Новости учреждение академии наук год

Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге, как она называлась до середины XVIII века, была основана указом Петра Великого 8 февраля (28 января) 1724 года. По велению императора 8 февраля 1724 года была образована Академия наук и художеств. В разные годы это первое высшее научное учреждение России носило разные названия, но обобщенное, принятое в литературе, — Императорская академия наук. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 году — в Российскую Академию наук.

Мозг нации. Российская академия наук отмечает 295-летие

Петр посетил Французскую академию наук, где иностранные ученые демонстрировали химические эксперименты. Он принял участие в заседании, на котором был единогласно избран почетным членом Французской академии наук. Автограф Петра I Источник: Wikipedia Особенно много император общался с немецкими учеными, в том числе с «универсальным человеком» того времени, математиком, философом, физиком и языковедом Готфридом Лейбницем, который, как считается, и подсказал императору устройство академии, которое бы учитывало отечественную специфику. Петр осознал, что в России необходимо создать все условия для развития научных знаний и образования населения. Поэтому еще до официального открытия академии наук император стал активно разрабатывать элементы будущей инфраструктуры. Первым делом Петр Первый сделал общедоступным свое личное собрание книг и нанял библиотекаря, который должен был следить за собранием и пополнять его. Также в 1714 г. Петр организовал публичный музей — Кунсткамеру, фонды которого содержали различные редкости.

В документах об учреждении Академии наук и художеств Кунсткамера рассматривалась как неотъемлемая часть академии наук, а фонд — как инструмент, способствующий деятельности академиков. Гравюра Г. Качалова, 1740 г. Источник: Wikipedia «А чтоб академики в потребных способах недостатку не имели, то надлежит, дабы библиотека и натуральных вещей камора Академии открыта была. А над оною надлежит библиотекарю партикулярную дирекцыю иметь и власть те книги и инструменты, которые Академии надобны, выписать или здесь делать». Согласно историческим данным, за десять лет до официального открытия академии наук уже велись активные переговоры с крупными зарубежными учеными об их приезде в Россию на работу по контракту. В стране практически не было своих ученых, отсутствовало высшее образование, поэтому император начинал с нуля.

Поэтому для Российской академии наук приходилось создавать новый научный фундамент. На первых порах в состав академии вошли такие выдающиеся исследователи, как французский астроном и картограф Жозеф-Николя Делиль, швейцарский физик, механик и математик Даниил Бернулли, немецкий историк и филолог Готлиб Зигфрид Байер и великий математик и механик Леонард Эйлер. Но спустя годы академия наук подготовила отечественных ученых, получивших блестящее образование в академических учебных заведениях: академиков С. Котельникова, И. Лепехина, В.

Но уже с XIX века Петербургская академия наук начала полагаться на национальные кадры.

Первым учёным мирового масштаба, имевшим российское происхождение, стал академик Михаил Ломоносов, обогативший науку фундаментальными открытиями в химии, физике, астрономии, геологии и внёсший вклад в языкознание. В 1999 году указом Президента Российской Федерации день образования Российской академии наук 8 февраля был установлен Днём российской науки. Кроме этого, 466 зарубежных учёных ныне являются иностранными членами РАН.

Второй класс носил название «класса естественных наук», где академики изучали физику, анатомию, ботанику и химию.

В третьем классе «гуманиоры, истории и права» велись исследования в областях риторики, античной и новой истории, естественного и публичного права, политики и этики. Всего в штате Академии наук числилось 11 академиков - в первом и втором классах по четыре, и три - в третьем. С 1728 г. Также при Академии работала собственная типография, которая быстро завоевала прекрасную репутацию, и ей было поручено издание всей литературы в стране, кроме церковной.

Это сразу обозначило ведущую роль Академии в общем развитии российской культуры. Велись работы по геодезии и картографии. В 1745 г. Развитие математики и механики на начальном этапе работы Академии было связано, прежде всего, с именем Леонарда Эйлера.

С 20 лет и до конца жизни научная деятельность этого великого ученого была связана с Академией наук России. В 1742 г. Ломоносов, многогранная деятельность которого составила целую эпоху в истории развития отечественной науки. В 1748 г.

Ломоносов выдвинул принцип сохранения вещества и движения. Новое слово сказал он в геологии и географии, уделял много внимания совершенствованию горного дела, металлургии, конструированию навигационных и других приборов. Ломоносов явился преобразователем русского литературного языка и русского стихосложения. Он был автором первой грамматики русского языка, первого курса риторики на русском языке, исследований по стилистике, истории русского государства.

Большое внимание Ломоносов уделял подготовке молодой научной смены, развитию образования и просвещения в стране. При его активном участии в 1755 г. Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 , русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист и художник, поэт и филолог, физик, химик, астроном. В знаменитой Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга в 1733-1743 гг.

Красильников и С. В начале XIX в. Возраставшие потребности в специалистах для промышленности, в области образования и культуры привели к основанию ряда университетов - в Казани, Петербурге, Тарту, Харькове. Наряду с академической в России стала развиваться университетская наука.

Изменился и характер деятельности Академии наук, она перестала выполнять учебные и некоторые другие функции. Прекратил свою деятельность академический университет. Вопросы искусства перешли в ведение основанной в России академии художеств. Академия целиком сосредоточила свое внимание на научно-исследовательской работе.

Улучшилась материальная база научных исследований в Академии наук. В 20-х годах XIX в. Академия наук получила в свое распоряжение богатейшую коллекцию Кунсткамеры, библиотеку, составленную из частных собраний, в том числе из книг, принадлежавших Петру I. В здании Кунсткамеры размещались анатомический театр, Пулковская астрономическая обсерватория, в которой велись исследования по звездной астрономии, выпускались звездные каталоги и находился уникальный глобус диаметром более 3 м.

В этот период преимущественное развитие получили математические и естественные науки, что было обусловлено развитием производства, изучением и освоением природных богатств страны, потребностями мореплавания, метеорологии, картографии.

Её члены были обязаны вести преподавание и индивидуально вести одного-двух воспитанников, которые впоследствии смогли бы их заменить. Этим обеспечивалась ускоренная подготовка отечественных научных и преподавательских кадров для Академии, университета и гимназий. Перспективные молодые учёные направлялись на учёбу и стажировку в европейские университеты и академии. Прежде всего, это В.

Татищев , а также узкие, но высококвалифицированные специалисты, такие, как геодезист и астроном Ф. Соймонов , адъюнкт по астрономии А. Одним из первых российских учёных начал работать в академии Михайло Ломоносов , который вернулся в 1742 году из заграничной командировки в Германию и впоследствии прославивший российскую науку. В числе первых четырёх российских учёных он был назначен профессором химии в Московском университете, позднее названный его именем, и возведён в ранг членов Академии. Новый Устав Академии появился при императрице Елизавете Петровне в 1747 г.

По регламенту 1747 г.

Академии наук 300 лет

Положения об учреждении академии наук и художеств, 1724. Ныне это Российская Академия Наук, воссозданная в 1991 году в статусе высшего научного учреждения страны. По указу императора Петра I 22 января (2 февраля) 1724 года был подготовлен проект «Положения об учреждении Академии наук и художеств», составленный лейб-медиком царя Л.Л. Блюментростом. Так, 8 февраля 1724 года по велению императора была образована Академия наук и художеств, учиться в которой, по указанию Петра, дозволено было отрокам не только дворянского происхождения, но и других сословий. Начиналось всё с того, что в 1718 году Пётр I посетил Французскую академию наук и с тех пор постоянно думал, как бы создать аналогичный научный центр в России. История Российской академии наук началась 28 января (8 февраля) 1724 года.

В Петербурге основана Российская Академия Наук

Мы продолжаем наш февральский марафон публикаций, посвященных 300-летию Российской академии наук, которое будет отмечаться в следующем году. Указ об учреждении Санкт-Петербургской Академии наук был опубликован 8 февраля 1724 года. 8 февраля 2024 года в День российской науки отмечается 300 лет со дня основания Российской академии наук. 22 января 1724 года Петр I представил на обсуждение в Сенате "Проект положения об учреждении Академии наук и художествЭ, подготовленный придворным врачом Л.Л. Блюментростом, подписал "Определение об Академии". в Википедии написано 1724 — Петербургская академия наук учреждена в Санкт-Петербурге по распоряжению императора Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 года. Видео автора «МИР 24 | Новости» в Дзене: Учреждение стало волей первого российского императора – Петра I. Удовлетворить его не смогла ни одна из иностранных академий.

История создания Российской академии наук

Выпуск научных трудов и журналов стал одним из важнейших направлений деятельности Академии по популяризации и внедрению результатов научных работ, а следовательно, и фундаментальной науки в СССР. Издания Академии были по сути отчетом о деятельности ее научных учреждений и результатах работы ученых и ведущих научных школ страны. Сегодня издательство «Наука» — крупнейший многопрофильный научно-издательский холдинг России, специализирующийся на издании и распространении научных книг и журналов по всем направлениям науки.

Выдвинулись биологические науки: сравнительная эмбриология животных, эволюционная эмбриология, эволюционная физиология растений, теория иммунитета. Во второй половине века стала активно развиваться химия, в том числе органическая, органический катализ при высоких давлениях и температурах, физическая химия, систематика химических элементов», — рассказывал в одном из интервью директор Архива РАН в 2013 — 2018 годах Виталий Афиани. В это время физик и электротехник Александр Попов изобретает радио, химик Дмитрий Менделеев открывает периодическую таблицу химических элементов, биолог Дмитрий Ивановский открывает вирусы, а будущий Нобелевский лауреат Иван Мечников разрабатывает клеточные механизмы иммунитета, другой Нобелевский лауреат Иван Павлов создаёт науку о высшей нервной деятельности. Как в России боролись с эпидемиями Время великих достижений После Февральской революции 1917 года Петербургская или Императорская академия наук меняет название на Российскую академию наук и впервые получает право самостоятельно избирать своего президента. Им стал выдающийся геолог Александр Петрович Карпинский, сохранивший этот пост вплоть до своей смерти в 1936 году. С этого момента во главе советской академии всегда стояли крупные учёные с мировым именем — Вавилов, Несмеянов, Келдыш, Александров, Марчук. Читайте также: Знай наших! Мстислав Келдыш — «генерал науки» С одной стороны, советская власть понимала важное значение науки для построения нового общества, а с другой — мечтала поставить её на марксистско-ленинские рельсы.

Поэтому параллельно с существующей Академией наук была создана и Социалистическая академия наук, которая позже стала Коммунистической, но успехов в её работе это не прибавило, и в 1936 году её распустили. Несмотря на угрозы роспуска, личные трагедии репрессированных учёных, советский период стал временем великих достижений советской науки. Академия исследовала Курскую магнитную аномалию и минеральные ресурсы Кольского полуострова и Сибири. В предвоенные годы физики П. Черенков, И. Тамм и И. Франк открыли и дали теоретическое объяснение эффекту излучения света заряженной частицей при её движении со скоростью, превышающую фазовую скорость света в среде. В 50-е годы физики Н. Басов и А. Прохоров создали ряд типов лазеров.

Данные открытия были удостоены Нобелевских премий. К 1941 году Академия наук СССР насчитывала уже восемь отделений по всем направлениям научного поиска: физико-математическому, химическому, геолого-географическому, биологическому, техническому, истории и философии, экономики и права, литературы и языка. В союзных республиках открывались филиалы Академии наук, лаборатории, создавались научные базы. В предвоенный период была создана мощная научная база, которая позволила значительно усилить обороноспособность страны. Уже в первые дни после начала войны Академия наук разработала комплексный план, который включал в себя 245 приоритетных тем, связанных с разработкой новых вооружений. Очень многие учёные внесли свой огромный вклад в приближение Победы. Это Зинаида Ермольева, впервые в СССР получившая пенициллин, Игорь Курчатов — противоминная защита для кораблей Черноморского флота, Пётр Капица — жидкий кислород для производства взрывчатки, Александр Несмеянов — бензостойкий каучук для бензобаков, Исаак Китайгородский — бронестекло и многие другие. В послевоенный период СССР стал научной сверхдержавой. В 1957 году был запущен первый искусственный спутник вокруг Земли, а в 1961 году СССР первым вступил в космическую эру, когда состоялся полёт Юрия Гагарина.

Блюментрост заложил основы организационного устройства Академии. Основные усилия на посту президента он направил на создание академической типографии. Позднее из бывшей Синодальной типографии в Академическую типографию была передана часть оборудования — «два стана и шрифты — русской гражданской печати, немецкий и латинский» и часть персонала. С его именем связана одна музыкальная легенда. Якобы именно он заказал великому композитору Иоганну Себастьяну Баху написать произведения для клавира, ставшие знаменитыми под названием «Вариации Гольдберга». При третьем президенте Академии 1734 г -1740 гг. Иоганне Альбрехте фон Корфе были учреждены первые академические объединения - Математическая конференция и Географический департамент, появился институт иностранных членов Академии. По его распоряжению была опубликована «Ода на взятие Хотина» Михаила Ломоносова. Четвертый руководитель Академии 1740 — 1741 гг. Семейство Бревернов славилось благородством и неподкупностью и на протяжении нескольких поколений обладало исключительно доброй репутацией, что был вынужден отметить даже известный своим злоязычием российский историк Петр Долгоруков.

Гравюра Г. Качалова, 1740 г. Источник: Wikipedia «А чтоб академики в потребных способах недостатку не имели, то надлежит, дабы библиотека и натуральных вещей камора Академии открыта была. А над оною надлежит библиотекарю партикулярную дирекцыю иметь и власть те книги и инструменты, которые Академии надобны, выписать или здесь делать». Согласно историческим данным, за десять лет до официального открытия академии наук уже велись активные переговоры с крупными зарубежными учеными об их приезде в Россию на работу по контракту. В стране практически не было своих ученых, отсутствовало высшее образование, поэтому император начинал с нуля. Поэтому для Российской академии наук приходилось создавать новый научный фундамент. На первых порах в состав академии вошли такие выдающиеся исследователи, как французский астроном и картограф Жозеф-Николя Делиль, швейцарский физик, механик и математик Даниил Бернулли, немецкий историк и филолог Готлиб Зигфрид Байер и великий математик и механик Леонард Эйлер. Но спустя годы академия наук подготовила отечественных ученых, получивших блестящее образование в академических учебных заведениях: академиков С. Котельникова, И. Лепехина, В. Севергина и др. Петр Вяземский Споры о дате Многие историки до сих пор спорят, какой год считать официальной датой создания Российской академии наук. В наши дни мы празднуем день основания академии наук как День российской науки — 8 февраля. Именно 8 февраля 1724 г. Однако сам Петр Первый не успел торжественно открыть академию. Это сделала его вторая жена императрица Екатерина I в декабре 1725 г. Источник: Wikipedia Петр Первый создавал академию наук по европейским канонам, но с учетом отечественной специфики. Российская академия наук учреждалась вместе с гимназией и университетом, которые готовили будущих ученых. Последние становились членами академии и получали жалование за обеспечение научно-технического развития государства.

Петр I подписал указ об образовании Российской Академии наук и художеств

Он не только заставил московских бояр сменить привычное платье на европейское, обрезать бороды и надеть парики, но и создал новые общественные институты в стране, которых раньше не существовало. И одна из таких структурных реформ касалась образования, которое должно было давать стране новые необходимые кадры учёных и инженеров. В своих поездках по европейским странам Пётр нередко посещал университеты и научные академии. Так, во Франции он побывал в Сорбонне, обсерватории, Академии письменности и словесности и даже принял участие в заседании Королевской академии наук. Кстати, почётным членом этой академии русский царь станет в 1720 году — за участие в составлении детальной карты Каспийского моря и его побережья. Видимо, этот факт стал решающим при выборе образца для создания теперь уже российской академии — устройство Королевской академии наук в Париже ему показалось более подходящим, хотя император побывал и в Лондонском королевском обществе, и в Оксфорде.

В 1711 году Пётр познакомился с выдающимся немецким философом и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем, с которым несколько раз встречался в Германии. Лейбниц проявлял большой интерес к России, видел в ней значительный научный потенциал. Именно он посоветовал императору создать Академию наук и, будучи назначенным тайным советником по науке, написал первый устав академии. По мысли Лейбница, будущая академия должна была создаваться не сама по себе, а вместе с университетом и гимназией — для подготовки научных кадров. И этот момент отличал российскую академию от зарубежных аналогов.

На одном из предложенных проектов Пётр Первый начертал свою резолюцию: «Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учён и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции и прочия». В России на тот момент уже были академии: Киево-Могилянская и Славяно-греко-латинская в Москве, но они давали исключительно гуманитарное, церковное образование. А по замыслу Петра в университете при новой Академии наук должны были учить медицине, философии, юриспруденции. В университет же будут поступать те, кто окончил гимназию при нём. И всё это вместе позволит создать в стране полноценную систему подготовки научных кадров.

Также императору импонировала идея стать покровителем наук, поэтому финансирование нового учреждения он предусмотрительно назначил из государственной казны, понимая, что за счёт частной или общественной поддержки нужного результата не будет. По совету же Лейбница царь даёт согласие на приглашение иностранных учёных, которые, по его замыслу, должны были подготовить новую смену уже из русских кадров. Таким образом, в России на тот момент оказалось немало выдающихся европейских учёных: французский астроном и картограф Жозеф-Николь Делиль, швейцарский физик, механик и математик Даниил Бернулли, великий математик и механик Леонард Эйлер. Всего же в 1725 году в Россию прибыли 16 учёных. Кстати, почти все они были весьма молоды — средний возраст составлял всего 30 лет.

Планировалось, что европейские учёные должны не только преподавать в университете, но и в индивидуальном порядке вести одного-двух воспитанников, которые со временем могли бы заменить их. Также предполагалась стажировка молодых учёных в европейских университетах и академиях. Первоначально планировалось открыть три отделения: математическое, физическое и гуманитарное. Но сам Пётр Первый, заложивший фундамент будущей Академии наук, открыть её де-факто не успел. Это сделала его супруга Екатерина I своим указом от 7 18 декабря 1725 года.

Она же назначила и первого президента академии — лейб-медика Лаврентия Блюментроста, человека из окружения Петра Первого, который лично организовывал Аптекарский огород в Москве.

Яко б совершенная Академия была, понеже довольно б членов о совершенстве художеств и наук трудились. Егда оные же члены те художествы и науки публично учить будут, то подобна оная будет универзитету и такую ж прибыль произведет. Когда данные академикам младые люди, которым от его императорского величества довольное жалование на пропитание определено будет, от них науку принявши и пробу искусства своего учинивши, младых людей в первых фундаментах обучать будут, то оное здание таково ж полезно будет, яко особливое к тому сочиненное собрание, или гимназиум. Притом же бы вольные художествы и манифактуры, которые уже здесь заведены суть или впредь еще заведены быть могут, от помянутого заведения пользу имели, когда им удобные машины показаны и инструменты их исправлены будут. И понеже сие учреждение такой Академии, которая в Париже обретается, подобна есть кроме сего розличия и авантажа, что сия Академия и то чинит, которое универзитету или коллегии чинить надлежит , того для меня надеюсь, что сие здание удобнейше Академиею названо быть имеет. Науки, которые в сей Академии могут учены быть, свободно бы в три класа розделить можно: в 1-м класе содержались бы все науки математические и которые от оных зависят; во 2-м — все части физики, в 3-м — гуманиора, гистория и права. К первому класу четырех персон надобно: первой надлежало бы упражняться матези сублимиори, яко арифметикою, алгеброю и геометриею, и протчими частьми теоретическими; второй бы тщание иметь к астрономии, географии, навигации; третьей и четвертой — о механики.

Второй клас розделяется в четыре части, а имянно: 1. И такожде четырех персон к тому иметь надлежало б. А за нужду мог бы академикус матезеос сублимиорис за академика физики теоретической и экспериментальной отправлять, ибо собственно физика генеральная ничто иное есть, токмо апликация к телесам. Третей клас состоял бы из тех членов, которые в гуманиорах и протчем упражняются. И сие свободно бы трем персонам отправлять можно: первая б — элоквенцию и студиум антиквитатис обучала, 2 — гисторию древную и нынешную, а 3 — право натуры и публичное, купно с политикою и этикою ндравоучением. Аще же притом экономия учена будет, то похвально и весьма полезно, ибо в общем жительстве учением ее великая прибыль и польза чинится. Кроме сих членов, особливой секретарь потребен, который все, что в Академии предлагается, в протокол вносит, в порядок приводит и тое, что достойно есть, ежегодно или чрез каждые два года публикует и купно с библиотекарем корреспонденцию с учеными людьми держит. Должность академиков: 1.

Все, что в науках уже учинено — розискивать, что к изправлению или прирощению оных потребно есть — производить, что каждый в таком случае изобрел — сносить и тое секретарю вручать, которой тогда понужден будет оное, когда надлежит, описать 2. Каждый академик обязан в своей науке добрых авторов, которые в иных государствах издаются, читать. И тако ему лехко будет экстракт из оных сочинить. Сии экстракты, с протчими изобретениями и розсуждениями, имеют от Академии в назначенные времена в печать отданы быть. Понеже Академия ничто иное есть, токмо социетет собрание персон, которые для произведения наук друг друга вспомогать имеют, того ради весьма надобно, чтоб оне еженедельно несколько часов в Собрании были, и тогда каждый мнение свое предлагать, советом и мнением других пользоватца и партикулярно учиненные эксперименты в присутствии всех членов поверять может. И сие последнее весьма надобно для того, что в таких экспериментах многократно один другого, яко, например, анатомикус механика и пр.

В России учебных заведений, которые могли бы обеспечить подготовку специалистов технического и естественнонаучного профилей, тогда не было. Пётр и его сподвижники также понимали, что необходимо решать не только сугубо практические задачи, но и создавать благоприятную среду для проведения фундаментальных научных исследований, без которых будет невозможен дальнейший прогресс. Свой замысел создания Российской академии наук самодержец тщательно продумывал. Первоначально он хотел создать в России только университет, но к тому времени эти учреждения в Европе утратили свое господствующее положение в научной жизни.

Все большую роль стали играть научные общества и академии. Об их деятельности Пётр I узнал во время европейских путешествий, когда в 1697 году инкогнито впервые отправился за границу в составе Великого посольства. Тогда же молодой царь познакомился и с голландским анатомом Фредериком Рюйшем, собравшим потрясающую коллекцию анатомических препаратов. В 1717 году государь выкупил это собрание. Впоследствии оно стало частью первого российского государственного публичного музея, основанного в 1714 году. В настоящее время это Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Кунсткамера Российской академии наук. Подробнее об истории этого интересного учреждения можно узнать из материалов отдельной цифровой коллекции Президентской библиотеки. В том же 1714 году начала свою работу первая в России общедоступная библиотека, ныне — Библиотека Академии наук. В ходе путешествия с Великим посольством будущий император свел знакомство не только с Рюйшем, но и с выдающимся мыслителем и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем.

Покровительство наукам всегда было моей главной целью, только недоставало великого монарха, который достаточно интересовался бы этим делом, - утверждал Лейбниц. Историки считают, что именно в беседах с этим мыслителем у Петра I сформировалась идея создания Академии наук в Петербурге. Важную роль в разработке организационных принципов РАН сыграло посещение царем в 1717 году Франции. Там он побывал во многих научных и образовательных учреждениях. В том числе, в парижской Академии наук, где самодержцу продемонстрировали новейшие достижения французской науки и техники: модели подъемных машин, химические опыты и рисунки для книг по истории искусств. На практике идея создания Академии наук в России постепенно начала реализовываться с начала 1720-х годов.

Часть первая Обсудить Здание Академии. В прошлый раз мы рассказали вам о научных интересах Петра I, которые привели и утвердили его в идее создания Академии. В новом материале, который представляет объединенная редакция порталов Indicator. Ru и Inscience. News — рассказ о самом начале ее существования, поскольку первые годы и десятилетия бытия Академии наук оказались весьма и весьма интересными. Мы пойдем другим путем! Задумав в том числе — и с подачи, и с консультациями великого философа и математика Годфрида Лейбница распространение наук в России, Петр I подступил к реализации этого масштабного проекта системно. Он изучал, как обстоят дела с наукой в Европе — в Британии, Франции, Германии, Нидерландах, сравнивал — как бы мы сейчас сказали — научно-образовательную политику в разных странах, и пришел к выводу, что прямой перенос любой научной европейской системы на российкую почву не позволит ему добиться своих целей. А цели были чётко сформулированы. Даже в проекте Положения Академии наук и художеств Петр формулирует: «1 Науки производить и совершить, однакожде тако, чтоб они тем наукам: 2 Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали, и чтоб они 3 Некоторых людей при себе обучили, которые б младых людей, первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли». То есть, Петр с самого начала хочет, чтобы в стране одновременно решались три задачи. Во-первых, нужно, чтобы сразу же появились ученые, которые бы занимались собственно научным процессом. Во-вторых, чтобы Академия готовила этим ученым смену — всех желающих молодых людей обучали.

Либо Е=mc², либо бомбы не будет!

  • Сто лет со дня основания Издательства Российской академии наук!
  • Пионер российской науки – Учительская газета
  • Молодежные сайты Кубани
  • Предыстория создания Академии
  • Указ об учреждении Академии наук. Указы Петра I. Государственная грамота

Академии наук 300 лет

Покровительство наукам всегда было моей главной целью, только недоставало великого монарха, который достаточно интересовался бы этим делом, - утверждал Лейбниц. Историки считают, что именно в беседах с этим мыслителем у Петра I сформировалась идея создания Академии наук в Петербурге. Важную роль в разработке организационных принципов РАН сыграло посещение царем в 1717 году Франции. Там он побывал во многих научных и образовательных учреждениях. В том числе, в парижской Академии наук, где самодержцу продемонстрировали новейшие достижения французской науки и техники: модели подъемных машин, химические опыты и рисунки для книг по истории искусств. На практике идея создания Академии наук в России постепенно начала реализовываться с начала 1720-х годов. Первым президентом учреждения стал Лаврентий Блюментрост. Его отец был уроженцем Саксонии, известным врачом, поступившим на русскую службу. Сам Лаврентий родился в Москве и тоже получил медицинское образование. Своей деятельностью Блюментрост заслужил особое доверие императора, в 1719 году он был назначен личным врачом государя. Помимо Академии наук, Блюментросту было поручено заведование Библиотекой и Кунсткамерой.

В помощники себе он взял выходца из Эльзаса библиотекаря Иоганна-Даниэля Шумахера. В 1721 году Пётр I отправил последнего за границу для подбора научных кадров. Наиболее охотно откликались на приглашение немецкие светила. В Германии складывались неблагоприятные условия для занятия наукой — мешала раздробленность страны. Привлекали ученых и установленные академикам оклады, которые были значительно выше, чем в других европейских академиях. К началу 1724 года Блюментрост и Шумахер подготовили проект положения «Об Академии наук и Университете при ней». С ним можно ознакомиться по оцифрованной копии многотомного издания « Материалы для истории Императорской Академии наук » 1885 г , представленного в коллекции Президентской библиотеки. Пётр I пожелал, чтобы утверждение проекта Академии было сделано публично. Таким образом, император хотел подчеркнуть его важность и значение.

Торжественное открытие научно-практической конференции было посвящено 300-летию со Дня основания Российской академии наук. Герои на машине времени перенеслись в XVIII век, где стали свидетелями начала важного этапа в становлении науки в Российском государстве [1]. На очном этапе конференции было представлено 109 исследовательских работ, 7 команд приняли участие в инженерных соревнованиях. Защита исследовательских работ состоялось на секциях по направлениям: Ломоносовской; физико-математической физика, энергетика, математика, информатика ; естественнонаучной химия, биология, психология, медицина, экология, география ; филологической литература, языкознание ; культурологической культурология, искусство, краеведение ; секции общественных наук история, обществознание, право, экономика ; секции иностранных языков английский язык ; инженерной форма - инженерные соревнования. На Ломоносовской секции учащиеся представили исследования о жизни и научной деятельности М. Ломоносова, совершили «путешествие сквозь века» по Ломоносову-Ораниенбауму и Хребту Ломоносова. Молодые филологи успешно защитили работы о роли слов-концептов «черное» и «белое» в раннем поэтическом творчестве М. Лермонтова, разобрались в особенностях репрезентации концепта «война» в сборнике рассказов Н. Абгарян «Дальше жить».

При этом император пожелал, «чтобы такие были выбраны из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». Это было принципиально важно уже в силу того, что первый состав Академии набирался из учёных из Европы, прежде всего немцев. Академики профессора должны были не только читать публичные лекции и составлять по своим наукам курсы для студентов, но и следить за научной литературой, публикуемой в Европе, делать по своим специальностям сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, готовить научные справки, проверять предлагаемые Академии новые открытия, организовывать научные экспедиции по стране. Было два принципиальных отличия российской академии от академий Западной Европы. Во-первых, российская Академия с момента своего создания была государственным учреждением, финансируемым за счёт казны в то время, как европейские академии существовали за счёт частных взносов и спонсоров. Во-вторых, российская Академия по своей структуре должна была решать не только научные задачи. При ней создавались академический университет и гимназия, которые формально ей не подчинялись, но фактически в силу того, что основной штат преподавателей составляли как раз академики были её подразделениями.

И тогда последний царь и первый император Всероссийский Пётр I Великий инициирует создать Академию наук по аналогу французской. Из указа Петра I: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юриспруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют». Научные поиски первых членов академии привели к тому, что в России начали открываться исследовательские лаборатории и музеи, университеты и обсерватории. Страна уверено взяла курс на науку и образование. Первопроходцами в академии тогда стали выдающийся математик и механик Леонард Эйлер, астроном и картограф Жозеф-Николя Делиль, физик Даниил Бернаулли.

Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады

  • В Петербурге основана Российская Академия Наук - Знаменательное событие
  • День основания Российской академии наук
  • Ответы : в каком году открылась академия наук
  • В 2024 году Российская академия наук празднует 300-летие
  • Пётр Первый - создатель Российской академии наук

Российская академия наук

АКАДЕМИЯ НАУК Российская академия наук (РАН) была основана в 1724 году по указу Петра I. Является крупнейшей в России государственной академией наук.
300 лет Российской академии наук | Институт археологии Российской академии наук Положения об учреждении академии наук и художеств, 1724.

300 ЛЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

8 февраля 1724 года по распоряжению Петра Первого указом Правительственного сената была создана Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге. После Февральской революции 1917 года по ходатайству Временного правительства произошло переименование в Российскую академию наук. На практике идея создания Академии наук в России постепенно начала реализовываться с начала 1720-х годов. По указу императора Петра I 22 января (2 февраля) 1724 года был подготовлен проект «Положения об учреждении Академии наук и художеств», составленный лейб-медиком царя Л.Л. Блюментростом. Больше всего его впечатлила Парижская Академия Наук, по образцу которое он захотел создать похожее учреждение и в Российской империи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий