Кто является основоположником русского духовного концерта

Основателем русского духовного концерта является _. 9. Разместите нужные подписи под изображениями. Картина идол икона. 10. В какую оперу П. И. Чайковский включил танец скоморохов? 11. Соотнесите жанры с услышанными на уроке произведениями. Духовный концерт появился в XVIII веке. Самые известные создатели русских хоровых концертов – Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский.

Что такое русский духовный концерт?

Но вот Моцарт уже не ребенок, а взрослый юноша — и интересует публику меньше, чем вундеркинд. Найти место ни при одном из европейских дворов, где с таким восторгом принимали чудесного мальчика, так и не удалось, и приходится довольствоваться местом придворного концертмейстера в родном Зальцбурге. Моцарт пишет дивертисменты, скрипичные и клавирные сонаты, симфонии, оперы, самой значительной из которых становится «Идоменей, царь критский». Деспотизм епископа Колоредо тяготит композитора. Он пытается устроиться на работу в Мангейме, Мюнхене, Париже. Найти место в этих городах ему не удалось, но их посещение принесло немало музыкальных впечатлений.

Во время поездки в Вену композитор отказывается возвращаться в Зальцбург. Он создает в 1782 году оперу «Похищение из сераля», которая стала его композиторским дебютом в Вене. Однако, жителям австрийской столицы он еще был мало известен — даже «Идоменея», которому расточали хвалебные отзывы в Мюнхене, здесь никто не знал. Моцарт надеялся, что покровительство эрцгерцога Максимилиана ему стать учителем пения принцессы Вюртембергской, но эту должность получил Антонио Сальери. Моцарт в отчаянии писал отцу, что для императора «никого не существует, кроме Сальери».

В его истории были периоды блистательного взлета и относительного затишья. Кто является автором первого русского духовного концерта? Создателем жанра был Максим Созонтович Березовский 1745 — 1777 — с детства отличался удивительной музыкальностью, владел игрой на разных инструментах, как талантливый композитор был отправлен на учёбу в Болонскую филармоническую Академию за государственный счёт, автор многих инструментальных, оперных произведений и... В каком веке появилась духовная музыка? Начало профессиональной музыки — церковная и духовная Зарождение профессиональной музыки тесно связано с историей становления древнерусского государства — Киевской Руси IX—XIII века. После Крещения Руси 988 год и укрепления связей с Византией появились и первые церковные песни — духовная музыка.

Кто написал духовный концерт не отвержи мене во время старости? Вершина творчества Березовского в области духовной музыки — хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости» на отдельные стихи псалма 70. Вместе с тем, значительное влияние на творчество композитора оказала музыка западноевропейского барокко.

В дальнейшем речь идёт о духовной музыке в широком смысле. О духовной музыке, понимаемой как синоним богослужебной у христиан — церковной музыки.

Жанры христианской духовной музыки Наиболее распространённые жанры христианской духовной музыки, католической и протестантской, заимствованы из музыки церковной; это хорал, псалом, гимн в том числе Te Deum, Ave Maria , месса в том числе заупокойная — Реквием , секвенция и страсти. Каждый из перечисленных жанров имеет собственную историю, но общим для всех является то, что рождались они или оформлялись в церкви и право сочинять произведения духовного характера — не только тексты, но и музыкальное их оформление — изначально принадлежало исключительно служителям церкви так, например, авторство большинства песнопений римской литургии средневековая традиция приписывала папе Григорию I. Псалмы — музыкальные произведения малой формы, основанные на тексте Псалтири. Самый древний жанр, поскольку песнопения и молитвы на стихи Давида слагались в Иудее ещё в дохристианские времена. В XVI веке псалмы получили распространение в профессиональной внекультовой музыке, особенно «De profundis» с лат.

Зеленки и К. Глюка, Бах, Гендель. Мессы — циклические вокальные или вокально-инструментальные произведения, представляющие собой собрание частей католической литургии. В протестантской церкви были приняты короткие мессы, состоявшие лишь из двух первых частей католического ординария — Kyrie eleison и Gloria. Бах, Моцарт, Шуберт, Бетховен Реквиемы — изначально католические заупокойные мессы.

Первым сочинением этого жанра, написанным на канонический латинский текст, считается не дошедший до нас Реквием Дюфаи; первый сохранившийся, сочинение a capella в полифоническом стиле, принадлежит Йоханнесу Окегему XV век. Моцарт, Верди. Страсти — вокально-драматические произведения, посвящённые событиям Страстной недели, изначально основанные на евангельских текстах; однако с начала XVIII века для сочинений этого жанра всё чаще использовались тексты, написанные по мотивам Евангелий известными поэтами, в том числе оперными либреттистами. Бах, Сальери, Stabat Mater стабет матер — католическое песнопение секвенция на латинский текст Якопоне да Тоди. Самая знаменитая принадлежит Францу Шуберту изначально написана на неканонический текст , Гуно Спиричуэлс от англ.

Веделя и С. Со второй половины ХIХ века «Всенощные» нередко принимали форму оригинальных хоровых сочинений или достаточно свободных обработок древних распевов; такие сочинения создали, в частности, А. Архангельский, А. Гречанинов, П. Лучшими образцами жанра считаются «Всенощные» П.

Чайковского и Сергея Рахманинова. Русский духовный концерт Пришедший в Россию с Запада в конце XVII века духовный концерт, представлявший собою «состязание» двух и более противопоставленных друг другу хоров, поначалу развивался как жанр сугубо церковной музыки и соответствовал традициям православного богослужения: в отличие от западноевропейского, не предполагал инструментальное сопровождение и писался в форме утвердившегося к тому времени в церкви партесного многоголосия, в котором количество голосов обычно колебалось от 3 до 12 в некоторых концертах оно достигало 48-ми. Александр Архангельский Родился Александр Архангельский 11 октября 1846 года в семье священника села Старое Тезиково Наровчатского уезда Пензенской губернии. Кроме младшего Александра в семье было еще двое детей. Крестьянский быт и внезапная потеря отца Саше было 7 лет с раннего детства приучили будущего регента и композитора к постоянной упорной работе.

В детстве проявился и главный интерес Александра — к пению и музыке, а музыкальный слух сына воспитывала мать, Елизавета Федоровна дочь священника села Старое Тезиково , сама любившая пение и музыку. После окончания сельской церковно-приходской школы Саша поступает в ближайшее Краснослободское духовное училище, где его музыкальные способности и прекрасный голос альт были сразу замечены и одаренного мальчика включили в число певчих училища. Надо сказать, что хоры духовных училищ и семинарий России были лучшими среди хоров других учебных заведений. В 1859 году голос Саши Архангельского был замечен объезжавшим епархию пензенским епископом Варлаамом. И осенью 1859 года талантливого юношу перевели сразу во II класс Пензенского губернского духовного училища и зачислили его певцом-солистом в архиерейский хор.

А после успешного окончания училища в 1862 году Архангельского перевели в Пензенскую духовную семинарию. И здесь 16-летнему семинаристу представилась возможность «стать» регентом хора возникла неожиданная необходимость замены регента. Успех, уважение и авторитет заслужил юный регент в пензенских музыкальных кругах. Но это не вскружило ему голову, Архангельский хорошо понимал, что самообразование необходимо дополнить более глубокими знаниями.

Львов А. Мазелъ Л. О неизданных музыкально-теоретических работах A. Малацай Л. Проблема духовности в богослужебном пении и духовной музыке на рубежах веков.

Мартынов В. История богослужебного пения: Учеб. Мёнъ А. Магизм и единобожие:. Религиозный: путь человечества до эпохи великих Учителей? История религии. Мень А: Культура и духовное возрождение. Менъ А: Православное богослужение. Таинство, слово и образ.

Слово, 1991. Морозов А. Музыкальная культура православного мира: традиция, теория, практика: Материалы науч. Музыкальная культура Средневековья: Теория. Крацовник; ЛТК. Рахманинова, 2001. Мясоедов А. О гармонии русской музыки: корни национальной специфики : Исследование. Назайкинский Е.

Стиль и жанр в музыке: Учеб. Немкова О. Ave Maria: Образ Богоматери в европейском музыкальном искусстве. Лики Богородицы в хоровом творчестве C. Тамбов-Ивановка, 1998. Никишин Ф. Архангельский и А. Никольский А. Вступительная речь о задачах съезда: Труды I Всероссийского съезда регентов церковных хоров и деятелей по церковному пению.

Каталог-указатель духовно-музыкальных сочинений распределённых в порядке следования их в церковных службах и разделённых по степени трудности. Никольский Н. История русской церкви. Б-ка атеист, лит. Никольский С. Духовно-музыкальные сочинения А. Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников 1861-1918. Нонакк Д. Оболенский П.

Летопись одной музыкальной жизни: Жизненный и творческий путь хормейстера и композитора А. Овсянникова И. Овсянкина Г. Орлова Е. Лада М. Паисов Ю. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество. Современная русская хоровая музыка 1945 -1980 : Исследование.

Хоровое творчество Георгия Дмитриева. Протопопова М. Плотникова Н. Полякова Л. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917 -1918 гг. Поспелов Г. Теория литературы М. Потулов Н. Преображенский А.

Культовая музыка в России. Очерк истории церковного пения в России 2-е изд. Словарь русского церковного пения. Указатель по церковному пению. Протопопов Вл. Русское церковное пение: Опыт библиографического указателя от середины XVI века по 1917 год. Раабен JI. О духовном ренессансе в русской музыке 1950-80-х годов. Разумовский Д.

Патриаршие певчие дьяки и поддьяки и государевы певчие дьяки СПб. Церковное пение в России. Рапацкая Л. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века». Рахманова М. Весенние чтения. Памяти Н. Россия в период реформ Петра I. Рубцова В.

Русская духовная музыка в документах и материалах. Синодальный хор и училище церковного пения: Воспоминания. Синодальный хор и училище церковного пения: Исследования. Синодальный хор и училище церковного пения: Концерты. Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников 1861— 1918 -М. Степан Васильевич Смоленский: Воспоминания. Статьи, материалы, воспоминания. Гнесиных, 1993 - 105 с. Рыцарева М.

Из творческого наследия Д. Композитор Д. Ръщарева М. Композитор М. Жизнь и творчество- Л. Рыцерева М. Сборник статей. Рьщарева М. Рьщарева Л.

Сеян А. Светозарова Е. Бортнянского: Метод, разработка по курсу русской хоровой литературы. Свиридов Г. Гвардия, 2002. Скворцова И. Скотникова Г. Скребков С. Скребков: Избранные статьи.

Статьи и воспоминания. Художественные принципы музыкальных стилей. Скребкова-Фгигатова М. Фактура в музыке М. Смирнов Д. Духовная хоровая музыка СПб: Композитор, 2006. Смоленский С. О собрании русских древне-певческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения. Памяти Д.

Соколов О. Морфологическая система музыки и её художественные жанры. Теория стиля М. Сорокин П. Сохор А. Теория музыкальных жанров. Старчеус М. М: Сов. Степанова И.

Слово и музыка. Диалектика семантических связей. Тевосян А. Искренно преданный Вам А. Сван» письма Альфреда 207. Свана к П. Ткачев Д. Архангельский 1846-1924. Очерк жизни и деятельности.

Толстокулакова А. Томпакова О. Певец русской темы Александр Тихонович Гречанинов. Николай Николаевич Черепнин: Очерк жизни и творчества М. Третьякова Л. Трубецкой Н. Париж — Нью-Йорк-Москва. Труханова А. Духовная тематика в русской хоровой музыке: Дисс.

Тугаринов Е. Великий-русский регент B. Орлов: Дисс. Тынянов Ю. История литературы. Тодеса, А. Чудакова, М. Уилсон-Диксон Э. История христианской музыки.

Успенский Н. Древнерусское певческое искусство. Успенского — JL: Музыка, 1976. Федоровская Л. Федосова Э. Русский музыкальный классицизм: Становление сонатной формы в русской музыке до Глинки: Учебное пособие М. Гнесиных, 1991. Франтова Т. Полифония XX века как рубеж эпох в истории музыкальной культуры.

ЪЪОХватова С. ЪЪХХолопов Ю. Гармония: Теоретический курс. ЪЪЪХолопова В. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. Церковно-славянский словарь для толкового чтения Св. Свирелина - Москва-Петроград: Изд. Т-ва «В. Думнов, наследн.

Салаевых» - 1916. Цукер А. Чернова Т. Драматургия в инструментальной музыке. Штелин Я. Загурского, ред. Gardner J. Music des Ostens. Ein haudshrift: ches Lehrbuch der altrussischen neuntens ehr ift.

Что такое русский духовный концерт

Русский духовный концерт Главную партию в этой патриотической истории о князе Владимирском и его победе в Куликовской битве в 1380 году исполнил прославленный русский бас Осип Петров, который был одним из самых любимых вокалистов у композиторов.
Чуток к музыкальной красоте, к движениям душевным / начала XX столетий сквозь призму общеевропейских и традиционно русских стилевых и жанровых тенденций.
Бальдассаре Галуппи и русская духовная музыка | Научный вестник Московской консерватории В XVII веке на русское духовное песнопение становится ощутимым польское влияние.

Создатель русского духовного хорового концерта

АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ КАСТАЛЬСКИЙ (1856–1926), русский композитор, хоровой дирижер, исследователь русского музыкального фольклора; один из инициаторов т.н. «нового направления» в русской духовной музыке конца 19 – начала 20 вв. Русский духовный концерт. Духовная музыка. Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Но традиция духовного концерта жива и ныне. По окончании Литургии хор часто исполняет современный псалом «Слава Богу за всё», в котором некий «мудрый и опытный старец» ласково учит, что все мы находимся под присмотром у Бога, и следует доверить Ему свою жизнь. Варианты ответа: унисон; ксилофон; многоголосие; аккомпанемент. №2. Кто является основателем русского духовного концерта? Варианты ответа: Березовский; Чайковский; Глинка; Мусоргский. Данный тест предназначен для закрепления материала по теме "Образы русской народной и духовной музыки". Максим Созонтович Березовский (1745—1777) — русский композитор, работавший также в Италии. Наряду с Д. С. Бортнянским считается создателем классического типа русского хорового концерта.

Создатель русского духовного хорового концерта

Музыка в 6 классе. 12.01.2021 ответил 05 Июнь, 20 от doggie24_zn (46 баллов). Основатель русского духовного концерта является Березовский.
Остались вопросы? Основателем духовного концерта является. Хор мальчиков Московского хорового училища имени а в Свешникова.
Русский духовный концерт «Музыкальная речь композитора впитала в себя многое из интонационного словаря русского средневековья: знаменный распев, раннее строчное многоголосие, партесный концерт и кант, покаянный и духовный стих.

Этот одноголосный напев исполнялся хором в на языке

телем русского духовного концерта является. (подчеркнуть). П. И. Чайковский М. С. Березовский М. И. Глинка М. П. Мусоргский. телем русского духовного концерта является. Березовский Максим Созонтович 1745-1777. Кто является основоположником русского духовного концерта. В отношении постепенно вытесняемого им жанра партесного концерта Штелин использует более архаичный термин «мотет»6. Обозначения «концерт» и «мотет» в рукописях русской духовной музыки эпохи классицизма. В отношении постепенно вытесняемого им жанра партесного концерта Штелин использует более архаичный термин «мотет»6. Обозначения «концерт» и «мотет» в рукописях русской духовной музыки эпохи классицизма. эволюция жанра русского духовного концерта и его типологические особенности. Объектом исследования является жанр русского духовного концерта на всём протяжении его эволюции, то есть с середины XVII до начала XXI века. Предмет исследования — эволюция жанра русского духовного концерта и его типологические особенности.

Основоположник русского духовного концерта

Проследив общую картину развития жанра хорового концерта, можно подытожить: хоровой концерт является значительным жанром профессиональной музыки, в котором происходило формирование всех основных закономерностей музыкального стиля каждой из эпох. Русский духовный концерт является не только музыкальным событием, но и своеобразным путешествием в историю русской культуры и церковной традиции. В нем отражается богатое наследие русской традиции и религиозной веры. ДУХОВНЫЙ КОНЦЕРТ, жанр русского хорового (а капелла) концерта. Восходит к партесному концерту (смотри Партесное пение). Классический тип духовного концерта (3 4 частный) создали М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский (2 я половина 18 в.), обобщив. В 1881 году, по заказу своего постоянного издателя П. И. Юргенсона, Чайковский подготовил Полное собрание духовно-музыкальных сочинений Бортнянского в собственной редакции, наряду с прочими произведениями, включавшее и 35 однохорных духовных концертов. Духовный концерт появился в XVIII веке. Самые известные создатели русских хоровых концертов – Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский.

Создатель русского духовного хорового концерта

В одной из своих «Херувимских песней», которой композитор дорожил более всего, он, по его словам, «пытался подражать не-нотному церковному пению», то есть пению древнему, писанному «знаменем». Церковной музыке большое внимание уделял и С. В ноябре 1903 года известный церковный композитор А. Кастальский 1856—1926 , преподнося С. Рахманинову издание своей «Панихиды» служба с заупокойными молитвами , сделал такую надпись: «Глубокоуважаемому Сергею Васильевичу от А. Кастальского в знак напоминания ему о том, что есть на белом свете область, где терпеливо, но настойчиво ждут вдохновений Рахманинова». Афиша концертного исполнения «Всенощного бдения» С. А в 1910 году Рахманинов сам написал Кастальскому: «Простите меня, Бога ради, что я Вас решаюсь беспокоить. У меня к Вам большая просьба. Вас же я хочу просить разрешить мне некоторые недоумения, касающиеся текста.

Еще мне очень хочется просить Вас просмотреть ее, прокритиковать, высказать Ваше мнение. Решаюсь беспокоить именно Вас, так как от всего сердца Вам верю и буду стараться идти по той же дороге, по которой Вы идете…». Кастальский в своем творчестве занимался преимущественно гармонизациями древних мелодий, возрождая древнерусское музыкальное наследие. Рахманинов подходил к сочинению церковной музыки как к сложнейшему творческому заданию, ощущая необходимость следовать определенным традициям, сложившимся в сфере духовного творчества. В качестве образца Рахманинов изучал и «Литургию» Чайковского. Однако в отличие от Кастальского в «Литургии» Рахманинов не стал брать за основу непосредственно древние распевы. В русле более строгой церковно-певческой традиции Рахманинов выступил в своем «Всенощном бдении», написанном им спустя пять лет после «Литургии». Вероятно, Рахманинов мог бы повторить слова, предпосланные П. Чайковским изданию своей «Всенощной» 1882 : «Иные из этих подлинных церковных напевов я оставил неприкосновенными, в других позволил себе некоторые незначительные отклонения.

В-третьих же, наконец, местами вовсе уклонился от точного последования напевов, отдавшись влечению собственного музыкального чувства». Церковные произведения великих русских композиторов светскими хоровыми коллективами в годы гонений на православную культуру почти не исполнялись.

Вершина творчества Березовского в области духовной музыки — хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости» на отдельные стихи псалма 70. Вместе с тем, значительное влияние на творчество композитора оказала музыка западноевропейского барокко. Где появилась духовная музыка? Что такое русская духовная музыка? Церковное пение являлось единственной формой профессионального письменного музыкального искусства на Руси со времен принятия христианства и до конца 17 в. Что такое духовная и светская музыка? Светская музыка в своих истоках опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру.

Духовная музыка всегда была связана с богослужением. Духовная музыка.

И в песенном творчестве Свиридова можно говорить об ощущении «фундамента» всего русского искусства — древнего церковного пения. Вернувшись к этой традиции, песенный стиль обрел родословность, органичность мелодий и интонаций, и, наконец, эпичность своего художественного мира. Поэтический текст максимально выражен в музыке. Композитор находит в интонациях русского языка скрытые до этого ритмические возможности музыкальной речи, чутко улавливая пение характерные ритмоформулы. Анализируя особую пластичность ритмики как компонента творческого стиля Свиридова, музыковед И. Земцовский отмечает: «эти ритмоформулы, будто выросшие из энергии упругого слова, композитор возвращает стиху, тем самым обогащая его интонацию ритмикой особого типа — ритмикой музыкальной формульности,…чей неизменный или вариантный повтор придает целому исключительное единство, легко улавливаемое слухом несмотря на любые… усложнения гармонии, мелодии, фактуры» [2, с. Ритм мелодии служит слову, выражая и мерное течение времени исследователи часто отмечают особое пристрастие композитора к величавому, ровному ритму четвертными или восьмыми , и многие, многие другие зарисовки в мелодическом пространстве. Фактура свиридовских песен часто лапидарна, обычно в ней два пласта — мелодия и сопровождение; но аккомпанемент всегда рисует самые разные образы: природу и звезды, и разные времена года, и пейзажи… Эффект поразителен: слушая любую свиридовскую вокальную композицию, мы всегда ощущаем действие — насколько зримы и осязаемы образы так, например, «Финдлей» из «Цикла на сл.

Бернса — вокальная партия мастерски представляет диалог, хотя на сцене — один человек. Ключом к пониманию этого явления, секрету истинного искусства, может служить целостное, всегда удивительное понимание жизни, каждого прожитого дня, именно то видение мира, которое изначально присуще каждому из нас. План работы предполагает знакомство с некоторыми вокальными и хоровыми сочинениями Г. Целесообразно исполнение в процессе урока фрагментов произведений. Вокальное творчество» 1. Охарактеризовать приёмы взаимодействия музыкального и поэтического текстов в сочинениях Свиридова. Композитор достигает поразительно естественного интонирования слова, органичного слияния обоих художественных компонентов — словесного и музыкального. Используя особые интонационно-смысловые нюансы, Свиридов воплощает в музыке типичные черты поэтического стиля поэта, мастерски воссоздаёт поэтические образы. Указать основную тематику произведений Свиридова. Через всё творчество композитора проходит несколько основных тематических линий.

Одна из них — национально-эпическая — связана с музыкальным воплощением событий Революции; лирическая линия присутствует в хоровом творчестве позднего периода; фольклорная — композитор создаёт некоторые сочинения на народные тексты, органично ассимилируя стилевые черты фольклора. Например, в кантате «Курские песни» автор создал цикл на народно-песенной основе, переосмыслив народные мелодии и сумев сохранить колорит песен южно-русского края. Доминирующей темой в музыке Свиридова считается лирический образ России. Земцовский И. Курские песни. Для смешанного хора и симфонического оркестра. Патетическая оратория. Песни на слова Роберта Бернса. Поэма памяти Сергея Есенина. Пушкинский венок.

Хоровые произведения. Свиридова — «Патетической ораторией» на сл. Маяковского 1959 для баса, смешанного хора и большого симфонического оркестра. История создания «Патетической оратории» Исследователь творчества Г. Свиридова А. Белоненко вспоминает: «…Наступила недолгая, но очень плодотворная для советского искусства пора хрущёвского либерализма. XX съезд КПСС со знаменитым ночным семичасовым докладом Хрущёва о культе личности Сталина, выход множества людей из концлагерей, реабилитация ни в чём не повинных, публикация в «Новом мире» повести А. Солженицина «Один день Ивана Денисовича», полёт в космос. Всё это воспринималось с надеждой на лучшее. В музыкальном мире положительно было встречено постановление ЦК КПСС 1958 года «Об исправлении ошибок…» — хоть и куцее, но всё же восстанавливающее справедливость по отношению к тем композиторам, которые являлись гордостью отечественного искусства.

Шостакович в это время пишет одну из самых светлых страниц своей музыки. Его «Праздничная увертюра» приветствует участников открывшегося XX съезда партии. Свиридов выходит из кризиса, написав «Патетическую ораторию» на слова В. В «Разных записях» дневниках он сам несколько раз пытался объяснить, как возник этот замысел. Но ни сам автор, ни один из интерпретаторов его творчества — никто не сможет объяснить истинную причину появления «Патетической» на свет. Как-то Гендель, создав свою знаменитую «Аллилуйю» к оратории «Мессия», заметил: «Как писала рука такое, не ведаю. Бог ведёт». Музыка такого рода возникает без всяких конкретных причин и рациональных поводов — она вспыхивает, как протуберанец на Солнце, спонтанно, по вдохновению. Он тогда испытывал полноту чувства «нечаянной радости» жизни. Позднее, на склоне лет, уже после всех пертурбаций с Советской властью, после «новорусской» «славной революции» 1990-х годов, когда Свиридов многое передумал и написал в «Разных записях» беспощадные слова о том, что «Россия пошла с молотка», когда он подверг самого Маяковского уничижительной, весьма пристрастной критике, он всё равно не отречётся от своего любимого детища.

Он верил, что время ниспровержения всяческих основ, которое, как правило, приходит в Россию с каждой новой перестройкой, пройдёт и оратория доживёт до своего возрождения. Подобное случалось в нашей истории, — ведь после революции 1917 года в России двадцать два года не исполнялась первая великая русская опера — «Жизнь за царя»… …В 1958 году Свиридов работал над «Патетической ораторией». Через некоторое время состоялась её премьера и началось триумфальное шествие по стране. Успех был огромный и сочинение было удостоено Ленинской премии. Краткая эпоха иллюзий хрущёвской «оттепели» конца 1950-х годов, когда, собственно, и могла появиться «Патетическая оратория», довольно быстро подошла к своему закономерному концу» [2, с. Изучение личности творца представляет собой особый предмет исследования, и можно с уверенностью сказать, что и облик композитора, и его творческий почерк вызывают огромный интерес. Масштаб художественного явления включает высокую оценку значимости творчества человека и одновременно познание его мировоззрения, изучение творческого процесса, анализ произведений в контексте времени создания и в проекте на музыкальную культуру современности. Только в таком ракурсе, используя временную дистанцию, представляется наиболее полным и широкоохватным взгляд на проблему: Художник и Время. Выбор содержания, тематики, областей творчества Свиридова указывает на его компетентность в области литературы. Именно через осознание синтеза музыки и слова Свиридов пришёл к своей хоровой эстетике.

Личность и творчество В. Маяковского Русский советский поэт, в своём творчестве «делающий социалистическое искусство». Маяковский создал новый демократический поэтический язык, в дореволюционный период его сочинения выражали протест против буржуазных отношений, калечивших подлинную натуру человека поэма «Облако в штанах» 1915 ; «Флейта-позвоночник» 1916 ; «Человек» 1917. Эта идеологическая позиция сближала поэта с М. Горьким, который привлёк его к участию в журнале «Летопись». Радостно встретив Октябрьскую революцию 1917 года, Маяковский определил свою позицию: «Моя революция». В этот период поэт стремился эстетически осмыслить социалистическую действительность, творчество приобретает новую окраску, обусловленную борьбой за идеалы коммунизма как в позитивном, так и в сатирическом плане. В эти годы были созданы произведения: «Мистерия-буфф» 1918 ; «Левый марш» 1918. В 20-е годы Маяковский начинает пролагать путь к истинно демократическому искусству, созвучному настроению масс. В этих плакатах и книжной графике особенно ярко проявились его талант и опыт художника, его броская лаконичная манера.

В поэзии Маяковского 20-х годов появляется лирический герой нового типа: он не отделяет свой интимный мир от большого мира социальных бурь. После поездок поэта в другие страны появляются циклы стихов «Париж» 1924 — 1925 ; «Стихи об Америке» 1925 — 1926. Маяковский выступал как полномочный представитель молодого социалистического государства. Как и М. Горький, Маяковский стоит у истоков советской ленинианы. В поэме «Владимир Ильич Ленин» 1924 деятельность вождя пролетарской революции художественно воссоздана на широком историческом фоне. Наряду с М. Горьким Маяковский становится основоположником социалистического реализма в советской литературе. В эти годы созданы: «Сергею Есенину» 1926 , «Стихи о советском паспорте» 1929 , «Разговор с товарищем Лениным» 1929 и др. В творчестве Маяковского выразился духовный рост человека нового общества.

Вера в торжество коммунистических идеалов сочетается в его стихах с непримиримостью ко всему, что мешает «рваться в завтра, вперёд». Сатирические пьесы Маяковского — «Клоп» 1928 , «Баня» 1929 и др. Маяковский создал новаторскую поэтическую систему, во многом определившую развитие и советской, и мировой поэзии. Исходя из своей идейно-художественной задачи, Маяковский существенно реформировал русский стих, способствуя формированию новой поэтики максимальной выразительности. Вся система художественных средств поэта направлена на предельно драматизированное речевое выражение мыслей и чувств героя [3, c. Исследователи творчества В. Маяковского отмечают, что его новаторская направленность в сфере драматургии, как и в поэзии, вошла в мировую классику. Ярче всего талант Маяковского-сатирика раскрылся в его последних драматургических произведениях среди которых пьесы «Клоп» и «Баня» и др. Комедию «Клоп» он сам определил как «публицистическую, проблемную, тенденциозную» [цит. Защищая публицистический театр, Маяковский широко пользуется в этих пьесах приёмами художественной условности: преувеличением, гротеском, фантастикой.

Так поэт стремится на реалистической основе продолжить и развить традиции народного театра. С этим связана установка на зрелищность. Краткая история жанра оратории Оратория представляет с собой крупное музыкальное произведение для хора, певцов — солистов и симфонического оркестра, предназначается для концертного исполнения. Оратория занимает промежуточное положение между оперой и кантатой. Подобно опере, оратория включает сольные арии, речитативы, ансамбли и хоры; как и в опере, действие в оратории развивается на основе драматического сюжета. Специфическая черта оратории — преобладание повествования над драматическим действием, то есть, не столько показ событий, как в опере, сколько рассказ о них. Имея много общих черт с кантатой, оратория отличается более крупным размером, большим масштабом развития; характерно также раскрытие темы в героико-эпическом плане. Первоначально оратории создавались главным образом на библейские и евангельские тексты и предназначались для исполнения в храме в дни соответствующих церковных праздников. Создавались «рождественские», «пасхальные», «страстные» оратории. В процессе исторического развития этот жанр приобретал все более светский характер.

Хотя родиной оратории была Италия, подлинного расцвета этот жанр достиг на почве иных национальных культур. В Германии основоположник жанра — Г. Шюц сложились 2 типа ораториальной музыки: хоральные, основанные на традициях григорианского пения и псалмодии, и мотетные, в которых все партии исполняются хором; впоследствии оба типа развиваются по принципу взаимодействия. Жанр оратории достигает непревзойденных высот в творчестве Баха «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» , в этих произведениях объединяются различные психологические планы — повествование евангелиста, рассказ о событиях от лица участников драмы, реакции на них народный план , лирические отступления автора. Главная идея сочинения — тема самопожертвования. В романтическом искусстве оратория утрачивает монументальность и героическое содержание. Русские композиторы обращались к жанру оратории редко, но в начале XX века оратория получает широкое развитие как монументальная вокально — симфоническая композиция, способная к воплощению тем большого отечественного значения. Один из первых опытов работы в этом жанре — сочинение композиторов группы «Проколл» А. Давиденко, В. Белый, М.

Коваль, Б. Шехтер и др. В 30 — е годы ораториальные формы постепенно кристаллизовались в хоровых финалах симфоний Шостакович. К ораториям синтетического типа принадлежат: симфония — кантата «На поле Куликовом» Шапорина и отчасти кантата «Александр Невский» Прокофьева. Революционная тематика в новом осмыслении воплощена в «Патетической оратории» Свиридова на сл. Маяковского, оратории — поэме «Двенадцать» на текст А. Блока В. Салманова, «Сны революции» на сл. Луговского В. Интересное жанровое решение представлено в «Поэтории» Р.

Щедрина на сл. Вознесенского и в оратории «По следам Руставели» О. Активно синтезируя признаки разных жанров, оратория в XX веке приобретает новые драматургические черты [13, c. История создания «Патетической оратории» История родной страны всегда и всюду привлекала к себе внимание крупных национальных мыслителей и художников. В некоторых произведениях образ России приобретает символический смысл поднимаясь до высшего обобщения. Среди этих образов-символов особое место занимает «Наша земля» из «Патетической оратории». Свиридов обращается, как правило, к вершинам мировой поэзии — по преимуществу русской и советской — и, зачастую впервые в истории, открывает для музыки то или иное имя, те или иные стихи. Поэзия Маяковского в музыке — явление уникальное. Бережно воссоздавая индивидуальные черты разных поэтов, композитор вместе с тем сближает их уже в процессе отбора, контролируемого пристрастием к определенному — хотя и широкому — кругу образов, тем, сюжетов. Но окончательное превращение каждого из них в «единомышленника» совершается под воздействием музыки, властно вторгающейся в поэтический материал и преобразующей его в новое художественное произведение, в котором решающей оказывается индивидуальность композитора.

Как известно, ближе всего к «Оратории» по теме и времени создания «Поэма памяти Сергея Есенина», произведение во многом иное по колориту, характеру и концепции. Оба крупных сочинения Свиридова составляют своеобразный диптих, с разных сторон раскрывающий эпоху революции в русской истории. Различны поэты, стихи которых легли в основу «частей» этого диптиха, различны их мировоззренческие позиции. Однако как при противоположных художественных видениях эпохи Есениным и Маяковским до нас донесена её многоконфликтность и многомерность, так и «Патетическая оратория» и «Поэма» различны, но неразрывны в смысле единства темы произведения, они рисуют тяжелый момент истории России, фиксируя в художественных образах её события. Оба произведения роднят глубина и точность художественных обобщений. Герои обоих произведений — современники революции. В «Поэме памяти Сергея Есенина» личность поэта предстает своеобразной моделью для исследования глубинных и остроконфликтных психологических процессов, сопутствующих революции. Герой «Поэмы» трагически переживает переломную эпоху. Социальные потрясения и разруха гражданской войны, описываемые Свиридовым, лично коснулась его, став личной трагедией та же тема представлена в хоре «Повстречался сын с отцом» на сл. Прокофьева, где «отец и сын могут встретиться» в смертельной схватке».

Призвание поэта в «Патетической оратории» определяет и само Солнце, говоря: «Устану я, захочет ночь прилечь, тупая сонница. Вдруг — ты во всю светаешь мочь — и снова день трезвонится» у Маяковского эта строфа идет от лица поэта: «Устанет то, и хочет ночь прилечь, тупая сонница. Вдруг — я во всю светаю мочь — и снова день трезвонится» [цит. Сказанное относится ко всем без исключения сочинениям композитора, в том числе и к «Патетической оратории», где эта многослойность выступила как художественный метод и где синтезирующие импульсы стиля композитора обрели особую напряжённость» [5, с. Поэтическая образность стихов Маяковского стимулировала использование приёмов выразительности, нигде больше не применявшихся композитором. В музыку вторглись остроконфликтные и напряженные ситуации, выдвигая образы плакатные, «рисованные». Образы природы и лирики, столь типичные для Свиридова, отступили на второй план. Так появилась потребность в сильных и ярких средствах противопоставления, возросла роль конкретно-изобразительного и сюжетно-событийного начала. Усложнилась драматургия целого и характер взаимоотношения частей. Свиридовский поэт — гражданин прежде всего.

Но гражданственность как свойство личности у Свиридова редко выявляется средствами публицистики. Эта черта присуща только «Патетической оратории». Использование приемов текстовой драматургии Многие исследователи творчества Г. Свиридова отмечают, что обычно его сочинения приобретают окончательную «огранку» лишь после того, как написано гораздо большее количество музыкального материала, чем входит потом в цикл аналогичен, например, процесс создания «Курских песен», включивших семь номеров из нескольких десятков песен, собранных в период фольклорной экспедиции. Таким образом, замысел сочинения кристаллизуется постепенно и окончательную форму произведение приобретает на завершающем этапе работы. Отбирая и располагая в определенном порядке уже готовые части, композитор принимает во внимание и музыкальные, и текстовые особенности. Музыковед М. Элик отмечает, что в «Патетической оратории» нет ни одной части, где Свиридов не сформировал бы текст Маяковского по-своему. Так, первая часть «Марш» скомпонована из первой строфы стихотворения Маяковского «Левый марш» и пяти строф без последней, шестой стихотворение «Наш марш». Во второй части оратории — «Рассказе о бегстве генерала Врангеля» использовано начало шестнадцатой главы поэмы «Хорошо!

На эти стихи «наложены» строки молитвы — «Ныне отпущаещи раба твоего…», что создаёт монтажную композицию. Возможно, что идея сочетания рассказа и заупокойной молитвы возникла у Свиридова под влиянием другого произведения Маяковского — поэмы «Война и мир», в третьей части которой поэт использует этот прием, включая в стихи нотные строчки с подтекстованной молитвой. Для третьей части — «Героям Перекопской битвы» композитор берет три из шести строф стихотворения «Последняя страничка гражданской войны» с заменой текста в некоторых строфах. Замысел подобной работы направлен на укрупнение и обобщение образов без фиксации внимания на отдельных деталях. В тексты следующих трех частей композитор вносит лишь небольшие изменения. Четвертая часть — «Наша земля» составлена из последних разделов тринадцатой, четырнадцатой и пятнадцатой глав поэмы «Хорошо! В основе пятой части — «Здесь будет город-сад! Шестая часть — «Разговор с товарищем Лениным» стихотворение Маяковского носит то же название , композитор не использует три строфы, «уходя» от деталей и заканчивая текст на его кульминационной строфе. Для седьмой части — «Солнце и поэт» взяты начало и конец «Необычайного приключения, бывшего с Владимиром Маяковским летом на даче». Основное содержание стихотворения — «приглашение» и «чаепитие» с Солнцем не вошло в текст оратории.

Всей этой работой с текстом композитор добивается большей компактности и укрупнения главной мысли сочинения [20, с.

Бесселя и Ко ; Стаффорда, «История музыки» в переводе Е. Воронова, Спб. Брокгауз, И. Ефрон Энциклопедический словарь. Экзамен он сдавал вроде как в один день или почти в один день с Моцартом. Когда в первый раз слушал Березовского, подумал что очень похоже на Моцарта. Видно мода была такая. А так да, круть. Почему все хвалят итальянцев, немцев?

Ведь наши же нисколько не хуже! Это надо видеть и слышать! Удивительные Перуанские инструменты слизал с просторов тырнету Александра Пахмутова. Сегодня ей исполнилось 92 года! В Волгограде есть необычный памятник. Это маленькая девочка, играющая на аккордеоне. Он поставлен реальной девочке, которая ездила в госпиталь к бойцам, раненным во время Сталинградской битвы, и часами играла им. Девочке было тогда 13 лет, но выглядела она лет на 9. Аккордеон был большой и тяжелый. Но бойцы очень любили ее концерты, и каждый день ждали их.

Поэтому девочка снова шла пешком в госпиталь с тяжелым аккордеоном, чтобы скрасить бойцам госпитальные дни, наполненные страданиями. Звали эту девочку — Александра Пахмутова. Агнета и Фрида Вечерний Санкт-Петербург под сверхшироким углом: атмосферная прогулка по красивому городу, лето 2021 Показываю в видео, как выглядит вечерний Санкт-Петербург под «сверхшироким углом»: съемка на ultrawide-камеру с углом обзора 120 градусов в кадр помещается почти всё, что вы могли бы увидеть своими глазами. Вас ждет атмосферная прогулка по красивому и утонченному городу. С днем рождения, радуй почаще своими композициями. Первый гибридный автомобиль Машину разработал Гэри Е. Для запуска в производство нашёл инвестора в лице Эмиля Роже, который специально под это дело основал Roger Mechanical Carriage, но не потянул расходы и обанкротился. Успели частично собрать одну машину, которую в 90-е нашёл и достроил Робин Лодер. Для меня тут большим открытием было существование Тойоты Приус. XD Приходите к нам.

Версия для музыкантов. Сегодня человеку с большим сердцем и всемирно известному певцу Джорджу Майклу исполнилось бы 57 лет Он втайне перечислял миллионы на лечение больных, анонимно работал в приюте для бездомных, давал бесплатные концерты и жертвовал деньги случайным людям. А ещё он был потрясающим музыкантом, чьи песни переживут поколения. Одна из последних фотосессий музыканта в стенах парижской оперы Гарнье перед концертом в 2011 году. О филантропии Джорджа Майкла «Подлинная благотворительность требует умения держаться в тени и не давать нуждающемуся в помощи почувствовать себя ниже своего благодетеля, и это скрытое самопожертвование полно особенной сладости. Он тайно помогал тем, кто испытал несчастье. Он спас тысячи детей, перечисляя доходы на детскую горячую линию от своей песни «Jesus To A Child». Он перечислил деньги из своего сингла «Last Christmas» на благотворительность, которая помогает голодным в Эфиопии. Однажды в кафе он заметил женщину, которая плакала из-за ее долгов, тогда он попросил официанта дать ей чек на 25. Во время благотворительной передачи «Кто хочет быть миллионером?

Джордж был анонимным спонсором фонда Lake Fight Fund, занимающегося спасением озёр от загрязнений. После смерти от рака его матери он дал бесплатный концерт для медсестер онкологической клиники, ухаживавших за его мамой. Сообщения от разных людей: Emilyne Mondo: «Джордж Майкл работал анонимно в приюте для бездомных, где я была волонтером. Я никогда об этом не рассказывала, так как он просил этого не делать». Gary Parker: «Также много жертвовал африканской благотворительной организации, обеспечивающей детей стоматологической помощью — более 100 000 фунтов каждое лето». Миллионы фунтов и всегда на анонимной основе. Sali Hughes: «Когда-то очень давно я написала об одной знаменитости, с которой я работала, давшей официантке чаевые в размере 5000 фунтов, поскольку она училась тогда на медсестру и задолжала за учебу. Это был Джордж Майкл». David Walliams: «Сейчас появляется множество историй о легендарной щедрости Джорджа Майкла. Когда я переплыл Ла-Манш, он перечислил спортивной организации Sportrelief 50000 фунтов».

Ведущий телеигры «Deal or no deal», Richard Osman: «На нашем шоу одна женщина сказала, что ей требуется 15000 фунтов для процедуры экстракорпорального оплодотворения. Джордж Майкл тайно позвонил на следующий день и дал ей эти 15 тысяч». Esther Rantzen, президент благотворительной детской ассоциации Childline: «Я думаю, все очень хорошо помнят песни группы Wham! Но для британских детей Джордж Майкл значит еще больше. В течение многих лет он был филантропом и невероятно щедрым. Он постоянно давал детям деньги, но при этом условием было то, что я никогда не должна была сообщать о его щедрости публично». После себя я оставлю музыку и песни. Известно, что Булгаков часто ходил в Большой, чтобы послушать «Фауста». Эта опера всегда поднимала ему настроение. Особенно ему был близок образ самого Фауста.

Но однажды Булгаков вернулся из театра мрачный, в состоянии тяжелейшей депрессии. Это было связано с произведением, над которым писатель недавно начал работать, — пьесой «Батум». Согласившийся написать пьесу о Сталине Булгаков узнал себя в образе Фауста, продавшего душу дьяволу. Дача Булгаковых в Буче, август 1913. В верхнем ряду слева направо: Михаил, его мать, первая жена Татьяна. В 1937 году, в годовщину смерти А. Пушкина, несколько авторов представили пьесы, посвященные поэту. Среди них была и пьеса М.

Развитие русской музыкальной культуры в эпоху Петра I | Шакирова Гульнара Марсовна. Работа №300468

Духовный концерт — это музыкальное произведение, которое создано для того, чтобы передать духовное послание. Автором духовного концерта может быть как композитор, так и автор текстов. Жанр духовного хорового концерта зародился во Фландрии и Франции IX века, но окончательно сформировался в Венеции XI века, и его основоположником являлся Адриан Вилларт. Он писал псалмы, мотеты, мессы для многоголосных хоров, основанные на григорианском хорале. АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ КАСТАЛЬСКИЙ (1856–1926), русский композитор, хоровой дирижер, исследователь русского музыкального фольклора; один из инициаторов т.н. «нового направления» в русской духовной музыке конца 19 – начала 20 вв. Духовный концерт появился в XVIII веке. Самые известные создатели русских хоровых концертов – Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский. ответ: Березовский. Но традиция духовного концерта жива и ныне. По окончании Литургии хор часто исполняет современный псалом «Слава Богу за всё», в котором некий «мудрый и опытный старец» ласково учит, что все мы находимся под присмотром у Бога, и следует доверить Ему свою жизнь. Дан 1 ответ. Основатель русского духовного концерта является Березовский.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий