдержавших мучения, крайне сложно избежать чувства сильного гнева и даже ненависти против обидчиков.

Трудно не сломиться, но ещё труднее не озлобиться. И наши новомученики, избегая этого искушения, подражали Христу, молившемуся за палачей: «Отче! Многие прямо повторяли эти слова Спасителя. Так, например, женщины, подсмотревшие расстрел священномученика Николая Любомудрова рассказали, что он, стоя перед палачами, перекрестился и со словами: «Господи, прими дух мой.

Прости им, ибо не ведают, что творят» — поднял руку и благословил их. И после этого был убит 7, С. Те же слова сказал и священномученик Макарий Гневушев , и даже ободрил одного из своих палачей, смутившегося тем, что ему придётся стрелять в духовное лицо 26, С. Эти слова Христовы повторяли перед казнью и священномученик Сергий Шеин , и священномученик Михаил Каргополов.

Но и не дожидаясь казни мученики христоподобно прощали всех тех, кто их предал, кто доносил на них, свидетельствовал против них, кто мучал их в тюрьмах. Священномученик Онуфрий Гагалюк писал: «Меня возили с позором под конвоем много раз по улицам. Я сидел в тюрьме среди воров, убийц и насильников... Оглядываясь на жизнь в ссылке я вижу лишь светлые картины.

Всё тёмное, мрачное, позабыто. А между тем я перенёс от людей много злобного, всякого презрения, насмешки, печатную клевету, видел явное предательство со стороны близких, был ранен, испытывал нервные страдания и большие страхи. И от всего этого нет следа. Да будет воля Божия.

Везде Господь с нами, лишь бы мы только не отходили от Него. Он поддерживает душу мою, направляя её на стези правды» 8, Сс. А преподобноисповедник Рафаил Шейченко так писал из лагеря о тех, благодаря кому он там оказался: «дорогое дитя моё, прошу: и за меня и за себя не сердись ни на кого... И смерть мученики встречали христоподобно — не сдавшись, без страха и озлобленности.

Священномученика Макария Гневушева казнили в составе группы из четырнадцати человек. Расстреливали по-очереди. Владыка был последним, при этом он молился с чётками в руках и благословлял каждого: «С миром отыди». Какое присутствие духа нужно сохранять, чтобы при виде ужасных убийств, осознавая, что это последние минуты твоей жизни, продолжать исполнять свой пастырский долг, напутствуя умирающих!

Такой момент действительно встречается в житиях многих древних святых. Имел место он и в коммунистическое время. В Советском Союзе большинство священников ещё на свободе в приватных беседах с представителями власти слышали призывы отречься от веры и публично снять с себя сан — и обещания значительных карьерных перспектив в таком случае, равно как и угрозы в случае неповиновения. А после ареста и во время следствия некоторым, — хотя далеко не всем, — следователи предлагали прекращение уголовного дела в обмен на публичное отречение от Бога.

В редких случаях бывало, что даже прямо перед казнью такой выбор ставился перед христианином. Конечно, ситуация устно проговариваемого выбора наилучшим образом подчеркивает высоту и красоту мученического подвига, но всё же это не то, что делает мученичество мученичеством. Не только в житиях новомучеников, но и в некоторых житиях древних мучеников мы не увидим такой ситуации, чтобы непременно им предлагали отречься от веры в обмен на жизнь. Не предлагали этого выбора священномученику Феогену, епископу Парийскому, которого арестовали при Ликинии за то, что отказывался служить на военной службе у языческого правителя.

Его подвергли избиению, а затем по приказу Ликиния утопили в море. Не предлагали этого святым Асийским мученицам Марфе, Марии и брату их Ликариону, — их сразу же приказали казнить после того, как они сказали, что являются христианами. Также и святого мученика Никифора Антиохийского казнили просто по факту исповедания Христа, без угроз и уговоров. Не предлагали отречения и священномученику Панкратию Тавроменийскому, — несколько обозлённых на него язычников, выбрав подходящее время, тайно напали на него и убили.

Не предлагали и преподобномученице Евдокии Илиопольской — после смерти прежнего наместника-христианина, новый наместникязычник, зная о Евдокии как о выдающейся христианке, без всякого суда и следствия послал воинов отсечь ей голову. Не давали никакого выбора и священномученику Протерию, патриарху Александрийскому, которого убийцымонофизиты долго искали, а когда нашли, сразу же умертвили. Наконец, не предлагали такого выбора и преподобномученикам Синайским и Раифским, которые были убиты при грабительском набеге на монастыри, — однако же монахи, погибшие при этом нападении, называются Церковью«пострадавшими и умершими за Христа».

Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века. Кондак новомучеников, глас 3: Днесь новомученицы Российстии в ризах белых предстоят Агнцу Божию и со Ангелы песнь победную воспевают Богу: благословение, и слава, и премудрость, и хвала, и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков.

Кондак новомучеников, глас 2: Новии страстотерпцы Российстии, исповеднически поприще земное прошедши, страданиями дерзновение приимшия, молитеся Христу на вас призревшему, яко да молящиися вам в час испытания веры их, мужества дар приимут.

Но в ХХ веке количество новопрославленных святых стало поистине огромным. Тем не менее особого всенародного почитания подвига новомучеников в православной среде не наблюдается. Несмотря на временную близость, многие не понимают в чем заключается такая уж особенность их подвига. В годы советской власти погибло очень много и нецерковных людей — расстреливали не только за веру, но и за многие другие идеи и течения, ставящие под сомнение новую власть. Можно встретить рассуждения в духе — «Ну, расстреляли священника, который отказался прекратить службу в храме и свои проповеди. Почему он сразу стал святым? Чем он принципиально отличается от какого-то крестьянина, расстрелянного во время раскулачивания? А сколько полегло интеллигенции, цвета нации?

Действительно, нельзя думать, что в годы репрессий страдали только за Христову веру. Эти страшные и кровавые годы унесли огромное количество жизней как верующих, так и неверующих людей. Но те, кто не отрекся перед смертью от Господа и был готов исповедовать Его до самого конца — приобрели себе огромную духовную награду. Именно этим их подвиг и ценен. Люди могли как угодно прожить свою жизнь, кто-то из них познал Христа незадолго до смерти. Но глубокая вера и готовность перенести любые страдания, но не отречься от Господа, даровали им спасение. Чем этот пример полезен для нас, сегодняшних? Тем, что мы должны помнить о Боге постоянно. Современный человек, который живет в формально свободном мире, на самом деле даже не осознает, насколько он попадает в плен грехам и страстям.

И те ценности, за который столетие назад люди отдавали свои жизни, многие из нас сегодня даже не осознают. Память новомучеников и исповедников очень поучительна для нас историями этих людей. Порой невозможно даже читать, через что пришлось пройти этим будущим святым ради своей веры. Каких только зверств не придумывалось ради того, чтобы сломить человека, заставить его отречься от Христа. Но те, кто с Божьей помощью сумел выстоять в этой брани — навеки удостоился Божьей славы. Поэтому недопустимо сегодня не почитать память новомучеников и исповедников, считая подвиг их смерти чем-то малозначительным. Полигон Южное Бутово или братская могила святых С уверенностью можно сказать, что во всем мире не найдется более страшного, но и более священного места, чем Южное Бутово под Москвой. Именно здесь, на существовавшем тогда полигоне, происходили массовые расстрелы репрессированных и осужденных. Конечно, многие будущие святые погибли и в других местах — в ссылках, лагерях, на принудительных работах.

Но Южное Бутово навсегда вошло в историю христианства как место захоронения рекордного числа прославленных святых. К началу революции Бутово представляло собой большое поместье, на котором располагался один из крупнейших в России конных заводов. Тут выращивали элитных лошадей, само поместье и его хозяева были очень богаты.

Несколько тысяч верующих людей как в священном сане, так и мирян пострадали от советских властей. Среди убиенных духовных и лиц и мирян выделялись люди, известные своей святой жизнью. Таковых православная Церковь именует новомучениками российскими. Исповдниками российскими являются те, кто не принял смерть из-за мучений, но изрядно пострадал в годы гонений. Таковых святых людей также было множество. Многих архипастырей, обычных священников, дьяконов и мирян отправляли в различные ссылки и тюремные заключения за исповедание христианства. В числе новомучеников и исповедников российских есть священномученики. Это святые мученики, облеченные священным саном епископства или священства.

«Святые примеры всегда зовут к подражанию» (память о новомучениках в Валаамском монастыре)

Само название «новомученики» мы восприняли с ХУ1, ХУ11, ХУ111, XIX веков в связи со страданиями на Балканах греческих и сербских христиан, которых убивали только за то, что они отказались похулить веру во Христа и принять магометанство. Новомученики российские: кто такие и для чего? Когда новые власти пришли за документами, кто-то из священников ударил в колокол и завязалась потасовка, однако вооруженные рабочие разогнали недовольных сельчан. «Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы. Кто-то из новомучеников, исповедников и страстотерпцев был примером мужества и мудрости. Все синонимы к слову НОВОМУЧЕНИК.

Новомученики российские 20 века кратко

5 февраля — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской - Екатеринбургская епархия Память собора Бронницких новомучеников – 1-я суббота октября.
Собор новомучеников и исповедников российских в 2024 году Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских было определено Патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором 1917-1918.
Новомученики — Википедия В воскресенье, 5 февраля (23 января по старому стилю), Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников российских, пострадавших за веру в годы безбожных гонений в России после революции 1917 года – тех, кто не побоялся противостоять.
О земном и о небесном. О подвиге новомучеников Самым первым по времени новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе под Петроградом и убитый раздраженными красногвардейцами за то, что призывал народ не поддерживать большевиков, уже через несколько дней после революции.
Новомученики и исповедники Церкви Русской – Telegram Обращение к подвигу новомучеников и исповедников Российских – путь к восстановлению исторической памяти народа.

Значение слова «новомученик»

Читайте также: Как русская Церковь встретила русскую революцию? Первые жертвы Первым российским новомучеником стал в1917 году протоиерей Иоанн Кочуров, убитый большевиками после отступления отряда генерала Краснова из Царского Села только за то, что во время крестного хода попытался обратиться к народу со словами мира и утешения. А 25 января 7 февраля по новому стилю 1918 года революционные солдаты убили в Киеве митрополита Владимира, первым из архиереев принявшего мученическую кончину при советской власти. В гражданскую войну ЧК были уничтожены тысячи клириков и мирян. Началась травля Церкви в печати. В 1922 году состоялся первый публичный процесс над духовенством — начались расстрелы «по приговору суда». Только в 1923 году погибли 2691 священник, 1962 монаха и 3447 монахинь и послушниц. Атеистическая литература хлынула потоком: за 15 лет после революции было издано 1700 названий антирелигиозной литературы общим тиражом 40 миллионов экземпляров. В 1928 году Церковь была объявлена «кулацко-нэпманской агентурой», которая «мобилизует реакционные и малосознательные элементы в целях контрнаступления на мероприятия Советской власти». Намерение властей физически уничтожить носителей религиозного сознания стало очевидным. За 1929—1933 годы было репрессировано около 40000 священно- и церковнослужителей.

Как правило, сажали их «за антисоветскую агитацию» и «как социально чуждый элемент». Не мытьем так катаньем К началу 1935 года число зарегистрированных церковнослужителей Русской Церкви не превышало 20000 человек.

Аристарх Заглодин-Кокорев , иером. Василий Лихарев , прот. Василий Никольский , прот.

Георгий Извеков , прот. Димитрий Беневоленский , прот. Димитрий Лебедев , прот. Николай Виноградов , прот. Сергий Знаменский , прот.

Сергий Руфицкий , прот. Михаил Абрамов , прот. Пантелеимон Аржаных , игум. Александр Серебров , прот. Вениамин Зыков , архидиак.

Геннадий Ребеза , архим. Герасим Сухов , иером. Димитрий Куклин , прот. Иаков Передерий , прот. Иоанн Малиновский , прот.

Иоасаф Крымзин , игум. Иоасаф Удалов , еп. Константин Михайловский , прот. Митрофан Кванин , иером. Михаил Дмитрев , прот.

Петр Мамонтов , иером. Порфирий Гулевич , еп. Сергий Махаев , прот. Александр Сахаров , прот. Алексий Аманов , прот.

Алексий Никатов , прот. Арсений Дмитриев , игум. Владимир Медведюк , прот. Евтихий Качур , игум. Иларион Писарец , иером.

Иоанн Сарв , прот. Иоанникия Кожевникова , игум. Макарий Кармазин , еп. Иоасаф Жевахов , еп. Алексий Бенеманский , прот.

Герасим Мочалов , иером. Илия Громогласов , прот. Борис Воскобойников , еп. Александр Левицкий , прот. Михаил Богородицкий , прот.

Серафим Остроумов , архиеп. Александр Вершинский , прот. Варлаам Попов , прот. Виктор Смирнов , прот. Григорий Воинов , прот.

Иоанн Тарасов , прот. Иоанн Янушев , прот. Ярослав Савицкий , прот. Василий Агафонников , прот. Василий Студницин , прот.

Георгий Колоколов , прот. Иоанн Виноградов , прот. Назарий Грибков , прот. Николай Замараев , прот. Тихон Бузов , архим.

Аполлос Федосеев , иером. Борис Ивановский , прот. Василий Соколов , прот. Николай Добронравов , архиеп. Николай Салтыков , игум.

Никон Беляев , архим. Ксенофонт Бондаренко , иером. Иоанн Хрусталёв , прот. Иоасаф Боев , архим. Кронид Любимов , архим.

Николай Андреев , прот. Николай Покровский , прот. Серафим Крестьянинов , иером. Рафаил Тюпин , иером. Серафим Чичагов , митр.

Алексий Бельковский , архиеп. Данакт Калашников , иером. Константин Некрасов , прот.

Лучшим доказательством является человеческая жизнь.

Ни богословские работы, ни красивые проповеди, ничто не доказывает истинность религии так, как человек, который готов отдать свою жизни ради нее. Живя в современном мире, где каждый может свободно исповедовать свою веру, высказывать свое мнение, сложно представить, что всего лишь сто лет назад это могло привести к расстрелу. Тысячи людей были убиты только потому, что их вера была неугодна властям. Кто такие Новомученики и исповедники Российские Основная христианская конфессия Российской Империи — православие.

После революции 1917 года представители веры были одними из тех, кто подвергся коммунистическим репрессиям. Именно из этих людей и произошел впоследствии сонм святых, который является сокровищем для Православной Церкви. Мучеников почитали святыми с самого начала христианства. Это люди были тверды в своей вере и не хотели отречься от нее даже ценной собственной жизни.

Первый христианский мученик был убит около 33—36 года Первомученик Стефан. Исповедники греч. Они также почитаются святыми. Значение понятия Те христиане, которые были убиты в 20 веке во время политических репрессий, носят название новомучеников и исповедников Росийских.

Мученический чин разделяется на несколько категорий: Мученики — христиане, отдавшие жизнь за Христа. Новомученики новые мученики — это люди, которые пострадали за веру сравнительно недавно. Священномученик — человек в священническом сане, который принял мученическую смерть. Преподобномученик — монах, который принял мученическую смерть.

Великомученик — мученик высокого рода или сана, который претерпел великие мучения.

А также отдельные храмы и молельные комнаты, освященные в честь святых новомучеников, например, Архиерейское подворье во имя священномученика Петра, митрополита Крутицкого, в Екатеринбурге; приход во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны в Православном детском приюте для девочек, Сергиво-Елисаветинский храм и храм во имя Великой княгини Елисаветы при Обители милосердия в уральской столице; женский монастырь во имя святой Елисаветы в городе Алапаевске и другие. Тропарь новомучеников, глас 4: Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину соблюдшия. Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.

Кого православная Церковь именует новомучениками и исповедниками российскими

Кто такие новомученики и исповедники Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской Протоиерей Павел родился в 1875 году в селе Новинки Серпуховского уезда в семье священника Василия.
Кто такие святые и новомученики? — Радио Логос Причисление к лику новомучеников не означает канонизации литературного, эпистолярного или другого их наследия.

5 февраля — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Их вина в глазах большевиков была бесспорной — религиозность, а лучшим доказательством преступления являлся крест на шее. Поэтому среди Новомучеников и Исповедников много тех, кто был убит на месте — там, где молился, там, где призвал Бога. А причину могли найти любую. Он был расстрелян 31 октября 1917 года за организацию Крестного хода, на котором, как решили красногвардейцы, молился за победу белоказаков, защищавших Царское Село, но вынужденных отступить. На самом деле отец Иоанн и другие священнослужители хотели успокоить местных жителей, напуганных артиллерийским обстрелом, и возносили молитвы о мире.

Вот как рассказывает о гибели священника очевидец: 25 января 1918 года в Киеве после большевистского погрома в Киево-Печерской Лавре, был убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир Богоявленский. Его похитила и тут же расстреляла группа солдат. Фотография семьи императора Николая II 18 июля 1918 года в Алапаевске сбросили в шахту и забросали гранатами нескольких представителей Дома Романовых и близких к ним людей. Русская православная церковь за границей канонизировала всех убитых под Алапаевском кроме управляющего Ф.

Ремеза в лике мучеников. Русская православная церковь причислила к лику святых только двух из них — великую княгиню Елизавету Фёдоровну и инокиню Варвару, которые до казни вели монашескую жизнь. Елизавета Фёдоровна после смерти мужа от рук террористов основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, насельницы которой занимались лечением нуждающихся и благотворительностью. Там и была арестована.

Елизавета Фёдоровна и инокиня Варвара Среди новомучеников есть дети. Отрок Сергий Конев, воспитанник епископа Гермогена, считал Владыку дедушкой. После ареста и расстрела епископа мальчик сказал одноклассникам, что его дедушка пострадал за веру в Бога. Кто-то передал это красноармейцам.

Те изрубили мальчика шашками. Часто на допросах чекисты старались добиться, чтобы человек признался в антисоветских высказываниях. Нужен был формальный повод для осуждения его как врага революции. Поэтому заставляли подследственных клеветать друг на друга, фабриковали дела о контрреволюционных организациях.

Верующие люди не желали свидетельствовать против ближних, за это они подвергались пыткам. Жития Новомучеников и Исповедников безупречны. Они помнили слова Евангелия: Доносчики и клеветники впоследствии не были канонизированы. В безвинности пострадавших от репрессий можно убедиться сразу.

Священник Александр Соколов пострадал за то, что организовывал хождения с молебнами по окрестным сёлам. По мнению следствия, он намеренно отвлекал колхозников от уборки урожая. За что и был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово. Священник Василий Надеждин читал молодёжи Василия Великого, Иоанна Богослова, рассказывал о поездке в Дивеевский монастырь, за что был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения, где заболел тифом и умер 19 февраля 1930 года.

Священник Иоанн Покровский советовал местным школьникам молиться, чтобы уроки лучше запоминались. Один из учителей донёс на него. Обвинённый в религиозной пропаганде, священник был расстрелян 21 февраля 1938 года. Кто-то пожалел о том, что больше не празднуют Рождество, кто-то принял у себя монахов и за это упокоился в братской могиле или пошёл по этапу на Север… Разумеется, были представители духовенства и миряне не только заявлявшие о своей вере, но и разоблачавшие Советскую власть.

Эта критика была рождена христианскими убеждениями, которая не позволяла мириться с грабежами, насилием, разрухой, которые принесли большевики. Именно тогда Церковь показала, что она с народом, что священники, которых и в те времена социалисты обвиняли в стяжательстве, не стали обслугой новой власти, но обличили её. Священники сожалели о судьбах репрессированных христиан, носили им передачи, призывали молиться о спасении страны, объединяли прихожан утешительным словом, за что обвинялись в контрреволюционной деятельности. Фреска в храме с Новомучениками и Исповедниками Понадобилось немало усилий карательных органов, прежде чем остатки священнослужителей были загнаны под каблук государства.

Но десятки тысяч Новомучеников и Исповедников уже были далеко от земной юдоли, там, где нет ни болезни, ни печали, ни НКВД, но жизнь бесконечная. Многие репрессированные священники были многодетными отцами, долго ждали их маленькие дети, выбегая на дорогу или часами сидя у окна. Об этом упоминается в Житиях. Невинные чада не ведали, что встреча с родителями теперь возможна только в Царствии Небесном.

Почти в каждой российской семье, в каждом роду кто-то подвергся репрессиям. Биографии многих полузабыты, обстоятельства ареста неизвестны, но, как правило, это были добрые христиане. Возможно, среди Новомучеников и Исповедников есть ваши близкие. Пока не канонизированные, эти люди святы у всевидящего Бога.

Во-первых, он учит верности Христу. Правильному распределению приоритетов, когда жизнь вечная предпочтительней жизни временной. В-третьих, напоминает, что нужно хранить страну от потрясений, которые приводят к новым репрессиям, к новым невинным жертвам. В-четвёртых, свидетельствует, что если такие времена всё же наступили, никакая сила не одолеет Православие и несгибаемую волю истинного христианина.

В-пятых, Новомученики и Исповедники являют благой пример для юношества. Поэтому о них стоит чаще вспоминать, обращаться к их Житиям в литературе и кинематографе. Они призывают нас ко Спасению и помогают его достичь. Святые Новомученики и Исповедники, молите Бога о нас!

Видео В этом видео представлен слайд из фотографий новомучеников. Соловецкие подвижники Одной из самых больших тюрем, где несли свой крест многие Новомученики и Исповедники, был Соловецкая тюрьма особого назначения. Здесь, в стенах древнего монастыря, откуда Советская власть изгнала насельников, жили и умирали узники. За 20 лет существования лагеря через каторжные работы прошло более 50 000 заключенных.

Среди них архиепископы, архимандриты, иеромонахи и благочестивые миряне. Из этих намоленных стен их души восходили к Богу. Работы в Соловецком лагере Зимой мороз за тридцать градусов, от которого в неотапливаемых карцерах замерзали люди. Летом тучи комариного гнуса, на поживу которым оставляли провинившихся зеков.

На каждой перекличке охрана убивала одного-трёх человек для устрашения остальных. От туберкулеза, цинги, истощения каждый год умирали 7-8 тысяч заключённых. В 1929 году за невыполнение трудового плана роту зеков сожгли живьём. Стоит упомянуть, что сосланные священники даже в условиях лагеря не раз совершали богослужения.

Причастием служили хлеб и клюквенный сок. Ценой Таинства могла стать жизнь. Сегодня Соловецкий монастырь возрождён во всей своей духовной силе, здесь проходят богослужения, здесь хранятся мощи основателей монастыря — преподобных старцев Зосимы, Савватия и Германа, здесь совершаются чудеса. Кол-во блоков: 10 Общее кол-во символов: 27344 Количество использованных доноров: 3 Информация по каждому донору: Действительно, с наступлением свободы Православная Церковь канонизировала около 1800 новомучеников — и в их числе самого митрополита Серафима.

Это были подлинные герои XX века, великаны духа, молитвам которых мы обязаны всему доброму, что имеем сейчас. Даже со стороны, внешние люди, отмечали величие их подвига. В этой статье мы попытаемся кратко раскрыть величие подвига этих людей. Существуют некоторые стереотипные представления о мученичестве, которые мешают должным образом осознать и оценить подвиг новомучеников.

Например, некоторые люди считают, что мучеником можно назвать лишь того, кто погиб от руки гонителей, прямо декларирующих, что убивают его именно за христианские убеждения. Если же убийцы говорят, что убили его по каким-либо другим причинам, например, за преступления против государства, то это уже и не мученичество. При поверхностном взгляде это может казаться убедительным, однако здесь кроется ошибка. Ведь такая постановка вопроса предполагает, что мученика делают мучеником не его слова и дела и состояние духа перед лицом смерти, мужество и верность Христу, а намерения его убийцы, и что судить об этих намерениях будто бы следует по словам самих убийц.

Про священномученика Иоанна Покровского сказали, что его дом посещают странствующие священники, и что будто бы в результате этого была занесена заразная болезнь, поразившая колхозных лошадей и свиней 14, С. В отличие от древних гонителей-иноверцев, коммунистические гонители XX века в России получили воспитание в православной среде, и они знали, что такое для Церкви — мученик. Это, впрочем, касается больше первых послереволюционных лет. В 1937 г.

Нередко следователи предъявляли православным традиционные для того времени обвинения. Так, священномученика Виктора Киранова с группой священников обвинили в подготовке теракта — будто бы они собирались в день выборов отравить колодцы 24, С. Мученики не соглашались признаваться в тех преступлениях, которые им приписывали гонители, потому что такое согласие было бы формой лжесвидетельства. Такой отказ требовал большого мужества, поскольку, как правило, в процессе следствия у подсудимых пытались выбить признание побоями и пытками, так что некоторые мученики даже не доживали до приговора, умирая от травм, полученных в кабинете следователя, как, например священномученик Василий Канделябров.

К твердым и непреклонным заявлениям новомучеников об их невиновности советские суды и следственные органы относились без особого внимания, но для Церкви свидетельство самих мучеников о себе приобретает решающее значение, так как подтверждает их верность Христу, их отказ нарушить заповеди, покривить душой, к чему подталкивали гонители. Относительно периода советской власти могут заметить: ведь тогда репрессиям подвергалось не только духовенство. Точно так же арестовывали тех, кто при прежнем режиме занимал офицерские чины в полиции и армии, тех, кто публично критиковал марксизм, и вообще всех, кого подозревали в политической неблагонадежности. Их также пытали, бросали в тюрьмы, казнили, и некоторые из них проявляли при этом большое мужество и выдержку.

Разве означает это, что всех их тоже нужно канонизировать? Не означает, потому что мучеником в православном понимании становится не всякий, кто пострадал и был несправедливо убит, но только тот, кто проявил на этом пути искреннюю веру, предпочитая лучше умереть, чем повредить душе лжесвидетельством. Иными словами, нравственное и духовное достоинство поступка определяется по тому намерению, с которым он совершается.

И если коммунистическую власть кто-то оправдывает, то остается признать, что урок, преподанный русскому народу, так и не усвоен.

Бутовский полигон. Мемориал Сад памяти Бутовский полигон. Мемориал Сад памяти Разрушение храма свт. Николая в Чечне.

Кинохроника 1930-х Разрушение храма свт. Кинохроника 1930-х Священномученик Петр Полянский. Какой ситуация была на самом деле? Вообще, когда в Бутово были обнаружены захоронения, по закону их необходимо было исследовать и точно определить, сколько же человек там погребено.

Но ничего подобного не было сделано ни в Бутово, ни где бы то ни было. Следы преступлений намеренно скрывались, потому что количество похороненных там намного больше, чем это официально признано. А ведь в Москве и Московской области убивали и хоронили расстрелянных не только на этом полигоне. Были еще Коммунарка, Ваганьковское кладбище, Новоспасский, Иоанно-Предтеченский, Андроников монастыри, Бутырская тюрьма, лубянские подвалы.

Это далеко не все, и это только московский регион. Почти такая же картина по всей стране. Абсолютно в каждой области нашей страны есть свои расстрельные полигоны, а где-то и не по одному. Сколько человек на них погребено, до сих пор подсчитывают только историки-энтузиасты.

Наоборот, какой бы неприятной она ни была, правду нужно знать для того, чтобы эти преступления не повторились. Диверсией я бы скорее назвал то, что было устроено в нашей стране после 1917 года. Безусловно, были миллионы погибших. От голода в начале 1920-х годов, по советским данным, погибли 5 миллионов человек, от голода в начале 1930-х годов — 7 миллионов.

Затем — жертвы классового геноцида первых лет после Октябрьской революции, а начиная со сталинских лет — самые страшные гонения на Церковь, раскулачивание, политические процессы. Результаты переписи населения в начале 1937 года были ужасными: страна недосчиталась около 10 миллионов человек. А затем начался Большой террор: 700 тысяч расстрелянных и полтора миллиона отправленных в лагеря. Предвоенное уничтожение командного состава армии, страшная война с ее абсолютным презрением к человеческой жизни.

Очень советую почитать воспоминания Николая Никулина, чтобы понять, насколько страшна была эта война и сколько чудовищных ошибок было совершено советским руководством. Затем — послевоенный голод, послевоенные репрессии, переселенные народы. Сколько погибло во время выселения народов, которые не нравились советскому вождю, сколько погибло на севере и в Сибири русских крестьян, объявленных кулаками, — никто уже и не сосчитает. И, безусловно, нельзя молчать о духовном уничтожении народа.

На протяжении семи десятилетий людям внушали, что безбожие, богохульство, уничтожение храмов, доносительство, отречение от родителей — это героизм и добро. Ленин в статье «Задачи союзов молодежи» говорил, что нравственно то, что полезно пролетариату. Отдельное преступление — уничтожение Церкви и жесточайший контроль над ее остатками. Никто не считает, сколько людей из-за советского богоборчества не пришло ко Христу, сколько людей было вовлечено в безбожную пропаганду, сколько было душ, погибших для вечности.

Зайдите в любой книжный магазин. Книги с правдой о репрессиях и о советских зверствах есть, но они теряются на фоне огромного количества апологетики богоборческой власти. То же происходит на телевидении. Уже давным-давно там не увидишь людей, отрицательно отзывающихся о советском режиме.

Можно критиковать любой период истории, но в отношении коммунистических десятилетий позволяется либо апологетика, либо умеренная критика, которая говорит о репрессиях всего лишь как о перегибах на местах. Попасть в СМИ с прямой и жесткой критикой советской системы невозможно. Как известно, власть — ветер, народ — трава [1] , куда дует «ветер» пропаганды, туда клонится и общественное мнение. Что люди слышат, то и впитывают в себя.

Какая из мер, на Ваш взгляд, самая эффективная в деле актуализации почитания новомучеников? Недавно на расстрельном полигоне «Медное» в Тверской области установили памятники Ленину, Дзержинскому, Свердлову и Сталину. Памятник Дзержинскому установлен возле здания штаб-квартиры службы внешний разведки. Причем открывался этот памятник с участием людей, которые заявляют о себе, что они православные и сидят с духовенством в разных президиумах.

Никакого осуждения со стороны церковного руководства мы, к сожалению, не увидели, а такая реакция была бы самой эффективной мерой в деле почитания новомучеников. В последние месяцы стали известны и другие случаи. Балашихинское духовенство фотографируется возле памятника все тому же Дзержинскому, священник в Великих Луках «освящает» памятник Сталину и еще возглашает «Христос воскресе! Пока все это будет продолжаться и не встречать сопротивления со стороны православных христиан и мер со стороны священноначалия, «Рекомендации» не помогут.

Можно в соответствии с документом освящать храмы в честь новомучеников, но если с амвонов этих храмов священники будет оправдывать гонителей или пытаться выставить их благодетелями, то ничего не изменится.

Где тут святость-то? Но многие-то взяли и побежали, или, наоборот, участвовали во всем этом беззаконии. А этот священник из захудалого села понимал, что его долг — ходить в храм и молиться, хотя и знал, что ему за это будет. И он служил, понимая, что в любую минуту за ним придут. О новомучениках Церковь , по слову святителей, стоит на крови мучеников, и это не только в переносном смысле, а и в прямом, буквальном смысле. Божественная Литургия совершается на антиминсе, в который по установившейся древней традиции зашивают мощи именно мучеников. Русская Православная Церковь, несмотря на то, что она по занимаемому пространству и количеству членов больше всех остальных Поместных Церквей вместе взятых, хотя и сравнительно молодая, на протяжении своей истории заимствовала мощи для антиминсов. Но после канонизации 2000 года у нас появилось столько мощей мучеников для совершения Литургии, что хватит на все престолы вплоть до Второго Пришествия Христова.

В 20-м веке в России просияло в несколько раз больше святых, чем за предыдущие 900 лет существования Русской Церкви. Однако, ожидаемого почитания Новомучеников в нашей Церкви не произошло. Мы живем в другую эпоху, которая, хотя и недалека от той по времени, но бесконечно далека по содержанию окружающей нас жизни. И потому почитание Новомучеников может состояться, как и вообще почитание святых, только через нарочитое изучение их подвига. Мы плохо осознаем значение подвига мучеников и тем самым не являем в себе такой христианской добродетели, как благодарность. Мы слепы в том смысле, что не видим опасности своего существования в настоящем времени. По слову Симеона Нового Богослова , «не желающий с любовью через смиренномудрие достичь единения с последними из святых, никогда не соединится с прежними и предшествующими святыми». Ведь если человек не узнает и не принимает святость столь близкую к нему, как он может постичь святость далеко от него отстоящую. Наши Новомученики, может быть, есть единственное безоговорочное наше созидающее достояние, может быть, и единственные последнего времени наши молитвенники и попечители.

В воскресных школах надо проводить занятия о новомучениках Российских и, конечно, в храмах в их памятные дни помещать на аналоях их иконы. У меня к новомученикам отношение особое, отчасти вот почему. Бабушка, которая водила меня в детстве в один из двух действовавших тогда в Саратове храмов, Свято-Троицкий собор, ничего мне про деда не рассказывала, но в семье были разговоры, что он из рода священнослужителей.

Все Богоявленские в этом селе были из священнического сословия. И в том же селе в 1848 году родился Василий Никифорович Богоявленский, будущий митрополит Киевский и Галицкий Владимир, при советской власти ставший первым священномучеником в архиерейском сане. По нашему семейному преданию, священномученик митрополит Владимир был троюродным братом моего деда.

Так это или нет — с точностью сейчас установить фактически невозможно. Но новомучеников я очень почитаю и считаю молитвенную память о них делом чрезвычайной важности. Светлана Клейменова, библиограф отдела редких книг и рукописей Зональной научной библиотеки им.

Артисевич Саратовского государственного университета: — К сожалению, о новомучениках известно не очень много. Столько имен — и за каждым именем чья-то судьба… Мне кажется, дело именно в недостаточной информированности, а отнюдь не в безразличии к судьбам этих людей, потому что равнодушными их судьбы не могут оставить никого. Читала о священномученике Владимире Амбарцумове, детство которого прошло в Саратове, его отец основал Саратовское училище для глухих детей.

В судьбе отца Владимира поразительно то, как долго и терпеливо вел его Господь от лютеранства, через баптизм, к истинной вере — Православию, к принятию священного сана, наконец — к мученическому венцу, которого он ждал, к которому он шел осознанно. Отец Владимир стал родоначальником большой, дружной православной семьи. Его сын — священник, так же, как и многочисленные внуки.

Дочь Лидия, в замужестве Каледа, в монашестве Георгия, скончалась совсем недавно. Еще одно свидетельство той страшной эпохи, когда читала об этих людях, запомнилось и поразило. Маленький мальчик спрашивает у матери: «Мама, а почему всех забирают, а за нами не приходят?

А мать спокойно отвечает: «Это потому, сынок, что мы не достойны пострадать за Христа». Мальчик вырос и стал священником, это отец Глеб Каледа. Но ведь большинство советских детей ходило в школу, учило, как полагается, «Смерть пионерки», «Левый марш» и ни о чем таком не задумывалось.

В целом подвиг наших святых ХХ века — это книга, которую предстоит открывать… Здесь многое будет зависеть от усилий историков, которые кропотливой архивной работой воссоздадут жизненный путь каждого из новомучеников и исповедников Российских. Многие сейчас говорят, что новомученики Российские подобны христианам первых веков. Действительно так.

Однако почитание христиан первых веков сформировано многовековой традицией. Наши новомученики явили такую же верность Христу, как и первые христиане, но время узнать всем о подвиге их веры настало совсем недавно. Алиса Орлова, журналист, г.

Москва: — Я — прямой потомок репрессированных, мой прадед умер в лагере, мой дед отсидел и вышел, прабабушка получила нервную болезнь от постоянного страха, что все повторится, что за ними опять приедут… В советские послесталинские годы население делилось на две категории: одни ничего о репрессиях не знали или не хотели об этом думать, потому что их семей это не коснулось; другие, те, кого это коснулось непосредственно, молчали. Мой дед никогда не рассказывал о пережитом, я знаю немного, в частности, то, что он носил крестик зашитым в лагерную телогрейку. Случилось так, что я пришла по своим журналистским делам в храм во имя преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе; последним настоятелем этого храма перед закрытием был священномученик Петр Никотин, протоиерей, он расстрелян на Бутовском полигоне вместе с четырьмя своими прихожанами.

Входя в храм, я сразу увидела такой информационный стенд, и на нем в числе других рассказывавших о последнем настоятеле документов — протокол его допроса в 37-м году. Читала и не могла оторваться. Каким же мужеством должен был обладать человек, спокойно говоривший в лицо своим мучителям: «Мое мировоззрение не соответствует советскому… Страной должна управлять другая система, не советская».

А ведь это был не первый уже в его жизни арест! После этого я прочитала о священномученике Петре и о его храме все, что могла найти. Для того чтобы помнить и почитать новомучеников, нужно побольше узнавать о них, нужно нам самим найти в себе силы; идти туда, где они служили, где принимали свои мученические венцы — на Бутовский полигон, в другие подобные места — и прикасаться к этой святыне.

Это совсем недавняя наша история. Будем ли мы почитать своих святых — зависит не от кого-то другого, а от нас самих. Роскомнадзор Главный редактор — Сапаева Елена Владимировна.

Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт "Православное Поволжье". Перепечатка материалов портала в печатных изданиях книгах, прессе возможна только с письменного разрешения редакции.

Новомученики и исповедники Российские: кто они, сколько их?

Подвиг новомучеников и исповедников Российских является ярчайшим примером верности Христу и Его Церкви. Кто изображен на иконе «Собор новомучеников и исповедников Церкви русской»? Действительно, с наступлением свободы Православная Церковь канонизировала около 1800 новомучеников — и в их числе самого митрополита Серафима. Жизнь и подвиги новомучеников для наших современников являются той реальностью, которая может быть изучена или исследована доподлинно по эпистолярным и архивным документам, воспоминаниям очевидцев. Новомученики (новые мученики) — это люди, которые пострадали за веру сравнительно недавно. Икона Собора новомучеников и исповедников Российских была создана иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского института.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий