Новости почему сжигали чучело на масленицу

Масленичная неделя, как отметил священник, достаточно гармонично вписалась и в православные традиции.

Масленица: история, обряды и обычаи

Петербуржцам рассказали, зачем сжигать на Масленицу чучело Сжигание чучела на Масленицу 2024 состоится в Прощеное воскресенье, которое приходится на 17 марта.
Почему на Масленицу в России принято сжигать чучело и есть блины Почему на Масленицу сжигают чучело.
Ольга Ляпаева: "Если не сжечь чучело и не съесть блин, то зима не кончится" | Нижегородская правда Традиции сожжения чучела Масленицы. В воскресенье масленичной недели чучело торжественно проносили через всю деревню, а затем сжигали, топили в проруби или разрывали на части и разбрасывали солому по полям.
Искрин В.И. Почему сжигают Масленицу // Санкт-Петербургский университет, 2011, № 3. Традиции сожжения чучела Масленицы. В воскресенье масленичной недели чучело торжественно проносили через всю деревню, а затем сжигали, топили в проруби или разрывали на части и разбрасывали солому по полям.

Традиции сожжения чучела Масленицы

  • Курсы валюты:
  • Зачем наши предки сжигали чучело, которое наряжали?
  • Почему на Масленицу сжигают чучело.
  • Зачем наши предки сжигали чучело, которое наряжали?
  • История праздника Масленицы
  • Масленица. Сжигание Чучела.. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

Сжигать чучело на Масленицу - грех?

По традиции сжигание чучела на Масленицу устраивается в Прощеное воскресенье. Когда же будут жечь чучело Масленицы? В 2024 году этот обряд будет проходить 17 марта. Мы расскажем, что он означает, чем сопровождается, и во сколько сжигают чучело Масленицы. Если в прежние времена сжигали женское и мужское чучела, то в наши дни принято сжигать лишь женское, которое стало носить такое же название, что и сам праздник — Масленица. Это действо становится кульминацией и самым ярким его событием.

Обычно уничтожают большую фигуру Масленицы — не ниже человеческого роста, но делают также и маленькие фигурки. Их изготавливают из разных материалов: березовых палок, веников, соломы, лыка, старой одежды и тряпок. Нос и рот делают из бусин пуговиц или раскрашивают лицо куклы яркими красками. Глаза Масленицы, согласно традиции, обычно изображают закрытыми. В старину чучело делали из последнего пука соломы, которая оставалась после сбора урожая осенью.

Подобные фигурки изготавливали едва ли не в каждом доме, но сжигали только самую красивую и большую Масленицу.

Но в абсолютном большинстве случаев, чтобы сжечь «ветхое», не требовалось делать чучела: в Новгородской губернии, например, пучок соломы на шесте и есть Масленица, которую жгут. Часто Масленицей называли просто груду мусора: детям отдавали старые веники-голяки, лапти — они сваливали это в кучу, а в прощёный день всё сжигалось. Иногда делались маленькие чучела-куклы для домашнего хранения до следующего года.

Стоит ли считать эту традицию языческой, тоже неочевидно. Скажем, в Греции делают куколку, удивительно похожую на нашу масленичную, которая носит название «Госпожа Пост», и хранят её до конца поста. Наконец, блины. Традиционная русская Масленица предполагала употребление блинов из гречневой муки: скажем, известный публицист и издатель XVIII века Новиков посылает своим домашним гречневую муку с соответствующей припиской как раз к празднику.

Такие блины, во-первых, имеют сероватый цвет, во-вторых, не жарились, а пеклись в русской печи, так как они толстые и небольшие, как лепешки: их невозможно переворачивать. Разумеется, гречневые блины совсем не похожи на солнце и вся символика блин—солнце—Масленица в связи с вышесказанным не выдерживает критики. Наконец, даже гречневые блины не были самым важным угощением на Масленицу. Дело в том, что блины в XIX веке — это русский фаст-фуд, фигуры блинщиков встречаются на масленичных гуляниях ничуть не чаще, чем на любой ярмарке.

Символом Масленицы были такие позабытые сегодня угощения, как сдобные орешки, сдобная пряженая выпечка наподобие «хвороста» , перепечи и тому подобное. Неудивительно, что ни Домострой, ни «Книга яств во весь год в стол подаваемых» не упоминают блины в качестве традиционного масленичного кушанья, зато те же орешки, хворост и творожная смесь там перечислены. Масленица в Измайловском Кремле. Его легче готовить, что в советское время имело решающее значение.

Кроме того, он хорошо вписывался в общую «солярную» идею. Её открытие принадлежит не советам, а тому же Афанасьеву, который вдруг сообщает, что блин на Руси — символ солнца без ссылок, заметим. Потом Куприн в своем популярном романе «Юнкера», опубликованном в 1933 году, пишет о «солнечном» значении блина. И вот уже академик Рыбаков провозглашает: «Давно уже известно, что блин — символ солнца».

При этом на картинке рядом изображаются светлые пшеничные немецкие блины. Русские же блины — всегда тёмные. И если уж с чем-то их и связывать, то нельзя не отметить, что появляются они в первую очередь как поминальная еда в первую Вселенскую родительскую субботу как раз накануне Масленицы. Наконец, последнее.

Народы, которые приняли христианство от русских, — те же карелы, вепсы, сету, — заимствовали вместе с ним и Масленицу в череде других церковных празднеств. При этом они сохраняли родной язык при совершении религиозных обрядов и служб, а вот название «Масленица» заимствовали без перевода из русского. И что же они говорят о масленичных кострах этнографам? И жгли их вовсе не для того, чтобы открыть дорогу «весёлой беспечной весне», как может показаться, исходя из идеологии праздника образца 1958 года.

Логика была совсем обратная: горка — признак безделья, отсутствия работы. Накануне Масленицы хозяйки день и ночь трудились, чтобы потом кататься и веселиться, не принимаясь за труды до первого дня поста. И горки разрушались, сжигались как раз в последний день Масленицы, в Прощёное воскресенье, чтобы показать: время безделья прошло, пора приступать к посту — времени особого христианского сосредоточения и усиленного труда. Противоположность двух мотивов «сжигания» предметов — на русскую и советскую Масленицу — красноречиво говорит и о колоссальной разнице между двумя традициями.

В которой из них жить, для современных русских — открытый выбор.

А вот лица такая кукла не имела — просто огромный сноп соломы, на который надевали ношеную рубаху. Славяне боялись воссоздавать облик чучела, так как оно символизировало невзгоды, проблемы, накопившиеся за год, и глядеть им в глаза люди не хотели. В наше время в злых духов мало кто верит, а потому праздник Масленицы из обряда превратился в карнавал. Его главная фигура — чучело Зимы — стала весьма привлекательной, зачастую с красивой причёской, макияжем, в платье и с приятным выражением лица.

Но даже таких красоток сжигают на костре. Этим ярким событием ставится условная точка в смене времен года. Есть поверье: как только догорит последняя соломинка, весна сразу вступит в свои права. Зачем после Масленицы по полям развеивали пепел На костре наши предки сжигали не только чучело, но и старые вещи, мусор. После пепел развеивали по полям, чтобы получить хороший урожай.

В древние времена Масленицу называли земледельческим Новым годом. Язычники считали, что циклическое возрождение наступает через гибель.

Празднование Масленицы сокращено в два раза. Первоначально она длилась две недели. Помимо 7 дней перед днем равноденствия она продолжалась еще столько же после. В эти дни зажигали большие костры и с холма катили огненные колеса. Делалось это для того, чтобы помочь солнцу победить холод и снег.

Самый большой блин в России испекли в Ялуторовске в июне 2022 года. Его диаметр составил 2 метра 95 сантиметров. Результат зафиксирован даже в книге рекордов России. А самым большим в мире считается блин, испеченный в Великобритании в 1994 году, диаметром в 15 метров.

Зачем сжигают чучело на Масленицу

Иногда Марену или Масленицу изображал человек, а его «похороны» были чисто символическими. С принятием христианства Масленицу привязали к церковному календарю и стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом, у него появилось новое значение: повеселиться и вдоволь наесться перед семинедельным постом, прогнать зиму и ускорить наступление весны. Чучело Марены, которое ранее воплощало силу плодородия, стало ассоциироваться с зимним холодом и мраком. Блины, раньше предназначавшиеся в жертву усопшим, также обрели после принятия христианства менее мрачное назначение: круглые и золотые, они стали символизировать весеннее солнце, пишет Фонтанка.

Сожжение чучела происходило не только на центральных площадях, но и во дворах многих домов. Пепел после сожжения также закапывался в землю, а у некоторых народов было принято развеивать его по воздуху, как символ полного исчезновения зимы. У некоторых народов было принято не сжигать ритуальное чучело, а топить его в проруби. Однако данный вариант протекания обряда довольно быстро канул в лету из-за своей незрелищности. При создании данной фигурки практически всегда использовались ненужные вещи, от которых человек хотел бы избавиться.

Сжигая их вместе с чучелом, каждая семья не только надеялась на отличный урожай, но и очищала собственное пространство, уничтожая все лишнее и мешающее семейному благополучию. Подробный сценарий обряда сжигания История чучела на масленицу берет свое начало еще в языческие времена, когда у данного обряда был четкий религиозный подтекст. Тогда сжигать огромную фигуру было принято рано утром в воскресенье. Гигантское чучело водружалось на сани, а рядом с ним садилась красивая девушка, одетая примерно так же, как и символ масленицы. Повозка с соломенной фигуркой и девушкой двигалась к центральной площади поселка, а за ней выстраивалась настоящая процессия.

Люди ехали колонной на лошадях или шли за чучелом, попутно напевая колядки и танцуя. Как только чучело пребывало на место сжигания, его устанавливали, а люди принимались веселиться вокруг. Не стоит забывать, что у праздника был религиозный подтекст, а значит, жителям деревни необходимо было полностью повторить обряд, унаследованный от предков. Песни и пляски здесь символизировали религиозное погружение в транс. Спустя пару часов происходило поджигание фигуры.

Факел к соломенному чучелу обычно подносил глава поселения, ведь миссия эта была почетной и важной. Считалось, что блины и лепешки, оставшиеся после масленицы, должны быть уничтожены, ведь впереди людей ждал долгий пост. Такую еду обычно сжигали, но иногда раздавали беднякам и малоимущим. Гулянье происходило до тех пор, пока главный символ торжества не прогорал полностью. После этого жителям поселка оставалось лишь собрать пепел и сжечь его.

Причем раньше считалось, что чем больше блинов напекут в эту неделю, тем богаче семья. По традиции, в эту неделю люди ходят друг к другу в гости, угощают друг друга. Считается, что этот жест помогал «задобрить» весну, призвать счастье. Есть несколько примет, связанных с приготовлением блинов: если тесто получилось слишком соленым, это говорит, что в следующем году будет много слез; если кухарка во время приготовления пролила тесто, возможны неожиданности в жизни; если блинчики получили красивыми, румяными, нежными, будущий год будет наполнен радостными событиями. Но есть у блинов и другой смысл — поминовение усопших.

Круглая форма этого блюда символизирует вечность, а мука и вода, из которой делают блины — символ перерождения, жизни. Наши предки связывали милость усопших с будущей урожайностью. Поэтому первый блин, который съедали на неделе, всегда посвящали предкам. Гостей угощали блинами тоже для этого — для задабривания душ умерших. Почему принято сжигать на Масленицу чучело?

Еще одна известная традиция — сжигание чучела. Это то, что пришло к нам с языческих времен.

Сначала мы делаем нечто, а потом сжигаем и радуемся? Сначала строим, а потом ломаем?

Сначала созидаем, а потом разрушаем, совершенно бессмысленно и беспощадно? Дети чувствительнее нас, и как они должны реагировать, когда им предлагаем радоваться разрушению и смерти? Более мотивирующим действием, кажется, будут только слова: «Радуйся ещё, что ты не инвалид какой-нибудь». То есть радуйся чужому горю, дружочек, факт, что кому-то плохо, должен тебя веселить и придавать жизненных сил и энергии на то, чтобы стал хорошим взрослым и мама с папой тобой гордились и при возможности уели всех соседей, чьи дети не такие прекрасные и достойные.

Допустим, мы сжигаем чучело, потому что зима уже устарела. Но почему мы тогда не сжигали ёлочку, когда кончились соответствующие праздники? Почему мы не сжигаем мусор? К слову сказать, предки наши вместе с масленицей сжигали что-нибудь ненужное, сломавшееся, вышедшее из строя.

Если мы хотим поговорить о символах перехода, то можно найти за этим более понятную для ребёнка метафору. Та же самая ёлочка. Мы её принесли в дом, мы её украсили, вокруг неё водим хоровод, поём песни, находим подарки. Но праздники заканчиваются, и на их место приходят будни, взрослые снова ходят на работу, а детишки — в школу или детский сад.

Мы с ёлочки снимаем красивые украшения, да и сама она уже стала осыпаться, поэтому мы её убираем. Она выполнила свою функцию, принесла нам радость. Ёлочка — это вещь, она добавляет красоты празднику, и ей не больно, когда она осыпается. А вот котёнку больно, потому мы его не выгоняем, когда он напакостил.

На таких примерах гораздо лучше объяснять детям о праздниках и буднях, о работе и отдыхе, об ответственности и свободе, о привязанности и расставании. Странно было бы, если бы мы начали ёлочку рубить на мелкие кусочки или сжигать, прыгая вокруг. Это непонятно, а непонятное пугает. Как пугает и бессмысленно агрессивное.

Взрослые — это те, кто создают почву под ногами, а не лишают её. Почему же мы так хватаемся именно за этот символ? Ведь нам совершенно не нужны те значения, которые в него вкладывали наши предки. Я вспоминаю одну историю.

Моя подруга пришла устраивать в детский сад своего ребёнка, и заведующая всячески расхваливала их учреждение. Одним из плюсов она указала и тот факт, что детей знакомят с русской традицией, духовностью. Других способов познакомить детей с традицией она не припомнила. В самом деле, блины и чучело будут попроще, чем, например, посещение нуждающихся в тюрьмах и детских домах или хотя бы групповое чтение прекрасной книги «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, где девочки поделились с голодающими своими любимыми рождественскими лакомствами.

Блины и чучело могут дать иллюзию связи с нашей историей, с традицией, которую на протяжении стольких лет выжигали калёным железом.

Зачем на масленицу сжигают чучело

В Бресте на эту Масленицу сгорели чучела инфляции, тунеядца, дебошира, пьянства, болезни, террориста и спайса. Но масленичная неделя достаточно гармонично вписалась и в христианские традиции. “Масленице” и сожжении чучела.

Масленица: самые шокирующие обычаи

Это своеобразные «похороны» Мораны-Зимы и переход к новой жизни. Пепел от костра обычно развеивали по полям. Считалось, что так они будут более плодородными. Обряд сопровождался хороводами, песнями и плясками, специальными напевами-«закличками», в которых люди зазывали Весну.

Чем больше будет костер, тем быстрее придет весна, тем урожайнее будет год. Помимо самого чучела Масленицы в костре сжигали и старые сломанные вещи, изношенную одежду, всяческий мусор, чтобы весной, с наступлением «новой жизни» все это вернулось в обновленном виде и принесло в дом достаток. Все масленичные обряды направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна.

То есть блины, радость, гулянка. Но в этом празднике есть еще такой элемент, как сожжение чучела, — вот это язычество в вопиющем его виде», — считает отец Александр. То, что многие называют масленичной неделей, в православии называют сыропустной седмицей.

Это время перед Великим постом. Уже в воскресенье перед этой неделей верующие перестают есть мясо, в церквях начинаются особенные богослужения, которые совершаются с некоторыми особенностями, присущими богослужению Великого поста. И когда церковный устав предлагает потихоньку отказаться от определенной еды, это делается лишь в помощь верующим.

В сыропустную неделю нельзя есть мяса, но можно все остальное. Церковь готовит нас к посту постепенно. Не просто так, что ты шел — и обрыв, в 23.

И пока православные молятся в церкви, духовно и морально готовятся к наступлению поста, другие с размахом отмечают Масленицу. Им нужно пойти на золовкины посиделки, тещины блины, везде погулять, везде оторваться. В воскресенье, в самый разгар Масленицы, христианин должен пойти на службу, и вместо того, чтобы попросить благословения на Великий пост, он идет есть блины, желательно мясные, идет сжигать Масленицу, то есть он просто гуляет — употребляет, злоупотребляет.

Сыропустная неделя — это про то, что вы не животное, а создание божественное, а значит, дух и разум могут быть сильнее, чем наше тело. Можно даже сказать, что это два разных подхода к жизни», — говорит иерей. Это красивая служба, во время которой священнослужители уже облачаются в черное, как в Великий пост.

И в это время ты идешь в храм, уже тема покаяния звучит, прощения друг у друга. И когда ты идешь в храм, ты видишь, как другие отрываются, радуются, у них там чучело недавно сгорело, шашлыки пожарились, блины недоеденные. И ты понимаешь это яркое противоречие между православным пониманием этого времени и пониманием светским», — говорит отец Александр.

В Масленицу существует традиция ходить друг к другу в гости. У православных это делается не для того, чтобы наесться блинов, а чтобы попросить прощения у ближних, примириться с ними и правильно войти в Великий пост. Если фундамент неправильный, пост пойдет не так, как нужно.

Если ты начинаешь поститься озлобленным, тебе это не поможет, говорит священнослужитель. Это не прощение и не покаяние. Когда мы просим прощения, мы проводим работу над самим собой.

Человек должен осознать момент, когда он был не прав, и сделать так, чтобы в его жизни что-то поменялось. Пока православные молятся в церкви, духовно и морально готовятся к наступлению поста, другие с размахом отмечают Масленицу.

Все, что связано с фундаментальной традицией, московские власти преломляют через призму собственного невежества", - заявил он. Говорить о том, что это неотъемлемая часть российской культуры, просто неверно. А теперь московские чиновники, вместо того, чтобы заняться уборкой снега с улиц, думают теперь, чем бы заменить пожароопасную горящую Масленицу", - сказал священник.

Тогда бы они узнали, что неделя перед Великим постом по традиции - время сугубой помощи малоимущим людям, больным и обездоленным. Но московских чиновников почему-то привлекают именно языческие традиции, хотя ни в культурном, ни в социальном отношении ничего хорошего в праздновании языческой Масленицы нет", - заключил он. Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, также не понимает, чем обусловлено желание московских чиновников праздновать языческую Масленицу. И какую духовную пользу мог бы принести людям этот праздник? Но общее внимание привлекается почему-то именно к народным гуляниям, а не к тому, что Масленица - это время приготовления к Великому посту.

Вот на чем следовало бы сделать акцент", - сказал священник. Согласен с мнением главы городского комитета по туризму председатель Отдела по делам молодежи Рязанской епархии иеромонах Платон Воробьев. Считаю, что эту традицию давно стоит отменить в России - кстати, как и новомодный "День святого Валентина", - сказал он. Обычай сжигать чучело был уже давно благополучно забыт, а потом искусственно воскрешен в 90-е годы прошлого столетия. Ничего плохого в том, чтобы от него отказаться, я не вижу", - отметил он.

Священник отметил, что отношение к традиции зависит от того, какая это традиция. Так, в частности, вряд ли у кого-нибудь получится это проделать с православными догматами.

Он все свел к пожарной безопасности и травмированию детей, а главное - отказ от пережитков язычества - обошел. Хотя и противопожарная безопасность - это тоже важно", - подытожил священник. Священник Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, Принципиальной разницы между сжиганием и украшением масленицы я не вижу.

В обоих случаях это связано с древними языческими обрядами, смысл которых, кстати, для большинства людей давным-давно утрачен. Для многих осталась только устойчивая ассоциация с блинами и веселым народным гулянием. Для верующих же "масляная" неделя - это в первую очередь время подготовки к Великому посту. Об этом, кстати, не следовало бы забывать и городским властям и сосредоточиться не на организации развлекательных мероприятий, а на делах благотворительности. Иерей Александр Добродеев, зав. Люди стремились вдоволь нагуляться, чтобы потом глубоко погрузиться в молитвы и душевное сосредоточение.

Поэтому сжигание чучела - не главное в Масленице, это всего лишь традиция, часть представления", - сказал он. Сейчас люди обращают внимание больше на само празднование, на представление, на угощения. Из Масленичной недели сделали коммерческий праздник, стали приглашать много туристов", - подчеркнул священник. Сейчас очень много других технических возможностей, чтобы красочно отпраздновать уход зимы, а открытый огонь все-таки опасен", - заключил отец Александр. Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г.

Почему на масленицу пекут блины и жгут чучело?

Сжигание чучела на Масленицу 2024 состоится в Прощеное воскресенье, которое приходится на 17 марта. Но масленичная неделя достаточно гармонично вписалась и в христианские традиции. Зачем сжигают чучело на Масленицу: что это означает. Масленица длится неделю, а главным угощением в эти дни становятся блины. Традиции Масленицы. Масленичная неделя. Что нельзя делать на масленичной неделе. «Вечером было такое торжественное сжигание чучела Масленицы, которое ещё в понедельник во встречу было наряжено, тем самым по языческим безусловно традициям считалось, что зиму прогнали, весну закликали, встретили и, конечно же, он долгожданная.

Сжигание чучела на Масленицу - языческий обычай

Как правило, Масленица была из соломы либо из лыка, и обязательно использовали древесину, чаще берёзу — дерево и солома являли собой силу растительного мира. Чучело наряжали в женскую одежду, изображали лицо, украшали искусственными цветами и лентами. Завязывая ленточки, люди загадывали свои сокровенные желания. Чтобы они сбылись, ленты позже должны были сгореть вместе с Масленицей. Затем чучело насаживали на шест и возили по округе, сопровождая действо весёлым пением и плясками. Во многих домах создавались и так называемые семейные Масленицы. Делались они очень просто: веточки связывались таким образом, чтобы получилось туловище с руками и ногами. Затем с помощью верёвочек, накручивая их, делали голову, и наряжали эту куколку в различные одежды. Семейная Масленица была готова. Чем больше на кукле ленточек, тем больше у неё магической силы. Дети с удовольствием играли с ней всю масленичную неделю, а потом, в Прощённое воскресенье, когда занималось огнём главное чучело, её тоже кидали в костёр.

Но не всех кукол сжигали в этот день.

Главный редактор издания: Авдеева Л. Заместитель главного редактора: Симакина М.

Нижний Новгород, ул.

При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www. Публикации с пометкой «На правах рекламы», «Новости компании» оплачены рекламодателем. Редакция сайта не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

Многие верующие до сих пор спорят о том, является ли Масленица православным праздником или же это языческое торжество. В пользу православия говорит тот факт, что Масленица попадает в официальный перечень церковных праздников. От языческого у него осталось множество традиций. Одна из главных — это сжигание чучела в самый последний день праздничной недели, который, как считается, и есть самая настоящая Масленица. Речь идет о Прощеном воскресенье, которое в этом году выпадает на 14 марта. Сжигание чучела — самая настоящая языческая традиция. Раньше люди верили, что если сделать это, можно вызвать доброту и уважение Бога солнца по отношению к народу. А еще люди таким образом провожали зиму и встречали настоящую весну, несмотря на то, что к моменту сжигания чучела уже была теплая погода. В современном мире эта традиция никуда не исчезла. Люди с огромным удовольствием устраивают посиделки, обсуждают праздник, а в конце воскресного дня подходят к большому чучелу и зажигают его.

Чучело Масленицы

5. Сжигать чучело не означает проводить зиму. Чучело на Масленицу сжигают в последний день недели — в прощёное воскресенье. Процесс такой: чучело собирают из соломы, сверху надевают яркое женское платье и выставляют на центральной площади в первый день. Можно посмотреть на сжигание чучела на Масленицу, но стоит объяснить детям, что это "дурацкая игра", поскольку является наследием языческих времен и отводит от христианства, рассказал РИА Новости председатель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и. «Вечером было такое торжественное сжигание чучела Масленицы, которое ещё в понедельник во встречу было наряжено, тем самым по языческим безусловно традициям считалось, что зиму прогнали, весну закликали, встретили и, конечно же, он долгожданная. И даже если кто-то несознательный предложит ради сохранения традиции успокоить детей и подвезти к месту предполагаемого сжигания чучела огнетушители, его, скорее всего, не послушают.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий