Для основной части выступления характерно

Готовясь к выступлению, ритор должен продумать, каким методом он будет пользоваться при изложении главной части, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует для привлечения внимания слушателей. Выделяют 3 уровня ораторского искусства 1. Владение материалом («что говорить»). Грамотность речи. Конечно, нельзя дать универсальных рекомендаций по составлению структуры основной части публичного выступления. Структура основной части зависит от вашей темы и жанра, ваших целей, выделенного времени и многих других нюансов. смысловых типов речи, которые будут рассмотрены во второй части нашей книги, а здесь охарактеризуем лишь некоторые из них.

Структура и функции основной части выступления

Актуальность и принципы построения успешного публичного выступления 3.2. основная часть выступления. Суть методического мастерства выступающего во многом заключается в выявлении главной идеи и соответствующей организации материала в расчете на определенный состав слушателей.
Публичная речь Выступление, как правило, состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Успех выступления в значительной степени зависит от его первых фраз.
Структура публичного выступления - понятие, задачи и функции публичного выступления Основная часть публичного выступления является его самым важным элементом, поскольку в ее рамках оратор излагает свои основные идеи и мысли, приводит аргументы в защиту своей позиции по данному вопросу и оценивает другие точки зрения.

Урок 2. План выступления

Учителю необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Заключительная часть. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Довольно часто мы бываем свидетелями того, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произносит заключительных слов. Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно оправдывться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить, что они, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного, и слушатели потратили время напрасно.

Этого не следует делать. Каким же должно быть заключение? Рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления. Итак, подготовка публичного выступления и написание текста речи завершены, остался 1 вечер до начала выступления. Психологи предполагают, что каждый педагог перед встречей с аудиторией со слушателями должен подготовить себя к этому как морально, так и физически.

Например, ни один нечестный человек не будет избран старостой, Х — нечестный человек, следовательно, Х не будет избран старостой. Косвенное доказательство заключается в том, что оратор обосновывает ложность противоположного тезиса. Во-первых, это делается или методом доказательства от противного, или методом исключения алиби. Метод доказательства от противного часто используется в науке. Метод исключения часто используется в судебной практике.

В этом случае истинность тезиса доказывается путём выявления ложности всех возможных альтернатив. В связи с этим распространены методы опровержения тезисов. Наиболее простой и надёжный способ — это опровержение ложного тезиса фактами. Во-вторых, подвергаются критике аргументы противника, в результате рушится вся система доказательства, в-третьих, обосновывается нелогичность вывода противника из ложного тезиса. Способы доказательства и аргументы подробно рассмотрены в книгах А.

Михальской «Основы риторики», Е. Ножина «Мастерство устного выступления». Процесс подготовки выступления включает несколько стадий: подготовка материала, формулировка темы, составление плана, словесное оформление речи, репетиция, собственно выступление, исправление речи. Каждый из этих этапов связан с предыдущим и последующим. Осуществление того и другого из них выливается в опыт ораторской деятельности и речевое мастерство.

Публичное выступление требует большой подготовки. Вдохновение приходит и уходит, но для того, чтобы речь была эффективной, она, в конечном счёте, должна быть речью выступающего, и только его. С этой целью необходимо выделить достаточное количество времени на подготовку публицистического вступления. То, что годится для одного оратора, не подойдёт для другого. Мы можем отметить наиболее существенные правила подготовки публицистического выступления.

Прежде чем что-либо писать, познакомьтесь в общих чертах с тем, что есть на эту тему в специальной литературе. Затем необходимо собраться с мыслями и изложить всё прочитанное в общих чертах, придерживаясь избранной темы выступления. Эффективного выступления не получится, если оно посвящено чему-нибудь и излагается как-нибудь. Оно должно быть целенаправленным, чтобы до слушателей дошла главная мысль оратора. Можно составить несколько вариантов плана, затем выбрать из них оптимальный вариант и написать в соответствии с ним речь.

При редактировании текста речи следует оставить в нём эффект разговорности языка и ритмичности. Если речь будет подготовлена без текста, тогда следует заучить план и ключевые предложения из каждой части. Следует помнить план выступления, так как при произнесении речи это поможет логично выстроить речь и удержать внимание слушателей. Для достижения максимального воздействия на слушателей сконцентрируйте своё внимание на вступлении и заключении. Произнесение речей по памяти требует большой тренировки.

Однако при любом подходе выступление должно быть интересно, прежде всего, самому говорящему, так как нельзя привлечь внимание аудитории к слову, которое не имеет значение для самого оратора. Необходимо придать значение всему, что произносится. Главный психологический настрой заключается в установке на то, что сообщение ново и интересно для слушателя. Следует сказать себе: «Я знаю то, чего не знают остальные, и я скажу им это». Тогда возникнет эффект важности произносимой речи.

При подготовке к выступлению необходимо пользоваться рядом рекомендаций, которые выработала риторика: выбирайте тему, связанную с вашим личным опытом; тема должна быть интересна вам и вашим слушателям; речь должна соответствовать конкретной теме. Ответьте себе на вопрос перед выступлением: вы желаете что-то описать, рассказать, доказать, убедить. Изложите своё намерение перед слушателем в начале речи. Это поможет сформировать цель восприятия речи, сделать присутствие слушателей осмысленным. Для подготовки речи используйте не один, несколько источников, дополните свои впечатления, мнениями других авторов.

Однако при этом не стоит перегружать выступление цитатами. Достаточно перечислить те издания, которые посвящены затрагиваемым вопросам. При построении главной части сделайте всё возможное, чтобы план и вспомогательные данные были ясны и интересны. Организуйте главные идеи в виде конкретного, чёткого плана. Выбрасывайте всё, не имеющее отношение к вашей цели.

Дайте определение непривычных терминов; используйте конкретные примеры, приводите в случае надобности высказывания сведущих лиц, задавайте вопросы. Будьте учтивы и не злоупотребляйте указанным вам вниманием. Цитируйте правильно и не нарушайте доверия при использовании полученной информации. Работа над каждой темой требует обращения к книгам. При чтении помните, что речи привлекают внимание, если в них обнаруживается полнота знания.

Необходим большой запас сведений, из которого можно отобрать нужные факты. Когда собраны минимальные сведения, то слушатель это сразу замечает, и интерес к речи пропадает. Нельзя ограничиваться давно известными сведениями, необходимо их дополнить последними данными. С другой стороны каждый текущий вопрос имеет свою историю, которую тоже необходимо знать. Произведения античных авторов могут быть созвучны нашим сегодняшним проблемам.

Не определяйте ход своих мыслей идеями первого попавшегося автора, дополните их другими мыслями, сопоставьте несколько источников. Особенно публицистические источники имеют тенденцию отобразить мысли одного автора, поэтому опираться на один источник нельзя. Сравнив разные точки зрения, вы сможете изложить вопрос проблемно и тем самым заинтересовать слушателя. Читайте осмысленно. Стремитесь к тому, чтобы изучаемый материал принёс максимальную пользу.

Не уклоняйтесь от главной цели речи, из-за возникшего соблазна интересной информации. Вчитываётесь в статьи и книги в поисках нужной информации. Английский философ Бэкон по этому поводу хорошо сказал, что одни книги можно лишь попробовать, другие проглотить, и, наконец, немногие нужно разжевать и проглотить.

Соответственно, как только агитатор перестает быть коммуникативным лидером, он не справляется со своей задачей. Такая ситуация общения предполагает повышенные требования прежде всего к личности агитатора, ибо «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». Прежде всего, агитатор должен быть яркой личностью, лидером, потому что только в этом случае он сможет кого-то привлечь к себе, а затем и к своей речи. Агитатором может быть только такой человек, который искренне убежден в том, что он поступает правильно, в согласии со своей совестью и что он не пожалеет о том, что агитировал за эту политическую организацию. В противном случае агитатор будет бороться прежде всего со своими внутренними психологическими проблемами и барьерами, что сделает его речь в лучшем случае недостаточно убедительной. Кроме того, агитатор должен хорошо не только знать, но и понимать то, чем и с какой целью занимается та политическая организация, за которую он агитирует, иначе он ничего не сможет толком объяснить, а значит, опять-таки не достигнет цели. И не менее важно, чтобы агитатор владел речью, знал, что, когда, кому и для чего он говорит, умел бы сформулировать и неоднократно переформулировать четко и доступно любую свою мысль. Речевые действия агитатора зависят не только от цели и содержания его речи, но и от той фазы коммуникативной ситуации, в которой происходит общение в данный момент. Основными фазами успешной коммуникации являются - вступление в контакт, - основная часть взаимодействия, - прекращение контакта выход из него. В каждой фазе коммуникации складывается особый уровень взаимодействия между партнерами, который требует своих средств для привлечения и удержания внимания к речи. Прежде всего это, конечно же, само содержание речи. Именно оно должно быть интересным и важным для слушателей, отвечать их потребностям и запросам. Кроме того, сама форма изложения должна быть захватывающей, чтобы внимание не ослабевало. Недаром Квинтилиан подметил: «Кто охотно слушает, тот лучше понимает и легче верит». К специальным средствам привлечения внимания относятся в первую очередь несловесные средства: жесты, мимика, расположение в пространстве, поза человека, его телодвижения, взгляд, звуки голоса, интонация, даже особенности его внешности и одежды. Это тем более важно, потому что чаще всего мы их используем неосознанно и они воспринимаются также на подсознательном уровне. Нужно учесть, что несловесные средства начинают «работать» еще до того, как произнесены первые слова: мы друг друга видим и сразу понимаем, хочется ли вступать с ним в общение, обоюдно ли это желание, кто в каком настроении находится и т. Несловесные средства сопровождают всю нашу речь и часто продолжаются после ее окончания вспомните жесты прощания и соответствующие взгляды. Все это объясняет, почему несловесные средства мы рассматриваем в первую очередь. В первой фазе общения — фазе установления контакта — несловесные средства играют часто определяющую роль. В этой фазе каждому партнеру необходимо преодолеть барьеры незнакомости познакомиться , нейтральности оценить друг друга по возможности положительно и молчания начать говорить. И от того, кто как на кого посмотрит, улыбнется ли, сделает ли шаги навстречу, от того, какими будут жесты и мимика — от всего этого зависит, состоится ли контакт вообще и каким он будет по эмоциональной окраске. В следующих фазах общения несловесные средства в частности, поза, положение в пространстве, мимика и жесты должны постоянно подтверждать внимание и интерес собеседников друг к другу и к речи каждого, но особую роль приобретает голос, его звучание и те интонации, с помощью которых передается отношение говорящего к собеседнику и предмету речи, подчеркиваются наиболее важные ее моменты. В агитационной речи интонация — это одно из важнейших средств убеждения, поэтому ей нужно уделять особое внимание в речи. Привлекает внимание и удерживает его в течение речи также такое специальное средство, как обращение. Например, обращение «товарищ» сейчас будет говорить прежде всего о преклонном возрасте или коммунистических симпатиях того, кто так обратился. В связи с этим становится ясно, что выбор правильного обращения для осуществления коммуникативного контакта — это половина успеха. В других фазах общения обращение подкрепляет, поддерживает взаимодействие и привлекает наибольшее внимание слушателя к той части высказывания, которой предшествовало обращение. Кроме того, обращение по имени — это средство проявления уважения и внимания к собеседнику, что также повышает доверие к говорящему и положительную эмоциональную оценку его личности. Еще одним эффективным средством привлечения внимания и установления контакта является вопрос, который предполагает высокую компетентность того, к кому обращаются, в данной области знаний. И в дальнейшей речи важно время от времени использовать вопросные формы разного плана для создания диалога или хотя бы его видимости. К таким вопросным формам относятся собственно вопросы, вопросно-ответные единства, риторические вопросы и т. Особенно успешно и разнообразно можно использовать вопросно-ответное единство, когда оратор задает вопрос и сам на него отвечает: оно создает ситуацию непринужденного разговора со слушателями. Как и с чем нам бороться? С обстоятельствами, мешающими перестраиваться нашей жизни, с людьми, воплощающими старые, отжившие представления о том, как должно развиваться наше общество... Не стоит пренебрегать и образными средствами речи, тем более что «мы говорим не столько уху, сколько глазу», а значит, наша речь обязательно должна давать пищу воображению — внутреннему зрению. В агитационной речи очень важно не только привлечь внимание, но и обеспечить ощущение общности партнеров. С этой целью мы часто используем обороты, которые подразумевают наше единство воображаемое или реальное в каких-либо вопросах: «Как мы с вами знаем...

Не нанесет ли оно урона школе или братству? Не нанесет ли оно урона мне лично? Подытоживая, необходимо сказать следующее. Вступительные «шаги» важны не сами по себе, а лишь в меру того, насколько они приближают к этой цели. Это не означает, что логические конструкции не входят в другие планы. Суть в том, что некоторые планы по своей общей структуре совпадают с формой единого логического процесса, в то время как другие включают сочетания различных видов рассуждений. Например: Конкретная цель обобщающее заключение : В странах, находящихся под господством России, уже не существует свободных выборов. Главные разделы доводов фактов, ведущих к обобщающему заключению : I. Свободные выборы нельзя проводить в Польше. Свободные выборы нельзя более проводить в Чехословакии. Все недавние попытки организовать свободные выборы в Румынии закончились неудачей. То же самое можно сказать о Болгарии. Свободные выборы не допускаются более в Венгрии. Пока Россия господствовала над Югославией, выборы в этой стране были под контролем России. Задайте себе вопрос; «Что может убедить их пойти на балет? Не следует ли доказывать, что балет—вообще заслуживающее внимания зрелище? Вряд ли. Таким образом, вы напали на план речи. Заключение: Отсюда следует, что представление доставит удовольствие. Основные разделы главной части речи: 1. Малая посылка: Местные детские клубы имеют важное значение для будущего общины. Условия для введения системы чести у нас те же, что и в Юго-Восточном университете. Это было бы обобщением случаев причинной зависимости. Впрочем, весьма часто то или иное положение вещей или совокупность условий принимаются оратором как предполагаемые причины, или следствие, или признак одного или другого, и он переходит к доказыванию их. Например: Конкретная цель заключение силлогизма : Страна идет навстречу другой экономической депрессии. Главные разделы доводов малая посылка : I. Инфляция растет. Обнаруживаются признаки перепроизводства. Кредит весьма разросся. Растут экспортные излишки. В таком изложении доводы приобретают форму энтимемы. Если вы отстаиваете перемены, вам следует доказать, 2 что они удовлетворяют назревшую потребность, ликвидируют зло или решат проблему. Обычно, если вы противостоите предлагаемым изменениям, вы должны доказать, что они не удовлетворят потребности, не исправят зла или не решат вопроса. Выдвинутые им соображения были следующие: I. В него включено два основных вопроса. Но этого было недостаточно. Оратор не продумал проблему до конца. Оратор мог бы подойти к проблеме дедуктивным путем. Таким путем он подошел бы ко всем трем насущным вопросам. Следующий отрывок взят не из речи, а из очерка, написанного одной матерью, не пожелавшей назвать свое имя.

Ошибки ораторов

  • Структура публичного выступления - Курсы ораторского мастерства Спикерклуб-VIP
  • Домашний очаг
  • Виды и особенности публичных выступлений: как подготовиться, основные трудности
  • Особенности публичного выступления

Задачи стоящие перед выступающим способы изложения материала типичные ошибки

В самом общем виде главная цель агитационной речи состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения, поэтому задача агитатора состоит в том, чтобы. – найти то, что изначально объединяет агитатора и агитируемого; – развить и укрепить общее между ними. 3.1. основная часть выступления. Суть методического мастерства, выступающего во многом, заключается в выявлении главной идеи и соответствующей организации материала в расчете на определенный состав слушателей. Официальное публичное выступление означает, что выступление было заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей из объявления, известна тема, о выступающем известно, кто он по профессии, какую занимает должность, откуда он и т. д.

Актуальность и принципы построения успешного публичного выступления

Известно, что в процессе восприятия ораторской речи действует «закон края», то есть лучше запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения. Поэтому рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления. Слушатели должны почувствовать, что сказано все. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние слова призваны усилить эффект выступления: приводятся самые сильные доводы. Нечеткое заключение резко снижает впечатление от даже очень хорошей речи.

Основные идеи сформулируйте четко и кратко. Всем присутствующим должна быть ясна и понятна каждая деталь обобщающего вывода. В конце выступления если позволяет время можно предложить слушателям задать вопросы. Это будет способствовать всплеску нового интереса к выступлению и увеличит, контакт оратора с аудиторией. Заключение обязательно должно быть оптимистичным.

Независимо от содержания речи, в которой может быть много грустных мотивов, в конце оратор должен настроить аудиторию на оптимистический лад. Последний аккорд выступления должен быть жизнеутверждающим. Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то она произносится высоким тоном, эмоционально. Методы изложения материала Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Оратору необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Методы изложения сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях. Очень точно эти методы описаны в учебном пособии Введенской Л. Кратко охарактеризуем основные из них: Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера. Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям.

Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. Чтобы речь была понятной и легко воспринималась аудиторией, оратор использует разнообразные приемы изложения и объяснения. Он может иллюстрировать свое выступление показом таблиц, схем, графиков, чертежей, диапозитивов, фотографий и т.

Оратор может использовать различные формы изложения, в числе которых — анализ и синтез. Анализ греч. Синтез — это мысленное соединение в одно целое частей объекта, явления или их признаков, полученных в результате анализа. Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над главной частью следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для утверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию.

Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические — к чувствам. Они бывают сильными, против которых трудно что-либо возразить, и слабыми, легко опровергаемыми. Располагая доводы в своей речи определенным образом, оратор должен иметь в виду, что самые сильные доводы, как правило, используются в конце рассуждения. Как бы ни было интересно выступление, внимание со временем притупляется, и человек перестает слушать. Поэтому выступающему важно не только знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей, но и заранее планировать их при работе над структурой главной части речи, правильно определить, какой прием использовать в том или ином месте.

Глава 4. Типичные ошибки Каждому оратору следует иметь представление и о возможных недостатках в композиции публичного выступления, чтобы избежать их при подготовке. Основная из них — нарушение логической последовательности в изложении материала. К недостаткам композиции относится также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем. Оратору не следует освещать много вопросов в своем выступлении.

Это утомляет слушателей, лишает оратора возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые им проблемы. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3-4 вопросов. Публичное выступление не должно содержать фактов, примеров и т. Необходимо, чтобы речь оратора была экономной и краткой. Но краткость речи, по мнению специалистов, состоит не в краткости времени, в течение которого она произносится, а в отсутствии в ней всего лишнего.

Выступление может продолжаться часами и быть кратким, информативным, иногда же речь звучит всего несколько минут, а слушателям кажется длинной и утомительной. К недостаткам композиции относится и шаблонное, трафаретное построение речи. Типовые ситуации в ораторском выступлении порождают типовые схемы аргументации. Не все из них в логическом отношении являются верными.

В коммуникативном акте-диалоге между матерью и дочерью, приехавшими в Москву из пригорода: Дочь: Даже хорошо, что я не поступила в техникум в Москве, а то бы каждый день ездила туда-сюда. Мать: А вечером приезжала бы на бровях. Дочь: А почему на бровях? Мать: Так говорят... В первой беседе с незнакомым или малознакомым человеком не следует использовать тактику: личных вопросов собеседнику. В речевом акте: А. А они усложняют себе жизнь, портят друг другу кровь... В этих типах речевых сообщений используется кодифицированная речь: лекция. В этом жанре письменного сообщения преобладает функционально-смысловой тип речи — описание: рецепт приготовления торта. В этом типе речевых сообщений преобладает эмоциональный материал: рекламный текст. В этом типе текста излагаются события, развиваются действия, есть сюжет, персонажи, диалоги: повествование.

Цель вашей речи — устранить барьеры в головах слушателей, а противоречия в нём наоборот добавляют их. Есть две основные структуры выступления: линейная и иерархическая. О том, как и для чего применять иерархическую структуру, мы рассказываем в нашем блоге , а сейчас речь пойдёт о линейной. Линейная структура — это классический вопрос-ответ, где вопрос — это главная проблема выступления, а ответ — план её решения. Если представлять себе историю, то в самом её начале будет антагонист, который создает проблему, а позже появится главный герой и его план для победы добра над злом. Линейная структура 6П отлично подойдёт, когда до выступления катастрофически мало времени. На курсе она готовилась к выступлению в Школе малого бизнеса Ларёк. Что не так? Нужна для того, чтобы приковать внимание аудитории и сфокусировать на теме. Малый бизнес может потерять продажи. Например, Таня сформулировала такую проблему: 2П — Причина. Почему это происходит? Часто блок с причинами проблемы пропускают.

Примерная модель индуктивного построения основной части следующая: Конкретный материал по теме факты, примеры, рассказ о случаях и т. Общетеоретическое положение, выводимое из частных положений, определяющее тему и основную мысль выступления. Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какое-то положение, а потом на частных примерах разъясняет его смысл, показывает состоятельность и т. Примерная модель дедуктивного построения основной части следующая: Общетеоретическое положение, определяющее тему выступления. Конкретный материал по теме факты, примеры, рассказ о случаях, рассуждения о частностях, деталях и т. Метод аналогии — сопоставление сравнение различных явлений, событий, фактов. Параллель нужно проводить с тем, что хорошо известно слушателям. Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы. При концентрическом подходе изложение строится вокруг единого центра, которым является заявленная на обсуждение проблема. Характеризуется постоянным возвращением к проблеме путём последовательного углубления и развития выдвинутого ранее положения. Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим, без явного возвращения к уже рассмотренным. Широко используется в академическом и социально-политическом красноречии, когда в выступлении рассматриваются несколько вопросов, иногда даже не взаимосвязанных. При этом оратор нередко объявляет план выступления. Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности. Типичные недостатки композиции основной части композиционные ошибки Следует обратить внимание на типичные недостатки композиции, которые нужно избегать при подготовке выступления: Нарушение логической последовательности в изложении материала ассоциативный тип построения речи, «Лоскутное одеяло» и др. Перегрузка текста теоретическими рассуждениями. Отсутствие доказательности основных положений. Обилие затронутых вопросов и проблем. Оратору не следует освещать много вопросов в своём выступлении. Это лишает возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые проблемы, кроме того, утомляет слушателей. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3—4 вопросов. Шаблонное, трафаретное построение речи.

Глава XII ПЛАН АГИТАЦИОННОЙ РЕЧИ

Чтобы аудитория хорошо воспринимала содержание речи, запоминала прослушанное, в главной части выступления оратору важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Как правило, публичное выступление имеет классическую трехчастную структуру: вступление, основная часть, включающая аргументацию, и вывод или заключение. Вступительная часть очень важна: она мотивирует слушателей обратить внимание на высказывание докладчика. 6. Публичное выступление может располагаться в соответствии с двумя основными способами рассуждения: дедуктивным и индуктвным. При дедуктивном принципе с самого начала дается сформулированный тезис, который затем и доказывается в ходе всей речи.

«Риторический канон»

Меня зовут Сергей Гаврилов, я партнёр студии коммуникаций BEsmart и тренер по выступлениям и дебатам. В этой статье дам короткую инструкцию, как быстрее всего подготовить любую речь. Для этого: покажу, что хорошая структура — это большая часть вашего выступления; расскажу, как с помощью структуры 6П за 10 минут команды Doing Great Agency и Додо Пицца подготовили выступления под свои бизнес-задачи; дам лайфхак, который поможет запомнить длинную речь и не упускать внимание аудитории. Зачем нужна структура выступления? Выступление, в котором просто набросаны тезисы без понятной связи между ними — это рандом: если повезёт, то получится хорошим; не повезёт — тезисы будут противоречить друг другу. Цель вашей речи — устранить барьеры в головах слушателей, а противоречия в нём наоборот добавляют их.

Есть две основные структуры выступления: линейная и иерархическая. О том, как и для чего применять иерархическую структуру, мы рассказываем в нашем блоге , а сейчас речь пойдёт о линейной. Линейная структура — это классический вопрос-ответ, где вопрос — это главная проблема выступления, а ответ — план её решения. Если представлять себе историю, то в самом её начале будет антагонист, который создает проблему, а позже появится главный герой и его план для победы добра над злом. Линейная структура 6П отлично подойдёт, когда до выступления катастрофически мало времени.

На курсе она готовилась к выступлению в Школе малого бизнеса Ларёк. Что не так?

А доступ к интернету тема позволяет использовать для обучения такие сайты, как 4brain. И так далее. Если вы не будете нарушать смысловую последовательность предложений и абзацев тема-рема , а также будете использовать декомпозицию, то сможете построить логичный план вашего выступления. Полученная структура поможет слушателям лучше усвоить вашу речь, понять ваши мысли и убеждения. Обозримость плана речи и удержание внимания При наличии взаимосвязанных частей структуры выступления обеспечивается плавность перехода от одной части к другой. Однако для составления хорошего плана речи одного этого недостаточно. Разрабатывая структуру, важно подумать о возможности эффективного воздействия на слушателя, для чего необходимо сделать план обозримым, простым для восприятия, и добавить в него особые акценты.

Хайнц Леммерман в своей книге называет истинным красноречием умение сказать все, что необходимо, но сказать только то, что необходимо. Это важно, чтобы не перегрузить драгоценное внимание слушателей, растекаясь мысью по древу, злоупотребляя избыточной информацией. Более того, самые важные вещи нужно сказать в момент наибольшей концентрации внимания слушателей. Смысловая насыщенность речи в разных частях выступления не должна быть одинаковой, для чего важно делать смысловые передышки. Нужно менять манеру речи, то насыщая ее информацией, то позволяя слушателям расслабить внимание на менее насыщенных отрезках выступления. Ни в коем случае нельзя нагружать каждое предложение. Также в следующем уроке будут показаны некоторые приемы, помогающие добиться максимального внимания и интереса слушателей в наиболее важных частях публичной речи кульминации. Обратите внимание на то, что уже в самом плане важно выбрать наиболее значимые места и подумать, как правильно сделать акцент на них. Разумным будет сначала поднять определенную проблему, и постепенно нагнетая напряжение и интерес слушателей, добавляя различные аспекты, в момент максимальной концентрации внимания аудитории предложить ваше оригинальное решение этой проблемы.

Таким образом, важно качественно планировать свое выступление, сознательно балансируя между лаконичностью мысли и достаточной информационной нагрузкой речи. Введение, главная часть и заключение В плане абсолютно любого выступления должны отчетливо вычленяться введение и заключение. Без них структура публичной речи теряет красоту и, отчасти, логику. Сложно себе представить хорошего преподавателя, который пришел на лекцию и с порога сразу стал писать на доске уравнения, комментируя записи объяснением методов решения, а закончив с уравнениями, просто замолчал и ушел. Введение и заключение призваны обрамлять речь оратора, во-первых, позволяя слушателям понять, о какой проблеме будет идти речь в выступлении, и во-вторых, осознать, к каким выводам в результате пришел автор сказанного. Хайнц Леммерман предлагает в любой речи соблюдать правило трех частей: введение, главная часть и заключение. Рассмотрим каждую часть отдельно. Введение Во введении оратор должен ответить своим слушателям на такие ключевые вопросы, как «о чем и зачем я говорю? Обозначив предмет выступления и сразу поставив перед собой и слушателями цель, вы помогаете аудитории настроиться на вашу волну.

Говорите уверенно, заинтригуйте слушателей. Говорите по существу. Если предложение из 10 слов можно сократить до 5 — сделайте это. Сколько тем поднимать в основной части?

Основной план пишется для слушателей и объявляется в начале выступления или иного вида информационного сообщения. Начало, развёртывание и завершение речи. Для успешного публичного выступления нужно подумать, как расположить собранный материал, в какой последовательности его излагать, какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь — одним словом, какую выбрать композицию речи. Слово «композиция» восходит к латинскому composition, означающему «составление, сочинение». В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Когда говорят только о последовательности компонентов речи, пользуются термином архитектоника. В отличие от композиции, архитектоника статична, не связана со временем, а динамичность реализуется в композиции речи, в логике развития темы, в течении мысли оратора. Композиции придают большое значение, называя её искусством. Искусство композиции проявляется как в продуманном расположении частей текста выступления, так и в приёмах перевода аудитории на чужую точку зрения. Не существует универсальных правил построения публичного выступления. Тема, цель, задачи, стоящие перед оратором, и состав аудитории определяют общие принципы композиции: 1 принцип последовательности последующее должно вытекать из предшествующего и быть с ним соотносимо ; 2 принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов должны постепенно нарастать, самые сильные в конце рассуждения ; 3 принцип органического единства изложение должно вытекать из самого материала и намерений оратора ; 4 принцип экономии достижение поставленной цели рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Представления о композиции речи сводятся к наличию в ней начала, развёртывания и завершения, или вступления, основной части и заключения. Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию. Во вступлении подчёркивается актуальность темы, значение её для данной аудитории, кратко излагается история вопроса, формулируется цель выступления.

Во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. К распространённым приёмам привлечения внимания аудитории относятся интересные примеры, пословицы и поговорки, крылатые выражения, юмористические замечания, цитаты допускается и парадоксальное цитирование , рассказ о каких-либо значительных событиях, риторические вопросы и др. Каждое выступление требует своего, особого, начала в зависимости от темы, вида речи, состава аудитории, степени подготовленности и эмоционального настроя самого оратора. Наиболее ответственной является основная часть ораторской речи, в которой излагается суть вопроса, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность. В этой части выступления необходимо соблюдать логическую последовательность и стройность изложения материала, используя соответствующий метод преподнесения материала. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в риторических пособиях, активно используются ораторами.

Виды публичных выступлений

  • Виды устных публичных выступлений — МегаЛекции
  • 2.1. Структура и сущность публичных выступлений | BookOnLime
  • Учебное пособие для студента
  • Структура публичного выступления
  • Структура публичного выступления — Студопедия.Нет

Основная часть выступления

известную гармонию частей выступления. На самом общем уровне принято выделять три основных. композиционно-логических части всякого выступления: 1. Вступление, или введение. 2. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой. Основная часть публичного выступления является его самым важным элементом, поскольку в ее рамках оратор излагает свои основные идеи и мысли, приводит аргументы в защиту своей позиции по данному вопросу и оценивает другие точки зрения. Например, при выступлении с научным докладом функция основной части — проинформировать, возможно, ещё и убедить. В поздравительной речи функции основной части уже другие – развлечь, поднять настроение, воодушевить. На первую и третью части планируйте примерно по 10-15% времени, на основную – 70-80%. Если собираетесь после выступления ответить на вопросы аудитории – добавьте к третьей части еще 5-10% (острая тема, возможно, потребует больше). Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории.

Основная часть выступления

Далее: «Однако мало кому известен тот факт об И. Это интрига. Тостующий вдруг вводит в свою речь резкий поворот. Вступление закончилось. В этот момент гости откладывают вилку с котлетой, притихают и слушают, что же будет далее… «Однажды Иван Сергеевич отправился в далекую командировку. Это был сибирский город с типичным суровым климатом…» Начинается основная часть, где звучит история про И. Важно, что эта история рассказывается не просто так, а для того, чтобы показать какую-то сторону личности именинника, показать какое-то из его качеств. Эта история может быть рассказана как с юмором, так и с драмой, но важно, что она является центральной частью, главной мыслью, вокруг которой строится тост.

Это и есть основа речи, в которой спикер раскрывает ключевые моменты, развивает свою мысль, приводит аргументы и т. В конце истории тостующий говорит: «И именно благодаря обостренному чувству справедливости, которым наделен наш Иван Сергеевич, все закончилось благополучно». Основная часть заканчивается, начинается переход к заключению, где дается резюме: «Хочу пожелать нам всем учиться у Иван Сергеевича этой справедливости и рассудительности, а ему желаю и впредь не терять остроты реакции и держать угол». И призыв к действию как конечная точка: «Так выпьем же за нашего именинника! Аудитория следует за призывом к действию. То же самое может быть и у вас, когда вы: привлекли внимание, установили контакт и подвели к основной теме своей речи вступление ; рассказали суть, привели доводы и раскрыли содержание с выводами основная часть ; резюмировали сказанное и побудили к действию заключение. Базовая структура состоит из 4-х пунктов: Удивите аудиторию.

Поделитесь любопытным фактом или расскажите короткую историю. Приведите статистические данные, представленные в презентации в виде наглядных схем и графиков. Зрители должны слушать вас, а не отвлекаться на смартфоны.

Третье требование к композиции - экономия средств: достичь цели выступления за минимальное время, привлекая лишь самый необходимый материал. Способ изложения темы зависит от ее содержания, цели выступления, вкуса оратора, специфики аудитории и других факторов. Здесь все дело в фантазии, вкусе, общей культуре оратора, который должен руководствоваться двумя принципами: 1.

Минимальными средствами донести до слушателей основную идею выступления. Держать всё время слушателей в напряжении. Существуют следующие основные способы изложения: 1 ступенчатый - материал очередного вопроса базируется на предыдущем; 2 концентрический - рассмотрение данного явления со всех сторон; 3 спиральный - переход от общего, относительно поверхностного изложения вопроса к повторному, более детальному и глубокому анализу; 4 хронологический - рассмотрение процесса или явления в становлении; 5 логический - системно-структурный подход к явлению, без обращения к его истории; 6 дедуктивный - переход от общих положений к конкретной ситуации и вывод на основе этого; 7 индуктивный - переход от анализа фактов, явлений к обобщениям; 8 сравнение, сопоставление явлений, процессов или событий; 9 анализ проблемы. На практике эти способы изложения материала переплетаются, определяя композицию конкретного выступления. Монолог оратора легче воспринимается, если в нём используются различные приемы ведения речи: обзор, описание, информация, пересказ, повествование, характеристика, размышление, пример, цитирование, обоснование и т. Эти композиционные приемы различаются манерой и темпом речи, ее стилистической и эмоциональной окраской, глубиной изложения, характером связи с аудиторией.

Особенно ценны те приемы изложения, которые способствуют непосредственному взаимодействию со слушателями: прямые и риторические вопросы; обращение к собравшимся; вопросно-ответный ход, когда оратор задает вопросы, на которые сам же отвечает. Интересен прием диалогизации, при котором выступающий имитирует диалог с воображаемым оппонентом: "Мне могут возразить... Хотя композиция выступления и приемы изложения материала продумываются заранее, надо быть готовым к тому, что в реальной ситуации, возможно, придется отказаться от домашних заготовок и ориентироваться на состояние слушателей: задать вопрос, привести пример и т. Один из показателей удачного построения выступления - сам характер материала. Если, к примеру, оратор говорит о чем-то совершенно новом для слушателей, такую речь будет трудно воспринимать и осмыслить. Сплошные теоретические выкладки утомляют слушателей, а выступление, перегруженное фактами, по словам Д.

Менделеева который был замечательным лектором, много размышлял и даже экспериментировал в области ораторского искусства , напоминает костер, до того заваленный дровами, что он начинает затухать. Бывает, что выступающий все время "бьет по чувствам" собравшихся и в конце концов начинает их раздражать. Тот же, кто вовсе забывает, что перед ним живые люди и демонстрирует строго рациональный подход к проблеме, может вызвать неприязнь и скуку. Следует иметь чувство меры и при подборе фактов, примеров, направленности выводов. Негативная информация вызывает пессимистическое настроение, а одна лишь позитивная - недоверие слушателей. Гнеденко "Научно-технический процесс и математика".

Ораторское искусство лектора. Одним словом, важно соблюдать композиционную соразмерность материала: разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении. Заключение придает завершенность повествованию. В нём делается обобщение сказанного, формулируются частные и общие выводы. Самые распространенные композиционные недочеты выступления: 1 нет вступления или оно слишком затянуто; 2 изложение не подчинено главной идее; 3 непоследовательно или неинтересно построено изложение; 4 используется всего один-два приема изложения; 5 несоразмерность материала выступления; 6 нет заключения или, наоборот, оратор никак не может остановиться, время от времени обнадеживая слушателей словами: "Заканчивая свое выступление... Окончательный план отражает внутреннюю структуру выступления, а композиция - его воплощение в написанной или прозвучавшей речи.

Работа над текстом выступления Известный русский судебный оратор П. Пороховщиков П. Сергеич считал, что "не исписав... Работа над текстом необходима, если оратор неопытен или ему предстоит сложное выступление. Письменный текст позволяет упорядочить материал и лучше усвоить его, поработать над выразительностью речи. Это третий этап подготовки выступления.

К написанию текста следует приступать, когда собран весь материал и составлен окончательный план выступления. При этом план и рассыпной конспект выполняют ту же роль, что для строителя чертеж дома и его блоки. Работая над текстом выступления, используйте слова и обороты устной речи. Да-да, устной, так как в аудитории вам предстоит говорить, а не читать. Вот и нужно писать текст так, чтобы каждая фраза отлично воспринималась на слух. Начинайте писать текст с введения в тему.

Зная будущих слушателей, нетрудно представить, как их лучше подвести к теме. Далее следует продумать и записать фразы, позволяющие перейти к основной части выступления. Проявите изобретательность в использовании различных приемов ведения речи! При этом обращайтесь мысленно к своей аудитории, старайтесь выбрать такое изложение, которое ее заинтересует, и тот стиль речи, который наилучшим образом соответствует теме выступления и характеру аудитории. Еще раз продумайте, какие цифры, примеры, цитаты следует привести для яркого и убедительного раскрытия основной идеи выступления, как их подать. Обратите внимание на связки - продумывайте переходы от одной части к другой, к заключительной части выступления.

В заключении информационного выступления обычно подводят итог сказанному, делают выводы или кратко повторяют материал. А в агитационных речах перед слушателями ставятся конкретные задачи или обращаются к ним с призывом; Завершить выступление помогает концовка - пожелание слушателям, яркая цитата, в которой звучит основная мысль выступления, афористичное высказывание и т. Хорошо воспринимаются и запоминаются выступления, в которых зачин первые фразы связан с концовкой - это так называемая рамочная структура выступления.. Возможно и юмористическое окончание выступления. Вот пример, который приводит П. Доклад на тему "День в Конгрессе" был завершен такой шуткой: "Невзирая на всю сложность и несовершенства, Конгресс вполне доступен для непосредственного наблюдения, и в конце концов он таков, каким его создал народ.

Не следует приходить в отчаяние от одного высказывания бывшего капеллана сената США Хэйла. Кто-то спросил его: "Доктор Хэйл, а вы молитесь за сенат? Юмористическая концовка хороша в том случае, если она подготовлена общей тональностью выступления и приводится не "для юмора", а для того, чтобы лучше донести "соль" всей речи. Пример неудачного заключения - банальные общие фразы, ради которых не стоило бы и собирать аудиторию, так как это и так всем известно. Как выступать без текста Подготовку выступления завершит усвоение материала. На этом этапе окончательно отработанный текст следует прочитать несколько раз, чтобы запомнить логику развития темы и подобрать верную интонацию.

Не надо стараться выучить текст наизусть, иначе возникнет соблазн воспроизвести его дословно, и выступающий будет выглядеть неестественно. Достаточно лишь помнить, что за чем предполагается говорить. Напомнить о последовательности изложения может развернутый план выступления. Он строится по образцу планов школьных сочинений вопросы, подвопросы и т. Эту "бумажку" слушатели всегда простят оратору. На листки того же формата выписывается необходимый вспомогательный материал: цитаты, примеры, цифры.

Все это аккуратно складывается в планшет для выступления. Развернутый план должен все время быть перед глазами, а вспомогательный материал - появляться в подходящий момент. Соответствующие пометки в развернутом плане напомнят выступающему, когда следует показать слайд или таблицу, привести цифру или прочитать цитату. Можно написать тезисный план, состоящий из утверждений по каждому вопросу, которые записываются на карточках. Этими карточками можно воспользоваться во время выступления. Не затруднит контакт с аудиторией и конспект из ключевых слов и фраз.

Для того чтобы лучше запомнить материал и спокойно выступать без текста, Р. Хофф советует выписать основные положения в нужной последовательности, затем на другом листе каждое положение проиллюстрировать, соединив их в карту-схему речи.

Что нужно сделать, чтобы его реализовать. Можно предположить, что изложение по такой схеме, сделанное увлеченно, грамотно, живым языком, вызовет встречный энтузиазм.

С подбора материала по предварительному плану начинается непосредственная подготовка к выступлению. Основное содержание делового выступления обычно составляют собственные соображения по проблеме. Но нередко приходится привлекать газеты, книги, журналы, документы. Можно использовать и информацию о деятельности других фирм, ссылаться на опыт отечественных и зарубежных партнеров.

Подобрав литературные источники, не спешите делать выписки из того, что ближе под рукой. Рекомендуем следующие этапы работы с литературой. Его итог - список литературы. Досконально проработать всю имеющуюся литературу по теме невозможно, да и не нужно.

Чтобы отобрать самые подходящие книги, следует познакомиться с их аннотациями, прочитать предисловие, просмотреть оглавление, первую и последнюю главы, обратить внимание на язык изложения. Составление списка литературы поможет потом делать ссылки. Его итог - разметка материала в разных книгах. Это внимательное чтение выбранных книг, чтобы определить, в каком источнике, на каких страницах можно найти нужный материал.

В процессе ознакомления с литературой предварительный план, как правило, уточняется. Разметка материала осуществляется с помощью закладок или другими способами. Его итог- выписки из книг по вопросам предварительного плана. Основополагающие работы по теме выступления рекомендуется проработать полностью, делая выписки.

Выписки из литературных источников не всегда должны быть дословными. Фактографическое конспектирование необходимо, когда важно передать слово в слово содержание постановления, нового закона, рекламной информации и т. Такой материал подразумевает прочтение перед аудиторией. В иных случаях рекомендуются другие виды работы с источниками.

Свободное конспектирование - передача содержания текста своими словами. Оценочное конспектирование - критический разбор содержания, когда наряду с суждениями автора приводятся собственные. При творческом конспектировании мысли автора дополняют, развивают, обобщают. Наконец, лекторское конспектирование - это представление материала на бумаге так, как он будет звучать в аудитории, для чего нужно преобразовать письменную речь в устную.

Владение разными формами работы с источниками необходимо. Ведь все, что говорит оратор, должно быть им "пропущено" через себя. Иначе зачем брать слово? Как собирать материал.

Делать выписки в тетради или на больших листах бумаги неудобно. Появляется новый источник информации статья, книга, наблюдение, разговор с авторитетным человеком и т. Поэтому лучше использовать листы небольшого формата - карточки. Вверху каждого листа записывается, пусть кратко, название вопроса, к которому относится выписка.

Это позволит собрать информацию по одному вопросу из всевозможных источников. При необходимости ее будет легко ввести в компьютер. Ведение записей на карточках требует аккуратности. Не забывайте указать источник информации, а если это цитата - еще и автора.

На каждом листке записывается одна законченная мысль, пример или цитата. Карточки с информацией, относящиеся к одному утверждению, помечаются одинаковой цифрой и разными буквами. Это позволяет всё время дополнять и обновлять материал, выбирать подходящие примеры. Конспект, составленный из отдельных листков, называется рассыпным..

Образец листа рассыпного конспекта представлен на рисунке 4. Образец листа рассыпного конспекта Как нужно использовать вспомогательный материал. Документы, цифры, примеры, цитаты, иллюстрации в виде фотографий, рисунков или схем являются ценным вспомогательным материалом, позволяющим сделать изложение более понятным, наглядным, убедительным, запоминающимся. Но это не значит, что вспомогательного материала должно быть как можно больше.

Цифры и примеры не должны уводить от существа дела. В этом заключается главное правило использования вспомогательного материала - включать в изложение только то, что раскрывает или подтверждает основную мысль. Как подавать цифры. Если цифра необходима для подтверждения какой-нибудь мысли, например о росте частного предпринимательства, саму цифру лучше не называть, а для большей убедительности нужно сравнить число предпринимателей за последние месяцы.

Если цифра приводится ради самой себя, ее нужно округлить, чтобы она легче воспринималась на слух. Для неспециалистов цифру нужно сделать "зримой", то есть показать, что она означает. Например, директор фирмы называет цифру убытков за месяц из-за неуплаты клиентами по договорам. Естественно, сравнивать можно сопоставимые величины.

В этом примере нельзя сравнивать убытки за месяц с квартальным доходом. Выступающий должен быть уверен, что слушатели понимают смысл тех показателей, которые он приводит в цифрах. Нелишне пояснить, что такое инфляция, покупательная способность, потребительская корзина и т. Итак, нельзя выхватить из документа и привести "голую" цифру.

Работа над цифровым материалом не только необходима, но и способна принести удовлетворение и творческую радость оратору и пользу его слушателям. Пример в выступлении. Пример в выступлении должен быть ярким и лаконичным, без лишних деталей. Он может использоваться для иллюстрации сказанного, пояснения сложного материала, в качестве аргумента.

Так, иллюстрацией к утверждению о том, что все приходит с опытом, может быть описание первых шагов в маркетинге ведущего менеджера: его волнение перед первой встречей с клиентом, неудачная презентация услуги, извлеченный опыт и т. Утверждение "в религиозных обрядах есть много психологически оправданных действий" требует пояснения. Примером может служить исповедь, во время которой человек, рассказывая о том, что его тяготит, испытывает облегчение. Многочисленные примеры разных людей, испытывающих затруднение при выступлении перед аудиторией, а затем ставших хорошими ораторами, подтверждают мысль Д.

Карнеги о том, что оратором при желании может стать каждый. Опытные ораторы приводят также шуточные и воображаемые примеры. Например, преподаватель, обучающий будущих лекторов, в своей лекции о взаимоотношении оратора и аудитории сказал: "Вообразите себе состояние взрослых людей, которых принудительно кормят незнакомой и невкусной пищей. Эти люди будут не в лучшем положении, если их заставить слушать то, что им вовсе не нужно".

К каждому выступлению можно подобрать множество примеров.

Кохтев выделил во введении такой компонент композиции речи как начало речи, отметив, что «политическая речь начинается с этикетных формул, «зацепляющих» крючков, для привлечения слушателей» [2, с. Анализ — это мысленное расчленение объектов на их составные части, мысленное выделение в них отдельных признаков. Синтез — это мысленное соединение в целое частей объекта, его признаков. Сравнение — это мысленное установление сходства и различия предметов по существенным и несущественным признакам. Обобщение — это мысленное объединение отдельных предметов в некоторое понятие. Интересной, представляется главная часть композиции публичной политической речи по П.

Главная часть соответствует в его работе тому или иному плану. Сопер отмечает, что планы не являются взаимоисключающими и имеют только ориентировочный характер. Он выделяет 8 планов: 1. Сопер подчёркивает, что «первые четыре плана наиболее употребительны в речах, имеющих целью убедить в вопросах факта; другие, особенно пятый и шестой, чаще применяют в речах с намерением убедить в вопросах, связанных с линией поведения, и последние два — в речах, воодушевляющих и зовущих к действию» [4, с. Наиболее развёрнутое и подробное членение компонентов композиции политической речи представлено в работах Е.

«Риторический канон»

Виды и особенности публичных выступлений: как подготовиться, основные трудности На выстраивание композиции ораторской речи влияют 3 основных фактора: тип презентации, размер аудитории и продолжительность выступления. Базовая структура состоит из 4-х пунктов: Удивите аудиторию.
Основная часть выступления Рекомендации по исполнению Содержание и функции основной части Содержание и функции заключения Общие рекомендации по построению выступления: Типы композиции Вопросы по материалу лекционного курса Практические задания. Тема 3. Типология речей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий