Новости егэ человек и общество теория

Обществознание человек и общество теория для ЕГЭ.

ЕГЭ обществознание теория, материалы, тесты

  • ЕГЭ обществознание 2024
  • Тренировочные варианты для подготовки к ЕГЭ-2020
  • Человек и общество
  • 1. Человек и общество. Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ

ЕГЭ по Обществознанию

В этой статье речь пойдет о разделе человек и общество в ЕГЭ по обществознанию, это одна из фундаментальных тем, в которых нужно хорошо разбираться, чтобы успешно решить задания 2,3,4. Расскажем, как строится ЕГЭ по обществознанию в 2022 году и что важно учесть при подготовке к экзамену. Можно ли подготовиться к ЕГЭ по обществознанию самостоятельно и с чего начать? Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия. мы можем предложить вам обучение в классах, а также наши онлайн-курсы. Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез. Новые темы ЕГЭ 2024 Человек и общество Теория и 3. Качественной теории в учебниках по этим темам мало или вовсе нет — придется выкручиваться, используя тот самый социальный опыт, знание которого часто требуется в формулировке заданий ЕГЭ.

Основы обществознания: человек и общество | Обществознание ЕГЭ 2023| PARTA

Тренировочные варианты для подготовки к ЕГЭ-2020 Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, раздел кодификатора «Человек и общество». 1.1 Природное и общественное в человеке.
Всё о разделе «Человек и общество» | ЕГЭ по обществознанию | Умскул Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез.

Демоверсия ЕГЭ-2023 по обществознанию

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Теория ЕГЭ по заданиям.
Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ. 1. Человек и общество (И. А. Шемаханова, 2014) Раздел "Человек и общество". Вся нужная теория из раздела ""Человек и общество"" для ЕГЭ по обществознанию в 2024 году — всего за одно занятие я попыталась максимально разобрать для вас эту тему экзамена.

Теория для сдачи егэ по обществознанию 2023

Пробные экзамены и каталог заданий ЕГЭ по обществознанию с ответами и разборами. тест в формате ЕГЭ по обществознанию. Обществознание Кодификатор ЕГЭ элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения экзамена по Обществознанию. ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 29 заданий. Теория ЕГЭ по заданиям. Раздел "Человек и общество". Вся нужная теория из раздела ""Человек и общество"" для ЕГЭ по обществознанию в 2024 году — всего за одно занятие я попыталась максимально разобрать для вас эту тему экзамена.

ЕГЭ по обществознанию — Человек и общество

Какие темы встретятся в ЕГЭ. Подводные камни тем ЧИО. Как все это запомнить? Блок «Человек и общество». Глобальные проблемы. Решаю весь блок Человек и общество 90 заданий Топскул - Кирилл Станишевский 25.

Функции религии в жизни современного общества: — мировоззренческая: создает религиозную картину мира; — компенсаторная: восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей; — религиозного утешения: страдания, дорога в рай; — нормативная: регулирует поведение людей, устанавливая заповеди, предписания, обязательные для верующих; — способствует развитию культуры общества: письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению; — объединяет общество или какие-то большие социальные группы; — является способом освящения и укрепления власти. Конституция РФ гарантирует всем гражданам право на свободу совести, свободу вероисповедания.

Это значит, что каждый человек вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законов. В Российской Федерации церковь отделена от государства. Это значит: 1. Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности. Родители имеют право воспитывать детей в соответствии со своими убеждениями, но с учётом права ребенка на свободу совести и вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные организации выполнение функций органов государственной власти, государственных учреждений и местного самоуправления. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному закону.

Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных учебных заведениях. В свою очередь религиозные объединения: 1. Не вмешиваются в дела государства; 2. Не участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления; 3. Не участвуют в деятельности политических партий, и политических движений; 4. Не оказывают им материальную или иную помощь. Атеизм — система взглядов и убеждений, отрицающих существование Бога, сверхъестественных сил.

Свободомыслие — это право человека свободно и критически рассматривать религиозные идеи, деятельность религиозных организаций, поступков верующих людей. Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами. В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны. В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга.

Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь. Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают: а дописьменные и письменные; б простые и сложные в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов ; в общество первобытных охотников и собирателей, традиционное аграрное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество; г первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество. В западной научной литературе в 1960-е гг. В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У.

Традидионное аграрное общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного раз-вития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной.

Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла. Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления — особые и заметно отличные от современных.

Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о «групповом человеке», не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы. Число образованных людей было крайне ограниченным «грамота для немногих» устная информация преобладала над Письменной В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность».

Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической. Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» Азия, Африка поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие «незападные цивилизации», также претендующее на известные социологические обобщения. С европоцентристской точки зрения традиционные общества — это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации. В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической. Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике.

Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство — расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если предындустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения.

В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок. В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами.

Индивидуализм, рационализм человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе и утилитаризм человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы — новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания освобождение от непосредственной зависимости от религии. Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта. Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему.

С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации — в смене модели стереотипа поведения, в переходе от нерационального характерного для традиционного общества к рациональному свойственному индустриальному обществу поведению. К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно-денежных отношений, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т п. Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе происхождение, родовитость, национальность. После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций. Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран в том числе и Россию.

Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы экологический, энергетический и др. Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. Беллом, Э. Тоффлером и др.

А при объяснении связи между социальными явлениями или только цитируют текст, или, наоборот, приводят теоретические рассуждения без опоры на него. В задании 19 в ответе выпускники допускают несколько типичных ошибок: приводят только теоретические положения вместо примеров приводят примеры, не иллюстрирующие заявленную позицию не приводят подробностей, которые позволяют определить, что иллюстрируется положение из условия Как понять, насколько конкретным должен быть пример Если с помощью него можно проиллюстрировать другой тезис, значит, приведено недостаточно подробностей. Обратите внимание, что в задании просят не называть примеры, а иллюстрировать примерами. Если в задании будет необходимо проиллюстрировать примерами реформы в различных сферах жизни общества, то ответ «отмена крепостного права в России» не будет засчитан, ведь это название реформы.

Нужно проиллюстрировать ее суть, то есть указать, какие именно изменения произошли. Написав о том, что крестьяне, ранее не имевшие личной свободы, ее получили, ученик выполнит условие, и такой элемент будет засчитан как верный. В задании 20, наоборот, примеры без суждений и аргументов не будут засчитаны. Если необходимо привести три аргумента, подтверждающих возможные негативные последствия революции, то не засчитают подробное описание революции 1905—1907 годов в России. Напомню, что требования заданий высокого уровня сложности невозможно выполнить, если ответ сформулирован в виде отдельных словосочетаний или нераспространенных предложений. Задание 21 не требует серьезной подготовки, так как оно посвящено исключительно установлению равновесной цены в рыночных условиях. Несмотря на это, случается потеря баллов. В задании 22 основные ошибки связаны с тем, что в ответе на конкретный вопрос присутствуют лишние позиции или ответ неполный.

В задании 23 по Конституции РФ участники экзамена часто опираются на общетеоретические положения или нормы, которые есть в законодательстве РФ, но не прописаны в основном законе. Такие позиции не примут как верные. Писать больше трех характеристик также не стоит, поскольку лишний неверный элемент ответа может привести к потере сразу 2 баллов. В задании 24 нужно составить сложный план. Часто выпускники к каждому пункту указывают только два подпункта, в то время как в задании имеется универсальное требование о детализации пункта не менее чем в трех подпунктах. Указывать два можно, только когда с точки зрения общественных наук в классификации третьего элемента просто не может быть. Например, пункт «функции семьи» надо обязательно раскрывать в трех и более подпунктах, ведь семья как социальный институт выполняет не только репродуктивную и воспитательную, но и множество других функций. А вот раскрытие пункта «виды семьи» возможно с точки зрения обществоведов только в двух подпунктах: нуклеарная и расширенная, если речь идет о структуре родственных связей и совместном проживании.

Или партнерская и патриархальная, если критерием классификации выбран тип отношений между супругами. Отмечу, что балл по второму критерию в этом задании можно получить, если нет ошибок в формулировках плана и по первому критерию уже стоит максимум. Ресурсы для подготовки к экзамену Обязательно используйте актуальные и проверенные источники информации. Также можно тренироваться, выполняя задания прошлых лет, которые вы можете найти в открытом банке заданий ЕГЭ. Хорошими помощниками на этапе подготовки к экзамену в формате ЕГЭ по обществознанию станут: Вебинары, посвященные особенностям ЕГЭ по обществознанию 2023 года. Материалы Московской электронной школы самодиагностики, тестовые задания, видеоуроки и др. Приняв участие в независимых диагностиках в формате ЕГЭ, которые проводятся на базе Центра независимой диагностики ЦНД , можно заранее оценить свой уровень подготовки и выявить западающие темы. Не стесняйтесь просить учителя выявлять слабые стороны в методе вашей подготовки Проявляйте инициативу, вовлекайте в подготовку родителей и друзей.

Теории происхождения человека: 1 Креационизм религиозная теория, божественная, теологическая — подразумевает божественное происхождение человека. Энгельса — утверждает, что причиной выделения человека из животного мира и его эволюции является труд. Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. В философском понимании природа человека является бинарной двойной , а сам человек — биосоциальное существо, так как является одновременно и частью природы, и неразрывно связан с обществом. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Человек рождается с набором биологических черт, но разумным становится под действием общества.

Человек — существо социальное: обладает членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как: способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и другие.

Комментарии

  • Человек и общество егэ теория 2024
  • ЕГЭ по Обществознанию
  • Теоретическая часть
  • Понятие общества

Раздел "Человек и общество"

Общество в узком смысле. Сферы жизни общества. Понятие социального института. Черты социального института. Внутренние черты соц. Внешние черты соц.

В ЕГЭ-2022 очевидно выросло количество заданий из блока «Право». На страницах 16—17 дан краткий перечень нормативных правовых актов, которые раскрывают отдельные темы единого государственного экзамена по обществознанию. В течение года их следует внимательно изучить. Трудными темами для школьников из года в год остаются «Органы государственной власти», «Издержки производства», «Юридическая ответственность». Чтобы получить преимущество на ЕГЭ, нужно уделить внимание этим разделам, проработать их разными способами: составить таблицы, нарисовать картинки, схемы, придумать ассоциации для лучшего запоминания.

Выучите назубок всё, что касается, например, только Госдумы. Если в задании будет что-то похожее на функции Госдумы, а вы это не заучили, значит, оно относится к Совету Федерации. С полномочиями других органов власти, например, судом, вы Совет Федерации точно не перепутаете. Тем, кто занимается с преподавателем, рекомендую не просто слушать лекции, а перед каждой встречей читать материал самостоятельно с карандашом и блокнотом в руке. Самое эффективное — задавать собственные вопросы, а не пытаться запоминать готовые ответы. На экзамене же в вопросе по этой теме выясняется, что не всё было ясно, и вылезают ошибки. Можно готовиться к экзамену самостоятельно, а можно заниматься с преподавателем. Репетитор или учитель на курсах расскажет, как применять знания из разных областей обществознания в жизни. Экзамены закончатся, а впереди школьника ждёт жизнь в экономических реалиях, в политической и правовой системах. Знания из курса обществознания пригодятся и в транспорте, и в магазине, и в конфликтных житейских ситуациях.

Например, часто ученики путают формы познания: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение и умозаключение. В помощь школьникам я предлагаю акрофоническую фразу: «Очень вредный преподаватель, поэтому стараюсь учить».

Постиндустриальное общество - усиление роли малого и среднего бизнеса, - рост доли умственного высококвалифицированного, творческого труда, - развитие наукоёмких, ресурсосберегающих, информационных технологий - новые интеллектуальные технологии - развитие сферы услуг. Революция как форма социальных изменений, как правило, предполагает резкие качественные изменения общественных отношений. Реформа -преобразование, вводимое законодательным путём органами госвласти, направлена на частичное преобразование отдельных сторон общественной жизни. Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными. Возвращение к изжившим себя социальным структурам называют регрессом. Развитие общества от менее совершенного к более совершенному называют прогрессом. Модернизация — усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Это переход от традиционного к индустриальному обществу, осуществление промышленного переворота, формирование рыночного хозяйства, формирование гражданского общества.

Культура Культура — все виды преобразовательной деятельности человека и ее результаты. Достижения культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи. В развитии культуры отмечают такие тенденции, как преемственность и новаторство. Результаты материальной деятельности людей воплощены в достижениях культуры. К формам культуры относят мораль, религию, искусство, образование и науку. Массовая культура- культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе, имеет коммерческую направленность и развлекательный характер, проста и доступна в понимании. B индустриальном обществе возникла массовая культура. Экранная культура является разновидностью массовой культуры. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации.

Широкая аудитория. Большие возможности. Элитарная культура создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Трудна для восприятия, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству, ее ценности доступны в основном узкому кругу людей элите , соответствие изысканным вкусам, безграничное самовыражение автора. Народная культура авторство часто не определено, не требует специальной подготовки для своего восприятия, появилась раньше других форм культуры. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы- фольклор. Произведения народной культуры нередко передаются устно. Духовная культура — это культура, объектами которой являются идеология, мораль, духовное общение, художественное творчество искусство и религия. Виды знаний Наука Наука даёт теоретическое обоснование законов развития природы и общества.

Основой научной деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация Наука не только описывает природные или общественные явления, но и позволяет построить причинно-следственные связи между ними. Наука представлена совокупностью отраслей и исследовательских организаций. Наука способна прогнозировать последствия преобразовательной деятельности человека. Научное познание К основным особенностям научного познания относятся: - теоретическое обобщение фактов, -стремление к достоверному, истинному знанию, объективному, -изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин. Люди науки наблюдают, экспериментируют, накапливают знания, обобщая их на теоретическом уровне, выдвигая гипотезы и теории. К числу этих методов относятся: наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях; измерение; сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков. Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство является одним из способов познания мира , представляет собой форму практической деятельности. Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам. Искусство направлено на воплощение эстетических ценностей.

Функции искусства: Эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус; Социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность; Компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблем; Гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку; Познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов; Прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее; Воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека. Виды познания Чувственное познание: - ощущение,- восприятие, -представление В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Формы чувственного познания: 1 Ощущение — отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств стол — холодный. Ученые, считающие основным источником знаний чувственный опыт — эмпирики. Особенности чувственного познания: отражает только признаки предметов, пассивное, человек не способен изменить чувства , нельзя постичь сущности предметов и их свойств.

Мифы — это сказания древних народов о происхождении мира, о богах, героях и т. Совокупность мифов называется мифологией. Наряду с мифологией свои ответы на вопросы о насущных общественных проблемах, об отношении мироздания с его законами и людей также пытались найти религия и философия. Именно философское учение об обществе на сегодняшний день является наиболее разработанным. Многие основные положения его сформулированы еще в древнем мире, когда впервые были предприняты попытки обосновать взгляд на общество как специфическую форму бытия, имеющую свои законы. Так, Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов. В средние века все объяснения общественной жизни опирались на религиозные догматы. Наиболее выдающиеся философы этого периода — Аврелий Августин и Фома Аквикский — понимали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом и которая развивается в соответствии с волей Бога. В период нового времени ряд мыслителей, не разделявших религиозные взгляды, выдвинули тезис о том, что общество возникло и развивается естественным путем. Они разработали концепцию договорной организации общественной жизни. Ее родоначальником можно считать древнегреческого философа Эпикура, который считал, что государство покоится на общественном договоре, заключенном людьми для обеспечения общей справедливости. Более поздние представители договорной теории Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. Руссо и др. В этот же период философами было выработано и понятие «гражданское общество». Гражданское общество рассматривалось ими как «система всеобщей зависимости», в которой «пропитание и благо единичного лица и его существование переплетены с пропитанием и благом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены» Г. В XIX в. Само понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Он же разделил социологию на две большие части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования всей общественной системы в целом, рассматривает основные общественные институты: семью, государство, религию, функции, которые они выполняют в обществе, а также их роль в установлении общественного согласия. Предметом изучения социальной динамики является общественный прогресс, решающим фактором которого, по мнению О. Конта, выступает духовное и умственное развитие человечества. Новым этапом в разработке проблем социального развития стала материалистическая теория марксизма, согласно которой общество рассматривалось не как простая сумма индивидов, а как совокупность «тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». Определяя характер процесса развития общества как естественноисториче-ский, со своими специфическими социальными законами, К. Маркс и Ф. Энгельс разработали учение об общественно-экономических формациях, определяющей роли материального производства в жизни общества и решающей роли народных масс в общественном развитии. Источник развития общества они усматривают в самом обществе, в развитии его материального производства, считая, что общественное развитие определяется его экономической сферой. Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, люди в процессе совместной деятельности производят необходимые им жизненные средства — тем самым они производят свою материальную жизнь, которая является основой общества, его фундаментом. Материальная жизнь, материальные общественные отношения, формирующиеся в процессе производства материальных благ, детерминируют все другие формы деятельности людей — политическую, духовную, социальную и т. А мораль, религия, философия являются лишь отражением материальной жизни людей. Человеческое общество проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Под общественно-экономической формацией Маркс понимал исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. Основные положения материалистического понимания истории человеческого общества сводятся к следующему: 1. Данное понимание исходит из решающей, детерминирующей роли материального производства в реальной жизни. Необходимо изучать реальный процесс производства и порожденную им форму общения, т. Оно показывает, как возникают различные формы общественного сознания: религия, философия, мораль, право и т. Оно считает, что каждая ступень развития общества задает определенный материальный результат, определенный уровень производительных сил, определенные производственные отношения. Новые поколения используют производительные силы, приобретенный предшествующим поколением капитал и одновременно создают новые ценности и изменяют производительные силы. Таким образом, способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы, происходящие в обществе. Материалистическое понимание истории еще при жизни Маркса подвергалось различным интерпретациям, которыми сам он был очень недоволен. В кон-е XIX в. Арон, Д. Белл, У. Ростоу и другие выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального и постиндустриального общества, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники, хозяйственной деятельности людей. Теория индустриального общества Р. Арон описывает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» обществу. Основные признаки индустриального общества: а широкое производство товаров массового потребления, сочетающееся со сложной системой разделения труда среди членов общества; б механизация и автоматизация производства и управления; в научно-техническая революция; г высокий уровень развития средств связи и транспорта; д высокая степень урбанизации; е высокий уровень социальной мобильности. С точки зрения сторонников данной теории, именно эти характеристики крупной промышленности — индустрии — и обусловливают процессы во всех иных сферах общественной жизни. Данная теория была популярна в 60-е гг. В 70-е гг. Белла, 3. Бжезинского, А. Они считали, что любое общество проходит в своем развитии три стадии: 1-я стадия — доиндустриальная аграрная ; 2-я стадия — индустриальная; 3-я стадия — постиндустриальная Д. Белл , или технотронная А. Тоффлер , или же технологическая 3. На первой стадии основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство, на второй — промышленность, на третьей — сфера услуг. Каждой из стадий присущи свои, особые формы социальной организации и своя социальная структура. Хотя эти теории, как уже указывалось, находились в рамках материалистического понимания процессов общественного развития, они имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса. Согласно марксистской концепции, переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществлялся на основе социальной революции, под которой понимался коренной качественный переворот во всей системе общественной жизни. Что же касается теорий индустриального и постиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемого социальным эволюционизмом: согласно им технологические перевороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопровождаются социальными конфликтами и социальными революциями. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный. Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическая формация» Под формацией понимался исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка. Базис иначе он назывался производственными отношения ми — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ главными среди них являются отношения собственности на средства производства. Надстройка понималась как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определялся характером базиса. Он же представлял собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Производственные отношения экономический базис общества и производительные силы составляли способ производства, понимаемый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие «производительные силы» входили люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом, и средства производства: орудия, предметы, средства труда. Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, ес-тественноисторическую смену общественно-экономических формаций. В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации — первичная архаическая и вторичная экономическая , которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Именно на их основе в советском обществознании к 1930 г. Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Формационный подход основывается на нескольких постулатах: 1 представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом направленном к цели — строительству коммунизма процессе. Формационный подход практически отри цал национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ; 2 решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений; 3 необходимость соответствия производственных отношений производительным силам; 4 неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой. На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса. Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. Барг так определил цивилизацию: «…Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от Друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии как общества одной Формации , а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром. В современной теории цивилизаций распространены как линейно-стадиальные концепции в них под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам , так и концепции локальных цивилизаций. Существование первых объясняется европоцентризмом их авторов, представляющих мировой исторический процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, на этих же ценностях основанной.

Раздел 1. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

  • Человек и общество: обзор раздела
  • ЕГЭ по обществознанию — 2024: структура и особенности экзамена
  • Обществознание. Вся теория для ЕГЭ в одном месте. ТЕМА № 2. «Человек».
  • Тренировочные варианты для подготовки к ЕГЭ-2020
  • Человек и общество из ЕГЭ 2023 по обществознанию: вебинар | Вебиум

Новые темы ЕГЭ-2024: Человек и общество - теория и практика — Video

Подготовка онлайн к ЕГЭ по Обществознанию Подготовка к ЕГЭ по блоку "Человек и общество": тесты и задания по теме, необходимая теория в виде презентации и шпаргалок по терминам и планам для ЕГЭ по обществознанию.
Задания ЕГЭ по обществознанию 2024 За основу подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию взят кодификатор, который и является планом подготовки.
ЕГЭ обществознание 2024 1.1 Природное и общественное в человеке.
Человек и общество ЕГЭ Задание 13 Теория ЕГЭ 2023 обществознание.

Обществознание егэ человек и общество вся теория

Для сдачи ЕГЭ по обществознанию необходимо знать теорию по следующим блокам кодификатора: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика и право. Обществознание Кодификатор ЕГЭ элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения экзамена по Обществознанию. Подготовка к ЕГЭ по блоку "Человек и общество": тесты и задания по теме, необходимая теория в виде презентации и шпаргалок по терминам и планам для ЕГЭ по обществознанию.

Курс для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ по обществознанию онлайн

Всё о разделе «Человек и общество» к ЕГЭ 2023. Духовный мир человека – это сложная система отношения человека к окружающему миру, обществу, людям, это его внутренние оценки и самооценки, мир интересов, склонностей, взглядов, идеалов, представлений. Природное И Общественное В Человеке, Обществознание Егэ 2023, Умскул. Новые темы ЕГЭ 2024 Человек и общество Теория и 3. Качественной теории в учебниках по этим темам мало или вовсе нет — придется выкручиваться, используя тот самый социальный опыт, знание которого часто требуется в формулировке заданий ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 29 заданий.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий