Новости институт этнологии и антропологии ран

ИЗДАНИЯ ИЭА РАН Публикации сотрудников Публикации по этнологии, этнографии, антропологии.

Алексей Загребин возглавил Институт этнологии и антропологии РАН

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН ОТМЕЧАЕТ 90-ЛЕТИЕ Научно-исследовательский институт истории и этнографии Южного Урала. Главная.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, научный партнер проекта «Тюркский мир Большого Алтая», отмечает 90 лет со дня образования. НОЦ «Большой Алтай» поздравляет Институт этнологии и антропологии РАН с юбилеем.

Конгресс антропологов и этнологов России

Организаторы: Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербургский государственный университет и Институт этнологии и антропологии РАН. Органи-заторами его выступили Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Ассо-циация российских этнографов и антропологов (так тогда называлась ААЭР) и Рязанский област-ной научно-методический центр народного творчества. Вчера в РИА «Новости» прошел круглый стол, посвященный самоидентификации русского народа. Библиотека Института этнологии и антропологии Российской академии наук была создана в 1944 г. Библиотечный фонд включает в себя издания, вышедшие с XVIII в. по настоящее время. В состав книжного фонда входит более 66 тыс. экземпляров на русском и иностранных языках.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Структурное подразделение: Отдел Севера и Сибири Руководитель структурного подразделения: Заведующая отделом — к. Пивнева Елена Анатольевна Направление деятельности: В последние полтора десятилетия сотрудниками отдела много внимания уделяется исторической этнографии, изучению социальной организации и культуры народов Сибири и Крайнего Севера. Прочное место в тематике работ отдела заняли специализированные исследования в области прикладной этнологии в частности, в сфере оценки воздействия управленческих решений на население Севера и Сибири , юридической антропологии, исследования шаманских и эпических традиций, изучения социального контекста проблем языков, находящихся под угрозой исчезновения.

Непосредственно в Санкт-Петербург приехали 803 участника.

Открытие и пленарная сессия конгресса прошли 26 июня в Таврическом дворце. С 27 по 29 июня рабочая программа форума продолжилась в аудиториях Санкт-Петербургского государственного университета и вместила 54 тематических сессии, 7 круглых столов и один воркшоп. Участники конгресса на разнообразных площадках обсудили широчайший круг вопросов культурной, социальной и политической антропологии, проблемы сохранения этнокультурной памяти и социальное мифотворчество, взаимоотношения мигрантов и принимающих сообществ, формирование общероссийской гражданской идентичности в многонациональных регионах, феномены киберэтничности и веб-религиозности, обрядовые практики в пространстве современного города и многое другое.

Тимошенко приняла участие в работе Международной Зимней школы Центра международной и региональной политики CIRP—2023 «Арктика в период глобализации и геополитической нестабильности». XXV заседание Экономического семинара им. Шмелёва: с докладом «Смешанные методы в общественных науках: Неразрешимое противоречие?

Белов принял участие в работе круглого стола «Европейская танковая дипломатия: возможные последствия». Кокошина, 6-го секретаря Совета безопасности России. Трансформация пространства: интеграция, миграции, туризм 23 января 2023 23 января 2023 года ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН А.

Специалисты обсудят основные направления и достижения в области отечественной и мировой социально-культурной антропологии и этнологии. Пленарное заседание состоится в главном корпусе университета — здании Двенадцати коллегий, секции и круглые столы — в здании Исторического факультета. Круглые столы: «Северный город: культурные пространства и образы, идентичности и ментальные карты городов Устные эпосы, погребальные плачи, панегирики герою: бытие жанров в современном бытии народов Исследования российских антропологов в субсахарской Африке и африканских диаспорах в XXI в. Киноатлас СССР: опыт позиционирования многонародного государства Человеческий потенциал, социальная устойчивость и культурное многообразие в условиях глобальных вызовов Секции: Кавказ: повседневность и конфликт в динамике культурной традиции XIX — XXI вв.

В Минобрнауки подтвердили увольнение директора Института этнологии и антропологии

RTVI отправил запрос в Минобрнауки. А надо учиться - возрастные все, капризные, непростые, с заслугами, не ушедшие помидорами торговать в 90-е годы....... Александр Шакариков А нужен ли вообще этот институт? Чем он полезным занимается?

Ладно в СССР, там подобные конторы обеспечивали отсутствие безработицы, а сейчас?

В этoм заключена наша сила и, oднoвременнo с тем, уязвимoсть. Не раз бывалo, чтo враги, пoняв, чтo пoбедить Рoссию на пoле бoя — невoзмoжнo, стремились раскoлoть её изнутри, испoльзуя, в первую oчередь, нациoнальный фактoр. Пoэтoму сегoдня Институт этнoлoгии и антрoпoлoгии РАН является oдним из ключевых, пo-настoящему стратегических центрoв сoциальнo-гуманитарнoгo знания. Егo пoтенциал oчень вoстребoван для вырабoтки кoнкретных рекoмендаций пo укреплению межнациoнальнoгo сoгласия в услoвиях беспрецедентнoгo давления на Рoссию извне.

Пивнева Елена Анатольевна Направление деятельности: В последние полтора десятилетия сотрудниками отдела много внимания уделяется исторической этнографии, изучению социальной организации и культуры народов Сибири и Крайнего Севера. Прочное место в тематике работ отдела заняли специализированные исследования в области прикладной этнологии в частности, в сфере оценки воздействия управленческих решений на население Севера и Сибири , юридической антропологии, исследования шаманских и эпических традиций, изучения социального контекста проблем языков, находящихся под угрозой исчезновения.

В настоящее время сотрудники и аспиранты отдела участвуют в выполнении таких научных проектов как «Принципы и методы оценки этносоциального воздействия современных управленческих решений на население Севера: мировой опыт и российская практика», 2006—2008, рук.

Функа и приходе в Институт на роль исполняющего обязанности директора А. Загребина, много лет назад — до ухода в политику — занимавшегося региональной финно-угорской историографией. Считаем эти информационные вбросы … и давление на директора нашего Института абсолютно неприемлемыми», — говорится в письме, под которым на сегодня подписались 132 сотрудника из порядка 180.

Институт этнологии и антропологии РАН возглавил экс-депутат Госдумы

Институт этнологии и антропологии РАН. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Институт этнологии и антропологии РАН. Профессор РАН представил в Саратове "Стратегию национальной политики РФ". Вчера в комитете общественных связей и национальной политики. Организаторы: Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербургский государственный университет и Институт этнологии и антропологии РАН. Институт этнологии и антропологии РАН. Профессор РАН представил в Саратове "Стратегию национальной политики РФ". Вчера в комитете общественных связей и национальной политики. 28 апреля в Институте российской истории РАН состоялось общее собрание Института российской истории РАН, на котором директор института д.и.н. Ю.А. Петров выступил с. Исполняющим обязанности главы Института этнoлoгии и антрoпoлoгии Рoссийскoй.

Научно-исследовательский институт алтаистики им. С. С. Суразакова

Собранный в поле материал обобщается и публикуется в научных и популярных изданиях. Распространен метод визуальной антропологии, из которой рождается этнографическое кино. Этнологи создают коллективные портреты отдельных культур и обществ. Они обладают знанием облика разных народов и их традиций и обычаев. Они изучают материальную и духовную культуру, и эти знания используются на практике: от моды и диеты до миротворчества и дипломатии. Наша профессия дает универсальные знания об основах жизни общества и эти знания востребованы в бизнесе, управлении, политике, даже в медицине и градостоительстве. Работа антрополога и этнолога увлекательна и интеллектуальна. Она захватывает и заставляет мыслить широко: в кросскультурных перспективах как говорят антропологи. Антропология и этнология влекут исследователя в сферу истории развития мировой человеческой мысли, философских и политических идей нашей эпохи. Ведь именно антропология в последние двадцать лет бросила вызов прежним подходам изучения истории культур и цивилизаций, способствуя становлению эры междисциплинарных исследований.

Пoэтoму сегoдня Институт этнoлoгии и антрoпoлoгии РАН является oдним из ключевых, пo-настoящему стратегических центрoв сoциальнo-гуманитарнoгo знания. Егo пoтенциал oчень вoстребoван для вырабoтки кoнкретных рекoмендаций пo укреплению межнациoнальнoгo сoгласия в услoвиях беспрецедентнoгo давления на Рoссию извне. Уверен, чтo пoд рукoвoдствoм Алексея Егoрoвича Загребина — серьёзнoгo учёнoгo, челoвека с ширoким гoсударственным мышлением, Институт пoлучит дoпoлнительный импульс к развитию и активнее включится в решение стoящих перед странoй задач» Сергей Нарышкин, председатель РИО, директор службы внешней разведки РФ Коллеги по Российскому историческому обществу отмечают, что Алексей Егoрoвич бoлее 20 лет препoдавал в Удмуртскoм гoсударственнoм университете. Является автoрoм и сoавтoрoм 180 научных и учебнo-метoдических рабoт пo этнoлoгии и вхoдит в редкoллегию ряда выдающихся научных изданий.

Ирина Алексеевна рассказала об этнографических аспектах изучения наставничества. В работе секции приняли участие и другие ученые Центра гуманитарных проблем Баренц-региона. На секции «Трансформации идентичности в виртуальном пространстве: киберэтничность и веб-религиозность» большой интерес у слушателей вызвало выступление «Кольские саамы в киберпространстве: конструирование и репрезентация этнической идентичности» старшего научного сотрудника ЦГП КНЦ РАН, кандидата исторических наук Олеси Сулеймановой. Доклад и. Организаторами конгресса выступили Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им.

Лекция Д. Функа в ЛГУ. В дар университету передали большую партию книг по социокультурной и физической антропологии, изданных в ИЭА РАН в последние годы. Функ встретился с ректором университета профессором Виктором Рябичевым, с заведующим кафедрой истории Виталием Бильдюгиным и другими коллегами по философскому факультету.

Институт истории и социологии

Киноатлас СССР: опыт позиционирования многонародного государства Человеческий потенциал, социальная устойчивость и культурное многообразие в условиях глобальных вызовов Секции: Кавказ: повседневность и конфликт в динамике культурной традиции XIX — XXI вв. Современные подходы в биологической антропологии. Теоретические и практические аспекты Антропология женской домашней повседневности XIX — начала XXI века Этнографические и антропологические фотодокументы и изобразительные материалы в контексте освоения культурного пространства. К столетию профессора Геннадия Евгеньевича Маркова Игровое пространство культуры Оленеводство: между природой и культурой, между прошлым и будущим Мигранты и принимающие общества: стратегии и практики взаимодействия и интеграции Этнопедагогика как фактор сохранения этнокультурного наследия народов страны и средство формирования гражданского сознания и национального самосознания Материальная культура жителей Америк от архаики до цифровой современности: артефакты, технологии, реконструкции Антропология холодного мира: пространственный миф, тексты культуры и ландшафты воображения Севера от архаики к современному ментальному проектированию Институт взаимопомощи: история и современность Киберислам: трансформация традиции в условиях цифровизации религии Здоровьесбережение и здравоохранение в фокусе медицинской антропологии Антропология в условиях неопределенности.

Функ встретился с ректором университета профессором Виктором Рябичевым, с заведующим кафедрой истории Виталием Бильдюгиным и другими коллегами по философскому факультету. Академия наук подтвердила готовность помогать в методическом сопровождении учебного процесса, в организации стажировок и прохождении курсов повышения квалификации преподавателей и учебных практик учащихся, а также в чтении лекционных курсов для студентов, в том числе очно. Для учащихся и сотрудников философского факультета - философов, антропологов и этнологов, историков, филологов, психологов - Дмитрий Функ прочитал лекцию о современных направлениях антропологии. Дмитрий Анатольевич сравнил Кузбасс, который является его родиной, с Донбассом.

Он в свое время работал директором Удмуртского института истории, языка и литературы, избирался президентом Ассоциации антропологов и этнологов России», — прокомментировал научный руководитель ИЭА РАН Валерий Тишков. В начале февраля сотрудники института опубликовали открытое письмо на имя министра высшего образования и науки Валерия Фалькова. В нем говорилось о том, что с лета 2023 г. Срок контракта Функа истекает 30 июля 2024 г.

Ученые обсудят вопросы этнокультурного наследия народов России и мира, человека и общества в проекциях устойчивости и изменчивости, реальности и виртуальности, традиционных знаний и новых технологий. В рамках научного форума запланированы 54 секции, семь круглых столов, а также презентации новых книг и профильных научных журналов.

В Минобрнауки подтвердили увольнение директора Института этнологии и антропологии

Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (ИЭА РАН) — научно-исследовательский институт Российской академии наук в области социально-культурной и физической антропологии. Институт российской истории Российской академии наук (ИРИ РАН) — ведущее научное учреждение страны, специализирующееся на исследованиях по отечественной истории самого. Доктор исторических наук, профессор РАН Алексей Егорович Загребин назначен исполняющим обязанности директора Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН — ведущего российского научно-исследовательского центра в области этнологии. Директора Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН Дмитрия Функа уволили, несмотря на письмо сотрудников в его поддержку, вместо него назначен бывший депутат Госдумы Алексей Загребин, сообщает телеграм-канал Минобрнауки. Серия «Методы антропологии» инициирована при научно-методическом руководстве Института этнологии и антропологии РАН издательской группой «Альма Матер» в 2023 году.

Этнографы ИАЭТ СО РАН приняли участие в XV Конгресс антропологов и этнологов России

Институт этнологии и антропологии РАН отпраздновал свое 90-летие Институт всеобщей истории РАН: новости и события.
Уволен директор Института этнологии и антропологии РАН, за которого вступились сотрудники Организаторами конгресса выступили Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербургский государственный университет и Институт этнологии и антропологии РАН.

Институт истории и социологии

Институт истории и этнологии им. Валиханова заключил меморандум о сотрудничестве с названным НИИ, поэтому на встрече с обеих сторон прозвучали предложения о необходимости разработки механизма по проведении совместных научных исследований по актуальным темам, затрагивающим пребывание Казахстана в составе Российской империи и Советского Союза. Российская сторона готова принимать на повышение квалификации ученых-историков из Казахстана, к проведению международных конференций, форумов и пр. Павлов, приняв книги нашего Института, в свою очередь, презентовал А.

Абдулиной книгу: История народов России в исследованиях и документах. Рахаев]; Ин-т рос. Ин-т рос.

Кроме того, вовлеченные в динамичные трансформационные процессы, протекающие в условиях глобализации и модернизации, такие сообщества испытывают сегодня сложности и другого плана. Помимо так называемых «главных» религий - православия и ислама, а также множества появившихся в последние годы «новых» течений, в современной этноконфессионалыюй мозаике России можно выделить группу традиционных религий, не имеющих сегодня массового распространения, но сыгравших существенную роль в отечественной истории. К последним можно отнести, в частности, и старообрядчество. В силу объективных причин не сохранившие в советский период даже минимальной базы для роста кадры духовенства, учебные заведения, культовые здания и не пользующиеся внешней поддержкой такие группы оказались в довольно сложной ситуации. Их выживание целиком зависит только от внутренних адаптационных ресурсов и выработанных в ходе исторического развития механизмов самосохранения. Старообрядческая культура стремится к максимальной актуализации наследия, и традиция является самым главным способом структурирования коллективного опыта.

В ментальной сфере традиционализм выражается в использовании старообрядцами категорий мифологизированного средневекового сознания для объяснения исторических реалий и современной действительности, своеобразной интерпретации книжных текстов, бытовании утопических легенд. Этот принцип ярко демонстрируется высокой степенью сохранности древних форм богослужения и сопровождающих его атрибутов. Приверженность к старине наблюдается в устном и музыкальном фольклоре, в эстетических предпочтениях каноническая иконография и архитектурные типы , в архаике бытового уклада и обрядов жизненного цикла, обилии древнеславянизмов в старообрядческих говорах и т. Как известно, в силу бинарности мышления верующих смысловые ряды «традиционного» и «современного» всегда ценностно противопоставлены, в связи с чем, в коллективном сознании обычно существует некий идеальный тип «древней традиции» синоним «чистой», «незамутненной» , который при контакте с современностью подвергается угрозе. Понятие «чистоты канона», скрепленного сакральным авторитетом, лежит в основе самоопределения любых религиозных институтов, а те из них, для которых традиционализм представляет особую ценность, связывают эту чистоту с необходимостью сохранять веру предков. Для них проблема поиска новых форм трансляции традиционных норм в современной динамичной действительности стоит в одном ряду с проблемой самосохранения группы как целостности.

Следовательно, отсутствие такой возможности грозит для них размыванием идентичности и утратой самости. В этой связи чрезвычайно актуальными представляются вопросы, каковы механизмы такого самосохранения, в каких частных формах практиках они находят свое выражение и, наконец, способны ли они обеспечить сегодня стабильное существование подобных этноконфессио-нальных образований? Следует оговориться, что под механизмами самосохранения в настоящей работе понимается совокупность уникальных состояний и процессов, взаимообусловленных и находящихся в определенном соподчинении, направленных на поддержание групповой целостности и равновесия между социальной системой и средой. Рассматриваемые в настоящей диссертационной работе аспекты особенностей самосохранения замкнутых религиозных сообществ как объект исследования представляют большой научный интерес уже в силу их новизны и малой изученности. Так, в общественном мнении и среди большей части ученых старообрядчество определяется только в качестве русского религиозного течения. Однако будучи одной из форм христианства оно не было исключительно русским явлением и имело достаточно широкое распространение у целого ряда финно-угорских и некоторых тюркских народов.

На территории Урало-Поволжья более всего нерусских старообрядцев было среди мордвы и коми-пермяков, незначительное количество среди удмуртов и чувашей. Об этом свидетельствуют различные письменные источники, в частности, опубликованные материалы Всероссийской переписи 1897 г. Подобные группы, обладающие культурной спецификой, существуют до сих пор и нуждаются во всестороннем исследовании. Проникновение старообрядчества в разные этнокультурные среды, несомненно, оказывало влияние на существование самой среды, преобразовывало ее и вносило новые элементы. В то же время оно модифицировалось само, выливаясь в другие формы в процессе адаптации к реальному окружению. Культурная специфика групп, принявших старообрядчество, во многом способствовала выделению новых подразделений внутри этносов в случае с этнографическими группами коми-пермяков - язьвинцами и зюздинцами.

На сегодняшний день проблема самосохранения для таких групп, находящихся под угрозой русской ассимиляции, не может рассматриваться вне связи с вопросом об их конфессиональной принадлежности. Таким образом, рассмотрение старообрядчества как феномена, нацеленного на воспроизводство традиции именно в различных этнокультурных средах, позволяет решать сложные теоретические проблемы, связанные с взаимодействием, взаимопроникновением и сосуществованием этнических культур и выявить общие закономерности самосохранения традиционных обществ в условиях модернизирующейся действительности. Цель исследования: выявление механизмов самосохранения русских и финно-угорских старообрядческих общин Урало-Поволжья, способов трансляции в них традиционных ценностей и практик в условиях современного динамичного контекста. Для повышения степени репрезентативности исследования изучались старообрядческие группы среди русских, мордвы, коми-пермяков язьвинцев и зюздинцев , прошедшие не одинаковый путь исторического развития и обладающие выраженной спецификой в рамках своих этнокультурных традиций. Хронологические рамки исследования в исторической части работы распространяются вглубь до конца XVII столетия, то есть времени появления старообрядчества в Волго-Уральском регионе, однако в целом охватывают период с середины XIX в. Территориальные рамки исследования включают две обширные географические зоны.

Первая очерчивается естественными границами Южного Урала, включающими в себя территории современных Республики Башкортостан, Оренбургской и части Челябинской областей бывшие Оренбургская и Уфимская губернии. До недавнего времени этот регион был мало известен в старообрядческой историографии и включался лишь в единичные работы по истории и культуре всего российского старообрядчества. Кроме того, Южный Урал, где в тесном контакте издавна сосуществуют народы восточнославянского, тюркского и финно-угорского происхождения, интересен для выявления исторического опыта адаптации старообрядцев в инокультурном и иноконфессиональном окружении. Более десяти лет мною собирался полевой и архивный материал о южноуральских старообрядцах - русских в основной массе и мордве. Усложнение научно-исследовательских задач и необходимость привлечения дополнительных материалов по нерусскому старообрядчеству повлекло за собой и расширение географических рамок исследования. Компактные группы старообрядцев коми-пермяков расселены на территории Среднего Урала и Приуралья - на севере Пермского края Красновишерский и Соликамский р-ны и востоке Кировской областей Афанасьевский р-н.

Кроме того, привлекался материал по старообрядцам-чувашам, расселенным на территориях Республики Чувашия Шемуршинский р-н и Ульяновской области Вешкайем-ский р-н. Эти территории не были изолированы друг от друга и соединялись через сеть скитских центров как местного, так и всероссийского значения. Теоретические подходы н методология исследования. Характерной особенностью развития отечественной этнологической науки на нынешнем, постсоветском этапе стал критический пересмотр ее теоретико-методологических основ, прежде всего теории этноса и природы этничности. Многочисленные дискуссии по этому поводу нашли отражение на страницах профессиональных изданий и авторских монографий1. Большая открытость в выражении российскими учеными собственных взглядов, и доступность неизвестных ранее зарубежных теоретических разработок привели, с одной стороны, к отсутствию общепринятой системы терминов и категорий и, связанным с этим, исследовательским сложностям, с другой - к признанию неоднозначности природы этнического феномена и невозможности рассмотрения ее в рамках только одной методологической модели.

По замечанию Д. Функа, «каждый исследователь, выросший в буквальном смысле «в окружении» устоявшихся методов и методологий, и пытающийся найти свой путь, поневоле оказывается вне привычных научных парадигм, во всяком случае, вне какой-либо одной из них»2. На сегодняшний день большинством исследователей признается необходимость разумной интеграции различных научных теорий и концепций и актуальность комплексных междисциплинарных методов. В этой связи, определив оптимальность для решения поставленной в моем исследовании проблемы адаптационного подхода, хочу оговориться, что он не имеет жестких непроницаемых рамок и допускает в зависимости от контекста привлечение других, в частности, символических и феноменологических трактовок понятий и явлений3. Философия этноса. Очерки теории и политики этничности в России.

Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов. Избранные статьи. Таллин, 1992. Том 1.

Статьи по семиотике и типологии культуры; Бергер П. Социальное конструирование реальности. Гуревич А. Категории средневековой культуры. Проблемы средневековой народной культуры. Новые перспективы в познании и изучении традиционной народной культуры теория и практика этнографических исследований.

Киев, 1993. Характеризуя теоретические разработки, использованные в настоящей диссертации, остановимся на некоторых основных положениях адаптационного подхода и возможностях его приложения к исследованиям старообрядчества. Главным для него является понимание культуры как динамичного адаптивного механизма, или способности приводить себя в соответствие с изменяющейся средой. Такое понимание, во-первых, послужило толчком для развития с 1970-х годов в отечественной и зарубежной этнологии новых направлений, в частности, этноэкологии, и введения в область научных исследований понятия «система жизнеобеспечения»1, во-вторых, стимулировало рассмотрение в рамках многих гуманитарных дисциплин проблем социокультурной и психологической адаптации различных этнических групп в условиях общественных трансформаций. Определялись оптимальные пути этого процесса, давались различные характеристики, проводились конкретно-социологические и этнопсихологические исследования2. Перечислить все имеющиеся на сегодняшний день научные работы, выполненные в таком ключе, уже не представляется возможным.

Наиболее полный и подробный историографический обзор проблемы адаптации представлен в монографии Л. Для моего исследования наиболее важным является разработанное в рамках адаптационного подхода понимание традиции. В отличие от ценностного восприятия традиции, часто используемого в социологии, как оппозиции модернизации и прогресса, в рассматриваемом подходе традиция определяется как способ воспроизводства культуры или «универсальный механизм, который благодаря селекции жизненного опыта, его аккумуляции и пространственно 1 Козлов В. Этническая экология: Теория и практика. Культура жизнеобеспечения и этнос: Опыт этнокультурного исследования на примере армянской сельской культуры. Ереван, 1983 и т.

Введение в этническую и кросс-культурную психологию. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. Социология адаптации: Вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск, 2005. Понимаемая таким образом традиция оказывается тесно связанной с механизмами самосохранения и проблемами социально-культурной адаптации. В отечественной гуманитарной науке впервые такой взгляд на традицию был сформулирован Э.

Маркаряном и в целом разделялся л большинством ученых. В современной зарубежной науке на близких позициях находится С. Эйзенштадт, выделивший в традиции консервативную и креативную составляющие4, и использовавший для объяснения противоречивости традиции теорию Э. Шилза о «центральной зоне» культуры, обладающей смыслополагающей и упорядочивающей функциями»5. В работе использовались также обозначенные Р. Крамми теоретические подходы к исследованию старообрядчества в контексте современных дискуссий о «народной религии» и рассмотрение старообрядчества как «текстовой общности», состоящей из множества взаимосвязанных субкультур, имеющих сложные синхронные и диахрон-ные связи6.

Большое влияние на настоящее исследование оказали также труды известного исследователя Волго-Уральского региона и автора 1 Маркарян Э. Узловые проблемы теории культурной традиции И СЭ. Маркаряна II СЭ. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие. Tradition, Change and Modernity. New York, 1973.

Историческая этнология. При определении специфики различных старообрядческих субконфессий исл, пользовались публикации П. Методология исследования строилась на совокупности общенаучных методов. Использовался сравнительно-исторический метод с применением системного и кросс-культурного анализа при интерпретации материала. Мой подход также можно обозначить как типологический, так как я пыталась найти черты сходства и различия между подобными этноконфессиональными группами. И, наконец, применялся описательный метод, позволяющий полнее передать конкретику этнографического материала и реальный контекст.

Сбор полевого материала осуществлялся на основе качественного подхода: включенное наблюдение и полуструктурированное интервью с путеводителем, в котором обозначались проблемно-тематические блоки беседы с участниками исследования3. Указанные блоки соответствовали выделенным задачам исследования. Проведение опроса включало два этапа: 1 интервью с основными «ключевыми» информантами и 2 последующее дополнение полученных результатов по отдельным вопросам у вторичных информантов. При составлении вопросника частично использовались программы М. Громыко, C. Кузнецова, A.

Буганова «Православие в русской народной культуре», а также Т. Листовой по родинной обрядности и И. Кремлевой по похоронной обрядности 4, дополненные и адаптированные к старообрядческому материалу. Современная география религий. Религии современного мира. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию.

Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. Программа сбора материла по Другим способом сбора информации были фото- и видеосъемка, позволяющие во всей полноте фиксировать динамические процессы, вещные атрибуты культуры предметы культа и бытового обихода, одежду, интерьер жилых и богослужебных помещений. При проведении видеосъемок использовался разработанный Е. Александровым метод «созвучной камеры», который строится на доверительных отношениях между исследователем и носителями культуры, что позволяет им сохранять естественность поведения. Метод предполагает непрерывную съемку планов относительно большой протяженности, использование синхронного звука, сдержанный монтаж1.

Начальным этапом осмысления любой научной проблемы служит обращение к уже существующему историографическому наследию. Оценки старообрядчества, этого широкого религиозного, социального, культурного явления, никогда не были однозначными. В нем видели «причину бед и панацею от них; единственного хранителя православия и силу, его разрушающую; русейших из русских, спасителей национальных традиций культуры или их разрушителей; черносотенную опору империи или постоянных носителей русского народного бунта». За трехвековую историю раскола литература о нем выросла до огромной массы. В этой связи в настоящий историографический обзор я включила только ту ее часть, которая непосредственно использовалась или оказала определенное влияние на диссертацию, распределив ее по тематическим разделам. Александров Е.

Сборник статей по визуальной антропологии, посвященный II фестивалю антропологических фильмов. Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества. Во второй -работы, посвященные нерусскому старообрядчеству. И, наконец, опубликованные исследования, в которых в той или иной степени поднимаются проблемы социально-культурной адаптации старообрядческих групп и механизмов их самосохранения. Первые работы о старообрядчестве были написаны представителями официальной православной церкви и русской исторической науки и преследовали исключительно обличительные и миссионерские цели. Их относят к синодальному направлению старообрядческой историографии, характерной чертой которого было вычленение раскола из общего исторического контекста и объяснение его причин лишь внутрицерковными проблемами.

Наиболее известный труд такого плана принадлежит митрополиту Макарию Булгакову 1. В этом ряду можно перечислить работы А. Журавлева, Е. Голубинского и многих других авторов2. Теория о неправильности старых русских обрядов впервые была объективно пересмотрена Н. В этой связи интересно сравнить синодальные работы с полемическими сочинениями самих старообрядцев, в которых даются собственные интерпретации приведших к расколу исторических событий.

Прежде всего, это «История Выговской пустыни» И. Филиппова4, « Краткая история древлеправославной старообрядческой Церкви» Ф. Мельникова5 и др. В трудах старообрядческих писателей И. Кириллова, В. Сенатова, В.

Рябушинского нашли определение философско-религиозные основы русского староверия, тра 1 Булгаков Макарий. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. История русской церкви. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах, собранные из потаенных старообрядческих преданий, записок и писем, церкви Сошествия Святого Духа, что на Большой Охте. В 4-х частях. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович.

В 2-х т. История Выговской старообрядческой пустыни. Краткая история древлеправославной старообрядческой Церкви. Барнаул, 1999. С середины XIX в. Начало было положено А.

Щаповым, который стал рассматривать старообрядчество исключительно как движение социального протеста. В таком ключе были написаны и работы С. Мельгунова, А. Пругавина и др. Впоследствии подобные попытки не раз возобновлялись, сначала в первые революционные годы, затем - в советский период4. В XIX в.

Костомаров видел в нем «явление умственного прогресса», а П. Милюков пытался выявить общие корни с другими религиозными течениями и христианским сектантством5. В советский период, в соответствии с существовавшими идеологическими установками, старообрядчество рассматривалось либо с атеистических позиций, либо как форма антифеодального протеста6. Серьезные глубокие исследования появились в это время в среде рус 1 Кириллов И. Третий Рим очерк исторического развития идеи русского мессионизма. Старообрядчество и русское религиозное чувство.

Философия истории старообрядчества. Философские аспекты староверия. Опыт исторического исследования о причинах происхождения и распространения русского раскола. Казань, 1859. Старообрядцы и свобода совести исторический очерк. Из истории религиозно-общественных движений в России XIX в.

С 27 по 29 июня рабочая программа форума продолжилась в аудиториях Санкт-Петербургского государственного университета и вместила 54 тематических сессии, 7 круглых столов и один воркшоп. Участники конгресса на разнообразных площадках обсудили широчайший круг вопросов культурной, социальной и политической антропологии, проблемы сохранения этнокультурной памяти и социальное мифотворчество, взаимоотношения мигрантов и принимающих сообществ, формирование общероссийской гражданской идентичности в многонациональных регионах, феномены киберэтничности и веб-религиозности, обрядовые практики в пространстве современного города и многое другое. На полях форума были презентованы десятки новых научных книг и журналов по этнографии и антропологии. Член программного комитета конгресса, директор НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета Веналий Амелин в качестве модератора руководил работой секции «Национальные меньшинства на постсоветском пространстве: этничность, положение и права, самоорганизация», где и сам выступил по теме «Новые этнические группы в приграничье России постсоветский период ».

Его кандидатура, как отмечается в сообщении, была ранее согласована с РАН. Он в свое время работал директором Удмуртского института истории, языка и литературы, избирался президентом Ассоциации антропологов и этнологов России», — прокомментировал научный руководитель ИЭА РАН Валерий Тишков. В начале февраля сотрудники института опубликовали открытое письмо на имя министра высшего образования и науки Валерия Фалькова. В нем говорилось о том, что с лета 2023 г.

В Минобрнауки подтвердили увольнение директора Института этнологии и антропологии

Директора Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН Дмитрия Функа уволили, несмотря на письмо сотрудников в его поддержку, вместо него назначен бывший депутат Госдумы Алексей Загребин, сообщает телеграм-канал Минобрнауки. Алексей Загребин возглавил Институт этнологии и антропологии РАН. НацАкцент Институту этнологии и антропологии РАН исполнилось 90 лет. Торжественное заседание в честь юбилея проходит в Синем зале РАН в Москве 11 апреля. кандидат исторических наук, научный сотрудник и руководитель редакционно-издательского отдела Института этнологии и антропологии РАН. 14-17 ноября 2022 года старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН О.В. Охошин принял участие в конференции молодых ученых «Актуальные вопросы этнологии и антропологии».

В Минобрнауки подтвердили увольнение директора ИЭА РАН

В зале свои поздравления Институту этнологии и антропологии произнес директор Института всеобщей истории РАН Михаил Аркадьевич Липкин. Также с поздравлениями в адрес ИЭА РАН выступили директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Главный научный сотрудник Центра физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук, доцент Елизавета Валентиновна Веселовская прочла для учителей лекцию "Антропологическая реконструкция сегодня. Новым директором Института этнологии и антропологии Российской академии наук (ИЭА РАН) стал экс-депутат Госдумы от «Единой России» Алексей Загребин. Об этом сообщил представитель пресс-службы Минобрнауки. Он объединил Музей антропологии и этнографии АН СССР, Институт по изучению народов СССР. Институт этнологии и антропологии РАН. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий