Новости обер прокурор святейшего синода

3 марта обер-прокурором Святейшего синода во Временном правительстве был назначен Владимир Николаевич Львов. Обер-прокурором Святейшего Синода в 1906-1909 гг. был П.П. Извольский, брат министра иностранных дел А.П. Извольского. Достаточно знаменательно, что вынести его обер-прокурору помог первоприсутствующий член Синода — митрополит Владимир (Богоявленский) (Бирж, ведомости.

Келейный труд и разочарование общественности. К 110-летию начала работы Предсоборного Совещания

Работа Министерства духовных дел, связанная с «отделением дел греко-российского вероисповедания» входившим в его состав, вызвала противодействие со стороны церковных иерархов; митрополит Серафим называл ситуацию «иго египетское». В результате, «сугубое министерство» в 1824 году было упразднено, а «отделение дел греко-российского вероисповедания» перешло в ведение синодального обер-прокурора. Затем в 1839 году вошло в состав учреждённой в 1836 году канцелярии обер-прокурора при обер-прокуроре графе Н. Обер-прокурор обрел права министра по административным и законодательным делам Церкви; по вопросам, входящим в его компетенцию, его начали приглашать на заседания Комитета министров и Государственного совета. Обер-прокурор руководил учреждениями при Синоде; проходящие службу в них чиновники назначались или увольнялись его приказами или при его участии, или с его ведома. Обер-прокурорскими органами надзора были прокуроры синодальных контор, члены-ревизоры духовно-учебного комитета, секретари духовных консисторий, главный инспектор и епархиальные наблюдатели церковно-приходских училищ. В 1864 году учреждена была должность товарища обер-прокурора с правами и обязанностями, равными товарищам министров.

Но несмотря на наличие подробного описания социально-ориентированной деятельности благочиния, не удаётся оценить масштаб проведённой работы. Это, по словам докладчика, может быть следствием вольной системы подачи отчётной документации в епархию: зачастую подробность изложения зависела от личных отношений между правящим архиереем и благочинным. После перерыва конференция продолжилась в атмосфере научного чаепития в Книжной гостиной исторического здания Санкт-Петербургской Духовной Академии. Провёл второе заседание кандидат богословия, заведующий аспирантурой, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской Духовной Академии Д. Доклады, прочитанные на втором заседании, позволили углубиться во взаимоотношения государства и Церкви, посмотреть на них с разных сторон: не только на отношение Российского государства к Русской Церкви, но и частично рассмотреть внешние взаимодействия империи с мировым православием. Так, слушатели могли познакомиться с подробностями заключения различных мирных договоров между Российской Империей и Турцией XIX век , в которых прописывались права сторон по отношению к православным христианам в зависимых от султана странах Сербия, Греция, Валахия, Румыния и т. Другим примером внешнего взаимоотношения Церкви и государства стала политика немецких оккупационных властей на территории Псковской губернии в 1918 году. Здесь участники конференции смогли подробно рассмотреть условия существования Церкви на оккупированных территориях и те компромиссы, на которые пришлось пойти духовенству в период оккупации. Также без детального внимания не осталась и внутренняя жизнь Церкви. Среди них обер-прокурор Святейшего Синода В. Саблер и первый епископ Енисейский и Красноярский Никодим Казанцев. Доклады, вынесенные на второй день конференции, также позволили познакомиться с различными аспектами церковно-государственной жизни Синодальной эпохи. Продолжая углубляться в жизнь Русской Церкви за пределами империи, слушатели познакомились с деятельностью русской общины в Афинах. Без внимания вновь не остались личности обер-прокуроров Святейшего Синода. Но на этот раз аудитория рассмотрела мнения самих обер-прокуроров о синодальной системе церковного управления в XIX веке. Докладчикам удалось на конкретных примерах показать, что между Синодом и государственными структурами были непростые отношения, которые характеризовались, как периодическими «победами» церковной структуры в административных спорах, так и «проигрышами». Особой вехой Синодального периода стала православная миссия среди коренных народов империи. В докладах, посвящённых данной тематике, поднимались вопросы финансирования профессиональных миссионеров в XIX веке, а также подробному рассмотрению подверглась тема миссии на острове Сахалин. Второе заседание 13 марта организаторы посвятили церковному «петербурговедению» и генеалогии.

Жевахова от мемуаров других участников и свидетелей этих трагических событий русской истории. Свои воспоминания Николай Давидович Жевахов написал, проживая заграницей с 1920 года, и разбил их на четыре тома. Оба первых тома, охватывающие период ссентября 1915 года по январь 1920 года были подготовлены к публикации уже в 1923 году. В этом же году вышел первый том в Мюнхене, а второй удалось издать лишь через пять лет в сербском городе Новый Сад, причем тиражом всего 400 экземпляров.

С 1741 года, в течение всего XVIII века, его влиятельность и роль постепенно усиливались: он получил право непосредственного доклада о делах Синода «верховной власти», то есть императору. Тем не менее, обер-прокуроры в XVIII веке были фигурами с ограниченным влиянием, которое зависело от характера носителей этой должности и степени близости правивших иерархов ко Двору. При императоре Павле I произошёл даже единственный в своём роде случай, когда император через архиепископа Санкт-Петербургского Амвросия Подобедова уполномочил Синод самостоятельно избрать кандидата на должность обер-прокурора [1]. В XIX веке ситуация кардинально изменилась. В 1803 году, по учреждении министерств , обер-прокурор, не причисленный ни к какому министерству, был поставлен в непосредственные отношения к императору: личные доклады членов Синода монарху прекратились и все сношения между Синодом и верховною властью стали происходить через обер-прокурора. В 1817 году было учреждено Министерство духовных дел , соединенное с Министерством народного просвещения, — так называемое «сугубое министерство» под началом князя А. Обер-прокурор оказался в подчинённом по отношению к министру отношении. Деятельность Министерства духовных дел по входившему в его состав «отделению дел греко-российского вероисповедания» вызвала ожесточённое противодействие со стороны иерархов Церкви; митрополит Серафим Глаголевский называл его «сие иго египетское».

Самарин Александр Дмитриевич. Часть 2 (назначение обер-прокурором Святейшего Синода)

Необходимо отметить в данной связи, что светские (по крайней мере, формально) обер-прокуроры Святейшего синода практически правили Российской православной церковью со времён правителя Петра Первого и до главы ВЦИК Ульянова-Ленина. Константи́н Петро́вич Победоно́сцев — русский правовед, государственный деятель консервативных взглядов, писатель, переводчик, историк церкви, профессор. крест На мемориальном кладбище Костромы освятили надгробный крест на могиле обер-прокурора Святейшего синода Александра Самарина, занимавшего пост главноуполномоченного Российского общества Красного Креста в годы Первой мировой войны. В 1880 году Константин Петрович получает назначение обер-прокурором Святейшего Синода. Необходимо отметить в данной связи, что светские (по крайней мере, формально) обер-прокуроры Святейшего синода практически правили Российской православной церковью со времён правителя Петра Первого и до главы ВЦИК Ульянова-Ленина.

Обер-прокурор Святейшего синода Победоносцев – Лихой Человек русской истории

Поэтому все эксперты Совещания, за исключением епископа Холмского Евлогия, лично участвовали в работе Присутствия, и им был известен ход предсоборных обсуждений. Как и при организации работы Присутствия, члены Совещания назначались Синодом с высочайшего утверждения. В состав Присутствия и Совещания входили представители епископата, духовенства и мирян-профессоров. Тот и другой предсоборный орган возглавлялись синодалами из числа архиереев. Присутствие и Совещание не были самостоятельными структурами, но учреждались при Синоде. Однако при всей схожести двух учреждений между ними имелись и различия. Они касались количественного состава соотношение членов Совещания к Присутствию было 7 к 50 , а в этой связи и церковной представительности. Не имело Совещание и структуры Присутствия, в которую входили тематические отделы и общее собрание. В сущности, Предсоборное Совещание можно было бы назвать комиссией или рабочей группой по доработке материалов для будущего Собора. Состав Совещания подбирался не для дискуссии она происходила в Предсоборном Присутствии , а для удобной кабинетной работы.

Поэтому-то в числе участников Совещания мы не встречаем представителей разных точек зрения на пути реформирования церковной жизни, способных возбудить дискуссию. Осецкий характеризовал состав Совещания как «одноцветный подбор из лиц определенных церковно-политических воззрений. На первой встрече предсоборного органа 8 марта 1912 года было решено, что Совещание должно подготовить законопроекты для будущего Собора с приложением к ним пояснительных записок, составленных на основании материалов Предсоборного Присутствия, в том числе с дополнениями, сделанными Совещанием. В числе приоритетных были названы вопросы о высшем и епархиальном церковном управлении[8]. Проект «О высшем церковном управлении» Совещание рассмотрело проект, составленный летом 1912 года по просьбе предсоборного органа председателем Совещания архиепископом Сергием Страгородским. На протяжении всего осенне-зимнего периода 1912 года на заседаниях Совещания обсуждался состав, порядок формирования и компетенция Синода, порядок избрания и полномочия Патриарха. Третьего апреля 1913 года было проведено расширенное заседание Совещания, на котором состоялось последнее чтение проекта «О высшем церковном управлении», завершившее чреду встреч церковных экспертов 1912-1913 годов, посвященных реформированию высшей власти и управления Российской Церкви. Помимо членов Совещания в заседании приняли участие приглашенные председателем ввиду важности обсуждаемого документа архипастыри: митрополит Киевский Флавиан Городецкий , архиепископ Владивостокский Евсевий Никольский , архиепископ Гродненский Михаил Ермаков , архиепископ Никон Рождественский — бывший Вологодский, епископ Екатеринославский Агапит Вишневский и часто бывавший в Петербурге епископ Полоцкий Владимир Путята. На встрече присутствовал и обер-прокурор Синода В.

Были рассмотрены утвержденные на предыдущих заседаниях изменения, касающиеся существенных вопросов, которые архиепископ Сергий включил в обновленный проект. Совещание признавало принадлежность высшего церковного управления Святейшему Синоду и Патриарху. Для дел же чрезвычайных должен созываться Всероссийский Церковный Собор. Синод, за которым был сохранен прежний титул — «Святейший Правительствующий Синод»[9], объявлялся правительственным учреждением, подчиненным лишь императору, а потому и синодальные указы должны исполняться как императорские. Лишь собственный императорский указ мог остановить исполнение синодального указа. Предполагалось, что законодательные полномочия Синода позволят ему разъяснять и дополнять действующие церковные законы, а в случаях, не терпящих отлагательства, с соизволения императора издавать новые, вносить изменения в существующие церковные законы, предлагая окончательное решение на усмотрение Всероссийского Церковного Собора. Синод объявлялся высшей церковной судебной инстанцией по всем делам. Единственное исключение делалось для Патриарха, преданного церковному суду. Его должен был судить Собор епископов Российской Церкви.

Совещание очертило круг пастырских и административных полномочий Святейшего Синода. К компетенции Синода было отнесено все, что прямо не восходило к полномочиям Всероссийского Церковного Собора. Даже подготовка к такому Собору, в том числе предварительное рассмотрение тем, вынесенных в соборную повестку, а также исполнение соборных решений относилось к ведению Синода. Совещание, сформулировав компетенцию органа высшего церковного управления, тем самым восполнило пробел в работе Присутствия. Коллегиальный орган проектировался состоящим из председателя — Патриарха и двенадцати членов в архиерейском сане. На постоянной основе в Синоде присутствуют митрополиты Санкт-Петербургский он же Местоблюститель Патриаршего Престола и Киевский, а также архиереи, возглавляющие синодальные учреждения на время председательствования они увольнялись от службы в своих епархиях [10]. Четыре архиерея вызывались в Синод по очереди на один год. Для этого все епархии Российской Церкви разбивались на четыре округа: Петербургский, Киевский, Московский и Сибирский. Каждый округ состоял из четырех групп епархий.

Любопытно, что временно присутствующие в Синоде епископы не освобождались от управления своими епархиями. Однако было непонятно, как они могли в течение года управлять епархиальными делами, когда им дозволялся Синодом отпуск лишь на два месяца, и то по уважительной причине и с высочайшего разрешения. Разве что пользуясь кратковременными отлучками в свободное от синодальных заседаний время[11]. Совещание, равно как и Присутствие, настаивало на исключительно иерархическом составе Синода, не предполагая включать в него протопресвитеров В то время протопресвитер военного и морского духовенства и протопресвитер придворного духовенства участвовали в работе Синода. Интересно, что Предстоятель, именуемый «митрополитом Московским и всея России Патриархом»[12], титуловался Святейшим, что, по всей видимости, по представлениям экспертов Совещания, не противоречило такому же титулу Синода. Его Святейшество, подобно июньским 1906 года положениям Предсоборного Присутствия о правах Патриарха, наделялся правомочиями председателя Синода, Первоиерарха Русской Церкви, а также епархиального архиерея. Последнее правомочие было сформулировано Совещанием, а потому привлекает к себе внимание. Предсоборным органом предполагалось, что Патриарх имеет архипастырское попечение о Московской епархии. При этом в его прямом ведении находятся Большой Успенский собор, Патриаршие учреждения в Москве, Троице-Сергиева лавра и ставропигиальные монастыри.

В управлении епархией Патриарху помогает архиепископ Коломенский и Можайский на правах правящего архиерея, в подчинении которого находятся викарные архиереи. Архиепископ руководит всеми делами епархии и при необходимости докладывает в Синод[13].

Но условия-то должен создавать себе сам князь Церкви… Сентябрьское снятие митрополита Леонида с должности настоятеля подворья в Москве было первым звонком, который, похоже, он не расслышал. Видимо, решение Синода нужно воспринимать и как указание сменившему митрополита Леонида епископу Константину Островскому , бывшему викарию Патриарха с титулом епископ Зарайский, как указание на то, чем должен заниматься глава Африканского Экзархата в первую очередь. Люди, которые об этом пишут, даже не задаются вопросом — а зачем это может быть нужно Патриарху и Св. Чтобы помириться с патриархом Александрийским? Но для начала тот должен отказаться от признания ПЦУ, на что патриарх Феодор очевидно не пойдёт, поскольку это не его решение, а патриарха Варфоломея. И даже больше того — это решение «вашингтонского обкома», которому подчиняется патриарх Варфоломей, и решение это направлено на ослабление Русской Церкви, которую США воспринимают как «мягкую силу Кремля»… Так что никакого закрытия Русского Экзархата в Африке не будет, даже, если и в самом деле об этом очень сильно попросит Папа римский Франциск. Одним из самых загадочных кадровых решений Св. Видимо, из-за загадочности решения его мало комментируют.

Синод удовлетворил прошение бывшего митрополита Омского Владимира Икима , что удивления не вызывает, поскольку владыке Владимиру скоро исполнится 84 года. А вот назначение на эту кафедру митрополита Дионисия выглядит загадкой, тем паче, что он тоже не удостоился формулировки «с благодарностью за понесённые труды». Это значит, что митрополит Дионисий совершил нечто предосудительное, о чём Священноначалие не захотело сообщать широкой общественности. Обычно такого рода загадочные решения связаны с какими-то финансовыми нарушениями либо с участием в интригах за спиной Патриарха, чего Святейший, как говорят, очень не любит. Впрочем, в самом по себе освобождении архиерея от должности Управляющего делами Русской Православной Церкви нет ничего необычного — это административная должность. Митрополита Дионисия во всех его должностях, как решил Синод, сменит бывший митрополит Краснодарский Григорий, а Краснодарская кафедра пока будет вдовствующей, видимо, до ближайшего заседания Священного Синода. Накануне заседания Синода ходило много слухов о некоем демарше митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира, который якобы требовал предоставления автокефалии Молдавской митрополии. Этот слух запустил печально известный релокант — бывший глава журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин, который ныне дислоцируется в США. В решениях Синода по этому поводу нет ни слова. Напротив, Синод удовлетворил просьбу митрополита Владимира о хиротонии ещё одного архиерея для Молдавской Православной Церкви.

Из этого можно сделать вывод, что Чапнин и его сотоварищи распространяли сплетни, либо ситуация была урегулирована Священноначалием. Недоумение, и вполне закономерное, в комментариях вызвали два кадровых решения, которые стали простым перемещением архиереев с кафедры на кафедру. Хотя, если опять же читать между строк, то можно понять, что епископ Шуйский Матфей и епископ Златоустовский Викентий уволены со своих кафедр за какие-то прегрешения.

Дело об определении действительного статского советника князя Мещерского обер-прокурором Святейшего Синода, с оставлением его и членом Главного правления училищ, и о производстве ему жалования по 200 рублей из хозяйственных сумм Департамента с 24 ноября 1817 года. Департамент народного просвещения Министерства народного просвещения. Дело о службе бывшего обер-прокурора Сената и Синода члена Главного правления училищ князя П.

Стурдза Александр Скарлатович 1791-1854.

При школе имелось общежитие, в котором содержались на средства монастыря воспитанницы, принятые в школу из разных уездов. Поначалу воспитанницы ходили на церковные службы в монастырь, а в 1895 году к школе был пристроен двухэтажный деревянный дом, в котором разместился школьный храм. С деятельностью Свято-Владимирской церковно-учительской школы тесно связаны имена Константина Петровича Победоносцева и его супруги Екатерины Александровны. Константин Петрович Победоносцев был одним из попечителей Свято-Владимирской церковно-учительской школы, будучи обер-прокурором Священного Синода, он немало сделал как для учреждения школы, так и обустройства здания, присутствовал на освящении школьного храма. Душой школы была ее попечительница Екатерина Александровна Победоносцева, которая несла трудные и сложные обязанности, обычно составляющие труд начальниц женских учебных заведений. Школа жила при ней семейной и дружной жизнью, девочки чувствовали себя как в доброй семье, где нет места зависти, вражде, недружелюбию, они были искренне религиозны, просты, добры, приветливы и всегда готовы на взаимную помощь. Попечительница почти ежедневно бывала в школе, посещала уроки. Она выбирала преподавателей, своими советами руководила обучением, участвовала в выборе учебных программ, учебников, пособий, тем письменных работ, благодаря ее заботливости учебное дело в школе находилось на высоте.

На Всероссийской выставке рисования и иконописания были представлены работы воспитанниц Свято-Владимирской женской церковно-учительской школы. Деревянная церковь Свято-Владимирской школы, которая находилась в пристройке, была посвящена празднику Введения во храм Божией Матери. В 1898 году деревянная церковь была разобрана, и на ее месте выстроена новая каменная на средства Побеносцевых. Храм располагался на втором этаже здания школы и «общий вид его был восхитителен и непередаваем словами…», — отмечали издания того времени. Роспись выполнил художник Н. На стене помещались художественные полотна, изображавшие моменты евангельской истории. В церкви, где пели юные воспитанницы, были изображения святых детей: святых мучеников Иоанна, Веры, Надежды, Любови, Кирика, Царевича Димитрия рисунки художника А. Константин Петрович и его супруга Екатерина Александровна Победоносцевы были погребены у алтаря Введенского храма на исторической территории Воскресенского Новодевичьего монастыря.

ОБЕР-ПРОКУРОР

Конечно, подобные примеры были и в прошлом. Некоторым культурам свойственно выходить за естественные национальные границы и, преодолевая этническую замкнутость, самим становиться источником для развития других народов и оказывать влияние на их общественное устроение и духовную жизнь. Такое расширение культуры, происходившее в прошлом нередко с использованием военно-политических методов, приводило к созданию целых культурных ареалов — культурных миров. История помнит немало подобных примеров. Так, знаменитый Pax Romana стал символом наивысшего могущества Римской империи, Pax Hispanica — временем расцвета Испании, распространившей свое влияние на южноамериканские земли, а Pax Britannica стал обозначением периода мирового господства британских порядков колониализма. Сегодня говорят о Pax Americana — сложившемся культурном и геополитическом союзе вокруг Соединенных Штатов Америки, которые являются ядром особой экономической, политической и идеологической системы. Не будем забывать, что существует и огромный Арабский мир, объединяющий страны арабской культуры.

Более того, на основании социокультурной общности создаются даже целые организации: например, Лига арабских государств или Союз южноамериканских наций, объединяющий страны Латинской Америки. Список этих культурных миров можно продолжать долго. В конце концов, и наши православные братья-греки уже много веков твердят о существовании Греческого мира и воспевают великие ценности эллинизма, и это никого не смущает. Но стоило только заявить очевидное: о существовании ареала русской культуры, о Русском мире — сколько же шума поднялось, когда мы сформулировали эту мысль и стали ее развивать! Сколько самых нелепых и надуманных обвинений было высказано нашими мнимыми друзьями и недоброжелателями! Как гласит народная мудрость, на воре и шапка горит.

Разве в недрах Русского мира родилась концепция «оси зла» или идея «мирового полицейского»? Разве мы придумали поражающую цинизмом и духовным варварством тему «отмены культуры»? Разве мы навязываем остальному миру гегемонию, представляя ее как всеобщее и безальтернативное благо для остального мира? Думаю, ответ очевиден. Хотел бы отметить, что, вопреки расхожему мнению, само понятие Русский мир появилось вовсе не в 2000-х годах. Над цивилизационной самобытностью России размышляли многие выдающиеся писатели и философы.

Наконец, Федор Михайлович Достоевский, которому принадлежит авторство термина «русская идея». И это только очень немногие имена из большого списка мыслителей, вдохновлявшихся в своем творчестве идеей Русского мира. Далеко не со всем можно согласиться в их рассуждениях. Каждый из них по-своему расставлял акценты, описывая феномен России и русской самобытности. В чем же заключаются ключевые черты русской идеи, являющейся, по сути, ценностным основанием Русского мира как особого духовного и культурного пространства? Какова же формула Русского мира?

Когда используют термин «нация», обычно имеют в виду общность людей, говорящих на одном языке. Но в случае с русским народом есть интересный нюанс. Русские эмигранты, скажем, уже во втором или третьем поколении могут едва говорить по-русски, но тем не менее считают себя настоящими русскими и с душевной тоской вспоминают об исторической родине. Могу об этом говорить, опираясь на свой собственный опыт, потому что по долгу службы мне пришлось достаточное время жить в Западной Европе. Кроме того, не всякий говорящий и пишущий по-русски как на родном языке тем самым заявляет о своей принадлежности к русскому народу. Даже более того, некоторые открыто отрекаются от своих национальных корней, свидетельствуя о неприятии русского культурного кода.

Бог им Судья. Отвержение памяти предков — явление однозначно порицаемое в нашей духовной традиции. Итак, вопрос языка, безусловно, важен, но не он имеет определяющее значение. А что имеет? Определяющее значение имеет единство культуры, состоящее в осознании народами общности исторической судьбы и общности духовно-нравственных ценностей, от чего и проистекает, в свою очередь, единство мировоззрения. Подчеркну — именно мировоззрения, а не идеологии.

Эти вещи ни в коем случае нельзя смешивать. Идеологии могут меняться в зависимости от политической ситуации — поэтому единство на такой основе непрочно, ненадежно и может рассыпаться при неблагоприятных условиях. Наша страна на печальном историческом опыте минувшего столетия хорошо это знает. Именно с учетом отрицательного, но всё же ценного опыта в действующей сегодня российской Конституции [3] закреплен запрет на установление общей государственной идеологии, обязательной для всех. В ответ на вопрошание ряда общественных сил, желающих непременно иметь некую национальную идею, могу лишь вновь повторить: она у нас и так уже есть. Тем, кто по-настоящему любит страну, свой народ и культуру, не нужна никакая идеология.

Не нужно ничего придумывать и изобретать. Все самое главное у нас уже есть: богатейшая духовная и культурная традиция Православия, уникальный ценный опыт совместного мирного проживания и уважительного взаимодействия с представителями других национальностей и религий. Надо только быть достойными наследниками наших предков и жить в соответствии с убеждениями, чтобы дело со словами не расходилось. Возвращаясь к определению формулы Русского мира, можно сказать, что Русский мир — это прежде всего общность святынь. Использую это слово не только в религиозном значении, хотя и это измерение, несомненно, очень важно. Общность мировоззренческих идей и нравственных ценностей объединяет людей разного этнического происхождения, разных вероисповеданий и культурных традиций.

В этом есть нечто иррациональное, как отмечал Николай Александрович Бердяев [4].

Москва, ул. Трубная, д29 с1, м. Цветной Бульвар. Возможна доставка по России курьерскими службами. Уточняйте информацию у наших менеджеров по тел.

В качестве представителя государственной власти в Синоде назначался «из офицеров» обер-прокурор, в обязанности которого входили функции контроля и предварительной подготовки решений Синода, «применяясь к инструкции генерал-прокурора Сената»[29]. Должность обер-прокурора была учреждена 11 мая 1722 года. Первоначально его компетенция скромно определялась как наблюдательная, но очень скоро обер-прокурор превратился в непосредственного руководителя Ведомства православного исповедания, что и было постепенно зафиксировано в законодательных актах первой трети XIX века. Обер-прокурору были предоставлены министерские права, он докладывал непосредственно царю и заведовал канцелярией, хозяйственным управлением и прочими вспомогательными синодскими учреждениями. Он же сосредоточил в своих руках права на назначение должностных лиц, распределение пенсий, пособий и наград по духовно-учебному ведомству. Михаил Зеленогорский, Жизнь и труды архиепископа Андрея князя Ухтомского , 2011 В самый канун Собора произошли очередные перемены в составе Временного правительства. Карташов, в прошлом доцент Петроградской духовной академии. Но уже 5 августа Временное правительство и вовсе упразднило должность обер-прокурора и учредило Министерство исповеданий, назначив министром все того же Карташова. В компетенцию нового министерства входили отношения православной Церкви с другими религиозными общинами России и государственной властью, какое-либо вмешательство во внутрицерковные дела не предусматривалось. Эта перемена послужила освобождению Церкви от давления со стороны правительственных чиновников, но серьезного значения появление нового министерства не имело для Церкви: Временное правительство уже теряло власть в стране. Группа авторов, Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России, 2013 Синод имел тот же круг полномочий в духовных делах, что и Сенат — в светских[82]. Обер-прокурор фактически выступал в роли государственного министра. Он имел собственную канцелярию, помогавшую ему в разборе текущей документации, подготавливавшую проекты распоряжений и указов для обсуждения синодальным собранием иерархов. Присутствующие в Синоде епископы не освобождались от управления вверенных им епархий[83]. Мендюков, Русская Православная Церковь в Среднем Поволжье на рубеже XIX—XX веков, 2016 Судебное разбирательство осуществлялось «присутствием» — коллегией, в которую входили духовные лица по выбору архиерея, утвержденные Синодом. Архиерей в заседаниях присутствия участия не принимал, а лишь знакомился с итогами и визировал определения[248]. Непременным участником заседаний был секретарь консистории, который возглавлял канцелярию и нес ответственность за правильность делопроизводства. Секретарь отчитывался непосредственно обер-прокурору Св. Синода за ведение дел[249]. Решение вступало в силу только после утверждения его архиереем, он мог вернуть дело на повторное рассмотрение и имел право вынести собственное решение. В таком случае консистория должна была сообщать в Синод и обер-прокурору. Елена Белякова, Церковный суд и проблемы церковной жизни, 2004 2 марта 1905 г. Нольде краткую записку, в которой просил напечатать и разослать членам Совещания министров и председателей департаментов Государственного совета, «а в том числе и митрополиту» необходимый материал, касавшийся вопроса о церковных преобразованиях[300]. Очевидно, что в этот материал входила как записка СЮ. Витте «О современном положении Православной Церкви», так и подготовленные митрополитом Антонием «Вопросы…» На происходящее немедленно отреагировал обер-прокурор Святейшего Синода, в тот же день отправивший императору специальное письмо. Сергей Львович Фирсов, Русская Церковь накануне перемен конец 1890-х — 1918 гг. Соответствовал чинам генерала рода войск «полного» генерала , адмирала и высшим придворным чинам. Лица, имевшие этот чин, занимали высшие государственные должности. Не каждый министр, особенно в начале своего пребывания в должности, имел этот чин. Большинство действительных тайных советников служило в Санкт-Петербурге в главных государственных учреждениях — Государственном... Государственный совет также иногда сокращённо Госсовет — высшее законосовещательное учреждение при российском императоре в 1810—1906, позднее, в 1906—1917 — законодательный государственный орган, фактически — верхняя палата парламента Российской империи, существовавшая наряду с нижней палатой — Государственной думой. Не путать с Кабинетом министров Российской империиКомитет министров — высший совещательный и распрядительный орган Российской империи, действовавший при российском императоре в 1802—1906 годах. Во время революции 1905-07 гг. Подробнее: Комитет министров Гофмейстер нем. Hofmeister — как правило, управляющий монаршим двором с теми или иными отличиями в разных странах. Учреждён 22 августа 3 сентября 1826 года под названием «Министерство императорского двора и уделов». Со свержением монархии министерство потеряло основной смысл существования, однако процесс его ликвидации затянулся до начала 1918 года. Коллегия иностранных дел или иностранная коллегия Российской империи — орган центрального управления для заведования сношениями России с иностранными государствами. Коллегия иностранных дел была образована в 1718 году из посольского приказа, в русле Петровских преобразований. В 1720 году получила особый регламент. Губернский предводитель дворянства — выборный глава дворянства губернии Российской империи. Избирался дворянством губернии на 3 года и служил без вознаграждения, что делало эту должность почетной.

В состав Присутствия и Совещания входили представители епископата, духовенства и мирян-профессоров. Тот и другой предсоборный орган возглавлялись синодалами из числа архиереев. Присутствие и Совещание не были самостоятельными структурами, но учреждались при Синоде. Однако при всей схожести двух учреждений между ними имелись и различия. Они касались количественного состава соотношение членов Совещания к Присутствию было 7 к 50 , а в этой связи и церковной представительности. Не имело Совещание и структуры Присутствия, в которую входили тематические отделы и общее собрание. В сущности, Предсоборное Совещание можно было бы назвать комиссией или рабочей группой по доработке материалов для будущего Собора. Состав Совещания подбирался не для дискуссии она происходила в Предсоборном Присутствии , а для удобной кабинетной работы. Поэтому-то в числе участников Совещания мы не встречаем представителей разных точек зрения на пути реформирования церковной жизни, способных возбудить дискуссию. Осецкий характеризовал состав Совещания как «одноцветный подбор из лиц определенных церковно-политических воззрений. На первой встрече предсоборного органа 8 марта 1912 года было решено, что Совещание должно подготовить законопроекты для будущего Собора с приложением к ним пояснительных записок, составленных на основании материалов Предсоборного Присутствия, в том числе с дополнениями, сделанными Совещанием. В числе приоритетных были названы вопросы о высшем и епархиальном церковном управлении[8]. Проект «О высшем церковном управлении» Совещание рассмотрело проект, составленный летом 1912 года по просьбе предсоборного органа председателем Совещания архиепископом Сергием Страгородским. На протяжении всего осенне-зимнего периода 1912 года на заседаниях Совещания обсуждался состав, порядок формирования и компетенция Синода, порядок избрания и полномочия Патриарха. Третьего апреля 1913 года было проведено расширенное заседание Совещания, на котором состоялось последнее чтение проекта «О высшем церковном управлении», завершившее чреду встреч церковных экспертов 1912-1913 годов, посвященных реформированию высшей власти и управления Российской Церкви. Помимо членов Совещания в заседании приняли участие приглашенные председателем ввиду важности обсуждаемого документа архипастыри: митрополит Киевский Флавиан Городецкий , архиепископ Владивостокский Евсевий Никольский , архиепископ Гродненский Михаил Ермаков , архиепископ Никон Рождественский — бывший Вологодский, епископ Екатеринославский Агапит Вишневский и часто бывавший в Петербурге епископ Полоцкий Владимир Путята. На встрече присутствовал и обер-прокурор Синода В. Были рассмотрены утвержденные на предыдущих заседаниях изменения, касающиеся существенных вопросов, которые архиепископ Сергий включил в обновленный проект. Совещание признавало принадлежность высшего церковного управления Святейшему Синоду и Патриарху. Для дел же чрезвычайных должен созываться Всероссийский Церковный Собор. Синод, за которым был сохранен прежний титул — «Святейший Правительствующий Синод»[9], объявлялся правительственным учреждением, подчиненным лишь императору, а потому и синодальные указы должны исполняться как императорские. Лишь собственный императорский указ мог остановить исполнение синодального указа. Предполагалось, что законодательные полномочия Синода позволят ему разъяснять и дополнять действующие церковные законы, а в случаях, не терпящих отлагательства, с соизволения императора издавать новые, вносить изменения в существующие церковные законы, предлагая окончательное решение на усмотрение Всероссийского Церковного Собора. Синод объявлялся высшей церковной судебной инстанцией по всем делам. Единственное исключение делалось для Патриарха, преданного церковному суду. Его должен был судить Собор епископов Российской Церкви. Совещание очертило круг пастырских и административных полномочий Святейшего Синода. К компетенции Синода было отнесено все, что прямо не восходило к полномочиям Всероссийского Церковного Собора. Даже подготовка к такому Собору, в том числе предварительное рассмотрение тем, вынесенных в соборную повестку, а также исполнение соборных решений относилось к ведению Синода. Совещание, сформулировав компетенцию органа высшего церковного управления, тем самым восполнило пробел в работе Присутствия. Коллегиальный орган проектировался состоящим из председателя — Патриарха и двенадцати членов в архиерейском сане. На постоянной основе в Синоде присутствуют митрополиты Санкт-Петербургский он же Местоблюститель Патриаршего Престола и Киевский, а также архиереи, возглавляющие синодальные учреждения на время председательствования они увольнялись от службы в своих епархиях [10]. Четыре архиерея вызывались в Синод по очереди на один год. Для этого все епархии Российской Церкви разбивались на четыре округа: Петербургский, Киевский, Московский и Сибирский. Каждый округ состоял из четырех групп епархий. Любопытно, что временно присутствующие в Синоде епископы не освобождались от управления своими епархиями. Однако было непонятно, как они могли в течение года управлять епархиальными делами, когда им дозволялся Синодом отпуск лишь на два месяца, и то по уважительной причине и с высочайшего разрешения. Разве что пользуясь кратковременными отлучками в свободное от синодальных заседаний время[11]. Совещание, равно как и Присутствие, настаивало на исключительно иерархическом составе Синода, не предполагая включать в него протопресвитеров В то время протопресвитер военного и морского духовенства и протопресвитер придворного духовенства участвовали в работе Синода. Интересно, что Предстоятель, именуемый «митрополитом Московским и всея России Патриархом»[12], титуловался Святейшим, что, по всей видимости, по представлениям экспертов Совещания, не противоречило такому же титулу Синода. Его Святейшество, подобно июньским 1906 года положениям Предсоборного Присутствия о правах Патриарха, наделялся правомочиями председателя Синода, Первоиерарха Русской Церкви, а также епархиального архиерея. Последнее правомочие было сформулировано Совещанием, а потому привлекает к себе внимание. Предсоборным органом предполагалось, что Патриарх имеет архипастырское попечение о Московской епархии. При этом в его прямом ведении находятся Большой Успенский собор, Патриаршие учреждения в Москве, Троице-Сергиева лавра и ставропигиальные монастыри. В управлении епархией Патриарху помогает архиепископ Коломенский и Можайский на правах правящего архиерея, в подчинении которого находятся викарные архиереи. Архиепископ руководит всеми делами епархии и при необходимости докладывает в Синод[13]. Такое существенное делегирование полномочий по управлению епархией помощнику Патриарха было вызвано постоянным присутствием Первосвятителя в Синоде. Он как председатель органа высшего церковного управления мог пребывать в пределах своей епархии в свободное от присутствия в Синоде время то есть в течение месячного отпуска , а также и в присутственное время, но не более одного месяца в общей сложности.

О́БЕР-ПРОКУРО́Р СИНО́ДА

крест На мемориальном кладбище Костромы освятили надгробный крест на могиле обер-прокурора Святейшего синода Александра Самарина, занимавшего пост главноуполномоченного Российского общества Красного Креста в годы Первой мировой войны. В Костроме предлагают установить памятный знак Александру Дмитриевичу Самарину (1868-1932) — бывшему обер-прокурору Святейшего Синода, главноуполномоченному Российской империи при Красном Кресте во время Первой мировой войны, предводителю дворянства. Гуманистическая миссия обер-прокурора Святейшего Синода Ивана Мелиссино. Примите сердечную мою признательность вашему Преосвященству и присоединившемуся к Вам духовенству за добрую память о совершившемся 25-летии моего служения в должности Обер-Прокурора Святейшего Синода и молитвенные мне пожелания.

Обер-прокурор

Мобильные приложения. ГАЗЕТА. НОВОСТИ. Предложения обер-прокурора Святейшего синода И.И. Мелиссино Екатерине II о необходимости изменения законодательства о раскольниках. Достаточно знаменательно, что вынести его обер-прокурору помог первоприсутствующий член Синода — митрополит Владимир (Богоявленский) (Бирж, ведомости. Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода».

Обер-прокурор Святейшего Синода Иван Мелиссино

Серова и «Аленушка» В. Самарины принадлежали к древнему дворянскому роду, известному со времен Ивана Грозного, были в родстве с Пушкиными, Толстыми, Лопухиными, Трубецкими, Соллогубами, Ермоловыми, Оболенскими. За предложение установить в честь А. Самарина знак в виде креста из мрамора на днях проголосовала топонимическая комиссия при администрации Костромы.

С 40-х гг. XVIII в.

По остроумному высказыванию историка Церкви, последнего О. Доказательством усиления власти О. Екатерины II Алексеевны от 28 мая 1781 г. Конфликты О. Недовольство церковных иерархов направлялось не на гос. Верховная власть в разрешении этих противоречий выступала в роли третейского судьи.

В 1799 г. Павле I Петровиче , произошел уникальный в истории Синода случай, когда император через архиеп. В XIX в. Начиная с А. Яковлева , занимавшего эту должность с янв. Связь между Синодом и верховной властью осуществлялась только через О.

Особенно уменьшилось влияние членов Синода в годы управления кн. Голицына , стремившегося сосредоточить в своей канцелярии практически все дела церковного управления. Голицын лично руководил проведением реформы духовных уч-щ в 1808 г. Комиссия духовных уч-щ подчинялась не Синоду, а непосредственно О. Манифестом от 24 окт. Голицыным, это означало, что церковное управление подчинено светскому ведомству.

Дела Синода оказались в компетенции нового мин-ва. Директору департамента подчинялся и О. Он руководил секретарями консисторий в епархиях, прокурорами контор Синода в Москве и в Грузии, а также начальником Комиссии духовных уч-щ. Ведомство правосл. В компетенцию 1-го стола входили: 1 собрание «мемуаров» Синода; 2 адм. Востоке и за границей вообще; 8 заключение браков между православными и иноверцами.

В компетенции 2-го стола значились: 1 дела присутствия Синода увольнение и назначение его членов ; 2 вызов епископов в Синод; 3 вопросы, касавшиеся духовенства и церквей С. Доклады, постановления и пожелания Синода передавали министру только через О. Министр имел право представлять императору доклады по делам церковного управления и судебным приговорам Синода, т. Голицын в представлении нек-рых архиереев того времени стал «местоблюстителем внешнего епископа», т. Мин-во духовных дел и народного просвещения просуществовало до 1824 г. Статус Синода вновь повысился.

После 1824 г. Власть обер-прокуроров особенно укрепилась в эпоху имп. Николая I Павловича , при С. Нечаеве и особенно - при гр.

Какое дело Папе Римскому до православных споров по Африке? Не понятно, но авторы текстов над этим, похоже, и не задумываются. Видимо, в их логике Папа Франциск стал агентом патриарха Александрийского Феодора, и выполняет уже его поручения… Еще одна популярная версия: отставка митрополита Леонида — результат интриг не то советника Патриарха протоиерея Николая Балашова, не то главы ОВЦС митрополита Антония Севрюка , в зону ответственности которого неоднократно вторгался митрополит Леонид. Владыка, как известно, создал набравший огромную популярность тлг-канал, в котором касался не только вопросов церковного строительства в новом Экзархате.

Он комментировал многие острые проблемы, в том числе церковно-политические, в частности, критиковал тех священников Русской Православной Церкви в Европе, которые открыто осуждали Специальную военную операцию. Мы уже научились читать смысл решений Священного Синода между строк, и всем понятно, что решение по митрополиту Леониду — это наказание. Обычно решение Св. Синода о кадровых перемещениях включает формулировку «поблагодарить за понесённые труды». Ежели такой формулировки в решении нет, а её нет в решении об освобождении митрополита Леонида, значит, нужно воспринимать его отставку как выражение неудовольствия Патриарха и Синода его деятельностью. С чем может быть связано недовольство? Возможно, это связано с вмешательством в дела Отдела внешних церковных связей. Такое не приветствует в деятельности церковных структур.

Но вероятнее всего, не это главное. А главное заключается в том, что митрополит Леонид, развив активную деятельность в телеграмме, став по сути одним из двух самых популярных архиереев-телеграмеров наряду с епископом Саввой Тутуновым , начал мало внимания уделять проблемам самого Африканского Экзархата. Находился он по большей части в Москве, а не в Африке, где, вероятно, не было соответствующих его сану и должности условий. Но условия-то должен создавать себе сам князь Церкви… Сентябрьское снятие митрополита Леонида с должности настоятеля подворья в Москве было первым звонком, который, похоже, он не расслышал. Видимо, решение Синода нужно воспринимать и как указание сменившему митрополита Леонида епископу Константину Островскому , бывшему викарию Патриарха с титулом епископ Зарайский, как указание на то, чем должен заниматься глава Африканского Экзархата в первую очередь. Люди, которые об этом пишут, даже не задаются вопросом — а зачем это может быть нужно Патриарху и Св. Чтобы помириться с патриархом Александрийским? Но для начала тот должен отказаться от признания ПЦУ, на что патриарх Феодор очевидно не пойдёт, поскольку это не его решение, а патриарха Варфоломея.

И даже больше того — это решение «вашингтонского обкома», которому подчиняется патриарх Варфоломей, и решение это направлено на ослабление Русской Церкви, которую США воспринимают как «мягкую силу Кремля»… Так что никакого закрытия Русского Экзархата в Африке не будет, даже, если и в самом деле об этом очень сильно попросит Папа римский Франциск.

В свою очередь, не остались безучастными и в Москве: украинского предстоятеля Онуфрия немедленно «вывели за рамки» Синода РПЦ. И в итоге сложилась двусмысленная ситуация. Киеву они уже не подчиняются о чём публично заявили их иерархи , а Москве — пока не подчиняются. Кто же «возьмёт над ними шефство» в переходный период? В Москве, кажется, придумали небанальный ход. Чтобы, с одной стороны, не усугублять православный раскол между российской и канонической украинской церквями, а с другой — осуществлять руководство приходами УПЦ МП , не разделившими позицию Онуфрия, Синод РПЦ может назначить временно исполняющего обязанности «обер-прокурора». Как бы нейтральную фигуру, при этом достаточно могущественную и обличённую доверием как церкви, так и российской власти с учётом продолжающейся на Украине спецоперации.

Не исключено, что этим самым обер-прокурором станет миллиардер и основатель Русского афонского общества, предприниматель Константин Голощапов, по слухам, как раз получающий сан священнослужителя и передающий свои активы под управление некоего православного фонда как об этом судачит пресса. На самом деле назначение обер-прокурора, курирующего отпочковывающиеся приходы УПЦ МП , может спасти ситуацию от усугубления раскола, ведь РПЦ МП , с одной стороны, как бы дистанцируется от происходящих процессов, но с другой — удерживает ситуацию под контролем. Ещё одна очевидная польза — так или иначе начнёт решаться проблема, которую в РПЦ и УПЦ МП не могли разрешить последние восемь лет, — подконтрольность приходов в Крыму и в донбасских республиках. Возможно, в дальнейшем обер-прокурор Синода будет иметь возможность «навести мосты» между иерархами, поддержавшими Онуфрия, и теми, кто его не поддержал настоятель Киево-Печерской лавры митрополит Павел, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Иларион — управляющий Донецкой епархией и пр. Стоит напомнить в этой связи, что светские во всяком случае, формально обер-прокуроры Святейшего синода фактически руководили Русской православной церковью со времён императора Петра I и до главы ВЦИК Ульянова-Ленина, то есть с 1722 года и до октября 1917-го. Власть Патриарха всея Руси была восстановлена при большевиках, 18 ноября 1917 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий