Новости даная рембрандт

Описание картины Даная, выполненой Рембрандтом Харменсем Ван Рейном в 1636 году. «Даная» Рембрандт Полотно пострадало в 1985 году от рук литовца Бронюса Майгиса. Символика, художественные особенности и место «Данаи» в творчестве Рембрандта: как переписывалась картина и что означают отдельные детали произведения. Самая известная картина Рембрандта – «Даная» – с момента своего создания и до наших дней попадала в такие истории, что ее сохранность можно считать чудом.

На чём основан сюжет картины

  • Рембрандт "Даная"
  • Навигация по записям
  • Оригинал, копия, подделка... | Наука и жизнь
  • Легендарная картина Рембрандта "Даная". Эрмитаж (01.06.2023)

Рентген, стекло, серная кислота и другие прелести реставрации

Михаил Пиотровский: «Даная» Рембрандта ранена, но спасена! - ГлагоL 20 лет назад, 15 июня 1985 г., душевнобольной нанес картине Рембрандта “Даная” два ножевых удара и облил ее концентрированной серной кислотой.
"Даная" Рембрандта в Эрмитаже: фотогалерея реставрации В образе Данаи Рембрандт показал большое чувство, проявляющееся так непосредственно и откровенно.
Трагедия не должна быть предметом злорадства Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае.
Даная (картина Рембрандта) — Википедия Так, Рембрандт переписал руку Данаи: сначала героиня должна была ждать Зевса, протягивая ему руку, после изменений она будто прощается с ним.
Иван Грозный под колпаком: как шедевры мировой живописи восстанавливали после вандалов Рембрандт начал работу над Данаей в 1636-ом, через два года после женитьбы на горячо им любимой Саскии ван Эйленбрюх.

Спасение голландской «Данаи» от последствий вандализма литовского сумасшедшего

В собрании музея картина появилась после того, как Екатерина II начала подбирать шедевры для Эрмитажа и попросила у писателя Дени Дидро, с которым близко общалась, помочь ей с подбором живописи для коллекции. Дидро обратил внимание императрицы на часть коллекции французского коллекционера Кроза, которая и была в 1772 году приобретена Екатериной. В числе картин оказалась и рембрандтовская «Даная». Сюжетом, вдохновившим Рембрандта на создание произведения, является знаменитый древнегреческий миф о Данае — матери Персея, и его традиционный сюжет, легший в основу композиции: явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении Данае, которую посадил в темницу её отец Акрисий.

На картине изображена лежащая на роскошной кровати обнажённая женщина, на которую падает мягкий золотистый свет из-за полога, который распахнут её служанкой, стоящей на заднем фоне. Женщина с лёгкой полуулыбкой на устах протягивает руку навстречу свету и ленивая прелесть её тела, нега словно разлитая в воздухе, говорят о том, что Даная только что пробудилась ото сна.

Музей изобразительных искусств , Будапешт В картине Рембрандта молодая обнажённая женщина показана в сиянии тёплого солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог. Женщина приподняла голову над подушкой, протянув правую руку навстречу свету, пытаясь как бы осязать его своей ладонью. Её взгляд обращён в сторону света, губы чуть приоткрылись в полуулыбке. Спутанная причёска, примятая подушка — всё говорит о том, что лишь минуту назад она лежала на кровати. Детали картины[ править править код ] Обнажённое тело Данаи очерчено мягкими контурами и игрой света и тени. Беззащитная нежность чувствуется во всей фигуре, которая, несмотря на несоответствие античным и ренессансным представлениям о красоте , кажется воплощением женственности. В отличие от произведений других художников, на картине отсутствует золотой дождь, символизирующий Зевса, и взгляд Данаи направлен не вверх, как можно было бы ожидать, а в сторону протянутой руки. Руки женщины украшены браслетами, а на левой руке на безымянном пальце надето кольцо, которое может трактоваться как обручальное , хотя это не соответствует сюжету древнегреческого мифа.

Интерпретации сюжета[ править править код ] «Необычно чувственная трактовка сюжета в картине великого голландца, жизненность ситуации, почти портретное изображение героини и, наконец, отсутствие золотого дождя вызывали у исследователей сомнения в правильности истолкования сюжета рембрандтовской картины» [5]. Высказывались различные предположения, что на картине представлена Агарь , Лия , Рахиль , Далила , жена Потифара или Вирсавия. В 1873 году немецкий историк искусства Вильгельм фон Боде высказал гипотезу, что Рембрандт на самом деле изобразил Сарру , которая ожидает своего жениха Товию. Однако, как посчитал Эрвин Панофский , присутствие на картине крылатого мальчика — Эрота со скованными руками означает «вынужденное целомудрие», а золотой дождь художник, согласно своему творческому методу, преобразил в золотой свет, следовательно, на этой картине изображена именно Даная. История создания и оценки картины[ править править код ] Портрет Саскии кисти Рембрандта Женщина в кровати Гертье Диркс? Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Рентгеновские исследования красочного слоя показали, что Рембрандт несколько раз переписывал картину. Первый раз художник начал писать свою «Данаю» в 1635 году, через два года после женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Рембрандт нежно любил свою молодую жену и часто изображал её на картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для себя. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году.

Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества [6] [7]. На основании стилевого анализа можно предположить, что Рембрандт вернулся к картине спустя десять лет об этом есть и косвенные свидетельства. Если в первый раз моделью служила Саския она скончалась в 1642 году , то в 1646—1647 годах, когда Рембрандт, пережив тяжелейший кризис, вернулся к картине, его художественное мышление и манера живописи стали иными, более живописными, а техника виртуозной и раскованной. Это и определило некоторую двойственность, заметную при внимательном рассмотрении картины: выверенность, классичность композиции и необычайную чувственность живописи. Никогда ещё Рембрандт не писал с таким откровенным наслаждением тело женщины, упиваясь красками и формой. Пронизанная золотым светом, картина напитана эротикой. Двусмысленность улыбки Данаи, её трепещущий живот во втором варианте картины художник убрал скрывавшие его ранее драпировки вводили в заблуждение исследователей-знатоков» [8] Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника. Кроме того, рентгеноскопия показала, что в начальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх. У Эрота в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука Данаи была развёрнута ладонью вверх.

Не стала исключением и картина.

После его смерти часть картин перешла племяннику — барону де Тьеру. В 1772 году часть полотен была выкуплена у наследника императрицей при посредничестве энциклопедиста Д. Дидро и посла во Франции графа Д. На чём основан сюжет картины Согласно древнегреческой мифологии, Даная была дочерью аргосского царя Акрисия. Однажды ему была предсказана смерть от руки собственного внука. Чтобы избежать гибели, правитель заточил девушку в темницу, приставив к ней служанку. Красота узницы пленила Зевса. Обратившись золотым дождём, олимпийский бог проник в покои Данаи. От их связи родился Персей, который и исполнил пророчество. На картине запечатлён момент ожидания Зевса, о его появлении свидетельствует яркий, но в то же время нежный свет.

За балдахином притаилась служанка. По одной из версий мифа женщина была казнена, поскольку недоглядела за подопечной. Интересные факты Даная или нет? Название картине было присвоено только в первой половине XX века. Историк и теоретик искусства Эрвин Пафонский заметил, что падающий на Данаю свет стал заменой золотому дождю. Над ложем изображён Эрот — спутник Афродиты, олицетворяющий любовное влечение. О намёке на Зевса говорят и орлы, выступающие в роли ножек кровати. Картина перерисована Окончательно связь картины с греческим мифом выявило рентгеновское исследование. Подтвердилось изначальное присутствие золотого дождя.

Тем не менее, пострадало 27 процентов живописного слоя.

Решалась судьба картины — оставить творение Рембрандта в поврежденном состоянии или восстановить — практически сделав копию. Государственная комиссия решила идти по пути, предложенному реставраторами Эрмитажа — освободить полотно от результатов кислотной реакции и, ни на йоту не трогая авторской живописи, тактично соединить поврежденные места. К сожалению, в XX веке это не единственный акт вандализма, связанный с произведениями высокого искусства в мировых музеях. В 1913 году психически нездоровый человек изрезал полотно «Иван Грозный и его сын Иван» в Третьяковке. До сих пор исследователи изучают повреждения, нанесенные шедеврам. В 14 году некая Ричардсон изрезала Венеру Веласкеса в Лондоне.

Месть самому себе?

  • Рентген, стекло, серная кислота и другие прелести реставрации / Статьи /
  • Описание картины Рембрандта «Даная»
  • Воскрешение “Данаи” - МК
  • Даная картина Рембрандта
  • Картина Даная Рембрандта В Эрмитаже

"Даная" Рембрандта

По иронии судьбы «Даная» Рембрандта была куплена вместе с «Данаей» Тициана. «Даная» – картина нидерландского художника Рембрандта Хармеса Ван Рея, написанная в период с 1636 по 1647 год. картина голландского художника Рембрандта ван Рейна. Впервые она была завершена в 1636 году, но Рембрандт значительно переработал ее не позднее 1643 года.[1]. 14 октября 1997 года в Эрмитаж, после длительной реставрации вернулась картина Рембрандта «Даная». Картина даная Рембрандта в Эрмитаже является настоящим сокровищем и символом музейной коллекции.

"Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты

20 лет Даная провисела в мастерской Рембрандта, а ушла с молотка, вместе с другим имуществом разорившегося художника. 25 лет назад 15 июня 1985 года в Эрмитаже картина Рембрандта "Даная" подверглась нападению сумасшедшего, который облил холст серной кислотой и дважды нанес. Для Рембрандта его «Даная» имела важное значение: картина писалась не на заказ, а для себя. Рембрандт начал работу над Данаей в 1636-ом, через два года после женитьбы на горячо им любимой Саскии ван Эйленбрюх.

Даная, Рембрандт, 1636

Золотой дождь также был на картине. Но потом Рембрандт, сгорающий от страсти к Гертье, как полагают те же биографы, наделил Данаю чертами свей любовницы, полностью раздел фигуру и придал ей знаменитый призывной жест рукой, заменив золотой дождь на свет. Для Эрмитажа картина была приобретена в 1772 году вместе с коллекцией барона Кроза де Тьера при непосредственном участии Дени Дидро, о чём того попросила Екатерина II. Это почти финальный эпизод, когда сын, прокутивший всё своё состояние и часть наследства, выпрошенную у отца, возвращается в отчий дом. Он не знал, как его встретят, пристыжённого, раскаявшегося, уставшего и измученного. Сын упал на колени перед старым отцом и тот всё ему простил. В этом заключается смысл и притчи, и картины — в прощении.

Центральные персонажи истории, отец и блудный сын, расположились в левом краю полотна, но, тем не менее, привлекают к себе всё внимание. Лица коленопреклонённого не видно, он изображён в неполный профиль, но облегчение, которое исходит от фигуры, передаётся поникшими плечами и туфлей, спавшей с ноги и лежащей рядом. С центральной точки взгляд сам перемещается на другие фигуры, стоящие рядом и с умилением смотрящие на встречу отца и сына. Вот только, кто это такие, исследователи творчества Рембрандта спорят до сих пор. Наиболее интересна версия, что две выхваченные светом фигуры справа — это те же отец и сын, но до того, как последний ушёл из дома и промотал своё наследство. Точной даты написания картины нет, она варьируется от 1666 до 1669 года — последние годы жизни Рембрандта.

Это самое большое полотно художника, связанное с религиозной тематикой, но не единственное. Например, тот же сюжет про блудного сына он использовал не один раз в ранние годы. Но все они умерли во младенчестве и оставили на сердце художника незаживающие раны. Может быть, поэтому картина «Жертвоприношение Авраама», где отец почти приносит в жертву своего единственного сына по указанию Бога, получилась у него такой личной и живой. Полотно было написано в 1635 году сразу после смерти первенца Рембрандта.

Здесь Даная возлежит на роскошном ложе. Ее изображение не отвечает представлениям об античной красоте и гармонии стиля ренессанс. Художник позволил увидеть ее эмоции — радость, смущение, удивление. Портрет первой жены Рембрандта в образе римской богини.

Ее богатые одеяния сверкают драгоценным шитьем. Его стиль и манера накладывания мазков создают ощущение реалистичности. Струящиеся ткани кажутся фактурными, настоящими.

С помощью колориметра измерили изменения цвета — прибор позволяет не прикасаться к картине она освещается двумя источниками света, имитирующими дневной и вечерний свет, свет отражается и через линзы попадает в фотоприемник , он с помощью светофильтров позволяет воссоздать усредненную чувствительность человеческого глаза. Цвет на картине сохранился, но изменилась его яркость, которую смогли вернуть при помощи дополнительного слоя лака. Интересно, что в ходе работ в красочном слое обнаружили измельченное стекло, бесцветное или слабоокрашенное.

Существует несколько версий, почему художники XVII века добавляли стекло — с одной стороны, такой порошок может давать особенные оптические свойства, делая краски более прозрачными, с другой — способствует быстрому высыханию. Реставрация закончилась в 1997 году, с тех пор картина висит в зале голландской и фламандской школ в главном здании Эрмитажа, уже под бронированным стеклом. Twitter 0.

Да собственно и сейчас на картине можно увидеть следы того, как текла краска. Сейчас «Даная» находится в зале голландской и фламандской живописи на втором этаже главного здания Эрмитажа. Теперь картина защищена бронированным стеклом, что в определенной мире мешает ее рассматривать. Жаль, что сейчас ее нельзя увидеть в музее из-за эпидемии коронавируса.

"Даная" Рембрандта. Детективная судьба картины.

Даная окружена роскошью, соответствующей ею статусу. Рембрандт не поскупился на изображение богатых тканей — бархатная скатерть, нежнейшие простыни я так понимаю тонкого голландского полотна , шелковый полог, позолоченный альков. Фрагмент: кольцо на безымянном пальце левой руки. Коварный мальчишка оплакивает целомудренность девушки. По легенде Данаю увидел Зевс, и был так очарован ее красотой, что решил проникнуть к ней в виде золотого дождя. Выдумщик он конечно. Нам с вами трудно представить золотой дождь. Наверное это как то тяжеловато. Рембрандт - Даная деталь. Вместо дождя он изображает свет, потоком льющийся на Данаю.

Это сияние как раз предвещало появление властителя Олимпа.

Ночной дозор Это самая известная картина Рембрандта. Объясняется это просто. Тёмный лак снятый позднее создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. Автопортрет Создавая этот автопортрет, Рембрандт отказался от театральных приёмов, свойственных его ранним автопортретам, и изобразил себя очень просто.

Мы не найдём здесь экзотических одеяний и поз. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель. Однако и сама рука, и вся нижняя часть картины лишь намечены, основное же внимание сосредоточено на голове Возвращение блудного сына История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Он использовался многими художниками. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему.

Кстати, не только нашим. Всегда и везде вокруг музеев ходят слухи: у них, дескать, половина экспонатов — подделки. Это стандартные обывательские слухи, которые иногда подхватываются прессой и усиливаются, если есть элемент секретности. Но секретность давно ушла.

И объективных причин для слухов нет. Хотя не всех мы допустили к работе с «Данаей», и были разные мнения, что с ней делать. Да, кое-кто из специалистов поговаривал, что никакой настоящей «Данаи» нет, что мы всю ее переписали заново. Но этого как раз не было.

Я уже сказал, каким путем мы шли. Возникает вымысел, а потом говорится, что все основано на документальном материале. Я ведь очень хорошо помню: за неделю до того, как я стал директором Эрмитажа, в газете было опубликовано интервью с умирающим вором, который утверждал, что почему-то именно наши «голландцы» все проданы в Аргентину. И знаете, что в первую очередь сделали работники Счетной палаты?

Они пошли проверять, на месте ли наши «голландцы». Выяснилось, что на месте... Стереотип «у них все украдено» существует среди воров и темных антикваров. Они утверждают, что в музеях никто ничего не понимает и вообще «они еще хуже, чем мы».

И этот вот мотив проходит и в книге Константинова, и в фильме. Якобы воры заботятся о культурном наследии, а искусствоведы — нет. Может быть, искусствоведы и не все заботятся, но воры не заботятся — уж точно. Было непорядочно показывать его в преддверии выборов, это воспринималось как политический жест.

Еще одна претензия вот какая. Если город называют бандитским, то, наверное, в ответ следует создавать сагу о бандитах, как в Чикаго. Но почему эта сага создается за счет репутации порядочных людей? Будто они не лучше бандитов, а бандитизм романтизируется.

Жанрово картина не получилась, и вышло так, что фильм гадит в собственном доме. К нам обращались с просьбой о съемках в Эрмитаже. Мы не разрешили, у нас нельзя снимать игровое кино. И Кирилл Юрьевич Лавров мне говорил, что собирается в этой картине сниматься.

Картина Рембрандта. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Май 2021 года Первыми на случившееся откликнулись специалисты Ленинградского технологического института, одновременно директор Эрмитажа Б. Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. Гребенщикова академику М.

Шульцу , послал за ним машину, а тот уже по телефону дал первые рекомендации: поливать холст обильно водой, держа картину в вертикальном положении. Затем, приехав в музей, консультировал реставраторов на месте. Он, вероятно, принадлежал к тем немногим химикам, которые на собственном опыте знают особенности химических процессов, протекающих на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и красочного слоёв, грунта и холста [16]. Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда [17]. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат.

Химическая реакция усугублялась тем, что кислота, разрушив слой покрывного лака, вступила во взаимодействие с пигментами — свинцовыми белилами, голубым азуритом и мелом. Из-за этого внутри живописных слоёв начал выделяться углекислый газ, который устремился на поверхность, увлекая за собой частицы краски. Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбьего клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании. Одновременно с подготовкой к реставрации возникла дискуссия, можно ли будет считать восстановленное полотно принадлежащим Рембрандту.

Многие не принимали «коллективного творчества», считая, что повреждённую картину надо очистить от следов нападения и законсервировать. В таких случаях картина навсегда переезжает в запасники, а в выставочном зале будет выставлена копия. Через три дня была создана специальная государственная комиссия, которая рассматривала способы дальнейшего восстановления картины: оставить изуродованное полотно как есть или же восстановить картину, фактически сделав её копию. В результате было принято компромиссное решение: восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись. Части холста с полностью утраченной живописью решили воссоздавать нейтральным «тонированием» по методике итальянской школы реставрации.

Обычно такой метод считают неприемлемым, «новодельным», но в данном случае выбора не было. Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца , где были созданы подходящие для картины климат и освещение. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублирующего холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака.

Окончательно реставрация закончилась лишь спустя двенадцать лет, 14 октября 1997 года, когда была проведена «Торжественная встреча с Данаей». С тех пор картина демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа.

Воскрешение “Данаи”

Написанная в период расцвета их любви, она была слишком сокровенной, не предназначенной для чужих равнодушных глаз. Того, что спустя годы он навсегда утратит эту картину, а через несколько веков её чуть не лишится всё человечество, предугадать он не мог. Безудержно скупавший произведения искусства, старинные доспехи, музыкальные инструменты и превративший купленный в Амстердаме особняк в подобие антикварной лавки или небольшого музея, Рембрандт израсходовал на эти цели немалые средства, включая наследство любимой жены. Статус модного живописца с обилием хорошо оплачиваемых заказов уравновешивал эту невоздержанность в тратах. Но после смерти Саскии, фиаско с «Ночным дозором», постепенной утрате интереса к нему публики, разлюбившей его «тёмную» живопись, банкротство оказалось неминуемым. Среди арестованного за долги имущества оказалась и «Даная».

Один из самых состоятельных французов, оказывавший вместе со старшим братом финансовую помощь монархам, он, подобно Рембрандту, израсходовал колоссальные средства на приобретение произведений искусства. Часть наследства, в которой как раз и находился шедевр гениального голландца, отошла к его сыну — Луи Антуану. Приобретенные у его семьи картины положили начало огромной коллекции Эрмитажа. Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае. Испуганный предсказанием прорицателя о том, что его убьёт родной внук, принял радикальное решение.

Уберечь дочь от нежелательной беременности можно, спрятав её от чужих глаз. Так Даная оказалась в подземном доме с медным чертогом под присмотром бдительной служанки. Избежать предсказания не удалось. В подземелье пролился золотой дождь, возвестивший о посещении невинной дочери царя великим Зевсом. В результате непорочного зачатия на свет появился Персей.

Рождение младенца не осталось незамеченным. Реакция «счастливого» дедушки последовала незамедлительно: служанку за халатное отношение к своим обязанностям казнили. Вместо медного дома под землёй — тесный деревянный ящик, в котором её и сына сбросили в море.

Оказывается, у него было несколько вариантов своей акции и в Ленинград он поехал потому, что были билеты на поезд. Майгис в итоге отправился в психиатрическую клинику в Черняховске, где спокойно, без каких-либо эксцессов просидел до 1992 года. Затем его отправили в Литву, в Вильнюсскую психиатрическую клинику, где он и пребывал до 2006 года — позже его перевели в местный дом престарелых. По мнению медиков, он действительно страдал психическим заболеванием, которое локализовалось в виде навязчивой идеи борьбы с развратом — то есть обнаженной натурой. Со временем он опять стал трактовать свои действия как арт-протест против оккупации Литвы Советским Союзом. Однако ни он сам, ни даже те, кто разделяет идеи литовского национализма, не могут понять, почему он выбрал своей жертвой именно «Данаю» или других обнаженных красавиц, которых никак нельзя связать ни с Россией, ни с большевизмом. Или всё-таки тяга к славе Герострата всегда теплится в глубине любой человеческой души?

Рембрандт Харменс ван Рейн 1606-1669. Напомню вкратце, в чем тут дело. В основе лежит древнегреческая легенда, по которой царю Акрисию оракул предсказал смерть от руки внука. Царь не стал тихо ждать развития событий, а предпринял весьма энергичные действия — заключил единственную дочь в башню. Фрагмент: лицо женщины. Ну и мы давайте перенесемся в чертоги царевны, посмотрим, как обстоят дела по версии Рембрандта. Даная окружена роскошью, соответствующей ею статусу. Рембрандт не поскупился на изображение богатых тканей — бархатная скатерть, нежнейшие простыни я так понимаю тонкого голландского полотна , шелковый полог, позолоченный альков. Фрагмент: кольцо на безымянном пальце левой руки. Коварный мальчишка оплакивает целомудренность девушки. По легенде Данаю увидел Зевс, и был так очарован ее красотой, что решил проникнуть к ней в виде золотого дождя.

Герасимов работают над восстановлением картины Рембрандта Работа над восстановлением шедевра Реставрация «Данаи» длилась долгих 12 лет. Поскольку работы предстояло очень много, и она неизбежно приводила к изменениям первоначального варианта, многие предлагали оставить все как есть — мол, в противном случае от Рембрандта там вообще ничего не останется. Но реставраторы все же продолжили работу. Им удалось укрепить красочный слой и грунт, восстановить лак, убрать натеки. Реставраторы трудятся над восстановлением шедевра В 1997 г. Хотя реставраторам удалось восстановить картину, многие ценители искусства говорят: «Даная» умерла. В ней больше нет чувств художника». Бронюс Майгис о своем поступке никогда не жалел. Однажды он заявил: «Никакого сожаления в том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать».

Рембрандт Харменс ван Рейн «Даная»

Конечно же это был шедевр Рембрандта «Даная», написанный по мотивам мифов Древней Греции. Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов. Так, Рембрандт переписал руку Данаи: сначала героиня должна была ждать Зевса, протягивая ему руку, после изменений она будто прощается с ним. О главной медицинской загадке картины Даная Рембрандта читайте на нашем сайте. Однако после смерти супруги Рембрандт изменил черты лица Данаи, приблизив их к образу своей новой пассии Гертье Диркс.

История о том, как копия спасла оригинал

Девушка смотрит в открытый проём полога, куда скрылся Зевс, и машет ему на прощание. А вызывающий удивление округлившийся животик — свидетельство того, что в нём уже находится ребёнок бога-олимпийца. О том же самом говорит и коралловый браслет. Став взрослым, Персей обезглавит горгону Медузу.

Кораллы — застывшая кровь убитой горгоны. Большой интерес представляет фигура служанки. Именно она помогла Зевсу проникнуть в покои Данаи, поплатившись за ослушание жизнью.

Связку ключей можно рассматривать и как эротический символ: ключ отпирает замок, символизирующий женские гениталии. Берет на голове служанки наводит на мысль о том, что на картине в её образе изображён сам Рембрандт. Перемены, произошедшие с обликом Данаи, находят вполне банальное объяснение.

Утрата Данаей черт Саскии, позировавшей для этой работы мужа как и для многих других , произошла после её безвременной кончины. Кормилица единственного сына Титуса, оставшегося без матери, скрасила жизнь и самого художника. Постепенно эта связь привела к желанию Гертье Диркс не просто занять место ушедшей жены, завладеть её драгоценностями, но и стереть её образ из памяти Рембрандта.

Поддавшись её уговорам, он внёс немалые поправки в облик героини античного мифа. Настойчивость Диркс вышла ей боком. Решением суда она была отправлена на каторгу на 12 лет.

В связи с Данаей невозможно не упомянуть о трагическом происшествии, случившемся 15 июня 1985 года. Психически больной посетитель несколько раз плеснул в центр полотна серную кислоту и дважды ударил ножом. Длившаяся в течение 12 лет реставрация позволила вернуть шедевр поклонникам живописи.

Расчистили небольшой участок и увидели кусок картины, которая по стилю и цветовому решению совсем не похожа на «внешнее покрытие». Эксперты сошлись во мнении, что Венецианову принадлежит именно внутренний, скрытый слой, а сверху — просто мазня неизвестного «горе-реставратора». Когда венециановского Петра раскопали и привели в порядок, он оказался написан гораздо талантливее, чем тот, которым много лет любовались гости Третьяковки. Одеть героев легендарной фрески Культуролог, историк искусства Нана Бахатадзе рассказала «МВ», как проводится процесс реставрации картин. Но так было не всегда. В XVIII и XIX веках при восстановлении картины, если она утратила часть красочного слоя, художник-реставратор дорисовывал полотно, опираясь на собственное видение предметов.

И — увы — на собственное мастерство, которое, как правило, очень уступало мастерству автора картины. Из-за этого возникали недоразумения. В XX веке подход глубоко пересмотрен. Собирается экспертная комиссия, в которой обязательно есть узкие специалисты — эксперты по творчеству мастера, чье произведение планируется восстанавливать. План работ выстраивается с учетом трех принципов.

Рентгенографическое исследование показало, что под верхним красочным слоем видны следы творческого поиска автора — первоначальные варианты композиционного построения сюжета, существенные изменения в расположении фигур. Сомнений не оставалось: в фондах Эрмитажа хранится подлинник. Гетеборгский же экземпляр, кстати, не имеющий подписи автора, оказался лишь копией, выполненной, по всей вероятности, последователем Рембрандта Саломоном Коником.

Рентгенограммы участков картины Рембрандта «Даная», из которых виден творческий поиск художника. На первом снимке портрет таков, каким его видят посетители картинной галереи Морицбург Галле. Второй снимок сделан в инфракрасных лучах. Из теории волновых явлений известно: чем больше длина волны излучения, тем слабее оно поглощается, тем глубже проникает в среду. В полном согласии с этой закономерностью инфракрасные лучи проникают в глубь красочного слоя и позволяют разглядеть потемневшую от времени живопись и даже подметить повреждения основы, судить о ранних вариантах картины, на снимке видна трещина в доске: заметен беспорядочный рисунок волос — это характерно для эскизов Рубенса. Но гораздо интереснее отметить другое: уж очень неаристократичной вышла поначалу на картине физиономия монарха! Сравните снимок с окончательно «отредактированным полотном — художнику пришлось заняться украшательством. Ультрафиолетовые лучи, не столь проницательные, как инфракрасные, показывают поверхностные красочные слои и лаковое покрытие.

По третьему снимку, сделанному в ультрафиолете, можно судить, как был наложен слой лака, какова его толщина в различных участках. Слабые повреждения лака выглядят как светлые точки и полосы. Небольшие подмалевки заметны на носу и лбу. Поглощая ультрафиолетовые лучи, некоторые вещества возвращают полученную энергию в виде излучения с иной, обычно большей длиной волны — флуоресцируют. В лучах флуоресценции сделан четвертый снимок. Толстый слой старого лака светится так сильно, что сквозь него не видно изображения. С помощью флуоресценции можно выявить позднейшие записи, реставрационные тонировки, фальшивые подписи, можно судить о возрасте лака — свежие лаки прозрачны для ультрафиолета и не флуоресцируют. Однако тут надо быть начеку, так как картина может быть покрыта специальным флуоресцирующим лаком, который легко принять за старый.

Пятый снимок — рентгенограмма. На нем хорошо видна структура деревянной доски и красочного слоя; видно, что блики усилены белилами по сравнению с первым вариантом. Химические неоднородности в виде темных пятен на лбу, на носу и на верхней губе, вероятно, следы работы какого-то «реставратора», подновившего полотно великого мастера. Дело в том, что у Рембрандта было много учеников. Молодые художники, обладавшие незаурядными способностями, писали картины, подражал во многом своему гениальному учителю.

Но разве можно было похоронить шедевр Рембрандта? Сотрудники Эрмитажа провели уникальную работу: за 10 с лишним лет было сделано более сотни физических и химических исследований картины. И одновременно под микроскопом удаляли натеки, восстанавливали покрывной лак, тонировали поврежденные фрагменты, восполняли утраченную живопись. Шли ощупью, работали осторожно, осознавая, что перед нами — шедевр. Поначалу распорядились восстановить картину за год, что было нереально. Каждый свой шаг мы должны были выверить и согласовать с комиссией. Но принцип восстановления картины был в целом избран правильно. И, мне кажется, смогли сохранить дух Рембрандта. Картина не утратила ни художественной, ни исторической ценности.

Картина «Даная» Рембрандта ван Рейна — шедевр с трагической судьбой

15 июня 1985 года житель Каунаса Бронюс Майгис, находясь в Эрмитаже, плеснул на картину Рембрандта «Даная» серной кислотой и порезал ее ножом. По иронии судьбы «Даная» Рембрандта была куплена вместе с «Данаей» Тициана. картина голландского художника Рембрандта, которая создана в период 1636-1647 годы. Так почему же Корней Чуковский перед Данаей Рембрандта “умирал от упоения”?

Тайны «Данаи» Рембрандта

Атака на Данаю: Зачем Бронюс Майгис покусился на шедевр? 14 октября 1997 года в Эрмитаж, после длительной реставрации вернулась картина Рембрандта «Даная».
Атака на Данаю: Зачем Бронюс Майгис покусился на шедевр? Сегодня в Эрмитаже посетители могут любоваться Данаей Рембрандта.
Даная картина Рембрандта Перед тем, как облить «Данаю» Рембрандта, он два раза ударил картину ножом.
Атака на Данаю: Зачем Бронюс Майгис покусился на шедевр? Рембрандта и Тициана.
Пять легендарных картин Рембрандта, которые можно увидеть в Эрмитаже Рембрандт изменил картину после смерти жены, придав Данае черты своей любовницы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий