В честь пришедших на вечер прозвучал концерт ошибка

25. Из-за отсутствия времени остановимся только на важных ошибках. 26. Указанные замечания не имеют в данном случае никакой роли.

Найдите ошибки в словоупотреблении и исправьте их.

Он боялся, что Остап вскроет стул сам и, забрав ценные сокровища, уедет, бросив его на произвол судьбы. Ценные Читайте также: Красивые места россии история 2. На сцену вышла молодая девушка, одетая в красивое, отливающее серебром белое платье. Прошлась лёгкой поступью, повернулась, улыбнулась в зал и ещё прошлась. Молодая 4.

Стихотворение М. Лермонтова «Завещание» было написано в 1840 году и по форме представляет исповедь героя перед своей смертью. Своей 5. Два мальчика и три девочки шли на смену к городскому памятному мемориалу, где на плитах из красного гранита были перечислены все военные части и корабли, защищавшие город в последней войне.

Памятному 6. Одно знаю точно: никогда уже не сяду писать мою автобиографию, даже если проживу до ста лет. Надо быть слишком влюблённым в себя, чтобы писать без стыда о самом себе. Мою 7.

В поезде князь впервые знакомится с Парфеном Рогожиным, сыном богатого купца, унаследовавшим после его смерти огромное состояние. Огромное 8. Более ста стран мира импортируют из-за рубежа нефть, подорожавшую с 1998 года втрое. Из-за рубежа 9.

Нагульнов в два прыжка очутился у амбара, ударом сжатого кулака сшиб стоявшего на порожке парня, резко захлопнул дверь и крепко прислонился к ней спиною. Сжатого 10. В течение первого квартала необходимо создать прейскурант цен на услуги быта.. Цен Тренировочные упражнения.

Нарушение лексической сочетаемости. Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. Вокруг была кромешная темнота. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом.

Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. Спят березки в подвенечном саване. В парке стоит прекрасная архитектура.

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос. Задание 2.

Отметьте случаи лексической несочетаемости слов. Проявить желание, проявить заботу, проявить дисциплину, проявить медлительность, проявить уважение, проявить грубость, проявить порядок, проявить равнодушие. Достичь успеха, достичь повышения, достичь порядка, достичь победы, достичь выполнения, достичь счастья. Оказать доверие, оказать содействие, оказать дружбу, оказать невнимание, оказать возражение, оказать помощь.

Допустить ошибку, допустить неосведомленность, допустить дефекты, допустить грубость, допустить беспорядок. Провести совещание, провести оценку, провести перестройку, провести организацию, провести реконструкцию. Изжить недостатки, изжить потери, изжить бесхозяйственность, изжить грязь в помещении. Задание 3.

Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их. Они работали как самые отъявленные специалисты. Наши воины совершили много геройских подвигов. Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.

Шолохов изобразил образы трех коммунистов.

Тоска по Родине. Жилое помещение на чердаке с наклонным потолком или наклонной стеной. Замените слова, употребленные без учета семантики, словами с соответствующим значением 1. В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры. Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание. Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты. Публика сканировала: «Браво, Сальвини!

Вся публика была уже в триумфе. Если бы директором школы был я, то я бы выделял больше внимания ученикам. Рассказы, на которые я мог бы упереться, были еще не напечатаны. Они только выполняли свою должность. Прочитав «Слово о полку Игореве», я получил восхищение. Женщина ушла в кредит на время воспитания ребенка. В некоторых пособиях по литературе на абзацах приведены цитаты из произведений Пушкина, Есенина, Гоголя. Если бы директором школы была я, то устроила бы правила дисциплины и учебы, совсем чуждые сегодняшним.

Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт. В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. Создается впечатление, что он опаздывает каждый день на работу нарочито. Дети стали разыскивать дорогу домой. Для Маши был предназначен учитель. Выражение лиц людей было прискорбным. Все слушали его с внимательностью. Картина вызывает грустное и жалкое настроение.

Наконец-то обнаружены остатки царской семьи. В длинные просторы Арктики отправился ледокол. Мы выражаем к бурлакам чувство сострадания. Проверь себя: задание А-11 в формате ЕГЭ Укажите лексическое значение слова стороны в предложении: В этот город мы приехали не случайно: здесь живет наш родственник со стороны матери. Второй сосед развел руками и строго посмотрел на собеседника, потом добавил с мягкой улыбкой: — Вот вы, товарищ, небось не одобряете эти пленарные заседания… А мне как-то они ближе. Все как-то, знаете ли, выходит в них минимально по существу дня… Хотя я, прямо скажу, последнее время отношусь довольно перманентно к этим собраниям. Так, знаете ли, индустрия из пустого в порожнее. Вступить, так сказать, на точку зрения и оттеда, с точки зрения, то — да, индустрия конкретно.

Посмотрите в словаре значение слов пленарный, кворум, перманентно, индустрия. Составьте диалог, используя эти слова. Упражнение 14. Исправьте предложения, подобрав слова с соответствующим значением. Они обнаружили записку Аркадия с прошением Катиной руки. Реконструировать сельский клуб должен районный зодчий. В течение февраля продолжительность суток увеличилась на два часа. Было сказано много обидчивых слов.

Этот фильм обречен, без всякого сомнения, на редкий успех. Уместность — подбор и организация языковых средств в соответствии с целями и условиями общения. Упражнение 15. Проанализируйте записи речи одного и того же лица, рассказывающего в разных ситуациях о своей командировке. Определите специфику каждой из ситуаций. И вот эту протоплазму надо было… нет, не примеры даже или что… найти, а всю картотеку облазить. Причем черт их знает, может, их вообще нет там, этих терминов. Очень трудно было отыскать в картотеке необходимые мне термины: я не имела точного списка, пришлось в значительной степени идти на ощупь.

Во время командировки я собирала материал об исследуемой мной группе терминов. Несмотря на трудности: отсутствие точного списка слов и недостаточность информации о наличии в картотеке терминов, интересующей меня тематики, — мне удалось найти ряд лингвистически содержательных примеров. Ситуации: — Официальный письменный отчет о командировке, — беседа с друзьями, — устный отчет о командировке на заседании отдела? Какие факторы влияют на выбор говорящим тех или иных языковых средств в речи слов, предложений, способов оформления мысли. Выразительность, образность — такие особенности речи фонетические, словообразовательные, лексические, стилистические и др. Упражнение 16. Измените тексты, исключив из них определения. Подумайте, какую роль они выполняют в тексте?

Попробуйте их заменить синонимичными описательными выражениями. Как в результате изменяются тексты? Какие изобразительные средства используют авторы? Выделите в тексте сравнения, метафоры, образные эпитеты. Какую роль они играют в тексте? Подумайте, чем отличаются тексты? Какие слова являются в них наиболее значимыми, создающими соответствующее настроение? А над всем миром, по всему полуденному небу — белые облака, плоские снизу и необыкновенно причудливые, округлые, кудрявые наверху.

Редко разбежались они по синему своему пастбищу, почти не мешают солнцу жарить и парить в разгаре летнего дня. Лишь иногда набежит легкая тень, овеет прохладой, а уж от дальнего леса по лугам, по полям, разливаясь все шире и как бы набирая скорость, катится новая солнечная волна. Свет погас, тени умерли, и все кругом стало бледным, немым и безжизненным. Оттуда, где раньше сверкало раскаленное солнце, бесшумно ползли вверх темные груды облаков и шаг за шагом пожирали светло-голубое пространство. Тучи клубились, сталкивались, медленно и тяжко теряли очертания разбуженных чудовищ и неохотно подвигались вперед, точно их самих, против их воли, гнала какая-то неумолимая, страшная сила. Оторвавшись от других, одиноко металось светлое волокнистое облачко, слабое и испуганное.

Чем богаче словарь тезаурус слушателя, тем глубже и полнее понимание речи. Специфика чтения как вида речевой деятельности.

Чтение — особый вид речевой деятельности. Оно позволяет, например, вступать в беседу с художником слова, почившим задолго до вашего рождения. Текст можно неоднократно перечитывать и открывать в нем все новые смыслы. Мысленный диалог с героями книги, сопоставление авторского взгляда на вещи с собственным опытом может быть отнесено во времени на неопределенный срок. Функции чтения. Чтение — одна из форм культуры цивилизованного общества. Функции чтения весьма многообразны: обучающая в школе, эстетическая — открывает прекрасное в человеке, обществе и природе, познавательная — побуждает к размышлению над тайнами бытия, образовательная — сообщает, хранит и передает полезную научную и социальную информацию, чтение например, писем и посланий расширяет сферу общения. Кроме этого, чтение является мощным стимулом и инструментом самопознания человека.

От чего зависит наше понимание прочитанного? Какой текст, на ваш взгляд, запоминается лучше безукоризненно правильный или с нарушениями нормы и почему? Упражнение 5. Что необходимо для полноценного чтения? Петрушка… характера… был больше молчаливого, чем разговорчивого; имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг, содержанием которых не затруднялся: ему было совершенно все равно, похождение ли влюбленного героя, просто букварь или молитвенник, — он все читал с равным вниманием; если бы ему подвернули химию, он и от нее бы не отказался. Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше само чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит. Гоголь «Мертвые души»! Виды чтения изучающее, ознакомительное и др.

Читать можно по-разному: вслух и про себя. Работа с текстом на бумажных носителях и в электронном варианте имеет свою специфику, которая сводится к различиям функций языка и речи. При профессиональной работе с текстом можно прочитывать более 200 страниц в день. Традиционное чтение построчное достаточно медленно. В последние годы все более популярной становится техника быстрого чтения. Это требует специального обучения. Дело в том, что все нотные знаки, расположенные на одной вертикальной линии, составляют в партитуре большую конститутивную единицу, или пучок оркестровых отношений, и воспринимаются как единое целое» Косарев А. Аналогичным образом можно прочитывать текст, обнаруживая при этом ключевые слова и смысловые центры.

Каждый вид чтения имеет своих приверженцев. Медленное чтение обеспечивает глубину постижения смысла прочитанного. Скоростное чтение не значит поверхностное предпочтительно на этапе ознакомления с материалом и его классификации. Механизмы чтения механизм антиципации предвосхищения , эквивалентных замен, памяти. Что происходит в сознании каждого человека в момент чтения — загадка. Мы читаем не буквы, даже не слова, даже не просто предложения. Мы читаем мысли. Слова — инструмент их выражения.

Нас интересует прежде всего, что нового сказал автор по данному вопросу. Как бы человек ни читал вслух или про себя , он прежде всего заинтересован в том, чтобы понять прочитанное. Интерес к теме питает внимание к тексту. Интерес, внимание, понимание, запоминание — таков основной вектор чтения любого текста. Механизм чтения каждого человека достаточно индивидуален: что-то читается бегло, что-то неспешно, что-то вслух, что-то с репликой восхищения, изумления, возражения, недоумения заголовок, оглавление, просмотр всей книги или статьи, поиск новой информации в тексте, внимательное и вдумчивое чтение отдельных страниц, закладки, выписки и пр. Упражнение 6. Попробуйте с ходу прочитать данный текст. Затем подготовьте его должным образом для прочтения вслух при необходимости перепишите с учетом орфографических и пунктуационных норм.

Прочтите еще раз. Прокомментируйте произошедшее. Этапы работы с текстом в процессе осмысления читаемого. Содержание работы над текстом определяется заданием к упражнению. Осмысление текста, путь к собственному читательскому смыслу осуществляется путем адекватного восприятия темы прочитанного текста о чем этот текст? Упражнение 7. Прочитайте текст. Определите тему и проблему текста.

Сформулируйте основную идею автора текста. Каково Ваше мнение по этой проблеме? И теперь и в дальнейшем, я думаю, имеет смысл сосредоточиться на точности вашего языка. Старайтесь расширять свой словарь и обращаться с ним так, как вы обращаетесь с вашим банковским счетом. Уделяйте ему много внимания и старайтесь увеличить свои дивиденды. Цель здесь не в том, чтобы способствовать вашему красноречию в спальне или профессиональному успеху — хотя впоследствии возможно и это, — и не в том, чтобы превратить вас в светских умников. Цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее; одним словом, цель — ваше равновесие. Ибо накопление невыговоренного, невысказанного должным образом может привести к неврозу.

С каждым днем в душе человека меняется многое, однако способ выражения часто остается одним и тем же. Способность изъясняться отстает от опыта. Это пагубно влияет на психику. Чувства, оттенки, мысли, восприятия, которые остаются неназванными, непроизнесенными и не довольствуются приблизительностью формулировок, скапливаются внутри индивидуума и могут привести к психологическому взрыву или срыву. Чтобы этого избежать, не обязательно превращаться в книжного червя. Надо просто приобрести словарь и читать его каждый день, а иногда — и книги стихов. Словари, однако, имеют первостепенную важность. Их много вокруг; к некоторым прилагается лупа.

Они достаточно дешевы, но даже самые дорогие среди них снабженные лупой стоят гораздо меньше, чем один визит к психиатру. Если вы все же соберетесь посетить психиатра, обращайтесь с симптомами словарного алкоголизма. Иосиф Бродский! Роль иллюстративных компонентов схемы, таблицы, рисунки, фотоматериалы, графики, шрифтовые выделения и т. Иллюстративные материалы рассчитаны, в первую очередь, на запоминание, на механическую, зрительную память, а не на логику, не на понимание например, вопросы и порядок падежей в русском языке. Их роль в тексте двоякая: они могут выступать средством аргументации, наглядным примером, пояснением, а могут быть и отправной точкой в процессе рождения новой мысли.

Славу Караченцову принесла заглавную роль в легендарном спектакле «Юнона» и «Авось», где он создал образ графа Резанова. Вашему вниманию предоставляется доклад о творчестве М. Её объяснение было очень доходным. Порошковая металлургия — современная эффектная технология.

После маминого сытого борща есть не хочется долго. Она была очень эффективной женщиной. Заглавную роль в фильме «Анна Каренина» сыграла Татьяна Самойлова. Командировочные документы были уже готовы. Командировочный уже выполнил задание полностью. Мне купили новые масленые краски. Лариса очень коммуникативная, уважает товарищей. Приятно сознавать, что есть ещё рискованные люди на свете. К сожалению, у меня сейчас редко бывают концерты, но они всегда проходят в тёплой и доверчивой атмосфере. Мама …чехол на чемодан.

Девочка … куклу Катю. Старший брат … сестру. Сегодня девочка … новые туфли. Брат … часы на руку. Девочке подарили игру «… медвежонка». Мальчик … стрекозу на булавку. Бабушка … внука. Бабушка … новое пальто. Космонавт … скафандр. Выпишите словосочетания, где нарушена лексическая сочетаемость.

Назовите нормированные выражения, из смешения контаминации которых возникла речевая ошибка. Давать комплименты женщине необходимо. Неделю назад мне приснилось видение. Убийство птиц - тяжёлая проблема сегодняшнего дня. Пусть Новый год исполнит ваши надежды на лучшее. Кромешная разруха в Приморье, мощные снежные циклоны, небывалые морозы были отмечены прошлой зимой. Запишите фразеологические обороты, переиначенные в следующих предложениях. Премьер-министра хотят сделать яблоком преткновения. Сатин пытается вывести Луку на свежую воду. Молодость била из него ключом.

Тележурналисты пытаются схватить современную жизнь за живое. Переговоры проходят в ритме, в каком движется черепаха. Эта проблема стала камнем серьёзных разногласий между развитыми странами. Его надо держать в очень жёстких рукавицах. Они внесли огромную лепту в историю наполеоновских войн. Здесь такие дома просто завораживает дух. Перед нами карьерист высокого полёта в хорошем смысле. Укажите предложения, в которых нет фразеологического оборота. И жили они долгие годы душа в душу. Он лихой парень, душа на распашку.

Я прикусил язык за едой и чуть не заплакал от боли. Вашу просьбу изложите в двух словах. Эта деревня не за горами, а за тем лесом. В двух словах он допустил три ошибки. Рассказывать о моём освобождении - это длинная песня. Её чёрное бархатное платье затмило наряды всех модниц. Она ругала себя за невыдержанность и длинный язык. Он работал не разгибая спины. Распределите словосочетания, включающие в себя повторы однокоренных слов, на допустимые и недопустимые в речи. Сослужить службу, спросить вопрос, всякая всячина, в рассказе рассказывается, горе горькое, есть поедом, расцвели цветы, варить варенье, накрыть крышкой, ходуном ходить, постелить постель, проще простого, диктовать диктант, дружные друзья, передавать передачу, посылать посылку, темнеть в темноте, светиться на свету, Задание 11.

Распределите обнаруженные вами виды многословия на группы: а тавтология; б плеоназм; в повторение слов с одинаковым значением. Рождество я отмечал у коллеги по работе. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях. Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна. Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого. Каждый герой имеет свои индивидуальные черты. Медведя выводили во двор и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку, утыканную гвоздями. В речи он употребляет диалектные и областные слова. Алексей мысленно подумал, что это конец.

Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений. Я вчера встретила этого, ну как его, Витьку. Многие из участников встречи познакомились друг с другом. У этих человечков были очень крохотные ручки и ножки. Школе подарили библиотеку книг, телевизор. Мы очень быстро произвели уборку класса. Её внешний вид тем не менее никоим образом отнюдь не гарантирует соответствующего обслуживания. Приурочьте дату окончания прекращения курения к какому-то знаменательному событию, обязательно к свободному от работы дню. Мы стремились проанализировать характер Теплякова — характерный для людей его поколения. Художественно оформленный интерьер библиотеки как и внимательность ее работников понравились всем.

Распределите обнаруженные вами речевые ошибки на группы: а многословие; б неполнота высказывания. Сгоряча я могу сделать, что потом будет трудно исправить. Вот как глубоко и вместе просто и отчетливо писал поэт тринадцать лет спустя. Закупаем словари, литературу по спорту и туризму вторник, среду, четверг и пятницу. К нам подошел молодой мальчик. И худо-бедно, но дело пошло: к сожалению, именно в нашем городе дела идут хуже, чем в других. Большая часть поступивших овощей погублена зря. Так, мальчик на задней парте! Ведите тихо! Продавать векселя мы намереваемся не только столичным жителям, но и других городов.

Сейчас будем веселую комедию смотреть. Задание 13. В приведённых ниже предложениях устраните ошибки, связанные с речевой недостаточностью. Как вы чувствуете после вчерашней экскурсии?. Летом на строительстве будет работать студенческий отряд. Весна в этом году не заставила ждать. Проблемы, по которым переговоры, имеют принципиально важное значение. Всё это свидетельствует, что мы не смогли в полное мере использовать мощность нашего оборудования. Машина, о которой речь, давно уже вышла из строя. Он придерживался, что война не должна быть средством разрешения спорных вопросов между государствами.

Работа со стажёрами свидетельствует, что уровень специальных знаний у наших выпускников довольно высок. Задание Выделите лексемы признаки 14. Передайте смысл предложений с помощью синонимов где это возможно. Я часто думаю, как бы воспринял традиционный то есть сакральный человек все эти летающие пылесосы, гиперпространственные телевизоры, говорящие шоколадки Журн. Москву колбасит: состоялся один из лучших концертов с участием культового носителя крайне мрачных и депрессивных концептов современной рок-мысли МК, 07. Одному из самых мутных и принципиально неопределяемых понятий, в силу чего оно стало сегодня одним из самых популярных в поп-науке НЛО, 01, 47. Медиативно чуткая Дуня Смирнова отрефлектировала ощущение масс: «И становится понятно, что кризис - это та самая национальная идея, которую так упорно ищут» НГ, 08. Многие исследователи считают, что в России свобода, собственность и закон всегда занимали в иерархии культурных ценностей менее почётное место, чем правда, справедливость и равенство. На наш взгляд, следовало бы говорить о разных «архетипах» свободы в наших культурах. Насквозь фальшивые «идеологемы» о связи поколений, доброте, скромности и жертвенности русских женщин, соединённые во время рекламной паузы со шведским холодильником «Электролюкс», создают гремучую виртуальную реальность, умилиться которой может только откровенный идиот Новый мир , 06.

Задание 15. Найдите в предложениях речевые штампы и канцеляризмы. Исправьте предложения. Отец не решился появиться на горизонте жизни дочери. Русский народ всегда сплачивался перед лицом общей опасности. Этот праздник оставил неизгладимый след в душах учеников. При голосовании поднялся лес рук. На предприятиях уже многое сделали в деле организации товарной конкуренции. Жители нашего микрорайона добросовестно относятся к вопросу охраны природы. В школах многое сделано в части распространения передового опыта учителей младших классов.

В романе имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии. Через все статьи красной нитью проходит процесс слияния компонентов фразеологической единицы. Студенты выехали в поле с целью ликвидации сорняков. В мае начали осуществлять строительство нового девятиэтажного дома. По линии подготовки спортсменов наша школа завоевала первенство в районе. На собрании остро стоял вопрос о дисциплине. Всем студентам надлежит знать об изменениях в расписании занятий. Необходимо довести до сведения всех студентов о проведении общего собрания. Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошёл в театр. Вышеупомянутые студенты не пришли на лекцию.

Задание 16. Выпишите просторечные и разговорные слова. Замените их литературными синонимами. Егерь схоронился в кустах. Дети долго блудили по лесу, затем вышли на полянку. Магазин получил новую партию самописок. Мать хотела набить ребенка. У мальчика голое коленко сверкает. Заместо дневников я веду рейтинговые книжки. Есть еще куча интересных авторов, которых не изучают в школе.

Таким образом можно охаять любое полезное дело. Задержанный до того набрался, что оказал сопротивление органам милиции. Руководители ищут «дядю», чтобы спихнуть на него ответственность. Ошибка сделана, и враз заработала бюрократическая система. Мама всегда орет из окна, когда пора идти домой. У нас этих яблок до беса.

Исправьте речевую ошибку состоялся обмен имеющимся опытом

Женщина ушла в кредит на время воспитания ребёнка. Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт. В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений. забывать, что наши товары идут на импорт. 8.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. ц-то обнаружены остатки царской семьи. Колокольчик, мина, запас, запах, дали, груздь, виски, потом, луг-лук, спеши-спиши, близнецы – Близнецы, мир, пари, лицо, проволочка, такой. Найдите ошибки в словоупотреблении и исправьте их. 5. В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. 6. Наконец-то обнаружены остатки царской семьи. 7. Я читаю как художественные произведения, так и фантастику и детективы.

Этот факт не играет серьезного значения лексическая ошибка

Женщина ушла в кредит на время воспитания ребёнка. Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт. В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. забывать, что наши товары идут на импорт. 8.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. 9. Наконец-то обнаружены остатки царской семьи. 9) В честь пришедших на вечер был устроен концерт. 10) Программа принесла большой экономический эффект. забывать, что наши товары идут на импорт. 8.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. 9. Наконец-то обнаружены остатки царской семьи. подруге вырезали аппендицит.

Информация

Пожар способствует ожогам. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. Вы можете задать интересующие вас вопросы. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу. Задание 5. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки. В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры. Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание. Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты. Публика сканировала: «Браво, Сильвини!

Вся публика была уже в триумфе. На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений. Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт. В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. Наконец-то обнаружены остатки царской семьи. Моей подруге вырезали аппендицит. Задание 6. Найдите избыточные словосочетания. Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

Исправить стилистические ошибки, указав нарушение лексической сочетаемости: 1. Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в душе у князя Андрея. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы 3. На Раскольникова в шелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы. Катерина оказала протест против темного царства. После гибели Ленского Ольга женится на гусаре. Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой. Из глаз Сони беззвучно текли слезы. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями.

Вместо с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь. Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь. В нашем коллективе надвигались радостные события. Не следует умалчивать о вопиющих достижениях наших ребят. Пришли ребята, удрученные опытом работы. Задание 8. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.

Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма. Задача, поставленная перед нами, достигнута. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.

Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя. Девушка купила карие чулки. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми. Ученики пристально слушали рассказ учителя. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов. Это произошло глубокой весной.

В течение долговременного периода идет оформление документов. Он был мне подлинным другом. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение. Он преклонил голову ей на плечо. Сын склонил колени перед матерью. Эта новость причинила ей удовольствие. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем. У нее были огромные каштановые глаза.

Он испытывал к нему крепкую ненависть. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые совершают герои фильма. Цель, поставленная перед нами, достигнута. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам. Солнце светит ярче.

Дышится легко. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по сварке. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут стоять железные койки с сетками.

Татьяна любит няню — эту седобородую старушку вместо: седовласую или седую. В речи встречаются различные виды многословия. Плеоназм от греч. Мимика — это «выражение лица». У него своеобразное «выражение лица» лица. Смелый и храбрый человек — явный, открытый плеоназм.

Свободная вакансия, главная суть — скрытый, неявный плеоназм. Некоторые плеоназмы закреплены в языке и не считаются ошибкой. Например, экспонат выставки экспонат — «выставленный» 4. Тавтология от греч. Хоккеисты предприняли ответную контратаку. Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку. Тавтологичны некоторые неправильные грамматические формы: самый наилучший — самый лучший, наилучший; более красивее — более красивый, красивее. В языке немало тавтологичных сочетаний, употребление которых неизбежно, поскольку в них используется терминологическая лексика. Например, словарь иностранных слов, бригадир первой бригады.

Тавтологичными могут быть фразеологические обороты: ходить ходуном, набит битком, пропади пропадом. Расщепление сказуемого — замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора. В официально-деловом стиле такие сочетания уместны, но в данной речевой ситуации лучше сказать: Ученики решили убрать школьный двор. Слова-паразиты — разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др. Их употребление не оправдано содержанием и структурой высказывания. Ни одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в процессе речи. Поскольку слова-паразиты не связаны со смыслом высказывания, они затрудняют процесс общения. Нарушение лексической сочетаемости. Не всегда слова могут сочетаться друг с другом. Ошибки этого типа связаны с тем, что говорящий или пишущий не замечает, что — слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу: танцевальная песня — одно имеет положительное, а другое отрицательное значение: полчища тружеников — разнородны по стилю: в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню — несовместимы по традиции: можно выполнить желание — нельзя выполнить мечту, может быть сильная привязанность, страсть, ненависть — не может быть сильной дружбы.

Употребление лишних слов. Лишним является слово, употребление которого ничего не добавляет к сказанному и ничего не уточняет в нем. Очень прекрасный день — « прекрасный» обозначает высшую степень качества, очень хороший; вступительная преамбула — преамбула и есть «вступительная часть» Плеоназм — употребление в речи близких по смыслу, потому логически излишних слов. Он крепко держит в своих руках штурвал руля. Тавтология и неуместное повторение слов. Тавтология — это близкое употребление однокоренных слов, спародированное в выражении «масло масляное», «расскажу в рассказе». Другая ошибка — неуместное повторение слов: Предателя повесили, а на груди его повесили табличку, на которой написали, за что его повесили. Ошибки в употреблении местоимений. Нагромождение местоимений создает неясность текста и иногда рождается комический эффект. Фразу «Аркадий и Борис вновь заспорили, и его удивило, как тихо звучит его речь» можно понять в 4 вариантах.

Использование клише и штампов. Канцеляризмы — слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях они неуместны, являются штампами. Имеет место отсутствие запасных частей. На заводе проводится большая работа по линии профорганизации. При голосовании поднялся лес рук. Употребление слова в несвойственном ему значении Всю четвёртую декаду апреля было холодно Всю последнюю декаду апреля было холодно 2. Нарушение лексической сочетаемости слов У Ирины карие волосы и зелёные глаза. У Ирины каштановые волосы и зелёные глаза. Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности На олимпиаде по русскому языку я потерял баллы из-за невнимательности 4. Смешение паронимов близкие по звучанию, но разные по смыслу слова В ёлочном лесу очень хорошо дышится.

В еловом лесу очень хорошо дышится. Неудачный выбор одного из синонимов Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили. Адвокат добивался, чтобы его подзашитного оправдали. Употребление лишнего слова речевая избыточность В своёмстихотворении «Смерть поэта» М. Лермонтов обличает тех, кто был виновен в гибели А. В стихотворении «Смерть поэта» М. Лермонтов обличает тех,кто был виновен в гибели А. Пропуск необходимого слова,приводящий к искажению мысли или подмене понятий речевая недостаточность В читальный зал в одежде не входить. В читальный зал в верхней одежде не входить. Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов В рассказе А.

Чехова« Ионыч» рассказывается об Ионыче. В рассказе А. Чехова «Ионыч» говорится повествуется, идёт речь о враче. Неуместное употребление диалектной, просторечной, жаргонной лексики Расчёт за продукцию производится как в российских рублях, так и в баксах. Расчёт за продукцию производится как в российских рублях, так и в долларах. Смешение лексики разных исторических эпох Пётр Первый снял пиджак , засучил рукава и принялся за работу. Слово пиджак появилось в русском языке только в 19 веке. Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным. Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным. Тренировочные упражнения.

Задание 1. Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. Вокруг была кромешная темнота. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. Спят березки в подвенечном саване.

В парке стоит прекрасная архитектура. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос. Задание 2.

Определите род существительных.

Составьте с каждым из них словосочетание Задание 2. Составьте с каждым из них словосочетание по модели «прил. Выберите в соответствии с грамматической нормой один из прилагаемых вариантов употребления числительных; цифры напишите прописью: Все семеро — семь бойцов рядышком стояли в немецкой траншее. Потребовали трое ножниц — три ножниц — три пары ножниц. Встретились трое молодых людей — три молодых человека. В течение четырех — четверых суток.

Располагать 8765 книгами. Находиться в 2,5 километров — километрах. Проэкзаменовать 104 студента — 104 студентов. Выполнить на 56,5 процента — процентов. Написать на 387 страницах. С 1098 долларами — долларов.

Весом в 5678 тонн 45 суток — дня. Три и более возможных варианта — вариантов. Выдвинуть 12 кандидата — кандидатов. Поставьте существительное, стоящее в скобках, в форму родительного падежа множественного числа. Набрать жёлудь , несколько зеркало, зеркальце , много зять , несколько калмык , много калория , пара кальсоны , много каменоломня , бриллиант в несколько карат , пара джинсы , несколько доля , несколько домна , кубометр доска , много дядя , пара кеды. Согласуйте сказуемое с подлежащим.

Обоснуйте выбор формы сказуемого. В каких случаях возможно использование нескольких форм сказуемого?

Вся публика была уже в триумфе. Если бы директором колледжа был я, то я бы выделял большое внимание студентам. Рассказы, на которые я мог бы упереться, были ещё не напечатаны. Они только выполняли свою должность. Прочитав «Слово о полку Игореве», я получил восхищение. Женщина ушла в кредит на время воспитания ребёнка.

Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов. Подготовка к ЕГЭ

Никто из пришедших не поздоровались с ней. Глядя на эту ветку, мне вспомнилась молодость. Мартышка увидела в зеркале и стукнула лапой. К триста двадцать шести прибавить шестнадцать, из девяносто семь вычесть пятьдесят. В евонном отряде было много башкиров, татаров, уральских рабочих.

Солнце греет ярче. Дышится свежо. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.

Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя. Девушка купила карие чулки. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми. Ученики пристально слушали рассказ учителя. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов. Это произошло глубокой весной. В течение долговременного периода идет оформление документов.

Он был мне подлинным другом. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение. Он преклонил голову ей на плечо. Сын склонил колени перед матерью. Эта новость причинила ей удовольствие. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем. У нее были огромные каштановые глаза. Он испытывал к нему крепкую ненависть.

Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые совершают герои фильма. Цель, поставленная перед нами, достигнута. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам. Солнце светит ярче. Дышится легко.

Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по сварке. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут стоять железные койки с сетками. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя. Девушка купила коричневые чулки. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова. Царское правительство устроило гонение на передовых людей. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.

Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов. В течение долгого времени идет оформление документов. Он был мне настоящим другом. В этих соревнованиях спортсмен потерпел поражение. Он склонил голову ей на плечо. Сын преклонил колени перед матерью. Эта новость доставила ей удовольствие. С моей самой близкой подругой мы часто ходим в кино. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем.

У нее были огромные карие глаза. Он испытывал к нему сильную ненависть. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким. Задание 9. Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой колонки. Эти функции поручаются отделам рекламы. Эти функции возлагаются на отделы рекламы. В музее выставлены реликвии, преподнесённые делегациями.

В музее выставлены подарки, преподнесённые делегациями. Главная сила Сибири — в её обильной минеральносырьевой базе Сила Сибири — в её богатейшей минеральносырьевой базе. Они работают как самые отъявленные специалисты. Они работают как самые опытные специалисты. Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев. Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодёжного покроя. В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не воспринимали мороза. В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не замечали мороза. Выиграв этот матч, «Зенит» сделал шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почёта.

Выиграв этот матч, «Зенит» поднялся на одну ступеньку на пьедестале почёта. Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности. Сейчас наши дети начинают преодолевать первые школьные трудности. Под тенистыми деревьями удобно примостились пенсионеры Под тенистыми деревьями удобно разместились пенсионеры. В этом бою осколки прострелили ему обе ноги. В этом бою он был ранен осколками в обе ноги. Задание 10. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные варианты.

Четко ночами рокочут ручьи, Чистые речи ручьев горячи. Северянин 4. Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной. И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны М. Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою. Некрасов 6. Идут бобры в сыры боры, бобры храбры, для бобрят добры. Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима мы вам на линя. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Речевое общение предполагает не только умение говорить, но и слушать. Для этого недостаточно одной физиологической функции — слуха, нужно еще пристальное комплексное внимание к говорящему, нужно уметь видеть и понимать его жест, взгляд, понимать даже молчание. Существует три психологических типа людей: аудиалы, визуалы и кинестетики. Аудиалы — это люди, которые лучше запоминают и усваивают информацию, когда слышат и внимательно слушают ее. Визуалы предпочитают чтение — такова специфика их восприятия. Кинестетикам запоминание гарантирует записанный собственными руками конспект, составленная схема, таблица, матрица и т.

Упражнение 1. Всегда ли мы слышим и слушаем собеседника? Всегда ли хотим слышать его? К одесситу подходит прохожий и спрашивает: — Извините, вы не знаете, где улица Дерибасовская? Я не знаю, где улица Дерибасовская?! Это я-то не знаю, где улица Дерибасовская?! Я не знаю, где улица Дерибасовская…! Функции слушания.

Умение слушать, вникать в содержание речи позволяет глубже понимать выступающего и мысленно вступать с ним в диалог, готовиться к обсуждению, дискуссии выделять главное, спорное, неприемлемое. При этом моментально происходит перевод высказывания с языка выступающего на язык слушающего. Это главное условие понимания услышанного. Существует две проблемы, возникающие в процессе слушания: всегда ли надо дослушивать до конца и можно ли, не дослушав сообщение, задавать вопросы. В конечном счете слушание можно свести к следующему: услышать без искажений, понять, правильно и точно воспроизвести. От каких условий зависит понимание того, что нам говорят? Слышать и понимать — это одно и то же? Упражнение 2.

С какой целью можно использовать неточность высказывания, двусмысленность в речевом поведении? Однажды Пушкин сидел в кабиненте графа С. Сам граф лежал на диване. На полу, около письменного стола, играли двое его детишек. Пушкин, мигом, ничуть не задумываясь, скороговоркой отвечает: — Детина полоумный лежит на диване. Граф обиделся. Механизмы слушания механизм слуховой памяти, механизм антиципации предвосхищения , механизм выделения смысловых блоков и др. Механизм слушания сложен, он включает восприятие и понимание речи.

Первая ступень — услышать сообщение без помех и искажений зная свои возможности, выбирайте соответствующее место в аудитории , понять каждое услышанное слово или, по крайней мере, отметить, чтобы затем получить необходимые разъяснения , наконец, понять всю фразу. Следующая ступень — включить услышанное высказывание в контекст обсуждаемого вопроса, связать с предыдущими суждениями. Качественно новый уровень слушания, доступный далеко не каждому — обнаружение скрытого смысла , намека, развернутой метафоры. Для этого надо иметь широкий кругозор, общекультурную эрудицию. Еще одна функция слушания как речевой деятельности человека — эстетическая. Лекторское мастерство выступающего вызывают уважение к нему, возникает любование его искусством, яркая речь обогащает наш словарь и служит уроком речевого мастерства для слушателя. Упражнение 3. Как следует вести себя в ситуации, когда тебя не слышат не слушают?

Государыня вспыхнула. Кречетников стал излагать причины, не дозволившие ему исполнить высочайшие повеления. Императрица не слушала, в порыве величайшего гнева она осыпала его укоризнами и угрозами. Наконец императрица умолкла и стала ходить взад и вперед по комнате. Через несколько минут государыня снова обратилась к нему и сказала уже гораздо тише: — Скажите мне, какие причины помешали вам исполнить мою волю? Кречетников повторил свои прежние оправдания. Екатерина, чувствуя его справедливость, но не желая признаться в своей вспыльчивости, сказала ему с видом совершенно успокоенным: — Это совсем другое дело.

Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание. Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты. Вся публика была уже в триумфе. Если бы директором колледжа был я, то я бы выделял большое внимание студентам. Рассказы, на которые я мог бы упереться, были ещё не напечатаны. Они только выполняли свою должность. Прочитав «Слово о полку Игореве», я получил восхищение. Женщина ушла в кредит на время воспитания ребёнка. Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт. В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. Создаётся впечатление, что он опаздывает на работу нарочито. Для Маши был предназначен учитель.

В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. Тесты, связанные с лексической нормой

Исправьте речевую ошибку состоялся обмен имеющимся опытом 4. В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. 5. Создается впечатление, что он опаздывает каждый день на работу нарочито. 7. Выпишите слова, употребленные без учета их семантики.
Для маши был предназначен учитель. Грамматика, речь. Чистота и уместность речи Предложения с ошибками в употреблении паронимов: J Нужно разработать туристский маршрут по городу.
Задание 1. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок. 25. Из-за отсутствия времени остановимся только на важных ошибках. 26. Указанные замечания не имеют в данном случае никакой роли.

Как найти случаи нарушения лексической сочетаемости

Они работали как самые отъявленные специалисты. Наши воины совершили много геройских подвигов. Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма. Шолохов изобразил образы трех коммунистов. Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает. Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов. С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

Налицо незаконное растаскивание казенного имущества. Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной. За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде. Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок. Он учился в музыкальной консерватории.

Состоялся обмен имеющимся опытом. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. Эрмитаж — ценнейшая сокровищница культуры. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. Пожар способствует ожогам.

Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. Вы можете задать интересующие вас вопросы. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу. Задание 5. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки. В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание. Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджменты. Публика сканировала: «Браво, Сильвини! Вся публика была уже в триумфе. На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений. Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. Моей подруге вырезали аппендицит. Задание 6. Найдите избыточные словосочетания. Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия. Задание 7.

Исправить стилистические ошибки , указав нарушение лексической сочетаемости: 1. Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в душе у князя Андрея. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы 3. На Раскольникова в шелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы. Катерина оказала протест против темного царства. После гибели Ленского Ольга женится на гусаре.

Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой. Из глаз Сони беззвучно текли слезы. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями. Вместо с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь. Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь. В нашем коллективе надвигались радостные события.

Не следует умалчивать о вопиющих достижениях наших ребят. Пришли ребята, удрученные опытом работы. Задание 8. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.

Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма. Успехами мы не блестим. Задача, поставленная перед нами, достигнута. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам. Воздух чист.

Солнце греет ярче. Дышится свежо. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя. Девушка купила карие чулки. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми. Ученики пристально слушали рассказ учителя. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.

Это произошло глубокой весной. В течение долговременного периода идет оформление документов. Он был мне подлинным другом. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение. Он преклонил голову ей на плечо. Сын склонил колени перед матерью.

По-видимому, вот это «ежели хочешь блеснуть» и побуждает многих пишущих и говорящих, особенно на темы газетно-публицистические и научные, вставлять в речь без всякой необходимости иноязычную лексику, несмотря на то, что она мешает общению, в особенности если применяется в неточном значении. Вот авторитетное мнение А. Горького: «Было бы, пожалуй, гораздо полезней, если б все мы писали проще, экономнее, так, «чтобы словам было тесно, мыслям просторно», а не так, например: «... Ведь можно сказать менее премудро: мы отвергаем намерение устранить политику из наших споров. Нет ничего такого, что нельзя было бы уложить в простые и ясные слова».

Чистая речь нужна нам так же, как и чистый воздух, нужна для того, чтобы легче жилось и дышалось. Объяснить это людям - задача науки и школы, задача радио, телевидения и печати. Не менее важным качеством речи является ее уместность. Уместность речи предполагает такой подбор, такую организацию средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным, эстетическим и иным задачам письменного или устного выступления.

Уместность речи — качество функциональное. В его основе лежит идея целевой установки высказывания. Уместность с этой точки зрения — адекватность примененных языковых средств целям высказывания. Уместность речи захватывает разные уровни языка и формируется употреблением слов, словосочетаний, грамматических категорий и форм, синтаксических конструкций, наконец, целых композиционно-речевых систем. Их уместность может рассматриваться и оцениваться с разных точек зрения, в частности: Уместность стилевая — соответствие используемых языковых средств целям и задачам общения; Уместность контекстуальная — соответствие отдельной языковой единицы речевому окружению, общей стилистической тональности речи; Уместность ситуативная — соответствие высказывания ситуации общения; Уместность личностно-психологическая — соответствие речи конкретного человека сложившемуся образу.

Вопросы: 1 Чистота речи. Использование в речи чуждых литературному языку элементов. Второй сосед развел руками и строго посмотрел на собеседника, потом добавил с мягкой улыбкой: — Вот вы, товарищ, небось не одобряете эти пленарные заседания… А мне как-то они ближе. Все как-то, знаете ли, выходит в них минимально по существу дня… Хотя я, прямо скажу, последнее время отношусь довольно перманентно к этим собраниям. Так, знаете ли, индустрия из пустого в порожнее.

Вступить, так сказать, на точку зрения и оттеда, с точки зрения, то — да, индустрия конкретно. Посмотрите в словаре значение слов пленарный, кворум, перманентно, индустрия. Составьте диалог, используя эти слова. Упражнение 14. Исправьте предложения, подобрав слова с соответствующим значением.

Рассказы, на которые я мог бы упереться, были еще не напечатаны. Женщина ушла в кредит на время воспитания ребенка. Реконструировать сельский клуб должен районный зодчий. В течение февраля продолжительность суток увеличилась на два часа. Было сказано много обидчивых слов.

Этот фильм обречен, без всякого сомнения, на редкий успех. Уместность — подбор и организация языковых средств в соответствии с целями и условиями общения. Упражнение 15. Проанализируйте записи речи одного и того же лица, рассказывающего в разных ситуациях о своей командировке. Определите специфику каждой из ситуаций.

И вот эту протоплазму надо было… нет, не примеры даже или что… найти, а всю картотеку облазить. Причем черт их знает, может, их вообще нет там, этих терминов. Очень трудно было отыскать в картотеке необходимые мне термины: я не имела точного списка, пришлось в значительной степени идти на ощупь. Во время командировки я собирала материал об исследуемой мной группе терминов. Несмотря на трудности: отсутствие точного списка слов и недостаточность информации о наличии в картотеке терминов, интересующей меня тематики, — мне удалось найти ряд лингвистически содержательных примеров.

Ситуации: — Официальный письменный отчет о командировке, — беседа с друзьями, — устный отчет о командировке на заседании отдела? Какие факторы влияют на выбор говорящим тех или иных языковых средств в речи слов, предложений, способов оформления мысли. Выразительность, образность — такие особенности речи фонетические, словообразовательные, лексические, стилистические и др. Упражнение 16. Измените тексты, исключив из них определения.

Подумайте, какую роль они выполняют в тексте? Попробуйте их заменить синонимичными описательными выражениями. Как в результате изменяются тексты? Какие изобразительные средства используют авторы? Выделите в тексте сравнения, метафоры, образные эпитеты.

Какую роль они играют в тексте? Подумайте, чем отличаются тексты? Какие слова являются в них наиболее значимыми, создающими соответствующее настроение? А над всем миром, по всему полуденному небу — белые облака, плоские снизу и необыкновенно причудливые, округлые, кудрявые наверху. Редко разбежались они по синему своему пастбищу, почти не мешают солнцу жарить и парить в разгаре летнего дня.

Лишь иногда набежит легкая тень, овеет прохладой, а уж от дальнего леса по лугам, по полям, разливаясь все шире и как бы набирая скорость, катится новая солнечная волна. Свет погас, тени умерли, и все кругом стало бледным, немым и безжизненным. Оттуда, где раньше сверкало раскаленное солнце, бесшумно ползли вверх темные груды облаков и шаг за шагом пожирали светло-голубое пространство. Тучи клубились, сталкивались, медленно и тяжко теряли очертания разбуженных чудовищ и неохотно подвигались вперед, точно их самих, против их воли, гнала какая-то неумолимая, страшная сила. Оторвавшись от других, одиноко металось светлое волокнистое облачко, слабое и испуганное.

Благозвучие речи заключается в умении правильно использовать разнообразие фонетического строя языка, не допуская стяжения согласных либо гласных звуков, повтора звуков и однокоренных слов, рифмовки. Упражнение 17. В отрывках из научных статей и газетных материалов укажите недочеты звуковой организации речи и устраните их. Вдруг взгрустнулось другу, вскоре встретит он врага. Часто часть посещают члены семей солдат.

Какая река так широка, как Ока? Вот какие нам заданы задачи в части участия в конкурсе. Справки по отправке грузов можно получить по телефону. Герои демонстрируют бесстрашие и благородство в борьбе с бандитскими бандами. Нельзя не отметить такую яркую черту южнорусских говоров, как аканье.

Журавлев — прирожденный пейзажист, последовательно следующий лучшим традициям русской художественной школы. Упражнение 18. Прочтите следующие примеры, подумайте, с какой целью в них нарушаются правила благозвучия. Довольный праздничным обедом сосед сопит перед соседом. Пушкин 2.

Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. Северянин 3. Четко ночами рокочут ручьи, Чистые речи ручьев горячи. Северянин 4. Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной.

И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны М.

Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма. Шолохов изобразил образы трех коммунистов. Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает. Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов. С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчелы. Налицо незаконное растаскивание казенного имущества. Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной. За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде. Задание 6.

Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании 1. Продлить абонент, абонемент , архитекторский, архитектурный коллектив, будняя, будничная одежда, ветреный, ветряной человек, впечатлительное, впечатляющее зрелище, гарантийная, гарантированная зарплата, глинистая, глиняная ваза, осиное гнездо, гнездовье. Голосистые, голосовые связки, гречишное, гречневое поле, двухгодичный, двухгодовалый жеребенок, деревянная, древесная кора, лобная, лобовая атака, луковичный, луковый привкус, луковичная, луковая форма куполов, националистический, национальный костюм, снискать, сыскать уважение. Задание 7. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок. Он учился в музыкальной консерватории. Состоялся обмен имеющимся опытом. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. Эрмитаж — ценнейшая сокровищница культуры. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору.

Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. Пожар способствует ожогам. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. Вы можете задать интересующие вас вопросы. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу. Задание 8. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность 1. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. Сергей — настоящий меломан пения и музыки.

Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. Он крепко держал в своих руках штурвал руля. Все гости получили памятные сувениры. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки.

Предложение номер 1 - "В некоторых пособиях по литературе на абзацах приведены цитаты из произведений Пушкина, Есенина, Гоголя. В данном предложении содержится информация о том, что некоторые пособия по литературе содержат цитаты из произведений Пушкина, Есенина и Гоголя. Это связано с смысловым значением слов "на абзацах приведены цитаты из произведений". Шаги решения: 2. Исключить неподходящие варианты ответа.

В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. Тесты, связанные с лексической нормой

Остались вопросы? 16. В честь пришедших на вечер зазвучал концерт. 17. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающее беспокойство. Пример использования: Исправьте следующие ошибки в словоупотреблении: 1. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма.
Речевая избыточность (многословие) — Мегаобучалка 8.В честь пришедших на вечер прозвучал ц-то обнаружены остатки царской семьи. подруге вырезали аппендицит. Задание 6. Найдите избыточные словосочетания.
Полезные советы на все случаи жизни 14. В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. 15. Создаётся впечатление, что он опаздывает каждый день на работу нарочито. 16. Дети стали разыскивать дорогу домой.
Состоялся обмен имеющимся опытом исправьте речевую ошибку 16. В честь пришедших на вечер зазвучал концерт. 17. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающее беспокойство. Пример использования: Исправьте следующие ошибки в словоупотреблении: 1. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма.

В длинные просторы арктики отправился ледокол. Тесты, связанные с лексической нормой

Ошибка: отъявленные не сочетается с специалисты Вокруг была кромешная темнота. Ошибка: кромешная должна быть в темноте Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма. Ошибка: образы коммунистов Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Без ошибок Вся публика была уже в триумфе.

Без ошибок Эрмитаж — ценнейшая сокровищница культуры. Без ошибок На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений. Без ошибок Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго.

Без ошибок Пожар ожогам.

Наш класс считается экономическим, то есть мы будущие менеджеры менеджменты. Вся публика была уже в восторге триумфе. Если бы директором колледжа был я, то я бы уделял выделял большое внимание студентам. Рассказы, на которые я мог бы опереться упереться , были ещё не напечатаны.

Они только выполняли свою работу должность. Прочитав «Слово о полку Игореве», я получил удовольствие восхищение. Женщина ушла в декрет кредит на время воспитания ребёнка.

Шолохов изобразил образы трех коммунистов. Возьми хлеб себе, он все равно бесполезно пропадает. Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов. С тихим шумом лопались почки, гудели ранние пчёлы. Налицо незаконное растаскивание казенного имущества. Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.

За добросовестный труд доктор Петров был предоставлен к награде. Задание 4. Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок. Он учился в музыкальной консерватории. Состоялся обмен имеющимся опытом. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. Эрмитаж — ценнейшая сокровищница культуры. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго.

Пожар способствует ожогам. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. Вы можете задать интересующие вас вопросы. Чистота окружающей среды вызывает всё возрастающую тревогу. Задание 5. Выпишите слова, употребленные без учета значения, исправьте ошибки. В 14 веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры. Он изо всех сил старается произвести на Софью внимание. Потеряв работу и семью, он всё больше опускался вниз в глубокую бездну.

Мы стали свидетелями странного парадокса. Вся публика была уже в триумфе. На абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений. Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт. В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. Наконец-то обнаружены остатки царской семьи. Моей подруге вырезали аппендицит. Задание 6. Найдите избыточные словосочетания.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия, штурвал руля, впервые познакомился, в начале сентября месяца, ценное сокровище, настоящий профессионал, ведущий лидер партии, незаконные бандитские группировки, патриот своей родины.

Метафора: Мы с вами не рифмуемся! Метонимия: Обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом. Метафора: Провинциальным болотом и злой сплетней повеяло на Ромашова от этого безграмотного и бестолкового письма. Метонимия: Воин идет в бой не умирать, а убить врага. Синекдоха: Копейка рубль бережет.

Синекдоха: За день грибов насобираешь корзину. Ешь мимоходом бруснику, малину. Метонимия: Есть на земле высокое искусство. Будить в народе дремлющие чувства. Метафора: Надо было видеть, как тут взвился Кошич, как он закричал на меня с Тетеревым.

Как найти случаи нарушения лексической сочетаемости

Как в устной, так и в письменной речи наблюдается значительное количество ошибок при употреблении фразеологизмов. абзацах учебника по литературе приведены цитаты из произведений. забывать, что наши товары идут на импорт. 8.В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. ц-то обнаружены остатки царской семьи. 9) В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. 10) Программа нанесла большой экономический эффект. Задание 3. Найти ошибки, связанные с речевой избыточностью, классифицировать их и исправить предложения. 16. В честь пришедших на вечер прозвучал концерт. 17. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу. Задание 5. Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности. 7) На собрании было принято решение повысить подготовку студентов. В XIV веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры. 9) В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий