Новости когда первый человек полетел в космос

12 апреля 1961 года состоялся первый полет человека в космос, который совершил Юрий Гагарин — советский гражданин. Считается, что Гагарина для первого полета в космос выбрал Сергей Королев.

108 минут и дальше

  • Первый выход в космос
  • "Поехали" вместе: как это было. Хроника дня 12 апреля 1961 года в событиях и лицах
  • Первый выход в космос
  • Гагарин Юрий Алексеевич
  • Почему выбрали именно Юрия Гагарина
  • Первый полёт человека в космос

Покорители космоса. Они были первыми (к 60-летию полета Ю.А. Гагарина)

У меня связь была открытая. Представляете, я бы сказал: «Не могу войти в корабль». Вы бы тут же начали собирать комиссию. Вы юридически обязаны избрать председателя. Вы бы потом начали меня спрашивать, почему и как. Время идет. Пошли бы потом совещаться, что делать, а я бы уже умер.

Любая искра в электросистеме могла привести к взрыву. На Земле запаниковали: воздуха для дыхания могло не хватить до посадки, которую на территории СССР можно было провести только после 16-го витка по орбите. И вновь космонавтам повезло: через 7 часов подача избыточного кислорода внезапно прекратилась, и все вошло в норму. Следующая неполадка в ходе этого полета была связана с отказом системы ориентации. После отстрела шлюзовой камеры корабль начал вращаться, возникло много пыли и обломков. Автоматика не выстроила ориентацию, необходимую для включения тормозной установки.

С Земли вынуждены были разрешить впервые в истории космонавтики совершить посадку в ручном режиме. Из-за строения корабля «прицеливаться», сидя в кресле, было невозможно. Беляев вынужден был отстегнуться и, удерживаемый Леоновым, выстроил предпосадочную ориентацию. Беляеву удалось добраться до своего места за 22 секунды, но эта задержка послужила причиной перелета в 165 км. В результате спускаемый аппарат совершил посадку в в тайге в 75 км от г. Березники в Пермской области.

Королев, Келдыш и я сидели и ждали. Честно говоря, мы считали, что экипаж погиб. А когда пришло сообщение, что они сели в тайге, живы и здоровы, Сергей Павлович заплакал. Корабль приземлился 19 марта в 12 часов 02 мин 17 с. Первая попытка открыть люк не удалась из-за близких стволов деревьев и глубокого снега. Связи не было.

Космонавты развели костер. Мороз к ночи усиливался до минус 20 градусов. Леонов: У меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь.

Причины того, что Гагарин сказал так вместо уставной фразы «Экипаж, взлетаю», точно неизвестны. По одной из версий, «Поехали! Впрочем, здравого смысла в этом слове было больше, чем хулиганства, — кроме самого Гагарина, других членов экипажа на борту «Востока» не было.

Текст письма публиковался не раз. В нем космонавт сообщает, что техника подвести не должна, однако «бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею». При этом Гагарин просит супругу воспитать дочерей и, если уж так случится, устроить и свою личную жизнь.

Свой полет он посвятил «людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке». В тот раз письмо не пригодилось. Оно было передано вдове Юрия Гагарина спустя 7 лет, в марте 1968 года, после гибели летчика в авиакатастрофе.

Первый полет человека в космос длился 108 минут. Впрочем, у космонавта был код, позволяющий разблокировать ручное управление кораблем. Причина, по которой Гагарину не доверили управление кораблем, по словам экспертов, крылась в психологии.

Гагарин с женой и одной из дочек А ТАСС главное информационное агентство Советского Союза заготовило заранее, ещё перед 12 апреля, три разных сообщения об этом полёте: на случай успешного его завершения, на случай поисков космонавта за рубежом и на случай летальной катастрофы. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что до апрельского полёта «Востока-1» уже было произведено шесть тестовых стартов и три из них завершились трагедиями. В сентябре 1960 года непосредственно при взлёте произошёл взрыв ракеты, на её борту находились две собаки. Запуск от 1 декабря начинался неплохо: собаки Пчёлка и Мушка поднялись, как было задумано, на орбиту. А вот спусковая траектория в конце полёта оказалась неправильной — корабль с животными внутри него взорвался и полностью сгорел. Легендарный полёт: 108 минут, которые изменили историю «Восток-1», пилотируемый Юрием Гагариным, стартовал с Байконура 12 апреля 1961 года в 09:07 время московское. Руководителем старта являлся ракетный инженер Анатолий Кириллов — он давал команды по стадиям пуска ракеты и осуществлял контроль за их выполнением, следя за ситуацией из командной рубки. Взлёт ракеты-носителя утром 12 апреля 1961 года Как только ракета-носитель начала подъём, Гагарин сказал то самое знаменитое слово: «Поехали! В целом ракета-носитель исполнила свои функции без каких-либо проблем.

Лишь на заключительной стадии не сработала система, отвечающая за отключение двигателей третьей ступени. Двигатели выключились лишь после того, как сработал дублирующий механизм. К этому моменту корабль-спутник уже находился на сто километров выше запланированной орбиты. Гагарин, будучи на орбите, рассказывал о собственных наблюдениях. Он в окно иллюминатора смотрел на Землю с её облаками, горами, океанами и реками, видел облака и атмосферу из черноты космоса, Солнце и далёкие звёзды. Ему понравился открывшийся ему вид нашей планеты. Он даже призвал людей хранить эту красоту, а не разрушать её. Больше всего Гагарина впечатлила линия горизонта — она отделяла земной шар от очень чёрного неба. Гагарин первым увидел Землю из космоса и восхитился её красотой Гагарин также провёл несколько экспериментов: поел, выпил воду, сделал пару записей простым карандашом.

В какой-то момент он отпустил карандаш, и тот сразу же начал уплывать от него. Гагарин пришёл к выводу, что подобные вещи в невесомости следует фиксировать. До полёта оставалось загадкой, как психика человека может отреагировать на условия космоса, поэтому внутри корабля была реализована особая защита от умопомешательства пилота. Чтобы управлять кораблём, Гагарин должен был перейти на ручное управление. А для этого ему необходимо было открыть конверт с одним листочком, на котором была записана математическая задача. Только решив её, можно было узнать код доступа к панели управления. В целом полёт прошёл спокойно, серьёзных нештатных ситуаций не случилось.

Все это время он насвистывал песню: «Родина слышит, Родина знает». Полет в режиме автопилота До первого полета в космос было неясно, как организм человека отреагирует на экстремальные нагрузки: выдержит ли психика и сможет ли он остаться работоспособным в условиях невесомости. Чтобы минимизировать риск, полет решили проводить в полностью автоматическом режиме. Космонавт мог взять управление только в случае отказа автоматики, но для этого ему требовался цифровой код. Некоторые врачи боялись, что во время полета пилот потеряет контроль над собой и захочет без необходимости включить ручной режим. Для перестраховки секретный код запечатали в специальный конверт и приклеили рядом с креслом космонавта. Психологи считали, что открыть его можно только в здравом рассудке. По воспоминаниям инструктора Марка Галлая, в конверте было спрятано число «125». К счастью, вводить его Гагарину не потребовалось. Прощайте, товарищи» Первый космонавт не подозревал о том, что будет происходить с кораблем при входе в плотные слои атмосферы. Юрий Гагарин думал, что погибнет, когда по пути домой заметил в иллюминаторе полыхающий корпус капсулы «Востока». Из динамиков в центре управления полетом донеслось тревожное послание. Прощайте, товарищи», — громко прокричал Юрий Гагарин. На самом деле никакой опасности для его жизни в тот момент не было. Пламя возникло в результате трения жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу. Сегодня космонавты знают, это обычный процесс. Так происходит во время каждого приземления. Но для Юрия Гагарина эффектное космическое зрелище стало большой неожиданностью. О его прощальной фразе еще долгое время нигде не упоминалось, а потому она до сих пор остается малоизвестной.

«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос

Ровно 60 лет назад состоялся первый полет человека в космос. 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Юрий Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. Новости. Ассоциация СМО Тульской области. Видеоролики о правилах поведения на дороге и важности соблюдения Правил дорожного движения. Первый человек в космосе, не являющийся ни гражданином СССР, ни гражданином США, — Владимир Ремек (Чехословакия), 2 марта 1978 года, «Союз-28»-«Салют-6». Международный день полета человека в космос. 12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики – памятную дату, посвященную первому полету человека в космос. Первый выход человека в открытый космос 18 марта 1965 года стал ещё одной победой Советского Союза в космической гонке с США.

«Принял душ. Пообедал с земным аппетитом»

  • "Это я должен был лететь". Кто остался "за бортом" первого полета человека в космос
  • Первый «Восток» и пять с половиной лет на орбите
  • Факты о первом полете человека в космос
  • Полет Гагарина в цифрах - Новости

Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю

Анна Тимофеевна услышав новость, что её сын стал первым человеком полетевшим в космос, не поверила своим ушам. Так Юрий Гагарин начал свою речь перед первым полётом в космос 12 апреля 1961 года. Первый полет человека в космос подразумевал много проблем и трудностей. первый в мире полёт человека в космос. Первый человек в космосе, не являющийся ни гражданином СССР, ни гражданином США, — Владимир Ремек (Чехословакия), 2 марта 1978 года, «Союз-28»-«Салют-6». Первыми живыми существами в космосе были четвероногие друзья человека – собаки Белка и Стрелка, которые в августе 1960 года на борту корабля «Восток» совершили суточный облет Земли.

Они могли быть на месте Гагарина. Пять историй о первом отряде космонавтов

От такого полета до запуска в космос человека оставался лишь шаг. Первый полет человека в Космос Во второй половине ХХ века произошло очень знаменательное событие для всего человечества – впервые человек полетел в космос. В день первого полёта в космос она сказала родным, что уезжает на соревнования парашютистов. 12 апреля 1961 года известие о запуске первого человека в космос вывело тысячи восторженных москвичей на улицы города. На фото: Сообщение ТАСС о первом полете человека в космос стало самой цитируемой новостью в мире. Первый полет человека в космос подтвердил возможность жизни и работы за пределами земной атмосферы.

10 неизвестных фактов о полете Гагарина

По дороге был замечен грузовик, с которого махал руками Гагарин. Его подобрали, и вертолёт полетел на базу, послав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». Там Гагарина уже ждали. Присутствовало всё руководство базы. Космонавту вручили поздравительную телеграмму советского правительства. На «Победе» Юрия Алексеевича повезли в диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой. К полудню на аэродром с Байконура прибыли два самолёта. На авиабазе в городе Энгельс. Ожидание разговора с Кремлём.

В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи лично доложил Брежневу и Хрущёву о выполнении полёта. Первое выступление Юрия Гагарина после возвращения на землю О возвращении космонавта на Землю доложили в Главный штаб ВВС: «Гагарин благополучно приземлился в 23-х километрах от Саратова и через несколько минут сам позвонил в Москву... Прибытие начальства усилило приток рабочих на аэродром с территории завода. Пришлось приказать командиру самолета Ил-14, на котором прилетели Гагарин и Агальцов, зарулить на самую дальнюю стоянку. Не успели мы на машинах подъехать к самолёту, как и здесь образовалась большая толпа. Открылась дверь самолёта, и первым стал спускаться Юра - он был в зимнем лётном шлеме и в голубом комбинезоне скафандра. Все девять часов, которые прошли с момента его посадки в космический корабль до этой встречи на куйбышевском аэродроме, я волновался и переживал за него, как за родного сына.

Мы крепко обнялись и расцеловались. Со всех сторон щёлкали фотоаппараты, толпа людей нарастала. Возникла опасность большой давки, а Юра хотя и улыбался, но выглядел сильно переутомлённым. Необходимо было прекратить объятия и поцелуи. Я попросил Агальцова и Юру сесть в машину и немедленно ехать на дачу обкома. Часов в десять вечера все собрались за столом. Присутствовали шесть космонавтов, члены Госкомиссии, руководители области... Произносили тосты, но пили очень немного - чувствовалось, что все очень устали.

В одиннадцать часов разошлись по спальням. Так закончился этот тревожный, радостный, победный день. День 12 апреля 1961 года человечество никогда не забудет, а имя Гагарина навеки впишется в историю и будет одним из самых известных». Первая полоса экстренного выпуска газеты «Правда» от 12 апреля 1961 года, посвящённого полёту Юрия Гагарина в космос 19:00 - в эфир вышел выпуск «Последних известий» Всесоюзного радио, продолжавшийся 24 минуты. Фрагмент содержания выпуска: «Президент Соединенных Штатов Америки Кеннеди поздравил советских учёных и инженеров с выдающимся достижением - запуском космического корабля с человеком на борту и благополучным возвращением его на землю. Мы поздравляем советских учёных и инженеров, которые сделали возможным этот подвиг. Вот что нам сказала народная артистка Советского Союза Ольга Лепешинская: - То, что мы сегодня услышали по радио, настолько великолепно, что трудно подыскать слова, чтобы определить, как это много значит для человечества. Я только что прилетела из Целинограда и очень сожалею, что эта поразительная новость не застала меня там.

Мне очень хотелось услышать о ней в кругу тех замечательных людей, которых мы встретили на целине. По телевизору показывали портрет Юрия Гагарина. Видимо, он молод, очень молод. Таких же, как он, его сверстников, встретили мы в Целинограде, и мне подумалось, глядя на этого храброго, простого советского человека, что таких, как он, в нашей стране множество. Юрием Гагариным гордится и наш Советский Союз, и всё прогрессивное человечество, ибо они двигают время вперёд». Советская пресса, экстренные выпуски газет. О событиях на космодроме Байконур, происходивших 12 апреля 1961 года, вспоминает один из разработчиков радиоэлектронной аппаратуры корабля «Восток» профессор Борис Васильев: Газета «The Huntsville Times» США, Алабама , 12 апреля 1961 года 13 апреля 1961 года 00:45 - в эфир вышел выпуск «Последних известий» Всесоюзного радио, продолжавшийся 13 минут. Фрагмент содержания выпуска: «Вскоре после сообщения о благополучном завершении первого космического полёта и приземления Юрия Алексеевича Гагарина в заданном районе, состоялся разговор по телефону между товарищем Никитой Сергеевичем Хрущёвым и первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным.

Это произошло в 13 часов по московскому времени. Никите Сергеевичу Хрущёву сообщили, что с ним хочет поговорить Юрий Гагарин. Гагарин: «... Я только что получил вашу приветственную телеграмму, в которой Вы поздравляете меня с успешным завершением первого в мире космического рейса. Сердечно благодарю Вас, Никита Сергеевич, за это поздравление. Счастлив доложить Вам, что первый космический полёт успешно завершён. Сердечно приветствую и поздравляю Вас, дорогой Юрий Алексеевич. Вы первым в мире совершили космический полёт.

Своим подвигом Вы прославили нашу Родину, проявили мужество и героизм в выполнении такого ответственного задания, своим подвигом Вы сделали себя бессмертным человеком, потому что первым из людей проникли в космос. Скажите, Юрий Алексеевич, как Вы себя чувствовали в полёте, как протекал этот первый космический полёт? Я чувствовал себя хорошо. Полёт проходил очень успешно, вся аппаратура космического корабля работала чётко. Во время полёта я видел землю с большой высоты. Были видны моря, горы, большие города, реки, леса. Можно сказать, что Вы чувствовали себя хорошо? Вы правильно сказали, Никита Сергеевич, чувствовал себя в космическом корабле хорошо, как дома.

Ещё раз благодарю Вас за сердечное поздравление и приветствие с успешным завершением полёта. Я рад слышать Ваш голос и приветствовать Вас. Буду рад встретиться с Вами в Москве. Мы вместе с Вами, вместе со всем нашим народом торжественно отпразднуем этот великий подвиг в освоении космоса. Пусть весь мир смотрит и видит, на что способна наша страна, что может сделать наш великий народ, наша советская наука. Пусть теперь все страны догоняют нас! Очень рад, что Ваш голос звучит бодро и уверенно, что у Вас такое замечательное настроение. Вы правильно говорите - пусть капиталистические страны догоняют нашу страну, проложившую путь в космос, пославшую первого в мире космонавта.

Все мы гордимся этой великой победой. Здесь присутствует Анастас Иванович Микоян, он передаёт Вам сердечное поздравление и приветствие.

В «Роскосмосе» надеются таким образом защитить известную фразу от тех предпринимателей, кому «чуждо правовое поле и историческая память». Полет Гагарина проходил в режиме автопилота Первый полет человека в космос подразумевал много проблем и трудностей. Ученые и исследователи просто не знали, как человеческий организм отреагирует и перенесет экстремальные перегрузки. Возникал вопрос о том, сможет ли выдержать психика космонавта условия полета, сможет ли он остаться в здравом уме и сохранить работоспособность в условиях невесомости. Для того чтобы минимизировать все возможные риски, полет было решено проводить полностью в автоматическом режиме. Юрий Гагарин мог взять управление на себя лишь в случае отказа автоматических систем корабля, но для этого ему нужно было вводить специальный цифровой код.

Часть врачей опасалась того, что в полете космонавт, оказавшийся в стрессовой ситуации, с которой не сталкивался ни один человек на Земле, потеряет контроль над собой и захочет взять управление на себя, перейдя на ручной режим без какой-либо необходимости в этом. Чтобы перестраховаться, секретный код был помещен в специальный запакованный конверт рядом с креслом летчика-космонавта. Психологи справедливо считали, что вскрыть конверт для извлечения кода сможет только человек, находящийся в здравом рассудке. Проблемы с кораблем «Восток» начались уже на старте Полет Юрия Гагарина в космос сопровождали различные нештатные ситуации и неполадки на борту, которые при неблагоприятном развитии ситуации могли привести к трагедии. Все они лишь подчеркивали насколько героическим и трудным был этот полет как для самого Гагарина, так и для конструкторов, в первую очередь Сергея Королева, переживающего за жизнь космонавта. Первая из нештатных ситуаций возникла перед самым стартом 12 апреля 1961 года. Когда Юрий Гагарин уже находился в своем кресле внутри кабины корабля «Восток», выяснилось, что люк с герметизирующей крышкой закрылся, но один из трех контактов «люк закрыт» не сработал и не замкнулся. Этот контакт был очень важен для полета.

Подготовка к полету После отправки первого искусственного спутника в космос естественным образом появилась новая цель: отправить в космос человека. Возникал один из главных вопросов: как поведет себя организм человека в космосе? Пёсики… Пёсики… Тебе нравятся пёсики? Для поиска ответа было принято отправить в космос живых существ.

В принципе, подобные эксперименты не были для мира чем-то новым. В течение 50-х годов несколько десятков собак были пассажирами баллистических ракет. Некоторые, к сожалению, погибли. Об отношении к собакам В то же время нельзя сказать, что к ним относились как к экспериментальному материалу.

Во время работ, собаки становились друзьями и коллегами для исследователей. Животным старались создать максимально комфортные условия: ежедневные прогулки, хорошее питание и уход. Каждая потеря во время исследований воспринималась как личное горе. Допустимые ли это потери — пусть каждый решает для себя сам.

Первым живым существом, выведенным на орбиту Земли, стала собака Лайка в 1957 году, через месяц после отправки первого спутника. К сожалению, возвращение Лайки на Землю конструкцией космического аппарата не предусматривалось. Подразумевалось, что Лайка проведет на орбите около недели. Для этого на борт добавили кормушку, добавив яд в последнюю порцию, в попытке избавить от мучений.

Но Лайка погибла во время полёта через 5—7 часов после старта. При выходе на орбиту из строя вышла система вентиляции и собака погибла от перегрева и стресса. Почтовая марка с Лайкой Следующий запуск с собаками на борту состоялся через 3 года. В этот раз на корабле восток-1 о нём далее оказались две собаки - Лисичка и Чайка.

Этот полёт завершился на 38-й секунде в результате разрушения одного из блоков первой ступени. Данная трагедия привела к решению о разработке системы аварийного спасения экипажа не только в полёте, но и на этапах запуска которую так и не реализовали на корабле Восток-1 Лисичка и Чайка Затем были отправлены всем известная пара собак, которые, к счастью, уже вернулись на Землю. Белка и Стрелка вернулись полностью здоровыми.

Но этому не суждено было сбыться. Руководство советского космоса сделало ставку на групповую экспедицию, в которую вошли Павел Попович и Андриан Николаев. Отмена полета негативно повлияла на психологическое состояние Нелюбова, и его отправили в отпуск, который перечеркнул мечты о космосе. Будучи нетрезвым, Григорий грубо ответил патрульным. Рапорт о его поведении лег на стол Николая Каманина, руководившего отбором космонавтов. Нелюбову предлагали извиниться, но тот отказался и был отчислен из отряда.

Несколько лет Григорий пытался вернуться в Звездный городок — в него все еще верил Королев. После смерти Сергея Павловича в январе 1966 года для бывшего члена первого отряда космонавтов была закрыта последняя дорога назад. Месяцем позже Григорий Нелюбов погиб, попав под поезд. Судьба была благосклонна к Нелюбову. Просто не хватило у человека сил сделать свою жизнь, так счастливо и интересно начавшуюся…» Марс Рафиков Марс Рафиков родился в 1933 году в Киргизской ССР. Как и большинству детей тех лет, юному Марсу пришлось на себе испытать все трудности войны. Вместе с взрослыми он собирал хлопок, урожай, металлолом. После окончания боевых действий 14-летнего мальчика наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». Он решил связать свою жизнь с небом и стал летчиком.

В 1960 году его успехи заметили, и Марс Закирович стал одним из счастливчиков, отобранных для полета в космос. Рафиков отлично справлялся со всеми тренировками — другие члены первого отряда космонавтов были уверены, что он отправится в космос одним из первых. Однако в работу вмешалась личная жизнь — так считал сам Рафиков. Он собирался развестись с женой, о чем сообщил начальству. Руководители космической программы просили Рафикова сохранить семью, но тот был настроен решительно. Официальной причиной для отстранения стало самовольное отлучение из части, однако сам Рафиков был уверен, что на решение начальства повлияла именно его неблагополучная семейная жизнь и нежелание искать компромисс. После увольнения он вернулся к работе летчика.

Первый выход в космос

Типичная схема полёта и посадки космического корабля-спутника. Ещё до утверждения проекта, чертежи на производство корпуса космического корабля были направлены на Опытный завод. А первый технологический корабль для наземной комплексной отработки его электронной аппаратуры и оборудования появился к концу 1959 года. В начале 1960 года велись интенсивные испытания для отработки автоматики приземления и катапультирования кресла космонавта с манекеном путем его сброса с самолетов. В апреле 1960 года Королев утвердил эскизный проект «Востока-1», в котором были материалы по экспериментальному кораблю-спутнику «Восток-1» 1К , конструкция спутника-разведчика «Восток-2» объект 2К, позже «Зенит-2» — для маршрутной съемки и радиоразведки средств противовоздушной обороны и спутника «Восток-3» заводской индекс 3К — для полета человека. И уже в апреле технологический корабль-спутник 1КП фактически уже был готов к летно-конструкторским испытаниям.

Первый в мире советский космический корабль-спутник массой 4540 килограмм, главной задачей запуска являлась проверка работы основных систем. Ракета-носитель 8К72К была создавался на базе стандартной межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 путем добавления третьей ступени.

Для установки кресла для космонавта из аппарата убрали часть фото- и радиоаппаратуры.

Такая спешка — стать первым — даже привела к нескольким ЧП, которыми могли привести к провалу миссии и гибели космонавта. Первое случилось за сутки до старта. Оказалось, что суммарный вес корабля с Гагариным в скафандре на 14 кг больше положенного.

В таком случае существовал риск не вывода аппарата на заданную орбиту. Советские инженеры подошли к решению проблемы весьма оригинальным образом — срезали часть кабелей и датчиков, которые посчитали необязательными. Но на этом все проблемы не решились.

Буквально за час до старта выяснилось, что датчик на люке «Востока-1» не выдает нужный сигнал герметичности аппарата. Инженеры быстро выяснили, что дело в неисправном контакте, но так как до старта оставались считанные минуты, такая неполадка могла привести к переносу запуска. Ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с другими инженерами со скоростью современных механиков «Формулы-1» за считанные секунды открутили 30 гаек на корабле и, поправив датчик, вновь закрутили все обратно в положенным порядке.

После этого проверка герметичности прошла успешно. Старт переносить не стали. Хладнокровие космонавтов Гагарин почти на всех фотографиях улыбался Полет космического корабля «Восток-1» с первым космонавтом проходил в полностью автоматическом режиме.

Объяснялось это тем, что психологи не могли дать гарантий на то, сможет ли космонавт сохранить работоспособность при длительном нахождении в условиях невесомости. Допускалось, что Гагарин может потерять над собой контроль и захочет вести аппарат вручную. В то же время, лишить космонавта возможности управлять кораблем вручную, тем самым, в случае серьезных непредвиденных обстоятельств, поставив его перед необходимостью уповать только на электронику, команда запуска не решилась.

На самый крайний случай космонавту передали в специальном запечатанном конверте особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля. Психологи считали, что правильно прочитать и ввести этот код космонавт сможет только будучи в здравом уме. И все же, непосредственно перед самим запуском Гагарину сказали этот код.

Проблемы при посадке Обгоревная посадочная капсула О словах, сказанных Гагариным в заключительной стадии полета, долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте, товарищи! На тот момент никто не имел четкого представления о том, как будет проходить спуск космического аппарата через плотные соли атмосферы. Увидев в иллюминаторе огонь, охвативший обшивку корабля в результате его трения об атмосферу, Гагарин предположил, что корабль на самом деле охвачен пожаром и поэтому, это его последние секунды жизни.

Первое такое впечатляющее зрелище увидел именно Гагарин. Люди, которые летали в космос уже после него, были готовы к такому «рядовому» моменту полета. Возвращение из космоса Капсула, которая только что вернулась на Землю На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата, поскольку у них не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление.

Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры 3-5 тысяч градусов в плотных слоях атмосферы. К слову, обшивка корабля «Восток-1» действительно местами сильно оплавилась. На высоте 7 километров над поверхностью земли в соответствии с планом полета Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно.

Нехватка кислорода для космонавта Не самое удобное рабочее место космонавта Из-за проблем в системе торможения корабля «Восток-1» Гагарин приземлился не в изначально запланированной области в районе космодрома Байконур, а на 1000 км западнее, в Саратовской области, неподалеку от Энгельса, к северо-западу от села Смеловка. Посадка первого космонавта также могла закончится трагично.

Там Гагарина назначили помощником командира взвода. Из-за высокой требовательности несколько подчинённых избили Юрия, после чего Гагарин месяц провёл в госпитале. Отбор кандидатов в космонавты осуществлялся специальной группой специалистов Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя. Психологи же обратили внимание на следующие особенности характера Гагарина: Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремлённость, ощущение коллектива… … Любимое слово — «работать».

На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память.

Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной. После открытой части заседания комиссия осталась в узком составе и утвердила предложение Каманина допустить в полёт Юрия Гагарина, а Титова утвердить запасным космонавтом. Жизнь Нелюбова сложилась трагически: за нарушение дисциплины он был исключён из отряда космонавтов, после чего, спустя несколько лет, погиб в результате несчастного случая. Перед полетом Юрий Гагарин написал прощальное письмо жене и детям на случай, если произойдёт катастрофа. Валентине Ивановне это письмо передадут после смерти космонавта. Заранее было приготовлено и три варианта сообщения ТАСС о первом полете человека в космос. Вскрыть один из них было приказано по специальному звонку из Кремля. Обращений «первого космонавта к советскому народу» было также три — от Гагарина, Титова и Нелюбова.

Некоторые считают, что крылатая фраза Гагарина «Поехали! Другие считают, что фразу «Поехали! Когда до полета оставалось достаточно времени, генеральный конструктор Сергей Королев попросил включить космонавту музыку. Сейчас стало точно известно, что Гагарин слушал песни Булата Окуджавы. Во время спуска к Земле Юрий Гагарин заявил: «Я горю, прощайте, товарищи! Никто не имел чёткого представления о том, как корабль будет проходить плотные слои атмосферы при спуске. Гагарин же, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль горит и его гибель неизбежна. Кстати, кадры переговоров Юрия Гагарина в кабине корабля и главного конструктора Сергея Королева на командном пункте были сняты в более поздний период, поскольку в момент реального старта им было явно не до этого.

Вадим Лукашевич написал не одну книгу о космонавтике. Он считает, что американцы, распространяя слухи о советских неудачных запусках, не хотели принизить достижения страны Советов. Наоборот, их пугала такая информация. В период холодной войны они пристально следили за русскими. Вплоть до того, что бы не сказали, откуда стартовали. Мы стартовали с Тюо Тама, а сказали, что с Байконура, а это сотни километров в сторону. И американцы узнали место старта по баллистическим расчетам, посмотрев откуда взлетела ракета.

Гагарин - первый человек в космосе, но по правилам международной ассоциации, для того, чтобы зарегистрировать рекорд, он должен был взлететь в корабле, и сесть в корабле. А он на высоте 80 км катапультировался и садился на парашюте отдельно, но когда мы подавали документы на регистрацию рекорда, мы это скрыли. То есть очень многие вещи они додумывали", - сказал Вадим Лукашевич. Гибель Ивана Ивановича Лариса Успенская как никто знает тайны космических полетов. Многие годы она заведует архивом первого отряда космонавтов. Здесь хранятся уникальные, еще недавно закрытые документы. Документы архива президента, государственной власти на то время и нашего ведомства были рассекречены.

Недавно вневедомственная комиссия рассекретила значительный блок архивов, касающихся первых полетов космических", - рассказала Лариса Успенская. Самые первые записи архива полета Гагарина сделаны в режиме реального времени Королевым и лично космонавтом сразу после приземления. Гагарин пишет как потерял в невесомости карандаш, как хотел пить, как корабль отклонился от курса. Конструктор Сергей Королев и первый космонавт Юрий Гагарин, 1961 год. Между тем, за три недели до этого житель села Корша, что в Западном Казахстане, обнаружил на высокой ели человека в скафандре — он неудачно приземлился с парашютом. Новость о погибшем космонавте быстро облетела округу. Но подойти к нему близко никто не успел: приехали военные и жертва бесследно исчезла.

Совершенно нельзя было предположить, как человеческий организм отреагирует. Те перегрузки, которым подвергались космонавты во время тренировок и испытаний на Земле не могли сравнится с тем, что будет там", - рассказала Лариса Успенская. Официально, в космос слетали два манекена, прозванные конструкторами в шутку Иванами Ивановичами. Чтобы не пугать людей, на скафандре второго так и напишут: "Макет". Но слухи остановить уже было невозможно. Сегодня за 1 миллион долларов каждый может отправиться в космос. Но стало ли это безопасно?

Что до сих пор скрывают космонавты? К сожалению, предыдущий экипаж, когда мы летали на "Алмаз" военная станция "Салют-5" паниковал, они стали принимать все более остро, что вызвало ухудшение их самочувствия, а это привело к срочной посадке. И даже какое-то время считали, что станция отравлена. Только за кадром испытатели говорят, что риск в полетах не исчез. Это по-прежнему рулетка, поэтому они и подписывают документы о неразглашении. Их отчеты как секретные файлы хранятся годами. Например, бортовой журнал Гагарина до сих пор не опубликован.

«Поехали!»: правда и вымысел космической легенды

Много раз Леонов отмечал, что его поразила тишина, в которой он ясно слышал биение собственного сердца. Картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов чистой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня. В довершение картины представьте себе — на этом фоне я вижу наш советский корабль, озаренный ярким светом солнечных лучей. Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представлялось мне как раскаленный огненный диск. Связь работала устойчиво. Леонов успешно произвел съемку кинокамерой С-97, а вот применить портативный фотоаппарат «Аякс», предоставленный КГБ, не смог. Затвор приводился в действие тросиком, но из-за деформации скафандра воспользоваться им не удалось.

В наземных условиях скафандр испытывался в барокамере до давления, соответствующего высоте 60 км. В космосе в условиях глубокого вакуума внутреннее давление раздуло скафандр гораздо больше, чем ожидалось. Предусмотренный зазор между плечами скафандра и кромками люка составлял два сантиметра. При пролете над Якутией космонавт попытался вернуться в шлюзовую камеру, но это ему не удалось. Леонов вспоминает: В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни рёбра жесткости, ни плотная ткань. Руки вышли из перчаток, когда я брался за поручень, а ноги из сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза. Тогда космонавт сбросил давление внутри скафандра до запасного режима.

Во время прохождения комиссии мы поднимались на высоту 14 тыс. Кому-то хватало одного часа, а кому-то нет. На моих глазах азот закипел у моего товарища: у него раздулись руки, глаза провалились. Я знал, что со мной может произойти то же самое, но рискнул. И Леонову удалось втиснуться в шлюзовую камеру, но не ногами вперед, как положено по инструкции, а головой. Однако головой вперед космонавт не мог попасть в спускаемый аппарат в правильном положении. Из-за физической нагрузки температура тела поднялась до 38 градусов, пульс подскочил до 162, а частота дыхания — до 31 в минуту. Пот так заливал лицо, что Леонов открыл забрало гермошлема, едва попав в корабль, не дожидаясь закрытия внутреннего люка.

Леонов сумел объяснить свои действия перед комиссией во время разбора полета: Ситуация случилась непредвиденная. У меня связь была открытая. Представляете, я бы сказал: «Не могу войти в корабль». Вы бы тут же начали собирать комиссию. Вы юридически обязаны избрать председателя. Вы бы потом начали меня спрашивать, почему и как.

Информация персонального характера о пользователях cайта хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных Масштабируйте сайт, используя стандартные сочетания клавиш для вашей операционной системы. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Павел Беляев с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой Леонова в космосе. После проведения экспериментов Алексею Леонову дали команду возвращаться. Но произошло непредвиденное. Леонов находился в скафандре «Беркут», который специально разработали для первого выхода в открытый космос. Но из-за разницы давлений скафандр, даже в разряженной кислородной среде, стал жестким, как футбольный мяч, и Леонов не мог втиснуться в люк шлюзовой камеры «Волга». Запас кислорода в скафандре был рассчитан только на 20 минут, а они заканчивались. Тогда космонавт снизил давление в скафандре, и оболочка стала менее жесткой. По инструкции он должен был зайти в узкую шлюзовую камеру ногами вперед — нужно было сверху закрыть люк, чтобы загерметизировать шлюз и вернуться в корабль. Но Алексей Леонов смог протиснулся в люк не ногами, а головой вперед. Но пока не будет закрыт люк — в корабль не вернуться. Тогда Алексей Леонов выполнил разворот внутри шлюза — и это было невообразимо сложно! Ведь внутренний диаметр шлюза — один метр, а ширина скафандра в плечах — 68 сантиметров. Леонов выполняет разворот, закрывает люк и возвращается в корабль. Алексей Леонов находился в полете вне корабля 23 минуты 41 секунду. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры до входа обратно в камеру.

Международный день полета человека в космос, провозглашенный Генеральной ассамблеей ООН, ежегодно отмечается 12 апреля в ознаменование начала космической эры для человечества. Именно в этот день, 12 апреля 1961 года, советский космонавт Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет. Космический корабль "Восток" стартовал с космодрома Байконур в 9 часов 6 минут 56 секунд по московскому времени. Полет продолжался 108 минут. Облетев один раз планету, космонавт получил с Земли команду на спуск. Спускаемый аппарат приземлился в 10. На высоте нескольких километров Юрий Гагарин катапультировался и совершил мягкую посадку на парашюте недалеко от спускаемого аппарата. Первому космонавту планеты было присвоено звание Героя Советского Союза. Первой в мире женщиной-космонавтом стала Валентина Терешкова, имеющая белорусские корни. Она совершила космический полет 16-19 июня 1963 года в качестве командира космического корабля "Восток-6" по программе группового полета с кораблем "Восток-5", пилотируемым Валерием Быковским. Продолжительность полета составила двое суток 22 часа 50 минут. За это время ее космический корабль 48 раз облетел вокруг Земли. Юрий Гагарин и Валентина Терешкова.

"Это я должен был лететь". Кто остался "за бортом" первого полета человека в космос

Первый полет в космос Юрия Гагарина мог остаться неучтенным из-за особенностей конструкции корабля «Восток». Ю́рий Алексе́евич Гага́рин (9 марта 1934, Клушино, Гжатский (ныне Гагаринский) район, Западная область (ныне — Смоленская область) — 27 марта 1968, возле села Новосёлово. 61 год назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе. Первый полет человека в космос длился 108 минут. Первый человек, совершивший полет в космос, летчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области. Первый в мире полёт в космос женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6».

60 лет назад Юрий Гагарин совершил первый исторический полет человека в космос

Запуск первого космонавта планеты Юрия Гагарина стал возможен во многом благодаря Сергею Павловичу Королеву - одному из основных создателей советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигуре в освоении человеком космоса, основателю практической космонавтики. За подготовку первого полёта человека в космос С. Королёв был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда. Вслед за первым полётом Ю. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле "Восток-2" был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Опять - скрупулёзный анализ влияния условий полёта на функционирование организма.

Затем совместный полёт космических кораблей "Восток-3" и "Восток-4", пилотируемых космонавтами А. Николаевым и П. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год - совместный полёт космонавтов В. Быковского и В.

Это был советский космонавт Алексей Леонов. И этот полет стал легендарным. Мужество и героизм экипажа до сих пор притягивают к себе внимание людей о нем сняты фильмы, написаны книги и статьи , хотя с момента полета прошло 56 лет! Первые шесть космонавтов, начиная с Юрия Гагарина и заканчивая Валентиной Терешковой, совершали полеты в кораблях «Восток». Это были одноместные корабли, внутри которых мог находиться только один космонавт. Были выполнены даже парные полеты, когда на орбите находились сразу два космонавта. Но каждый из них был в своем «Востоке».

Кстати, в этом году исполняется 60 лет полету первого человека в космос. А для полета экипажа из нескольких человек предназначались «Восходы». И первым же «Восходом» в космос отправили сразу трех космонавтов! А вот корабль «Восход-2» специально подготовили для первого выхода человека в открытый космос. И уже на втором витке Алексей Леонов выходит в космическое пространство — в 11:34. Выход в открытый космос должен был совершаться из шлюзовой камеры «Волга». Шлюзованием управлял командир корабля Павел Беляев из кабины «Восхода-2» с помощью пульта.

Вначале он наполнил камеру воздухом, а затем открыл люк, который соединял корабль с «Волгой».

Несмотря на суровые климатические и крайне тяжелые бытовые условия, работы по строительству основных объектов полигона были выполнены в кратчайшие сроки — за полтора года. Объекты полигона располагались на огромной территории от реки Сырдарья до Камчатского мыса Озерный. Численность его штата составляла 1900 военнослужащих и 664 вольнонаемных работников. Впоследствии этот день был официально признан днем образования города и космодрома Байконур. Первым начальником 5-го НИИП был назначен генерал-лейтенант артиллерии Алексей Нестеренко, командовавший во время Великой Отечественной войны соединениями гвардейских минометных частей, орденоносец, лауреат Сталинской премии. Под его руководством были сформированы первые боевые расчеты полигона, проведены первые полигонные испытания МБР Р-7 и успешные запуски первых искусственных спутников Земли. Большинство военных испытателей прошло обучение и стажировку на заводах, производящих ракетно-космическую технику, в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, на полигоне Капустин Яр. В этот же день боевой расчет полигона совершил первый запуск ракеты Р-7, однако он оказался неудачным из-за негерметичности в магистралях горючего ракеты. По техническим причинам неудачными стали попытки запуска 9 июня и 12 июля.

После принятых мер по повышению надежности и тщательной подготовительной работы боевого расчета полигона 21 августа состоялся успешный запуск ракеты Р-7. Испытания ракеты прошли успешно. Из соображений секретности в сообщении ТАСС местом старта ракеты был объявлен Байконур — ближайший к станции Тюратам населенный пункт, расположенный по трассе полета ракеты. Это был достойный ответ США. Страна получила средство доставки ядерного боезаряда до территории вероятного противника, который уже мог наносить удары по Советскому Союзу с военных баз, созданных вокруг СССР. Учитывая положительные результаты испытаний изделия Р-7, С. Королев на заседании Государственной комиссии предложил ускорить подготовку запуска ракеты с целью выведения на орбиту искусственного спутника Земли ИСЗ. МБР Р-7 стала первой космической ракетой, прототипом ракет-носителей для осуществления программы пилотируемых космических полетов. На базе МБР Р-7 в дальнейшем было создано целое семейство советских ракет-носителей, получившего прозвище «семерка». Первый американский спутник «Эксплорер-1» был запущен 1 февраля 1958 года и весил 8,3 кг.

Он умещался на ладони, и американская пресса назвала его «апельсин». Сентябрь 1959». Дубликаты вымпелов ныне хранятся в Музее космодрома Байконур. На основании фотографий, переданных станцией «Луна-3», в 1960 году были составлены первые атласы и карта обратной стороны Луны. По результатам испытаний Государственная комиссия приняла решение осуществить запуск корабля «Восток» с космонавтом на борту 12 апреля 1961 года. Выбор пал на Ю. Титов был назначен его дублером. Основу отряда составляли военные летчики-истребители Ю. Гагарин, Г. Титов, А.

Николаев, П. Попович, В. Быковский, В. Комаров, П. Беляев, А. Леонов, Б. Волынов, Е. Хрунов, Г. Шонин, В. Гагарина с личным составом боевого расчета.

В ней приняли участие главный конструктор С. Представлял космонавтов первый начальник Центра подготовки космонавтов, видный специалист в области авиационной медицины полковник Е. Встреча показала искреннее стремление и готовность офицеров, специалистов боевого расчета и космонавтов успешно выполнить поставленную задачу. Роль первого космонавта планеты досталась гражданину Советского Союза летчику-космонавту майору Юрию Алексеевичу Гагарину, который полностью выполнил программу полета. В комментариях газета «Правда» 12 апреля 1961 года подчеркивала историческое значение этого события: «Победу в освоении космоса мы считаем не только достижением нашего народа, но и всего человечества… Наши достижения и открытия мы ставим не на службу войне, а на службу миру и безопасности народов». С 1968 года по решению Международной авиационной федерации этот день ежегодно отмечается как Всемирный день авиации и космонавтики. В России День космонавтики был установлен в качестве памятной даты статьей 1. На 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 7 апреля 2011 года по инициативе России было принято решение о провозглашении 12 апреля Международным днем полета человека в космос. В США первый пилотируемый баллистический полет длительностью 15 минут состоялся 5 мая 1961 года. После полета Гагарина эта стартовая площадка получила всемирно известное название «Гагаринский старт».

Титовым на борту, самым молодым космонавтом в мире 17 витков вокруг Земли, 25 часов полета. Им впервые был совершен длительный орбитальный космический полет. В 1963 году на орбиту был запущен корабль «Восток-6» с Валентиной Терешковой — первой в мире женщиной-космонавтом. В США первый орбитальный пилотируемый полет состоялся 28 февраля 1962 года 3 витка, 5 часов. В ходе полета второй пилот корабля А. Леонов впервые в истории мировой космонавтики вышел в открытый космос. Таким образом, с космодрома Байконур впервые в мировой истории человек прорвался в космос, благодаря ему были сделаны первые шаги по освоению космического пространства, первый в мире космодром стал символом нового космического века. Космический полет Ю. Гагарина стал величайшим достижением отечественной науки и техники, гордостью нашего народа. Он показал перспективы развития нашей Родины и мировой цивилизации.

Советские ученые, конструкторы, специалисты, космонавты, испытатели, военные строители первыми проложили путь к освоению космического пространства. Всего на Байконуре за 65 лет его истории было совершено более 5000 пусков ракет, запущено более 1500 космических аппаратов различного назначения и более 150 межконтинентальных баллистических ракет, испытано 38 основных типов ракет, более 80 типов космических аппаратов и их модификаций. Успехи военных испытателей и строителей Байконура отмечены высокими государственными наградами. В 1965 году за большие успехи в деле отработки и испытания ракетно-космических средств 5-й НИИП МО в дни празднования 10-й годовщины со дня своего основания 2 июня 1965 года был награжден орденом Ленина. Вместе с тем прорыв в космос, освоение космического пространства, начатое на Байконуре, к сожалению, не обошлось без человеческих жертв, информация о которых долгое время была засекречена. Так, 24 октября 1960 года произошла катастрофа при испытании новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 конструкции М.

И строго по центру — аккурат напротив красной линии. На игры он приходил с друзьями-космонавтами — Титовым, Леоновым… Я был молодым 24-летним журналистом. Но в «Лужниках» работал уже постоянно. Потому и к Гагарину рискнул подойти с микрофоном в перерыве матча. Юрий Алексеевич меня поразил, когда начал рассуждать о хоккее. Настолько тонко он понимал и оценивал все нюансы игры. Разбирал эпизоды, рассуждал о тактике… У меня еще мелькнула мысль, что в нем самом сидит хоккеист. И не будь Гагарин космонавтом, он мог бы стать отличным игроком.

Сегодня отмечается Международный день полета человека в космос

Первый человек в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство и давший начало начало новой эпохе покорения космоса. На фото: Сообщение ТАСС о первом полете человека в космос стало самой цитируемой новостью в мире. 12 апреля 1961 года состоялся исторический полет первого человека в космическое пространство, им стал Юрий Гагарин. В первом полетел макака-резус Сэм, а во втором – первый астронавт шимпанзе Хэм. В первом полетел макака-резус Сэм, а во втором – первый астронавт шимпанзе Хэм.

Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады

  • 52 года назад человек впервые вышел в космос. История Алексея Леонова | Канобу
  • В России встречают 62-ю годовщину со дня полёта первого человека в космос
  • «Поехали!»: правда и вымысел космической легенды
  • Когда первый американец полетел в космос? | История | ШколаЖизни.ру

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий