Широкое распространение записей бардовских песен и выступлений сатириков на кассетах

Праздник бардовской песни отмечают в Самый короткий день в году, 22 декабря, когда холодно и сумрачно на улице, и так необходимо тепло встреч с любимыми песнями и с теми людьми, которых подарила нам бардовская песня. «Авторская песня» — это термин, введенный впервые В. Высоцким. Таким определением он подчеркивал личностный, сугубо индивидуальный характер песен этого жанра, отделял их от обычного городского фольклора и от популярных эстрадных произведений.

Романтики с гитарой: история бардов 60-70-х годов

Главное Грушинский фестиваль «Грушинка», «Груша» — песенный фестиваль, с 1968 года регулярно проводимый под Самарой. Официальное название — «Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина». Один из старейших и крупнейших фестивалей авторской песни. Фестиваль проводится в форме туристического слета, в условиях палаточного лагеря. Главная концертной площадка фестиваля — плавучая сцена в форме гитары.

Пик популярности пришёлся на конец 1970-х годов — в 1979 году фестиваль посетило 100 тысяч человек; в конце 1990-х и начале 2000-х возобновился интерес к фестивалю, в 2006 году число гостей фестиваля также превысило 200 тысяч. Состояние Грушинский фестиваль проходит ежегодно в начале июля на Мастрюковских озерах. На сегодня фестиваль собирает около 20-25 тыс участников и зрителей. Сюда съезжаются и мэтры бардовской песни и те, кто только начинает работать в этом жанре, а так же просто любители авторской песни.

Впечатления Фестиваль проводится не только, чтобы собрать вместе любителей авторской песни в красивом месте, но и в целях приобщения молодежи к музыке, поэзии, туризму и спорту, сохранения и развития авторской песни, выявления талантливых авторов и исполнителей, пропаганды здорового образа жизни.

Основной упор делается на поэтичность текста. Предшественником авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры А. Основными отличительными признаками городского романса с литературной точки зрения являются конкретика в образах, ступенчатая композиция, представление лирического героя о самом себе, как о бывалом человеке, недостижимость объекта любви. Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» распространявшихся по государственным каналам доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х сочинённые П. Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина», а также ранние песни М. Чаще всего хотя и не всегда исполнители песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки - отсюда и название.

В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ известнейшими авторами этой плеяды стали Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова и в Педагогическом институте им. Ленина Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Б.

Окуджава и Н. К авторской песне также примыкает творчество Тимура Шаова. Авторская песня была одной из форм самовыражения «шестидесятников». Жанры и термины Чёткой и единой терминологической системы, связанной с песенными жанрами, до сих пор не существует. Иногда термины «авторская песня» и «бардовская песня» употребляют как синонимы. Но, например, Владимир Высоцкий категорически не любил, чтобы его называли «бардом». Хроники показывают, что в 1950-х и начале 1960-х годов наиболее употребителен по отношению к жанру был термин «самодеятельная песня»- его, в частности, применяли в отношении самих себя и сами авторы. Вопрос о названии песенного жанра не сразу заинтересовал любителей авторской песни. Как пишет в своей книге «История московского КСП» Игорь Каримов, аббревиатура КСП использовалась ещё в конце 1950-х, но в то время расшифровывалась как «конкурс студенческой песни».

На ставшей вехой в истории КСП конференции по вопросам самодеятельной песни в Петушках май 1967 вопрос обсуждался сфокусированно. Рассматривались варианты «гитарная песня», «любительская песня», «туристская песня» и ряд других. По итогам совещания было выбрано название «самодеятельная песня», а за сочетанием КСП закрепилось значение «Клуб самодеятельной песни». Тогда же, в мае 1967 г. Сама по себе «поющаяся поэзия» - древнейший вид творчества, известный культурам едва ли не всех народов, и не случайно представителей А. Суть А. Каждой такой песней автор как бы говорит: это - я, это - мое, сокровенное, никем не внушенное, «это - мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью» Б. Такие песни рождаются спонтанно, как свободная реализация потребности высказаться, поделиться тем, что наболело. Как поется в одной из песен того же Окуджавы, «каждый пишет...

Авторской песне в принципе противопоказаны сцена, праздничный официоз концертного зала, любая формализованная публичность, любая дистанция между участниками песенного общения, создаваемая рампой. Авторская песня возникла как альтернатива «советской массовой песне» - жанру тоталитарного искусства, создававшемуся композиторами, поэтами и певцами. Среди деятелей литературы и искусства, работавших в этой области, было немало талантливых людей. Но никто из них не был автором песни в полном смысле слова. Композитор должен был порой класть на музыку совершенно безразличные ему тексты. В других случаях стихотворец сочинял слова на готовую ритмико-мелодичную смеху так называемую «рыбу». Не вполне свободны были в выборе репертуара и певцы. Мы не берёмся здесь оценивать достоинства и недостатки, плюсы и минусы массовой песни имевшей «общественно-политическую» и «эстрадно-лирическую» разновидности - это особая эстетическая проблема. Но совершенно очевидно, что именно в противовес такому типу песни та, о которой у нас идёт речь, предпочла назвать себя «авторской».

Один человек сочетает в себе, как правило, автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора - вот признак авторской песни как культурного феномена. А доминантной здесь является стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера исполнения. Между прочим, это чётко осознано музыковедами: «В связи с главенствующим значением текста творцами авторской песни являются обычно не музыканты, а поэты», - говорится в краткой статье «Авторская песня» популярного справочника. Бывали, конечно, исключения. Не всякий из творцов авторской песни непременно предстаёт «один в четырех лицах». Так, например, Александр Городницкий сочиняет стихи, мелодию, исполняет свои песни, но при этом аккомпанирует ему кто-то другой. Мир авторской песни нельзя представить без Дмитрия Сухарева, хотя он сочиняет только тексты, мелодии его песен принадлежат чаще всего Виктору Берковскому и Сергею Никитину, которые не пишут стихов, но как композиторы и певцы являются своего рода классиками, вошедшими навсегда в историю авторской песни. С «чужими» стихотворными текстами работают Александр Дуров и Александр Суханов.

Многих из них я назову ниже. Причем Булат Окуджава - один из первых бардов, кто вышел на эстраду и стал выступать со своими песнями, хотя первые годы и бесплатно. Часто профессионалами называют бардов, которые мастерски исполняют вполне законченные, безукоризненные по стихам и музыке авторские песни. Некоторые барды - любители постепенно стали профессиональными авторами-исполнителями, регулярно выступающими на эстраде, выпускающими книги, пластинки, кассеты, диски. Кое-кто даже числился при государственных концертных организациях. Самый яркий пример коммерческого барда - Александр Розенбаум. Он сумел трансформировать любимую народом песенную манеру Высоцкого в эстрадное шоу. И сделал это первым. Творчество любителей - всегда самовыражение, крик души. Любитель пишет песни и поет их, потому что не может не петь, потому что душа поет и ему надо поделиться с другими людьми своими ощущениями. А профессионалу, будь то певец, композитор, а иногда и поэт, надо быть адекватным, подтверждать свою профессиональность, удивлять и завлекать публику читателя, слушателя , действовать с оглядкой на требования эстрады, мнение коллег, пристрастия толпы. Даже Окуджава, который, конечно же, самовыражался и в этом смысле он - любитель , говорил, что одно дело петь друзьям, а другое - с эстрады. Вообще-то барды издавна известны как поэты и музыканты, певцы своих стихов, исполнители своих песен. Барды были еще у древних кельтов. В Америке певцы с гитарами и другими щипковыми инструментами давно любимы народом. Поющих поэтов можно назвать и в России. Например, XIX в. Иногда первым бардом в России называют гитариста и композитора Михаила Высотского. В начале XX в. Серебряный век русской поэзии - Михаил Кузмин и Игорь Северянин. Кузмин - профессиональный композитор, ученик Римского-Корсакова, известен и как автор музыки к спектаклю "Балаганчик" по Александру Блоку, а Северянин в своих многочисленных поэтических выступлениях использовал четыре мотива, как бы напевая стихи, которые он называл "поэзами".

Основные исторические этапы развития жанра авторской песни

Авторская, или бардовская, песня представляет собой современный жанр устной, так называемой поющейся, поэзии, появившейся на рубеже 1950 – 1960-х годов в неформальной культуре молодых интеллектуалов и студенчества. Позже, в начале 1960-х, появляются первые песни Владимира Семеновича Высоцкого (1938–1980) и Александра Галича (Александр Аркадьевич Гинзбург; 1918–1977), вместе с Окуджавой составляющих классический бардовский триумвират. Исследовательская работа – «Авторская, бардовская песня» Цель исследовательской работы – поближе познакомиться с жанром авторской песни; приобщиться к бардовской песне и её основателям, раскрыть тематику песни; показать её огромный воспитательный по. В 1950-е годы, по словам Ю. Визбора, «время замечательных военных песен миновало, а время мирных еще не наступило. Феномен русской авторской (как ее еще называют, самодеятельной или бардовской) песни пока недостаточно исследован. Кто-то к ней равнодушен, кто-то считает ее далеким прошлым. Но трудно отрицать, что авторская песня с ее тонкими глубокими текстами и мелодичностью была. Первые массовые записи бардовских песен были на вес золота: магнитофоны в то время были редкостью, а официальные студии грамзаписи долгое время игнорировали творчество самодеятельных авторов.

Доклад: Авторская песня направление русской поэзии.

О жизни авторской песни в 1979—1990 годах писала регулярная самиздатовская газета «Менестрель» Московского клуба самодеятельной песни КСП. С ноября 1979 года, когда вышел первый номер газеты, её главным редактором был Андрей Крылов , с 1986 — Б. Газета распространялась в фото- и ксерокопиях по всей стране. Особо примечательными стали и получили широкий отклик 2 специальных выпуска газеты, полностью посвящённые памяти Владимира Высоцкого: специальный выпуск — август сентябрь 1980 г. Однако отношение государства к авторам было далеко не единым. Так, Союз писателей занимал позицию предельно неприязненную — «что это за поющие поэты»; в то же время Союз композиторов многое делал для авторов самодеятельной песни — считая, что их творчество при всей самодельности их мелодий компенсирует некоторое пренебрежение массовой песней, появившееся у профессиональных композиторов в 1960-е годы по сравнению с довоенным временем в частности, это мнение звучало в известном документальном фильме 1967 года « Срочно требуется песня ». При всех мерах запрещения песен по другим линиям, песни С. Никитина, В. Берковского, А. Городницкого, А. Дулова и других авторов регулярно включались в нотно-текстовые сборники массовой песни, выпускаемые СК.

А тогда в 70-х — студент Челябинского института физкультуры. Где-то на одной из скучных лекций по плаванию и написал свою первую песню — «Как здорово». Которая становится неформальным гимном походников всех времен и народов. С ней Олег Митяев в 80-м и хотел поехать на «Грушинский фестиваль». Где собирались по 100 тысяч человек. Песня года для неформалов с гитарами и палатками. Кто их знает, что там они поют. Вот «Грушу» и закрыли в 80-м на шесть лет.

Как бы ни закрывали, они все равно собираются.

Советская и постсоветская рок-сцена также испытала сильнейшее влияние наследия бардов. Со времён Александра Башлачёва и, чуть позже, Майка Науменко гитарная музыка в России начала складываться на фундаменте сильной и самобытной авторской лирики. Здесь можно вспомнить как сложносочинённые постмодернистские пассажи лидера «Гражданской обороны» Егора Летова, так и тезисные гимновые сочинения Виктора Цоя. В наше время бардовская песня претерпевает скачок популярности — всё чаще героями чартов становятся музыканты, вооружённые только акустической гитарой и собственным голосом. Переродившийся жанр уже нарекли постбардом, и сейчас это одно из самых востребованных направлений среди меломанов поколения Z. Скорее всего, возросший интерес к авторской песне можно обуславливать её незамысловатостью и доступностью, особенно по сравнению с треками стадионных артистов.

Один из самых ярких представителей авторской песни.

В 1955 окончил Московский государственный педагогический институт. Первые песни, в которых Визбор выступил как поэт и композитор, стали «Синие горы», «Маленький радист», «Романтики». К началу 60-х годов известна песня — «Домбайский вальс» В 1962 выступает инициатором создания молодежной радиостанции «Юность». С 1964 совместно с группой единомышленников издает журнал «Кругозор». Песни: «Как здорово», «Солнышко лесное», «Ты у меня одна», «Наполним музыкой сердца». Сергей Никитин — автор музыки, заслуженный деятель искусств России 1995. Оба — выпускники физического факультета Московского университета Татьяна — кандидат физических наук. С 1968 года неоднократные лауреаты фестивалей авторской песни.

Позднее Сергей руководил самодеятельным квинтетом физиков, в составе которого была его жена Татьяна. С 1974 года Татьяна и Сергей Никитины поют дуэтом, совмещая песенное творчество с научной работой. С 1987 года Сергей Никитин профессионально занимается музыкальной и концертной деятельностью. В 1978 году, окончив восемь классов, поступил в художественное училище им. Летом 1981 года возникает группа «Гарин и Гиперболоиды». С 1969 года художественный руководитель группы «Машина времени». Автор музыки и слов многих популярных песен из репертуара группы. Записал сольные акустические альбомы 1983, 1985.

Снимался в кино «Начни сначала» реж. Стефанович, 1986 , «Рок и фортуна. ХХ лет «Машине времени» реж. Орлов, 1988. По образованию художник-график, выставляется на профессиональных выставках. Автор книги «Все очень просто» 1992. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени. Более известен под псевдонимом Трофим- сделал прорыв на бардовском направлении.

Коноплев, Наталья Муратова, А.

Российская авторская песня: немного истории

Таким образом, современная поющаяся поэзия представляется глубоко интимным, в некоторой степени даже исповедальным искусством, в котором мера доверия и открытости превосходит нормы, допустимые в профессиональном творчестве. Авторская песня в комплексном смысле — это многогранное социокультурное явление, в известной мере — общественное движение 50 — 90-х годов хх века. Ее роль в истории русской интеллигенции бесспорна. Своеобразие авторской песни. Особый жанр А В отличие от популярной эстрадной песни поющаяся поэзия адресована далеко не всем и каждому. Она понятна лишь тем, кому автор доверяет, кто душевно расположен к нему и способен разделить его мысли и чувства. Следовательно аудитория, ее состав, настрой и даже размеры являются важной составляющей жанра бардовской песни. Автор-исполнитель предстает неотделимой частью этой аудитории, его отношения со слушателями вряд ли можно назвать концертными: бард не демонстрирует себя и свое творчество, он не просто исполняет песни, а ведет со слушателями доверительную беседу, рассчитывая на ответную реакцию. Атмосфера взаимопонимания и доверия, возникающая в ходе подобного разговора, переживаемое слушателями чувство общности и единения с другими людьми является одним из главных признаков авторской песни, делающим ее особой «формой духовного общения единомышленников», как говорил Б.

Авторскую песню, зародившуюся в тесных дружеских компаниях, вернее было бы назвать не концертным, а бытовым музыкальным жанром. Этим объясняются некоторые сложности концертного существования бардовской песни, которой в принципе противопоказаны сцена, любая формализованная публичность и дистанция, создаваемая концертной сценой между участниками песенного общения. Искусство концертного исполнения авторской песни именно в преодолении так называемого эффекта рампы, в неизбежной в этом случае дистанции между исполнителем и аудиторией. Достигается это не только доверительной интонацией песни, ее безыскусной музыкально-поэтической лексикой, но и непрофессиональным таким, как у всех», голосом автора-исполнителя, подчеркнуто простой одеждой, свободной манерой общения с залом, комментариями к песням и прочими, казалось бы, незначительными мелочами. Б Авторская песня — одно из зеркал, отражающих историю нашей страны, отечественной культуры и общественной мысли. Личностный характер песен, невостребованность среди широкой публики, а также способность объединять вокруг себя круг неравнодушных к происходящему, прогрессивно мыслящих людей — все это сделало бардовскую песню не столько художественно-эстетическим, сколько социокультурным явлением и предопределило ее особую роль, которую она сыграла в процессе смены ценностных ориентаций 1950-1970-х годов. Точнее сказать, авторская песня была порождена этим процессом и стала одной из наиболее действенных форм самосознания и самовыражения социально-активного поколения «шестидесятников». Однако особого внимания заслуживает творчество отечественных бардов.

Формирование авторской песни в России совпало по времени с хрущевской «оттепелью», периодом начавшегося тогда процесса реабилитации личности, превращения бездумных «винтиков» государственной машины в самостоятельно мыслящих индивидуумов, готовых взять на себя ответственность как за свои действия, так и за судьбы мира, за все происходящее вокруг. С этим процессом тесно связано широкое распространение среди молодых интеллектуалов так называемых дружеских компаний, внутренне свободных, небольших групп, спаянных общими интересами и межличностными отношениями, которые противопоставлялись официальным формам коллективности. В этих объединениях создавались подходящие условия для становления и реализации личностных качеств, не находивших применения в общественной жизни. Вероятно, характерный для России 1960-х годов всплеск самодеятельного туризма и альпинизма был обусловлен все теми же потребноcтями реализации личностных качеств, а не неожиданно проснувшейся тягой к познанию красот природы.

Так называемая «примитивность» бардовского искусства — не что иное, как традиционность. Жанр песни, как известно требует простоты. Духу песни как нельзя более соответствует прекрасная ясность классического стиха. В образности, в синтаксисе, в ритмике авторская песня идет за классической поэзией. Оттого, я думаю, столь органично сочетание музыки и слова в песнях «В кругу миров…» А. Суханов — И. Анненский , «Вот и лето прошло…» В. Берковский — А. Тарковский , «Дорога — разлука» В. Мищук — Н. Рубцов и во многих других. Г Авторская песня рождена романтической эпохой и несет в себе отсвет романтической культуры. В развитии авторской песни выделяют несколько этапов. Первый из них, пронизанный романтическими идеалами, соответствующими не по возрасту слушателей, но и настроениям всего общества, длился примерно до середины 1960-х годов. Несомненным лидером этого периода был певец «детей Арбата» Булат Шалвович Окуджава. Происходившие в годы «оттепели» события— развенчивание культа та личности, крушение старых догм, a также изменения во всех сферах жизни — порождали надежды на восстановление нарушаемой на протяжении долгих лет справедливости и веру в светлое будущее. Практически все представители мыслящей интеллигенции, и в первую очередь молодежь, пребывали в состоянии радостной эйфории-ожидания перемен к лучшему. Авторская песня не могла никак не реагировать на всеобщее настроение социального оптимизма, в этом истоки ее светлого мироощущения, лиризма, беззлобного юмора и напевная, романсная по происхождению интонация. И все же главной сферой реализаций романтических устремлений общества была так называемая песня странствий, центральными образами-мифологемами которой являлись образы друга или дружбы и дороги как линий жизни, как пути испытаний и надежд, пути к познанию себя, пути в неизведанное. В сборниках лирики и песен этой знаменитой поэтессы «Кораблик», 1963; «Душа вещей», 1966; «Ласточкина школа», 1973; «Река», 1978 и др. На данном этапе бардовская песня не выходила за рамки породившей ее среды и передавалась от одной дружеской компании к другой либо в магнитофонных записях, либо в устной форме.

Окуджавы, авторская песня — это «форма духовного общения единомышленников». В отличие от эстрады в авторской песне нет официоза, дистанции между исполнителем и слушателями, формализованной публичности. Среди авторов-исполнителей «первого призыва» Окуджава, Визбор, Якушев, Ким, Рысев, Кукин, Никитин и другие не было ни одного профессионального музыканта. Некоторые из них лишь с большой долей условности могли называть себя профессиональными поэтами. В большинстве своем это учителя, спортсмены, инженеры, ученые, врачи, журналисты, актеры. Они пели о том, что волновало их и их сверстников. Чаще всего лирическими героями песен становились геологи, альпинисты, моряки, солдаты, циркачи, дворовые «короли» - немногословные, но надежные люди, на которых можно положиться. Изначально большинство авторских песен было написано студентами или туристами. Эта музыка разительно отличалась от той, которую распространяли «сверху», то есть по государственным каналам. Любая авторская песня — это исповедь ее создателя, рассказ об одном из эпизодов жизни или зарифмованная точка зрения по тому или иному вопросу. Считается, что начало жанру положил Николай Власов, сочинивший знаменитую «Студенческую прощальную». До сих пор многие помнят эти строки: «Ты уедешь к северным оленям, в дальний Туркестан уеду я…». В 1950-х годах студенческие авторские песни стали необыкновенно популярны. Почти каждый слышал песни Л. Розанова, Г. Шангина-Березовского, Д. Сухарева, которые в то время учились на биологическом факультете Московского государственного университета, или же песни Ю. Визбора, А. Якушева, Ю.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Изгиб гитары желтый ты обнимешь нежно, Струна осколком эха пронзит тугую высь. Качнется купол неба, большой и звездно-снежный... Песня была написана и впервые исполнена Олегом Митяевым в 1978 году на Ильменском фестивале. Концерт авторской песни онлайн Мытищи, 2003 Концерт авторской песни в центральном доме культуры г. Мытищи, 28. По одному каналу шла трансляция от видеопульта с 4 видеокамерами три в зале и одна на сцене , а по второму каналу зрители общались с уже выступившими авторами-исполнителями. Поэзия шестидесятников - раздел на сайте Человек. Гнозис 2. Официальный сайт грушинского фестиваля - grushinfestival. Биографии и тексты песен бардов с сайта bards.

Презентация "Барды и авторская песня" (11 класс) по музыке – проект, доклад

Статья автора «» в Дзене: Авторская песня (она же бардовская, самодеятельная, туристская – как только не величали!) в XX веке получила широкое распространение во многих странах мира. Бардовскую песню можно воспринять тогда, когда внимание слушателя ничем не отвлекается. Нужно полностью погрузиться в чувственно-образный мир песни, необходимо создать свои образы. Бардовская песня – это язык сердца, души. Изначально в основе жанра лежали песни студентов и туристов. Широкому кругу слушателей бардовская музыка стала доступна около 1931г., когда появились первые магнитофоны, из которых полилась лирическая музыка вы и вой.

Бардовская песня презентация, доклад

Бардовская песня возникла словно сама собой, в разных местах, одним из которых стал биофак МГУ. Здесь в начале 1950-х годов училась замечательная девушка Ляля Розанова. У нее был дар притягивать талантливых людей и вдохновлять их на творчество. Праздник бардовской песни отмечают в Самый короткий день в году, 22 декабря, когда холодно и сумрачно на улице, и так необходимо тепло встреч с любимыми песнями и с теми людьми, которых подарила нам бардовская песня. песенный жанр, который возник в середине XX века в СССР. Музыка бардов появилась в 1950-1960-е гг. на основе художественной самодеятельности. Эта презентация создана для помощи ученикам и учителям в подготовке к уроку по теме Барды и авторская песня. Данная работа будет полезна при подготовке доклада, выступления, при выполнении домашнего задания, создании творческого проекта.

Авторская музыка, песня

Авторская, или бардовская, песня представляет собой современный жанр устной, так называемой поющейся, поэзии, появившейся на рубеже 1950 – 1960-х годов в неформальной культуре молодых интеллектуалов и студенчества. Авторская, или бардовская, песня представляет собой современный жанр устной, так называемой поющейся, поэзии, появившейся на рубеже 1950 – 1960-х годов в неформальной культуре молодых интеллектуалов и студенчества. Первые массовые записи бардовских песен были на вес золота: магнитофоны в то время были редкостью, а официальные студии грамзаписи долгое время игнорировали творчество самодеятельных авторов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий