Новости рижский мирный договор 1921

К 100-летию советско-польского мирного договора 1921-го года научный руководитель Института Дмитрий Буневич подготовил эксклюзивную статью для Sputnik Polska. «Рижский договор и обмен пленными польско большевистской войны 1920 г.» (д р ист. наук, профессор, декан факультета политологии и международных отношений Уни верситета Торунь), «О мандате ВРК БССР для делегации РСФСР на ведение мирных пере говоров с Польшей». РИЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1921, договор между РСФСР (подписала также от имени БССР по полномочию её правительства) и УССР, с одной стороны, и Польшей – с другой, завершивший советско-польскую войну 1920.

Новости и события Российского исторического общества

Причины: 1 массовое недовольство политикой «военного коммунизма» в деревне, выступления в городах и армии; 2 крушение идеи «введения» социализма путем ликвидации рыночных отношений; 3 стремление лидеров РКП б удержать власть любой ценой; 4 спад революционной волны на Западе. Экономика республики была разрушена. Из 715 промышленных предприятий после войны осталось 235. Посевные площади сократились, понизилась урожайность, уменьшилось поголовье скота. Не хватало хлеба, товаров народного потребления. Усилились массовый политический и криминальный бандитизм, воровство. Широко распространились нелегальные контрабандные отношения с приграничными районами Польши, Латвии, Литвы. Требовала решения проблема беженцев. Сложность НЭПа в Беларуси: 1 разруха 7 лет, мировая и гражданская войны; 2 фактически отсутствие промышленности; 3 расчлененность территории; 4 Слуцкое восстание; 5 введение чрезвычайного положения; 6 открытая граница с Польшей.

Содержание НЭПа: в городе:1 больше самостоятельности в управлении госпредприятиями; 2 денационализация предприятий с числом работающих до 21 человек; 3 ликвидация уравнительной оплаты; 4 образование рынка свободной рабочей силы; в деревне: 1 замена продразверстки натуральным налогом; 2 ослабление государственного товарообмена, разрешение на частную торговлю; 3 ограниченное разрешение аренды земли и наемного труда; 4 развитие форм сельской кооперации; 5 право выбора форм землепользования в том числе и хутора. Особенности проведения политики в Беларуси: 1 из-за политических и экономических сложностей НЭП проводился с 1923г. Особенностью периода новой экономической политики в Беларуси было то, что здесь в свое время проходила «черта еврейской оседлости», и поэтому НЭПманами являлись преимущественно евреи. Это служило основой для усиления, с одной стороны, шовинистической идеологии еврейской буржуазии — сионизма, а с другой стороны, оскорбительного и даже враждебного отношения к евреям, их занятиям, быту и культуре — антисемитизма. НЭП способствовал усиленному восстановлению хозяйства. Быстрее восстанавливалось сельское хозяйство БССР, валовая продукция которого уже в 1926г. В 1925г. Развитие частной торговли вызвало необходимость ликвидации разных денежных единиц и введения в 1924г.

На территории Беларуси к середине 1920-х гг. Энергия, полученная в результате пуска в строй электростанций, использовалась для восстановления промышленных предприятий. В 1924 г. Ограничение и мелочная опека частной торговли и частных предприятий вызвало искусственный дефицит ряда промышленных товаров. Процесс инфляции 1928г. И очередной рыночный кризис был расценен как кризис политики и был использован для перерастания административного начала в традиционную политику и ликвидацию хозяйственной системы НЭПа. Нэп был временным отступлением большевиков в экономической сфере. Они использовали капитал буржуазии и опыт частников, чтобы создать условия для социалистического строительства.

Это был тактический маневр, а не смена стратегического курса большевиков на построение социализма. Итоги и значение новой экономической политики: 1 самым радикальным шагом НЭПа можно считать разрешение концессий — предприятий, основанных на договорах между советским государством и иностранными фирмами; 2 нэповские мероприятия позволили предотвратить социальный взрыв к 1926—1927 гг. Требовалось или менять систему, или сворачивать НЭП. Сталинское руководство в конце 1920-х гг. Введение НЭПа совпало по времени с передачей земли крестьянам в соответствии с Декретом о земле. Но собственниками земли крестьяне так и не стали, она была объявлена государственной собственностью. Те, кто непосредственно работал на земле, являлись только пользователями без права ее продажи, дарения, завещания, заклада. Он фиксировал участково-подворный порядок землепользования в БССР, но уже ограничивал развитие хуторов и отрубов, определял отрезки земель у тех, кто имел площади выше нормы, рекомендовал коллективные формы землепользования.

Законодательные меры. Был установлен разрешительный порядок открытия торговых заведений. Постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров. Для мелких промышленных предприятий был установлен упрощённый порядок регистрации, были пересмотрены допустимые размеры использования наёмного труда. Осуществлялась денационализация мелких и кустарных предприятий. В связи с введением НЭПа вводились определённые правовые гарантии для частной собственности. Затем был введён в действие Гражданский кодекс РСФСР, который, в частности предусматривал, что каждый гражданин имеет право организовывать промышленные и торговые предприятия. Образование СССР После гражданской войны Беларусь находилась в условиях сложной международной обстановки и тяжелого внутреннего экономического кризиса.

После провозглашения Декларации о независимости БССР 31 июля 1920 года республика приступила к мирному строительству. Одной из основных задач этого периода стало восстановление разрушенного войной народного хозяйства. В нем признавались и независимость, и суверенность каждой из договаривающихся сторон, а также с целью хозяйственного и военного союза правительства обеих республик объединили некоторые наркоматы. Этот договор свидетельствовал о расширении полномочий Беларуси, только по определенному кругу вопросов. В 1922 году проблема взаимоотношений всех советских республик стала предметом систематического обсуждения на различных уровнях. В августе 1922 года ЦК РКП б создает специальную комиссию по подготовке проекта договора о дальнейших взаимоотношениях независимых республик.

Указывая на то, что в этой войне не было победителей, Полторак утверждает, что и на то, что "и для Польши, и для Советов эта война была ни что иное, как победоносное поражение! Михутина полагает, что "ситуация взаимного недоверия, политической подозрительности, психологической неприязни получила трагическое разрешение в прологе второй мировой войны". Результаты советско-польской войны и позднейшее заключение Рижского мирного договора 1921 г. Во-первых, это устраивало страны Антанты, в первую очередь Францию. Польша стала крупнейшим лимитрофом, созданным на обломках рухнувшей Российской Империи, отгородила вместе с Балтийскими государствами и Финляндией "цивилизованный" мир от большевистской угрозы с востока. Польша вместе с этими новообразованиями стала важнейшим звеном в борьбе с Советской Россией. Во-вторых, итоги этой войны устраивали и Советскую Россию, так как давали ей передышку в вооруженной борьбе с внешними силами "контрреволюции", чтобы перебросить их на подавление "контрреволюции" внутренней. Не секрет, что именно после окончания войны с поляками, красные перебросили силы и в кратчайшие сроки разгромили Русскую армию Врангеля, а затем эти же силы были брошены на подавление восстаний на Северном Кавказе, Тамбовщине и Западной Сибири. В случае продолжения войны с поляками при сохранении южнорусской контрреволюции и начавшейся волне повсеместных крестьянских мятежей Гражданская война затянулась бы. Красные хотя и не сумели решить все свои задачи в войне внешней, однако, победили в войне внутренней. Они должны невольно поблагодарить поляков и лично Ю. Пилсудского за этот "подарок". И, наконец, Польша получила больше всего преимуществ от итогов советско-польской войны. Польша получила юридическое признание со стороны восточного соседа, что на 2 десятилетия стабилизировало восточные границы польского государства. Польша юридически признавалась со стороны Советской России, что было также важно с точки зрения международного престижа, тем более Польша была в статусе победившей державы. Конечно, стабильность была зыбкой именно в советско-польских отношениях, хотя нестабильность именно в начале и первой половине 1920-х гг. Следует отметить, что польское руководство пошло по пути строительства собственной маленькой империи, повторяя в значительной мере опыт Речи Посполитой до ее краха в конце 18 в.

При полном попустительстве польских властей уже после подписания Рижского договора Тютюнник с помощью поляков и, по сути, на их средства сколачивает вооруженные отряды, которые вторгаются на территорию Украины. Триумфа не получилось, отряды были достаточно быстро разгромлены, Тютюннику снова пришлось скрываться на территории Польши. Когда Советский Союз в лице России и Украины задал вопрос, почему происходит такое наглое невыполнение основных условий Рижского договора, никакого ответа, разумеется, не последовало. Видя позицию поляков, Россия и Украина заявили о том, что они перестают выплачивать денежные средства Польше. Впрочем, какую-то часть в 1921 году полякам успели перевести. Сегодня никто не может доподлинно сказать, сколько именно золота было передано тогда Варшаве. А нынешние польские политики и политологи в один голос твердят о том, что Польша вообще ничего не получила — и поэтому мы должны им выплатить 30 млн золотых рублей. Это означает, что современные Россия и Украина должны передать Польше «всего лишь» 45,7 тонны золота. И даже если какая-то часть денег была выплачена, то мы должны понимать, что сделала это вовсе не Украина, а Москва. Какую часть в принципе должна была выплачивать Украина — сказать трудно, потому что непонятно, как считать: то ли по населению республик в границах 1921 года, то ли по вкладу в развитие экономики страны. Если представить, что отсчет нужно проводить от количества населения республик образца 1921 года, то сегодня Украина должна перечислить Варшаве 10,5 тонны золота. Казалось бы, сущий пустяк. Если нынешняя Украина прежде всего ее элита демократически настроена, ненавидит советскую власть, то ничто не должно ее останавливать от того, чтобы внести эти средства. Беда в том, что у Украины таких денег нет. Судя по официальным украинским данным, на середину 2017 года золотой запас национального банка Украины составлял примерно 25 тонн. Естественно, что никто сегодня об этом всерьез не размышляет. Впрочем, Варшава все свои претензии адресовала именно России. Украина из этой схемы выбыла, хотя в Рижском договоре она фигурировала. Кроме того, не надо забывать позицию Запада. Очевидно, что если Польша требует золото от России, значит, заокеанские друзья, в общем, не против. Но как только возникает вопрос, а кто конкретно должен платить, разговоры заканчиваются, потому что всплывает невыгодная тема Украины. Давайте напомним еще раз Варшаве, по чьей вине не были осуществлены те самые выплаты. Польша ведь не захотела выслать Петлюру и Тютюнника. Поэтому вся вина в срыве реализации Рижского договора ложится непосредственно на ее тогдашнее руководство. Маршал Пилсудский — вот кто несет ответственность за то, что Рижский договор не был выполнен. Польское руководство, конечно, пытается сегодня так или иначе переложить ответственность на Москву — дескать, неважно, была Украина в числе подписантов или нет, ведь она являлась сателлитом Москвы, выполняла просто роль, выражаясь языком Фонвизина, имени прилагательного, потому что прикладывалась к Москве. Это все разговор в пользу бедных.

Фактически же — полностью подконтрольными Москве. Развязывая указанную войну, начальник польского государства Юзеф Пилсудский заявлял, что намерен реализовать свою федералистскую концепцию. Она включала три момента. Во-первых, восстановление Речи Посполитой обоих народов от моря до моря, в границах 1772 года, т. Во-вторых, создание федерации в составе Польши, Литвы, Беларуси, Украины. В-третьих, гарантирование абсолютной свободы национально-культурного развития для субъектов федерации. К началу 1920 года в польском общественном сознании окрепло убеждение, что Польша может обрести былое могущество и стать влиятельным государством Центральной Европы, способным противостоять Германии и России, при условии включения в ее состав значительных территорий на востоке. В условиях политического вакуума, который образовался после выхода Германии и России из Первой мировой войны, когда обширное пространство от Балтийского до Черного моря не имело какого-то государственного статуса, Россия и Польша являлись главными конкурентами, ведущими, по сути, войну на уничтожение. До весны 1920 года Польша устойчиво удерживала стратегическую инициативу в ходе указанной войны. С весны до середины августа 1920 года инициатива была на стороне Красной армии. С середины августа 1920 года до самого конца войны вновь доминировала Польша. В этой связи следует проанализировать условия подписания мирного договора и его политико-правовые основания. В 1920 году РККА была близка к победе. Войска Западного фронта под командованием двадцатисемилетнего Михаила Николаевича Тухачевского успешно наступали до рубежа рек Нарев и Западный Буг. Противник, разбитый в ряде сражений, отступал, не в состоянии задержаться и оказать сопротивление.

Рижский мирный договор 1921

В результате укрупнения территория Советской Белоруссии увеличилась до 110 тысяч квадратных километров, то есть более чем в 2 раза, а население до 4,2 миллионов человек. После объединения было проведено новое административно-территориальное деление: образованы округа, делившиеся на районы, а районы — на сельские советы. Было создано 10 округов Оршанский, Бобруйский, Борисовский, Витебский, Калининский, Могилевский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Слуцкий , которые объединили 100 районов и 202 сельсовета. В 1926 г. В результате территория БССР увеличилась до 126 тыс. Таким образом, восточнобелорусские земли Витебщина, Гомелыцина и Могилевщина были присоединены к Советской Беларуси. Западнобелорусские земли до 1939 г. Процесс формирования территории БССР в границах проживания белорусского этноса еще не завершился. С 1927 года началась постепенная ликвидация округов, а к 1930 году на территории Беларуси осталось только районное деление. С 1938 года в республике было введено областное деление: Витебская область включала в себя 20 районов, Гомельская — 14, Могилевская — 21, Минская — 20, Полесская — 15; а в 1939 году, после присоединения Западной Беларуси, БССР насчитывала 10 областей и 197 районов: Витебскую область — 20 районов, Гомельскую — 14, Могилёвскую — 21, Минскую — 20, Полесскую — 15, Барановичскую — 26, Белостокскую — 24, Брестскую — 24, Вилейскую — 22, Пинскую — 11 районов. Таким образом, расширение территории Беларуси значительно укрепило ее как союзную республику, активизировало в ней хозяйственное и культурное строительство.

Население этих районов положительно относилось к изменению своего государственного статуса. Это благотворно сказалось на формировании и консолидации белорусской нации, на развитии ее экономики и культуры. Конституция БССР 1927 года. Начиная с 1924 г. Она состояла из 76 статей, разделенных на 13 глав. В Конституции говорилось: - БССР провозглашалась государством диктатуры пролетариата, в котором вся власть принадлежит Советам; - закреплялось вхождение БССР в СССР с правом свободного выхода; - определялись суверенные права БССР в составе Советского Союза: самостоятельно принимать свою Конституцию, вносить в неё изменения, создавать органы государственной власти; - подтверждался социалистический характер БССР и принадлежность земель, лесов, вод, промышленности и транспортной системы в государственной собственности; - признавались основные права личности и гражданина; - подтверждалось право свободно общаться на родном языке и возможности его преподавания в школах; - провозглашалось равенство белорусского, еврейского, польского и русского языков у белорусского оставался приоритет в международных отношениях и в государственном делопроизводстве ; - впервые закреплялись система местных органов власти, нормы избирательного права. Правом выбора пользовались все граждане, достигшие 18 лет, независимо от национальности и пола. Однако принцип всеобщего, равного избирательного права не осуществлялся, т. Кроме того, и те, кто получил такое право, отнюдь не обладали равными избирательными правами. Например, неравенство нормы представительства рабочих и крестьян при выборах в Советы определялись соотношением 5:1; - впервые в качестве столицы официально определён Минск.

Специальный раздел Конституции был посвящен гербу, столице и флагу. Система высших органов власти по Конституции 1927 г. Правительственным органом общего руководства признавался СНК, состоявший из народных комиссариатов. Предусматривались следующие типы наркоматов: - союзные по иностранным делам, по военным и морским делам, путей сообщения, почт и телеграфов; на заседаниях СНК БССР присутствовали их уполномоченные ; - союзно-республиканские Высший Совет Народного Хозяйства, торговли, продовольствия, труда, финансов, рабочее-крестьянской инспекции ; - республиканские земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, Центральное статистическое управление, Государственное политическое управление. Право БССР в 30-е годы. Конституция БССР 1937г. Она состояла из 122 статей, 11 разделов. В третьей Конституции впервые БССР обозначалось как социалистическое государство рабочих и крестьян, а не государство диктатуры пролетариата как было ранее. Первую составляли Советы депутатов трудящихся, а вторую — социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на производство. Закреплялся факт победы социализма.

Высшим органом власти в республике провозглашали Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал Правительство — Совет Народных Комиссаров. Работа Верховного Совета концентрировалась не на его сессиях, а предоставлялась Президиуму. На территории БССР действовало 43 министерства и ведомства. В Конституции появился новый раздел, посвященный бюджету, прокуратуре и суду. В выборах могли принимать участие лица, достигшие 18 лет, а быть избранными могли лица, достигшие 21 года. Выборы объявлялись равными, прямыми, всеобщими, тайными. Определялись обязанности граждан: исполнять законы, дисциплину труда, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, нести воинскую повинность. Лица, которые посягали на социалистическую собственность, объявлялись врагами народа. Конституцией был утвержден герб, флаг республики, то есть символы белорусской государственности, а также столица. Равноправие белорусского и русского языков.

Многие положения Конституции только декларировались например, свобода слова, печати и т. На практике подавлялись любые проявления, которые не совпадали с курсом парии и правительства. Законы СССР были обязательны на территории республики. Суверенитет республики был ограничен, т. В течение второй половины 1920-х гг. Частным лицам разрешалось открывать торговые и мелкие производственные предприятия.

РСФСР и европейские страны были готовы пойти навстречу и неоднократно предлагали расширить границы поляков, но в разумных пределах. Договориться сторонам не удалось, началась война за территории. Ход войны Первое наступление польских войск на Киев произошло без предупреждения в феврале 1919 года — именно эта дата является точкой отсчета в советско-польском противостоянии.

Армия Пилсудского взяла под контроль несколько городов. Возобновление военных действий произошло в январе 1920 года. Несмотря на стремительный захват территорий, к концу весны контрнаступление большевиков вынудило поляков отступить. Красная Армия двинулась к Варшаве, где уже в августе потерпела катастрофическое поражение. Это вынудило большевиков пойти на примирение с Польшей и признать ее претензии на западные территории Украины и Белоруссии, а также выплатить де-факто репарации.

С 18 октября прекратились боевые действия РККА на польском фронте, с 19 октября прекратили боевые действия и польские войска. По условиям Рижского договора граница Польши проходила значительно восточнее "линии Керзона", захватывая около трех тысяч квадратных километров в Полесье и на берегу Западной Двины с населением почти 14 миллионов человек в большинстве, белорусов и украинцев. За вклад в экономику Российской империи Польша потребовала 300 миллионов рублей золотом и две тысячи паровозов. Советская сторона согласилась на 30 миллионов плюс 300 паровозов европейской колеи, 435 пассажирских и 8100 товарных вагонов. Стороны взаимно гарантировали невмешательство во внутренние дела друг друга и обязались не разрешать пребывания на своей территории организаций и сил, враждебных другой стороне.

Польша должна была предоставить украинцам и белорусам языковые и культурные права. Стороны взаимно отказались от возмещения расходов на ведение только что закончившейся войны. Однако Россия и Украина должны были вернуть Польше все, что было вывезено с ее территории с 1772 года, в том числе, военные трофеи, библиотеки и коллекции произведений искусства, архивы органов власти и общественных организаций, документы и карты, научные лаборатории и приборы и так далее вплоть до колоколов и предметов культа. Кроме того, подлежали возвращению все польские капиталы и вклады в государственных, национализированных или ликвидированных банках, причем от ответственности по долгам бывшей империи Польша освобождалась. Стороны договорились в течение полутора месяцев начать торговые переговоры, а дипломатические отношения установить немедленно. Проблемы с реализацией Рижского договора возникли почти сразу после его вступления в силу.

Каждая из сторон предоставляла гражданам другой стороны полную амнистию за политические преступления. Советская сторона, признавая роль польских земель в хозяйственной жизни бывшей Российской империи, обязалась уплатить Польше в годичный срок 30 млн.

Польша освобождалась от ответственности за долги и иные обязательства бывшей Российской империи. Договор вступал в силу после его ратификации. Однако правительство буржуазной Польши не соблюдало условий Рижский мирный договор 1921 о прекращении враждебной деятельности против Советского государства и о равноправии русских, украинцев и белорусов, проживавших в Польше. При подписании Брестского мирного договора и Рижского договора Беларусь как самостоятельная республика, провозглашенная 1 января 1919, не рассматривалась. На 18 лет белорусский народ разделила граница. После подписания Рижского мирного договора аннексированные белорусские земли были поделены на 4 воеводства: Полесское, Новогрудское, Виленское и Белостокское. Главным культурным и научным центром Западной Беларуси был Вильно, промышленным - Белостокский промышленный район. В экономическом отношении Западная Беларусь была аграрной окраиной Польши и использовалась преимущественно как источник сырья и дешевой рабочей силы.

Что касается общественной, культурной, духовной жизни на отошедших к Польше территориях, то, согласно Рижскому договору, белорусам и другим национальным меньшинствам в Польше должны были быть обеспечены равные с поляками права в политической жизни, развитии своей культуры, языка, а также в вероисповедании. Многочисленные права и свободы национальным меньшинствам обещала Конституция Польши и Закон о языках, принятый в 1924 году.

Рижский договор 1921 года

Крикатурное представление итогов рижского договора: «Далой ганебный рижский раздел! Рижский договор — хотя в Москве он также считался соглашением, имевшим исключительно временное значение, — это утраченное единство восстанавливал. Фундаментальное противоречие Рижского мирного договора национальным интересам Беларуси четко подметил в своем стихотворении «Беларускаму люду» Якуб Колас.

Путин направил приветствие участникам проекта, посвященного польско-советской войне

Рижский мирный договор". Текст опубликован во вторник на сайте Кремля. Путин напомнил, что польско-советская война была противостоянием двух государств, стремившихся к достижению амбициозных целей: Польша хотела восстановить прежние границы Речи Посполитой, а вожди большевиков мечтали о мировой революции. Договор, подписанный 18 марта 1921 года в Риге, затрагивал и территориальные вопросы, в этом плане во многом он был аналогом Версальского договора 1919 года. Советская власть была вынуждена согласиться с тем, что Польша получает половину территории нынешней Белоруссии и четверть современной Украины, говорится в послании главы государства.

Участники договора дают друг другу гарантию того, что будут уважать государственный суверенитет другой страны и воздерживаться от вмешательства в ее дела. Польское государство обеспечивает русским, украинцам и белорусам, которые находятся на его территории, возможность придерживаться своей культуры, говорить на родном языке и выполнять ритуалы, связанные с религией.

Участники договора не станут требовать возмещения затрат на ведение боевых действий и компенсации потерь. Смертные приговоры, которые были назначены во время ведения войны, аннулируются.

Конечно, можно было бы мечтать о том, чтобы на 800-летие православного князя, в том числе православные Польши, инициировали вопрос о восстановлении храма, но это все-таки мечты. А вот поставить хотя бы памятный крест на месте уничтоженного выдающегося произведения архитектуры было бы достойно. Я призываю польские власти этот памятный крест установить», — сказал Владимир Мединский. Сергей Нарышкин заявил, что Российское историческое общество поддерживает это предложение.

Владимир Мединский также обратил внимание на необходимость изучения всех обстоятельств гибели красноармейцев, взятых в плен в ходе польско-советской войны 1920 года. Их число до конца не известно, есть максимальная оценка — 75 тысяч красноармейцев не вернулось домой по разным причинам. Минимальная польская оценка — около 20 тысяч погибло в плену от нечеловеческих условий, есть и существенно большие цифры. Надо понимать, что эти события являются не менее острыми для российско-польских отношений, чем катынская проблема, и об этом надо говорить», — сказал Владимир Мединский.

Иоффе дипломат, партийный советский деятель , Я.

Ганецкий советский гос. Квиринг советский гос. Коцюбинский украинский партийный деятель , Л. От Польской Республики: Я. Домбский и. Каузик польский политик , Э.

Рижский мирный договор 1921 г. 1 страница

Каково было значение Рижского договора для истории Европы , а в особенности для ее политической архитектуры межвоенного периода? По-прежнему ли уместно традиционное умалчивание об этом мирном соглашении в размышлениях на тему европейской системы, сформированной после Первой мировой войны? Не стоит ли дополнить эту картину аргументами, указывающими на комплементарность Рижского договора относительно Версаля? А может быть, политическую систему межвоенного периода, в сущности, было бы правильнее называть Версальско-Рижской? Эти вопросы правомерны по истечении ста лет после заключения мира между Второй Речью Посполитой с одной стороны и Советской Россией и ее формальными союзниками, советской Белоруссией и советской Украиной, — с другой. Понимание европейской политики межвоенного периода невозможно без учета положений Рижского мира и его последствий. Уже по одной этой причине термин «Версальско-Рижская система» значительно лучше передает политические условия , а также международно-правовые основы европейского порядка, действовавшего в 1918-1939 годах. Автор понятия «Версальско-Рижская система» — Анджей Новак, один из самых выдающихся экспертов по польско-большевистской войне 1919-1921, автор монографии «Польша и три России». Противоречивое значение мирного договора Поскольку Советская Россия оспаривала версальский порядок , именно Рижский мир утверждал пролетарское государство в европейской политике. Это решение Совета символически восстанавливало системную связь России с ключевыми политическими институтами нового европейского порядка, которая была разорвана в результате заключения большевиками сепаратного мира с Германией в Брест-Литовске в марте 1918 года. Впрочем , Рижский договор имел с Брестским миром много общего.

При анализе внешней политики большевиков, а в особенности при попытках поиска общих закономерностей и правил, руководивших стратегической мыслью Советской России, следовало бы рассматривать оба договора вместе. Именно как единое целое они определили ход истории в Центральной и Восточной Европе, а также внешнюю политику Советской России в большей степени, чем это принято считать. Рижский мир обеспечил многим народам Центральной и Восточной Европы время , необходимое для построения собственной государственности. Эти почти два десятилетия суверенитета предоставили историческое доказательство того , что бывшие провинции Российской империи в состоянии функционировать самостоятельно и развиваться быстрее, чем увлеченная коммунистическим экспериментом Россия. К этой традиции эстонцы , латыши, литовцы, поляки, финны, а в определенной степени даже белорусы и украинцы смогли обратиться в конце ХХ века, когда дезинтеграция советской империи вновь дала им шанс получить государственный суверенитет. В этом смысле Рижский мир позволил осуществить стремления народов Восточной Европы к самоопределению и предоставил время, необходимое для укрепления их государственной традиции. Управляемая большевиками империя вынуждена была принять эти стремления. Конечно, они уже сделали это ранее, как раз в Брестском договоре: тогда они признали субъектность Украины, а также отделение от России балтийских народов. Впрочем, политическое значение этого решения вызывает сомнение из-за известного нам сегодня подлинного отношения большевиков к положениям Брестского договора. Ленин называл мирный договор с Германией передышкой и приравнивал его к Тильзитскому миру.

Он ссылался на тогдашнюю российскую традицию трактовать договор 1807 года как маневр царя Александра I , имевший тактический и временный характер. Гораздо большее значение, однако, имело то, что, приняв в Брестском договоре субъектность Украины, Латвии, Эстонии и Литвы, большевики одновременно разорвали политическое единство с державами Антанты. Рижский договор — хотя в Москве он также считался соглашением, имевшим исключительно временное значение, — это утраченное единство восстанавливал. Тем самым он вновь интегрировал Советскую Россию в новую европейскую политическую систему, хотя ее положение в этой системе по-прежнему оставалось неравноправным. Встреча советской и польской делегаций в Риге , 1920. Источник: Википедия Принимая положения Рижского договора , Советская Россия соглашалась на отделение бывших провинций Российской империи. Тем самым она подчинялась силам истории, склонившим авторов Версальского договора к тому, чтобы признать историческую необходимость выделения из германской и австро-венгерской империй новых государственных субъектов и учесть чаяния чехов, словаков, поляков, хорватов, финнов, эстонцев, латышей и литовцев при попытках начертить новую политическую карту Европы. Таким образом, идея самоопределения наций начинала преодолевать этос империи также и в России. Окончательно она одержала над ним верх лишь семь десятилетий спустя. Поэтому , с точки зрения исторического процесса, Рижский договор сыграл не последнюю роль в прерывании российской имперской традиции.

В то же время , для белорусов и украинцев, которые тогда предпринимали первые попытки завоевания независимости, Рижский договор может служить символом краха этих стремлений. Так что не следует двигаться дальше , не задумавшись над схожестью значения Рижского договора и Андрусовского перемирия 1667 года, Согласно этому договору Украина была разделена на левобережную, которая отошла России, и правобережную, которая осталась в составе Польши. Кроме того , у нас по-прежнему нет ответа на вопрос: предоставила ли бы история хоть немного больше возможностей этим двум народам, если бы польско-советская граница уже в 1920 или 1921 году была проведена иначе? Например, если бы были приняты предложения, представленные 11 июля 1920 года в знаменитой ноте лорда Керзона, или, напротив, если бы граница прошла восточнее и в пределах Второй Речи Посполитой оказался Минск, что в ходе переговоров на тему прелиминарного [предварительного] мирного договора в Риге в октябре 1920 года было достижимо для польской стороны? Трудный путь к самоопределению наций Идея права наций на самоопределение и ее распространение в ходе Первой мировой войны не были капризом великих держав или диверсионной по отношению к Центральным державам концепцией выдающихся аналитических умов Антанты , вроде окружения лондонского еженедельника The New Europe. Напротив, это был плод длительного исторического процесса, уходящего корнями глубоко в эгалитарные лозунги французской революции. Поэтому Рижский договор также можно интерпретировать как важный элемент адаптации России к новым историческим условиям, ставшим следствием «пробуждения народов Европы», включая и те, что населяли Российскую империю. Подобно тому , как в XIX веке идея гражданского равенства завершила эпоху абсолютной монархии, так следующее столетие принесло победу идее равного права наций на самоопределение, положившую конец концепции «концерта великих держав» и всемогущества империй. В конечном счете, все европейские империи, не исключая Советского Союза, пали не столько вследствие впечатляющих военных неудач, сколько в результате распространения убеждения о том, что установление мира во всем мире невозможно без уважения права народов на свободу. Конечно, как и в случае продвижения идеи свободы личности, это был длительный процесс, охвативший почти целое столетие, полный горячих дебатов на тему диапазона применимости принципа самоопределения наций, случаев регресса и попыток силового противодействия стремлениям народов, оказавшихся в итоге безрезультатными.

Конфликты были неотъемлемой частью этого процесса. Ведь , если границы свободы личности определяла, понятным для целых сообществ образом, свобода другого человека, то установить предел стремлениям наций к самоопределению было значительно труднее.

Многочисленные права и свободы национальным меньшинствам обещала Конституция Польши и Закон о языках, принятый в 1924 году. На практике польские власти стали проводить жесткий курс на «ополячивание» населения. Это коснулось всех сторон жизни западных белорусов. С этой целью белорусские земли активно заселялись так называемыми осадниками - поляками, получавшими здесь бесплатно земельные наделы.

Органы самоуправления в белорусских воеводствах находились под жестким контролем польского государства. Преподавание белорусского языка в школах прекратилось, начался массовый перевод преподавания на польский. Из 400 белорусских школ на территории Западной Беларуси к 1928 г. Были закрыты две учительские семинарии в Борунах и Свислочи и восемь белорусских гимназий. Педагогов набирали преимущественно из поляков, которые не знали белорусского языка и запрещали белорусским детям говорить на родном языке. Жесткое давление оказывалось на белорусское общественное движение.

Власти закрывали белорусские общественные объединения, издательства, библиотеки, клубы, преследовалась белорусская пресса. Если в 1927 году легально издавались 23 наименования белорусских газет и журналов, то в 1930 году их осталось 12, а в 1939 году издавались только пропольские и клерикальные издания.

Под влиянием военных успехов большевики, говоря словами Ленина, решили «штыками пощупать - не созрела ли социальная революция пролетариата в Польше». Об охватившей большевистское руководство кратковременной эйфории свидетельствует представленный на выставке приказ И. Сталина по прямому проводу от 23 июля 1920 г. Неверная оценка ситуации на фронте привела к тому, что советские войска потерпели поражение под Варшавой.

Лишь вновь оккупировав большую часть Белоруссии и всю Западную Украину, захватив Виленский край Литвы, Варшава согласилась на перемирие. В Польше эти события трактуются как «чудо на Висле», которое позволило «спасти Европу от большевизма». Однако сегодня очевидно, что не будь польской агрессии против ее восточных соседей, не состоялось бы и похода Красной армии в Польшу. Истощение воюющих сторон способствовало началу мирных переговоров. Активизировались усилия лидеров стран Антанты, прямо или опосредованно выступавших на стороне Польши в ходе всего конфликта. Ярким проявлением такой политики стала нота от 11 июля 1920 г.

Чичерину о необходимости заключения перемирия между Советской Россией и Польшей, большевиками и Врангелем, и восстановления мира в Восточной Европе.

Ярким проявлением такой политики стала нота от 11 июля 1920 г. Чичерину о необходимости заключения перемирия между Советской Россией и Польшей, большевиками и Врангелем, и восстановления мира в Восточной Европе. Мирный договор был подписан в Риге 18 марта 1921 г. Большое внимание в экспозиции уделено дипломатическим переговорам, завершившимся подписанием мирного договора. Рижский мирный договор» представляет комплекс архивных документов и материалов, освещающих события вооруженного противостояния и дипломатического урегулирования конфликта Советской России и Польши. Структура интернет-проекта выстроена в соответствии с тематико-хронологическим принципом и состоит из семи разделов: Перед схваткой 1918 — январь 1919 гг. Вторжение: польское наступление 1919 г. Мирная передышка осень 1919 г. Польский поход на Киев весна 1920 г.

Активная оборона и контрнаступление Красной армии конец мая — август 1920 г. Сражение на Висле август — сентябрь 1920 г. Рижский мир осень 1920 г. Для интернет-проекта были отобраны 1000 архивных документов, разнообразных по своему видовому составу.

Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор. Онлайн-выставка

365 дней ТВ представляет | Историада | Выпуск № 94Рижский договор 1921 года и русско-польские отношения#365днейТВ #История #Историада #ИсторическиеФакты #Мир. В итоге был заключен Рижский мирный договор, по которому западные территории Беларуси и Украины отходили Польше. Рижский мирный договор между РСФСР (также от имени БССР, белорусское руководство не было проинформировано о ведении переговоров) и УССР, с одной стороны, и Польшей, — с другой, подписанный в Риге и завершивший советско-польскую войну (1919—1921). Рижский мирный договор", посвященная военному противостоянию Советского Союза и Польши и дипломатическому урегулированию этого конфликта, открылась во вторник в выставочном зале федеральных архивов в Москве.

Рижский мирный договор и его предательские последствия для Белоруссии

Со своей стороны Польша отказывается в пользу Украины и Белоруссии от всяких прав и притязаний на земли, расположенные к востоку от этой границы. Обе договаривающиеся стороны соглашаются, что, поскольку в состав земель, расположенных к западу от границы, описанной в статье II настоящего Договора, входят территории, спорные между Польшей и Литвой, - вопрос о принадлежности этих территорий к одному или другому из названных государств подлежит разрешению исключительно между Польшей и Литвой. Обе договаривающиеся стороны обязуются не создавать и не поддерживать организаций, имеющих целью вооруженную борьбу с другой договаривающейся стороной, либо покушающихся на ее территориальную целость, либо подготовляющих ниспровержение ее государственного или общественного строя путем насилия, равно как и организаций, приписывающих себе роль правительства другой стороны или части ее территории. Ввиду этого стороны обязуются не разрешать пребывания на своей территории таких организаций, их официальных представительств и иных органов, запретить вербовку, равно как ввоз на свою территорию и провоз через свою территорию вооруженных сил, оружия, боевых припасов, амуниции и всякого рода военных материалов, предназначенных для этих организаций. Польша предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальности, находящимся в Польше, на основе равноправия национальностей, все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнения религиозных обрядов. Взаимно, Россия и Украина обеспечивают лицам польской национальности, находящимся в России, Украине и Белоруссии, все те же права. Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от возмещения своих военных расходов, т. Россия и Украина обязуются признавать согласно принципа наибольшего благоприятствования, автоматически, без особого договора за Польшей, ее гражданами и юридическими лицами все те права, преимущества и льготы, которые прямо или косвенно были или будут ими предоставлены любой третьей стране, ее гражданам и юридическим лицам в области реституции имущества и возмещения убытков периода революции и гражданской войны в России и Украине. Статья XXIV.

Конституция БССР 1937г. Она состояла из 122 статей, 11 разделов.

В третьей Конституции впервые БССР обозначалось как социалистическое государство рабочих и крестьян, а не государство диктатуры пролетариата как было ранее. Первую составляли Советы депутатов трудящихся, а вторую — социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на производство. Закреплялся факт победы социализма. Высшим органом власти в республике провозглашали Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал Правительство — Совет Народных Комиссаров. Работа Верховного Совета концентрировалась не на его сессиях, а предоставлялась Президиуму. На территории БССР действовало 43 министерства и ведомства. В Конституции появился новый раздел, посвященный бюджету, прокуратуре и суду. В выборах могли принимать участие лица, достигшие 18 лет, а быть избранными могли лица, достигшие 21 года. Выборы объявлялись равными, прямыми, всеобщими, тайными. Определялись обязанности граждан: исполнять законы, дисциплину труда, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, нести воинскую повинность.

Лица, которые посягали на социалистическую собственность, объявлялись врагами народа. Конституцией был утвержден герб, флаг республики, то есть символы белорусской государственности, а также столица. Равноправие белорусского и русского языков. Многие положения Конституции только декларировались например, свобода слова, печати и т. На практике подавлялись любые проявления, которые не совпадали с курсом парии и правительства. Законы СССР были обязательны на территории республики. Суверенитет республики был ограничен, т. В течение второй половины 1920-х гг. Частным лицам разрешалось открывать торговые и мелкие производственные предприятия. Постепенно должны были расширяться имущественные права граждан, а также круг наследников по закону в результате включения в него усыновлённых и их нисходящих.

Гражданское законодательство 1920-29гг. С 1 июля 1922г. С 1924г. Кодекс состоял из общей и особенной частей всего 227 статей. За совершение контрреволюционных действий, бандитизм и других особо опасных преступлений предусматривалась высшая мера наказания — расстрел. Кодекс состоял из 2-х частей: общей и особенной. Все преступления делились на две категории: направленные против основ нового порядка; все остальные. Первая категория воспринималась как наиболее тяжкие преступления. Кроме расстрела, УК БССР предусматривал следующие наказания: лишение свободы или изгнание из страны на срок или бессрочно, принудительные работы без содержания под стражей, условное осуждение, поражение в правах. Кодекс состоял из трёх частей, регулировавших трудовое крестьянское землепользование, использование государственных земель, а также землеустройство и переселение.

В нём устанавливалась предельная норма земли для крестьянского хозяйства. После включения в состав БССР новых районов Восточной Белоруссии возникла необходимость обновления земельного законодательства. С этой целью в 1925г. Он предусматривал как коллективное ведение хозяйства, так и допускал выделение крестьянских хозяйств на хутора. После того как в 1929-30 гг. В 1924г. Кодекс закреплял государственную собственность на весь лесной фонд, в нём содержались нормы, устанавливавшие порядок управления лесами, условия передачи лесов во временное и постоянное пользование. Трудовое законодательство. Особая роль в регулировании трудовых отношений придавалась профсоюзам, перед которыми ставились задачи, связанные с переводом предприятий на хозрасчет и разрешением деятельности частных предприятий. Правовой формой привлечения рабочих к труду являлся коллективный и индивидуальный договоры.

Закреплялся 8-часовой рабочий день, предусматривались меры по охране труда работающих. Судебная система. В начале 1920-х гг. Народные суды действовали в составе одного судьи или же судьи и четырёх заседателей. К их подсудности относились все уголовные и гражданские дела, кроме дел государственного значения, которые обычно рассматривал Революционный трибунал республики.

Среди выставочных экспонатов есть немало доказательств страшной жестокости польских войск по отношению к мирному русскоговорящему населению. Например, телеграмма Льву Троцкому с Западного фронта об уничтожении поляками города Борисова и массовых жертвах среди горожан. Однако политический взгляд из Польши видит в этих событиях "чудо на Висле", которое позволило "спасти Европу от большевизма". Впрочем, документы говорят о другом: не будь польской агрессии против ее восточных соседей, не состоялось бы и похода Красной армии в Польшу. Отвечают документы Кто принимал участие в конфликте?

Когда началась война? В феврале 1919 года Польские войска вторглись в Белоруссию, захватили большую ее часть, а также всю Западную Украину. А союз с Петлюрой, подписавшим секретные соглашения с Юзефом Пилсудским, дал Варшаве предлог для второго похода на Украину в апреле 1920 года. К слову, согласно этим соглашениям, Польше передавались Восточная Галиция и часть Волыни. Чем все закончилось? После побед над Колчаком и Деникиным Красная армия отбросила польские войска на запад.

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу с момента обмена ратификационными грамотами, поскольку иное не оговорено в самом Договоре или приложениях к нему. Ратификация настоящего Договора последует в тридцатидневный срок со дня его подписания. Обмен ратификационными грамотами состоится в г. Минске в сорокапятидневный срок со дня подписания сего Договора. Повсюду, где в настоящем Договоре или его приложениях упоминается в качестве срока момент ратификации Мирного Договора, под этим понимается момент обмена ратификационными грамотами. В удостоверение сего уполномоченные обеих договаривающихся сторон собственноручно подписали настоящий Договор и скрепили его своими печатями. Составлен и подписан в г. Риге марта восемнадцатого дня тысяча девятьсот двадцать первого года. Иоффе Ганецкий Э.

Рижский мирный договор 1921

Новости и события Российского исторического общества. Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР, УССР, БССР [комментарий 1] с одной стороны, и Польшей, — с другой.[1][2]. Подписан 18 марта 1921 года в Риге. Рижский мирный договор — договор между РСФСР (также от имени Белорусской ССР) и УССР, с одной стороны, и Польшей, — с другой, подписанный 18 марта 1921 в Риге и завершивший советско-польскую войну (1919—1921). О некоторых нюансах советско-польской войны и Рижского мирного договора — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости». По условиям Рижского мирного договора, подписанного 18 марта 1921 года, Западная Белоруссия и Западная Украина отошли к Польше, а Россия выплатила Польше значительную контрибуцию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий