Тональность скрипичного концерта мендельсона

Konzert e-Moll. für Violine und Orchester. F. Mendelssohn Bartholdy, op.64. Allegro molto appassionato. Download and print in PDF or MIDI free sheet music for Mendelssohn Violin Concerto In E Minor Op. 64 by Felix Mendelssohn arranged by Jack Hadeed for Violin (Solo). 64 — концерт Феликса Мендельсона для скрипки с оркестром, впервые исполненный в 1845 году (13 марта). Является одним из наиболее популярных концертов в скрипичном репертуаре. С первой частью она связана непосредственным переходом (идет без перерыва, соединяясь общим звуком h — квинтовым для e-moll, вводным для C-dur, тональности второй части). Komponiert 1882. Im Druck erschienen im Mai 1838. Felix Mendelssohn Bartholdy Molto allegro con fuoco. (1809-1847). Solostimme (Original).

Феликс Мендельсон – Концерт для скрипки с оркестром

Мендельсон, Концерт для скрипки с оркестром - Менухин - YouTube Мендельсон, которого мы не заслужили. Его Второй фортепианный концерт – мощнейшее произведение зрелости и одна из ярчайших страниц эпохи романтизма.
Помогите! Мендельсон скрипичный концерт - анализ. Мендельсон писал симфонии, концерты, фортепианную и камерную музыку. К лучшим произведениям Мендельсона относятся его «Увертюра» и музыкальное сопровождение к «Сон в летнюю ночь», Итальянской симфонии, Шотландской симфонии, оратории «Илия.
Мендельсон, Феликс - Концерт для скрипки с оркестром ми минор - ноты го века в качестве работы первостепенной важности.
Великий концерт Мендельсона | Классическая музыка | Дзен Область оркестровой музыки у Мендельсона представлена симфониями, увертюрами и концертами (2 для фо-но и 1 для скрипки – e-moll).

Феликс Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром ми-минор (Е-moll), оp.64.

Мендельсон, Шуман: Концерты для скрипки с оркестром. Алёна Баева, Персимфанс. 5, сохранений - 9. Присоединяйтесь к обсуждению или опубликуйте свой пост! Концерт для скрипки с оркестром No. 1 фа-диез минор, соч.

АНАЛОГИЧНЫЕ ТОВАРЫ

  • Феликс Мендельсон-Бартольди. Концерт для скрипки с оркестром ми
  • Нотный архив Бориса Тараканова
  • Концерт для скрипки с оркестром ор. 64 (Мендельсон) -
  • Ф.Мендельсон. Скрипичный концерт ми минор e-moll Iч.

Концерт для скрипки и струнных (мендельсон)

Концерт для скрипки с оркестром Op. 64. Первое бесплатное нотно-музыкальное собрание в Российском интернете. С первой частью она связана непосредственным переходом (идет без перерыва, соединяясь общим звуком h — квинтовым для e-moll, вводным для C-dur, тональности второй части). Область оркестровой музыки у Мендельсона представлена симфониями, увертюрами и концертами (2 для фо-но и 1 для скрипки – e-moll). Он — автор трех симфоний, двух фортепианных и Скрипичного концертов, которые исполняют лучшие солисты Европы, многочисленных фортепианных сочинений и камерных ансамблей, Немецкого реквиема и кантат, хоров и песен, распеваемых любителями повсюду. Download and print in PDF or MIDI free sheet music for Mendelssohn Violin Concerto In E Minor Op. 64 by Felix Mendelssohn arranged by Jack Hadeed for Violin (Solo). Тональность скрипичного концерта Хачатуряна d dur.

Мендельсон – Концерт Ми минор Op.64 – для скрипки с фортепиано

Концерт для скрипки op.64(И. Менухин, В. Фуртвенглер, Берлинский СО) — Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром ми-минор, являющийся чудесной лирической поэмой, вобрал в себя наилучшие черты, свойственные творческому облику композитора. Лебедев Е. С. Эволюция скрипичного концерта в творчестве Ф. Мен-дельсона. Жанр скрипичного концерта прошел довольно длительный путь развития, и одним из важнейших этапов на этом пути стал концерт e-moll Ф. Мендельсона. Среди сочинений Мендельсона для фортепиано наиболее популярны сонаты, концерты и собрание пьес «Песни без слов». Скрипичный концерт ми минор, соч. 64 — концерт Феликса Мендельсона для скрипки с оркестром, впервые исполненный в 1845 году. Является одним из наиболее популярных концертов в скрипичном репертуаре. Тональность скрипичного концерта Хачатуряна d dur.

Выберите страну или регион

В своей музыке Мендельсон в значительной степени придерживался классических моделей и практик, положив начало ключевым аспектам романтизма. Мендельсон рано добился успеха в Германии и был хорошо принят в своих путешествиях по Европе в качестве композитора, дирижера и солиста. Его десять визитов в Великобританию, во время которых были представлены премьеры многих его главных работ, составляют важную часть его взрослой карьеры.

Оркестровые тутти начинаются красивой мелодией, предвещающей стиль Мендельсона. Затем входят солисты, сначала фортепиано, затем скрипка, по-своему обрабатывая и украшая основную тему, в то время как оркестр молчит. В средней части скрипка играет основную тему, в то время как фортепиано сопровождается фигурами аккомпанемента, которые исследуют разные клавиши. Наконец, оркестр возвращается с основной темой, и солисты мирно закрывают движение. Allegro molto Заключительное движение, Allegro molto, это рондо ре минор, который начинается с того, что фортепиано вводит основную тему в сопровождении сложных прыжков на басу. Затем вступает соло-скрипка, вторя фортепьяно, пока оркестр не начинает зажигательным тутти в унисон. Солисты виртуозно вступают в игру быстрых пассажей из шестнадцатых нот и тематического обмена, пока внезапно фортепиано не вводит хорал а ля Бах.

Соло скрипки исполняет мелодию хорала, а оркестр и фортепиано играют контрапункт под ней. После хорала происходит исследование различных тональностей, когда фортепиано играет двойные октавы, а скрипка соло играет сложные двойные остановки. Снова воспроизводится мелодия хорала, на этот раз ре мажор.

Два дня назад я впервые был в небольшом кругу с Орасом Верне и играл там. Ранее он говорил мне, что самой его любимой и уважаемой музыкой был «Дон Жуан»... Это вызвало у него определенную степень восторга, далекую от всего того, что я когда-либо встречал в реакции на мою музыку, и мы сразу стали более близкими. Впоследствии он внезапно подошел ко мне и прошептал, что мы должны обменяться, потому что он тоже импровизатор; и когда мне было естественно любопытно узнать, что он имел в виду, сказал, что это его секрет.

Однако он похож на маленького ребенка и не мог скрывать этого более четверти часа, когда снова вошел и, отведя меня в соседнюю комнату, спросил, есть ли у меня свободное время, так как он подготовил холст и хочет нарисовать на нем мой портрет, который я должен буду сохранить в память о сегодняшнем дне... Он сказал, что у него будет нелегкая задача со своей импровизацией, но в любом случае он попытается это сделать. Я был только рад дать свое согласие и не могу передать вам, насколько я был очарован восторгом и энтузиазмом, которые он явно испытывал от моей игры. Это весьма виртуозное произведение в середине двадцатого веке любителям классической музыки заново открыл и исполнил знаменитый американский скрипач Иегуди Менухин. Запись концерта датируется 1951 годом. В Лейпциге в 2007 году одной из набережных городского канала после реставрации дали имя Феликса Мендельсона.

Важно отметить, что по задумке композитора, чтобы аплодисменты слушателей не нарушали целостность произведения, первая и вторая части произведения между собой связаны. Залигованная нота «си» в исполнении фагота естественным образом соединила между собой два раздела. Для второй части Andante , написанной в трёхчастной форме, композитор выбрал тональность До мажор. Раздел начинается с той самой связующей ноты «си», которая плавно переходит в «до». Затем звучание постепенно наполняется деревянными духовыми и струнными инструментами. Основная, наполненная лиризмом тема начинается с девятого такта. Эту льющуюся песенную мелодию выразительно пропевает солирующая скрипка. Следующая далее центральная тема средней части, хоть и звучит меланхолично, но для исполнения она довольно сложна и требует от исполнителя значительных технических навыков. Постепенно усиливая в музыке элегический настрой, композитор подготавливает слушателя к контрастному по характеру финалу и в заключении части он специально вводит новую тему, которая является связующим элементом с ярким финалом. Третья часть Allegro molto vivace. Для финала концерта Мендельсон выбрал форму рондо - сонаты и тональность Ми мажор. Заключительный раздел концерта, в котором также нет контрастных по характеру тем, начинается с призывных фанфар духовых инструментов. Затем через четыре такта переклички оркестра и скрипки на первый план выходит грациозная и стремительная мелодия в исполнении солирующего инструмента. Далее между скрипкой и оркестром вновь разворачивается весёлый диалог, который подводит к следующей праздничной и ликующей маршеобразной теме. Концерт заканчивается эффектной, фееричной кодой.

Концерт для скрипки и струнных (мендельсон)

Симфоническое творчество Мендельсона. С. И. Кучеренко в связи со скрипичными сочинениями композитора отмечает: «Два концерта и три сонаты, созданные Ф. Мендельсоном, находятся на разных полюсах биографии немецкого романтика, где поздние образцы отмечены “взрослением” его композиторского мастерства.
Ф. Мендельсон - КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ МИ МИНОР OP. 64 Область оркестровой музыки у Мендельсона представлена симфониями, увертюрами и концертами (2 для фо-но и 1 для скрипки – e-moll).
мендельсон скрипичный концерт (найдено 125 песен) Для скрипки это самая хорошая тональность.
Мендельсон, Феликс - Концерт для скрипки с оркестром ми минор, ноты | Концерт Феликса Мендельсона для скрипки с оркестром, впервые исполненный в 1845 году. Является одним из наиболее популярных концертов в скрипичном репертуаре.

Концерт для скрипки с оркестром № 2 Мендельсона.

Felix Mendelssohn-Bartholdys Werke, Serie 4 Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1877. Фердинанду Давиду (1810-1873), ученику Людвига Шпора. Мендельсон писал симфонии, концерты, фортепианную и камерную музыку. К лучшим произведениям Мендельсона относятся его «Увертюра» и музыкальное сопровождение к «Сон в летнюю ночь», Итальянской симфонии, Шотландской симфонии, оратории «Илия. С первой частью она связана непосредственным переходом (идет без перерыва, соединяясь общим звуком h — квинтовым для e-moll, вводным для C-dur, тональности второй части). Концерт для скрипки с оркестром No. 1 фа-диез минор, соч.

Впервые исполнен скрипичный концерт ми-минор Мендельсона

Ф.Мендельсон. Скрипичный концерт ми минор e-moll Iч. The Концерт для скрипки и струнного оркестра ре минор был написан Феликсом Мендельсоном в возрасте тринадцати лет.
Мендельсон концерт для скрипки с оркестром история создания Запись Концерт для скрипки с оркестром Мендельсона к Натан Мильштейн и Нью-Йоркский филармонический оркестр проводится Бруно Вальтер был первым классическим долгоиграющая пластинка, и первая 12-дюймовая пластинка в 1948 году.
Концерт для скрипки с оркестром № 2 Мендельсона. - Скрипичный концерт. Выдающееся произведение Ф. Мендельсона — Концерт для скрипки ми-минор — постоянно присутствует в репертуаре всех скрипачей мира, выдерживая сравнение с наиболее замечательными сочинениями этого жанра — скрипичными концертами Л.
Знаменитые скрипичные концерты - Мендельсон - Концерт ми минор Концерт Феликса Мендельсона для скрипки с оркестром, впервые исполненный в 1845 году. Является одним из наиболее популярных концертов в скрипичном репертуаре.

Ф. Мендельсон - КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ МИ МИНОР OP. 64

Шопен», «Ф. Мендельсон», «Р. Шуман» 1. Назвать жанр творчества Шопена, самый многочисленный в количественном отношении. Форма П части скрипичного концерта Мендельсона. В духе какого литературного произведения трактуют сонату h-moll Листа? Какую специальность приобрёл Шуман прежде, чем стал музыкантом? Самый известный номер из музыки ко «Сну в летнюю ночь» Мендельсона. Какие поэтические произведения стали, предположительно, прообразами баллад Шопена?

Тональность скрипичного концерта Мендельсона. Перечислить названия фортепианных циклов Шумана. Жанровые особенности П и Ш частей сонаты b-mо11 Шопена. Особенность репризы «Прелюдов». Национальные жанры, ставшие основой стиля «вербункош». Какие ноты объединяют все части «Карнавала»? Какое учебное заведение основал Мендельсон? По какому принципу группируются прелюдии Шопена?

Игра какого музыканта вдохновила Листа на создание подобного стиля в фортепианной музыке? Названия симфонических поэм Листа. Создателем каких новых жанров стал Шопен? Кто из композиторов-современников появляется в музыкальных образах «Карнавала»? К какому произведению Шопена относится название «С каплями дождя»? Какие лады использует Лист во вступлении сонаты h-mо11? В какую консерваторию пытался поступить Лист? В какой вокальный цикл Шумана вошла песня «Я не сержусь»?

Сколько лет прожил Мендельсон? Особенности репризы 1-й баллады Шопена. Какая тема становится монотемой «Прелюдов»? Какая из прелюдий Шопена написана в жанре траурного марша? Кто такие давидсбюндлеры? Перечислить тех, кого Шуман относил к ним. Годы жизни Р. Тональность арии Виолетты из 1д.

Сколько опер у Д.

Многие композиторы писали сольные произведения для скрипки в моменты душевного кризиса. Никакой другой инструмент не способен выразить в полной мере всю глубину переживаний. Поэтому исполнителям, прежде чем играть на концертах выдающиеся произведения для скрипки надо очень четко себе представлять внутренний мир композитора. Без этого скрипка попросту не будет звучать. Конечно, звуки будут извлекаться, но в исполнении не будет главного компонента — души композитора.

Далее в статье будет представлен краткий обзор великолепных произведений для скрипки таких композиторов, как Чайковский, Сен-Санс, Венявский, Мендельсон, Крейслер. Чайковский, концерт для скрипки с оркестром Концерт был создан во второй половине XIX в. Чайковский в ту пору как раз начал выходить из затяжной депрессии вызванной женитьбой. К этому времени он уже написал такие шедевры, как Первый фортепианный концерт, оперу «Евгений Онегин» и Четвертую симфонию. Но скрипичный концерт разительно отличается от этих произведений. Он более «классичный», его композиция одновременно гармонична и стройна.

Буйство фантазии укладывается в строгие рамки, но, как ни странно, мелодия не теряет своей свободы.

Я узнал в Интернете, что Мендельсон не похож на других классических музыкантов, которые болеют и болеют, преждевременно и преждевременно, и судьба. Мендельсон жил в аристократической среде без денег, статуса и семьи, так что эту песню можно назвать очень благородной.

Или большое предложение т. И что, вторая часть части А просто очень увеличена, или на самом деле там есть очень изменённая реприза что сделает эту часть трёхчастной. А в репризе всей этой части "А" 2 такта после цифры 25 сложной формы, проводится только увеличенный восьмитакт, тогда что изначально это всё таки не форма большого периода? Или реприза такая уменьшенная?

Концерт для скрипки и струнных (мендельсон)

Однако бои уже прекратились, что повергло 26-летнего романтика в отчаяние: «Это новая пытка, присоединившаяся к стольким другим». Главная среди них — несчастная любовь, принявшая, как и все у Берлиоза, колоссальные масштабы и потребовавшая упорной борьбы — с родной семьей, с семьей возлюбленной и прежде всего — с ней самой. Это повергало его, по собственным словам, в седьмой круг ада. Генриетта Смитсон, 27-летняя актриса, приехала в Париж осенью 1827 года в составе английской труппы, знакомившей Францию с трагедиями Шекспира. Пленительная Офелия и Джульетта не обращала внимания на бурную страсть дерзкого воспитанника консерватории, бывшего моложе ее на три года, и презирала его. А он весной 1830 года, услышав о каких-то неблаговидных поступках Генриетты, увлекся или, как он говорил, дал себя увлечь пианисткой Камиллой Мок. Композитор сравнивал ее с «грациозным Ариелем», шекспировским духом воздуха, и посвятил ей фантазию «Буря», в которой хотел рассказать о своей любви «оркестром в 100 человек и хором в 150». К тому времени Берлиоз уже был автором значительных сочинений.

Рубеж 20—30-х годов открывает зрелый период его творчества, охватывающий около 20 лет. Это был новый жанр программной концертной увертюры, только что в 1826 году созданный Мендельсоном. Крупнейшее творение этих лет — Фантастическая симфония, настоящий манифест романтизма. История собственной любви, раскрытая в подробной программе, обросшая невероятными подробностями и завершающаяся инфернальной развязкой, впервые получает воплощение не в вокальном цикле или опере, а в симфоническом жанре. Ее премьера 5 декабря 1830 года вновь связала имя Берлиоза с Тремя Славными Днями — сбор с концерта предназначался жертвам Июльской революции. На премьере состоялась встреча с 19-летним Листом, блестящим пианистом, еще не проявившим себя ни как композитор, ни как дирижер, ни как критик, — встреча, положившая начало дружбе, длившейся многие десятилетия. Лист сделал фортепианное переложение Фантастической симфонии, часто исполнял ее в своих концертах, а позднее приложил немало усилий для пропаганды и других сочинений Берлиоза — дирижировал ими, писал статьи.

Через несколько месяцев он узнал о том, что Камилла Мок вышла замуж. Впоследствии в «Мемуарах» композитор описал, как решил вернуться в Париж и, переодевшись в платье горничной, явиться в дом к неверной возлюбленной, застрелить изменницу, ее мать, мужа, а затем себя. Если пистолеты дадут осечку, принять яд. Но в ожидании багажа, задержавшегося на итальянских дорогах, он передумал и, возвращаясь в Рим, сочинил историю о попытке утопиться в состоянии умопомрачения. На вилле Медичи пансионеры держали пари убьет или не убьет , в котором, как говорили, участвовал и Мендельсон, также бывший в это время в Италии. Оба молодых музыканта часто встречались в Риме, причем Берлиоз искренне восхищался не только талантом пианиста, но и композиторским даром Мендельсона, хотя и замечал, что тот «слишком любит покойников». А Мендельсон откровенно признавался в непонимании творчества Берлиоза, называя его «настоящей карикатурой без тени таланта».

Итальянские впечатления — от природы и охоты, песен и танцев, обычаев горцев и римских карнавалов, встреч с паломниками и разбойниками — отразились во многих сочинениях Берлиоза: симфониях «Гарольд в Италии» и «Ромео и Джульетта», опере «Бенвенуто Челлини», увертюре «Римский карнавал». Через три года Берлиоз вернулся на родину. Композитор послал билеты Генриетте Смитсон, она стала свидетельницей его триумфального успеха, и лишь тогда он рискнул представиться ей. Но ему понадобился еще почти год, чтобы окончательно сломить ее сопротивление, и только 3 октября 1833 года, так и не добившись согласия родителей на брак, Берлиоз женился на Генриетте Смитсон. Одним из свидетелей бракосочетания был Лист. В маленьком деревенском домике на Монмартре, где композитор насаждался семейным счастьем, он работал над второй симфонией, «Гарольд в Италии», не менее новаторской, чем Фантастическая. Теперь Берлиоз сближает симфонию с концертом, причем выбор солирующего инструмента тоже необычен — в XIX веке концертов для альта не писали.

Произведение было заказано Берлиозу Паганини: знаменитый скрипач восхищался его творчеством и на одном из концертов под аплодисменты публики и оркестра опустился перед ним на колени. Доходов концерты не приносят, и Берлиоз вынужден заниматься критической детальностью. Проклиная «эту каторгу», дававшую ему, однако, регулярен заработок, композитор отдал литературному труду более четырех десятилетий и оставил более 600 статей, очерков, новелл и т. Тогда же, в 1834 году, он начал работу над оперой «Бенвенуто Челлини», в которой использовал один из эпизодов автобиографической книги знаменитого итальянского скульптора, художника, ювелира, «гениального бандита», как называл его Берлиоз. Опера успеха не имела и выдержала лишь четыре представления. После такого провала он не обращался к оперному жанру более двадцати лет. Зато в 30—40-х годах композитор создает несколько шедевров в ораториальном и симфоническом жанрах.

Едва закончив «Бенвенуто Челлини», Берлиоз за три месяца пишет монументальный Реквием памяти жертв июльских событий 1830 года. Под управлением автора он прозвучал в Доме Инвалидов 5 декабря 1837 года на грандиозном траурном торжестве, собравшем весь Париж. В исполнении участвовало 420 человек — в этом сказались традиции эпохи Великой Французской революции 1789 года, когда музыка зазвучала на улицах Парижа, и в массовых празднествах участвовал весь народ. Берлиоз особенно любил Реквием: «Если бы мне грозила гибель всех моих произведений, я просил бы пощадить Реквием». Три года спустя для перенесения праха героев революции Берлиоз написал Траурно-триумфальную симфонию — не для симфонического, а для военного духового оркестра гигантского состава со струнными инструментами по желанию и хором в 200 человек в финале; и не для концертного зала, а для исполнения под открытым небом, во время шествия по улицам к месту захоронения. Дирижером выступал Берлиоз — в мундире национального гвардейца и с саблей вместо дирижерской палочки. Не менее оригинальна симфония «Ромео и Джульетта» с участием трех хоров и солистов, названная автором «драматической» 1839.

Сюжет, вдохновивший многих итальянских композиторов на создание опер, получает у Берлиоза необычное преломление: основные сцены, в том числе любовная сцена в саду, воплощены оркестровыми, а не вокальными средствами, причем оркестром в 160 человек. А в 1846 году Берлиоз заканчивает последнее крупное сочинение центрального периода — «Осуждение Фауста», жанр которого обозначен как драматическая легенда. К тому времени жизнь композитора изменилась. Не найдя применения своим силам в Париже, не имея возможности давать концерты, он в декабре 1842 года отправляется в турне по Европе. Причем отправляется не один. По собственным словам, он «разбил с таким трудом созданный очаг». Его спутница — молодая певица Мария Ресио, год назад дебютировавшая на оперной сцене, — красивая, но не слишком талантливая, с небольшим голосом.

Имя Берлиоза уже известно за пределами Франции: в Лейпциге еще в 1837 году по совету Шумана исполнялась одна из его увертюр, Шуман написал статью о Фантастической симфонии, а в 1841 году Реквием с большим успехом прозвучал в Петербурге. Берлиоз выступил во многих городах Германии. В Лейпциге он встретился с Робертом и Кларой Шуман, обменялся дирижерскими палочками с Мендельсоном, руководившим оркестром Гевандхауза, в Дрездене слушал «Риенци» и «Летучего голландца» Вагнера, которые ему не понравились, беседовал с их автором. Вернувшись в Париж, Берлиоз принимает участие в нескольких грандиозных фестивалях. В 1841 году дирижирует на Промышленной выставке хором в 1200 человек и оркестром, насчитывающим 36 контрабасов и 25 арф, в следующем — в Олимпийском цирке на Елисейских полях, вмещающем более пяти тысяч человек. В одном из этих концертов, посвященном русской теме, Берлиоз исполняет произведения Глинки, знакомится с ним и посвящает ему большую статью. В октябре 1845 года композитор вновь отправляется в большое турне — на этот раз по Австрии, Венгрии, Чехии, где встречает восторженный прием.

В 1847 году состоялась его первая поездка в Россию. Берлиоз пробыл три месяца в Петербурге и Москве. Здесь его ждал творческий триумф и большие гонорары. Менее успешно прошли гастроли в Лондоне. По возвращении композитора постигают один удар за другим: Генриетту разбил паралич; вскоре умирает отец. Политическая обстановка также не способствует творчеству — ни революция 1848 года, которую Берлиоз не принял, ни переворот 1851 года и установление империи Наполеона III, которого композитор, в отличие от передовых деятелей Франции, приветствовал. Последнее двадцатилетие жизни и творчества Берлиоза резко отлично от центрального.

Симфонических произведений он больше не пишет. Правда, 1853 год должен был принести симфонию ля минор, но история ненаписания — одна из самых трагических страниц биографии композитора. Самоубийство не так печально» Р. Вот как вспоминал об этом Берлиоз в «Мемуарах»: «Как-то ночью я услышал во сне симфонию, которую мечтал написать. Проснувшись утром, я вспомнил почти целиком ее первую часть… Я уже подошел к столу, чтобы записать ее, но тут же подумал: если я запишу этот фрагмент, я увлекусь и начну сочинять дальше. Излияние чувств, предаться которому я теперь всегда стремлюсь всей душой, может довести эту симфонию до грандиозных размеров. Завтра я позабуду эту симфонию!

Я ясно услышал то же аллегро в ля миноре и, больше того, — увидел его написанным. Я проснулся, полный нервного возбуждения, и напел тему аллегро, форма и характер которого мне чрезвычайно понравились. Я собрался подняться, но… те же мысли, что и накануне, снова удержали меня, я подавил в себе искушение, надеясь лишь на одно — забыть. Наконец, я снова заснул, а на другое утро, при пробуждении, и в самом деле воспоминание исчезло и более не возвращалось». Продуктивность композитора резко падает. Теперь его волнуют совсем иные темы, чем в бурные романтические молодые годы. Как непохожи эти произведения на созданные в центральный период — даже при обращении к тем же жанрам!

В духовном — вместо грандиозного драматичного Реквиема — камерная по форме, идиллическая по духу оратория «Детство Христа». В оперном — вместо кипящего жизнью, дерзко авантюрного «Бенвенуто Челлини» — строгая, классичная, на традиционный античный сюжет дилогия «Троянцы» и непритязательная, без намека на какую-либо глубину, комедия «Беатриче и Бенедикт» 1862. Последние семь лет композитор не пишет ничего. Основная деятельность Берлиоза в 50—60-е годы — дирижерская: неоднократные поездки в Лондон, по городам Германии, на организованную Листом «Берлиозовскую неделю» в Веймар, на почти ежегодно проводимый фестиваль в Бадене, где прозвучали отрывки из «Осуждения Фауста» и «Троянцев», с огромным успехом прошли «Ромео и Джульетта» и «Беатриче и Бенедикт». Его домашняя жизнь становится все печальнее. В 1854 году умирает жена. Она «была арфой, звуки которой примешивались ко всем моим концертам, моим радостям, моим скорбям и на которой я, увы, порвал столько струн… Я не мог ни жить с ней, ни оставить ее».

Через семь месяцев Берлиоз оформил брак с Марией Ресио, скорее выполняя долг, чем по любви: жизнь с ней не принесла ему счастья. Даже официальное признание не радовало Берлиоза, ибо было чисто внешним. В 1856 году он был избран, наконец, членом Французской академии, а два года спустя удостоен золотой медали за Императорскую кантату в честь Наполеона III. Лист, приехавший в Париж в 1861 году, писал: «Кажется, что все его существо склоняется к могиле». Но раньше он схоронил любимую сестру, вторую жену, а в 1867 году потерял сына, моряка, скончавшегося в Мексике от лихорадки. Берлиоза мучат болезни, он проводит в постели 18 часов в сутки: «Я ничего не делаю теперь, только страдаю». Отклонив выгодное предложение гастролей в Нью-Йорке, он, однако, в 1867 году принимает предложение поехать в Россию.

Гастроли в Петербурге и Москве, продлившиеся три месяца, оказались последним триумфом Берлиоза Он жил во дворце великой княгини Елены Павловны. Члены «Могучей кучки» горячо приветствовали его как первого музыкального новатора, Балакирев сделал переложение «Гарольда в Италии» для фортепиано в 4 руки, Кюи и Стасов писали восторженные статьи. Во время концертов в Москве в честь Берлиоза был устроен обед, на котором с речами выступили, среди других, известный музыкальный критик В. Одоевский и Чайковский. Мысль о русских гастролях поддерживала композитора в последний год его жизни, и последние его письма были отправлены в Россию. Одоевскому Берлиоз с восхищением писал о молодой русской школе и предсказывал: «Через пять или десять лет русская музыка завоюет все оперные сцены и концертные залы Европы». Умер Берлиоз в Париже 8 марта 1869 года, в одиночестве, «задохнувшись от всеобщего равнодушия» по образному выражению Роллана.

Похороны, состоявшиеся три дня спустя, были столь же скромными, как и похороны Генриетты Смитсон, давно пережившей свою славу. Фантастическая симфония Фантастическая симфония, ор. Фантастическая симфония — первое зрелое сочинение 26-летнего Берлиоза. Тогда он еще учился в Парижской консерватории и готовился — в который раз! Консервативные профессора были неспособны понять новаторские устремления дерзкого ученика и неизменно отвергали представляемые им кантаты. Лишь летом 1830 года, решив «стать настолько маленьким, чтобы пройти через врата рая», он завоевал вожделенную награду. Заканчивал кантату «Смерть Сарданапала» Берлиоз под гром пушек — в Париже бушевала Июльская революция.

А за полгода до того, 6 февраля, он писал другу: «Я готов был начать мою большую симфонию, где должен был изобразить развитие адской страсти; она вся в моей голове, но я ничего не могу написать». Большая фантастическая симфония в пяти частях». Таким образом, авторское название первой симфонии Берлиоза не соответствует тому, что утвердилось за ней на века: фантастическая симфония — определение своеобразной трактовки композитором жанра, как позднее драматическая симфония — «Ромео и Джульетты». Артистом, о котором рассказывает симфония, был он сам, запечатлевший в музыке — с соответствующими романтическими преувеличениями — один, но важнейший эпизод своей жизни. Весь Париж жадно следил за развертывающейся романтической драмой любви Берлиоза и Генриетты Смитсон. Двадцатисемилетняя ирландка, приехавшая в Париж на гастроли осенью 1827 года в составе английской труппы, знакомившей Францию с трагедиями Шекспира, потрясла публику своими Офелией и Джульеттой. Берлиоз преследовал ее «вулканической страстью», но модная актриса, по словам одного из критиков, презирала его.

Берлиоз мечтал об успехе, который привлек бы ее внимание, впадал в отчаяние и помышлял о самоубийстве. Концерт, где должна была прозвучать Фантастическая, был отложен на несколько месяцев; трудности в процессе его подготовки композитор сравнивал с переходом Великой армии Наполеона через Березину. Премьера состоялась с большим успехом 5 декабря 1830 года в Парижской консерватории под управлением Франсуа Габенека — создателя первого во Франции симфонического оркестра. Впоследствии Берлиоз внес ряд добавлений, изменил порядок частей и несколько переработал программу. Окончательная редакция симфонии была исполнена, также под управлением Габенека, 9 декабря 1832 года. Фантастическая симфония — первая программная симфония в истории романтической музыки. Берлиоз сам написал текст программы, которая представляла собой подробное изложение сюжета, последовательно развивающихся событий каждой части.

Впрочем, как сообщал композитор в предисловии, можно ограничиться только названиями пяти частей. Программа симфонии. Молодой музыкант с болезненной чувствительностью и пламенным воображением в припадке любовного отчаяния отравляется опиумом. Доза наркотика, слишком слабая, чтобы умертвить его, повергает его в тяжелое забытье, сопровождаемое тяжелыми видениями, во время которого его ощущения, чувства, его воспоминания превращаются в его больном мозгу в мысли и музыкальные образы. Сама любимая женщина стала для него мелодией и как бы навязчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду. Первая часть. Он вспоминает прежде всего это душевное беспокойство, это смятение страстей, эту меланхолию, эту беспричинную радость, которые он испытал, прежде чем увидел ту, которую любит; затем вулканическую любовь, которую она внезапно внушила ему, свои безумные тревоги, свой ревнивый гнев, возвращение радости, свои религиозные утешения.

Вторая часть. Он находит любимую вновь на балу, посреди шума блестящего празднества. Третья часть. Однажды вечером, находясь в деревне, он слышит вдали пастухов, которые перекликаются пастушьим наигрышем; этот пасторальный дуэт, место действия, легкий шелест деревьев, нежно колеблемых ветром, несколько проблесков надежды, которую он недавно обрел, — все способствовало приведению его сердца в состояние непривычного спокойствия и придало мыслям более радужную окраску. Солнце садится… отдаленный шум грома… одиночество… молчание… Четвертая часть. Ему кажется, что он убил ту, которую любил, что он приговорен к смерти, его ведут на казнь. Кортеж движется под звуки марша, то мрачного и зловещего, то блестящего и торжественного, в котором глухой шум тяжелых шагов следует без перерыва за самыми шумными выкриками.

В конце вновь появляется на миг навязчивая идея, как последняя мысль о любви, прерванная роковым ударом. Пятая часть. Он видит себя на шабаше, среди ужасного скопища теней, колдунов, чудовищ всякого рода, собравшихся на его похороны. Странные шумы, завывания, взрывы смеха, отдаленные крики, которым, кажется, отвечают другие крики. Любимая появляется снова; но она утратила свой характер благородства и робости; это не что иное, как непристойный танец, тривиальный и гротескный, это она пришла на шабаш… радостный вой при ее приходе… она вмешивается в дьявольскую оргию… Похоронный звон, шутовская пародия на Dies irae; хоровод шабаша. Хоровод шабаша и Dies irae вместе. Эта программа звучала для молодежи того времени не просто как любовная история самого автора или другого конкретного человека.

Впервые в музыке был воплощен образ типичного романтического героя, уже открытого литературой — мятущегося, разочарованного, не находящего места в жизни. Такого героя называли байроническим, ибо он был излюбленным персонажем произведений английского поэта, или — еще более точно — сыном века, по названию романа Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века». Находили в берлиозовской программе переклички и с повестью Гюго «Последний день приговоренного к смертной казни». Первая часть — «Мечтания. Страсти» — открывается медленным вступлением. Певучая тема скрипок с меланхолическими вздохами, развивающаяся широко и неторопливо, заимствована из одного из первых сочинений Берлиоза — романса «Эстелла» так звали девушку, в которую был безнадежно влюблен автор, тогда 12-летний мальчик. Сонатное аллегро «Страсти» целиком строится на одной теме — сквозном лейтмотиве, проходящем через всю симфонию как навязчивая идея, ассоциирующаяся в больном воображении музыканта с его возлюбленной эта тема была найдена композитором ранее — в кантате «Эрминия», представленной на Римскую премию в 1828 году.

Поначалу светлая и скромная, тема представлена рельефно, без сопровождения, в унисонном звучании флейты и скрипок. В процессе развития она передает смятение, душевные порывы, в разработке приобретает тревожный, мрачный характер. Ее мотивы сочетаются с меланхолическими вздохами вступления. Вторая часть — «Бал» — удивительное открытие Берлиоза: он впервые вводит в симфонию вальс, заменяя этим символом романтизма и старинный менуэт, обязательный в классической симфонии, и более новое бетховенское скерцо. Таинственные тремоло струнных и красочные арпеджио арф приводят к легкому кружению прелестной вальсовой темы у скрипок, украшенной стаккато деревянных духовых и пиццикато струнных. Среди безмятежной картины бала возникает образ возлюбленной. Ее тема нежно, грациозно звучит у флейты, гобоя и кларнета под прозрачный аккомпанемент струнных.

И вновь — кружение вальса с темой в ином оркестровом наряде, словно все новые пары скользят в увлекательном танце. Внезапно он обрывается — и солирующий кларнет повторяет тему возлюбленной. Третья часть — «Сцена в полях» — заменяет традиционное адажио. Это пасторальная картина, спокойная, безмятежная не случайно в оркестре умолкают медные духовые, остаются лишь 4 валторны. Перекликаются свирели пастухов английский рожок и гобой , затем изобретательно варьируется плавная, неторопливая мелодия. Однако и здесь возникает тема возлюбленной — страстная, напряженная, она разрушает покой пасторальной сцены. Необычна выразительность коды.

Струнные полифонически развивают пасторальную тему, на ее фоне в перекличках деревянных духовых возникает тема возлюбленной. Когда все стихает, английский рожок заводит свой начальный свирельный наигрыш, но вместо ответа гобоя звучит тревожное тремоло литавр, подобное отдаленным раскатам грома. Так пастораль завершается предчувствием грядущих драматических событий. Резкий контраст создает четвертая часть — «Шествие на казнь». Вместо сельского пейзажа, плавных, неторопливых пасторальных тем — жесткий марш, то грозный, то блестящий, в оглушительном звучании оркестра с усиленной группой медных и ударных инструментов. Этот марш заимствован из первой, неосуществленной композитором оперы «Тайные судьбы» на кровавый средневековый сюжет. Вначале слышится глухой гул собирающейся толпы.

Затем возникает первая тема марша — мрачный нисходящий унисон виолончелей и контрабасов. Вторая маршевая тема — броская, блестящая, в исполнении духового состава оркестра с ударами литавр. В коде, как нередко у Берлиоза, музыка прямо иллюстрирует программу: «вновь появляется на миг навязчивая идея, как последняя мысль о любви, прерванная роковым ударом». Солирующий кларнет — этот инструмент персонифицирует образ возлюбленной — поет основной лейтмотив. Его нежное и страстное звучание обрывает мощный удар всего оркестра — удар палача, за которым следуют три глухих ниспадающих звука пиццикато струнных , словно стук отрубленной головы, упавшей на деревянный помост, — стук, тотчас же заглушаемый неистовой дробью солирующего малого барабана и литавр, а затем — ревом аккордов духовой группы. Финал, заголовок которого — «Сон в ночь шабаша» — пародирует французское название комедии Шекспира, наиболее поразителен в этой новаторской симфонии. Волшебные эффекты инструментовки изумляют до сих пор.

В медленном вступлении возникает картина слетающихся на шабаш фантастических существ: таинственное шуршание струнных, глухие удары литавр, отрывистые аккорды медных и фаготов, возгласы флейт и гобоев, которым эхом отвечает солирующая валторна с сурдиной.

Я навалился на скрипку. В училище я таких серьёзных концертов не играл, хотя постоянно просил своего педагога дать мне концерт Мендельсона. Но педагог предлагал мне поднабраться техники и опыта, подсовывая всякие там очаровательные, но пустячки. Я старался, но техника повышалась медленно.

У меня с каждым днём пропадал интерес к скрипичному ремеслу. Я стал больше ходить в консерваторию и слушать корифеев. Постепенно я понял, что играть так, как играет Виктор Третьяков, или хотя бы Максим Венгеров, я не смогу. А на меньшее я был не согласен. Я пришёл в учебную часть и сказал, что ухожу из училища.

Меня уговаривать не стали: «Рождённый ползать, летать не может». Первым делом навалился на концерт Мендельсона. Трудно без педагога. Но за десяток с лишним лет неторопливых занятий кое-что стало получаться. Конечно, пришлось сбавить темп первой части.

Но в каденции я чувствовал себя, как рыба в воде. Уж очень удобно Мендельсон написал этот фрагмент. Пальцы сами ложатся в нужные ноты. Кажется, что каденция самое трудное место концерта. Но, — это только кажется.

Пальцы стоят в аккордах. Только изредка они перемещаются. Смычёк бешено двигается — это верно. Но, когда начинаешь играть эти волшебные арпеджио сразу по всем струнам, то статичным пальцам не тяжело. Сложновато со смычком.

Смычок должен птицей летать над грифом, чуть касаясь струн, и используя упругость трости легко подпрыгивать. Неимоверно трудно. Но ведь осилил… Без перерыва первая часть концерта переходит во вторую — Andante. Темп небольшой, спокойный. После непродолжительной партии фортепьяно я вступаю.

Шесть восьмых в до мажоре. Нот в каждом такте немного. Но какие это ноты? Ноты написаны так удобно, что не доставляют никакого неудобства в «пальцовке». Чувствуется, что композитор великолепно знал скрипку и сам являлся скрипачом.

Мелодия неторопливо развивается без случайных знаков альтерации. Только один раз она повысила тонику единичным диезом и, словно извиняясь, снова вернула тонике свой статус через бекар. Затем мелодия из спокойного размышления перешла в несколько взволнованные поиски новых гармонических оттенков. Появилось много случайных диезов и бемолей. Мелодия искала где ей удобнее всего остановиться, и не найдя того, чего ей хотелось, она вдруг, через несколько бекаров, поднялась на «квинту» и добралась до тоники до в четвёртой октаве.

И, словно устав от поисков, мелодия стала неторопливо то спускаться вниз, то снова немного подниматься вверх на небольшой громкости, и к концу сороковых тактов она, немного поволновавшись на «шестнадцатых», задержалась на несколько секунд на трёхчетвертном си в трели. И решив, что от добра добра не ищут, мелодия успокоилась на родном до. Всё-таки тоника, есть тоника, — она мать родная. Дальше у скрипки небольшая, но выстраданная пауза. Фортепьяно берёт в свои руки новую тему.

Но фортепьяно понимает, что поднять эту тему на должную высоту оно не может. Не те возможности. Ведь фортепьяно бьёт по струнам своими молоточками. Но бить по этой чарующей мелодии фортепьяно не может, — как-то неудобно. Пусть лучше скрипка своим мягким волосом пропоёт эту мелодию.

У скрипки это лучше получится. Поэтому фортепьяно только слегка обозначает эту тему и уступает её скрипке. Но что это? Скрипка сыплет горохом «тридцать вторые» на второй струне, а на первой струне выводит эту новую мелодию, которую фортепьяно ей так любезно уступило. Как это скрипке удаётся?

Несколько тактов октавных звуков, и снова «горох» «тридцать вторых». Мелодия снова начинает взволнованно блуждать по разным тональностям, ища своё счастье. Но ведь искать счастья вдвоём намного легче. Наконец «горох» у скрипки кончился. Сколько можно?

Спасибо ему за поддержку, но дальше скрипка хочет звучать уже одна. Так спокойнее и проще. Вот скрипка вспоминает свою первоначальную мелодию, с которой она появилась в этой части, и, немного понаслаждавшись её прелестями, снова отправляется в свою alma mater, то есть в привычную тонику до. После непродолжительных пассажей божественная мелодия успокаивается на второй струне, трижды повторив тонику. Эту ноту партия фортепьяно поддержала в басу сначала парочкой септ аккордов, а затем всё разрешилось до мажорным трезвучием… Мои гости удивились красоте и спокойно-взволнованной лирике этой удивительной части.

Особое впечатление произвели двойные ноты.

Это также, кажется, отражает различные упражнения контрапункта, данные Мендельсону его наставником по композиции. Карл Фридрих Целтер. К концу второй темы Мендельсон возвращается к строгому контрапункту первой темы. Соло скрипки входит и имитирует фортепиано, и оба инструмента играют вместе в гармонии.

После короткого перехода к фа мажору, наполненному бегущими пассажами и требовательными арпеджио из обоих солей, начинается вторая тема. У скрипки есть мелодия, а у фортепиано - лирический аккомпанемент. Вторая тема исследует различные тональности и возвращается сразу к фа мажору, когда она подходит к концу. Вскоре вступает в строй оркестр, и снова появляются сольные инструменты, подражая друг другу в невероятно сбалансированном дуэте, закрывая экспозицию. После лирического оркестрового тутти, исследующего множество различных тональностей, разработка раздел начинается.

Однако, в отличие от типичного концерта классической эпохи, развитие начинается с речитатив раздел ре-бемоль мажор без оркестрового сопровождения.

Соло скрипки входит и имитирует фортепиано, и оба инструмента играют вместе в гармонии. После короткого перехода к фа мажору, наполненному бегущими пассажами и требовательными арпеджио из обоих солей, начинается вторая тема. У скрипки есть мелодия, а у фортепиано - лирический аккомпанемент. Вторая тема исследует различные тональности и возвращается сразу к фа мажору, когда она подходит к концу. Вскоре вступает в строй оркестр, и снова появляются сольные инструменты, подражая друг другу в невероятно сбалансированном дуэте, закрывая экспозицию. После лирического оркестрового тутти, исследующего множество различных тональностей, разработка раздел начинается. Однако, в отличие от типичного концерта классической эпохи, развитие начинается с речитатив раздел ре-бемоль мажор без оркестрового сопровождения. Этот речитатив раздел явно намекает на Оперы Моцарта , где скрипка поет как сопрано, а фортепиано имитирует оркестровую тремоло. Возможно, он был вдохновлен аналогичным отрывком из Вебера.

Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано 1817.

Концерт для скрипки и струнных (мендельсон) — concerto for violin and strings (mendelssohn)

Название пользователя: Концерт ми минор для скрипки с оркестром (Партия виолончелей и контрабасов), Op.64. Лебедев Е. С. Эволюция скрипичного концерта в творчестве Ф. Мен-дельсона. Жанр скрипичного концерта прошел довольно длительный путь развития, и одним из важнейших этапов на этом пути стал концерт e-moll Ф. Мендельсона. Предлагаю вам послушать мой любимый концерт Мендельсона в исполнении великого Исаака Штерна. Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди (3 февраля 1809, Гамбург 4 ноября 1847, Лейпциг) немецкий композитор, пианист, дирижёр. Felix Mendelssohn-Bartholdy (Феликс Мендельсон-Бартольди) — Концерт для скрипки, фортепиано и струнного оркестра Ре-минор. Скрипичный концерт. Выдающееся произведение Ф. Мендельсона — Концерт для скрипки ми-минор — постоянно присутствует в репертуаре всех скрипачей мира, выдерживая сравнение с наиболее замечательными сочинениями этого жанра — скрипичными концертами Л.

Дискографические ориентиры

  • Мендельсон.Концерт ми-минор для скрипки с оркестр.
  • Дискографические ориентиры
  • Реформационная симфония
  • Концерт для скрипки с оркестром, Мендельсон listen online. Music

Концерт для скрипки с оркестром Феликса Мендельсона

Общение с ними, серьезное домашнее образование, слушание лекций в Берлинском университете 1826—27 , а особенно поездки к И. Гете с 1821 г. Игре на фортепиано его обучала с 1813 г. Бергер, а композиции также с 1817 г.

Как пианист Мендельсон дебютировал в 1818 г. Музыкально-общественная деятельность Мендельсона началась в 1829 г. Баха после многолетнего забвения.

Этот концерт возродил интерес к наследию Баха, а также способствовал влиянию Баха на развитие немецкой музыки. После концерта Мендельсон гордо заявил: «Артист и еврей открыл это великое христианское сочинение человечеству». В том же году поездкой в Лондон, где с блеском прошли выступления Мендельсона как пианиста Пятый концерт Л.

Бетховена и дирижера-исполнителя собственных сочинений симфония, 1824, увертюра «Сон в летнюю ночь», 1826 , началось его большое путешествие. Посещение в 1829 г. Гебридских островов навеяло замысел увертюры «Гебриды» «Фингалова пещера», 1830—32 , Шотландии 1830 — «Шотландской симфонии» 1830—42 , Италии 1830—31 — «Итальянской симфонии» 1833 , Швейцарии 1831 — увертюры «Сказка о прекрасной Мелузине» 1833 , Франции 1831 — увертюры «Рюи Блаз» 1839.

В 1832 г. На возглавленном им Нижнерейнском музыкальном празднике исполнил ораторию Г. Генделя «Израиль в Египте».

До сентября 1836 г. Генделя, Девятая симфония Л. Бетховена, Седьмая симфония Ф.

Шуберта и многие другие. Более года август 1841 г. Мендельсон по приглашению Фридриха-Вильгельма IV руководил музыкальным отделом Академии искусства в Берлине, но косность местной художественной среды и провал попытки открыть в Пруссии высшее музыкальное учебное заведение побудили его вернуться в Лейпциг, где в 1843 г.

Мендельсон был одним из создателей стиля романтической симфонии и концерта фортепьянные, 1831 и 1837 гг. Произведения Мендельсона строго классичны по форме, и романтизм проявляется в них главным образом во вдохновенной интерпретации картин природы увертюра «Морская тишь и счастливое плавание», 1832 и фольклорных фантастических образов кантата «Первая Вальпургиева ночь», 1843, по И. Гете , в лирической настроенности и связи с песенным началом.

В 1830—44 гг. Мендельсон написал для солистов и хора музыку на ряд Псалмов, в 1843—45 гг. Расина «Аталия» см.

В этих произведениях, как и в оратории «Илия», порой звучат интонации немецких синагогальных напевов. Близостью к еврейской музыке отмечен и скрипичный концерт Мендельсона. Замысел оратории «Моисей» по написанному им либретто Мендельсон не успел осуществить.

Дававшее себя знать с 1846 г. История Фердинанд давид Это произведение было предложено Мендельсоном выдающемуся скрипачу Фердинанду Давиду.

Ступени спуска к воде очень похожи на линейки нотного стана, а расположение якобы хаотично расставленных на них деревянных сидений напоминают ноты, которые складываются в первую тему ми минорного скрипичного концерта композитора.

Содержание Концерт для скрипки с оркестром ми минор Феликса Мендельсона, являющийся чудесной лирической поэмой, вобрал в себя наилучшие черты, свойственные творческому облику композитора. Музыке произведения присуще благородство, чистота чувств и покоряющая свежесть. Помимо этого, задушевное мелодическое богатство в совокупности с виртуозным блеском даёт возможность солисту-исполнителю в полной мере показать всё своё мастерство.

Концерт, как принято произведениям данного жанра, состоит из трёх частей. Первая часть Allegro molto appassionato , заключённая в форму сонатного аллегро, начинается с той самой дивной взволнованной темы, которая навязчиво крутилась в голове у Мендельсона. Композитор на первый план вместо оркестрового вступления почти сразу выводит эту напевную, приковывающую внимание мелодию, звучащую в исполнении солирующей скрипки.

После проведения темы, а затем стремительного нисходящего и бодрого восходящего пассажа тематическая эстафета передаётся всему оркестру. Следующая затем связующая партия тоже привлекает своей эмоциональностью, а восходящие хроматические интонации придают ей особую устремлённость и энергичность. Изначально она проводится гобоями и первыми скрипками, а далее передаётся солирующему инструменту.

Побочная партия первой части по характеру немного отличается от предыдущих тем. Она проникнута той светлой лирикой, которая весьма свойственна музыке Мендельсона. Последующая разработка довольна скромна, так как основана на развитии главной и связующей партий, в которых отсутствуют противоречивые образы.

Её главная функция заключается в том, чтобы подготовить появление эффектной каденции солиста, которая по новаторской идее композитора располагалась не после репризы, как было ранее, а по окончании разработки. Далее следует компактная, но динамическая реприза, подводящая к кульминации первой части концерта, которая заключена в следующей за ней коде.

Для создания своих концертов Мендельсон использовал различные источники вдохновения. Он внимательно изучал произведения предшественников, таких как Бах и Моцарт, и черпал из их музыки идеи и приемы. Он также обращался к современным композиторам своего времени и черпал вдохновение из их индивидуальных стилей и идей. Таким образом, Мендельсон создал свой собственный уникальный звук и стиль. Музыка Мендельсона часто отражает его эмоциональное состояние и личные переживания. Он мог быть вдохновлен светлыми и радостными моментами своей жизни, что отразилось в его музыке яркими и веселыми мелодиями и ритмами.

Однако он также мог испытывать тоску и грусть, и это тоже находит отражение в его музыке, например, в меланхоличных мелодиях и глубоких гармониях. Вдохновение для концертов Мендельсона он часто черпал из своей сильной связи с природой и окружающим миром. Он был известен своими путешествиями, особенно в Шотландию, и изучал музыку народов и культуры, которую он там встретил. Этот опыт проник в его концерты, которые пронизаны живописными образами и мелодиями, отражающими его впечатления от природы и ее красоты. Мендельсон также черпал вдохновение из музыки и искусства других эпох. Он изучал классическую музыку и был великим любителем оперы, и его работа отражает влияние этих жанров. Он также был вдохновлен литературой и поэзией. В его музыке можно услышать эмоциональные и сюжетные линии, которые отражают идеи и образы из литературных произведений.

Мендельсон использовал в своих концертах различные инструментальные и технические приемы, чтобы создать разнообразные звуки и эффекты. Он экспериментировал с оркестровым письмом и использовал новые идеи и техники, чтобы создать свой уникальный звук. Идеи и вдохновение для концертов Мендельсона проявляются в каждой ноте и каждой фразе его музыки. Он видел музыку как способ передать свои чувства и идеи, и его творчество остается вдохновением для множества музыкантов и слушателей по всему миру. Творческая энергия и композиционная структура произведения Произведение имеет традиционную форму концерта, состоящую из трёх частей: аллегро, анданте и аллегро молто vivace. В начале каждой части можно услышать ярко выраженный мотив, который далее пронизывает всю музыку и создаёт единое целое произведения. Первая часть, аллегро, отличается своей энергичностью и динамикой. Здесь скрипка выступает в роли солиста, представляя слушателю различные темы и вариации на мотивы.

Берлиоз О композиторе Гектор Берлиоз, 1803—1869 Творчество Берлиоза — ярчайшее воплощение новаторского искусства. Каждое из его зрелых произведений дерзко взрывает основы жанра, открывает пути в будущее; каждое последующее непохоже на предыдущее. Их не слишком много, как и жанров, привлекавших внимание композитора. Основные среди них — симфонические и ораториальные, хотя Берлиоз писал и оперы и романсы.

В его музыке запечатлены новые романтические герои, наделенные неистовыми страстями, она насыщена конфликтами, полярными противопоставлениями — от небесного блаженства до адских оргий. Все подвластно перу композитора: человеческие страсти бушуют на фоне безмятежного пейзажа, фантастический мир духов, то светлых и прекрасных, то олицетворяющих зло, соседствует с картинами народной жизни, батальные сцены — с религиозными песнопениями. И все это представлено в колоссальных масштабах — огромный оркестр, гигантский хор. Не случайно Гейне называл Берлиоза жаворонком величиной с орла.

Композитор, дирижер, критик — он во всех сферах музыкальной деятельности с молодых лет находился в конфликте с окружающим миром, никогда не знал покоя. Его дерзкое новаторство встречало насмешки, непонимание и, несмотря на поддержку передовых музыкантов, так и не получило настоящего признания. Это относится, прежде всего, к его родине Франции — стране, вплоть до последней трети XIX века театральной, оперной, а не симфонической. Двадцатисемилетний композитор ворвался в музыкальную жизнь Парижа необычной Фантастической симфонией, когда в столице Франции лишь два года существовал симфонический оркестр, и публика впервые слушала симфонии Бетховена.

Берлиоз небывало расширил оркестр. Притом не только за счет увеличения количества музыкантов: он ввел новые инструменты — красочные, с резко индивидуальными тембрами, использовал особые приемы игры, создающие неслыханные ранее эффекты. По существу, он создал новый романтический оркестр и оказал влияние как на современников, так и на последующее поколение композиторов. Не случайно Берлиоз — автор «Трактата об инструментовке».

И это тем более поразительно, что тайны инструментовки Берлиоз постигал самоучкой, не имея ни достойных учителей — знатоков оркестра, ни практики дирижирования, лишь изучая партитуры классиков, которые он уже в молодые годы знал наизусть. Симфонии Берлиоза, рожденные новой эпохой, вдохновленные романтическими идеями, насыщенные театральностью, выливались в небывалые формы, получали загадочные авторские подзаголовки — фантастическая, драматическая. Инструменты заменяли человеческие голоса, персонифицировались, превращались в героев, и одновременно в симфонию вводилось слово, в их исполнении участвовали певцы, хор, части назывались сценами, число их разрасталось — симфония становилась театром. Так Берлиоз по-своему воплощал излюбленную идею романтиков — идею синтеза искусств.

Но вот парадокс: этот истинно французский синтез, осуществленный истинно французским художником, не был понят именно во Франции, тогда как в Германии, Австрии, России композитор получил признание при жизни. С одной стороны, кумиры Берлиоза типичны для романтиков. Первый из них — Бетховен. Однако для французского композитора даже это оказалось вызовом общепринятым вкусам — ведь первое знакомство Парижа с симфониями Бетховена через год после смерти автора вызвало недоумение, неприятие, даже возмущение.

Берлиоз пропагандировал творчество Бетховена как дирижер и критик и даже вместе с Листом дал благотворительный концерт в фонд памятника Бетховену в его родном Бонне. Потрясением на всю жизнь стало знакомство молодого музыканта с «Фаустом» Гете и творчеством Шекспира: от одного из первых сочинений, помеченного опусом 2, — восьми сцен из «Фауста» 1828—1829 до вершины зрелого периода — оратории «Осуждение Фауста» 1846 , от драматической фантазии для оркестра и хора «Буря» 1830 до последней оперы — «Беатриче и Бенедикт» 1862. Как и другие романтики, Берлиоз увлекался революционными идеями, обработал «Марсельезу» «для всех, у кого есть голос, сердце и кровь в жилах», посвятил монументальные композиции — Реквием и Траурно-триумфальную симфонию — героям Июльской революции. С другой стороны, вдохновлявшийся героикой революции 1830 года, композитор не принял революции 1848-го, захватившей Вагнера и Листа, Шумана и Сметану.

Что же касается музыкальных пристрастий, то он с юности восхищался Глюком, классические образы которого не слишком привлекали других романтиков, а в последние годы жизни сделал редакции его опер и, что самое главное, написал оперную дилогию на античный сюжет «Троянцы» 1858 не без влияния Глюка. Жизнь Берлиоза была бурной, насыщенной страстями, конфликтами и вечной борьбой — за право стать музыкантом, за творческое признание, за любовь и возможность жениться, наконец, борьбой за существование. А начиналась она в сонном, консервативном провинциальном городке Кот-Сент-Андре близ Гренобля, где Гектор Берлиоз родился 11 декабря 1803 года в семье преуспевающего врача. Ничто не предвещало ни бурных событий, ни просто карьеры музыканта.

В отцовском доме, как и во всем городе, не было фортепиано, и в детстве Берлиоз выучился играть на барабане, флейте и гитаре, а затем применял свое умение в любительских ансамблях и оркестрах на домашних балах. Не имея никакого музыкального образования, он в 15 лет пытался сочинять инструментальные ансамбли с участием флейты и романсы. Теорию композиции Берлиоз изучал по книгам, а отправившись в Париж в неполные 18 лет, поступил не в консерваторию, о которой мечтал, а в Медицинскую школу, чтобы продолжить семейную традицию. Решение избрать карьеру музыканта привело к разрыву с семьей, лишившей юношу материальной поддержки.

Он подыскивал место флейтиста, работал хористом в театре, где выступал также в маленьких ролях в водевилях. В плохую погоду Берлиоз надевал деревянные галоши, вырезанные из поленьев, — изобретение приятеля, — а в хорошую любовался видами Парижа с Нового моста, обедая куском хлеба и горстью фиников. Годы обучения в консерватории 1826—1830 ознаменовались острыми столкновениями с директором, профессорами-ретроградами, не способными понять новаторских устремлений дерзкого студента и отвергавшими его сочинения. Даже ценившие его педагоги по композиции Ф.

Лесюэр и контрапункту А. За высшую консерваторскую награду — Римскую премию — Берлиоз боролся годами. Эта премия давала право на четырехлетнее пребывание за рубежом на государственном обеспечении. Половину этого срока пансионеры жили в Риме на вилле Медичи.

Условия конкурса были очень жесткими: молодых композиторов запирали в «ложу» Французского института — отдельную комнату, где они были заключены до окончания конкурсной кантаты. Первую попытку Берлиоз сделал в 1826 году, но не был допущен к конкурсу, так как не смог написать фугу. Летом следующего года представил кантату «Смерть Орфея» — она была признана неисполнимой. Еще год спустя, хотя Берлиоз старался, по собственному уверению, сочинить произведение очень маленькое и вполне благонамеренное, его кантата «Эрминия» получила лишь вторую премию, не дававшую никаких прав.

Один Лесюэр оценил его: «Этот молодой человек станет, я за это ручаюсь, великим композитором, который составит честь Франции… Он композитор великого таланта, который будет мастером в своем искусстве». Премия не была присуждена никому из конкурсантов. Наконец, следующим летом композитор решил «стать настолько маленьким, чтобы пройти через врата рая», и 29 июля 1830 года закончил кантату «Смерть Сарданапала», которой единогласно была присуждена Римская премия. Берлиоз писал эту кантату в лихорадочной обстановке.

До запертого в «ложе» композитора доносились ружейная пальба, гром пушек: в Париже началась Июльская революция — Три Славных Дня, свергнувшие династию Бурбонов. Берлиоз освободился в последний из них и с пистолетом в руке кинулся на еще не разобранные баррикады. Однако бои уже прекратились, что повергло 26-летнего романтика в отчаяние: «Это новая пытка, присоединившаяся к стольким другим». Главная среди них — несчастная любовь, принявшая, как и все у Берлиоза, колоссальные масштабы и потребовавшая упорной борьбы — с родной семьей, с семьей возлюбленной и прежде всего — с ней самой.

Это повергало его, по собственным словам, в седьмой круг ада. Генриетта Смитсон, 27-летняя актриса, приехала в Париж осенью 1827 года в составе английской труппы, знакомившей Францию с трагедиями Шекспира. Пленительная Офелия и Джульетта не обращала внимания на бурную страсть дерзкого воспитанника консерватории, бывшего моложе ее на три года, и презирала его. А он весной 1830 года, услышав о каких-то неблаговидных поступках Генриетты, увлекся или, как он говорил, дал себя увлечь пианисткой Камиллой Мок.

Композитор сравнивал ее с «грациозным Ариелем», шекспировским духом воздуха, и посвятил ей фантазию «Буря», в которой хотел рассказать о своей любви «оркестром в 100 человек и хором в 150». К тому времени Берлиоз уже был автором значительных сочинений. Рубеж 20—30-х годов открывает зрелый период его творчества, охватывающий около 20 лет. Это был новый жанр программной концертной увертюры, только что в 1826 году созданный Мендельсоном.

Крупнейшее творение этих лет — Фантастическая симфония, настоящий манифест романтизма. История собственной любви, раскрытая в подробной программе, обросшая невероятными подробностями и завершающаяся инфернальной развязкой, впервые получает воплощение не в вокальном цикле или опере, а в симфоническом жанре. Ее премьера 5 декабря 1830 года вновь связала имя Берлиоза с Тремя Славными Днями — сбор с концерта предназначался жертвам Июльской революции. На премьере состоялась встреча с 19-летним Листом, блестящим пианистом, еще не проявившим себя ни как композитор, ни как дирижер, ни как критик, — встреча, положившая начало дружбе, длившейся многие десятилетия.

Лист сделал фортепианное переложение Фантастической симфонии, часто исполнял ее в своих концертах, а позднее приложил немало усилий для пропаганды и других сочинений Берлиоза — дирижировал ими, писал статьи. Через несколько месяцев он узнал о том, что Камилла Мок вышла замуж. Впоследствии в «Мемуарах» композитор описал, как решил вернуться в Париж и, переодевшись в платье горничной, явиться в дом к неверной возлюбленной, застрелить изменницу, ее мать, мужа, а затем себя. Если пистолеты дадут осечку, принять яд.

Но в ожидании багажа, задержавшегося на итальянских дорогах, он передумал и, возвращаясь в Рим, сочинил историю о попытке утопиться в состоянии умопомрачения. На вилле Медичи пансионеры держали пари убьет или не убьет , в котором, как говорили, участвовал и Мендельсон, также бывший в это время в Италии. Оба молодых музыканта часто встречались в Риме, причем Берлиоз искренне восхищался не только талантом пианиста, но и композиторским даром Мендельсона, хотя и замечал, что тот «слишком любит покойников». А Мендельсон откровенно признавался в непонимании творчества Берлиоза, называя его «настоящей карикатурой без тени таланта».

Итальянские впечатления — от природы и охоты, песен и танцев, обычаев горцев и римских карнавалов, встреч с паломниками и разбойниками — отразились во многих сочинениях Берлиоза: симфониях «Гарольд в Италии» и «Ромео и Джульетта», опере «Бенвенуто Челлини», увертюре «Римский карнавал». Через три года Берлиоз вернулся на родину. Композитор послал билеты Генриетте Смитсон, она стала свидетельницей его триумфального успеха, и лишь тогда он рискнул представиться ей. Но ему понадобился еще почти год, чтобы окончательно сломить ее сопротивление, и только 3 октября 1833 года, так и не добившись согласия родителей на брак, Берлиоз женился на Генриетте Смитсон.

Одним из свидетелей бракосочетания был Лист. В маленьком деревенском домике на Монмартре, где композитор насаждался семейным счастьем, он работал над второй симфонией, «Гарольд в Италии», не менее новаторской, чем Фантастическая. Теперь Берлиоз сближает симфонию с концертом, причем выбор солирующего инструмента тоже необычен — в XIX веке концертов для альта не писали. Произведение было заказано Берлиозу Паганини: знаменитый скрипач восхищался его творчеством и на одном из концертов под аплодисменты публики и оркестра опустился перед ним на колени.

Доходов концерты не приносят, и Берлиоз вынужден заниматься критической детальностью. Проклиная «эту каторгу», дававшую ему, однако, регулярен заработок, композитор отдал литературному труду более четырех десятилетий и оставил более 600 статей, очерков, новелл и т. Тогда же, в 1834 году, он начал работу над оперой «Бенвенуто Челлини», в которой использовал один из эпизодов автобиографической книги знаменитого итальянского скульптора, художника, ювелира, «гениального бандита», как называл его Берлиоз. Опера успеха не имела и выдержала лишь четыре представления.

После такого провала он не обращался к оперному жанру более двадцати лет. Зато в 30—40-х годах композитор создает несколько шедевров в ораториальном и симфоническом жанрах. Едва закончив «Бенвенуто Челлини», Берлиоз за три месяца пишет монументальный Реквием памяти жертв июльских событий 1830 года. Под управлением автора он прозвучал в Доме Инвалидов 5 декабря 1837 года на грандиозном траурном торжестве, собравшем весь Париж.

В исполнении участвовало 420 человек — в этом сказались традиции эпохи Великой Французской революции 1789 года, когда музыка зазвучала на улицах Парижа, и в массовых празднествах участвовал весь народ. Берлиоз особенно любил Реквием: «Если бы мне грозила гибель всех моих произведений, я просил бы пощадить Реквием». Три года спустя для перенесения праха героев революции Берлиоз написал Траурно-триумфальную симфонию — не для симфонического, а для военного духового оркестра гигантского состава со струнными инструментами по желанию и хором в 200 человек в финале; и не для концертного зала, а для исполнения под открытым небом, во время шествия по улицам к месту захоронения. Дирижером выступал Берлиоз — в мундире национального гвардейца и с саблей вместо дирижерской палочки.

Не менее оригинальна симфония «Ромео и Джульетта» с участием трех хоров и солистов, названная автором «драматической» 1839. Сюжет, вдохновивший многих итальянских композиторов на создание опер, получает у Берлиоза необычное преломление: основные сцены, в том числе любовная сцена в саду, воплощены оркестровыми, а не вокальными средствами, причем оркестром в 160 человек. А в 1846 году Берлиоз заканчивает последнее крупное сочинение центрального периода — «Осуждение Фауста», жанр которого обозначен как драматическая легенда. К тому времени жизнь композитора изменилась.

Не найдя применения своим силам в Париже, не имея возможности давать концерты, он в декабре 1842 года отправляется в турне по Европе. Причем отправляется не один. По собственным словам, он «разбил с таким трудом созданный очаг». Его спутница — молодая певица Мария Ресио, год назад дебютировавшая на оперной сцене, — красивая, но не слишком талантливая, с небольшим голосом.

Имя Берлиоза уже известно за пределами Франции: в Лейпциге еще в 1837 году по совету Шумана исполнялась одна из его увертюр, Шуман написал статью о Фантастической симфонии, а в 1841 году Реквием с большим успехом прозвучал в Петербурге. Берлиоз выступил во многих городах Германии. В Лейпциге он встретился с Робертом и Кларой Шуман, обменялся дирижерскими палочками с Мендельсоном, руководившим оркестром Гевандхауза, в Дрездене слушал «Риенци» и «Летучего голландца» Вагнера, которые ему не понравились, беседовал с их автором. Вернувшись в Париж, Берлиоз принимает участие в нескольких грандиозных фестивалях.

В 1841 году дирижирует на Промышленной выставке хором в 1200 человек и оркестром, насчитывающим 36 контрабасов и 25 арф, в следующем — в Олимпийском цирке на Елисейских полях, вмещающем более пяти тысяч человек. В одном из этих концертов, посвященном русской теме, Берлиоз исполняет произведения Глинки, знакомится с ним и посвящает ему большую статью. В октябре 1845 года композитор вновь отправляется в большое турне — на этот раз по Австрии, Венгрии, Чехии, где встречает восторженный прием. В 1847 году состоялась его первая поездка в Россию.

Берлиоз пробыл три месяца в Петербурге и Москве. Здесь его ждал творческий триумф и большие гонорары. Менее успешно прошли гастроли в Лондоне. По возвращении композитора постигают один удар за другим: Генриетту разбил паралич; вскоре умирает отец.

Политическая обстановка также не способствует творчеству — ни революция 1848 года, которую Берлиоз не принял, ни переворот 1851 года и установление империи Наполеона III, которого композитор, в отличие от передовых деятелей Франции, приветствовал. Последнее двадцатилетие жизни и творчества Берлиоза резко отлично от центрального. Симфонических произведений он больше не пишет. Правда, 1853 год должен был принести симфонию ля минор, но история ненаписания — одна из самых трагических страниц биографии композитора.

Самоубийство не так печально» Р. Вот как вспоминал об этом Берлиоз в «Мемуарах»: «Как-то ночью я услышал во сне симфонию, которую мечтал написать. Проснувшись утром, я вспомнил почти целиком ее первую часть… Я уже подошел к столу, чтобы записать ее, но тут же подумал: если я запишу этот фрагмент, я увлекусь и начну сочинять дальше. Излияние чувств, предаться которому я теперь всегда стремлюсь всей душой, может довести эту симфонию до грандиозных размеров.

Завтра я позабуду эту симфонию! Я ясно услышал то же аллегро в ля миноре и, больше того, — увидел его написанным. Я проснулся, полный нервного возбуждения, и напел тему аллегро, форма и характер которого мне чрезвычайно понравились. Я собрался подняться, но… те же мысли, что и накануне, снова удержали меня, я подавил в себе искушение, надеясь лишь на одно — забыть.

Наконец, я снова заснул, а на другое утро, при пробуждении, и в самом деле воспоминание исчезло и более не возвращалось». Продуктивность композитора резко падает. Теперь его волнуют совсем иные темы, чем в бурные романтические молодые годы. Как непохожи эти произведения на созданные в центральный период — даже при обращении к тем же жанрам!

В духовном — вместо грандиозного драматичного Реквиема — камерная по форме, идиллическая по духу оратория «Детство Христа». В оперном — вместо кипящего жизнью, дерзко авантюрного «Бенвенуто Челлини» — строгая, классичная, на традиционный античный сюжет дилогия «Троянцы» и непритязательная, без намека на какую-либо глубину, комедия «Беатриче и Бенедикт» 1862. Последние семь лет композитор не пишет ничего. Основная деятельность Берлиоза в 50—60-е годы — дирижерская: неоднократные поездки в Лондон, по городам Германии, на организованную Листом «Берлиозовскую неделю» в Веймар, на почти ежегодно проводимый фестиваль в Бадене, где прозвучали отрывки из «Осуждения Фауста» и «Троянцев», с огромным успехом прошли «Ромео и Джульетта» и «Беатриче и Бенедикт».

Его домашняя жизнь становится все печальнее. В 1854 году умирает жена. Она «была арфой, звуки которой примешивались ко всем моим концертам, моим радостям, моим скорбям и на которой я, увы, порвал столько струн… Я не мог ни жить с ней, ни оставить ее». Через семь месяцев Берлиоз оформил брак с Марией Ресио, скорее выполняя долг, чем по любви: жизнь с ней не принесла ему счастья.

Даже официальное признание не радовало Берлиоза, ибо было чисто внешним. В 1856 году он был избран, наконец, членом Французской академии, а два года спустя удостоен золотой медали за Императорскую кантату в честь Наполеона III. Лист, приехавший в Париж в 1861 году, писал: «Кажется, что все его существо склоняется к могиле». Но раньше он схоронил любимую сестру, вторую жену, а в 1867 году потерял сына, моряка, скончавшегося в Мексике от лихорадки.

Берлиоза мучат болезни, он проводит в постели 18 часов в сутки: «Я ничего не делаю теперь, только страдаю». Отклонив выгодное предложение гастролей в Нью-Йорке, он, однако, в 1867 году принимает предложение поехать в Россию. Гастроли в Петербурге и Москве, продлившиеся три месяца, оказались последним триумфом Берлиоза Он жил во дворце великой княгини Елены Павловны. Члены «Могучей кучки» горячо приветствовали его как первого музыкального новатора, Балакирев сделал переложение «Гарольда в Италии» для фортепиано в 4 руки, Кюи и Стасов писали восторженные статьи.

Во время концертов в Москве в честь Берлиоза был устроен обед, на котором с речами выступили, среди других, известный музыкальный критик В. Одоевский и Чайковский. Мысль о русских гастролях поддерживала композитора в последний год его жизни, и последние его письма были отправлены в Россию. Одоевскому Берлиоз с восхищением писал о молодой русской школе и предсказывал: «Через пять или десять лет русская музыка завоюет все оперные сцены и концертные залы Европы».

Умер Берлиоз в Париже 8 марта 1869 года, в одиночестве, «задохнувшись от всеобщего равнодушия» по образному выражению Роллана. Похороны, состоявшиеся три дня спустя, были столь же скромными, как и похороны Генриетты Смитсон, давно пережившей свою славу. Фантастическая симфония Фантастическая симфония, ор. Фантастическая симфония — первое зрелое сочинение 26-летнего Берлиоза.

Тогда он еще учился в Парижской консерватории и готовился — в который раз! Консервативные профессора были неспособны понять новаторские устремления дерзкого ученика и неизменно отвергали представляемые им кантаты. Лишь летом 1830 года, решив «стать настолько маленьким, чтобы пройти через врата рая», он завоевал вожделенную награду. Заканчивал кантату «Смерть Сарданапала» Берлиоз под гром пушек — в Париже бушевала Июльская революция.

А за полгода до того, 6 февраля, он писал другу: «Я готов был начать мою большую симфонию, где должен был изобразить развитие адской страсти; она вся в моей голове, но я ничего не могу написать». Большая фантастическая симфония в пяти частях». Таким образом, авторское название первой симфонии Берлиоза не соответствует тому, что утвердилось за ней на века: фантастическая симфония — определение своеобразной трактовки композитором жанра, как позднее драматическая симфония — «Ромео и Джульетты». Артистом, о котором рассказывает симфония, был он сам, запечатлевший в музыке — с соответствующими романтическими преувеличениями — один, но важнейший эпизод своей жизни.

Весь Париж жадно следил за развертывающейся романтической драмой любви Берлиоза и Генриетты Смитсон. Двадцатисемилетняя ирландка, приехавшая в Париж на гастроли осенью 1827 года в составе английской труппы, знакомившей Францию с трагедиями Шекспира, потрясла публику своими Офелией и Джульеттой. Берлиоз преследовал ее «вулканической страстью», но модная актриса, по словам одного из критиков, презирала его. Берлиоз мечтал об успехе, который привлек бы ее внимание, впадал в отчаяние и помышлял о самоубийстве.

Концерт, где должна была прозвучать Фантастическая, был отложен на несколько месяцев; трудности в процессе его подготовки композитор сравнивал с переходом Великой армии Наполеона через Березину. Премьера состоялась с большим успехом 5 декабря 1830 года в Парижской консерватории под управлением Франсуа Габенека — создателя первого во Франции симфонического оркестра. Впоследствии Берлиоз внес ряд добавлений, изменил порядок частей и несколько переработал программу. Окончательная редакция симфонии была исполнена, также под управлением Габенека, 9 декабря 1832 года.

Фантастическая симфония — первая программная симфония в истории романтической музыки. Берлиоз сам написал текст программы, которая представляла собой подробное изложение сюжета, последовательно развивающихся событий каждой части. Впрочем, как сообщал композитор в предисловии, можно ограничиться только названиями пяти частей. Программа симфонии.

Молодой музыкант с болезненной чувствительностью и пламенным воображением в припадке любовного отчаяния отравляется опиумом.

Реформационная симфония

  • Мендельсон – Концерт Ми минор Op.64 – для скрипки с фортепиано | Ноты для скрипки
  • Рецепты из “Книги о вкусной и здоровой пищи” и не только
  • Лучшие классические произведения на скрипке
  • Мендельсон. Концерт Для Скрипки
  • Violin Concerto, Op.64 (Mendelssohn, Felix) - IMSLP
  • Ф.Мендельсон. Скрипичный концерт ми минор e-moll Iч.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий