Новости что такое сатирическое произведение

В этом произведении Салтыков-Щедрин высмеивает лень людей, разучившихся трудиться, умеющих лишь «сидеть на шее». Сатирические произведения также играют ключевую роль в поддержании социального диалога, предоставляя платформу для обсуждения и рефлексии. Сатирические произведения позволяют акцентировать внимание на проблемах и вызывают размышления у читателя. Сатирическое произведение – небольшое по объему сочинение, высмеивающее, обличающее пороки людей, общества, государственного строя. Решил все же сделать видео, сценарий к которому уже был написан ранее. Прошу воспринимать материал как есть (без поиска подтекста).В этом видео я расскажу пр.

Сатира и ирония в литературе: их роль, цели и влияние на читателя

Как бы ни было сильно негодующее возбуждение публициста, оно не должно отвлекать его от строго логических прозаических форм, в которых движется его мысль. Субъективные элементы публицистики, лишенные эстетического характера, бесконечно далеки от художественной лирики. С другой стороны, ничто не дает права отнести С. Обличительный и насмешливый характер эпического произведения дает иногда обиходной речи повод назвать его сатирическим и, расширяя терминологию, относить к области чистой С. Но как бы ни был силен сатирический элемент в разных литературных формах — в драме, романе, памфлете, — называть их С. Иное дело — обиходная речь, которая названием С. По исключительной силе пафоса рядом с С. Ближе к С. Элемент насмешки, столь свойственный С. Характернейшая черта юмора — сочувствие к тому, что он осмеивает, — есть полное отрицание сущности С. Отсюда разница в типах: тип в С.

Художественные образы вообще — не дело С. Медор, Сильван и Лука Кантемира не живые фигуры, а схематические воплощения тех или иных течений — не потому, чтоб автор не мог или не хотел сделать их иными, а потому, что эти схемы вполне исчерпывают настроение и намерения сатирика; большего от своих образов он не требует. Прежняя теория, отдававшая так много внимания мелочному разграничению и сближению литературных форм, сопоставляла С. Но эпиграмма имеет в виду отдельную определенную личность, что в высшей степени чуждо высокому настроению сатирика; он проходит мимо всего исключительного, индивидуального; лишь пороки целого строя, целого общества рождают в нем творческое вдохновение. История С. Образец расширения понятия мы имеем в мнении Галахова "Отеч. Между произведениями санскритской литературы есть поэмы исключительно сатирические; значительная часть древнейшего литературного памятника в Китае, "Книги стихов", состоит из С. У греков С. С такой точки зрения история С. Родиной сатиры в европейской литературе считается Рим.

В Греции были сатирические комедии и язвительные ямбы; парабаза см. Определенную форму придал ей впервые Энний, которого считают ее творцом. Но он воспользовался уже готовым видом народного творчества: уличные шуты забавляли толпу насмешливыми стихотворениями в определенной форме; наряду с сатурническим стихом см.

Несмотря на звездный состав участников, издание продержалось всего пару выпусков. В 1920-х молодая страна бурлила, быстро менялась, вслед за ней следовала и периодика.

Новой власти был остро необходим рупор пропаганды, и юмористические издания казались хорошим оплотом для построения социалистической идеологии и избавления от пережитков. От смеха падают идолы, падают венки и оклады и чудотворная икона делается почернелой и дурно нарисованной картиной», — писал публицист-революционер Александр Герцен. Примерно такая задача и стояла у новой волны журналов: высмеять все былое, весь фундамент «старого» порядка. Поначалу количество побеждало над качеством: десятки сатирических журналов появлялись и закрывались один за одним, не становясь хоть сколько-нибудь популярными и не оставляя за собой ничего, кроме вереницы странных названий. В продаже в разное время крутились издания вроде «Мухомора», «Сатаны», «Красного смеха», «Вечернего вопля», «Желчной колики» и так далее: какого-то фильтра на тот момент еще толком не существовало.

Отдельным журналам все-таки кратковременно удавалось выбиться на передовую. Среди них: «Бегемот», сконцентрированный на рабочей сатире, и «Смехач», позже переименованный в «Чудака», в котором засветились такие авторы, как Владимир Маяковский, Михаил Зощенко, Илья Ильф и Евгений Петров.

С другой стороны, пародия — это преувеличенное или искаженное подражание человеку, группе, художественному произведению или целому жанру приключенческие романы, кинокомедии, любовные стихи, абстрактное искусство и т. Она сатира любит использовать обе области. Она имитирует и пародирует, но также решительно и аргументированно представляет свое мнение. Поэтому точное различие невозможно.

Границы между жанрами стираются. Презирает сатиру. Шутка — это всего лишь интеллектуальная игра». Освальд Шпенглер Отличие от карикатуры Карикатура также подражательна, преувеличена и критична. Обычно он стремится пропагандировать определенное политическое мнение, но находит выражение в рисунках или коротких карикатурах. В этом его отличие от сатиры.

Карикатуру можно рассматривать как поджанр сатирических форм выражения. История вида искусства Сатира существует с древних времен. Самый старый пример — сатира Мениппи Menippea. Это литературный жанр, изначально определявшийся стихотворной и прозаической формой, а затем и содержанием критика как издевательство, ирония, пародия, диатрибы. Были еще «Горази» и «Ювенальная сатира».

Фарс — это легкая комедия, которая развлекает аудиторию в экстравагантных и преувеличенных ситуациях. Фарс предполагает намеренное использование физического юмора, непристойных шуток и преднамеренного абсурда. Персонажи в фарсе часто бывают одномерными и участвуют в шутовстве и грубых шутках, заставляя аудиторию смеяться. Более того, сюжет с фарсом часто содержит множество поворотов и случайных событий, в том числе случаи ошибочной идентификации и недопонимания. Сцена из комедии — Один дома Фарсы используется как на сцене, так и в кино. Такие фильмы, как «Один дома», « Похмелье» и «Три балбеса», являются примерами фарсовых фильмов. Сходство между Сатирой и Фарсом Сатира и фарс — это два жанра комедии. Кроме того, оба способны рассмешить публику.

Сатира как вид искусства: определение и характеристика

На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе – полемической проповеди-развенчанию. Сатирическое произведение – небольшое по объему сочинение, высмеивающее, обличающее пороки людей, общества, государственного строя. Сатирическое произведение – это особый жанр литературы, основной целью которого является искажение или критика реальных явлений и проблем общества. сатира, сатиры, жен. (лат. satira). 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе – полемической проповеди-развенчанию. Сатирическое произведение – небольшое по объему сочинение, высмеивающее, обличающее пороки людей, общества, государственного строя.

Что значит сатира в литературе?

Элементы сатиры мы находим и в творчестве поэта революционной демократии Н. Некрасова "Размышления у парадного подъезда" , "Современная ода " и др. Важным этапом в развитии русской сатиры начала 20 века стала деятельность журналов "Сатирикон" и "Новый сатирикон". В них публиковались крупнейшие писатели-сатирики эпохи: А.

Аверченко , Саша Черный А. Гликберг , Тэффи и др. Русская сатира первой половины 20 века представлена также в баснях-сатирах Д.

Бедного, сатирах В. Маяковского , новеллах М. Зощенко, сатирических романах И.

Ильфа и Е. Петрова, драматических сказках Е. Шварца, очерках и фельетонах М.

Кольцова, комедиях А.

И вышел к ним лихой понамарь, стал у них на молебен просить: Ерема в мошну, Фома в калиту, у Еремы в мошне пусто, у Фомы ничего. Сатирического эффекта добиваются с помощью разных выразительных средств: иронии , гротеска, сарказма, метафоры, гиперболы и так далее. Существует целый ряд литературных жанров, для которых сатира является основным признаком: басня, фельетон, эпиграмма, бурлеск, сатирический роман, пародия, комедия этот драматический жанр в наши дни существует не только на страницах книг и театральной сцене, но и в кино. В изобразительном искусстве сатирическими средствами пользуются при создании карикатур и жанровых сцен. Увлекались этим способом осмеяния и некоторые композиторы. А в 1965 году положил на музыку курьезные письма и заметки, присланные в советский сатирический журнал.

Также сатирическую форму могут иметь комментарии, опубликованные в разделе «Отзывы читателей», или колонки, рассказывающие о повседневных событиях сатирическим образом. Одной из особенностей сатиры в журналистике является использование юмора и иронии. При этом целью сатиры в журналистике является не только развлечение читателей, но и передача определенной информации и критика событий и лиц. Журналистическая сатира способна выявить и подчеркнуть недостатки и противоречия в обществе, вызвать обсуждение и изменить мнение людей. Сатирическая журналистика является важной составляющей нашей современной информационной среды. Она позволяет способствовать взращиванию критического мышления, помогает осознать и принять реальные проблемы общества. Кроме того, сатирические произведения обладают высокой коммуникативной ценностью, их часто делят в социальных сетях, обсуждают и превращают в мемы. Влияние сатирических произведений Сатирические произведения играют значительную роль в обществе и оказывают влияние на различные сферы жизни. Ниже представлен список основных областей, на которые оказывается влияние сатирических произведений: Политика: Сатира позволяет высмеивать и критиковать политические деятели и систему в целом. Она помогает обнажить коррупцию, несправедливость и недостатки в политической сфере. Общество: Сатира раскрывает социальные проблемы, несправедливость и глупость общества. Она способствует возникновению дискуссий и осознанию проблем общества, влияет на его развитие и трансформацию. Культура: Сатирические произведения критикуют различные аспекты культуры, включая искусство, литературу, кино и музыку. Они позволяют смотреть на культуру с иронической и критической точки зрения. Мораль: Сатира подвергает сомнению общепринятые нормы и ценности, показывая, что они могут быть нелогичными или несправедливыми. Она способствует развитию морального сознания и воспитывает критическое мышление. Юмор: Сатирастические произведения вызывают смех и улыбку у читателей, помогая расслабиться и снизить стресс. Они являются важным инструментом для облегчения неприятных ситуаций и проблем. Сатирические произведения имеют возможность поднять актуальные проблемы общества и вызвать внимание к ним. Они позволяют по-новому взглянуть на существующую реальность и влияют на общественное мнение. Более того, сатира имеет способность передавать сложные и серьезные темы с помощью юмора и иронии, делая их более доступными для широкой аудитории. Вопрос-ответ Что такое сатирическое произведение? Сатирическое произведение — это произведение литературы или искусства, которое использует сатиру, чтобы высмеять иррациональные и абсурдные аспекты человеческой жизни или общественной действительности. Оно обычно представляет собой комическое или ироничное изображение реальности, поэтому весьма популярно среди читателей. Какие особенности присущи сатирическому произведению? Сатирическое произведение имеет несколько особенностей. Во-первых, оно использует юмор и иронию для высмеивания негативных сторон жизни или общества.

В древней Греции сатира была связана с публичными выступлениями комедийных актёров, которые порицали политических и общественных деятелей своего времени. В Римской империи сатирические произведения писались поэтами, такими как Гораций и Ювенал, которые высмеивали коррупцию и моральное разложение элиты. В средние века сатира также существовала, но была выражена в форме моралистической сказки или аллегории. Однако сатиры такого периода отличались более сдержанным тонально-стилевым характером. Смена тонуса произошла в эпоху Возрождения, когда сатирические произведения стали более острыми и непосредственными. Такие писатели, как Франсуа Рабле и Антонио Франческо Гразиано, использовали сатиру для критики социальных проблем и моральных иллюзий. В XIX веке сатира приобретает не только литературное, но и политическое значение. Она становится оружием в борьбе за права и свободу народа. Сатирическая литература, писавшаяся в этот период, отличалась жёсткой критикой царского режима и социальных неравенств.

Литературная ирония. Почему популярны современные сатирические рассказы

Она может быть актуальной и понятной как в настоящем, так и в прошлом. Обобщение и упрощение образов. Чтобы выразить свою мысль и передать посыл сатиры, автор сокращает и упрощает образы. Это позволяет его аудитории легко понять авторскую иронию и насмешку. Деловитая форма. Чаще всего сатирическое произведение имеет легкую или даже почти юмористическую форму. Сатирический текст может быть представлен в виде рассказа, стихотворения, комедийного диалога и т. Примеры сатирических произведений в руской литературе: Повести Н. Гоголя «Шинель» и «Ревизор». Роман М. Лермонтова «Герой нашего времени».

Сказки К. Паустовского «Загадка» и «Классификация слов». Пьеса А. Островского «Бесприданница». Сатирические произведения помогают не только развлечься и улыбнуться, но и задуматься о тех недостатках и проблемах, которые помогают увидеть несколько иначе. Жанровое разнообразие Также сатира может быть представлена в жанре прозы. В сатирическом романе или рассказе автор создает комические ситуации, используя гротескные персонажи и истории. Он может насмехаться над общественными явлениями или критиковать политические и социальные проблемы. Сатира также может присутствовать в драматургии. Сатирическая пьеса может затрагивать серьезные темы, но делает это через смешные ситуации и диалоги.

Автор может использовать элементы фарса или комедии ошибок для создания комического эффекта. Примерами сатирических произведений разных жанров являются «Мертвые души» Николая Гоголя, «Сказка о попе и о работнике его Балде» Александра Сергеевича Грибоедова, «Неутомимый букашка» Владимира Владимировича Маяковского и др. Каждое из этих произведений отличается своей формой и структурой, но объединяет их общая цель — вызвать смех и осмеять существующие недостатки общества. Ирония и сарказм Ирония представляет собой особый вид словесной выразительности, который отличается от непосредственного и прямого обращения к смыслу определенного слова или выражения. Вместо этого, ирония позволяет выразить обратный или противоположный смысл через использование контекста и обстоятельств. Сарказм, с другой стороны, является более остроумным и прямым способом выражения насмешки и критики. Он часто сопровождается саркастическим тоном или устами, который демонстрирует явное преувеличение или преуменьшение ситуации.

Слово "сатира" происходит от латинского названия мифических существ, насмешливых полубогов-полуживотных — сатиров. Оно связано и со словом satura, означавшим в простонародьи блюдо мешанины, что указывало на смешение различных размеров сатурнический стих, наряду с греческими размерами и на присутствие в сатире самых разнообразных описаний всевозможных фактов и явлений в отличие от других лирических жанров, которые имели строго ограниченную и определенную область изображения. Римская сатира наиболее проявилась в произведениях Горация, Персия и особенно Ювенала. Общепризнанный законодатель литературных правил Буало в своем трактате "Поэтическое искусство" пишет о том, что жанр сатиры более нужен обществу, нежели ода. С течением времени сатира утрачивает свое значение определенного жанра, как это произошло и с другими классическими жанрами, например, элегией, идиллией и др. Изобличение стало основным признаком сатиры. Основой сатиры является обличение и смех, с помощью смех автор обличает недостатки, человеческие пороки. Характерная особенность сатиры — отрицательное отношение к объекту изображения и, одновременно, наличие положительного идеала, на фоне которого выявляются отрицательные черты изображаемого. Автор сатирического произведения, создавая объект "высокой степени условности", использует гиперболу и гротеск. В гротескные формы могут воплощаться фантастический сюжет "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта, "История одного города" М. Салтыкова-Щедрина , аллегория басни Эзопа, Ж. Лафонтена, И. В русской литературе сатира впервые появилась в сатирической повести конца 17 века.

Император понимая, что подобные пьесы — «камни в его огород » боялись. Сатирики бывали в ссылках, сидели в тюрьмах и столкнулись со сложностями в привычной литературной нише. Здесь писатель показывает своё время: маленький городок, в котором творится произвол, а власть — сборище мошенников.. Эпиграф — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — обобщающий смысл «Ревизора». Захолустье — только лишь малая часть огромного бюрократического целого, словно капля в море. В комедии Гоголь сочетает реализм и смелую критику действительности. Смех помогает писателю обличить чинопочитание, взяточничество, произвол властей, невежество. В «Ревизоре» представлена целая «корпорация служебных воров», прекрасно живущих в уездном городе N, не зная ни беды, ни горя… Правдиво раскрыт и характер людей, нередко встречающийся в жизни повседневной, обычной и рутинной. Чиновничий мир — многолетняя бюрократическая система. Здесь ни у одного нет чувства гражданского долга, каждый занят только своими интересами. Открыв первую же страницу комедии и читая фамилии, например, частного пристава — Уховертов и лекаря — Гибнер, мы уже видим портрет персонажей «в полной красе». Огромную роль в создании сатиры нашей страны внёс Салтыков-Щедрин. Все изменения в государстве отразились в произведениях автора. Писатель наблюдал засилье коррупции, что не могло не вызвать негодование честного и правильного человека.

Оно может быть мощным средством критики и усиливать понимание общественных проблем, вызывая у читателя размышления и смех. Цели и задачи Сатирическое произведение является своеобразным оружием, которым автор выражает свою критику и иронию по отношению к определенным явлениям, событиям или людям. Основной целью сатиры является изменение общественного мнения, привлечение внимания к проблемам и вызов на размышление. С помощью сатиры автор может: Развенчивать мифы и стереотипы. Показывать несостоятельность и нелепость некоторых идей или явлений. Раскрывать дикость и абсурдность некоторых принципов и ценностей в обществе. Основная задача сатирического произведения — высмеивание, но не оскорбление. Автор старается использовать деликатные методы для вызова смеха и критики, при этом не переходя границу добросовестности и не унижая достоинство другого человека или группы людей. Сатирическое произведение создает атмосферу шутки и развлечения, но при этом оно может иметь глубокий подтекст и передавать серьезные идеи. Оно способно оказывать влияние на общественное мнение и вызывать реакцию у читателей или зрителей. Таким образом, целью сатирического произведения является вызов положительных изменений в обществе и повышение осведомленности людей о некоторых проблемах через использование комических приемов и критического мышления. Сатира в литературе Сатира — это литературный жанр, основной целью которого является высмеивание недостатков и пороков общества, политики, религии и других сфер жизни. В сатирических произведениях используется остроумие, ирония, гротеск и сарказм для передачи критической мысли и того или иного вида юмора. Сатира в литературе имеет давнюю историю. Уже в древнегреческой комедии и драме можно найти элементы сатиры. Однако, особенно популярным жанром сатира стала в средние века, когда не только писатели, но и художники использовали сатирическую форму для критики социальных и политических процессов. Известными примерами такой сатиры являются гравюры Лукаса ван Лейдена и живописные произведения Питера Брейгеля. В классической литературе сатира имеет несколько разновидностей. В первую очередь, это сатира как жанр в целом, представленная произведениями Ювенала, Горация и Джонатана Свифта. Они используют сатиру для разоблачения горестей и пороков своего времени. Сатирик в таких произведениях занимается непосредственным высмеиванием и критикой, часто используя образы сатирических персонажей. Другая разновидность — это сатира в виде басни, в которой животные или другие неодушевленные предметы выступают в роли персонажей. Федр, Лафонтен и Иван Крылов являются известными представителями этого вида сатиры. В современной литературе и эпоху Интернета сатира также широко используется. Сатирические статьи и рассказы часто публикуются на сайтах и блогах, а видео- и аудиоматериалы посвящены критике и пародии на различные явления и личности. Сатира в литературе является важным инструментом критики и выражения негативного отношения к действительности. Она способна воздействовать на публичное мнение и вызывать у читателей или зрителей эмоциональную реакцию.

У истоков русской сатиры

В сатирических произведениях автор высмеивает человеческие недостатки, используя обличение и смех. Что еще более важно, сатирическое произведение обладает способностью разоблачать глупости и пороки в обществе, развлекая аудиторию. Самым известным сатирическим произведением Бирса, вероятно, является Словарь дьявола (1906), в котором определяют высмеивают ханжество, лицемерие и мудрость.

Как найди сатирическое произведение

Что такое сатирическое произведение в литературе. Лирический субъективный окрас сатирического произведения лишает жанр художественный объективности, поэтому политическая сатира носит характер мимолетности. Задачи сатирического произведения: Выявление и высмеивание негативных сторон общества: сатирическое произведение может высмеивать политическую коррупцию, бюрократию, неравенство, глупость и эгоизм. Лирический субъективный окрас сатирического произведения лишает жанр художественный объективности, поэтому политическая сатира носит характер мимолетности. Анекдот — небольшое сатирическое произведение назидательного характера, содержащее злободневную острую критику. Все знают слово сатира, но не все скажут что это такое, какова ее история и отличительные признаки, какие литературные жанры и книги можно считать сатирическими.

Из истории жанра сатиры

Сатирического эффекта добиваются с помощью разных выразительных средств: иронии , гротеска, сарказма, метафоры, гиперболы и так далее. Существует целый ряд литературных жанров, для которых сатира является основным признаком: басня, фельетон, эпиграмма, бурлеск, сатирический роман, пародия, комедия этот драматический жанр в наши дни существует не только на страницах книг и театральной сцене, но и в кино. В изобразительном искусстве сатирическими средствами пользуются при создании карикатур и жанровых сцен. Увлекались этим способом осмеяния и некоторые композиторы.

А в 1965 году положил на музыку курьезные письма и заметки, присланные в советский сатирический журнал. Так родились «Пять романсов на слова из журнала «Крокодил».

По словам Даниила, москвичи уже не только слушают «сквернословцев и глумотворцев», но и сами повторяют их репертуар: «баснословиши», «притчи смехотворные приводиши», — гневно укоряет проповедник этих любителей острого народного слова В. Митрополит Даниил и его сочинения. На почве, основательно подготовленной всем предшествующим ходом развития народной и литературной сатиры, особенно периода крестьянских войн и городских восстаний XVII в. Выражающая в лучших своих образцах антифеодальные настроения, литературная сатира XVII в.

И все же собранные воедино разрозненные остатки этой сатирической литературы позволяют оценить ее как явление большого общественного и историко-литературного значения. Эта связь выражалась не только в прямом цитировании иронических народных пословиц и поговорок, прибауток, сатирических эпизодов сказки, былины, но и в использовании приемов народного юмора и сатиры. Большая тема о художественном методе народной сатиры разных периодов еще совершенно не разработана специалистами. Для феодального времени можно восстановить основные свойства этой сатиры через древнерусскую литературу , в которой она получила отражение. В отличие от религиозно-дидактической литературы русского средневековья, которая обличала «пороки» с точки зрения норм христианской морали, подкреплявших идеологию господствующего класса, уводила от классовых противоречий в сторону якобы «общечеловеческого», стремясь замазать классовый смысл явлений, приглушить классовый протест эксплуатируемых масс, — народная сатира никогда не была отвлеченно морализирующей, она была открыто связана с классовой борьбой, била прежде всего по классовому врагу и по отрицательным явлениям в быту. Сатирическая пословица и поговорка, шутливый рассказ, сатирический портрет «врага» в народном эпосе, сказка и прибаутка, шуточная песня, «позорище», т.

Разнообразные оттенки иронии как самого существа сатирической стихии в народной поэзии отмечал Н. Гоголь, который считал наклонность к иронии одной из черт национального русского характера: «У нас у всех много иронии. Она видна в наших пословицах и песнях и, что всего изумительнее, часто там, где видимо страждет душа и не расположена вовсе к веселости» И. В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность. Это страдание души вызывается несправедливостями жизни, и ирония предстает как форма протеста против них. В обстановке все усиливавшегося гнета феодально-крепостнического строя ирония бедняка над своей судьбой становится одним из способов представить тяжесть положения закрепощаемого народа.

Горькая ирония превращается в гневную, в сарказм, когда речь идет об иноземном враге-насильнике или классовом враге. Многообразие тем сатирической народной поэзии привело и к богатству ее стилистических средств. Гротеск в изображении иноземного и классового врага, ироническая насмешка над собственной неудачей, меткое сравнение, подчеркивающее высмеиваемое свойство, удачно найденный для этого же эпитет, пародирование образца с целью вызвать противоположный эффект, причем пародируемый объект выбирается смело из любой области героические образы былины церковный обряд и сопровождающий его текст и т. В соответствии с общим серьезным тоном древнерусской литературы, с ее открыто учительными тенденциями смех для древнерусского писателя — не средство позабавить, вышутить, а один из способов от чего-либо предостеречь, чему-то научить, осудить то или иное явление, поступок человека. Уже древнерусские писатели признавали силу смеха и потому делали его своеобразным оружием борьбы, направление которой определялось их классовой полицией. Классики русской сатиры XIX в.

Салтыков-Щедрин определял силу смеха так: «Это оружие очень сильное, ибо ничего так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех» М. Салтыков - Щедрин. Все оттенки иронии применялись древнерусскими писателями, когда они делали насмешку своим оружием. Это оружие в литературе до XVII в. Но немногие примеры такого его использования обнаруживают более или менее отчетливую связь с приемами народной сатиры, а иногда и с определенными ее образцами. Так, под внешней маской княжеского «милостника», шуткой выпрашивающего у своего «господина» «милости», в «Молении» Даниила Заточника скрываются сатирические выпады и против богатых, противопоставленных беднякам, и против богатой «жены злообразной», и против друзей, которые «в напасти аки врази обретаются».

Иронически изображается «богат»: когда он «возглаголет — вси возмолчат, слово его вознесут до облак», потому что, продолжает иронизировать автор, «их же ризы светлы, тех и речь честна»; «боярин скуп — аки кладязь слан», «богат красен и не смыслить то аки паволочито изголовие, соломы наткано». Здесь ирония подчеркивается даже формой глаголов: богатый не просто «глаголет», а «возглаголет», а присутствующие при этом «возмолчат». Аще от огня устрежещися, но от искры не можешь устрещися и жжения порт». Даже «князь скуп» насмешливо изображается, «аки река в брезех, а брези камены — нелзе пити, ни коня напоити». Так с помощью неожиданных, но метких, уничижительных сравнений, построенных на сугубо обыденных образах, Даниил Заточник осуждает «немилостивых» представителей господствующего класса, делая их смешными в глазах читателя. Это — его способ самозащиты.

Мастерски использованы псковичем народные сатирические сказки о «правде и кривде» и их отголоски в стихе о «Голубиной книге» для сатирического изображения «московской правды» — деятельности в Пскове после его присоединения к Москве первых Московских наместников, дьяков и тиунов. Автор рассказа 1510 г. С явным осуждением вспоминая о московских властях, летописец с горькой иронией заключает: «И у намесников, и у их тиунов, и у дьяков великого князя правда их, крестное целование, взлетело на небо, и кривда начата в них ходити, и быша немилостивы до пскович; а псковичи бедныя не ведаша правды московский» Псковские летописи, вып. Приготовил к печати А. В народной поэзии на небо улетает правда-справедливость, а по земле ходить остается кривда; например, в народном стихе о «Голубиной книге» говорится: «Правда кривду переспорила, пошла правда на небеса, к самому Христу, царю небесному, оставалась кривда на сырой земле». Представить противника в смешном виде стремились писатели самых разнообразных направлений.

Даже воинствующий церковник митрополит Даниил, вооружась против «мирского веселья», против роскоши, «празднословия», «плясания, играния», против всего образа жизни господствующего класса, не только разражался гневными морализирующими обличениями, но и создал уродливо комический образ нарядного юноши, заглядывающегося на «жены красны блудницы». У этого героя «сапоги велми червлены и малы зело, якоже и ногам... Укоризненно, но и высмеивая, Даниил говорит такому юноше: «Лице же твое много умываеши и натрываеши, ланиты червлены, красны, светлы твориши, якоже некая брашна, дивно сътворено, на снедь готовишися». Этот разряженный, «благоуханиями помазанный» герой в присутствии женщин изображен в виде «жеребца сластнояростивого», «рзаа и сластию распалаася» В. Митрополит Даниил... Отдел приложений, стр.

Гнев преобладает в этих обличительных эпизодах, ирония с трудом пробивается у автора, по убеждению которого все эти пороки ведут человека прямо в «сети диавольския», к «сатане», служат «бесовской славе». И все же трудно думать, что читатель воспринял этот гротескный образ только как «греховный», а не и как смешной. Наиболее характерные приметы использования смеха как оружия против врага во внутриклассовой феодальной борьбе наблюдаются в сочинениях Ивана Грозного. Его сатирические выпады всегда вполне конкретны, имеют определенного адресата, напоминают определенные факты. В темпераментном, остром, ярком и образном стиле Ивана IV ироническая нота чрезвычайно сильна. Иван использует иронию, чтобы уязвить противника, вскрыть эгоистические мотивы его поведения, противопоставить это поведение тем нормам, которые он сам защищает, обличить лицемерие, фальшь, иногда прямую измену.

Иронический стиль в изложении Грозного выполняет чрезвычайно важную функцию: он служит ему оружием борьбы с политическими врагами; насмешка разбивает доводы противной стороны, сбивает маску «благородного негодования» с врага, пытающегося скрыть под ней свою антигосударственную деятельность. В ироническом стиле созданы в произведениях Ивана IV выразительные сатирические портреты его противников. Не только справедливым гневом, но и язвительной насмешкой бичует он врага. Он доводит до бессмыслицы упреки Курбского, делая из них выводы в виде целого ряда «кусательных» вопросов: «Ино се ли совесть прокаженна, яко свое царьство во своей руце держати, а работным своим владети не давати? И се ли сопротивен разумом, еже не хотети быти работными своими обладанному и овладенному? И се ли православие пресветлое, еже рабы обладанну и повеленну быти?

Далее ссылки на то же издание, страницы указываются в тексте в скобках и т. Тем же приемом язвительных вопросов Иван IV разоблачает мнимые заслуги Курбского и его сообщников: «И се ли убо доброхотные есте и душу за мя полагаете, еже, подобно Ироду, ссущаго млеко младенца, меня смертию пагубною хотеств света сего лиштати, чюжаго же царьствия царя во царство ввести» стр. Иронией пронизан рассказ о поведении Курбского в Казани, под Тулой , о жалобах воеводы на то, что он «жены своея мало познал» из-за постоянных военных походов стр. Суровой насмешкой бичует Иван IV постриженных в Кирилло-Белозерский монастырь бояр и их пособников — монастырское начальство: «... Да Шереметьева устав добр — держите его, а Кириллов устав не добр — оставь его! Упрекая монахов за то, что над могилой Воротынского поставили церковь, Грозный снова иронизирует: «Ино над Воротыньским церковь, а над чудотворцем нет!

Воротыньской в церкви, а чудотворец за церковию! И на Страшном спасове судищи Воротыньской да Шереметев выше станут: потому Воротыньской церковито, а Шереметев законом, что их Кирилова крепче» стр. С насмешкой спрашивает Иван IV Хабарова, который просит перевести его в другой монастырь: «Али уже больно надокучило? Иноческое житие не игрушка. Три дни в черньцех, а семой манастырь. Да коли был в миру — ино образы окладывати да книги оболочи бархаты, да застешки и жюки серебряны, да налои избирати, да жити затворяся, да кельи ставити, да четки в руках.

А ныне з братею вместе ести лихо? Так Иван рядом с обширными наставлениями, подкрепленными ссылками на авторитет церковных писателей, рядом с гневными упреками и боярам, и их монастырским покровителям использует язвительную насмешку, краткую, но действенную, раскрывающую истинные причины поведения тех и других. Блестящий стиль Иван IV, использующего общенародный язык, с широким заимствованием интонации живой разговорной речи, народных пословиц, достигает большой выразительности в этих иронически-сатирических эпизодах. Иронией колет Грозный и своего любимого слугу Василия Грязного, который просит выкупить его за дорогую цену из плена. Царь высмеивает пленника: «... Али ты чаял, что таково ж в Крыму, как у меня стоячи за кушаньем шутити?

Крымцы так не спят, как вы, да вас, дрочон, умеют ловити, да так не говорят, дошедши до чюжей земли, да пора домов! Толко б таковы крымцы были, как вы, жонки, — ино было и за реку не бывать, не токмо что к Москве» стр. Среди серьезных исторических и дидактических рассуждений в посланиях, направленных князю Александру Полубенскому, Иван вставляет колкую насмешку над ним, каламбур, сопоставляя «Палемона» с «полоумным»: «А пишешься Паломонова роду, ино ты палаумова роду, потому что пришел на государство, да не умел его под собою держать, сам в холопи попал иному роду» стр. Всево у тебя ничего» стр. Так высмеивает Иван IV все титулы своего корреспондента. Гневное послание шведскому королю Иоганну III 1573 г.

Иван IV высмеивает неумеренные претензии Стефана Батория. На жалобы последнего, что поход под Псков приносит ему большие убытки, Иван насмешливо отвечает: «А коли тебе убыток, и ты б Заволочья не имал, хто тебе о том бил челом? Хто тебя заставливает так убычитца? С таким же, как у Грозного, широким использованием иронии как способа унижения своего врага мы встретимся позднее в писаниях протопопа Аввакума. Недаром Иван IV представлялся ему не только идейным союзником, но и образцом писателя-оратора. Как видно из приведенных примеров, сатирические эпизоды древнерусской литературы до XVI в.

В тех случаях, когда отрицательные стороны феодально-крепостнического быта раскрываются через изображение горестной судьбы героя, древнерусский автор прибегает к той горькой иронии, которая так характерна и для народной сатиры. Заострение осуждаемых явлений, поступков, даже внешних черт, способствующее лучшему показу отрицательных сторон действительности, намечается вполне отчетливо, также сближая литературную сатиру с народной. Однако народная сатира и периода первой крестьянской войны, и времени городских восстаний середины XVII в. Это преследование не случайно усилилось именно в конце 1640-х годов, не случайно было направлено с особой силой против народных скоморохов. Именно они по преимуществу были хранителями и распространителями народных сатирических произведений, поэтому царские указы требовали принятия против них самых решительных мер. Изгнанные из «городов и уездов», скоморохи унесли свой репертуар в крестьянскую среду, но и здесь преследования настигали «бесовские песни» и «смехотворение», — несомненно потому, что они больно задевали господствующий класс в целом, смело говорили об угнетении закрепощенного народа.

То немногое, что сохранилось от устной поэзии трудового народа в записях XVII в. Антикрепостническая народная поэзия XVII в. Сатирическая «Комаринская», по убедительному предположению исследователя Г. Исторические очерки города Севска и его уезда. Сборник Орловского церковно-историко-археологического общества, т. II, 1906, стр.

Современник записал острую пословицу, заклеймившую «боярского царя» Василия Шуйского: «Хотя бы нам чорт, только бы нам не тот». Запретительные указы правительства с осуждением вспоминают «позорища» — разные виды народного театра, в том числе и кукольного, привлекавшие зрителей, между прочим, и сатирическими выпадами по адресу властей, господствующего класса. Другой способ сатирического изображения безудержной эксплуатации феодалами трудового парода — показ ее через ироническую характеристику, которую даст своему положению сам обездоленный труженик. Примеры подобной сатиры XVII в. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и проч. Меткие и острые, такого рода пословицы и поговорки были одним из способов выразить протест против все усиливавшейся феодальной эксплуатации.

Сатирическая пословица не только прямо обличает, но она и высмеивает: тунеядцев, живущих чужим трудом, — «Мяхки руки чужие труды поедают». Сатирическая пословица не щадит и отрицательные явления семейного быта: «Мачеха пасынку надвое волю дала: наг ходи либо без рубашки», «Горе мачехино, что пасынок сметаны не ест, а временем и сыворотке рад», «Свекровь снохе говорила: невестушка, полно молоть, отдохни — потолки», и т. В богатом сказочном репертуаре XVII в. Адрианова - Перетц. Социально-бытовая народная поэзия XVII и. Эти художественные средства служат выявлению смешных сторон жизненных фактов, осуждаемых сатирой.

Матушка довольна. Писатель попытался показать, под влиянием каких обстоятельств формируется характер. Сначала мы видим, как Митрофан бегает за отцом, меряя кафтан. Эта сцена вводит нас в обстановку крепостной усадьбы. Отношение к крепостным превращает образ хозяйки из смешного в страшный. Сцены обучения Митрофана комичны. Бравый солдат Цыфиркин и недоучившийся семинарист Кутейкин, учителя недоросля, невежественны и нелепы. Под историей Митрофан понимает те истории, которые рассказывает скотница Хавронья.

По закону 1767 года крестьяне за жалобу на помещика ссылались на каторгу. Бесконтрольная власть помещиков стала основной причиной народных бедствий. Труслив, расчетлив дядя Митрофанушки. Судопроизводство же находится на таком уровне, что обберет и правого и виноватого. Вопроса об отмене крепостного права Фонвизин не ставит, а требует человеческого отношения к крепостным. В конце комедии Правдин берет имение Простаковой в опеку. Фонвизин подсказывает правительству выход: помещики, жестоко обращающиеся с крестьянами, должны быть лишены права владеть крепостными. Вспомним, как лебезит Простакова перед Стародумом, узнав о его десяти тысячах.

Она с гордостью вспоминает отца, нажившего состояние взятками. Фонвизин не побоялся опалы. Он произнес суровый приговор екатерининской России. Писатель-революционер А. В конце 80-х годов Д. Однако он был запрещен. Писателю дали понять, что места в литературе ему нет. В 1792 году сломленный этим ударом Фонвизин умер.

Сочинение по литературе на тему: Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Д. Фонвизин первым из русских писателей и драматургов Read More...... Простакова представлена как властная Необразованная русская баба.

Сатирик в таких произведениях занимается непосредственным высмеиванием и критикой, часто используя образы сатирических персонажей. Другая разновидность — это сатира в виде басни, в которой животные или другие неодушевленные предметы выступают в роли персонажей.

Федр, Лафонтен и Иван Крылов являются известными представителями этого вида сатиры. В современной литературе и эпоху Интернета сатира также широко используется. Сатирические статьи и рассказы часто публикуются на сайтах и блогах, а видео- и аудиоматериалы посвящены критике и пародии на различные явления и личности. Сатира в литературе является важным инструментом критики и выражения негативного отношения к действительности. Она способна воздействовать на публичное мнение и вызывать у читателей или зрителей эмоциональную реакцию.

Страсть к сатире продолжает сохраняться и в современном мире, где это жанр активно используется в разных формах и сферах искусства. Сатира в журналистике Журналистика и сатира — два разных жанра, но они могут сосуществовать вместе, создавая особое своеобразное сочетание. Сатирические произведения в журналистике отличаются от классической сатиры своей целью и формой представления. В отличие от художественной сатиры, сатира в журналистике чаще всего преследует цель информировать читателя о каких-то проблематичных явлениях в обществе и критиковать их. Журналистская сатира акцентирует внимание на реальных событиях и проблемах современности, при этом используя сатирические приемы и методы.

Она позволяет автору не только описать ситуацию, но и донести до читателя свое отношение к происходящему. Сатира в журналистике может быть представлена в различных формах. Наиболее распространены сатирические статьи, в которых автор с помощью иронической или саркастической манеры излагает свою точку зрения на тот или иной вопрос. Также сатирическую форму могут иметь комментарии, опубликованные в разделе «Отзывы читателей», или колонки, рассказывающие о повседневных событиях сатирическим образом. Одной из особенностей сатиры в журналистике является использование юмора и иронии.

При этом целью сатиры в журналистике является не только развлечение читателей, но и передача определенной информации и критика событий и лиц. Журналистическая сатира способна выявить и подчеркнуть недостатки и противоречия в обществе, вызвать обсуждение и изменить мнение людей. Сатирическая журналистика является важной составляющей нашей современной информационной среды. Она позволяет способствовать взращиванию критического мышления, помогает осознать и принять реальные проблемы общества. Кроме того, сатирические произведения обладают высокой коммуникативной ценностью, их часто делят в социальных сетях, обсуждают и превращают в мемы.

Влияние сатирических произведений Сатирические произведения играют значительную роль в обществе и оказывают влияние на различные сферы жизни. Ниже представлен список основных областей, на которые оказывается влияние сатирических произведений: Политика: Сатира позволяет высмеивать и критиковать политические деятели и систему в целом. Она помогает обнажить коррупцию, несправедливость и недостатки в политической сфере. Общество: Сатира раскрывает социальные проблемы, несправедливость и глупость общества. Она способствует возникновению дискуссий и осознанию проблем общества, влияет на его развитие и трансформацию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий