Новости восстановление ленинграда после войны

Достраивали «Пулково» после войны немецкие пленные, обитавшие в авиагородке.

От войны к миру

На площади Восстания снова мирная суета. Приятно видеть такие кадры после подборок со времён блокады. Разбор завалов и восстановление Гостиного двора. Судя по воспоминаниям людей и исторической хронике — строители на снимках никто иные, как немецкие военнопленные. Ещё одно эхо войны — огромное количество неразорвавшихся снарядов и мин. На снимке отряд саперов с собаками-миноискателями в Петродворце. Натреннированные собаки за счёт меньшего веса и обоняния могли обнаруживать мины на глубине 1.

Двор музея-квартиры Пушкина, пострадавший во время войны. Дом Советов на Московской площади. Непривычно видеть его в чистом поле, да? Строительство здания завершилось в 1941 году, во время войны он пострадал не сильно, поэтому уже в 1945 там разместили министерство авиационной промышленности. Ещё одна, сразу бросающаяся в глаза деталь снимков тех лет — улыбающиеся люди. На контрасте со снимками из 80-90х годов их процент просто зашкаливает.

Видно, насколько люди после войны ценят спокойное и мирное время. Снимок сделан на Заячьем острове. Екатерининский дворец в Пушкине пока ещё лежит в руинах. Базар у Кировского универмага рядом с будущей станцией метро "Нарвская". Соляной переулок дожидается своей очереди по приведению в порядок. А улицу Правды решено было после войны реконструировать полностью.

Работы кипят. После войны появился огромный спрос на гражданский общественный транспорт и заводы страны, которые во время войны полностью ориентировались на нужды армии стали делать попытки перестроиться.

Каждый планировал свои маршруты — на работу, учебу, в театр или кино, за хлебом, водой, кипятком, к родственникам и знакомым, учитывая потребности и рассчитывая собственные силы.

А усилий для того, чтобы преодолеть даже небольшое расстояние, требовалось немало. Транспорт не ходил с начала зимы 1941 года и до 15 апреля 1942-го, когда был пущен первый трамвай. Потому человек должен был рассчитывать только на свои силы.

В основном передвигались пешком. На них перевозили вещи, с ними ходили за водой, потому что таскать тяжелые ведра для обессиленных людей было невыносимо. Ослабленных людей на санках везли в больницы, умерших — на кладбища", — сказал Мастридеев.

При этом, по словам Никиты Ломагина, в городе были и места, куда не пускали в принципе, — например, Смольный в тот период в Смольном работало партийное и советское руководство, располагался и штаб Военного совета Ленинградского фронта. Нельзя было пройти без пропуска через линии заграждения, попасть на режимные объекты. Пересечение мостов тоже строго отслеживалось.

На них стояли посты, которые не просто проверяли документы, но и интересовались, куда идет человек и с какой целью. Кто остался в Ленинграде Состав и численность населения Ленинграда тщательно контролировались властями. Для обеспечения внутренней безопасности следили, чтобы в город не смог попасть никто "лишний".

Еще до начала блокады всех, кто пытался приехать в Ленинград, перенаправили дальше в эвакуацию, минуя город. К тому же приняли меры для выселения неблагонадежных людей — их списки были составлены в конце августа 1941 года, рассказал Ломагин. Сберечь до последней крошки.

Как хлеб стал на долгие годы ленинградской святыней Население города за период блокады сократилось в пять раз: с 3,2 млн человек до 650 тыс. Тогда были эвакуированы все, кто не мог участвовать в решении задач по обороне города. Задача была оставить в Ленинграде "лишь то количество населения, которое нужно непосредственно, во-первых, на удовлетворение насущных нужд фронта и флота и, во-вторых, на удовлетворение насущных нужд остающегося населения, и чтобы это население было достаточно мобильно, чтобы в любой момент могло сменить свою профессию на винтовку, оборониться от штурма, потом опять взяться за работу, чтобы оно было мобильное, самодеятельное, а не беспомощное; могущее держать в руках себя и помогать другим в деле организации обороны".

В середине 1942 года, когда в Ленинграде числилось 1,1 млн жителей, было принято волевое решение вывезти из города 300 тыс. Адрес — не дом и не улица Моментального и массового возвращения эвакуированных жителей в Ленинград после снятия блокады не произошло. Во-первых, еще продолжалась война, во-вторых, к вопросу заселения города тоже подходили крайне строго.

Поэтому возвращение далеко не всех ленинградцев состоялось. Оно было растянуто по времени, и в первую очередь завозили рабочую силу — "молодые руки", те, которые будут восстанавливать город", — сказал Никита Ломагин. Вышедшее 12 февраля 1943 года постановление исполкома Ленгорсовета "О въезде и выезде из Ленинграда" требовало согласовывать с властями каждый случай реэвакуации.

Первыми возвращались работники эвакуированных предприятий — некоторые уже в 1943 году, а если люди ехали сами по себе, то для разрешения на въезд должны были указывать причины, довоенный адрес, подтверждать наличие жилплощади и возможность устройства на работу. При этом рассчитывать на заселение в свою довоенную квартиру могли далеко не все. Все было государственное.

То есть не факт, что человек уехал из квартиры и вернется в нее же", — отметил Мастридеев.

Консервация здания требовала выполнения большого объема строительных работ, нужны были лес, кирпич, металл и многие другие материалы. К работам по Большому Петергофскому дворцу привлекли и только что созданный Ремстройтрест Петродворцовского района. Часть подсобных работ была поручена строительным мастерским Дирекции дворцов музеев и парков в городе Петродворце, однако в силу ограниченности ресурсов они почти не принимали участия в первоочередных работах и занимались в основном ремонтными работами для поддержания фонтанной системы в рабочем состоянии. Ремонтно-восстановительные работы начались с того, что были усилены фундаменты, особенно ослабленные в центральной части здания. На отдельных участках, например, от Белой столовой до Куропаточной, фундаменты выкладывали заново, с большими заложением и толщиной подошвы, то же самое было сделано и под южной стеной в центре дворца. В остальных местах фундаменты, выполненные при Растрелли, оказались достаточно мощны и крепки, что позволило обойтись без какого-либо вмешательства. Еще в 1945 г. В дальнейшем эти участки стен, так же, как и дымоходы, были восстановлены в исторических габаритах.

Южный фасад пострадал меньше северного, но и тут имелись серьезные разрушения: в результате артобстрела была обрушена часть западной стены Купеческого зала. Так как центральная часть дворца была сильно разрушена, а северная стена полностью уничтожена взрывом, Е. Казанская разработала проект стены с разбивкой рядов кирпича. В соответствии с основным требованием реставрационного задания максимально сохранялись все внутренние стены, для предотвращения их падения даже закладывали дымовые каналы, ставили подпорки. Некоторые стены были целиком забраны в сплошные железобетонные корсеты-обоймы, скреплены металлическими каркасами из уголков и стальных полос, поверх которых наносили штукатурку. Стена Тронного зала Большого Петергофского дворца. Грекова были разработаны проекты восстановления конструкций крыши и усиления стен дворца. Уклоны скатов крыши определялись по сохранившимся следам штукатурки на дымовых трубах. За один год дворец был подведен под крышу, восстановлены стены, выполнены перекрытия и стропила, установлены металлические фермы над Тронным и Портретным залами и Белой столовой.

Проект конструкций выполнен инженерами П. Ковалевским и Д. Деревянные конструкции крыши главного корпуса дворца выполнены от восточной до западной половины. Достичь таких результатов удалось только благодаря скоординированной, слаженной работе сразу пяти заводов. Основную часть работ выполнял Ремстройтрест г. К 1958 г. Были приведены в порядок сохранившиеся лепные и каменные украшения, кованые ограждения балконов с золочеными накладками. Утраченные украшения, ограждение центрального балкона вместе с гранитной плитой, центральная ваза на крыше и завершения куполов с главками и причудливым барочным выколотным декором воссозданы с максимальным приближением к историческому виду, известному по архивным фотографиям. Большой проблемой для реставраторов явилось восстановление карниза здания.

Во времена архитектора Растрелли карниз был выполнен из трех рядов известняка: профилированные плиты вырезали из мягкого камня, добываемого из карьера, а потом выдерживали некоторое время под навесом на воздухе, чтобы они набрали твердость и прочность. Повторение карниза в том же материале оказалось невозможным из-за отсутствия действующих карьеров по добыче мягкого известняка. Использовать старые плиты для переделки было недопустимо, поскольку камень крошился. Анализ профилей карнизных плит на разных участках фасадов показал, что оригинальные известняковые плиты изготовлены разными бригадами каменщиков, кроме того, профили менялись в процессе изнашивания шаблонов во время работы, но все их можно было свести к двум типам. Было решено отливать цементные плиты с закладкой арматуры. Плиты выполнялись с таким расчетом, чтобы большой вынос карниза уравновешивался за счет заведения тыльной части плит на всю толщину стен. Верхние плиты крепили стальными анкерами в кирпичную кладку стен. Таким образом, нижний ряд плит карниза был максимально сохранен, а два верхних выполнены заново из бетона. Удалось даже добиться шероховатости поверхности, характерной для пудожского известняка и образованной в данном случае за счет деревянных форм опалубки.

При восстановлении фасадов особое внимание уделяли реставрации и выполнению новых лепных и резных каменных украшений с учетом сохранившихся аналогов. Наиболее богатой отделкой отличался северный фасад, в центральной части которого размещались гипсовые надоконные украшения, сильно пострадавшие за те годы, когда дворец стоял без крыши; на корпусах, пристроенных Растрелли, помещались каменные картуши, многие из которых были повреждены осколками снарядов. Гипсовые украшения отливались по аналогам и устанавливались на место с помощью пиронов с подливкой гипсового раствора, каменные картуши реставрировали на месте методом домазки сложным раствором, с включением крошки известняка. При Растрелли каменные украшения из известняка заводились глубоко в кладку и являлись ее частью, выполняя роль замкового камня, поэтому даже сильно пострадавшие картуши решили не заменять. Сложной оказалась и работа по воссозданию барельефов во фронтонах северного и южного фасадов. Рисунок южного фронтона в уменьшенном масштабе выполнила В. Можанская, саму модель сначала в масштабе рисунка, а затем в натуральную величину подготовили скульпторы-модельщики Г. Михайлова и Э. Первоначально барельефы были деревянными, и лишь в конце 1920-х гг.

Именно гипсовые фрагменты, чудом уцелевшие при пожаре, наряду с историческими фотографиями послужили исходным материалом для восстановления барельефа. На северном фронтоне не сохранилось каких-либо остатков. Прежде чем приступить к проектированию, Е. Казанская изучила хранящиеся в музеях военные атрибуты различных эпох и только после этого выполнила рисунок барельефа, по которому те же скульпторы выполнили модель сначала в уменьшенном масштабе, а затем в натуральную величину. Формовка новых барельефов из сложного раствора с применением белого цемента осуществлена мастером Вагиным. После завершения в 1958 г. В первую очередь распахнулись двери Портретного Картинного зала, работы в котором завершились в 1964 г. Он не входил в перечень помещений, указанных в постановлении Совета министров СССР, и восстановлен в историческом виде с легкой руки Н. Белехова, который распорядился начинать восстановление интерьеров дворца именно отсюда, так как основные элементы его убранства, 368 портретов работы Пьетро Ротари, были возвращены из эвакуации.

Зал является центром планировочной композиции всего дворцово-паркового ансамбля и благодаря своему положению и видам, открывающимся на север и юг, позволяет увидеть с одной точки и перспективу Морского канала с Нижним парком, и панораму регулярного партера Верхнего сада. В 1965—1966 гг. Оба помещения находятся в Петровской части дворца, расширенного Растрелли. От Диванной на восток идет анфилада парадных покоев императорских особ — Северная, или Золотая, анфилада. Следующей из восстановленных комнат стала Коронная, реставрация которой осложнялась отсутствием довоенных изображений ее общего вида. Известно лишь, что растреллиевская отделка просуществовала около 15 лет и в 1769—1770 гг. Фельтена создана парадная опочивальня. Было решено выполнить перегородку алькова и декоративную композицию по аналогам и архивному чертежу Ю. Фельтена, где приведено изображение одной из перегородок, возведенных в те годы.

Работы в Белой столовой, так же, как и в Тронном и Чесменском залах, облегчались, хотя и ненамного, благодаря наличию сохранившихся на стенах остатков лепного декора: барельефов, тяг, гирлянд и порезок. В 1770-х гг. Особое место в художественном убранстве зала занимали барельефы в овальных медальонах, созданные в XVIII в. Отделка интерьера Белой столовой выполнена Ю. Фельтеном в 1774—1775 гг. При моделировании неоценимую пользу принесли дореволюционные и довоенные фотографии. Некоторые сохранившиеся элементы играющих младенцев путти и цветочных гирлянд были давно сняты и хранились во дворце. При восстановлении утраченных барельефов скульпторам помогло определение М. Колотовым авторства И.

При расчистке мест для установки барельефов и снятии старых остатков скульптор Томский обнаружил, что поверхность в крупных медальонах, на которой выполнялись барельефы не плоская, а слегка вогнутая, полусферическая. Благодаря этому композиции старых мастеров имели достаточно развитый вглубь рельеф, который, тем не менее, не нарушает плоскость стены. Паркетные полы восстановлены по фотографиям и рисункам Растрелли. Люстры XVIII века с дымчатым богемским хрусталем возвращены из эвакуации, прошли реставрацию и помещены на свои места в залы. Сохранились и подлинные живописные полотна, сегодня они украшают стены Тронного и Чесменского залов. На тех, что размещены в первом из них, представлены ближайшие предки и члены семьи Петра I и сам император, часть полотен повествует о доблестном морском сражении русского флота с турецким в Чесменской бухте. Во втором зале на всех стенах морские батальные сюжеты на тему русско-турецкой войны, запечатленные Ф. Картины Гаккерта реставрировали Р. Саусен и Б.

В Чесменском зале установлен плафон из Дома малютки с сюжетом «Жертвоприношение Ифигении» кисти немецкого живописца Августина Тервестена Старшего, так как старый плафон, исполненный Вернером, погиб в 1941 г. В 1970 г. Его главное украшение — дубовые резные панно, исполненные известным французским мастером Николя Пино. Лишь восемь сохраненных в эвакуации заняли свои прежние места. Восстановление остальных, включая обрамления зеркал, затянулось до начала 2000-х гг. Особый интерес представляют восточный и западный Китайские кабинеты, созданные по проекту Валлен-Деламота для Екатерины II как «лаковые каморы». Свое название эти помещения получили благодаря лаковым панно, выполненным из элементов китайской ширмы, подаренной еще Петру I. При восстановлении этих сюжетных росписей, представлявшем главную трудность, было необходимо повторить по фотографиям не только сами композиции, но и технику их письма с утонченной китайской манерой наложения мазка кистью, постепенным нажимом и плавным отрывом от плоскости расписываемой доски. Работы по росписи проведены с участием консультанта — китаеведа из Государственного Эрмитажа Т.

Араповой, она же подобрала соответствующие атрибуты для росписи сюжетов военных сборов и выращивания риса. В декоре Китайских кабинетов важное место занимали паркеты. Савков сам составил проект рисунка с цветовым решением этих полов на основе изучения аналогов. Подобные по стилю и составу пород древесины паркеты сохранились в Китайском дворце в Ораниенбауме. Они и послужили основным исходным материалом. При выполнении паркетных работ по проекту Савкова мастера из бригады Антонова тщательно подбирали древесину разных пород: лимонное дерево, красное, черное, амарант, сандал и многие другие. Секрет изготовления керамики для печей с подглазурной росписью был забыт, и в послевоенное время реставраторам пришлось возрождать этот метод. Прежде всего, следует отметить вклад архитектора А. Гессена и художника-керамиста Б.

Гессен является автором проектов реставрации многих памятников петровской эпохи, богато украшенных расписными изразцами как голландского, так и русского производства. Реставрационные работы на фасадах Большого дворца. Архитектор привлек к работе по воссозданию керамических расписных изразцов Б. Мицкевича, выпускника Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной, которому после многочисленных опытов и экспериментов все-таки удалось добиться нужного результата. Печи в Китайских кабинетах были восстановлены тоже Б. Восстанавливать китайские, как их тогда называли, печи долгое время не решались из-за отсутствия самой технологии изготовления китайской керамики. Известно, что восточные мастера держали в строгом секрете все тайны своих промыслов, будь то фарфор или другая керамика.

И как реально могли бы люди, умирая от голода, заниматься тяжелыми реставрационными работами, а не только самым насущным - строительством оборонительных сооружений, танков на Кировском Заводе и т. Оно было встречено с радостью и недоумением. Откровенно говоря, мы считали это скорее политическим актом, чем реальным делом. Не до того ведь было. Но люди в ватниках, синих халатах продолжали рыться, работать среди развалин.

Финансовая служба Ленинграда в первые послевоенные годы

Ленинград в 1946-1947 годах Конечно, и пафос восстановления, и опора на героический подвиг советского народа в годы войны в конструировании послевоенного общественного сознания — характерная черта всей послевоенной советской пропаганды.
Вы точно человек? После снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области от фашистских захватчиков в феврале 1944 года здесь начались работы по восстановлению железнодорожных линий.
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ДОМОВ — Дом офицеров Возрождение”, рассказывающая о жизни Ленинграда после освобождения от фашистской блокады.
Презентация на тему "Восстановление Ленинграда" - презентации по Истории скачать бесплатно Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе.

Восстановление и реконструкция Ленинграда в послевоенные годы

—Ирина Александровна, реэвакуация в Ленинград после прорыва блокады — это был организованный или стихийный процесс? Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной Войны---пример для всех руководителей. Перед вами снимки главных зданий Ленинграда в конце войны: его дворцы после нескольких лет оккупации оказались в руинах, и на их восстановление ушло не одно десятилетие. Общество - 27 ноября 2022 - Новости Санкт-Петербурга - Восстановление Ленинграда после Второй мировой войны было сложным и масштабным проектом, требующим огромных усилий и ресурсов.

Финансовая служба Ленинграда в первые послевоенные годы

Сезон 1947 г. Парки Петродворца открылись 10 июня, когда «впервые после войны торжественный праздник открытия летнего сезона был отмечен пуском фонтаном». Организаторы летних праздников 1947 г. Кроме митинга, концертов и танцев в Петродворце снова состоялись сеансы одновременной игры в шахматы: «В два часа в садике Монплезира Левенфиш провел сеанс одновременной игры на 25 досках». Впервые после войны в 1947 г. Кульминацией летнего сезона 1947 г. Много раз за лето газеты сообщали о том, как идет работа над новым «Самсоном»: какие трудности, связанные с недостатком иконографии, пришлось преодолеть при изготовлении модели, как благодаря оригинальному изобретению скульптора В. О возвращении «Самсона» в сентябре 1947 г. Пуск второй очереди фонтанов произошел 14 сентября. Это был день танкиста, и во всех других пригородных парках летний сезон заканчивался массовым праздником, а в Петродворце — как бы вновь открывался, правда ненадолго. В 1947-м петергофские фонтаны работали до конца сентября и только по воскресеньям.

По материалам публицистики 1937—1947 гг. Послевоенная реставрация Большого Петергофского дворца Хижинский Л. Февраль 1944. Из кн. Художники осажденного города: Ленинградские художники в годы Великой Отечественной войны. Обгоревший, с выбитыми окнами, с обрушившимися перекрытиями и крышей, простоял он до начала 1944 г. Уникальный дворцово-парковый ансамбль представлял собой ужасающее зрелище: центральная часть Большого дворца и Верхний грот взорваны, серьезно пострадали все дворцы и павильоны, расположенные в парках, сами парки изрыты рвами и воронками, большинство деревьев повалены или засохли, все фонтаны разорены, а украшавшие их многочисленные скульптурные группы исчезли, городская застройка потерпела катастрофические разрушения. Практически сразу после освобождения города были начаты работы по разминированию парков. Специалистам было необходимо разобрать завалы дворцов и павильонов, провести фотофиксацию и выборочные обмеры. Тогда же начались поиски архивных текстовых и графических материалов, разбросанных по разным хранилищам Ленинграда и Москвы.

Желание возродить былое великолепие объединило только что пришедших с фронта людей в едином порыве, обусловило невиданный энтузиазм тех, кто работал на расчистке парков и завалов. В боевом военном обмундировании и ватниках, испытывая лишения и голод, люди работали под угрозой обрушения едва державшихся остатков стен и дымоходов, передвигаясь по доскам, наспех переброшенным на сохранившихся устоях, разбирали завалы, выбирали из груд строительного мусора и битого кирпича бесценные уцелевшие фрагменты отделки. Идею реставрации памятников дворцово-паркового «ожерелья» города на Неве тогда поддержали академик И. Грабарь и архитектор А. Возрождение дворцово-парковых ансамблей ленинградских пригородов оказалось уникальным по своим масштабам. В процессе его осуществления были возобновлены утраченные технологии изготовления художественных произведений, разработаны новые приемы моделирования и восстановления деталей отделки эпохи барокко и классицизма. Большой дворец и каскад, разрушения. Золоченую скульптуру, демонтированную в начале войны и уцелевшую в замаскированных гротах и фонтанных коллекторах, очистили и установили на свои места, восстановили водоподводящие трубы. В 1947-м свое место занял «Самсон, раздирающий пасть льву», его заново выполнили по историческим фотографиям скульпторы В. Симонов и Н.

Воссозданную скульптурную группу провезли на передвижной платформе по Невскому проспекту, для многих это стало незабываемым событием, символизирующим торжество созидания над разрушением и забвением. В 1946 г. В первую очередь необходимо было восстановить его фасады. Без них невозможно было представить существование великолепного дворцово-паркового ансамбля с центральным каскадом фонтанов и прилегающими парками. Оль, проводили фрагментарные обмеры и фиксацию утрат. Подготовленное проектное задание на реставрацию, а точнее сказать ремонт, Большого Петергофского дворца предусматривало устройство в нем дома отдыха: на месте Тронного зала предлагалось разместить ресторан, рядом, в Чесменском зале, — раздаточную, вместо центрального Картинного зала и вестибюля под ним предполагалось сделать большую лестницу на второй этаж, а над ней, в уровне третьего этажа, — бильярдную. В то, что исторические интерьеры дворца можно восстановить, верили тогда единицы. Исключительную инициативу проявил энтузиаст своего дела, ревностный хранитель памятников Н. Белехов настоял на разработке новых предложений с ориентацией на максимальное сохранение исторической планировки. Автором еще одной концепции стал архитектор Ф.

Олейник, но и в его проекте не было места историческим интерьерам. Петродворце», согласно которому восстановлению подлежали фасады дворца с одноглавыми завершениями церкви и Корпуса под гербом по первоначальному проекту Бартоломео Растрелли и пять исторических интерьеров: Парадная лестница, Танцевальный зал, Белая столовая, Тронный и Чесменский залы. В мастерской профессора А. Оля выполнили новый вариант планировки дворца, который обладал определенными достоинствами по сравнению с предыдущими предложениями: ресторан был перенесен из парадных залов в Корпус за гербом, предусмотрено восстановление исторической отделки некоторых помещений. Однако и этот проект имел недостатки: громадная лестница на два этажа в центральной части дворца заняла Портретный зал, оба Китайских кабинета, Дубовую лестницу и центральный вестибюль, а главное, она рассекала дворец на две части. По-прежнему предполагалось разместить зрительный зал в восточной части здания, многие стены подлежали сносу, северная и южная анфилады ликвидировались. В результате очередной вариант, находившийся в стадии проектного задания, был отклонен научно-экспертным советом ГИОП, а затем и Архитектурным советом при главном архитекторе города Н. Было предложено разработать новый проект. За дело взялись несколько авторов, которые представили четыре проекта с разными подходами к восстановлению Большого Петергофского дворца. Это вызвало бурные споры не только по поводу одного объекта, но и относительно подобных работ в целом.

И теперь уже поднимался вопрос, как вообще восстанавливать памятники архитектуры, разрушенные во время войны, если речь идет о конкретных сооружениях, отдельных интерьерах или фрагментах уникальной отделки. Эти споры о возобновлении или воссоздании утраченных памятников культурного наследия продолжаются и до настоящего времени и, вероятно, всегда будут находиться в центре внимания специалистов и общественности. К сожалению, на некоторое время финансирование прекратилось, поэтому в мае 1950 г. Под руководством В. Савкова и на основании выполненных им обмеров был изготовлен макет крыши дворца в уменьшенном масштабе, который впоследствии служил эталоном при восстановлении причудливых изломов кровли дворца. Он находился непосредственно на строительной площадке, помогая рабочим воплощать в жизнь историческое архитектурное решение. В послевоенное время в Ленинграде не было ни специалистов, ни материалов, ни средств. Однако еще до полного снятия вражеской блокады, в 1943 г. Позже это учебное заведение было преобразовано в Высшее художественно-промышленное училище. Тогда же в Ленинграде было организовано еще несколько учебных заведений, в которых ребят обучали строительному делу и прикладным искусствам, а 1 июля 1945 г.

Сюда приходили на работу только что получившие профессиональную подготовку молодые ребята. Из эвакуации вызывали мастеров высокой квалификации: лепщиков, мраморщиков, живописцев, резчиков, позолотчиков, каменщиков, паркетчиков. Усилиями многих ответственных лиц организованы фонды материалов для производства реставрационных работ. В кратчайшие сроки предстояло наладить работу столярных мастерских, цехов по реставрации люстр, литейного и кузнечного цехов. Консервация здания требовала выполнения большого объема строительных работ, нужны были лес, кирпич, металл и многие другие материалы. К работам по Большому Петергофскому дворцу привлекли и только что созданный Ремстройтрест Петродворцовского района. Часть подсобных работ была поручена строительным мастерским Дирекции дворцов музеев и парков в городе Петродворце, однако в силу ограниченности ресурсов они почти не принимали участия в первоочередных работах и занимались в основном ремонтными работами для поддержания фонтанной системы в рабочем состоянии. Ремонтно-восстановительные работы начались с того, что были усилены фундаменты, особенно ослабленные в центральной части здания. На отдельных участках, например, от Белой столовой до Куропаточной, фундаменты выкладывали заново, с большими заложением и толщиной подошвы, то же самое было сделано и под южной стеной в центре дворца. В остальных местах фундаменты, выполненные при Растрелли, оказались достаточно мощны и крепки, что позволило обойтись без какого-либо вмешательства.

Еще в 1945 г. В дальнейшем эти участки стен, так же, как и дымоходы, были восстановлены в исторических габаритах. Южный фасад пострадал меньше северного, но и тут имелись серьезные разрушения: в результате артобстрела была обрушена часть западной стены Купеческого зала. Так как центральная часть дворца была сильно разрушена, а северная стена полностью уничтожена взрывом, Е. Казанская разработала проект стены с разбивкой рядов кирпича. В соответствии с основным требованием реставрационного задания максимально сохранялись все внутренние стены, для предотвращения их падения даже закладывали дымовые каналы, ставили подпорки. Некоторые стены были целиком забраны в сплошные железобетонные корсеты-обоймы, скреплены металлическими каркасами из уголков и стальных полос, поверх которых наносили штукатурку. Стена Тронного зала Большого Петергофского дворца. Грекова были разработаны проекты восстановления конструкций крыши и усиления стен дворца. Уклоны скатов крыши определялись по сохранившимся следам штукатурки на дымовых трубах.

За один год дворец был подведен под крышу, восстановлены стены, выполнены перекрытия и стропила, установлены металлические фермы над Тронным и Портретным залами и Белой столовой. Проект конструкций выполнен инженерами П. Ковалевским и Д. Деревянные конструкции крыши главного корпуса дворца выполнены от восточной до западной половины. Достичь таких результатов удалось только благодаря скоординированной, слаженной работе сразу пяти заводов. Основную часть работ выполнял Ремстройтрест г. К 1958 г. Были приведены в порядок сохранившиеся лепные и каменные украшения, кованые ограждения балконов с золочеными накладками. Утраченные украшения, ограждение центрального балкона вместе с гранитной плитой, центральная ваза на крыше и завершения куполов с главками и причудливым барочным выколотным декором воссозданы с максимальным приближением к историческому виду, известному по архивным фотографиям. Большой проблемой для реставраторов явилось восстановление карниза здания.

Во времена архитектора Растрелли карниз был выполнен из трех рядов известняка: профилированные плиты вырезали из мягкого камня, добываемого из карьера, а потом выдерживали некоторое время под навесом на воздухе, чтобы они набрали твердость и прочность. Повторение карниза в том же материале оказалось невозможным из-за отсутствия действующих карьеров по добыче мягкого известняка. Использовать старые плиты для переделки было недопустимо, поскольку камень крошился. Анализ профилей карнизных плит на разных участках фасадов показал, что оригинальные известняковые плиты изготовлены разными бригадами каменщиков, кроме того, профили менялись в процессе изнашивания шаблонов во время работы, но все их можно было свести к двум типам. Было решено отливать цементные плиты с закладкой арматуры. Плиты выполнялись с таким расчетом, чтобы большой вынос карниза уравновешивался за счет заведения тыльной части плит на всю толщину стен. Верхние плиты крепили стальными анкерами в кирпичную кладку стен. Таким образом, нижний ряд плит карниза был максимально сохранен, а два верхних выполнены заново из бетона. Удалось даже добиться шероховатости поверхности, характерной для пудожского известняка и образованной в данном случае за счет деревянных форм опалубки. При восстановлении фасадов особое внимание уделяли реставрации и выполнению новых лепных и резных каменных украшений с учетом сохранившихся аналогов.

Наиболее богатой отделкой отличался северный фасад, в центральной части которого размещались гипсовые надоконные украшения, сильно пострадавшие за те годы, когда дворец стоял без крыши; на корпусах, пристроенных Растрелли, помещались каменные картуши, многие из которых были повреждены осколками снарядов. Гипсовые украшения отливались по аналогам и устанавливались на место с помощью пиронов с подливкой гипсового раствора, каменные картуши реставрировали на месте методом домазки сложным раствором, с включением крошки известняка. При Растрелли каменные украшения из известняка заводились глубоко в кладку и являлись ее частью, выполняя роль замкового камня, поэтому даже сильно пострадавшие картуши решили не заменять. Сложной оказалась и работа по воссозданию барельефов во фронтонах северного и южного фасадов. Рисунок южного фронтона в уменьшенном масштабе выполнила В.

Подробно говорилось о подготовке войск к операции по прорыву блокады, об учениях, предшествовавших началу операции, о ее успешной реализации и огромном политическом, военном и хозяйственном значении. Чаще всего приводился рассказ о подвиге одного или нескольких комсомольцев и коммунистов в ходе победного наступления см. В обязательном порядке упоминались факторы, позволившие городу выстоять и победить.

В большинстве случаев среди таких «победных факторов» назывались: стойкость и мужество ленинградцев, забота Сталина, поддержка страны, умелое руководство Ленинградской партийной организации см. Завершал статью обязательный абзац об идущем в городе восстановлении хозяйства, успешном залечивании военных ран, досрочном выполнении планов и финальный призыв к тому, чтобы подвиги защитников города «вдохновляли нас на новые успехи в труде» Одинцов 1947. Абсолютно аналогичные статьи, посвященные военной операции по полному освобождению города от блокады, помещались в ленинградских газетах 27 января. Они сопровождались обычно целым комплексом материалов, посвященных празднованию годовщины освобождения Ленинграда от блокады. Обычно передовицы «Ленинградской правды» и «Смены» 27 января содержали лишь общие слова о героической обороне Ленинграда, основной же акцент делался на восстановлении города — на том, что уже сделано в этом направлении и что еще предстоит. Таким образом, передовые статьи основных ленинградских изданий прямо говорили об основных целях, которым должно было служить воспоминание о военном прошлом. В них чаще всего использовались в разной форме три упомянутые выше «установочные» цитаты. Передовица «Смены» 27 января 1946 года приводит сразу все три высказывания: слова «Великая победа» вынесены в заголовок, в тексте приведена цитата из речи М.

Калинина, заканчивается статья традиционным обращением к нынешним трудовым будням: «Мы не только вспоминаем суровую пору войны, но и радуемся возрождению нашего города как крупнейшего индустриального и культурного центра страны» Великая победа 1946. Цитаты из газетных материалов этих лет, в которых трудовые подвиги рассматриваются как продолжение славных военных традиций, можно приводить до бесконечности. В передовице «Ленинградской правды» от 27 января 1948 года эта тема по-прежнему остается главной: «Трудящиеся города с гордостью оглядываются на пройденный путь. Вспоминая о пережитом, они отдают дань всенародной любви и уважения участникам исторической битвы. Перелистывая героические страницы священной летописи Великой Отечественной войны, они видят наглядные примеры выдающейся самоотверженности в труде и в бою, умножающие сейчас наши силы в борьбе за расцвет родного города, за послевоенную сталинскую пятилетку» Ленинградская правда. Каждый год 27 января в Ленинграде, в помещении Театра оперы и балета имени Кирова, проходило торжественное заседание, посвященное дню полного освобождения города от блокады. В собрании принимали участие депутаты Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся, представители партийных и общественных организаций города, члены командования Ленинградского военного округа и частей ВМФ, герои обороны Ленинграда. На заседании выступал с докладом представитель руководства городской партийной организации или командного состава Ленинградского военного округа, завершалось собрание большим концертом.

Репортаж об этом праздничном мероприятии на следующий день публиковался в ленинградских газетах, часто о торжественном собрании в Театре оперы и балета имени С. Кирова кратко рассказывала также и «Правда». В репортажах и в приводившихся в них цитатах из выступлений ленинградского руководства подчеркивалась традиционность обращения в этот день не только к героической военной славе прошлого, но и к послевоенным трудовым подвигам: «Это стало уже традицией: торжественно отмечая ежегодно славную дату, воскрешая в памяти волнующие события тех дней, славя героев, громивших врага, труженики нашего города оглядывают пройденный с тех пор путь, подводят итоги своих созидательных дел, являющихся закономерным продолжением военного подвига» Пятилетие 1949 - Огромное число различных по жанру праздничных материалов ленинградских газет 1946—1949 годов объединено одной общей темой — город возрождающийся, «город — трудовой фронт». И здесь настоящее и будущее города и его жителей оказывалось тесно связанным с их героическим прошлым. В статьях, очерках, рассказах, репортажах, заметках, письмах и воспоминаниях подробно описывалось не только материальное воплощение успехов восстановления, но и успешное возвращение вчерашних воинов и тружеников города-фронта блокадных лет к мирной жизни, к мирному труду и учебе. Рассказы о героических подвигах ленинградских комсомольцев в годы войны и блокады на фронте, в отрядах МПВО, в бытовых отрядах, на производстве всегда завершались описанием нынешних стахановских подвигов комсомольцев см. Во всех этих материалах, посвященных успешному переходу от войны к миру, всегда воспроизводилась одна и та же схема состоявшегося возвращения от ратного труда к мирному. Это касалось как отдельных ленинградцев, продолжающих традицию подвига ударной работой на производстве или успехами в учебе см.

Весной 1942 архитекторы приступили к разработке проекта Генерального плана восстановления и развития Ленинграда, тогда же началось частичное восстановление производства на некоторых законсервированных заводах и фабриках. В январе 1943 после прорыва блокады Ленинграда 15 крупнейших ленинградских предприятий Невский машиностроительный завод имени В. Ленина, Ижорский, «Большевик» и др. Строительные тресты начали восстановительные работы на Кировском заводе, «Электросиле» имени С. Кирова, Адмиралтейском заводе и др. Всего в 1943 частично возобновлено производство на 85 предприятиях Ленинграда, освоено свыше 200 новых видов военной продукции. Возобновилось также производство оборудования для электростанций и других гражданских объектов. С конца 1943 предприятия Ленинграда стали включаться в общесоюзный план; промышленность города дала продукцию на 2,5 млрд. В октябре 1943 помимо медицинских вузов, не прекращавших работу в течение всей блокады, возобновили занятия филиалы 10 эвакуированных институтов: ЛИИЖТа, кораблестроительный, инженерно-строительный, педагогический имени А.

Кстати, вдруг кто забыл — на момент начала войны это был проспект 25 Октября, но перед полным снятием блокады было решено вернуть проспекту историческое название. Пробный пуск восстановленной аллеи фонтанов в Петергофе. Удивительно сильный снимок - дворец в руинах, но фонтаны уже работают. Вскоре фонтаны открыли и для обычных людей, сделали подсветку и Петергоф снова начал жить. Ярмарка на проспекте Москвиной ныне Троицкий проспект. На площади Восстания снова мирная суета. Приятно видеть такие кадры после подборок со времён блокады. Разбор завалов и восстановление Гостиного двора. Судя по воспоминаниям людей и исторической хронике — строители на снимках никто иные, как немецкие военнопленные. Ещё одно эхо войны — огромное количество неразорвавшихся снарядов и мин. На снимке отряд саперов с собаками-миноискателями в Петродворце. Натреннированные собаки за счёт меньшего веса и обоняния могли обнаруживать мины на глубине 1. Двор музея-квартиры Пушкина, пострадавший во время войны. Дом Советов на Московской площади. Непривычно видеть его в чистом поле, да? Строительство здания завершилось в 1941 году, во время войны он пострадал не сильно, поэтому уже в 1945 там разместили министерство авиационной промышленности. Ещё одна, сразу бросающаяся в глаза деталь снимков тех лет — улыбающиеся люди. На контрасте со снимками из 80-90х годов их процент просто зашкаливает. Видно, насколько люди после войны ценят спокойное и мирное время. Снимок сделан на Заячьем острове. Екатерининский дворец в Пушкине пока ещё лежит в руинах.

Подвиг восстановления Ленинграда (1944-1957 гг.)

Дворцовые пригороды Ленинграда в канун войны и в первые послевоенные годы. Государственный комитет обороны Советского Союза 29 марта 1944 года принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году». Данная разработка урока посвящена восстановлению пригородных императорских резиденций Санкт-Петербурга после ВОВ, восстановлению пригородов Ленинграда. Через два месяца после освобождения Ленинграда от вражеской блокады, 29 марта 1944 г., Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году». Восстановление Ленинграда после вражеской осады потребовало от ленинградцев много сил и времени.

Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе

Известно, что она держится на постаменте благодаря силе собственной тяжести. Выдвигались разные предложения, однако решение было такое: «Ладно, пусть так стоит». И памятник в честь Победы 1812 года, без которой немыслима и вся торжественная Дворцовая площадь —выстоял. Также лектор на примере двух знаменитых объектов - Исаакиевского собора и Зимнего дворца — рассказала, с каким трудом восстанавливали и оберегали живописные фрески и витражные окна, лепнину и гранитные столпы, купола и музейные ценности.

Иногда в буквальном смысле не жалея жизни... Здесь хочется вспомнить строки из стихотворения «Моему городу» поэта Василия Чернавского: В небо уходят Герои блокады В вечный апрель душ живых И нет для павших большей награды, Чем наша память о них... Как и бойцы Красной армии, люди, на которых была возложена миссия уберечь город, восстановить и не дать уничтожить историю страны, заключённую в её архитектурных шедеврах, приближали Победу.

Гордо и смело они шли от войны к миру.

Перестраивались и целые улицы. С сотрудником комитета по охране памятников истории Юлией Бахаревой мы стоим сквере, которого до блокады не было, а два дома прижимались друг к другу. Но при восстановлении Суворовского проспекта архитекторы решили расширить пространство и перенесли разрушенный авиабомбой дом на несколько десятков метров. Юлия Бахарева, специалист КГИОП: «Само здание могло не иметь особой ценности, но если оно входило в окружение какого-то значимого архитектурного сооружения или ансамбля, то сохранение этой среды было очень важно. В этом случае здание восстанавливалось один в один или на тот исторический период. А те здания, которые не представляли исторической ценности, они создавались в стилистике времени». Однако были варианты, когда здания и вовсе исчезали.

Вместо них появлялось что-то другое. Разобрали знаменитый Дом-сказку на улице Декабристов. А с Литейного проспекта в 1978-м исчез разрушенный доходный дом архитектора Эдуарда Шмидта. Андрей Федоров, корреспондент: «Короткие выдержки из газетного репортажа того времени: "Валить высоченную стену решили ночью, когда на Литейном стихает транспортное движение. Операцию проводила бригада "Ленжилуправления", которой руководит мастер С. П Калинин. Утром изумленные прохожие останавливались возле этой груды кирпичей. Стоял вчера дом и нет его".

Кстати, в этом же материале говорится, что здание-близнец возведут в ближайшее время, но что-то пошло не так». На этих кадрах хроники самые масштабные разрушения во время блокады. Петергоф и Царское село были уничтожены полностью. Немцы оставили лишь скелеты зданий. На восстановление шедевров искусства потребовалось несколько десятилетий. Раиса Слепушина — одна из тех, кто посвятил этому всю жизнь. Она восстанавливала потолки, двери и печи, но самая главная работа — Китайская гостиная. Уникальную живопись на шелке воссоздала по собственной технологии.

Раиса Слепушкина, художник-реставратор: «Да простая, примитивная даже.

Петербурга мы встретились с пожилыми горожанками, отметившими 100-летний юбилей. У них особенно интересное восприятие родного мегаполиса. Нина Георгиевна Сахарнова по документам родилась в 1924-м , но на самом деле, — в 1921 году. Не в Ленинграде, а в Петрограде. На улице Звенигородской, дом 4, квартира 9. Нина Сахарнова: «Недалеко был Большой драматический театр. Я всегда ходила на каждую премьеру и всех артистов там знала. Я не была поклонником, но я любила театр». Так что символичнее случиться не могло: когда Нина Георгиевна в 1961 году переехала со Звенигородской, это как будто ознаменовалось возведением неподалеку нового театра юных зрителей.

Однако с некоторых пор в этих краях Нина Георгиевна бывать перестала.

Делалось это из-за катастрофической нехватки жилья. Многие эвакуированные долгое время не имели возможности вернуться, поскольку большие потери жилфонда, война и линия фронта, находившаяся рядом, последствия блокады — все это делало город весьма сложным для жизни, даже учитывая военные условия, в которых находилась вся страна. Понимая, что жилье тех, кто был эвакуирован в дальние районы, уже занято, власть и принимает столь неоднозначное решение по ограничению въезда в родной город. Жилье же сохранялось за военными, согласно постановлению правительства, а также за деятелями науки и искусства, которые находились в оккупации.

Они могли вернуться без ограничений. Вернуться из бомбоубежища можно было найти не дом, а руины. Кроме того, ограничение въезда в город давало время для того чтобы где-то восстановить жилой фонд, где-то решить вопрос размещения возвращающихся в ручном режиме. Последнее подразумевало использование резервов имеющейся жилой площади. Были даже пересмотрены нормы жилищно-санитарных требований.

Так, если раньше на одного человека должно было приходиться 9 квадратных метров жилья, то в 1944 году этот норматив был снижен до 6 квадратов. Излишки же, должны были изыматься. Как изъять «лишние» квадратные метры? Безусловно, подселив в квартиру новых жильцов. Возражать принято не было.

Так, если например, в стандартной двушке в 42-45 квадратов проживала семья из 4 человек, то к ним вполне могли подселить еще одну семью. Хотя уже даже в это время Ленинград считался городом коммуналок и в нем и без того наблюдался дефицит жилья. Коммуналки были едва ли не символом Ленинграда, города, который в одночасье стал местом притяжения огромного количества людей. Элегантность творческого Петербурга уживалась с веяниями социалистической революции. До сих пор существует масса коммуналок, созданных в элегантных домах и огромных квартирах дворянства, у которых коммунисты отняли жилье и приспособили его для нужд рабочего класса.

Такое сочетание несочетаемого, когда в здании классической архитектуры с огромными потолками и изящными окнами ютились десятки чужих друг другу людей, стало привычным. В людях жила надежда и это было главнее всего. Потому ситуация, возникшая в городе после снятия блокады, с жильем, когда семьи жили в коммуналках, никого особо не удивила, скорее это было в духе времени и особенно города. Ведь сразу после свержения царя в Петербурге остро встал жилищный вопрос, селяне стремились в города, туда ехала молодежь для новых перспектив и строительства социализма. К тому же, после всеобщей коллективизации, в деревнях уровень жизни заметно снизился.

Переименование города в Ленинград лишь усилило его привлекательность в глазах внутренних мигрантов, которые видели в нем очаг социалистической революции и строить социализм ехали именно туда. Некогда большие квартиры дворян становились коммуналками, чаще всего в одной комнате проживала одна семья, а общее количество комнат в квартире было от трех до десяти. Общесоветская проблема Коммуналки стали символом Ленинграда еще в 30-е. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. Потому можно утверждать, что существенно положение дел не изменилось.

Скорее это была путаница в имущественных вопросах, которую удавалось относительно безболезненно решить. К тому же, в послереволюционное время острая нехватка жилья была практически во всех городах. Сразу после революции население хлынуло в города. Так, за десять с небольшим лет, начиная с 1926 года в города уехало 18,5 млн жителей сел и деревень. В ту пору и был введен термин «самоуплотнение», говоря проще жилье было менее комфортным, зато для всех.

Впрочем, большими и просторными квартирами могли «наградить» особенно старательных коммунистов.

Презентация на тему Восстановление Ленинграда

Большая подборка сравнительных фото до-после блокадного Ленинграда 1941-1944 годов. История восстановления послевоенного Ленинграда символична — это поучительный пример, показывающий способность России к экономической и социокультурной регенерации после пережитых потрясений, считает политолог. Зоосад в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда (1941-1945). Очень немногим известно, что Ленинградский зоосад продолжал свою работу в течение всей Великой Отечественной Войны.

Восстановление и реконструкция Ленинграда в послевоенные годы

Заслуженной славой среди трудящихся Ленинграда пользуется кузнец-новатор Невского машиностроительного завода И. Бурлаков, которому в январе 1957 г. Материкова, закройщица фабрики «Скороход» А. Слесарь-новатор штамповочного цеха «Электросилы» Е. Судаков сконструировал десять оригинальных прессов и станков.

Судостроитель бригадир разметчиков К. Сабуров за 7 лет внес 69 рационализаторских и изобретательских предложений и все они приняты для внедрения в производство. Научно-исследовательские институты и организации Ленинграда являются всесоюзными лабораториями технического прогресса. Они неустанно обогащают науку и промышленность страны новейшими открытиями в области техники и технологии производства.

В городе около 300 научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и учреждений Академии наук СССР. В них работает около 13 тыс. В Ленинграде трудятся многие крупнейшие советские ученые, которые вносят свой творческий вклад в развитие советской и мировой науки. Повышается материальное благосостояние ленинградских трудящихся, улучшаются жилищные, бытовые условия.

Широким фронтом ведется жилищное строительство, хотя быстрые темпы роста жилой площади все еще не поспевают за потребностями города, население которого в 1956 г. В шестой пятилетке намечается построить до 4 млн. К 38-й годовщине Октябрьской социалистической революции были закончены работы на первом участке площадь Восстания — Автово Ленинградского метрополитена имени В. В 1957 г.

Ведутся подготовительные работы для прокладки новых линий метрополитена. Большой вклад вносят ленинградцы в осуществление решении партии о крутом подъеме сельского хозяйства. Сотни партийных, советских и научных работников, отвечая на призывы партии, выехали в деревню н избраны председателями колхозов. В сельское хозяйство и на освоение целинных и залежных земель Ленинградская партийная организация направила свыше 30 тыс.

По призыву партии и правительства на освоение целинных и залежных земель уехало 18 тыс. Кроме того, 9 тыс. В мае — нюне 1957 г. Ленинграда, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей.

Перестройка руководства промышленностью встречена ленинградцами с большим удовлетворением, ибо она позволяет лучше использовать внутренние резервы производства, правильнее организовать кооперирование и специализацию предприятий. Во главе трудящихся Ленинграда, успешно решающих задачи коммунистического строительства, стоит испытанный и закаленный отряд Коммунистической партии Советского Союза — Ленинградская организация КПСС. На 1 января 1957 г. Число членов и кандидатов в члены КПСС составило 245 445 человек.

За героизм, проявленный в годы Великой Отечественной войны, и активное участие в социалистическом строительстве Ленинградская комсомольская организация в 1948 г. Ленинградская партийная организация ведет огромную работу по претворению в жизнь исторических постановлений XX съезда КПСС. На основе решений съезда была произведена перестройка партийной работы, укреплены низовые парторганизации, конкретнее и оперативнее стало руководство хозяйственным и культурным строительством, усилилась идеологическая работа. Ленинградские коммунисты с большой настойчивостью ликвидируют последствия осужденного партией культа личности.

На основе развертывания внутрипартийной демократии, соблюдения ленинских норм партийной жизни значительно повысилась активность коммунистов. Ленинградская парторганизация с огромным удовлетворением встретила мероприятия ЦК КПСС и Советского правительства но укреплению революционной законности. Как выяснилось в 1953 г.

Немецкий писатель Лион Фейхтвангер с позиции стороннего наблюдателя описывал жилищные условия ленинградцев, как чрезвычайно плохие, заметив, что большая часть населения жила скученно, в «убогих» комнатах, которые зимой было трудно проветривать [22]. В самых неблагоприятных жилищных условиях находились жители старых общежитий при фабриках, где могла царить антисанитария, пьянство и постоянные драки [22]. В целом жилищная ситуация была крайне неудовлетворительной, особенно для новоприезжих. Ещё с дореволюционных времён практиковалась угловая аренда жилья, когда снимался отдельный угол в комнате у семьи, занимавшей комнату. Новоприезжие селились в общежитиях и бараках [70]. С середины 1920-х годов начали строиться новые жилмассивы, жильё в них считалось образцовым, но в таких квартирах отсутствовали кухонные плиты, ванная комната, был один на всех водопроводный кран [68].

Часто в такие квартиры вселяли по несколько семей, образуя и в таких квартирах новые коммуналки [68] , многие квартиры в жилмассивах строились с тремя комнатами, от чего их было решено уплотнять [58]. Квартиры в новостройках эпохи конструктивизма воплощали идею дома — коммуны [68]. В таких квартирах не задумывались кухни или ванные, так как жители должны были питаться в столовой при коммуне и мыться в общей душевой [71]. Для жилмассивов было типично наличие «общественной группы» — детских садов, библиотеки, красного уголка, бани с прачечной и кооперативного магазина [58]. При строительстве жилых домов в стиле сталинского ампира архитекторы вернулись к дореволюционному способу оформления жилищ, создавая квартиры с высокими потолками, кухнями, ванными [59]. Самые комфортабельные в городе квартиры были построены в доме политкаторжан , куда селились семья революционеров, побывавших на каторге до революции. Семья могли жить в собственных квартирах, в которых были ванные, что было большой редкостью в тот период, но в квартирах не было кухни [71]. В доме также имелся детский сад, библиотека, театр. Из 140 семей в итоге 132 были репрессированы [71].

В Ленинграде имелись обширные, «барские» квартиры с собственной прислугой, в которых жили партийные работники [71]. Специально для работников Ленсовета и депутатов был построен дом Ленсовета , где располагались роскошные многокомнатные квартиры с прислугой [72]. Новые жилые здания строились относительно медленно и жилья не хватало [73]. Квартиры в «сталинках» выделялись своим высоким качеством и они будут считаться элитными в поздний советский период и современность [74] Коммунальное жильё[ править править код ] В постоянном процессе разукрупнения квартир в бывших доходных домах появилось коммунальное жильё с тёмными и длинными коридорами и помещениями без естественного освящения [69]. Типичная коммунальная квартира располагалась в бывшем доходном доме и состояла их множества комнат и длинных коридоров с общей кухней и туалетом. Вход в коммунальную квартиру венчало множество звонков, каждый — в одну комнату. Жильцы организовывали расписание уборки мест общего пользования. В коммунальных квартирах не было ванных, но были туалеты [75]. Жилищная ситуация заметно ухудшилась в послевоенное время, часто людей селили в непригодных для жилья помещениях — корпусах больниц, цехах, казармах и подвалах [34] , но ситуация снова улучшилась в 1950-е годы [76] , к этому момента была восстановлена часть жилищного фонда [76].

На кухнях стояло по несколько плит, чтобы готовкой могли заниматься несколько человек [75]. Ванные ещё тогда не вошли в бытовую жизнь горожан и ленинградцы традиционно мылись в общественных банях по субботам [78]. Подавляющая часть дореволюционных помещений не была оборудована для мытья дома [78]. Бельё часто стирали на кухне, варя одежду в огромных баках [75]. Бельё также стиралось в домовых прачечных или подвалах домов [77]. Значительная часть домов продолжала отапливаться дровами и в дворах располагались дровяники [77]. Для готовки на кухне использовались массивные плиты, топившиеся дровами, а также керосинки, керогазы или примусы [79]. Основным местом отдыха выступали внутренние дворы, где общались жильцы, взрослые играли в домино, обменивались новостями и сплетнями, дети играли с прятки, разбойников, пятнашки и т. Мячи были редкостью и вместо них использовались маялки мешочки с песком [80].

Летом многие жители Ленинграда уезжали на дачи [81]. В годы блокады Ленинграда электричество и водопровод перестали работать. Люди заклеивали окна бумажными полосками, чтобы в случае бомбардировок стекло не разлеталось. Часто люди прятались и жили в подвалах — бомбоубежищах [82]. Ночью окна зашторивались чёрными занавесками, чтобы враг с воздуха не мог целиться [42]. Люди жили в условиях холода, было налажено производство печек буржуек , которыми отеплялись помещения [83]. Электричество начали подавать в конце 1942 года [84]. В городе не хватало общественных туалетов и со времён революции почти во всех дворах стояли «ретирадники» — примитивные будки без крыши, внутри которого размещался дощатый с широкими щелями пол.

На участке Поповка — Дубцы из глубоких минных колодцев, шахт и тоннелей было извлечено более 10 тыс. В кратчайшие сроки был возведен большой мост через реку Волхов вблизи станции Чудово, восстановлены пути и станционные устройства. Уже 23 февраля 1944 года все восстановительные работы на участке Колпино — Поповка — Дубцы были завершены. Из города на Неве в сторону Москвы проследовал первый после снятия блокады грузовой поезд.

В них чаще всего использовались в разной форме три упомянутые выше «установочные» цитаты. Передовица «Смены» 27 января 1946 года приводит сразу все три высказывания: слова «Великая победа» вынесены в заголовок, в тексте приведена цитата из речи М. Калинина, заканчивается статья традиционным обращением к нынешним трудовым будням: «Мы не только вспоминаем суровую пору войны, но и радуемся возрождению нашего города как крупнейшего индустриального и культурного центра страны» Великая победа 1946. Цитаты из газетных материалов этих лет, в которых трудовые подвиги рассматриваются как продолжение славных военных традиций, можно приводить до бесконечности. В передовице «Ленинградской правды» от 27 января 1948 года эта тема по-прежнему остается главной: «Трудящиеся города с гордостью оглядываются на пройденный путь. Вспоминая о пережитом, они отдают дань всенародной любви и уважения участникам исторической битвы. Перелистывая героические страницы священной летописи Великой Отечественной войны, они видят наглядные примеры выдающейся самоотверженности в труде и в бою, умножающие сейчас наши силы в борьбе за расцвет родного города, за послевоенную сталинскую пятилетку» Ленинградская правда. Каждый год 27 января в Ленинграде, в помещении Театра оперы и балета имени Кирова, проходило торжественное заседание, посвященное дню полного освобождения города от блокады. В собрании принимали участие депутаты Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся, представители партийных и общественных организаций города, члены командования Ленинградского военного округа и частей ВМФ, герои обороны Ленинграда. На заседании выступал с докладом представитель руководства городской партийной организации или командного состава Ленинградского военного округа, завершалось собрание большим концертом. Репортаж об этом праздничном мероприятии на следующий день публиковался в ленинградских газетах, часто о торжественном собрании в Театре оперы и балета имени С. Кирова кратко рассказывала также и «Правда». В репортажах и в приводившихся в них цитатах из выступлений ленинградского руководства подчеркивалась традиционность обращения в этот день не только к героической военной славе прошлого, но и к послевоенным трудовым подвигам: «Это стало уже традицией: торжественно отмечая ежегодно славную дату, воскрешая в памяти волнующие события тех дней, славя героев, громивших врага, труженики нашего города оглядывают пройденный с тех пор путь, подводят итоги своих созидательных дел, являющихся закономерным продолжением военного подвига» Пятилетие 1949 - Огромное число различных по жанру праздничных материалов ленинградских газет 1946—1949 годов объединено одной общей темой — город возрождающийся, «город — трудовой фронт». И здесь настоящее и будущее города и его жителей оказывалось тесно связанным с их героическим прошлым. В статьях, очерках, рассказах, репортажах, заметках, письмах и воспоминаниях подробно описывалось не только материальное воплощение успехов восстановления, но и успешное возвращение вчерашних воинов и тружеников города-фронта блокадных лет к мирной жизни, к мирному труду и учебе. Рассказы о героических подвигах ленинградских комсомольцев в годы войны и блокады на фронте, в отрядах МПВО, в бытовых отрядах, на производстве всегда завершались описанием нынешних стахановских подвигов комсомольцев см. Во всех этих материалах, посвященных успешному переходу от войны к миру, всегда воспроизводилась одна и та же схема состоявшегося возвращения от ратного труда к мирному. Это касалось как отдельных ленинградцев, продолжающих традицию подвига ударной работой на производстве или успехами в учебе см. Поскольку воспоминания о блокаде использовались для того, чтобы напомнить о необходимости продолжать героические военные традиции, кажется вполне закономерным то, что блокада представлена в официальном дискурсе этих лет исключительно как героическая эпопея. При этом героика фронтовая в газетных публикациях, безусловно, преобладает. Статья ленинградской писательницы Веры Кетлинской «Мост в будущее» Кетлинская 1946 — практически единственная публикация ленинградских газет послевоенного пятилетия, в которой присутствуют воспоминания о тяжести блокадной жизни[1]. Хотя здесь и говорится о высоком моральном духе и стойкости ленинградцев, все же в статье есть строки о голоде и холоде ленинградской блокадной зимы. Основная тема статьи — воспоминания о том, как запомнилось ленинградцам начало победного наступления 1944 года. Статья Ильи Эренбурга «Наша гордость» — один из редких материалов, посвященных героизму простых жителей города в годы блокады: «Каждый ленинградец, переживший годы блокады, это воин, ветеран обороны, подлинный герой» Эренбург 1949 — «Встречая в толпе незнакомого, — пишет автор, — я порой думаю: этот перенес блокаду… Таких узнаешь по глазам: в них не только память о горе, в них закал большой воли. Ленинград велик не только тем, что вынес, он велик и тем, как он вынес то, чего другие не вынесли бы» Там же. Центральное место в статье занимает рассказ о попавшем в руки автора блокадном дневнике ленинградской девочки, в котором записаны названия книг, которые она читала блокадными ночами «Анна Каренина», «Овод» и другие. Уже после войны автор выяснил, что в дневнике записаны названия книг, не которые девочка читала из-за темноты , а которые вспоминала, и это помогало ей выжить.

Советские памятники

В течение года восстановили работу ещё 12 клубных учреждений, и в Ленинграде стало действо-вать более трёх десятков клубов и Домов культуры. Бесплатные онлайн экскурсии по по послевоенному восстановлению Ленинграда (СПб) от ведущих искусствоведов и историков города. «От войны к миру: восстановление исторического центра Ленинграда после блокады». Бесплатные онлайн экскурсии по по послевоенному восстановлению Ленинграда (СПб) от ведущих искусствоведов и историков города.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий