Новости личная жизнь достоевского

Предлагаем вашему вниманию статью на тему: Когда-то стенографистка Достоевского, а потом его жена. Весь мир зачитывается романами Фёдора Михайловича Достоевского, в его честь называют улицы и ему ставят памятники – Самые лучшие и интересные новости по теме: Жизнь, Прошлое, биография на развлекательном портале «Падучая болезнь, которою Достоевский страдал с детских лет, много прибавила к его тернистому пути в жизни.

Краткая биография Достоевского

  • Три любви Достоевского – зеркало жизни великого писателя и …
  • Потомки Достоевского: как сложилась их судьба — Кириллица — энциклопедия русской жизни
  • Влюбленный Достоевский. Каких женщин любил писатель? | Культура
  • Что стало с детьми Достоевского, Толстого, Есенина и других классиков

Сын-тёзка предпочёл лошадей

  • Как жена Достоевского боролась с его страстью к рулетке и пережила смерть детей
  • Юная стенографистка
  • Как жена Достоевского боролась с его страстью к рулетке и пережила смерть детей
  • Как жена Достоевского боролась с его страстью к рулетке и пережила смерть детей
  • Telegram: Contact @lamplib
  • Форма поиска

РОКОВАЯ ЖЕНЩИНА, ПРЕДАННАЯ ЖЕНА И ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ: С КЕМ БЫЛ СЧАСТЛИВ ДОСТОЕВСКИЙ?

Скорее нет, чем да. Жалость — да, но никак не те любовь и понимание, которые так жаждал получить исстрадавшийся от одиночества писатель. Но жизненный прагматизм взял свое. Исаевой, у которой на руках был подрастающий сын и долги за похороны мужа, ничего не оставалось, как принять предложение своего поклонника. В первую брачную ночь произошел случай, ставший предзнаменованием неудачи сего семейного союза. У Достоевского вследствие нервного напряжения случился приступ эпилепсии. Тело, бьющееся в конвульсиях на полу, пена, текущая из уголков его рта, — увиденная картина навсегда вселила в Марию оттенок некоего отвращения к своему мужу, к которому она и так не питала любви. В 1860 году Достоевский благодаря помощи друзей получил разрешение вернуться в Петербург. Прямо с поезда писатель попадает в новый для себя мир. Как все изменилось с 40-х годов! Свобода слова, свобода идей!

Большинство творческих людей издают газеты и журналы, откликающиеся на актуальные проблемы общества. Не стал исключением и Достоевский. В январе 1861 года вместе с братом он начинает издавать ежемесячное обозрение "Время". Федор Михайлович — главный редактор, Михаил заведует финансовыми вопросами. Журнал быстро приобретает популярность за счет привлечения к сотрудничеству известных писателей Тургенева, Островского , живой реакции на происходящие в стране события. Являясь главным редактором, Достоевский лично перечитывает все публикующиеся статьи, пишет свои, начинает издавать по частям роман "Униженные и оскорбленные". Времени на все не хватает — приходится работать и по ночам. Несмотря на радость, которую дает литературное детище, организм с трудом переносит такой изматывающий режим жизни. Учащаются припадки эпилепсии. Семейная жизнь совершенно не приносит умиротворения.

Постоянные ссоры с женой: "Зря я вышла за тебя. Без тебя я была бы счастливее". Пасынок — Паша — избалованный ребенок, глядя на которого уже тогда можно было предугадать будущие неприятности… Встреча с молодой Полиной Сусловой всколыхнула, казалось, навеки угасшие чувства Достоевского, заставив его ощутить себя мужчиной. Знакомство произошло достаточно банально. Суслова принесла рассказ в журнал. Достоевскому понравилось, и он захотел побольше пообщаться с автором. Эти встречи постепенно переросли для главного редактора в насущную потребность, без них он уже не мог обходиться. Сложно представить более неподходящих друг другу людей, чем Достоевский и Суслова. Она — феминистка, он же всегда придерживался мнения о главенстве мужчин. Она интересовалась революционными идеями, он — консерватор и приверженец монархии.

На первых порах Полина увлеклась Достоевским как известным редактором и писателем. Он же бывший ссыльный, а значит, жертва ненавистного ей режима! Однако вскоре пришло разочарование. Вместо сильной личности, которую надеялась найти, молодая девушка увидела застенчивого, больного человека, одинокая душа которого мечтала о понимании. В 1863 году в Польше вспыхнуло восстание, быстро и жестоко подавленное введенными частями российской регулярной армии. Все крупные имперские газеты и журналы откликнулись волной дружного одобрения на решительные действия правительства по предотвращению раскола страны. Достоевский не мог остаться в стороне — в журнале появилась статья молодого критика Страхова "Роковой вопрос", посвященная историческим аспектам возникших событий. В общем, статью поняли неправильно не только читатели, но и всевидящее око цензуры — в декабре журнал закрыли по личному указанию министра внутренних дел. Попытки Достоевского прояснить ситуацию, обивание порогов чиновничьих кабинетов ни к чему не привели. Огорченный и уставший от всего, он уезжает вместе с Сусловой в Париж.

Но здесь, вместо предвкушаемого отдыха с любимой женщиной, Достоевский попадает в какой-то иррациональный сон. Полина заявила, что давно его уже не любит и собирается бросить. Последовало полное слез объяснение, в результате которого решили продолжать совместное путешествие — но уже в качестве друзей. Интересное это слово "друзья", особенно в отношении женщины, которая душой ах эта мужская самоуверенность! Близость Сусловой превратилась для Достоевского в наваждение. Каждый вечер он придумывал тысячи поводов, чтобы подольше задержаться в ее комнате, в надежде, что сегодня она все-таки пустит его на свое ложе… Такие чувства начали пугать Федора Михайловича. Срочно необходимо отвлечься, переключить внимание на что-то другое.

Но владения семьи расширялись: когда Фёдору Михайловичу минуло 12, его отец приобрёл также соседнюю деревню Черемошню или Чермашню. Её владельцем оказывается деспотичный отец трёх братьев Карамазовых Фёдор Павлович. Он планирует продавать рощу в этой деревне, а один из сыновей Фёдора Павловича, Дмитрий, пытается выручить денег за свои гипотетические права на Чермашню. Чермашня в воспоминаниях Достоевского занимает особое место: именно здесь в 1839 году был найден мёртвым его отец. Официальная версия гласит, что Михаил Достоевский скончался от апоплексического удара, однако младший брат писателя Андрей в своих мемуарах приводит совершенно другую историю: «Вот в это-то время в деревне Черемошне на полях под опушкою леса работала артель мужиков, в десяток или полтора десятка человек; дело, значит, было вдали от жилья. Выведенный из себя каким-то неуспешным действием крестьян, а, может быть, только казавшимся ему таковым, отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильною грубостью, и вслед за тем, убоявшись последствий этой грубости, крикнул: «Ребята, карачун ему!.. В то время отец Достоевского стал сильно пить и, возможно, на самом деле мог нарваться на конфликт. Младший брат писателя уверен, что мужики, столкнувшись с «временным отделением», где-то нашли большую сумму для взятки, чтобы не быть обвинёнными в убийстве и не пойти на каторгу. Далее он приводит свои «соображения», размышляя, почему же убийство было скрыто, и делает выводы: «…вот соображения, ежели только можно было допускать соображения по этому предмету, по которым убиение отца осталось нераскрытым и виновные в нём не потерпели заслуженной кары. Вероятно, старшие братья узнали истинную причину смерти отца ещё ранее меня, но и они молчали. Я же считался тогда малолетним». Возможно, именно поэтому одним из главных мотивов и идей «Братьев Карамазовых» является мотив отцеубийства. Душевные страдания князя Мышкина и казнь Достоевского — Подумайте: если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная, и, стало быть, всё это от душевного страдания отвлекает, так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь. Этот отрывок из романа «Идиот» — часть знаменитого монолога князя Мышкина о смерти. В нём любимый герой Достоевского рассуждает о казни с помощью гильотины, о душевной муке и её силе, об ужасе, который испытывает человек, приговорённый к смерти. А также о том, что об этом ужасе может рассказать лишь тот, кого приговорили, кто уже стоял на эшафоте, но в последний момент был помилован.

Заклад был устроен в два дня, и 14 апреля, к изумлению и негодованию родни, Достоевские выехали заграницу. Они собирались провести в Европе три месяца, а вернулись оттуда через четыре с лишком года. Но за эти четыре года они успели позабыть о неудачном начале их совместной жизни: она превратилась теперь в тесное, счастливое и прочное содружество. Достоевские пробыли некоторое время в Берлине, затем, проехав через Германию, обосновались в Дрездене. Здесь-то и началось взаимное сближение, очень скоро рассеявшее все его тревоги и сомнения. Они были совершенно различные люди — по возрасту, темпераменту, интересам, уму, но у них было и много общего, и счастливая комбинация сходства и различия обеспечила успех их брачной жизни. Анна Григорьевна была заграницей в первый раз, и ей все было интересно. Она путешествовала с восторгом, восхищаясь новыми странами. В этом она никак не походила на своего мужа. За четыре года европейской жизни они посетили Германию, Швейцарию, Австрию и Италию, и Анна Григорьевна была ими очарована, а Достоевский, не переставая, ругал все и вся. Анна Григорьевна на Западе вела себя усердной туристкой, ходила по музеям, осматривала достопримечательности, делала заметки, и Достоевского забавляло и радовало это школьное прилежание: ей все было интересно, значит не будет скучать, покамест он работает или пишет длиннейшие письма друзьям в Россию о новых литературных планах. Вообще, его умиляло, что она такая простая и непретенциозная. У Анны Григорьевны были привычки мелкобуржуазной, почти мещанской среды, хотя по паспорту она и принадлежала к дворянству, — и это создавало между ними общность социального уровня. Она была скромной и тихой девушкой, и в детстве и юности не знала шумных развлечений. Событий в её семье почти не происходило, и она была невзыскательна, мало видела, мало где бывала. Когда, по окончании «Игрока», Федор Михайлович хотел отпраздновать это событие обедом в ресторане вместе с Майковым, Милюковым, Страховым и пригласил свою стенографистку, она не решилась пойти: никогда в жизни не была в ресторане и стеснялась показаться в таком месте, да ещё с незнакомыми людьми. Ее образ жизни и образ мыслей, манеры и навыки, одежда и вкусы — все выдавало в ней девушку из небогатой чиновничьей семьи с петербургской окраины. В ней было немало провинциализма, и Достоевскому это очень нравилось. Достоевский страдал от своего дурного вкуса, от своей неловкости в обществе, от своей обидчивости и мелкого самолюбия. Он завидовал «хозяевам жизни», как Тургенев или Григорович, и не любил их именно за барство, за светскость, за хорошо повязанный галстук, за отшлифованную речь, за свободу, с какой они могли расходовать тысячи и писать, о чем и как вздумается. Его многочисленные ссоры с современниками частично объясняются его плебейскими замашками, его ущемленным самолюбием просителя и бедняка. Все доставалось ему с трудом: даже гонорар, следуемый из журналов, приходилось не только спрашивать, но и выпрашивать, почти вымаливать. В конце своей жизни Достоевский виделся и с великими князьями, и с вельможами, но и во дворце, и в аристократических салонах чувствовал себя неуютно и держался, как медведь. Он искренне ненавидел приемы, банкеты, выходы в свет: больше всего он любил сидеть в жарко натопленной комнате, пить чай с вареньем и читать жене вслух какой-нибудь исторический роман. Марья Димитриевна мечтала о гостях, роли в обществе и званых обедах, и даже с ней Достоевский не чувствовал себя в безопасности и оставался на положении мужа, не давшего жене того, что она заслуживала. Аполлинария тоже хотела блистать и бывать. Не то получилось с Анной Григорьевной. У неё не замечалось никаких стремлений вести светскую жизнь, она отнюдь не желала «вращаться» в обществе, у неё от этого вращения голова кружилась и делалось тошно, как и Достоевскому. В этом они удивительно подходили друг к другу. С нею ему нечего было тревожиться: она искала, как и он, семейного счастья, и туфли и халат мужа принимала не как умаление его достоинства, а нечто вполне естественное — другого и быть не могло. И она вполне разделяла его маленькие радости: воскресная прогулка и пирог к обеду, вечером самовар у круглого стола, неугасимая лампада перед киотом в спальной. Анна Григорьевна была застенчива и только наедине с мужем делалась бойкой и проявляла то, что он называл её «скоропалительностью». Он это понимал и ценил: сам был робок, смущался с чужими людьми и тоже не испытывал никакого стеснения только наедине с женой. Ее молодость, неопытность и мещанская складка действовали на него успокоительно, обнадеживали и рассеивали его комплексы неполноценности и самоунижения. Он был подвержен настоящим припадкам меланхолии, и после вспышек честолюбия и гордости, когда он кричал, что только будущие поколения оценят его романы, у него наступали мучительные периоды депрессии и неверия. Тогда он буквально ненавидел себя. Он со злобой смотрел на свои руки с выступавшими на них венами и желтыми пятнышками, на грудь, поросшую волосами, на тело, доставлявшее столько неприятностей болями, недугами, желаниями, всей своей особой, самостоятельной жизнью, так мешавшей уму и духовности. И оно было обречено на разложение в могильной тьме, на то, чтобы стать пищей червей, а вечность представлялась, как душная тесная баня с пауками. Он задыхался от ужаса, от сознания собственного ничтожества, от страха смерти. Мало кто знал, как нуждался он в эти минуты в ласковом слове, в тепле женской руки; присутствие молодого любящего существа рассеивало все кошмары. А похвала или намек на одобрение помогали ему воспрянуть духом и побороть угрюмость и пессимизм. Судьба чересчур часто и больно била его, в своей мнительности он всегда ожидал неудачи и неприятностей. А Анна Григорьевна в него искренне верила, и это с первого дня их знакомства было написано на её лице и выражалось во всех её речах и поступках: она смотрела на него снизу вверх и даже если и не соглашалась со всеми его суждениями, безусловно признавала их важность и ценность. Ей и в голову не могло придти сомнение в его превосходстве. Они ссорились и по пустякам и, поругавшись, решали друг с другом не разговаривать, но долго не выдерживали и мирились. Он кипел и выкипал быстро, бури его проходили без следа, и он забывал о них. Она тоже обижалась и прощала с легкостью. Супружеские трения она принимала, как неизбежное зло. Она вообще все в нем принимала безропотно, и этот её несколько наивный и простой подход обезоруживал и умилял Достоевского: к концу их пребывания заграницей они уже ссорились гораздо реже, и ему с Анной Григорьевной стало легко и свободно. Она ему «покорялась», признавая его безграничный авторитет решительно во всем, включая выбор нарядов и шляпок, что ему особенно нравилось, но это не было слепое подчинение. Она вовсе не была тряпкой или ничтожеством. У неё имелась совершенно определенная, с годами развившаяся индивидуальность, у неё был твердый и самостоятельный характер и решительность несмотря на мягкость, податливость и некоторую наивность. Много лет спустя, после его смерти, объясняя самой себе секрет успеха их брачной жизни, она правильно заметила, что дружба часто основана на противоречиях, а не на сходстве, и привела себя в пример: она и Достоевский были людьми разной конструкции и душевного строя, но она не впутывалась в его психологию, не вмешивалась в его внутреннюю жизнь, она не желала «влиять и исправлять», — обычная ошибка женщин с их мужьями и любовниками, — и это «невмешательство» внушало ему доверие к ней, усиливало его чувство свободы. И в то же время он знал, что она — его друг, на неё можно было всегда во всем положиться, она не выдаст, не обманет, не продаст, не уколет, не насмеется исподтишка. На этом двойном фундаменте невмешательства и свободного доверия и укрепилось их семейное счастье. После истерик Марьи Димитриевны и повелительных поз Аполлинарии Достоевский с восторгом приветствовал «нейтралитет» Анны Григорьевны: она, по крайней мере, не стремилась ни указывать, ни верховодить, ни играть. Когда они поженились, она была молоденькой, не слишком развитой, средней девушкой, ничем не замечательной, но обладавшей живым умом и безошибочным чутьем по отношению к Достоевскому. В течение четырнадцати лет совместной жизни, и ум и развитие её, и чутье, и знание мужа, конечно, необычайно усилились. Она преклонялась перед Достоевским, как перед писателем, но в первый год брака ещё не знала размеров его гения, а брала то, что всякому было ясно: известный романист, больной, может быть, великий — и только впоследствии правильно его угадала — тогда, когда современники ещё колебались ведь полное признание он получил и в России, и на Западе после смерти. Этот рост её понимания и уважения очень радовал Достоевского: он все время рос в её глазах. Обыкновенно в браке близко узнают недостатки друг друга, и поэтому возникает легкое разочарование. Анна Григорьевна горячо любила Достоевского как мужчину и человека, любила смешанной любовью жены и любовницы, матери и дочери. Это соединение чувственного и дочернего и материнского сильно его захватывало: Анна Григорьевна была такой же хорошей и преданной подругой, как и Нечаева, жена доктора Достоевского, их брак повторял отцовскую любовь, и в то же время она была так молода и неопытна, что казалась дочерью. Так она была для него матерью и повторением детства, но он любил её по-отцовски, словно собственную дочь, и как девочку, молоденькую, невинную, и смешение всех этих элементов придавало его объятиям язвительность греха. Характерны некоторые признания Анны Григорьевны из её Дневника, относящиеся к Дрезденскому периоду: «он читал, а я лежала у него за спиной мое любимое место, как теперь, так и в детстве за спиной у папы ». Ее чувство к нему было одновременно и как к отцу, и как к ребенку, и как к любовнику; такая женская привязанность самая крепкая. Впоследствии к ней присоединилось сознание, что он — отец её детей. В апреле 1867 Достоевские устроились в Дрездене, и уже через две недели Анна Григорьевна забыла все грустное начало их брачной жизни и почувствовала себя счастливой. Федор Михайлович сказал ей, что хоть он и любил её, женясь на ней, но ещё очень мало знал: «Теперь — записывала она непонятными для него стенографическими знаками, — он вчетверо больше меня ценит, понимая, какая я простая… он говорит мне, что я покоряю его своей добротой и безропотностью». Он все больше привыкал к ней, находя прелесть в неторопливом, чуть монотонном ритме их совместной жизни. Выходя за него замуж, Анна Григорьевна вряд ли отдавала себе отчет в том, что её ждало, и только после брака поняла трудность вставших перед ней вопросов. Тут были и его ревность и подозрительность, и его страсть к игре, и его болезни, и его особенности и странности. И прежде всего проблема физических отношений. Как и во всем остальном, их взаимное приспособление пришло не сразу, а в результате длительного, иногда мучительного процесса. Вначале у него не было страстного желания, и он обращался с нею с некоторой осторожностью и сдержанностью. В физическом отношении была она неопытна и наивна, и принимала его сексуальность целиком, ничему не удивляясь и даже ничего не пугаясь. Она патологическое готова была счесть за нормальное, по своей наивности верила, что так и надо, и естественно и спокойно отвечала на то, что другой женщине, более опытной или инстинктивно более понятливой, показалось бы странным или оскорбительным, а может быть, даже и чудовищным. Мне только высказываться словами претит, а многое ты и сама могла бы видеть, да жаль, что не умеешь видеть. Уж один мой постоянный мало того: все более, с каждым годом возрастающий супружеский мой восторг к тебе, мог тебе на многое указать, но ты или не хочешь понять этого, или, по неопытности своей, этого и совсем не понимаешь. Да укажи ты мне на другой какой хочешь брак, где бы это явление было в такой же силе, как и в нашем, двенадцатилетнем уже браке.

Навряд ли поэтому наш брак мог быть счастливым». Со своей стороны, Анна говорила: «Ему нужна совсем не такая жена, как я. Его жена должна совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь ему отдать, только о нём думать. А я этого не могу, я сама хочу жить! Существует мнение, что Анна стала прототипом персонажа Аглаи Епанчиной в романе «Идиот». В 1866 году писатель, испытывавший тяжелую нужду, был вынужден заключить договор с издателем Федором Стелловским, по которому он продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в трех томах и обязался написать для него новый роман объемом не менее десяти листов к 1 ноября 1866 года. Чтобы спасти положение, по совету знакомых, Достоевский решает взять стенографистку, он обращается за помощью к знакомому профессору Ольхину, и тот рекомендует ему свою лучшую ученицу 20-летнюю Анну Григорьевну Сниткину. За четыре недели работы над романом «Игрок» Федор Михайлович и Анна Григорьевна привыкли друг к другу. За 26 дней план его был осуществлен. Практически сразу писатель предложил Анне Григорьевне продолжить совместную работу, ему предстояло закончить роман «Преступление и наказание». Достоевский переживает свое чувство спокойно. Оно ничем не напоминало его бурных страстей к Исаевой и сусловой. Сам он вскоре сообщал о своей женитьбе: «При конце романа заметил я, что стенографистка моя меня искренне любит, хотя никогда не говорила мне об этом ни слова. А мне она все более и более нравилась. Так как со смерти брата мне ужасно скучно и тяжело жить, то я предложил ей за меня выйти. Она согласилась». Достоевские венчаются. Но тихая семейная жизнь не получается. Спасаясь от кредиторов и надоедливых родственников, Достоевский с молодой женой уезжают заграницу. Переписку супруги Достоевские вели чуть ли не с первых дней знакомства, еще до супружества Федор Михайлович писал Анне Григорьевне: «Как-то ты проводила вчерашний день? Думал тебя во сне увидеть - не видал. Загадал о тебе на книге, то есть развернуть книгу и прочесть первую строку на правой странице; вышло очень знаменательно и кстати. Прощай, милочка, до близкого свидания. Целую тысячу раз твою рученьку и губки. Твой весь, твой верный, вернейший и неизменный. Я в тебя верю и уповаю, как во всё мое будущее. Знаешь, вдали от счастья больше ценишь его. Мне теперь несравненно сильнее желается тебя обнять, чем когда-нибудь. Твой беспредельно любящий Ф.

Интимная жизнь Достоевского

Это стало причиной духовного перерождения писателя, изменения убеждений. Достоевский стал глубоко религиозным человеком. Воспоминания о каторге были использованы писателем при создании «Записок из Мертвого дома» и других рукописей. Вступление на престол Александра II принесло романисту помилование в 1857 году. Ему было разрешено публиковать свои произведения. Расцвет литературного таланта Новый этап в творчестве писателя связан с разочарованием в социалистической идее. Его интересует философская составляющая социальных вопросов, проблемы духовного бытия человека. Он помогает брату Михаилу издавать альманах «Время», а после его закрытия в 1863 году — журнал «Эпоха».

На страницах этих изданий появились романы Достоевского «Униженные и оскорбленные», «Скверный анекдот», «Записки из подполья». Писатель часто выезжал за границу в поисках новых тем, но завершалось все тем, что он проигрывал огромные суммы за рулеткой в Висбадене. Драмы и переживания этого периода жизни Достоевского стали основной для нового романа «Игрок». Пытаясь выпутаться из финансовых проблем, писатель заключает крайне невыгодный для себя договор на публикацию всех своих произведений и садится за написание нового творения — романа «Преступление и наказание» 1865—1866. Следующее произведение — роман «Идиот» 1868 — рождалось в муках. Главный герой — князь Мышкин — идеал писателя. Глубоко моральный, честный, добрый и искренний человек, воплощение христианского смирения и добродетели, герой романа похож на автора: их сближают взгляды на жизнь, религиозность и даже эпилепсия.

Федор Достоевский трудится над романом «Жития великого грешника». Произведение не было завершено, однако его материал автор использовал для создания «Бесов» и «Братьев Карамазовых», где осмысливал ростки радикальных и террористических убеждений интеллигенции. Жизненный путь Достоевского обрывает хронический бронхит, протекавший на фоне туберкулеза и эмфиземы легких. Уходит из жизни писатель на шестидесятом году жизни, в январе 1881 года. Труд писателя ценился при жизни. Он был популярен и знаменит, однако настоящая слава пришла к нему после смерти. Федор Достоевский — сложный писатель и не менее сложный человек.

Он обладал страстной, эмоциональной натурой, легко увлекался и не всегда мог контролировать свои действия и чувства. Это отразилось на его личной жизни. Вот что известно о любимых женщинах Достоевского. Мария Исаева, по происхождению француженка, на момент знакомства с Федором Михайловичем в начале 1854 года была женой начальника Астраханского таможенного округа, имела маленького сына. Двадцатидевятилетняя страстная и экзальтированная дама познакомилась с писателем в Семипалатинске, куда приехала с супругом. Она была хорошо образованна, любознательна, живая и впечатлительная, но несчастливая: муж страдал алкоголизмом, был слабовольным и нервным. Мария же любила общество, танцы.

Она тяготилась провинциальной жизнью и бедностью. Достоевский стал для нее «лучом света в темном царстве». Беззащитность и хрупкость женщины пробудили у писателя желание защищать ее и оберегать, как ребенка. Некоторое время Мария сохраняла дружескую дистанцию с Федором Михайловичем.

Литератор появился на свет в довольно скромной по происхождению семье. Родители Достоевского не имели отношения к творчеству. Отца звали Михаил Андреевич. В сознательном возрасте, будучи молодым человеком, он поступил в духовную семинарию. Затем волей случая получил фундаментальную медицинскую подготовку. Собственными глазами видел события Отечественной войны 1812-го года, лечил раненых и больных. А затем боролся со вспышкой тифа. В течение последующих лет служил армейским лекарем. Фёдор Достоевский в детстве Со своей будущей супругой Достоевский старший познакомился в 1818 году, когда был откомандирован в Москву. Только в 1820-м после рождения сына Федора мужчина уволился из армии и перешел работать в больницу для бедных. Мать будущего писателя звали Мария Нечаева. Она была дочерью богатого купца, который потерял все свое состояние после нашествия Наполеона. В 1820-м году пара обвенчалась в церкви. Федор Михайлович Достоевский появился на свет во флигеле Мариинской больницы для бедных, где работал его отец. Имя мальчик получил в честь деда по матери. Детство Достоевского было счастливым, несмотря на строгость порядков, которые царили в доме. Семейство жило при патриархальном укладе, и жестко следовали графику работы родителя. Достоевский в молодости без бороды И отец, и мать были людьми набожными и благочестивыми. Религиозность они передали и своему сыну. В будущем мотивы христианства в авторской интерпретации нашли отражение в творчестве Федора Достоевского. В 1822-м году на свет появляется сестра писателя, Варвара. Чтобы облегчить домашний труд, семья нанимает няню, Алену Фроловну. Достоевский с теплотой вспоминал о своей воспитательнице. Именно она познакомила молодого человека с русскими народными и зарубежными сказками, оказала влияние на его будущее творчество. Несмотря на довольно скромное финансовое положение, члены семьи не были стеснены в быту. Помимо самого Федора Михайловича в доме росло еще несколько братьев и сестер. Всем родители стремились дать хорошее образование. Сам Достоевский начал учиться в 4 года. По вечерам члены семьи устраивали домашние чтения, знакомились с творчеством Пушкина , Жуковского, Карамзина. Изучали историю, основы православной веры. Молодой Ф. Достоевский В начале 30-х годов отец решил отправить сына Федора в Московский благородный пансион. Но быстро передумал, поскольку его преобразовали гимназию, где практиковали телесные наказания. Грубое, жестокое отношение к детям было не в духе воспитания старшего Достоевского. Хотя мужчина и отличался суровым нравом, был требовательным, строгим родителем. Вместо пансиона дети получали домашнее образование. Занимались со специально нанятыми учителями. Осваивали гуманитарные и точные науки. По воспоминаниям самого Достоевского, отец был человеком вспыльчивым, со сложным характером, с ним было непросто.

А пока маленький Федя открыл для себя в Даровом густой лес, мрачный и дикий, что начинался за домом. В нем нетрудно было заплутать, и ниточкой Ариадны становился для путников только солнечный луч, позволявший выйти даже из самой непроходимой чащи. Если же солнца не было — случалось по-разному. Достоевский и Ч. Может быть, именно через этот лес он и пробирался всю жизнь — плутая, падая, обдирая кожу, но не отпуская взглядом луч… Любовь к литературе, что жила в нем с детства, укрепилась у Феди в пансионе Леонтия Чермака, на Нижней Басманной, на занятиях литератора Билевича. Но мама уже болела, а спустя год, в 37 лет, она ушла. Отец — мигом постаревший, с потемневшим лицом — отвез Мишу и Федю в Петербург, предопределив их судьбу без сантиментов: инженерное училище. Инженер работу найдет всегда. Оба брата грезили лишь о литературе. В итоге Мишу в училище не приняли вовсе, а Федя валял дурака, тяготясь учебой. Уже тогда он начал пробовать перо — робко, но и понимая: что-то из этого может получиться. Летом 1839-го не стало отца. Осознание сиротства болезненно обожгло братьев. Спустя четыре года Федор формально исполнит его волю, недолго поработав инженером-подпоручиком, а затем уволится и решит посвятить себя литературе. В его жизни все состояло из сплошных парадоксов и противоречий, взлетов, падений, самовлюбленности и ощущения себя ничтожеством. К 1845 году Федор Михайлович завершил первый свой роман «Бедные люди». Дмитрий Григорович передал рукопись Некрасову, тот — Белинскому, который пришел в неописуемый восторг и всесильной своей рукой ввел Достоевского в литературные круги Петербурга. Иначе как «новым Гоголем» молодое дарование не называли, Достоевский был счастлив, «воспарил», но затем получил оплеуху — его произведение «Двойник» публика встретила холодно. К тому же над ним начали посмеиваться в свете: он был неуклюж, заносчив, но при этом — парадокс! Ему казалось, что если о ком-то шепчутся, то о нем, а уж если смеются, то точно над ним. Так были разорваны его отношения с кружком Белинского и Некрасова, чему способствовала еще и ссора с Тургеневым. Новые литературные связи позволили ему не пасть духом, но душа Федора Михайловича была истерзана этой историей.

Молитвовал священник Василий Ильин» [36] [37]. Имя Фёдор было выбрано, по мнению биографов, по имени деда по матери — купца Фёдора Тимофеевича Нечаева [36] [38]. С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей…», — вспоминал спустя полвека Фёдор Михайлович [36]. В семье Достоевских строго соблюдались патриархальные обычаи [36]. Домашний порядок подчинялся службе отца. В шесть часов Михаил Достоевский просыпался, проводил утренний обход в больнице, объезжал пациентов по домам. После двенадцати был обед с семьёй, отдых и снова приём в больнице. Подобное препровождение времени повторялось ежедневно», — вспоминал Фёдор Михайлович [39]. Самые ранние воспоминания писателя относятся к 1823—1824 годам. По свидетельству первого биографа Достоевского Ореста Фёдоровича Миллера , таким воспоминанием как раз стала молитва перед сном перед образами в гостиной при гостях [40] [41]. После рождения в конце 1822 года сестры Варвары няней в семье Достоевских становится Алёна Фроловна, о которой у будущего писателя остались самые лучшие воспоминания: «Всех она нас, детей, вырастила и выходила. Была она тогда лет сорока пяти, характера ясного, весёлого и всегда нам рассказывала такие славные сказки! В произведениях Достоевского няня упоминается в романе « Бесы » [42] [38]. После рождения в марте 1825 года Андрея семья перебирается в левый флигель больницы. Новая квартира, по воспоминаниям Андрея, состояла из двух комнат, передней и кухни. Детской для старших детей служило «полутёмное помещение», отгороженная задняя часть передней [43] [41]. Из воспоминаний Андрея, в детстве Достоевские слушали сказки про « Жар-птицу », « Алёшу Поповича », « Синюю бороду », сказки « Тысячи и одной ночи » и другие [44] [45]. На Пасху смотрели Подновинские балаганы с « паяцами , клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами». Летом устраивались семейные вечерние прогулки в Марьину рощу. По воскресеньям и праздникам Достоевские посещали обедни в больничной церкви, а летом мать с детьми ездила в Троице-Сергиеву лавру [46] [47]. Друзьями дома в основном были сослуживцы отца и их семьи: эконом Мариинской больницы Фёдор Антонович Маркус, семьи старшего лекаря Кузьмы Алексеевича Щировского и ординатора больницы Аркадия Алексеевича Альфонского. Позже многие из них появляются в произведениях и упоминаются в неосуществлённых замыслах писателя [49]. Начало обучения. Имение Даровое Усадьба « Даровое », Зарайский район Домашний уклад Достоевских способствовал развитию воображения и любознательности [50]. Позже в своих воспоминаниях писатель называл родителей, стремящихся вырваться из обыденности и заурядности, «лучшими, передовыми людьми» [51]. Особенно выделял позднее Фёдор Михайлович чтение отцом « Истории Государства Российского »: «Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории» [52] [53]. Чтению обучала детей Мария Фёдоровна [54]. Начинали с дешёвых лубочных сказок про Бову Королевича и Еруслана Лазаревича , сказаний о Куликовской битве , повестей про Шута Балакирева и Ермака [54]. Вместе с чином коллежского асессора весной 1827 года Михаил Андреевич получил право на потомственное дворянство [51] ; 28 июня 1828 года Достоевские стали дворянским родом, записанным в часть III родословной книги дворянства Московской губернии [51] [56] , что позволяло приобрести собственное имение, где большая семья могла бы проводить летние месяцы [57]. Летом 1831 года Михаил Андреевич, заплатив около 30 тысяч рублей ассигнациями из скопленных и взятых взаймы средств, приобрёл село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии в 150 км от Москвы. Земли в этой местности были худородные, одиннадцать его крестьянских дворов — бедные, а господский дом представлял собой маленький, плетнёвый, связанный глиною флигелёк из трёх комнат. Из-за оставшихся в селе шести дворов, принадлежащих соседу, практически сразу начались распри , перешедшие в судебную тяжбу [58] [59]. Кроме того, весной 1832 года по вине одного из крестьян в Даровом случился пожар, общие убытки от которого составили около 9 тысяч рублей. Летом 1832 года дети впервые знакомятся с деревенской Россией. Дом Достоевских располагался в большой тенистой липовой роще, примыкавшей к березняку Брыково, «очень густому и с довольно мрачною и дикою местностью». Андрей Михайлович вспоминал, что «лесок Брыково с самого начала очень полюбился брату Феде», а «крестьяне, в особенности женщины, их очень любили». Впечатления от этой поездки впоследствии отразились, в частности, в романах « Бедные люди », « Бесы », а также в « Дневнике писателя » [60] [63]. После возвращения в Москву для Михаила и Фёдора начинаются годы обучения. Изначально отец собирался отдать старших сыновей в « Московский университетский благородный пансион », но передумал из-за преобразования последнего в гимназию, в которой практиковали телесные наказания [64]. Старшие дети занимались с учителями. Закон Божий , русский язык , словесность , арифметику и географию преподавал приходящий дьякон Екатерининского института И. Хинковский [65] [66]. Ежедневно ездили на полупансион к преподавателю Александровского и Екатерининского институтов Н. Драшусову, который учил братьев французскому языку [67] [66]. Там же сыновья Драшусова, Александр и Владимир преподавали математику и словесные науки [68]. Так как у Драшусова не было преподавателя латинского языка, то Михаил Андреевич «купил латинскую грамматику Бантышева», и осенью-зимой «каждый вечер начал заниматься с братьями Михаилом и Фёдором латынью». Михаил позже вспоминал, что «отец, при всей своей доброте, был чрезвычайно взыскателен и нетерпелив, а главное очень вспыльчив» [69]. Став пансионерами, Михаил и Фёдор могли приезжать в Даровое только летом на полтора-два месяца [70].

РОКОВАЯ ЖЕНЩИНА, ПРЕДАННАЯ ЖЕНА И ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ: С КЕМ БЫЛ СЧАСТЛИВ ДОСТОЕВСКИЙ?

Обстоятельства знакомства Анны Сниткиной и Федора Достоевского уже давно стали своеобразной литературной байкой. Личная жизнь Федора Достоевского. Первой супругой Достоевского стала Мария Исаева, с которой он познакомился вскоре после возвращения из каторги. Именно в эти последние 14 лет жизни Федор Достоевский написал свои самые сильные и известные произведения. В последние минуты жизни Достоевский держал её за руку и шептал: «Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно!». В один момент блестяще складывающая жизнь Достоевского перевернулась.

Какие женщины вызывали отвращение у Достоевского: его слова все объясняют

Когда-то стенографистка Достоевского, а потом его жена Жизнь Достоевского вовсе не была переполнена бурными романами или мелкими интрижками: в отношениях с женщинами Фёдор Михайлович был робок и пуглив.
Три любви Ф. М. Достоевского Кроме того, Анна Григорьевна, вторая жена Достоевского, вытравляла при помощи чернил все те места в его переписке и заметках, которые казались ей чересчур откровенными.

Божий дар и великое счастье. Каким семьянином был писатель Достоевский?

Обстоятельства знакомства Анны Сниткиной и Федора Достоевского уже давно стали своеобразной литературной байкой. с инженерной службой было покончено, теперь Достоевский с полным правом мог называть себя литератором. Когда Достоевский ушёл из жизни, Анне Григорьевне исполнилось 35 лет, на руках у неё были малолетние Любовь и Фёдор.

Три любви Ф. М. Достоевского

В жизни Достоевского мало-помалу наступили перемены к лучшему. Под влиянием жены он перестал играть на деньги, его здоровье начало поправляться, приступы болезни почти не случались. Достоевский прекрасно понимал, что всё это стало возможным лишь благодаря жене. Она могла тысячу раз сломаться и бросить его — особенно когда он проиграл в рулетку все её вещи, даже платья. Тихая, верная Аня выдержала эти испытания, потому что знала: всё можно исправить, если человек действительно тебя любит. И она не ошиблась.

Её жертвы не остались напрасными. Она была награждена крепкой любовью, которой Фёдор Михайлович раньше не испытывал. В часы разлуки муж писал ей: «Милый ангел мой, Аня: становлюсь на колени, молюсь тебе и целую твои ноги. Ты мое будущее всё — и надежда, и вера, и счастие, и блаженство». Она, на самом деле, была самым дорогим для него человеком.

В последние минуты жизни Достоевский держал её за руку и шептал: «Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно! Когда Анна лишилась мужа, ей было всего 35 лет. Замуж она больше никогда не вышла. Современники удивлялись, зачем молодая вдова ставит на себе крест, отвергая поклонников.

Двадцатидевятилетняя страстная и экзальтированная дама познакомилась с писателем в Семипалатинске, куда приехала с супругом. Она была хорошо образованна, любознательна, живая и впечатлительная, но несчастливая: муж страдал алкоголизмом, был слабовольным и нервным. Мария же любила общество, танцы. Она тяготилась провинциальной жизнью и бедностью. Достоевский стал для нее «лучом света в темном царстве».

Беззащитность и хрупкость женщины пробудили у писателя желание защищать ее и оберегать, как ребенка. Некоторое время Мария сохраняла дружескую дистанцию с Федором Михайловичем. Испытанием для их чувств стала почти двухлетняя разлука: мужа Исаевой перевели служить за шестьсот верст от Семипалатинска. Достоевский пребывал в отчаянии. В 1855 году он получил известие о смерти Исаева. Мария оказалась в чужом городе одна, без средств и с ребенком на руках. Писатель незамедлительно предложил ей руку и сердце, однако обвенчались они через два года. После освобождения Достоевского с каторги супруги возвращались в Петербург. В Барнауле у писателя случился эпилептический припадок, который напугал Марию.

Она обвинила мужа в том, что он утаил от нее тяжелую болезнь, которая в любое время может завершиться смертью. Эта ситуация отдалила супругов друг от друга. Семилетний брак не принес им счастья. Вскоре Мария переехала в Тверь, а потом вернулась в Петербург, где медленно умирала от чахотки. Писатель в это время вояжировал за границей. Вернувшись, он поразился изменениям, произошедшим с женой. Желая облегчить ее страдания, он перевозит супругу в Москву. Она мучительно умирала на протяжении года. Характер Марии, ее судьба и смерть воплотились в литературной версии — в образе Катеньки Мармеладовой.

Апполинария Суслова. Эмансипированная барышня, мемуаристка и писательница была дочерью бывшего крепостного. Отец купил себе свободу и переехал в Петербург, где смог дать двум дочерям высшее образование. Апполинария прослушала курс философии, литературы и естественных наук, а Надежда стала медиком. Знакомство с Сусловой у Достоевского состоялось после одного из его выступлений на студенческом вечере. Апполинария была красавицей: стройная, с голубыми глазами, умным и волевым лицом, рыжими волосами. Она первая призналась писателю в любви. Достоевский нуждался в искреннем отношении. Начался роман.

Апполинария сопровождала Достоевского за границей, а он помогал начинающей писательнице в творческом развитии — печатает ее рассказы во «Времени».

Автор рассказывает о трех женщинах, которые были в жизни писателя на разных этапах его творческого пути. Первая из них — это Полина Суслова, которая была для Достоевского не только любовницей, но и истинной музой. Она вдохновляла его на создание главной героини романа «Идиот» — роковой женщины Настасьи Филипповны. Вторая женщина — Мария Исаева, была для Достоевского настоящей опорой и поддержкой в трудные времена.

Она помогала ему выжить в тюрьме и оказывала поддержку в творческом процессе.

Лучшие проститутки города Петербурга оказывали интимные услуги редакционной коллегии и авторам знаменитого журнала. Достоевский упоминает трех кокоток, с которыми он имел дело. А это три жизни и три судьбы, от которых ничего не осталось, кроме записанных в дневнике имен. Однако продажная любовь не вдохновляла Ф. Он был из тех любовников, которым доставляло наслаждение просить и умолять.

Доступность его не удовлетворяла. Мимолетен житейский триумф. Следующие произведения не укладывались в либеральную схему и были приняты критикой и публикой прохладно. Непомерно тщеславный Достоевский разругался с Белинским, который перестал называть Ф. Потом, как известно, «неистовый Виссарион» и Николая Васильевича проклял за «богоугодничество». Достоевский всерьез заинтересовался Петрашевским, который проповедовал идеи переустройства мира через отказ от «элементов старого механизма».

В общем был Михаил Васильевич экстремистом и соратников подбирал соответствующих. В его кружке встречались люди, называвшие себя анархистами и коммунистами. Они, как и некоторые декабристы, считали убийство в отдельных случаях необходимым методом для созидания светлого будущего человечества. Среди петрашевцев Достоевский был самой известной фигурой, и, отсидев восемь месяцев в Петропавловской крепости, он, наряду с руководителями организации, был приговорен к высшей мере. В последний момент смертная казнь была заменена каторжными работами в Омске. Проведя на каторге немногим более четырех лет, Ф.

Местное дворянское общество не отвергло опального литератора. У Достоевского завязался роман с Марией Дмитриевной Исаевой. Ее муж Александр Иванович как уверяли, горький пьяница был ни много ни мало начальником Сибирского таможенного округа.

Достоевский: биография, личная жизнь

Весь мир зачитывается романами Фёдора Михайловича Достоевского, в его честь называют улицы и ему ставят памятники – Самые лучшие и интересные новости по теме: Жизнь, Прошлое, биография на развлекательном портале Достоевский: было ли счастье в его жизни? 18 лет Достоевский пишет пророческие слова: «Человек есть тайна. Достоевский был не только гениальным писателем — в жизни он был обычным мужчиной, который любил, страдал, шел под венец, встречался и расставался с женщинами. Достоевскому же, на протяжении долгих лет не знавшему женской ласки, казалось, что он встретил любовь всей своей жизни. Личная жизнь достоевского кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Достоевский без нее ездил за границу, писал романы и переживал романы; Мария Дмитриевна болела, жизнь медленно утекала из нее.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий