Новости цель великого поста

Установление недельного поста, предваряющего Великий пост, относится приблизительно к VII веку. Великий пост в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая (включительно). Мы говорили о значении, целях и смыслах Великого поста. Рассказываем, когда начинается Великий пост в 2024 году, как вести себя в период говенья и как правильно начать поститься.

Великий пост. Что важнее — аскеза или молитва?

Завершение 18 марта у православных в России начинается Великий пост. Он продлится до Пасхи, которая в этом году будет отмечаться 5 мая. Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан. Цель его заключается в покаянии и подготовке верующих к Светлому воскресенью. Предусматривает воздержание в пище, отказ от развлечений, очищение души от грехов.

Продолжительность 1 Великий пост начинается сразу после Масленицы и длится 48 дней, вплоть до Пасхи Светлое воскресение. Согласно православным канонам, делится на шесть недель, называемых Четыредесятница, и Страстную неделю седмицу. Четыредесятница установлена в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в пустыне в посте и молитвах, а Страстная неделя посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни, смерти и погребении Христа. Подготовка 2 Великому посту предшествует четырехнедельный подготовительный период.

В его первые две недели запрета на употребление тех или иных продуктов нет. Во время третьей недели верующим не разрешается есть мясо по средам и пятницам, а во время четвертой, на которую приходится Масленица, полностью запрещается употребление всех мясных продуктов.

Пост чуть младше человечества. Первым, по Священному Писанию, был запрет для Адама и Евы в раю вкушать плоды от древа познания добра и зла. За нарушение этого правила прародители рода людского и были изгнаны из рая. Что же касается Великого поста, то он был установлен в первые годы христианства в память об искушениях, которые в течение 40 дней и ночей проходил в пустыне Иисус Христос. Это совершенно безлюдная, выжженная местность. И в этой пустыне возвышается небольшая гора.

Днём там дичайшая жара и укрыться негде, а ночью — страшный холод. И, конечно, Христу было там непросто держать пост. Постились и ученики Христовы, постились и первые христиане, и эта традиция дошла до нас», — делится священник. В Древней Руси так делали князья перед решающими сражениями. И не только князья, но и весь народ. Особой строгостью отличался пост перед Воскресением Христовым. Перед Пасхой нам надо поразмышлять над тем, для чего это событие случилось, почему Господь пришёл на эту землю, почему он пострадал. Почему все эти события, которые были на Голгофе и которые мы особенно вспоминаем на Страстной неделе, имели место», — рассуждает отец Игорь.

Есть или не есть? Ограничения в пище в дни поста — это не цель, а лишь средство для достижения цели — духовного роста. Об этом священники рассказывают своим прихожанам довольно часто, и всё же вновь и вновь поднимаются темы: что можно, а чего нельзя есть. Некоторые прихожане, особенно те, кто недавно приобщился к вере, отличаются особым рвением и могут определить для себя непосильную меру поста — например, вообще ничего не есть первые три дня или читать по несколько акафистов акафист — хвалебное песнопение, посвящённое Богу, Богородице, святым. Чтение одного акафиста может занимать до 40 и более минут. Ничем хорошим такая практика не закончится, говорит отец Игорь Подоситников. Более того, всё это сыграет на руку врагу рода человеческого, как принято называть нечистую силу. Ты у меня попостишься так, что мало тебе не покажется.

Чтобы ты в другой раз даже и не думал об этом». То есть подбрасывает человеку всякие искушения.

Это позволяет ему заменять мясные продукты даже у современных вегетарианцев. Салат У наших предков был очень популярен постный салат без растительного масла.

Это только три составляющих: свекла, которую следует отварить и потереть на терке; корень хрена, который также измельчается и добавляется к свекле; соль, которая добавляется по вкусу. Блюдо именовалось «бурячки с хреном», так как буряком крестьяне многих местностей называли свеклу. Блинчики Общим для всех рецептов постных блинов является отсутствие яиц и замена молока водой. Старинный их рецепт, именовавшийся «грешниками» делает основой теста гречневую муку отсюда, а не от слова «грешник», название.

Ее замачивали тремя стаканами кипятка на час. Затем вливали растворенные водой дрожжи и уже оставляли ее до утра. А утром добавляли муку, месили тесто до густоты сметаны, после чего пекли на растительном масле на сковороде. Сделать постные блины можно и быстрее, но без дрожжей: на 1 стакан муки требуется столько же воды, 2 столовые ложки растительного масла, соль, сахар.

Такие блины не советуют выпекать тонкими: так как там нет яиц, тесто может ломаться. Выпечка Как правило, хозяйки делают: пироги с постным дрожжевым тестом с начинками по вкусу: это могут быть как овощи капуста, картофель , так и грибы или ягоды; выпечку без яиц и молока, обычно она сладкая. В постное тесто не добавляются яйца, а молоко заменяется водой. Обычный рецепт такого теста советует: приготовить смесь сухих «быстрых» дрожжей и теплой воды — пакетик на 2,5 стакана, добавить сахар, соль; постепенно влить ее в 1 килограмм просеянной муки; добавить 5-6 ст.

Так как вся постная выпечка содержит растительное масло, при строгом соблюдении поста ее можно делать только по субботним и воскресным дням. День рождения в пост и другие праздники Нередко на это время приходятся различные семейные торжества. Это дни рождения, именины память святого, имя которого носит христианин , другие даты как собственные, так и родных, близких. Неизбежно встает вопрос о том, как пообщаться с неверующими родственниками, не нарушая мира, как соблюсти воздержание, если планируется поход в гости или прием их дома.

Свой праздник День рождения лучше перенести на выходной — субботу, воскресенье, то же касается различных юбилеев. Смотря по тому, насколько религиозна семья, можно: приготовить полностью постный стол; угостить пришедших, если это люди неверующие, привычной дли них пищей, но самому не нарушать воздержания. Отмечать выпавшие на время Четыредесятницы именины можно и в самый их день, ведь это — праздник духовного свойства. Начать его стоит с Причащения Св.

Таин по мере возможности, ведь постом литургия служится не ежедневно. Можно ненадолго собраться за скромным постным столом с духовно близкими друзьями. Устраивать особые празднования не стоит. Если же у близких все же есть желание особо поздравить именинника, перенести такую встречу лучше на субботний или воскресный день.

В гостях Посещение других православных, соблюдающих пост, вопросов не вызывает. Другое дело, если близкие люди не привыкли, не умеют, не хотят поститься. По поводу того, что делать, если родственники, близкие неверующие и не постящиеся, существует несколько позиций: все-таки нарушить пост из любви, чтобы не огорчить близкого человека; попросить хозяев с учетом постного времени приготовить одно-два блюда, соответствующих уставу; если же они откажут, мягко уклониться от посещения; наконец, просто исключить подобного рода общение на время поста. Какую принять точку зрения, зависит от выбора самого человека.

Иногда вполне очевидно, что хозяева по-своему пытаются выразить любовь, так что отказ, конечно, может нанести обиду. Об этом говорит приведенная выше история митр. Антония Сурожского. Следует также избегать впадения в осуждение, однозначно выбирая между эти грехом и нарушением воздержания — второе.

Подобным образом, по словам прп. Силуана Афонского, однажды поступил его отец. Святой рассказывал, что, еще живя в миру, он однажды приготовил мясной обед для артели крестьян, забыв о постном дне. Не вспомнили о нем и другие.

Отец же сказал об этом сыну… через полгода, так, что это прозвучало не как обличение, а как мягкий укор. Преподобный десятилетия вспоминал эту историю, как пример истинно христианского такта. В то же время случается, что близкий человек негативно относится к постам как таковым, противоречиво настроен вообще в отношении религии, Церкви. Возможно, от посещения такого дома лучше воздержаться, отметив праздник близкого сугубой молитвой о нем.

Тогда вполне применимы слова мудрого Соломона: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» Притч. Сейчас, когда найти духовного руководителя удается не всем, при сомнениях можно подойти также просто к любому священнику на приходе. Общим правилом постящегося должно быть то, что воздержание тела не должно лишать физических сил, возможности полноценно жить, работать, заботиться о семье. К тому же особо строгое воздержание провоцирует развитие гордыни, самомнения, уверенность в своей праведности, чем разрушается все постное делание.

Вот какую меру предлагает свт. Игнатий Брянчанинов: «Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не человек для поста… При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы… пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его». Кому можно не соблюдать Устав не предусматривает полного разрешения поста, лишь допуская послабления для слабых или больных.

Разумеется, в каждом конкретном случае дело все-таки зависит от состояния здоровья человека. Например, священники чаще всего благословляют нарушить пост не только больных, для которых по жизненным показаниям необходима скоромная пища, но и беременных, кормящих женщин. Впрочем, и здесь все зависит от состояния здоровья и личных пожеланий. Многие православные мамы держат все посты не только во время беременности, но даже кормления ребенка.

Другим же делать это не позволяет здоровье. Вот что рассказывает Елена: «Наслушавшись православных знакомых, я решила соблюдать пост в первые месяцы беременности. В результате сильно обострился токсикоз, организм буквально требовал молока, яиц. Когда же я попыталась покаяться в этой немощи на исповеди, батюшка так и ахнул: «Это что за самочиние?

Какой вам пост, вы беременны! Немедленно ешьте рыбу и пейте молоко! Еще ребенку повредите! Раб Божий Н.

Между тем наступал Великий Пост, соблюдать который Н. Ответом на его скорбь стало такое благословение духовника: «Ешь мясо и пей молоко, но никого не осуждай! Итак, нарушать пост не предосудительно: больным; немощным; беременным и кормящим. Однако послабления касаются только телесной стороны поста.

Что до работы над душой, молитвы, воздержания от развлечений — все эти виды постного делания доступны независимо от состояния телесного здравия. Великий пост для детей Когда пост соблюдает вся семья, детский пост не отличается от взрослого, воспринимается ребенком вполне органично. В по-настоящему церковных семьях дореволюционной России не настаивали на посте, а просто учили дитя собственным примером, не осуждая за сделанные по неразумию нарушения, но ожидая, когда ребенок осознанно последует примеру старших. Однако полностью церковные семьи сейчас редки, часто супруги приходят к Богу не одновременно.

Тогда опытные духовники советуют обращать пристальное внимание на то, чтобы ребенок понял смысл поста прежде, чем начнет соблюдать его телесно, сделал осознанный выбор. Алексий Уминский советует, например, поговорить с ребенком, объяснив, что воздержание — не ради него самого, а ради Господа. От чего готов отказаться ради Христа маленький человек? Будет ли это любимый продукт питания, а может — развлечения или игры?

В этом случае меру воздержания определяет в значительной мере сам ребенок и его родители, знающие его возможности, характер, духовное устроение. Алексий говорит: «Пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная».

Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно. Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально. Церковь опирается на слова ап. Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу.

Жена своим телом не владеет, но муж. Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор.

Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих. Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет.

Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь?

Того же мнение держатся другие святые отцы: свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим».

Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св. Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи».

Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося.

Например, свт. Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты.

Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла».

Пост — это диета, или вообще он не о еде? Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы. А в чем тогда суть? Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он — единство души и тела.

Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания. Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти.

Первая неделя поста особо строгая. В первый день — Чистый понедельник — нужно полностью воздержаться от принятия пищи. Со вторника по пятницу можно есть хлеб, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пить воду. В субботу и воскресенье разрешена горячая пища с растительным маслом. Во вторую-шестую недели поста в понедельник, среду и пятницу придерживаются сухоядения, во вторник и четверг разрешена вареная пища без масла, а в субботу и воскресенье — горячая пища с маслом. Во время Страстной седмицы соблюдают строгий пост, сухоядение.

В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье в 2023 году Вербное воскресенье выпадает на 9 апреля можно есть рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем разрешена рыбная икра. Перечисленные правила обязательны для соблюдения монахами. Миряне придерживаются строгости поста по силам, согласовывая календарь питания с духовными наставниками с учетом жизненных обстоятельств и состояния здоровья. Что можно есть в Великий пост Овощи и фрукты — основа постного питания. Из овощей готовят салаты, закуски, гарниры. Фрукты заменяют десерты. Сухофрукты и орехи — курага, чернослив, финики, изюм, грецкие орехи, миндаль, кешью —лакомства во время поста.

Они богаты витаминами, орехи содержат высокий процент жиров и белков. Крупы — рис, гречка, киноа, кукурузная крупа, овсянка — отличные гарниры. В кашу из них можно добавлять мед, сухофрукты, орехи. Бобовые — соя, горох, нут, чечевица, бобы, фасоль — источник белка во время поста. Блюда из них заменяют мясные продукты. Продукты из сои — сыры, молоко, йогурты — по вкусу не уступают продуктам, изготовленным на молочном сырье. Грибы — это источник белка и альтернатива мясу. Мед едят в качестве десерта и как добавку к другим блюдам кашам, киселям, выпечке, фруктовым салатам.

Из выпечки в том числе хлеб и кондитерских изделий разрешены только те, в рецепт которых не входят яйца и продукты молочного происхождения. Черный шоколад можно употреблять в Великий пост. Какао-бобы — растительный продукт, как и какао-масло из них. Молочный шоколад и шоколад с пралине не допускаются, так как в их составе есть молочные жиры. Макароны разрешены, если в их составе нет яиц. Растительное масло можно использовать в пост в определенные дни. Монахам и священнослужителям разрешается принимать в пищу растительные масла только по выходным, а также 5 апреля в честь стояния Марии Египетской.

Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно

Установление недельного поста, предваряющего Великий пост, относится приблизительно к VII веку. 10 ФАКТОВ МИТРОПОЛИТА «Иисус» представляет четырнадцатое видео митрополита Илариона из цикла «Коротко о главном. Молитва, храм и богослужение. Мы говорили о значении, целях и смыслах Великого поста. Великий пост в христианстве заканчивается Страстной неделей, когда верующие вспоминают Крестные страдания Христа перед Пасхой.

Сырная седмица (Масленица)

  • «Смыслы, задачи и цели Великого поста». Прот. Федор Бородин - Радио ВЕРА
  • История и смысл Великого поста
  • Поститься нужно для определённой цели
  • Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году
  • Навигатор Великого поста: не пропустите главное
  • Пост и пищеварение. Полезны или вредны семь недель ограничений? | Аргументы и Факты

Вопросы перед Великим постом: правила, цели, смысл

В это издание вошли проповеди отца Александра, произнесенные им в разные годы его более чем сорокалетнего пастырского служения и посвященные времени Великого поста. Великий пост в этом году начинается 19 февраля и закончится 1 апреля Страстной седмицей, после которой 8 апреля – празднование Пасхи, Воскресения Христова – самого радостного и самого главного из всех православных праздников. это подражание посту Спасителя в пустыне.

Как правильно провести Великий пост

RU 18 марта в России начинается Великий пост — самый продолжительный из православных постов. Он продлится до 4 мая, но это не значит, что все 48 дней придется голодать — ведь в эти дни можно есть и фрукты, и рыбу с икрой, и даже вино пить. Правда, не каждый день. Рассказываем, как правильно соблюдать Великий пост и в какие дни можно есть не только хлеб и овощи. Отказ от еды — не главное Несмотря на то что Великий пост ассоциируется в первую очередь с отказом от еды, главное в нем — молитва и очищение духа. Как отмечают священники, во время поста важно посещать храм, следить за своими поступками, помнить о покаянии и совершать как можно больше хороших дел.

Так вот на самом деле это не так. Основная идея общежительного монастыря в том, что люди живут в нем, в буквальном смысле слова, практически не имея своих вещей. То есть, у него одежда не принадлежит ему, обувь не принадлежит ему, ест он только в трапезной, и только то, что дают ему на трапезе, кроме старых и больных людей, или людей, которые отсутствуют, в своей келье он не может ничего иметь. Здесь идея в том, чтобы подвиг был более или менее равномерный, но при этом более строгий.

То есть если, допустим, мы едим только один раз в день вечером, то это делают все, кроме совсем уж больных и старых монахов. И, поэтому, общежительный устав более строгий в плане выполнения каких-то правил. Кратко о различиях североевропейской и средиземноморской традиций. Студийский устав. А теперь я, наверное, уже вам скажу о том, какие же правила бывают, какие бывают кулинарные традиции. Собственно говоря, их две. Одна — средиземноморская, другая — назовем ее условно, русская, хотя на самом деле это северная Европа. В средиземноморский традиции очень большой упор на морепродукты, овощи, фрукты, больше овощи и оливковое масло. Рыба — основной источник еды и морепродукты.

В Северной Европе основная пища — это мясо, это злаковые культуры, это репа какая-нибудь, то есть гораздо более бедный и скудный стол. Именно поэтому в католических монастырях варили пиво, и выдавалось монаху на день в средневековых европейских монастырях что-то около двух литров пива, потому что этот напиток был основным источником питания. Это была несбалансированная диета, как бы мы сейчас сказали, там много болели. Но это был единственный способ дать какие-то питательные вещества человеку в Северной Германии зимой, когда ничего не колосится, не растет. Хоть какие-то витамины, хоть какие-то минералы и питательные вещества. Если мы с вами будем говорить о западных уставах, мы увидим, что там гораздо более либеральный подход к мясу. Во многих монастырях мясо разрешалось даже монахам, а уж о молочном и яйцах мы не говорим. Но зато там было меньше рыбы, меньше средиземноморских овощей, и меньше вещей, которые, например, в Болгарии растут, а у нас не растут. Как вы все прекрасно знаете, наши уставы взяты из Византии.

Византия — это средиземноморская культура, и в ней, как раз, основной упор — это южные овощи, фрукты и морепродукты. Вот вам первый монашеский Студийский устав, который привез на Русь преподобный Феодосий Печерский. Федор Студит жил в конце IX века. Что нам предлагает Студийский устав? Я его просто вчера переводил. Итак, переходим к Рождественскому посту. Вот традиционное представление Студийского устава. Монаху в день полагается два блюда. Точнее, две трапезы, а на трапезе два блюда.

Обычно, что-то вареное, и то, что мы бы сейчас назвали салатом. Итак, первое, очень важно, никто не имеет права взять в келью даже маленького кусочка, кроме старых и больных людей, или тех, кто отсутствует. Все едят в столовой, в трапезной, во время еды слушают священное Писание. Основная особенность — человек ест только в строго определенное время. На второй трапезе подается хлеб и остатки от первой. То есть, готовится один раз. Все, что не съели утром, доедают вечером. Очень важно: Студийский устав прямо запрещает обсуждать невкусную еду. То есть монахи не имеют права говорить: «Ой, вы знаете, сегодня у нас овощная похлебка особенно не удалась, давайте повара сварим».

Здесь очень важный момент. Если из ряда в ряд, из жития в житие повторяется история о том, что нельзя осуждать невкусную еду, это значит, что во многих монастырях ее как раз и осуждали. Никто же не запрещает прыгать без парашюта, потому что люди, которые это делали, они как-то больше не повторяют. Если практика уникальна, не выдаются специальные правила. Это важно. Во время недлинных постов, то есть между постами, можно выпить три чаши вина за обедом и две вечером. Чаша — это примерно 50 г, может, чуть больше, а вино разбавленное. То есть никаких сильных алкогольных напитков не было. А вот и Рождественский пост наш любимый.

Три чаши вина монахам, когда одна трапеза, и пять — на выходных. Игумен имеет право по Студийскому уставу предложить рыбу или сыр. Студийский устав запрещает чрезмерный пост для иноков. Потому что от этого рождается гордость. Идея очень простая, если на трапезе игумен выставляет, допустим, рыбу, которую не положено по уставу, все затыкаются и едят рыбу, потому что в данном случае, это — ответственность игумена. Итак, а вот это еще очень важно. В Рождественский Пост Студийский устав запрещает монахам сыр и яйца, потому что их в это время не едят многие миряне. Здесь важные слова: «многие миряне». То есть примерно до XI века, и в XI веке на Руси, и я об этом скажу чуть ниже, вне Великого Поста, во многодневные посты, миряне воздерживались только от мяса.

И могли себе позволить сыр и яйца. Вот это важное наблюдение, и даже некоторые монахи восточные пытались этим питаться. То есть пост — это отсутствие мяса, в этот момент. Теперь смотрите: трапеза в первое воскресенье Великого Поста монахам. По Студийскому уставу. Жареный горох, соленая капуста без масла, груши и пять смокв. Кто найдет в России на первой седмице Великого Поста пять смокв — тому памятник. Я это к тому, что этот средиземноморский пост, он не очень подходит для нас, и я потом покажу, как из этого выходят. Традиционная еда по Студийскому уставу монахам во время Великого Поста на неделе: гороховый суп, сливы, вино немощным; какая-то похлебка с луком и смоквами.

Внимание, в Великий Пост на праздник преподобного Алексия Студита — рыба. То есть практика не двухразового вкушения рыбы, как сейчас Великим Постом: на Благовещение и Вербное Воскресенье, а как минимум трех Устав ничего не говорит ни о Петровском Посте, ни об Успенском. Он просто обходит эти вещи. Итак, мы видим уже на этом, что по более древнему монашескому уставу, что трапеза более либеральная, чем сейчас по монашескому уставу. Теперь переходим к остальным постам. Как я уже сказал, Великий пост первый раз упоминается в середине IV века. А теперь мы поговорим о Петровском посте. Как вы знаете, он идет у нас в воскресенье со дня после Всех Святых — это через неделю после Троицы, до апостолов Петра и Павла. И понятно, что наш Петровский пост, может быть чуть короче и чуть длиннее, в зависимости от того, ранняя Пасха или поздняя Пасха.

Это я просто напоминаю. Впервые об этом посте упоминается в III веке. И этот пост считался компенсаторным. То есть, если человек, здесь имеется в виду, в основном, монах или клирик, не постился во время Великого поста, он постится после дня Всех Святых до Успения. Был длинный компенсаторный пост. От, условно говоря, июня, до конца августа. То есть Петровский пост изначально предназначался как наказание, как епитимия только для тех, кто не соблюдал Великий. Никто не говорил, что нужно соблюдать и тот пост и тот пост, для монахов. Постепенно, около 1000-го года, первая часть поста, вот этого компенсаторного, заканчивалась, как я сказал, на день Петра и Павла, а вторая часть — это был Успенский пост с 1 по 14 августа по старому стилю.

Следующий пост у нас Успенский. Он появился около 1000-го года. Причем, он всегда почти, был две недели, был довольно строгим, здесь, в общем, никаких проблем, за исключением того, что в первом тысячелетии его не было. Ну и, наконец, последний, наш любимый, сегодняшний Рождественский пост. Он упоминается с IV века. Первоначально он длился всего семь дней. А после 1166 года по решению Константинопольской Церкви при императоре Мануиле он стал сорокадневным. То есть смотрите, как интересно. Примерно в XII веке у нас появляется практика этих больших многодневных постов.

И появляются эти четыре больших поста, которые мы сейчас знаем. Если мы считаем, по календарю, начинается все с Великого, потом идет Петровский, потом идет Успенский, потом идет Рождественский. Эта практика складывается не раньше XII века, поэтому, когда вам начинают рассказывать о том, что в древности христиане круглосуточно постились, вы можете честно сказать, что история не подтверждает этого. Русь начинает поститься Теперь мы идем дальше, и мы посмотрим уже на то, собственно, а как постились в Древней Руси? Все-таки нам это интересно. И здесь у нас есть счастливая вещь. Один из первых основателей русского монашества, преп. Феодосий Печерский, который умер в 1073 году, оставил послание, тоже относящееся к концу XI века. Его спрашивал князь Изяслав, как нужно поститься?

Внимание: как нужно поститься в среду и пятницу? Цитирую: «Еще ты спрашивал, благородный князь, хорошо ли, чтобы люди не ели мяса в среду и пятницу? Это очень хорошо. И этому не я научаю, но святые божественные апостолы так законоположили» - внимание — «Всяк христианин постится в среду я пяток. Смотрите, практика конца XI века. Священники и миряне воздерживаются только от мяса, монахи от мяса и молочного по средам и пятницам. Теперь дальше. И вот еще важный момент. И Бог мира будет с тобой».

Смотрите, это опять очень важный момент, который отличается от нас. У нас пост в среду и пятницу упраздняется, по-моему, только если у нас праздник Рождества Христова и Крещения. Во всех остальных случаях двунадесятый праздник не перебивает постный день. Это тоже очень поздняя практика. Итак, подведем такой предварительный итог, и потом мы перейдем уже к более поздним вещам. Здесь важно зафиксировать раннюю практику: до XII века пост для монахов был в воздержании от мясных и молочных продуктов, включая яйца, для мирян на востоке — от мяса. За исключением Великого Поста. То есть это очень важный момент, мы на нем зафиксировались. Пост по Домострою Теперь, мы переходим к самому известному древнерусскому памятнику — это «Домострой».

В Домострое есть поучение о том, как кормить людей в пост. В ужин капустные щи, толокно», — то есть густая каша, — «рассольник, ботвинья. По воскресеньям и праздникам, к обеду какие-нибудь пироги или густые или овощи или селедочная каша, блины, кисель, и что Бог пошлет. Да и на ужин все, как прежде сказано». Напоминаю, что до Петра у нас не было картошки, помидоров. И макарон, тоже, кстати, не было, макароны — изобретение позднее. То есть основной пост в Древней Руси — это овощи, это рыба, причем очень разная рыба, и все. Но очень разнообразно. И грибы.

Домострой также предупреждает людей, чтобы они в гостях не напивались до состояния невменяемости, потому что их могут ограбить, и они могут быть свиньями в прямом смысле этого слова. Это тоже очень важная вещь. Что люди преспокойно напивались даже в пост. Вырождение традиции поста А теперь я перехожу к самому страшному: к литературе XIX века. Иван Шмелев «Лето Господне». Я надеюсь, что вы это выдержите. Это — впечатления шестилетнего мальчика, то есть это впечатления Ивана Шмелева, который рассказывает о том, как в средней купеческой семье готовились встретить Великий Пост. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтиками укропа, с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - такая прелесть. Я ее хватаю щепотками, - как хрустит!

И даю себе слово не скоромиться во весь Великий пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, "кресты" на Крестопоклонной... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а великая кулебяка на Благовещение, с вязигой вязига — это хрящики осетра, вот эта длинная тонкая полоска в осетрине , с осетринкой! А калья, необыкновенная калья калья это рыбный или мясной суп, сваренный на огуречном рассоле , с кусочками грибной икры, с маринованными огурчиками... Мы только что прослушали меню Великого Поста. Посмотрите, очень разнообразный стол, стол очень прихотливый.

Мне вчера написали в комментариях: Что вы придираетесь к шестилетнему ребенку? Это же воспоминания! Да, это Шмелев писал в эмиграции, ему уже было довольно тяжело в плане еды, это может быть, прежде всего, восприниматься, как булгаковская история о литературе, но мы видим, что эта практика поста московского XIX — начала XX века, совершенно выходит из традиционной монашеской традиции, то есть мы видим такой прихотливый набор пищи, что нарушается сама идея поста. Опять же, могу сказать о том, что примерно с XIX века можно четко говорить о том, что есть традиция заговения. Чехов «накануне поста» Весь рассказ построен на том, что в последнее прощеное воскресение люди постоянно едят. Вот только финал: Через пять минут стол уже накрыт. Кошки опять, задрав вверх хвосты, выгибая спины и потягиваясь, сходятся в столовую... Семья начинает ужинать. Есть никому не хочется, у всех желудки переполнены, но есть все-таки нужно.

Вот эта очень четкая идея, там говорят одному из героев, это маленький мальчик, о том, что он говорит: я хочу спать, ему говорят: «Ну что ты, семь неделю не будешь есть скоромное! И это, конечно, нарушение поста. Ну и у меня есть еще один великолепный текст. Его написал малоизвестный автор Степан Писахов в сказовой манере. Я буду цитировать с небольшим пропуском, иначе мы друг друга зальем слюнями. А уж так благочестива, уж такой праведной жизни была купчиха, что просто умиление! Вот как в масленицу сядет купчиха с утра блины есть, и ест и ест блины: и со сметаной, и с икрой, с семгой, с грибочками, с селедочкой, с мелким луком, с сахаром, с вареньем, с разными припеками, ест со вздохами и с выпивкой выпивка — имеется в виду, конечно, чай. И так это благочестиво ест, что даже страшно. Поест, поест, вздохнет и снова ест.

А как пост настал, ну, тут купчиха постничать стала. Утром глаза открыла, чай пить захотела, а чая-то нет, потому — пост. В посту не ели ни молочного, ни мясного, а кто строго постил, тот рыбного не ел. Внимание, это очень важная вещь. В Великий Пост говорится, что рыбы не ели те, кто строго постился. То есть это была все-таки не обычная практика. А купчиха постилась из всех сил — она и чаю не пила и сахару ни колотого, ни пиленого не ела, ела же сахар особенный — постный, вроде конфет. Дак благочестивая кипяточку с медом выпила пять чашек, да с постным сахаром пять, да с малиновым соком пять чашек, да с вишневым пять, да не подумай, что с настойкой, — нет, с соком, и заедала черными сухариками. Итак, с утра у нас пятнадцать чашек жидкости.

Пока кипяточек пила и завтрак поспел, съела купчиха капусты соленой тарелочку, редьки тертой тарелочку, грибочков мелких рыжичков тарелочку, огурчиков соленых десяточек, запила все квасом белым. Взамен чаю стала сбитень пить паточной. Время не стоит, оно к полудню пришло. Обедать пора. Обед весь постный-постный! На первое жиденька овсянка с луком, грибовница с крупой, лукова похлебка. На второе: грузди жарены, брюква печеная, солоники — сочни-сгибни с солью, каша с морковью и шесть других разных каш с разным вареньем и три киселя. Опускаем описание киселей. Заела все вареной черникой с изюмом.

От маковников отказалась. После обеда постница кипяточку с клюквой и с пастилой попила. Поела гороху моченого с хреном, брусники с толокном, брюквы пареной, тюри мучной, мочеными яблоками с мелкими грушами в квасу заела. Ежели неблагочестивому человку, то эдакого поста не выдержать — лопнет. А купчиха до самой ужны пьет себе кипяточек с сухими ягодками. Трудится — постничат. Вот и ужну подали. Что за обедом ела, всего и за ужной поела. Да не утерпела и съела рыбки кусочек — лешшика фунтов на девять.

Лещ фунтов на девять, это очень много. В общем, когда она легла спать, ей стало плохо, и финал рассказа: Пришел доктор, просмотрел и сказал: — Первой раз вижу, что до белой горячки объелась. Дело-то понятно: доктора образованны и в благочестивых делах ничего не понимают. На самом деле, ту же историю делал Чехов. У него есть рассказ-проповедь масленичный, юмористический. Строится это на том, что благочестивый христианин делает себе блин с разными начинками. Долго Чехов описывает начинки, и финальная фраза: он это все приготовил, налил себе водки, пытается засунуть блин в рот и тут его хватил апоплексический удар, то есть инсульт. То есть человек перед едой, в предвкушении еды, получает инсульт. Мы видим, одна из самых больших проблем поста уже перед революцией, практического, это либо его несоблюдение, либо соблюдение качества пищи при полном отсутствии количества пищи.

Что же с постами сегодня? Теперь, я вчера спросил нескольких знакомых мне монахов, как постятся сейчас в монастырях. Мне разрешили цитировать. Обычно рыбу едят по субботам и воскресеньям и праздникам. Масло реально добавляют всегда. Омары, кальмары, если захочет настоятель. Сухоядение в понедельник, среду и пятницу — это монастырский устав, который вы видите в популярных календарях, практически нигде нет, едят вареную пищу. Кое-где вообще пища на буднях не различается, везде с маслом, но в четверг и во вторник могут давать кальмаров, к примеру. Это первое свидетельство.

Я напомню, что даже в Рождественский пост по монастырскому уставу пятница и среда — это сухоядение, то есть это орехи, это какие-то, условно говоря, апельсины, если найдете, то есть не разогреваемая пища. Вторник и четверг пища с маслом, суббота воскресенье — с рыбой. Как видим, это даже не в монастырях, не монастырский устав. Еще одно свидетельство. Человек ест, что подадут, речь опять-таки о монахе. О сознательном выборе, скорее выберет постное. Если подадут скоромное, капризничать не будет. То есть, опять же, человек ест то, что ему дают. Вот у нас какая реальная практика.

Реальная практика поста, мы выходим уже на современность, вот такая. Я еще помню 90-е годы, когда я крестился, в 91-м году, мне было тринадцать лет, и все очень сильно думали: «Боже мой, да что можно есть? Был Великий пост, а я тогда его уже соблюдал не очень строго, но старался, и меня пригласили в какие-то гости, и предложили тарелку мяса. Я думаю «Мясо Великим постом? Круто, можно же поесть! В гостях-то можно» Мясо оказалось соевым. Дорогие друзья, более отвратительного вкуса в своей жизни я не пробовал. Я не знаю, как я это съел. Представьте себе картон со вкусом грибов.

Это примерно то, что мне пришлось съесть. А теперь, серьезно. Мне кажется, что любые: соевая колбаса, соевый майонез, соевое мясо, соевые пирожные, это, конечно, нарушение основной идеи христианского поста. То есть, если вы хотите съесть что-то под видом мяса, лучше съешьте мясо, потому что эта индустрия, мне кажется, нарушает саму идею поста. Люди платят большие деньги, за то чтобы съесть что-то похожее на животный белок, но не животный белок. А значит, понятное дело, что эта ситуация сейчас в общем зашла в довольно большой тупик. Я, кстати, спрашивал вчера еще у одного человека, как постятся священники. Священники постятся, как миряне. То есть священники сейчас тяготеют скорее к традиции мирского поста, чем к традиции поста монашеского.

А вот здесь я вам хочу прочитать из Типикона. Постовые указания от которого почему-то перепечатываются во всех православных изданиях в виде такого наглядного календарика, и который, как мы видим, никто особо не соблюдает, но я хочу вам показать не о том, что можно, а что нельзя в плане пищи по уставу Саввы Освященного, а в том, за что, собственно происходят прещения монахам и мирянам. Есть правило, каноническое о том, что: «Если епископ или священник или диакон или чтец или певец не постится во время Великого Поста и любые среды и пятницы всего года, кроме немощи, то он будет низвержен», — то есть извержен из сана, — «а мирянин да отлучится». Смотрите, это очень важное правило. Речи идет об обязательном посте только во время Великого Поста, и соблюдение среды и пятницы. То есть если человек, даже по монашескому уставу средневековому не соблюдает остальные посты, кроме Великого, ему можно сказать: «Ай-ай-ай, нехорошо», но при этом никаких церковных наказаний нельзя накладывать. Это с одной стороны. С другой стороны, есть древняя русская практика. Я забыл о ней рассказать, а недавно о ней говорил о.

Дмитрий Смирнов. Ведь очень часто в популярных изданиях можно встретить то, что любой человек за год может научиться поститься по уставу. И что даже младенца можно научить поститься. Вот Федотов, это очень известный исследователь начала XX века говорит о древнерусской практике.

Этот святой — пример постнической и духовной жизни. Пятая неделя — преподобной Марии Египетской. Святую почитают за ее избавление от развратной жизни с помощью усиленного поста. Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим. Неделя Ваий — иное название Вербного воскресенья, происходящее от слова «вайи», пальмовых ветвей, которыми устилали путь Христа перед въездом в Иерусалим.

В славянских странах альтернативой пальмовых ветвей являются ветки вербы. Седьмая неделя — Страстная седмица. В эту неделю вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа. Как подготовить организм к посту Во время Великого поста православные ограничивают привычный рацион. Поэтому перед постом нужно создать запас белков, чтобы организм не испытывал в них недостатка. Например, как советуют специалисты Роспотребнадзора , ежедневно съедать по яйцу и 150-200 граммов рыбы. Когда начнется пост, и от того, и от другого придется надолго отказаться. За время подготовки к посту нужно дать организму привыкнуть к большому количеству клетчатки в рационе. За две недели до поста а лучше еще раньше нужно постепенно сокращать количество продуктов животного происхождения и увеличивать долю пищи растительного происхождения в рационе.

Также в этот период необходимо употреблять как можно больше кисломолочных продуктов: кефира, йогуртов, простокваши, ряженки. Однако за неделю до поста следует от них постепенно отказываться. В первые дни поста нужно увеличить порции и количество приемов пищи, так как постные блюда менее калорийные К Великому посту нужно быть готовыми не только физически, но и морально. Священнослужители советуют оценить свои силы и не воспринимать пост как подвиг. Перед собой нужно ставить посильные для духа и тела цели. Зачастую верующие переоценивают свои возможности. Когда понимают, что не справляются, отказываются от поста. Первая неделя поста особо строгая. В первый день — Чистый понедельник — нужно полностью воздержаться от принятия пищи.

Со вторника по пятницу можно есть хлеб, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пить воду. В субботу и воскресенье разрешена горячая пища с растительным маслом. Во вторую-шестую недели поста в понедельник, среду и пятницу придерживаются сухоядения, во вторник и четверг разрешена вареная пища без масла, а в субботу и воскресенье — горячая пища с маслом. Во время Страстной седмицы соблюдают строгий пост, сухоядение. В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье в 2023 году Вербное воскресенье выпадает на 9 апреля можно есть рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем разрешена рыбная икра.

Начинаем служить своему телу, игнорируя и совесть, и Заповеди Божии, и даже собственные принципы. Чтобы обуздать потребности тела, подчиняя их высшим целям, мы добровольно ограничиваем себя в пище, веселье и комфорте. Однако такие подвиги подходят не всем. Беременным, больным, пожилым и детям тяжело ограничить своё тело, которое и так чем-то скованно и ограничено. Детям надо расти и полноценно питаться. Беременные женщины и так претерпевают немало трудностей: их тело уже обеспечивает минимум двоих людей. Больные и пожилые люди тоже могут ослабить пост, заменяя телесные подвиги духовными: молитвой, чтением Священного Писания и духовной литературы, регулярным участием в богослужениях. Также ограничения в пище не могут выполнять люди, находящиеся на военной службе или в местах заключения. Выбор меню им попросту недоступен. Что можно есть в пост? Как поститься, когда в семье и на работе окружают неверующие? У православных хозяек обычно существует проверенное меню, чтобы пища радовала семью даже в пост. Если часть семьи не постится, рацион разделяют. В православных семьях с меленькими детьми родители стараются поститься в полной мере, а детей продолжают кормить молочными продуктами и рыбой. В некоторых семьях для детей ограничивают лакомства: вместо конфет во время поста они могут есть фрукты, пастилу или козинаки, чтобы тоже понести посильный подвиг. По мере взросления можно предлагать ребёнку более серьёзные ограничения. Православный человек привыкает жить под удивлёнными или косыми взглядами окружающих. Поэтому никто не боится смутить коллег по работе употреблением постной пищи. Даже в школьных или рабочих столовых вполне можно выбрать что-то подходящее: съесть винегрет вместо оливье или пирожок с капустой вместо беляша. Стоит ли заставлять себя поститься, потому что так надо, условные «все» постятся? Или это должно быть искреннее желание? Как не сделать этот важный период «искусственным»?

Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году

Великий пост в 2024 году припадает на период с 27 февраля по 15 апреля. В чём цель поста на самом деле все новостные обзоры на сегодня на на Цель Великого поста — не в табу на творог или колбасу, а в покаянии. Пост — это не диета, и его цель не в запрете на определенные продукты, а в покаянии. В 2023 году Великий пост продлится с 27 февраля по 15 апреля включительно.

Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести?

В течение первых трех дней полагается перечитывать творения четырех Евангелистов, вспоминать земной путь Христа и понимать, что распинает Господа каждый, кто грешит в своей земной жизни. По возможности нужно посещать храм как можно чаще, особенно вечером в Великую Среду и в Великий Четверг. В Великий Понедельник православная церковь вспоминает библейского Патриарха Иосифа. Его жизнь схожа с последними днями жизни Иисуса Христа. Иосиф восхваляется как образец целомудрия. Вторая тема — проклятие смоковницы. Согласно Евангелию от Матфея, Христос проклял дерево инжира, не принесшее плодов. На следующий день Его ученики увидели, что смоковница засохла.

Церковь рассматривает это событие как назидание каждому: человек, не приносящий в своей жизни плода, подвергается аналогичному проклятию и обречен на гибель. Великий Вторник — это единственный день Страстной седмицы, не имеющий прямых воспоминаний, связанных с событиями последних дней жизни Христа. Внимание верующих обращено на две притчи, произнесенные Христом в Иерусалиме: притчу о талантах и притчу о десяти девах.

В книге Второзаконие очень ясно описан процесс духовной деградации: «И ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего». Вечеринки евангельского богача и постное делание Христа А в евангельской притче о богаче и Лазаре сказано, что: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно». Потому Христос предупреждает: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими». Христос перед проповедью Евангелия идёт в пустыню поститься, где и начинает соблазнять его дьявол. Можно сказать, что пост вскрывает невидимую реальность, делая ум человека утончённым, а сердце более восприимчивым к миру невидимому. Первый соблазн от диавола касается именно чревоугодия: «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Лучше сказать, что он предлагает веру в то, что в жизни человека нет ничего важнее еды. На что диавол слышит от Иисуса такие слова: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Но первое аскетическое упражнение всё-таки воздержание от пищи. Стоит также отметить, что проповедь об Иисусе как Мессии поручается постнику Иоанну Предтече. Именно ему открывается Таинство боговоплощения. Постническое житие Иоанна Крестителя — это одно из средств для подготовки восприятия божественного откровения. В целом нужно сказать, что практически любая традиционная религия знает о духовной пользе поста, ну, кроме Протестантизма, который в целом и убил всю аскетическую культуру своим примитивным мышлением. Теперь о мистической сущности пищи Нужно понять, что мы живём в культуре, в которой трапеза лишилась всякой сакрализации.

В четвертое воскресенье вспоминается святой Иоанн Лествичник. В четверг на пятой неделе проводится «стояние Святой Марии Египетской». В субботу на пятой неделе читается великий акафист Богородице. В пятое воскресенье совершается последование преподобной Марии Египетской. В субботу на шестой неделе на Утрене и Литургии вспоминается воскрешение Спасителем Лазаря. Шестое воскресенье поста — Вербное. На Всенощной благословляются распускающиеся ветви вербы или других растений. Их раздают раздаются прихожанам. Освященная верба знаменует воскресение, торжество жизни над смертью. Лучшее время, чтобы услышать Бога и обратиться к нему с искренней молитвой. Человек, который держит пост, оказывает послушание Всевышнему и Церкви. Верующий следует за Иисусом Христом к спасению. Пост помогает бороться со страстью чревоугодия, удерживает от нее, чтобы не стать рабом плоти. Постный подвиг способствует смирению, так как пресыщение может привести к гордости, эгоизму, ленности, жадности. Человек получает возможность научиться ценить простую пищу и простые радости жизни, благодарить Бога за это. После выхода из поста по-новому ощущается вкус скоромных блюд.

Многодневные посты и однодневные В Литургическом круге есть многодневные и однодневные посты. Большие праздники, например Пасха или Рождество Христово , предваряются многодневным постом. Пост мыслится как путь и подготовка к определённому важному событию, которое как духовный архетип вновь входит в нашу реальность из года в год. Пост вообще имеет целью включить нас в библейскую историю. Например, мы постимся в среду , вспоминая предательство Иуды , постимся в пятницу, вспоминая Распятие Христа. Эти события должны не просто вспоминаться в уме, но проживаться в сердце, через изменение пищевого рациона как память о Боге. Апостол Павел очень много писал о пище в контексте полемики с иудеями. Обратная сторона всеядности и обжорства может выступать, как зацикленность на здоровой пище: вегетарианство, фрукторианство и прочее. Мировоззренческий концепт этих парадигм один и тот же, как выразил его апостол Павел: «их бог — чрево… они мыслят о земном». Поскольку в эти практики не включены духовные цели и сам Бог, то они чаще всего разжигают гордыню и ненависть. Упаси нас Господи от этих учений! У некоторых святых отцов есть мысль, что если человек не молится перед едой и после, то это уже признак чревоугодия, поскольку освящение пищи — это желание сделать Бога участником трапезы, а значит и своей жизни. Как говорит Соломон: «Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это — от руки Божией».

Питание по дням

  • Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести?
  • Также рекомендуем
  • История и смысл Великого поста
  • В чём смысл Великого поста?
  • «Это не диета»: зачем нужен пост и как ставропольцам его выдержать
  • «Смыслы, задачи и цели Великого поста». Прот. Федор Бородин

Великий пост. История и особенности

Обязательность Великого поста для всех верных была закреплена 69-м каноном святых апостолов. Великий пост в этом году начинается 19 февраля и закончится 1 апреля Страстной седмицей, после которой 8 апреля – празднование Пасхи, Воскресения Христова – самого радостного и самого главного из всех православных праздников. Установление недельного поста, предваряющего Великий пост, относится приблизительно к VII веку. Рассказываем, сколько дней длится и когда заканчивается Великий пост в 2024 году. Именно 40-дневный пост Спасителя стал прообразом современного Великого поста (потому его еще называют Господним).

Пост и пищеварение. Полезны или вредны семь недель ограничений?

Великий пост и его роль в духовной жизни христиан. Обязательность Великого поста для всех верных была закреплена 69-м каноном святых апостолов. — В среду пятой седмицы Великого поста совершается особое богослужение, называемое в народе Марииным стоянием. 18 марта в России начинается Великий пост — самый продолжительный из православных постов.

Как подготовиться к посту

  • Навигатор Великого поста: не пропустите главное
  • Что можно есть в пост?
  • 10 целей для поста
  • Великий пост: что можно и нельзя делать и есть, запреты
  • Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста
  • Даты Страстной недели в 2024 году

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий