Новости рубинштейн с л биография

Биография. С. Л. Рубинштейн родился в Одессе в семье успешного адвоката, где витал дух интеллигентства.

Рубинштейн С.Л.. Книги онлайн

В отличие от этого интеллектуального движения и прямо В отличие от бихевиоризма Рубинштейн всегда настаивал на том, чтобы рассматривать деятельность как неотделимую от сознания, что также явно противоречит фрейдистской традиции с ее упором на глубины человеческой психики и бессознательные психологические процессы. Таким образом, Рубинштейн де-факто является основоположником деятельностного подхода в психологии и педагогике, хотя термин «деятельностный подход» появился только после смерти Рубинштейна в январе 1960 года. Избранные публикации Сергей Л. Проблемы психологии в творчестве Карла Маркса pdf. Исследования советской мысли 1987 33: 111. Переведено с русского Т.

Блейкли Бостонский колледж с помощью редактора Алекса Козулина Бостонский университет.

В 1908 с зол. Продолжил обучение в Германии, получил высшее филос. Коген и П. Защитил здесь докт. В 1914 возвратился в Одессу. В 1915—19 — преп.

Ин-та нар. Читал курсы психологии, логики, истории философии, истории искусств и др. Преподавал также в Политехн. В нояб. Здесь им организован методол. Выступил инициатором и организатором библ. Считал наиб.

Под руководством Р. В «Трудах» помещено несколько ст.

Читал курсы психологии, логики, истории философии, истории искусств и др. Преподавал также в Политехн. В нояб. Здесь им организован методол. Выступил инициатором и организатором библ. Считал наиб.

Под руководством Р. В «Трудах» помещено несколько ст. Как инициатор создания «национальных репертуаров» печати, Р. В частности, под его ред. В 1930 Р. Утверждение одного из биографов Р. Романца о том, что он переезжает в 1930 в Ленинград и становится директором Центр. Салтыкова-Щедрина, не вполне согласуется с фактами.

В разн.

Однако только узловые моменты биографии персоны откладывают отпечаток на ее характер. Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Сергей Леонидович положил конец малопродуктивным дебатам о соотношении мысли и поведения. Анализируя развитие детей, психолог выделил два этапа формирование речи ребенка, на первом из которых малыш хочет понять смысл слов взрослых, а на втором желает донести до них свои желания и идеи.

Сергей Леонидович подчеркивал важность деятельного подхода ученика к овладению знаниями, умениями и навыками. Смерть Однако гонения не прошли даром для Сергея Леонидовича. В январе 1960 года мужчина скоропостижно скончался. Причина смерти в биографиях Рубинштейна не указывается.

Ученый похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Косвенным подтверждением не сложившейся личной жизни Сергея Леонидовича, отсутствия у мужчины жены и детей является то, что в его могилу через 3 года похоронили прах брата Николая. Имена и годы жизни одесситов, ставших москвичами, высечены на могильном памятнике. Рубинштейн Сергей Леонидович 18 июня 1889 г.

Образование получил в Германии. С 1917 г. В 1919 г. В 1930 г.

В 1942 г. В 1945 г. Клинические методы выявления, составление заключения для ПМПК, медико-психологическая реабилитация Онкопсихология: основы психологической помощи онкологическим пациентам ВЕБИНАР: Краткосрочное психологическое консультирование КПК : личностная готовность, профессиональная позиция и практические навыки специалиста Скоро Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой Доктор педагогических наук. После окончания Ришельевской гимназии поступил во Фрайбургский университет, но через год перевёлся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 году.

В 1917 году он начал преподавать в одесских гимназиях. C 1922 г. Герцена Ленинград. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики.

В 1939 г. Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г. Когда Ленинградский педагогический институт был частично эвакуирован в разные города страны, с марта по октябрь 1942 г. В 1942-1945 гг.

Организатор и первый заведующий кафедрой психологии 1942 , а затем отделения психологии 1943 на философском факультете и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете МГУ. В 1943 г. В 1949 г. В 1956 г.

В 1957 г. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни. В 1959 г. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии наук СССР.

Форма поиска

  • Карьера и научные работы
  • Биография С.Л. Рубинштейна
  • Рубинштейн Сергей Леонидович
  • Рубинштейн, Сергей Леонидович
  • 5 фактов о Рубинштейне Сергее Леонидовиче:

Главное меню

  • Рубинштейн С.Л. - великий русский психолог
  • Рубинштейн Сергей Леонидович — Биография
  • Читайте также
  • Ранние годы и образование
  • Рубинштейн С.Л. - великий русский психолог статья
  • Классик мировой философско-психологической мысли Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960)

5 фактов о Рубинштейне Сергее Леонидовиче

Сначала Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где продолжил обучение. Он окончил факультет философии Марбургского университета в 1914 г. Начавшаяся «Первая мировая война» вынудила Сергея Леонидовича Рубинштейна вернуться в Одессу, и с 1917 г. В том же году Сергей Леонидович прочитал доклад «Философская система Когена» в философском обществе при Новороссийском университете.

В апреле 1919 г. В университете Сергей Леонидович Рубинштейн читает психологию, логику, историю философии, а с декабря 1919 г. После смерти Ланге Сергей Леонидович Рубинштейн подал в конкурсную комиссию Одесского института народного образования заявление на замещение вакантной должности, и в 1921 г.

Первая статья, которую выпустил Сергей Леонидович Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности». В ней он изложил свои основные положения и принципы, подверг критическому анализу конфликт между объективностью и конструктивностью знания, вытекающий из идеалистических концепций. По мнению автора, объективное бытие включает в себя элемент творческой конструктивности.

С середины 1928 г. Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе Развитие мышления у подростков.

В 1930 г. Сергей Леонидович переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Сергей Леонидович Рубинштейн умер в 1960 г.

Его педагогическая концепция стала важным этапом в развитии педагогики и психологии, так же как и его поздние теории человека. Сергей Леонидович Рубинштейн развивал гуманистическую концепцию личности, что в условиях сложившейся в стране идеологии было недопустимо. Его творчество было подвергнуто осуждению, а все его заслуги и теории низложены.

Однако это не сломило дух ученого, а лишь наложило своеобразный отпечаток на его творчество. Принцип единства сознания и деятельности Время создания теории деятельности - 1920-1930 гг. Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга.

При этом они опирались на труды Л. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются.

Деятельность и сознание -это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство но не тождество. Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения.

Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним». Теория деятельности- система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов.

Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20—е гг. В 1930—е гг.

Рубинштейна 1889—1960 , который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А. Леонтьева 1903—1979 , который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей по Рубинштейну.

Принцип развития по С. Рубинштейну Категория развития, будучи фундаментальной философской категорией, является ведущей и в системе понятий психологической науки. Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч.

Однако местная профессура встретила новоиспеченного марбургского доктора философии настолько ревниво и недоброжелательно, что свой пост он почти сразу оставил и предпочел преподавать философию, психологию и логику гимназистам. Лишь после революции, в 1919 году, он возвратился в университет в должности доцента, а в 1921 году был избран профессором кафедры психологии, сменив на этом посту скончавшегося перед тем одного из крупнейших дореволюционных психологов России — Н. Исключение составляет лишь работа «Принцип творческой самодеятельности», опубликованная в «Ученых записках высшей школы г. Одессы» в 1922 году. В этой новаторской статье были изложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется деятельностным, или субъектно-деятельностным. Нелишне отметить, что термин «деятельностный подход» в трудах самого Рубинштейна, в том числе и более поздних, не встречается. Сущность этого подхода была выражена так: «... Субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется.

Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого. На этом только зиждется возможность педагогики... Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу. Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М. Басова, который по некоторым суждениям, в том числе и под влиянием статьи Рубинштейна «Принцип творческой самодеятельности» с середины 20-х годов также начал разрабатывать проблему деятельности. Другими психологами эта проблема в то время не рассматривалась. Тогдашний директор Московского института психологии К. Корнилов — создатель реактологии учения о реакциях, а не о действиях и поступках — не пожелал сотрудничать с Рубинштейном и отказался принять его в свой институт.

Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стала публикация программной статьи Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934. В ней он отверг попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций. Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии. Согласно этому принципу, человек и его психика в частности, сознание формируются, развиваются и проявляются изначально в практической деятельности. А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др. Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово. Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии.

Им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером. Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития. Это позволяло ему избегать провинциализма, которым иной раз грешат отечественные психологи по сей день. Отечественная и западная психология выступали перед его умственным взором не как антагонисты, а как различные направления мировой психологической мысли. В дальнейшем такой подход ему дорого обошелся. В эпоху пресловутой борьбы против космополитизма он подвергся жесткой и совершенно необоснованной критике и административным преследованиям. Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20—30-х годов.

Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии».

Ломоносова и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете. В 1949 г. Лишь в 1956 он вновь возглавил воссозданный заново сектор психологии в Институте философии. Научная деятельность Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов - теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности - центральный в теории деятельностного подхода в психологии 1922.

В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма «внешние причины действуют через внутренние условия» , создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками А. Брушлинским, К. Абульхановой-Славской и др. Вклад в науку Рубинштейн вошел в историю советской науки как выдающийся ученый и глубокий мыслитель, которому советская психология обязана своим возрождением после учиненного в конце 1920-х — начале 1930-х гг. В вышедших в 1930—42 гг. Герцена работах «Проблемы психологии в трудах К. Рубинштейн не уклоняется и от участия в кампаниях резкой критики осужденных партией психологических школ - рефлектологии В. Бехтерева, реактологии К.

Корнилова, теории культурного развития высших психических функций Л. Выготского , а позднее - педологии например, «К критике теории тестов» в сборнике «Против педологических извращений», М. Не без активного содействия Рубинштейна в советской науке, особенно в психологии, были канонизированы физиологические концепции высшей нервной деятельности И. Сеченова и И. Павлова например, «Учение И. Павлова и психология» в «Трудах объединенной сессии, посвященной 10-летию со дня смерти И. Павлова», 1947. Весьма заметный вклад внес Рубинштейн и в обязательную критику ведущих школ в западной психологии например, «Необихевиоризм Тольмана» в «Ученых записках Ленинградского педагогического института имени А.

Герцена», т. Однако даже тогда работы Рубинштейна выделялись своим интеллектуальным уровнем, философской культурой и основательными познаниями в области последних достижений мировой психологической мысли. В них не было фактически предписываемой в те годы примитивной вульгаризации взглядов оппонентов и неотличимой от политического доноса их экстремистской оценки. Переломным событием в судьбе Рубинштейна и всей советской психологии стало присуждение Рубинштейну в 1940 г. Сталин признал единственно правильной, с точки зрения марксизма, психологическую концепцию Рубинштейна и предписал считать ее автора главным авторитетом в советской психологии явный парадокс, ибо две основные философские предпосылки, на которых строилась психологическая концепция Рубинштейна, - деятельностная трактовка сознания и отрицание прямой, не преломленной через внутренние условия душевной жизни детерминации человеческой психики внешними факторами, - находились в противоречии со взглядами самого И. Сталина, изложенными в уже канонизированной в качестве вершины философской мудрости брошюре «О диалектическом и историческом материализме». Воспользовавшись обретенным, правда, лишь на считанные годы, статусом первого советского психолога, Рубинштейн в 1942 г. Он взял на себя руководство академическим Институтом психологии превратив его за короткое время в крупный научный центр с исследовательскими лабораториями и отделами, а также аспирантурой , впервые создал сектор психологии в Институте философии АН СССР с 1945 г.

Успешной деятельности Рубинштейна в эти годы заметно способствовало избрание его в 1943 г. Все это не помешало тому, что Рубинштейн стал одной из первых жертв послевоенных идеологических кампаний, носивших явно антисемитский характер. Уже в 1945 г. Против него была организована кампания травли за так называемый антипатриотизм поводом для нее послужило уважительное отношение Рубинштейна к достижениям западной психологии, которую предписывалось изобличать, а не подвергать критическому разбору. Занимался философскими и методологическими проблемами психологии, критическим анализом главных направлений зарубежной психологии, изучением восприятия, памяти, речи, мышления. Разрабатывал проблему детерминизма в психологии, проблему человека в плане онтологии, гносеологии и этики. Философский энциклопедический словарь. Ильичёв , П.

Федосеев , С. Ковалёв, В. Сочинения: Бытие и сознание, М. Рубинштейн Сергей Леонидович — отечественный философ и психолог. В 1913 году окончил философский факультет Марбургского университета, там же в 1913 году защитил докторскую диссертацию «Eine Studie zum Problem der Methode» «Исследование проблемы метода». В 1937 году без защиты диссертации ему была присуждена степень доктора педагогических наук по психологии за монографию «Основы психологии» М. С 1919 года — доцент, а с 1921 года — профессор кафедры философии и психологии Одесского университета; с 1922 года — директор Научной библиотеки г. В 1930—1942 годы — заведующий кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института.

Общее направление научных исследований — психология, гносеология , этика; основоположник деятельностного подхода в психологии. На основе диалектического принципа детерминизма — «внешние причины действуют только через внутренние условия, составляющие основание развития» — разработал философско-психологическую концепцию человека и его психики, и в этом контексте — систему категорий: бытие и материя, социальное и природное, субъект и объект, деятельность и созерцание, свобода и необходимость, субъективное и объективное, материальное и идеальное, психическое и физиологическое, сознательное и бессознательное. В частности, показал неправомерность сведения бытия к объекту и к материи, нашел оригинальное решение проблемы первичных и вторичных качеств, разработал принцип решения психофизиологической проблемы, осуществил глубокий анализ ранних философских работ К. Маркса «Экономическофилософских рукописей 1844 г. Рубинштейн разработал оригинальную концепцию философской антропологии Человек и мир. Создал философско-психологические теории мышления как деятельности и процесса, теории речи, эмоций и др.

С 1948 года и до некоторой степени после смерти Сталина в ходе антисемитской кампании в Советском Союзе Рубинштейн подвергался преследованиям как антипатриот и " безродный космополит ", и был насильственно снят со всех должностей в академических кругах. И только после смерти Сталина он смог частично восстановить свой прежний статус. Психология Рубинштейн заложил основы советской марксистской психологии своим дебютным психологическим исследованием. Рубинштейн также фактически был зачинателем всей традиции психологической исследования человеческой деятельности, которые в конечном итоге привели к распространению так называемой теории деятельности. В отличие от этого интеллектуального движения и прямо В отличие от бихевиоризма Рубинштейн всегда настаивал на том, чтобы рассматривать деятельность как неотделимую от сознания, что также явно противоречит фрейдистской традиции с ее упором на глубины человеческой психики и бессознательные психологические процессы. Таким образом, Рубинштейн де-факто является основоположником деятельностного подхода в психологии и педагогике, хотя термин «деятельностный подход» появился только после смерти Рубинштейна в январе 1960 года. Избранные публикации Сергей Л.

Рубинштейн — выдающийся психолог и философ

Сочинения: 1. Принцип творческой самодеятельности. Одессы, т. Одесса, 1922; 2. Основы общей психологии. Бытие и сознание. О мышлении и путях его исследования.

Принципы и пути развития психологии.

Рубинштейн выработал юмористическое отношение к драматическим эпизодам, которыми, к сожалению, была богата его жизнь. Рост собственной творческой силы — вот основа, на которой изживалась горечь и крепло добродушие, снисходительность юмора…» Там же. В книге «Человек и мир» он припомнил эпизод из своей биографии, который имел место в один из революционных дней его жизни в Одессе.

В дом ворвалась вооруженная толпа. В доме перевернули все вверх дном, что-то искали и взяли из вещей. Трое молоденьких солдат пытались вынести из квартиры старинные напольные часы, которые стояли в вестибюле, что им никак не удавалось сделать. С улыбкой наблюдая за ситуацией, Сергей Леонидович призывает представить за комизмом происходящего всю сложность такого социального явления, как революция.

Революцию нельзя рассматривать абстрактно, говорить о ней на языке громких лозунгов. Простой человек воспринял революцию как время, когда рухнули все барьеры, пришла вседозволенность, выступившая, в частности, как в данном случае, в своей комической форме. Все, кому довелось общаться с Рубинштейном, отмечали, какое значение имели для них эти встречи. Так, философ В.

Библер вспоминал о двух кратких беседах с ним. Важно отметить, что эти беседы состоялись по инициативе Сергея Леонидовича, хотя Библер и не был знаком с Рубинштейном. У Библера в Душанбе вышла небольшим тиражом книга «О системе категорий диалектической логики». Как он писал, для него это было время «дикого духовного одиночества».

И вдруг — большое письмо от Сергея Леонидовича Рубинштейна В этом письме Сергей Леонидович внимательно и серьезно выразил свое отношение к содержанию книги и пригласил автора зайти к нему домой и поговорить. Примерно через месяц Библер оказался в Москве, и беседа состоялась. Библера поразила внимательность Сергея Леонидовича. Мы почти не знали друг друга.

Но это была одна из самых тяжелых потерь в моей жизни. Но те беседы, которые успели сбыться, продолжаются, разветвляются, работают где-то в глубине моего современного сознания и мысли» Библер, 1989, с. Так вспоминали о значении своих встреч с Рубинштейном все, кому посчастливилось их иметь. За всеми фактами из жизни С.

Рубинштейна выступает масштабная личность этого выдающегося ученого и человека. Через всю жизнь он пронес нежную любовь к матери и почтительное отношение к отцу. С ранних лет его душа была открыта всему светлому и прекрасному. Он называл самым основным в ситуации своего развития болезнь отца и сознание , что другие взрослые нуждаются в его помощи.

В своих воспоминаниях о годах учения в Марбургском университете он трогательно и с безграничным уважением отзывается о своих учителях — неокантианцах Поле Наторпе и Германе Когене. В его воспоминаниях о них отчетливо выступают различия в отношении к их учению и к ним лично. Он пишет об очаровании от лекций Когена и вместе с тем выражает неудовлетворенность и критическое отношение к философской системе этого мыслителя. Сергей Леонидович самостоятельно освоил философские воззрения Маркса и дал их блестящий анализ в статье 1934 г.

В своих занятиях философией Рубинштейн размышляет над наследием выдающихся мыслителей прошлого — Платона, Аристотеля, Декарта, Спинозы, Канта. Он не фиксируется на том, чего они не дали, но выделяет поставленные ими проблемы, раскрывает их этический смысл. В идеологических боях по поводу «Основ общей психологии», развязанных в конце 1940-х гг. Его клеймили за «заблуждения», обвиняли в недооценке русской науки, отступлениях от марксизма и тому подобных грехах.

Никогда он не уступал, не менял научной линии, иногда вынужденно отступал. Все эти обстоятельства не сломили его, но бесспорно сказались на здоровье, сократили его жизнь. В общем только в контексте всех событий, которые случились в жизни Рубинштейна, понимаешь этическую глубину его философско-психологических трудов, величие его личности как классического университетского профессора старого закала. Замечательный литературовед и писатель Игорь Волгин ведет еженедельную программу, посвященную анализу русской литературы, ее классических страниц.

Каждую передачу он заканчивает словами: «Читайте и перечитывайте классику».

Леонтьева, Б. Теплова, А. Запорожца, Е. Соколова, Б. Ананьева, А. Лурии, Н.

Менчинской, Л. Поистине парад умов! Номер содержал также обзор важнейших событий в мировой психологии и научных работ в психологических центрах нашей страны. Структура первого номера журнала составила своего рода схему для всех последующих номеров, которая сохранилась до настоящего времени. Заметим, что теперь, когда у нас издается много психологических журналов, «Вопросы психологии» сохраняют среди специалистов свой устойчивый авторитет как лучшее издание. Освоение наследия Сергея Леонидовича Рубинштейна предполагает большую и трудную систематическую работу, которую не могут заменить самые замечательные реминисценции по этому поводу. Я не ставлю перед собой задачу остановиться хотя бы обзорно на всех аспектах его творчества — на это будут направлены усилия всех авторов данного сборника.

Мне хотелось бы привлечь внимание лишь к некоторым особенностям, которые, по моему убеждению, наиболее выражены именно в его наследии, в отличие от работ наших классиков — Л. Выготского, Б. Леонтьева, П. Гальперина и других замечательных ученых. Внутренний стержень личности и творчества Сергея Леонидовича Рубинштейна составляет его практический и теоретический интерес к этическим мировоззренческим проблемам. При этом этическое органично сочеталось у него с обостренным эстетическим восприятием окружающего мира, мира природы. Этические искания пронизывают все его труды, но особенно полно воплотились в книге его жизни «Человек и мир», опубликованной посмертно.

Она писалась всю жизнь и осталась незаконченной. Да она и не могла завершиться, потому что эти искания и составляли неотъемлемую от жизни автора ее часть. Другой особенностью творчества Рубинштейна является его энциклопедизм. В своих трудах он объединил и творчески развил едва ли не весь опыт, накопленный философской и психологической мыслью, включая самые последние достижения отечественной и мировой науки. Зинченко в очерке « слово о Сергее Леонидовиче Рубинштейне к 110-летию со дня рождения С. Рубинштейна » писал о потрясении, которое испытал после посещения его домашней библиотеки: «Такого богатства я не видел ни у А. Лурии, ни у А.

Леонтьева» Зинченко , 2019, с. Его работы характеризуются непревзойденной по охвату и глубине философской и методологической культурой, строгой логикой и интеллектуальной красотой. В конкретной ситуации, под прикрытием лозунгов борьбы с космополитизмом, в годы, когда в нашей стране господствовало утверждение, что наука есть только у нас и мы одни все открыли, он ратовал за широкое международное сотрудничество, за выход из национальной замкнутости — за освоение всей мировой культуры. Эта сторона деятельности Рубинштейна нашла свое воплощение в фундаментальных «Основах общей психологии». Книга вышла в 1946 г. Она стала Учебником по психологии на все времена, является самой читаемой книгой по психологии, как об этом точно сказал ученик Рубинштейна А. И это несмотря на то, что исследовательская работа не прекращается и растет число публикаций, в том числе и учебников, по психологии, но новый материал как-то органично вписывается в эту книгу, точнее, без книги Рубинштейна он остается недостаточно понятым и осмысленным.

Ученица Рубинштейна, впоследствии ставшая известным ученым Елена Александровна Будилова вспоминала, что за два дня до кончины Сергей Леонидович вызвал ее для того, чтобы наметить план работы на ближайшее время. Их надо дополнить для переиздания новым материалом: собрать и обобщить то, что сделано в нашей психологии за последние годы. Однако судьба распорядилась иначе. Сергей Леонидович Рубинштейн скоропостижно скончался 11 января 1960 г. Ярошевский так вспоминал о своей встрече с Рубинштейном, оказавшейся последней. Сергей Леонидович предпринимал меры по возвращению Ярошевского из Таджикистана, куда тот вынужден был уехать по политическим причинам, на работу в Москву в возглавляемый им Сектор философских проблем психологии Института философии АН СССР.

В 1930—42 — заведующий кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института. Общее направление научных исследований — психология, гносеология, этика; основоположник деятельностного подхода в психологии. На основе диалектического принципа детерминизма — «внешние причины действуют только через внутренние условия, составляющие основание развития» — разработал философско-психологическую концепцию человека и его психики, и в этом контексте — систему категорий: бытие и материя, социальное и природное, субъект и объект, деятельность и созерцание, свобода и необходимость, субъективное и объективное, материальное и идеальное, психическое и физиологическое, сознательное и бессознательное. В частности, показал неправомерность сведения бытия к объекту и к материи, нашел оригинальное решение проблемы первичных и вторичных качеств, разработал принцип решения психофизиологической проблемы, осуществил глубокий анализ ранних философских работ К. Маркса «Экономическофилософских рукописей 1844 г. Рубинштейн разработал оригинальную концепцию философской антропологии Человек и мир. Создал философско-психологические теории мышления как деятельности и процесса, теории речи, эмоций и др. Диалектика объективирования и субъективирования, соотнесение индивида с другими людьми в деятельности, высший тип активности как модус субъекта, многослойность личности составляют основу его философской антропологии.

Из Википедии — свободной энциклопедии

  • Биография С.Л. Рубинштейна - реферат
  • С Л Рубинштейн и его вклад в психологию
  • РУБИНШТЕЙН С.Л.
  • Рубинштейн — выдающийся психолог и философ

Сергей Леонидович Рубинштейн

5) Рубинштейн стал главной жертвой «борьбы с космополитизмом»: формальным поводом для скандала было то, что в его очередной книге, готовящейся к изданию, зарубежных психологов цитировалось больше, чем советских. Лит.: Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, восп., материалы: К 100-летию со дня рождения. О достоинствах и недостатках творчества С. Л. Рубинштейна можно судить, знакомясь с его научным наследием: идеи не умирают, а новый контекст изменяет характер их прочтения. это особая форма деятельности. советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Биография.

Биография С.Л. Рубинштейна (стр. 1 из 2)

В данной статье вы рассмотрите биографию тейна, узнаете о его основополагающих трудах, научных исследованиях в психологии, а также об отношении к идеализму и материализму. Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960), российский (советский) психолог и философ, создатель одного из вариантов деятельностного подхода в. Ученые выявляют связь наследия С.Л. Рубинштейна с актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открывая новые грани его творчества. С. Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии наук СССР.

Жизнь и творчество Сергея Леонидовича Рубенштейна

РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ. Лит.: Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, восп., материалы: К 100-летию со дня рождения.
Рубинштейн Сергей Леонидович — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья тейн оставил после себя нескольких учеников и последователей, которые теперь развивают дальше его теории.
Calaméo - Вклад Сергея Леонидовича Рубинштейна в психологию Сергей Рубинштейн — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг.
5 фактов о Рубинштейне Сергее Леонидовиче - Психологическая Газета "Золотая Лестница" >Статья: Биография С.Л. Рубинштейна (Психология) читать онлайн или скачать бесплатно.

База рефератов

Реферат: Биография С.Л. Рубинштейна Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна Введение Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из. Сергей Леонидович Рубинштейн — обществовед и психолог[1]. Карьера[править]. Сын юриста, один из 4-х детей в семье, брат видного историка. В 1908 году окончил Ришельевскую гимназию, в 1913 году — Новороссийский, и/или, в 1914 году — Марбургский университет. Биография. С. Л. Рубинштейн родился в Одессе в семье успешного адвоката, где витал дух интеллигентства. РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (1889—1960) — российский психолог и философ, методолог психологии, один из создателей деятельностного подхода в психологии. С 1992 вручается Премия РАН имени С. Л. Рубинштейна за выдающиеся научные работы в области психологии. Первая статья, которую выпустил С.Л Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности».

5 фактов о Рубинштейне Сергее Леонидовиче

Трудно переоценить роль этой кафедры в деле подготовки отечественных психологов, которая теперь могла опираться на разработанные С. Рубинштейном основы психологии. Научные исследования, развернутые на кафедре, непосредственно смыкались с подготовкой новых кадров, образуя целостный цикл развития и воспроизводства психологической науки. В 1943 году С. Рубинштейн избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР, что означало признание роли психологии как самостоятельной науки. У него возникает замысел создания нового современного психологического института, в котором можно было бы реализовать теоретически и эмпирически новые принципы психологического познания, которые оказались несовместимы с эмпирическими челпановскими традициями. Своих учеников С. Рубинштейн ориентирует на изучение истории отечественной психологии, психологического наследия И. Сеченова, линию которого им постепенно восстанавливается. Сам Рубинштейн, завершив в середине сороковых годов подготовку второго издания "Основ общей психологии", продолжает методологическое осмысление проблем мировой психологии, осуществляет анализ основных направлений американской и западно-европейской психологической мысли, определяет дальнейший курс развития отечественной психологии, ее первоочередные задачи. В сороковые годы под влиянием требованием войны начинается становление связи психологии и практики.

В этот период перед ним открывается возможность интеграции теоретического и эмпирического уровней науки методологии, теории, эксперимента , обеспечения единства ее функционирования и воспроизводства. В этот период Рубинштейн уже завершил работу над следующей книгой "Философские корни психологии", в которой давался глубокий методологический анализ и прослеживались тенденции развития мировой психологической науки, ее современное состояние, направления семантики, философии языка и многие другие. Он обращается к осмыслению философско-психологических проблем, перед которыми остановилась советская наука сороковых годов, пытаясь рефлексировать ее противоречия и трудности. Рубинштейн ставит перед собой очередную задачу разработки методологической основы, дающей теоретическую самостоятельность психологии в период невозможности отстаивания организационной самостоятельности официальной науки. Его обвинили в космополитизме, в преклонении перед иностранщиной, в недооценке отечественной науки и культуры. Был рассыпан набор его новой книги "Философские корни психологии" М. Хотя гонения на Рубинштейна не кончились, он упорно и систематически работал над новой философско-психологической рукописью "Бытие и сознание", продолжающей его, рассыпанную в верстке, книгу "Философские корни психологии". Рубинштейн в своей книге "Бытие и сознание" 1957 разрабатывает принцип детерминизма как ключевой для философии, психологии и самой социальной жизни метод, решая задачи психологии не только в философском, но и в социальном и мировоззренческом контексте. На основе предложенного им принципа детерминизма он дает философское обоснование роли внутреннего как ведущего в соотношении с внешним, применяя это положение для отстаивания самостоятельности психологии и специфики ее предмета. Таким образом, развивая свою философско-психологическую теорию деятельности, он формулирует философский принцип детерминизма внешние причины действуют только через внутренние условия начиная с середины сороковых годов "Философские корни психологии".

Рубинштейн получает возможность опубликовать эти результаты только после 1955г. Период творчества С. Рубинштейна 50-х годов делится на два этапа - первый из них представлен тремя широко известными книгами "Бытие и сознание" 1957 , "О мышлении и путях его исследования" 1958 , "Принципы и пути развития психологии" 1959 , второй - не опубликованный при жизни и увидевший свет только через 13 лет после смерти автора рукописью книги "Человек и мир". Первый этап представляет собой разработку методологических и конкретно-научных проблем психологии, второй - обращение к собственно философской проблеме человека и ее отстаивание как центральной проблемы человеческой жизни и перспективы развития гуманитарных наук. Этот этап его творчества является последней главой его жизни и трагической судьбы. Он скоропостижно скончался 11 января 1960 года на семьдесят первом году жизни. Размещено на Allbest.

Общительны ли вы. В школе вы охотно декламировали стихи. Убегали ли вы в детстве из дома. Кажется ли вам жизнь трудной. Бывает ли после конфликта, обиды вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимо. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувство юмора. Предприняли бы вы первые шаги к примирению, если вас кто - либо обидел. Вы очень любите животных. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случилось. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами и вашими близкими может случиться что - то страшное. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво. Трудно ли вам докладывать выступать на сцене перед большим количеством людей. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит. У вас очень велика потребность в общении с другими людьми 54. Вы относитесь к тем, кто при каких - либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние. Вам нравиться работа, требующая энергичной организаторской деятельности. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходиться преодолевать массу препятствий. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступают слезы. Часто ли бывает вам трудно уснуть из - за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в ваших мыслях. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была только на одном и том же месте. Бывает ли так, что перед сном будучи в хорошем настроении, вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям. Бывают ли у вас головные боли. Вы часто смеетесь. Можете ли вы быть приветливым даже с тем, кого вы явно не цените, не любите, не уважаете. Вы подвижный человек. Вы очень переживаете из - за несправедливости. Вы настолько любите природу, что можете назвать её другом. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт газ, погашен свет, заперты ли двери. Вы очень боязливы. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя. Вы раньше охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности. Часто ли вас тянет путешествовать. Может ли ваше настроение измениться так резко, что ваше состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным. Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании. Долго ли вы переживаете обиду. Переживаете ли вы долгое время горести других людей. Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницу в своей тетради, если случайно оставили в ней кляксу. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью. Часто ли вы видите страшные сны. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из него. Веселой компании вы обычно веселы. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения. Вы менее сдержаны и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь. В беседе вы скудны на слова. Если вам необходимо было играть на сцене, вы смогли бы войти в роль, чтобы позабыть о том, что это игра. При подсчете баллов на каждой шкале для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в "ключе" к методике. Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера. Г - 7 Демонстративные х 2,: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88, " - ": 51. Леонгарду 1. Гипертимический тип. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью. Возбудимый тип. Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. Эмотивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий. Тревожно - боязливый тип. Основная черта - склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности. Циклотимический тип. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимических фаз. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративном поведении. Неуравновешенный застревающий тип. Основная черта этого типа - чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей. Дистимический тип. Этот тип является противоположным гипертимическому, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью. Аффективно - экзальтированный тип. Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние - от печальных. Заключение Сергей Леонидович Рубинштейн был одним из выдающихся теоретиков отечественной психологии.

Сегодня трудно судить, насколько справедливой была эта оценка, однако нежелание интеллигентного юноши вращаться в кругах разбогатевших выскочек и охотнорядцев вполне понятно причем в наши дни — особенно понятно. Неплохое материальное положение семьи позволило ему отправиться на учебу за границу, в Германию, где традиции философского образования были давними и прочными. Высшее образование Рубинштейн получил в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В докторской диссертации, защищенной накануне Первой мировой войны в Марбурге и опубликованной на немецком языке в 1914 году, был заложен основной принцип его дальнейших научных изысканий — использование философских методов в конкретных общественных науках, в том числе психолого-педагогических. Далее Теория деятельности Рубинштейна В теории деятельности С. В его формулировке принципа детерминированности психического внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего—то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство. Это творчество философа не значит, что он берет бытие; субъективно — только каково оно для него, а не так как оно само есть. Так вообще познание не есть отображение или «копия» повторения бытия, а восприятие и творчество. Лишь когда соединится одно и другое — возникает сознание подлинного, великого — оно должно вобрать в себя все переживания, все сокровенное, все порывы большого сердца, поглотить весь заряд его душевной энергии и дать ему совершить объективацию. Далее Вклад Рубинштейна в психологическую подготовку педагогов Интерес исследователей к научному наследию С. Рубинштейна с годами не ослабевает. Об этом свидетельствует многое: это и теоретико-методологический анализ основных работ, и переиздание его трудов, а также науковедческий анализ его творческой биографии [1], [3], [6], [21]—[24]. Ученые выявляют связь наследия С. Рубинштейна с актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открывая новые грани его творчества. Но до сих пор мало известным остается научно-педагогическое творчество С. Рубинштейна, в частности, его вклад в разработку вопросов преподавания психологии в педвузе. В период с 1930 по 1942 гг. Рубинштейн заведовал кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института им.

В 1930 г. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. В 1937 г. В 1939 г. Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г. С умирающим от голода аспирантом Лосевым ученый делился частью блокадного пайка. Начальника охраны института Сергей Леонидович попросил научить его стрельбе, чтобы в случае прорыва обороны Ленинграда убивать гитлеровцев с юности Рубинштейн имел плохое зрение и на всех фото запечатлен в очках. Когда Ленинградский педагогический институт был частично эвакуирован в разные города страны, с марта по октябрь 1942 г. В 1942—1945 гг. Организатор и первый заведующий кафедрой психологии 1942 , а затем отделения психологии 1943 на философском факультете и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете МГУ. В 1943 г. В 1945 г.

Биография С.Л. Рубинштейна (стр. 1 из 2)

Ее главной хотя далеко не единственной жертвой в психологии и стал Рубинштейн. Набор книги был рассыпан на том вздорном основании, что число цитируемых зарубежных авторов превышало число советских. Ведущий отечественный психолог был снят со всех постов, а публикация его трудов запрещена. К счастью, более крутых мер не последовало, а после смерти Сталина началось постепенное восстановление в правах бывших «космополитов».

Во второй половине 50-х Рубинштейн вместе с другими лидерами советской психологии Тепловым, Леонтьевым, Лурия, Смирновым и др. Совместными усилиями широко развернулись теоретические, экспериментальные и прикладные исследования, был создан журнал «Вопросы психологии», основано Общество психологов СССР, начали восстанавливаться творческие контакты с зарубежными коллегами. Столь значительная совместная деятельность во имя общих интересов науки осуществлялась ведущими учеными, несмотря на существенные теоретические разногласия между ними по целому ряду проблем.

Словно стремясь наверстать упущенное время, Рубинштейн за три года опубликовал одну за другой три монографии: «Бытие и сознание» 1957 , «О мышлении и путях его исследования» 1958 , «Принципы и пути развития психологии» 1959. Этот труд вошел в издание «Проблемы общей психологии» 1973 , вышедшее уже посмертно. Сергей Леонидович Рубинштейн скончался 11 января 1960 года.

Значение идей ученого для современной психологической науки В 1989 г. К столетию со дня рождения ученого были приурочены выход в свет цикла публикаций, посвященных творчеству С. Рубинштейна, а также переиздание его фундаментального труда «Основы общей психологии».

Переиздание «Основ» тем более знаменательно, что эта книга, ставшая этапной в истории отечественной психологии, не издавалась у нас с 1946 г. В последнее время закономерности развития психики наиболее интенсивно изучаются в возрастной особенно — в детской и педагогической психологии. Это и понятно: становление психики в онтогенезе служит «идеальной» моделью, позволяющей вычленить общие механизмы психического развития, проследить его сложную и острую диалектику.

Однако на фоне этого наметилась тенденция выхолащивания проблематики развития из других областей психологического знания, в частности из общей психологии, а методологический принцип развития в психологии стал приобретать подчас явно декларативный характер. Для Рубинштейна проблема психического развития имеет всеобщее значение: «Развитие психики является для нас не только более или менее интересной частной областью психологии, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии». В единой логической канве Рубинштейн анализирует исторический, антропогенетичеекий, онтогенетический, функциональный и бытийно-биографический аспекты психического развития, то есть речь идет, по сути дела, о системогенезе психики.

В каждой из глав «Основ», посвященных раскрытию сущности того или иного психического процесса, имеется раздел, в котором дается оригинальная авторская «микрокояцепция» генезиса этого процесса у ребенка каждая из таких «микроконцепций» вполне может быть развернута в стройную теорию. При этом ключевым принципом анализа закономерностей развития психики человека является принцип историзма. Следует высоко оценить работу составителей, авторов комментариев и послесловия к новому изданию «Основ общей психологии» — К.

Абульхановой-Славской [6] и А. Вполне уместными и полезными представляются «вкрапления» в текст этого издания фрагментов из более поздних работ Рубинштейна. Это дает читателю возможность проследить внутреннюю логику развития подхода автора к решению ряда фундаментальных проблем психологической науки.

В содержательных комментариях и послесловии к двухтомнику адекватно эксплицируются историко-научный контекст и современное значение многих положений Рубинштейна. Вместе с тем, в ряде работ, посвященных анализу научного наследия С. Рубинштейна не получил достаточно полного освещения вклад ученого в возрастную и педагогическую психологию.

Так, в монографии К. Абульхановой-Славской и А. Брушлинского «Философско-психологическая концепция С.

Рубинштейна» генетико-психологические идеи ученого привлекаются в подавляющем большинстве случаев для иллюстрации его общетеоретических положений В сборнике «Применение концепции С. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии» только в двух статьях рассматриваются отдельные стороны психического развития ребенка. Правда, отмеченный недостаток отчасти восполняется обстоятельной статьей И.

Рубинштейном была выдвинута система оригинальных положений, касающихся соотношения обучения и развития, связи психологии и педагогической практики, становления когнитивной и мотивационно-эмоциональной сферы личности в онтогенезе и др.

Косминским и Е. Тарле, с лингвистом академиком В. Виноградовым, физиологами академиками Л. Орбели и И. Бериташвили, кинорежиссером С. Эйзенштейном, физиком А.

Петровым, искусствоведами Б. Виппером, В. Жирмунским и другими видными деятелями науки и культуры. При их содействии в Академии наук был организован Сектор психологии в Институте философии , ставший первым академическим центром психологических исследований. Хотя сектор был частью института, призванного разрабатывать проблемы философии, Рубинштейн, снова в который раз проявивший талант научного лидера, способного объединить исследования различных направлений, построил программу работы сектора таким образом, чтобы она охватывала широкий круг тем, в том числе и сугубо психологических. Психофизиологическая проблематика в секторе разрабатывалась такими крупными учеными, как С. Кравков и Н.

Гарбузов, а зоопсихологическая — всемирно известной исследовательницей Н. Здесь проводились заседания с участием ведущих психологов столицы, представлявших различные научно-исследовательские учреждения, в том числе и Московский психологический институт, ряд сотрудников которого Теплов, Шемякин работали также и в секторе. Его надежда осуществилась лишь после его смерти стараниями его последователей. Неожиданно или, напротив, для той поры закономерно в ход научных дел вмещались дела идеологические. Одним из военных «трофеев» оказался пещерный антисемитизм, который советское руководство не побрезговало позаимствовать у поверженных фашистов. В 1947 г. Ее главной хотя далеко не единственной жертвой в психологии и стал Рубинштейн.

Набор книги был рассыпан на том вздорном основании, что число цитируемых зарубежных авторов превышало число советских. Ведущий отечественный психолог был снят со всех постов, а публикация его трудов была запрещена. Яркое представление об атмосфере той поры можно получить, ознакомившись, например, со статьей П. Плотникова «Очистить советскую психологию от безродного космополитизма» в четвертом номере «Советской педагогики» за 1949 год. К счастью, более крутых мер не последовало, а после смерти Сталина началось постепенное восстановление в правах бывших «космополитов». Во второй половине 50-х Рубинштейн вместе с другими лидеарми советской психологии Тепловым, Леонтьевым, Лурией, Смирновым и др. Столь значительная совместная деятельность во имя общих интересов науки осуществлялась ведущими учеными, несмотря на существенные теоретические разногласия между ними по целому ряду проблем.

Словно стремясь наверстать упущенное время, Рубинштейн за три года опубликовал одну за другой три монографии: «Бытие и сознание» 1957 , «О мышлении и путях его исследования» 1958 , «Принципы и пути развития психологии» 1959. Одновременно он начал работать над последней в своей жизни книгой — «Человек и мир», получив наконец возможность изложить свою философско-психологическую концепцию, сложившуюся еще в 20-е годы и затем разрабатывавшуюся им на протяжении всей жизни. Этот труд вошел в издание «Проблемы общей психологии» 1973 , вышедшее уже посмертно. Сергей Леонидович Рубинштейн скончался 11 января 1960 г. После его кончины Сектор психологии в Институте философии возглавила Е.

Влияние и наследие Ранние годы и образование Сергей Львович Рубинштейн родился 15 июня 1889 года в Москве в семье известного врача. Его родители посвятили много времени его образованию и развитию. С самого раннего детства Сергей проявил интерес к научным знаниям и умело осваивал различные предметы. После окончания гимназии Рубинштейн поступил в Московский университет на физико-математический факультет, где изучал математику, физику и химию. Однако во время обучения он начал интересоваться психологией и решил сменить направление своей научной деятельности. В 1911 году Сергей Львович закончил университет с отличием и получил степень кандидата физико-математических наук. Он был принят в аспирантуру Московского университета, где продолжил исследования в области психологии и философии. Под руководством выдающегося психолога Александра Михайловича Залкина Рубинштейн начал изучать актуальные проблемы психологии и разработал собственную теорию развития личности. Карьера и научные работы С. Рубинштейн был одним из ведущих российских психологов-экспериментаторов и он сыграл важную роль в развитии психологии в СССР. Рубинштейн начал свою карьеру в 1914 году, когда он был назначен преподавателем в Казанском университете. Позже он работал в Московском государственном университете, где основал отделение психологии второго психологического института в России. В своих исследованиях Рубинштейн сфокусировался на понимании человеческого поведения и психических процессов в контексте социальной среды. Он разработал концепцию «живого организма», которая описывает сложные взаимодействия между человеком и его окружением. Кроме того, Рубинштейн провел много исследований по проблемам обучения и развития ребенка. Он предложил теорию зон ближайшего развития, которая считается одной из основных концепций современной психологии. Работы Рубинштейна в области психологии оказали значительное влияние на развитие не только отечественной, но и зарубежной психологии. Его идеи активно внедряются в практику педагогики и лечебной психологии. Рубинштейн считается одним из основателей советской психологической школы. Его научные работы останутся важными источниками для будущих поколений психологов, специалистов в области образования и психотерапии. Развитие психологической науки С. Рубинштейн внес значительный вклад в развитие психологической науки. Он разработал теорию функциональных систем, которая стала важным фундаментом для понимания человеческого поведения и психических процессов. Рубинштейн активно исследовал такие важные темы, как восприятие, память, мышление и эмоции. Он выделил три основных компонента функциональных систем: деятельность, сознание и личность.

Павлова например, «Учение И. Павлова и психология» в «Трудах объединенной сессии, посвященной 10-летию со дня смерти И. Павлова», 1947. Весьма заметный вклад внес Рубинштейн и в обязательную критику ведущих школ в западной психологии например, «Необихевиоризм Тольмана» в «Ученых записках Ленинградского педагогического института имени А. Герцена», т. Однако даже тогда работы Рубинштейна выделялись своим интеллектуальным уровнем, философской культурой и основательными познаниями в области последних достижений мировой психологической мысли. В них не было фактически предписываемой в те годы примитивной вульгаризации взглядов оппонентов и неотличимой от политического доноса их экстремистской оценки. Переломным событием в судьбе Рубинштейна и всей советской психологии стало присуждение Рубинштейну в 1940 г. Сталин признал единственно правильной, с точки зрения марксизма, психологическую концепцию Рубинштейна и предписал считать ее автора главным авторитетом в советской психологии явный парадокс, ибо две основные философские предпосылки, на которых строилась психологическая концепция Рубинштейна, - деятельностная трактовка сознания и отрицание прямой, не преломленной через внутренние условия душевной жизни детерминации человеческой психики внешними факторами, - находились в противоречии со взглядами самого И. Сталина, изложенными в уже канонизированной в качестве вершины философской мудрости брошюре «О диалектическом и историческом материализме». Воспользовавшись обретенным, правда, лишь на считанные годы, статусом первого советского психолога, Рубинштейн в 1942 г. Он взял на себя руководство академическим Институтом психологии превратив его за короткое время в крупный научный центр с исследовательскими лабораториями и отделами, а также аспирантурой , впервые создал сектор психологии в Институте философии АН СССР с 1945 г. Успешной деятельности Рубинштейна в эти годы заметно способствовало избрание его в 1943 г. Все это не помешало тому, что Рубинштейн стал одной из первых жертв послевоенных идеологических кампаний, носивших явно антисемитский характер. Уже в 1945 г. Против него была организована кампания травли за так называемый антипатриотизм поводом для нее послужило уважительное отношение Рубинштейна к достижениям западной психологии, которую предписывалось изобличать, а не подвергать критическому разбору. Занимался философскими и методологическими проблемами психологии, критическим анализом главных направлений зарубежной психологии, изучением восприятия, памяти, речи, мышления. Разрабатывал проблему детерминизма в психологии, проблему человека в плане онтологии, гносеологии и этики. Философский энциклопедический словарь. Ильичёв , П. Федосеев , С. Ковалёв, В. Сочинения: Бытие и сознание, М. Рубинштейн Сергей Леонидович — отечественный философ и психолог. В 1913 году окончил философский факультет Марбургского университета, там же в 1913 году защитил докторскую диссертацию «Eine Studie zum Problem der Methode» «Исследование проблемы метода». В 1937 году без защиты диссертации ему была присуждена степень доктора педагогических наук по психологии за монографию «Основы психологии» М. С 1919 года — доцент, а с 1921 года — профессор кафедры философии и психологии Одесского университета; с 1922 года — директор Научной библиотеки г. В 1930—1942 годы — заведующий кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института. Общее направление научных исследований — психология, гносеология , этика; основоположник деятельностного подхода в психологии. На основе диалектического принципа детерминизма — «внешние причины действуют только через внутренние условия, составляющие основание развития» — разработал философско-психологическую концепцию человека и его психики, и в этом контексте — систему категорий: бытие и материя, социальное и природное, субъект и объект, деятельность и созерцание, свобода и необходимость, субъективное и объективное, материальное и идеальное, психическое и физиологическое, сознательное и бессознательное. В частности, показал неправомерность сведения бытия к объекту и к материи, нашел оригинальное решение проблемы первичных и вторичных качеств, разработал принцип решения психофизиологической проблемы, осуществил глубокий анализ ранних философских работ К. Маркса «Экономическофилософских рукописей 1844 г. Рубинштейн разработал оригинальную концепцию философской антропологии Человек и мир. Создал философско-психологические теории мышления как деятельности и процесса, теории речи, эмоций и др. Диалектика объективирования и субъективирования, соотнесение индивида с другими людьми в деятельности, высший тип активности как модус субъекта, многослойность личности составляют основу его философской антропологии. Брушлинский Новая философская энциклопедия. В четырех томах. Степин , А. Гусейнов , Г. Рубинштейн Сергей Леонидович 6 18. Получив высшее философско-психологическое образование в Германии и защитив докторскую диссертацию по философии в Марбурге «Исследование проблемы метода», на нем. В 1921 году был избран проф. В 1930 году стал заведующим кафедрой психологии Ленинградского педагогического института им. Герцена, с 1942 года - заведующий кафедрой психологии Московского университета и директором Института психологии Академии педагогических наук, а с 1945 года - заведующий сектором психологии и заместитель директора Института философии АН СССР, но в конце 40-х годов лишился этих и всех других постов по обвинению в космополитизме и идейных ошибках в психологической теории. В 1956 году восстановлен в должности заведующего сектором психологии Института философии. Главные принципы психологического исследования, согласно Рубинштейну, исходят из философских оснований теории субъекта; они заключаются в единстве сознания и деятельности, в соответствии с которым человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической , и детерминизме, в соответствии с которым внешние причины действуют через внутренние условия. На основе этих принципов Рубинштейн создал философски-психологическую концепцию человека и его психики, теорию мышления как деятельности и как процесса. С опорой на нее он трактовал категорию «бытие» как несводимую к категориям объекта и материи, а также исследовал системное и иерархизированное соотношение категорий: бытие; субъект и объект; субъективное и объективное; деятельность, поведение и созерцание; материальное и идеальное; природное и социальное; психическое и физиологическое. Субъект, по Рубинштейну, - это основание связи сознания и деятельности, но, как таковой, он формируется в объективировании, в процессе перехода в объект. При этом диалектика объективирования и субъективирования - это не саморазвертывание сущности субъекта, а его практическая деятельность; сознание же включает в качестве основного момента соотнесение индивида как его носителя с др. Рубинштейн писал: «Всякое психическое явление - это функция, выражение жизни индивида, свидетельство или показание о ней и вместе с тем рефлексия на объективное бытие, отражение его» Основы общей психологии. Согласно Рубинштейну, психические явления развиваются в процессе эволюции органического мира, но г лавное - в ходе исторического развития человечества, выражающегося и в индивидуальной жизни человека. В учении о человеке Рубинштейн считал, что через личность выявляется не только связь сознания и деятельности, но и организация всех психических процессов, качеств и свойств; она обладает и особым измерением процесса своего развития и саморазвития в форме жизненного пути.

Биография С.Л. Рубинштейна (стр. 1 из 2)

Ученые выявляют связь наследия С.Л. Рубинштейна с актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открывая новые грани его творчества. Слайд 4: Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна. Аннотация: С.Л. Рубинштейн — выдающийся философ, психолог, педагог и организатор возглавляет плеяду классиков отечественной психологической науки. С.Л. Рубинштейн считал проблему мотивов человеческого поведения одной из важнейших для отечественной психологии. В этот промежуток времени линия жизни Рубинштейна постоянно изменяется вследствие разных событий.

С л рубинштейн биография кратко

Биография С.Л. Рубинштейна - реферат Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна  Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии.
Сергей Рубинштейн - Sergei Rubinstein С 1992 вручается Премия РАН имени С. Л. Рубинштейна за выдающиеся научные работы в области психологии.
Статья: Биография С.Л. Рубинштейна Сергей Леонидович Рубинштейн предложил модель мышления, увы, не отличающуюся научной новизной.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий