Новости дагестан и чечня в чем разница

Дагестан – это республика на Северном Кавказе, расположенная между Каспийским морем и склонами Большого Кавказского хребта. В Дагестане и Чечне различия в уровне образования между жителями очень заметны. И этим Дагестан отличается от Чечни, куда туристы в принципе особо не заезжают.

Немного об истории Северного Кавказа

  • Курсы валюты:
  • Как отличить дагестанский акцент от чеченского?
  • Навигация по записям
  • Разница между Чечней и Дагестаном: что отличает эти два региона?
  • Президент российских мусульман

Зачем стоит ехать в Дагестан и Чечню?

И если для поддержания порядка на Кавказе была необходима своя национальная армия, то почему для этой цели была выбрана именно Чечня? Дагестан и Республика Чечни. Чечня больше или Дагестан по территории. Исторически, многие национальности Дагестана брали дань с Чечни, что оставило некоторую подсознательную неприязнь у чеченских предков, как бы то ни было.

Советы для отдыха: как определиться между Чечней и Дагестаном

Sorry, your request has been denied. ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ? Чечня и Дагестан объявят независимость?
Разница поправок к конституциям Чечни и Дагестана По переговорам об установлении границ между Чечней и Дагестаном объявлен мораторий, но две республики продолжают конфликтовать между собой — и не только.

Есть ли разница для девушки между Чечней и Дагестаном?

У каждого народа индивидуальный акцент. Чеченский и дагестанские языки относятся к одной нахско-дагестанской языковой семье. Чеченский с ингушским находятся в нахской подветьви. С дагестанскими языками всё не так просто. В Дагестане множество народов и у каждого свой язык. Языков и диалектов здесь, так много, что жители соседених селений могут не понимать друг друга. Связано с этим удивительным явлением множество легенд: Бог, раздавая языки по одному для каждой страны, добравшись до Кавказа просто вытряхнул весь мешок, в котором носил языки.

Но это не стало проблемой для общения. Дагестанцы владели двумя языками, один родной и другой - язык интернационального общения. В чеченском языке есть особенности, из за которых русскоговорящие могут обвинить чеченца в проявлении неуважительного отношения. К незнакомцу они обращаются на «ты», так как в языке нет местоимения «вы». И это, порой, переходит в русскую речь говорящего. Да и особенности фонетики трудно не заметить.

Дело в том, что в языке все согласные твёрдые.

Во-вторых, проникал антисуфизм и в села. Как правило, начиналось это с учебы сельских молодых людей в арабских странах. Возвращаясь домой, они начинали указывать односельчанам, что в их «народном исламе» не все соответствует Корану, чем бросали явный вызов старшему поколению. Возникавшие на этой почве конфликты были, по существу, не только «про религию». Старый уклад жизни, основанный на сельском хозяйстве или еще каком-то промысле, знакомом селу на протяжении многих поколений, тогда рушился, а с ним рушились и традиционные связи, державшиеся на авторитете старших и обеспечивавшие сельской общине управляемость. Исламские разногласия были лишь одним из проявлений конфликта, который в этих условиях возникал в селах, но проявлением, безусловно, наиболее острым.

Последствия в разных точках Дагестана были разными. Где-то радикальные противники суфизма взяли верх и даже смогли основать крошечные «шариатские республики». Где-то дело обернулось многолетним, изматывающим обе стороны противостоянием, когда одна исламская группа насильственно выдворяла из села другую, когда разрушались «неправильные» мечети или молельные дома. Вплоть до 1999 года власти республики от всего этого подчеркнуто дистанцировались, несмотря на то что в некоторых частях антисуфийского спектра уже тогда возникали вооруженные группы, имевшие поддержку из Чечни. Когда в августе 1998 года в Махачкале был убит муфтий Дагестана Саидмухаммад-хаджи Абубакаров, пламенный сторонник суфизма, в местной исламской печати одинаково гневные упреки звучали и в адрес «ваххабитов», сразу же обвиненных в убийстве, и в адрес республиканских властей. Возможно, чиновники на площади Ленина в Махачкале понимали, что ни одна из ветвей ислама не имеет в регионе достаточно сильных позиций для того, чтобы союз с ней принес бесспорные дивиденды, а потому в происходящее не вмешивались. В Кремле же считали, что при всех внутренних проблемах Дагестана руководство республики сумеет удержать эти проблемы внутри региона — и поэтому не вмешивались тоже.

Так было до августа 1999 года. Система 1999-го Нападение боевиков на Дагестан в августе 1999 года в корне изменило положение правящей верхушки региона, той небольшой группы позднесоветских чиновников, которые сумели удержаться на плаву в беспокойные 90-е. До атаки басаевцев региональная верхушка постоянно маневрировала между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, надо было показать федеральному центру, что Дагестан под контролем ровно настолько, чтобы не быть предметом большого беспокойства Кремля на фоне кризиса в Чечне. С другой стороны, приходилось умиротворять «новую элиту» с ее частными армиями. После августа 1999 года необходимость во всем этом отпала. Став более чем на месяц фронтовым регионом, Дагестан обеспечил себе приоритетное внимание и помощь от федерального центра на годы вперед.

Это прежде всего означало кредит доверия руководству региона. Даже проходившее повсеместно в первые годы правления Владимира Путина «приведение в соответствие» регионального законодательства федеральному Дагестан затронуло в самой щадящей форме: руководитель региона Магомедали Магомедов смог продлить свои полномочия без всенародных выборов в 2002 году, хотя с точки зрения буквы федерального закона процедура была небезупречна. С другой стороны, те из новой элиты, к кому у федералов были вопросы по их поведению во время басаевского рейда, мгновенно потеряли свои позиции в регионе. Если еще в 1998 году Сергей Степашин, в ту пору глава федерального МВД, после мятежа с захватом правительственных зданий в Махачкале выезжал в Дагестан и мирил руководство региона и лидеров бунтующих, то после августа всепрощение Кремля закончилось. Те представители новой элиты, кто остался в обойме, соревновались в лояльности Центру — например, спорили друг с другом о том, сколько штыков ополченцев им удалось мобилизовать против Басаева и чьи отряды пошли на передовую, а чьи где-то отсиживались. Те из новых, кому удалось благополучно пережить 1999 год, закрепили за собой позиции в верхних эшелонах власти и бизнеса надолго. Они теперь были не случайными выскочками из лихих 90-х, а теми, кто доказал Кремлю свою способность в критический момент отстоять регион от террористов.

Теми, кому доверено отвечать за стабильность в отныне важной для российских властей республике — делая это в том числе и с использованием своего собственного силового ресурса, который никуда не исчез. Именно после 1999 года дагестанская элита оформилась как практически несменяемая. За редкими, хотя и значимыми исключениями она остается такой до сих пор. Ее ключевые фигуры могут занимать разные позиции: быть министрами, директорами дагестанских филиалов крупных госкомпаний, главами районов и т. Кто-то может быть депутатом Народного собрания, кто-то проводит туда своих родственников. В правительстве были случаи перехода министерских должностей от одного члена влиятельной семьи к другой. После 1999 года Дагестан явно двинулся в сторону той системы, которая позднее была построена в послевоенной Чечне.

Эта система стоит на двух китах: полном контроле над регионом со стороны узкой группы элиты и жестком разделении местного ислама на «лояльный» и «нелояльный». Но если в Чечне такую систему удалось реализовать в полной мере другой вопрос — надолго ли и с какими рисками в случае ее ослабления , то в Дагестане попытки ее создания привели к очень неожиданным результатам. Недочеченизация В той части дагестанской элиты, которая после событий 1999 года получила федеральный ярлык на власть в регионе, так и не удалось установить полноценного единоначалия. Она по сей день осталась разделенной на группы, тяготеющие к разным лидерам. Это разделение не всегда было этническим. Вспоминается анекдотический случай, когда в республике конце 2000-х ставленник одной группировки в составе местной элиты сменил ставленника другой группировки на посту руководителя регионального управления Федеральной налоговой службы. Уволенный чиновник был по национальности лезгин, и когда был организован протест против его отставки, с перекрытием улицы возле главного здания налоговиков в Махачкале, московские СМИ поспешили написать о «демонстрации лезгинского населения».

Знающие люди в связи с этим шутили, что на улицу вышли «лезгины всех национальностей». Другой «нечеченской» особенностью дагестанской элиты стало то, что она, хотя и замкнула на себя многие бюджетные потоки и наиболее хлебные должности, тотального контроля над хозяйственной жизнью республики не установила. Тому могло быть несколько причин: и отвлечение сил на «внутривидовую» борьбу между местными группами влияния, и то, что в Дагестане в отличие от Чечни с первых постсоветских лет выживали и развивались целые сектора неформальной экономики сельское хозяйство, строительство, сфера обслуживания. Они научились существовать без государства и сопротивляться попыткам власти прижать их к ногтю. К примеру, фермеры могли работать на земле, никак официально за ними не закрепленной, без шансов на сельхозкредиты, субсидии и другие государственные блага, но при этом гарантированным ответом на попытки государства передать в другие руки их поле или пастбище был массовый митинг у здания правительства — и во многих таких случаях власти отступали.

Многонациональность Дагестана вносит свою значительную лепту в культурное наследие региона. В Дагестане сохранились древние обычаи и традиции, которые работают в основе культурной жизни региона. Традиционные народные костюмы, такие как «чокка», «черкесская платка» и «лаксская шаль», отражают многообразие народов Дагестана и их индивидуальность. Исторический опыт и культурное наследие Чечни и Дагестана помогают сформировать уникальный характер и идентичность каждой республики.

Обе республики гордятся своим прошлым и стремятся сохранить свою культурную наследственность, привлекая внимание мирового сообщества к своим богатствам и традициям. Экономическое развитие и приоритетные отрасли В Чеченской Республике основные направления экономического развития связаны с инфраструктурными проектами, промышленностью и туризмом. Здесь активно осваивается строительство и реконструкция дорог, аэропортов, железнодорожных станций, мостов и другой инфраструктуры. Также Чечня стремится стимулировать развитие промышленных предприятий, особенно в сфере машиностроения, химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Туризм является одной из приоритетных отраслей Чечни, которая активно развивается и привлекает внешних инвесторов и туристов. В Дагестане основной упор делается на развитие сельского хозяйства, энергетики, производства и строительства. Сельское хозяйство является одной из наиболее важных отраслей экономики Дагестана благодаря благоприятным климатическим условиям и разнообразным почвам. Здесь развиваются производство молочной продукции, мяса, овощей и плодов, а также активно осуществляется рыболовство. Дагестан — одна из ведущих республик России в сфере производства энергии, особенно в области гидроэнергетики.

К примеру, в дагестанской кухне часто используется кисломолочная продукция — йогурты, творог, сыры. В то же время, в чеченской кухне большее внимание уделяется использованию мяса и птицы. Таким образом, кухня дагестанцев и чеченцев имеет много общих черт и сходств, но также есть некоторые различия. Она является настоящим искусством, которое доставляет не только удовольствие, но и отражает историю и культуру этих народов. Семейные ценности В семейных ценностях дагестанцев и чеченцев присутствуют некоторые сходства, однако есть и определенные различия. Оба народа придают большое значение семье и считают ее основой общества. Брак в дагестанской и чеченской культурах считается священным союзом между мужчиной и женщиной, основанным на любви и взаимном уважении. Важным аспектом семейных ценностей является роль головы семьи. В дагестанской культуре роль главы семьи чаще всего выполняет мужчина, который принимает важные решения и обеспечивает свою семью. В чеченской культуре также мужчина является главой семьи, но роль женщины тоже неотъемлема и она часто принимает участие в принятии семейных решений.

Еще одним сходством является ценность детей. В дагестанской и чеченской культурах дети считаются благословением и даром от Аллаха. Они являются продолжением рода и наследниками семейных традиций. Однако, существуют и некоторые различия в семейных ценностях дагестанцев и чеченцев. В дагестанской культуре большое значение придается сохранению «мужественности» и защите своей семьи. Дагестанцы ставят семейные интересы выше личных, они стремятся защитить свою семью и обеспечить ей безопасность, часто с большим рвением и готовностью вступая в борьбу или конфликт. В чеченской культуре также присутствует понятие «мужественности», но семейные ценности выражены более коллективным образом. Чеченцы стремятся поддерживать тесные и доверительные отношения внутри семьи, а также семейные и родственные связи являются очень важными для чеченцев. Дагестанцы Роль главы семьи обычно выполняет мужчина Главой семьи является мужчина, но женщина также принимает участие в принятии семейных решений Ценят мужественность и защиту своей семьи Стремятся поддерживать тесные и доверительные отношения внутри семьи Семейные интересы превыше личных Семейные и родственные связи очень важны Образование и наука Как для дагестанцев, так и для чеченцев, образование имеет большое значение. В Дагестане и Чечне существует развитая система образования, включающая детские сады, школы и высшие учебные заведения.

Дагестан и чечня в чем разница - 89 фото

Но есть месторождение на десятки миллиардов кубометров газа. Мои цифры могут быть отчасти ошибочными. В 19 году добывали 80 миллионов баррелей. Думаю, цифры выросли, так как уровень добычи рос год от года. Вообще, это знаковое явление отправлять ресурсные доходы в федеральный бюджет, а потом с барского плеча кормить из Москвы нищие регионы. А по поводу ваших идей об отделении. Скажу вам так - у вас через 5 лет после отделения на Севере и в горах Дагестана будут замечательные американские базы. А это регион, стратегически который переоценить сложно.

Помимо пляжей, к посещению рекомендуются интересные достопримечательности Кавказа. Также можно прогуляться по величественным горам, посетить живописные смотровые площадки, загадочный «город мёртвых» и многое другое.

В Дагестане же есть старый город — Дербент, в котором можно исследовать такие достопримечательности, как Крепость и Дербентская стена, Ханская баня, подземная тюрьма, Джума-мечеть и многие другие. Читайте нашу статью «Два дня в Чечне: что посмотреть в Грозном за выходные» , чтобы узнать еще больше о достопримечательностях и интересных местах Грозного. Заказать интересные экскурсии в разных городах Кавказа можно на сайте «Трипстер» или «Sputnik8» , а экскурсионные туры в виджете ниже: Важные замечания Если путешествие планируется не в столицу, а в другие города Дагестана или Чечни, то советуем заранее договариваться с такси, бронировать номера и строить маршруты прогулок. В маленьких кавказских городах практически нет указателей, поэтому там можно легко заблудиться: инфраструктура развита на должном уровне только в столичных городах. Обязательно возьмите с собой аптечку, потому что из-за плохой инфраструктуры могут возникать трудности с поиском аптек и наличием в них необходимых препаратов. Между населёнными пунктами можно перемещаться на маршрутке, однако у них нет стабильного расписания. Оно может моментально поменяться, поэтому надеяться на них не рекомендуется. К тому же, на маршрутках невозможно добраться до исторических достопримечательностей Дагестана или Чечни. Стоимость поездки на Кавказ Индивидуально рассчитать стоимость поездки несложно: цена за перелёт или переезд, питание, жилье проезд по городу и экскурсии.

Дагестан, с другой стороны, известен своей многоликастью и разнообразием культурных традиций. В регионе проживает немало народов, каждый из которых имеет свои уникальные язык, традиции и религиозные обряды. Эта многонациональность отражается в архитектуре, одежде и кулинарии Дагестана. Знаменитые мастера изготавливают уникальные ковры и изделия из серебра, характеризующиеся изящностью и искусством. Оба региона прежде всего известны своими сильными и гордыми народами, которые уважают традиции и заботятся о своей истории. Чечня и Дагестан демонстрируют, что культурное наследие этих регионов является неотъемлемой частью российской истории и многообразия. Вместе с тем, в Чечне также проживают представители других этнических групп, таких как русские, украинцы и другие. Это отражает многонациональность и мультикультурность этого региона. Дагестан также известен своим многонациональным составом. В этом регионе проживают более 30 этнических групп, включая аварцев, азербайджанцев, даргинцев, лезгинцев и другие.

Распределение этнических групп в Дагестане отражает его культурное разнообразие и национальные особенности. Важно отметить, что Чечня и Дагестан имеют свои уникальные культурные традиции, обычаи и языки. Чеченский язык относится к семье нахско-дагестанских языков, в то время как в Дагестане используется более 30 различных языков, включая русский.

Они давали нам ключи от своего дома, чтобы мы переночевали, а сами уходили к соседям или родственникам. Оборудованных кемпингов в Чечне и Дагестане немного, но палатку можно поставить практически на любой территории. Больше испугало, что в Чечне есть медведи, поэтому нам советовали ставить палатки ближе к домам. Мир живет с осознанием ужаса коронавируса, а что Чечня? А ничего. Местные особо не волнуются по этому поводу, говорит Татьяна, за всю поездку видели только одного человека в маске. Наверное, он надел ее только потому, что это было массовое мероприятие — празднование дня дынь и арбузов.

Многие болели и тяжело , у многих умирали близкие или родственники. На дверях магазинов висят предупреждения не то чтобы без маски не входить, а без справки о вакцинации не входить. Но тем не менее люди заходят в магазины без масок, и никто им ничего не говорит. Наверное, потому что и у продавцов масок нет «Сервис для туристов пока в зачаточном состоянии» С кафе и прочими туристическими радостями пока напряженка, признает Татьяна. Кафе как таковых в мелких населенных пунктах нет, либо они еще только строятся. Если хочешь поесть, то надо идти в магазин либо в дом к человеку и попросить продать фруктов или поесть. Никто не откажет, здесь к туристам особое отношение. Мы ходили покупать арбуз, а нам его подарили: «Вы же гости! Какое продавать? В столицах попроще, там есть кафе с национальной кухней.

Самый большой чек был в Махачкале — чуть больше 40 белорусских рублей на двоих. В мелких городках спасали столовые. Салат, горячее и компот обходились в 10 рублей. Вот еще немного цен: Виноград — 1,7—2 рубля за килограмм. Дыни — 1,4 рубля за килограмм. Арбузы — 35—60 копеек за килограмм. Свежий инжир — 5,2—8,6 рубля за килограмм. Помидоры, яблоки, огурцы, перец, груши — все по 3,5 рубля за 3 килограмма. Персики, нектарины — 5,2 рубля за килограмм. Кизил — 4 рубля за килограмм.

Кофе дагестанцы не пьют, вместо этого у них много чаев. Пачку можно купить за 5—7 рублей. В целом ничего сверхъестественного, по вкусу как будто собрали в тарелку все, что было на кухне. Практически вся кухня состоит из двух ингредиентов: теста и мяса.

Как одеваться и как себя вести туристам в Дагестане и Чечне

Вид оттуда — потрясающий! Проснувшись заезжаем в аул-призрак Гамсутль. Видите аул? Ночуем с видом на пролетающих внизу огромных орлов, и на следующий день едем в сторону Чечни, по пути посетив Карадахскую теснину. Высоченное ущелье, но до двух стен можно иногда легко дотянуться руками.

От ущелья к следующей точке — водопаду Тобот ведет дорога в небо, которую замыкает адовый серпантин. Найдите машину? В конце серпантина красивейший тройной водопад, которым обрывается небольшой город. Асфальт начинается внезапно, как только пересекаем границу Чечни.

А спустя считанные минуты, увернувшись на серпантине от приоры с взорвавшимся колесом все живы , оказываемся в отеле на озере Казеной Ам. У озера можно доехать на лошади до аула Хой. Аул сейчас активно восстанавливается, но пока вход свободный. В Грозном мы уже были, поэтому туда не торопимся.

Зато заезжаем в музей Донди-Юрт.

Кизлярская администрация в тот день так и не попыталась успокоить разъяренных горожан. Ночью или поздним вечером указатель снесли, а видео выложили в интернет. На следующий день восстанавливать дорожный знак приехала колонна вооруженных кадыровцев. В интернете есть видео, на котором, предположительно, запечатлен проезд чеченской колонны. Около 20 машин, включая грузовики. Бойцы выстроились вокруг указателя, пока дорожные рабочие его восстанавливали. На Кавказе его знают по прозвищу Лорд.

Он курирует внутриполитические и территориальные вопросы. Даудов часто участвует в решении конфликтных вопросов: в октябре он совершил несколько ночных визитов к лидерам ингушских протестов, а до этого выступил в публичной полемике с чеченским блогером Тумсо Абдурахмановым, известным под псевдонимом Абу Саддам Шишани. Фотография восстановленного знака и чеченских силовиков вокруг него моментально попала в интернет. К границе с Чечней начали съезжаться мужчины сначала из Кизляра, а потом и со всего Дагестана. По оценкам очевидцев, на месте собрались до нескольких сотен человек. Никто не знал, что это их [чеченцев] земля с давних пор. По-хорошему счету, виноваты наши власти. Они должны были рассказать кизлярской молодежи, что происходит и почему, провести конференцию какую-то.

Но получилось как получилось», — рассказывает житель Кизляра Али имя изменено. В городе у него бизнес и семья, поэтому он просит изменить свое имя при публикации материала. Но когда молодежь Дагестана стала собираться на границе, не смог остаться в стороне. Его возмутила не сама установка указателя, а попытка чеченцев говорить с позиции силы, играть мускулами перед соседями: «Ошибка со стороны чеченских властей была в том, что они приехали сюда вооруженной колонной. Дагестанцы не любят, когда их пытаются испугать. Чуть не случилась междоусобица. Хорошо что на этом все остановилось». В качестве ответных мер Дагестан отправил к границе полицейских.

Они выстроились через дорогу от чеченских силовиков. Между ними бушевали местные жители. Они требовали от чеченцев немедленно демонтировать знак и отказаться от притязаний на их земли. К собравшимся вышел Магомед Даудов. Он объяснил соседям, что этот участок принадлежит Чечне, и у себя на земле чеченцы вольны делать что хотят и устанавливать любые указатели. В качестве доказательства Даудов заявил, что готов поклясться на Коране в том, что дорожный указатель законно стоит на своем месте. Многие дагестанцы возмутились тону, с которым Лорд разговаривал с ними. В частности, обращался на «ты» к человеку, который намного старше него.

Старик: Сперва этот [знак] снимем, потом сядем. Если вам [неразборчиво] — потом обратно поставим. Даудов: Ты это снимешь? Даудов: Через мой труп. Старик: Твой труп тоже снимем и его снимем. Вероятно, подобного ответа Даудов не ожидал: в Чечне в таком ключе с приближенными Рамзана Кадырова уже давно никто не разговаривает. В какой-то момент события на перекрестке стали напоминать митинг. Кто-то принес громкоговоритель.

Работал он по принципу открытого микрофона «Я с гор, я не гражданин равнин. Чья это земля или чья это граница географически, я не знаю. Собравшаяся вокруг него толпа одобрительно загудела. Не прокатило. Все-таки у нашего народа менталитет немного другой. Мы более свободолюбивые», — вспоминает Али, ухмыляясь в рыжеватую бороду. Несмотря на сопротивление, Даудов, похоже, чувствовал себя хозяином положения. Прибывших на место мэра Кизляра Александра Погорелова и руководителя администрации главы Дагестана Владимира Иванова Даудов уличал в некомпетентности и разъяснял, чем, как и когда они должны заниматься: «Они главы дагестанских районов даже сами толком не знают, что у них происходит.

Работать надо с населением, молодежью. Честно тебе говорю, при всех: здесь этот бардак между Чеченской Республикой и Дагестаном именно из-за администрации города Кизляр». Дагестанские чиновники виновато кивали и обещали выполнить все указания спикера чеченского парламента: «Будем разбираться», — обещал глава Кизляра. Судя по всему, в этот день вероятность перехода конфликта в «горячую» фазу была высока даже по кавказским меркам. Магомед Даудов рассказал, что ему удалось отговорить чеченскую молодежь от поездки в Кизляр. По информации источника Daily Storm, в те часы и в Дагестане было около полутора тысяч вооруженных добровольцев, готовых прибыть в Кизляр и дать отпор чеченцам.

Есть еще одна дорога — через село Рошни-Чу можно доехать почти до Грузии. Об этом нам рассказал удивительно гостеприимный житель этого села.

Он даже был готов довезти меня на своем автомобиле: «Сам отвезу, вашу машину жалко». Нет уж, сам поеду, решил я. Эта дорога ведет к очень красивому горному озеру Галанчож. Но дорога неасфальтированная, зато хорошо для любителей экстрима: тут серпантины, резкие повороты, подъемы... У села Рошни-Чу военный пост. Я тоже там остановился. Жизнерадостный молодой чеченец поинтересовался, куда мы едем. Он объясняет: надо зарегистрировать документы.

Но посоветовал отлоить поездку. Уже темнеет, ехать по той дороге незнающему человеку опасно. К тому же, по его словам, буквально несколько дней назад был ливень, с гор смыло камни и глину, некоторые места проехать будет трудно. Узнав, что мы из Татарстана, обрадовался вдвойне. А его напарник заулыбался: — А я из Башкортостана! Оказался татарином из Нефтекамска. Услышав, как мы говорим между собой по-татарски, молодой чеченец совсем радостный стал. Вообще, чеченцы не любят, когда люди забывают родной язык.

Поэтому совет: хотите еще более лояльного к себе отношения — говорите на родном языке. Чеченцы, которые все до единого любят свой язык и считают его очень красивым, вообще не воспринимают того, что человек не знает родного языка и не считает, что он ему нужен. До горного озера Галанчож я так и не доехал, вернулся обратно, потому что уже темнело. На дороге встречаются крупные валуны, мне показалось это опасным. И действительно, повредил шину на остром камне. Но по фотографиям могу сказать: если любите риск и хотите увидеть горное озеро, обязательно съездите туда! Грозненский рынок Еще в первую поездку это заметил: девушки в Чечене одеваются так, будто собрались на фотосессию для журнала мод. И сейчас все так же.

Люди одеваются красиво и богато. Особенно молодежь. Девушки все в платках, платьях с длинными рукавами, одежда на них дорогая и красивая. Хочешь увидеть, как живет население — иди на рынок. Мы тоже решили посмотреть рынок в Грозном. Это вот такой настоящий чеченский рынок. Даже объяснить не могу. Образу жизни в чеченском доме полностью соответствует и рынок.

Женщины и мужчины — отдельно. У нас на рынках, даже будучи очень голодным, боишься покупать еду. А здесь кормят как в ресторане. Чеченские женщины настолько проворные и настолько чистоплотные, даже не скажешь, что это рынок. Национальное блюдо чеченцев — жижиг-галнаш галушки. Из баранины или говядины готовят наваристый бульон, затем в нем варят крупно нарезанную лапшу. Заказываешь одно блюдо — приносят три: мясо с лапшой, бульон и картофельный соус. И соус не в крошечной посуде с наперсток, как у нас, а в пиале, как отдельное блюдо.

Объемы порций впечатляют — едой на четверых можно накормить половину полка солдат. Кушают здесь добротно. Из этой же муки пекут пироги — «чуднаш». Также здесь широко распространены блюда из вяленого мяса. В основном едят баранину, а субпродукты, которые у нас совсем не используют, считаются деликатесом и идут на ура. Есть «казы баараш» — рубец, начиненный субпродуктами. Чеченцы едят хорошо, поэтому и сами крупного телосложения. Татары, действительно, мелковаты.

На базаре, когда искал платье маме в подарок, заметил, что здесь одежда для женщин пожилого возраста начинается с 50-го размера. Крупные живут здесь люди! Продавщица на базаре, услышав мою просьбу дать маленький размер, посмеялась и ласково спросила: «На каком языке говорите? Гостеприимность чеченцев бросается в глаза и на базаре. Здесь все очень вежливые. И очень много кошек! Люди всегда готовы помочь. Зашли в одно кафе, а меню оказалось японским, ничего не понравилось.

Например, Дербент до сих пор хранит могилы арабских воинов, которые принесли религию на эти земли во второй половине 7 века. Чеченцы познали и приняли ислам только с приходом 18 века. Это значит, что чеченская нация по этим критериям более молодая. Отмечается также разница между владением языками. Все вариации говоров относятся к кавказской семье. Но зачастую народы не понимают друг друга, так как исторические пути народностей были слишком разными, языки развивались независимо друг от друга. Общий итог таблица Народы имеют сходства и отличия.

Более подробные примеры даны в таблице. Дагестан Чечня Общее описание Сообщество народностей, которые давно живут на территории Дагестана. Большая часть населения по языковому описанию относится к кавказской языковой группе, но среди них также встречаются ногайцы, а также кумыки. Это языковая общность нахских народов. Чеченцы считаются самым крупным коренным народом на территории Северного Кавказа. Численность У дагестанцев есть опыт наличия государственности. На территории древнего Дагестана существовало раннее средневековое государство со своими правилами и традициями.

Затем государственность была утрачена под влиянием прихода русских народов. Чеченцы с самого начала демонстрировали отсутствие государственности.

«Обычно два-три месяца в году провожу за пределами Беларуси»

  • Разница между дагестанцем и чеченцем
  • Есть ли разница для девушки между Чечней и Дагестаном?
  • Почему Чечня и Дагестан по разному отреагировали на войну Палестины с Израилем
  • Принцип работы

Зачем стоит ехать в Дагестан и Чечню?

Не госэкзамен, конечно. Пока мы делаем это через муфтият. Мы должны сознавать, что против нас ведется религиозная война. Не против Дагестана. Он мало кому нужен. А против России, чтобы ослабить ее и раздробить». Отсечь ее технически невозможно да и не было таких примеров в истории, что государство само от себя куски отрезало. И потом: если у тебя болит нога, лучше ее вылечить, чем ампутировать. Тем более, что ваххабистская зараза уже по всей России пошла. В Татарстане ситуация сейчас едва ли не хуже, чем в Дагестане.

Что, Татарстан тоже будем резать? Этак мы кровью истечем. Что делать? Надо официально запрещать ваххабистскую идеологию как террористическую». Фашизм тоже нацизмом называется. Можно прописать в Уголовном кодексе ваххабизм тире салафизм тире исламизм и еще двадцать терминов. Не проблема. Уже и русская православная церковь настаивает на таком законе, и Чечня предлагает вводить жесткие меры. Это идея общая и православных, и мусульман».

Что с ним делать? В тюрьму его сажать опасно, он там займется пропагандой. И вместе с ним на волю выйдет еще десяток ваххабитов», - говорю я. В тюрьме ваххабиты занимаются вербовкой и перевоспитанию в принципе не подлежат. Самый гуманный способ — лишение гражданства и депортация. Раз человек не признает Российское государство, значит, гражданство надо отбирать. Конфискация имущества, билет в одну сторону, изъятие российского паспорта. Сажай человека в самолет и отправляй». Какая страна согласится его принять?

Есть страны, которые будут принимать ваххабитов по идеологическим соображениям, а в Африке, например, и за денежку небольшую возьмут». Я дагестанским силовикам уже говорил: вот есть у вас болото с ядовитыми комарами, откуда они вылетают штук по 60 в месяц. Вы сидите вокруг болота, и ваша задача не пропустить этих комаров дальше. Само болото вы трогать не можете, вокруг него правозащитники летают. Вы можете этих комаров десятилетиями шлепать, а болото нужно просто залить керосином, а потом осушить». Это не молитва о ниспослании богатства в офисе банка. Это обычная сельская мечеть в Дагестане, где на табло не курсы валют, а расписание молитв. Но в последний момент Бог отводит его руку от убийства, а взамен предлагает ему заколоть в жертву жирного тельца. Что нам этой историей хотел сказать Господь?

Не может приносить в жертву отец сына или сын отца. А у нас в дагестанских селах сын-ваххабит отдает убийцам своего отца-милиционера, или брат сдает брата. Они не понимают, что Богу такая вера не нужна. Русские боятся религиозного Кавказа и подсознательно хотят от него отделаться. Но если Россия откажется от Кавказа, она потеряет все и сократится до размеров обнищавшего Московского княжества. Россия сейчас сталкивается с двумя вызовами — с религиозным и этническим сепаратизмом. Вслед за Кавказом отойдут Башкирия, Татарстан, Якутия и т. На очереди — богатая Сибирь, в которой сепаратистские настроения на порядок сильнее, чем на Кавказе. Проблема заключается в том, что в русском этническом сознании наблюдаются серьезные изменения.

Происходит девальвация такого качества, как великодержавность, имперскость. Впервые в истории русское сознание, которое всегда было имперским, мельчает, и готово ради создания чисто русского государства поступиться территориями. А это крах. Мы же, кавказцы, как и большинство малых народов, не хотим быть во второразрядной России. Если уж мы относимся к России, она нужна нам только великой». Если мы строим русское национальное государство, то с Кавказом нам его не построить, как не построить его с Татарстаном, Калмыкией, Бурятией и т. Потому что национальное государство предполагает абсолютную гомогенность, однородность культур. А даже сами русские неоднородны, толком не знают, кто они такие, поскольку существует огромное количество этнических групп. Второй вариант — построение либерального государства.

Тогда нужно распускать Россию и по частям интегрироваться в западное общество, так как либеральное государство само по себе является подготовкой, фазой на пути глобализации. Первые два пути — самоубийственны и ведут к демонтажу государственности. Остается третий путь — построение евразийского государства имперского типа, прообразом которой являлась самодержавная Россия, а потом СССР.

Поэтому ошибочно чеченец может сказать «маленькая мальчик пошла» или «высокий женщина сел». Дагестанское аканье Доктор филологических наук Мугума Чеерчиев в монографии «Функциональная характеристика гласных дагестанских и русского языков» обращает внимание на фонетические особенности, которые помогают понять, что говорящий по-русски — дагестанец. Так, не во всех дагестанских языках есть фонема «о» — нет такого звука в даргинском, лакском, лезгинском и табасаранском языках. По этой причине дагестанцы часто акают, произнося даже ударную «о» как «а». Другая особенность — неразличение твердых и мягких согласных русского языка, которое вынуждает дагестанцев ошибаться. Употребление «был» вместо «бил», «выл» вместо «вил» и даже «жил» вместо «шил» наполняют русскую речь дагестанцев обаятельным комизмом. Особенности акцента армян, азербайджанцев и грузин Российский лингвист, доцент филфака МГУ Елена Брызгунова также считает, что одной из характерных примет «кавказского» акцента является аканье, которое свойственно армянам, азербайджанцам и грузинам. К особенностям «кавказского аканья» относят растягивание гласных и «напряженность глоточной артикуляции». Глухие гласные «п», «т» и «к» армяне произносят более грубо, твердо и четко, а северокавказцы и азербайджанцы — мягко, басовито, на выдохе. Для многих проще всего узнать армянина, потому как русские слова «рубль, «разговор», «разгром» он произносит с характерным раскатистым «р-р-р»: «рр-р-рубль», «р-р-р-разговор», «р-р-р-разгром». Другой приметой армянского акцента является отсутствие «йота» после согласного: «булён» вместо «бульон» , «белё» вместо «бельё» , копё вместо «копьё».

Вас ждут великолепные ущелья, горные реки, озера и виды, захватывающие дух. Старинные башни, аулы, мечети с парящими в воздухе минаретами и потрясающие смотровые площадки. И там и там есть, что попробовать. В Дагестане выбор и разнообразие блюд будет чуть больше, но и в Чечне никто не останется голодным. Особенно тот, кто любит мясные блюда и шашлык. В этом Чечня и Дагестан схожи. А в остальном, они очень и очень разные. Чечня - один народ, а вот на территории Дагестана проживают более 30 разных народностей. Наверно именно поэтому общая атмосфера, дух и настроение так отличаются. Чечня гордая, строгая и прекрасная. Дагестан - шумный, весёлый и более свободный.

Итого, территориальная разница — приблизительно — на двух участках между Кадастровой картой и картой Парламента ЧР составляет 11,4 кв. Ботлихского района при площади района 687 кв. О том, что озеро Казеной-ам находится и на территории Ботлихского района подтверждает описание района на сайте Правительства Дагестана. Само озеро Казеной-ам является одной из достопримечательностей этого горного участка, на западном чеченском берегу которого построены гостиницы и обустроена зелёная территория для туристов. Малик Бутаев Историческая справка: В дагестанской истории озеро Казеной-ам традиционно известно как Андийское озеро, на берегу которого в 1917 проходил II съезд Горских народов Кавказа.

Грозненский рынок

  • Как работает KMS Tools
  • KMS Tools 2024-2025 – активатор Windows 7-11
  • Отличия жизни людей в Чечне и в Дагестане. На примерах с фотографиями: eugzolotuhin — LiveJournal
  • Разница между Чечней и Дагестаном: особенности и характеристики

Как одеваться и как себя вести туристам в Дагестане и Чечне

Четверть века назад, после начала войны я пошутил в том духе, что, мол, дали бы генерал-майору авиации Джохару Дудаеву генерал-лейтенанта, сделали бы его замминистра обороны России — тут и конец сепаратизму. Сегодня та шутка кажется наивной. Я уверен, что чеченский сепаратизм состоялся бы и без Дудаева. В 1994 г. Чечня уже стала де-факто независимой.

Американская исследовательница Эмма Джиллиган определяет Чечню 1994—1996 гг. Здесь ключевое слово — «государство». Тем временем в Москве упорно верили в непререкаемую военную силу федерального центра. И напрасно.

Разница в том, что в отличие от донецких сепаратистов за чеченскими не стоял никто или почти никто — не считать же решающим обстоятельством их успеха помощь из мусульманского зарубежья. Просто они показали свою силу, а Москва — свою слабость. Это было обидно для российского общества, которое симпатизировало Ельцину: слаб наш президент, слаба армия. Россия испытание Чечней не выдержала.

Переговоры с Асланом Масхадовым и заключение в 1996 г. Федеральная власть воспринимала Хасавюрт не иначе как передышку. В Кремле были уверены, что вопрос будет решен в пользу Москвы и это только дело времени. Но время тогда работало против федерального центра.

Первая чеченская и последовавшие за ней события оказывали влияние на внутриполитическую обстановку в России.

Новости СМИ2 Присмотревшись к женскому полу, проживающему в соседних между собой республиках: Чечне и Дагестане, я сделала вывод. В Дагестане нравы чуть-чуть свободнее. Что значит чуть-чуть? Это значит, что ни одной девушки в мини-юбке или коротких шортах я там ни разу не увидела. Но в платьях, подол которых не закрывает щиколотки, икры и даже колени - таких дам я повидала там полно. При этом в соседней Чечне абсолютно все увиденные мной женщины носили длинные платья или юбки в пол, верх обязательно был снабжен длинными рукавами. Только детям разрешались платья, где длина могла быть чуть ниже колен.

Но напоминания эти не отличаются разнообразием: либо взрыв, либо контртеррористическая операция, либо вертолет, посланный за очередным арестованным чиновником. Однако в Дагестане происходит много другого. И при всей своей «чуждости» и «непонятности» рядовому российскому наблюдателю он на самом деле сейчас похож на остальную Россию гораздо больше, чем принято думать. Хотя старт Дагестана в постсоветские годы был весьма необычен.

Здесь я попробую изложить свой заведомо субъективный взгляд на события, происходившие в Дагестане с момента распада СССР и до сегодняшнего дня. Неизвестные девяностые Интересно, что до самого конца 90-х Дагестан в информационном плане довольно сильно походил на Бурятию и Туву. Рядом полыхала Чечня, но то, что происходило менее чем в двухстах километрах от Грозного, почти не интересовало ни федеральных политиков, ни журналистов. СМИ тогда даже колебались, писать название «Махачкала» через дефис или слитно.

Впрочем, тогдашняя изоляция Дагестана была не только информационной. Республика оказалась отрезанной от основных транспортных артерий, которые соединяли ее с другими российскими регионами именно через Чечню. Железную дорогу в обход мятежного соседа построили только в 1997 году, а для автомобильного сообщения с «большой землей» дагестанцам во времена чеченской смуты были доступны лишь малопроезжие дороги востока Калмыкии. Для республики, где и в советское время значительная часть населения жила торговлей, урон от этого оказался огромным.

До сих пор один из самых распространенных в Дагестане рассказов из «лихих девяностых» это рассказ о том, как на грузовых машинах люди сбивались с пути в зимней калмыцкой степи и замерзали там, истратив запасы бензина. Можно сказать, что по сравнению с большинством других российских регионов Дагестан тогда получил двойной удар: советская индустрия, в том числе военная, в республике стремительно шла ко дну в цехах некогда крупнейших махачкалинских заводов по сей день располагаются авторынки , а возможности для появления мелкого и среднего бизнеса были крайне ограничены из-за транспортной блокады. Было и еще одно обстоятельство, делавшее ситуацию в Дагестане гораздо сложнее, чем в среднем по России. Это отъезд из республики значительной части населения, прежде всего образованного городского.

Миграция в направлении столиц шла тогда из всех регионов, но для Дагестана она означала не запустение местных городов, а радикальное изменение их облика и уклада жизни. Дело в том, что еще в середине ХХ века можно было говорить о «двух Дагестанах»: сельском и городском. Сельский, особенно его горная часть, был, как и сейчас, населен почти исключительно коренными горскими народами. А в городах горского населения было крайне мало.

В Махачкале середины ХХ века наряду с русскими большую долю населения составляли армяне, персы, евреи. Городской Дагестан формировался из потомков давних обитателей прикаспийских городов, а также из рабочих и технической интеллигенции, направленных советской властью на местные заводы. Между сельским и городским Дагестаном не было антагонизма, они просто мало соприкасались. Заметная в количественном отношении миграция горцев в города началась в последние десятилетия советской власти, а в 90-е приобрела обвальный характер на фоне отъезда горожан из региона и разрушения горных колхозов и совхозов.

Масштабы этому процессу придавало и то, что большинство горских народов на момент распада СССР имели высокую хотя уже снижавшуюся рождаемость. По переписи 2010 года, у представительниц разных горских народов, достигших на тот момент пятидесятилетнего возраста, было в среднем от трех до четырех детей. Одноэтажные саманные домики, остававшиеся на центральных городских улицах, скупались «ради земли» и заменялись масштабными строениями в горском стиле. Хрущевки в районах подальше от центра обрастали немыслимого вида пристройками.

По окраинам возникали никак не зарегистрированные, но населенные десятками тысяч переселенцев поселки. Не так давно в Махачкале вышла книга воспоминаний и фотографий о столице Дагестана до времени «великого переселения». Называется она «Был такой город». Но внешним видом городов изменения, происходившие в Дагестане в первые советские годы, не ограничивались.

На фоне отъезда из региона большого количества прежних управленцев миграционная стихия практически никак не регулировалась. Узкий слой партийных бюрократов, оставшихся на высших должностях в республике, оказался один на один с социумом, переживавшим тектонические изменения всего жизненного уклада на фоне коллапса экономики. Поддержка первых лиц республики со стороны федерального центра была тогда совершенно условной. Вопрос о том, как сохранить власть в этой буре, они решали в основном самостоятельно и нашли наиболее очевидный, хотя и рискованный способ.

Он состоял в том, чтобы интегрировать во власть видных «неформалов», общественных лидеров, за которыми была значительная поддержка населения. Поделиться с ними источниками ренты и использовать их влияние для контроля над регионом. Неформалы эти, как правило, имели собственные вооруженные силы. Обменивали свой статус с криминального на политический они двумя путями: либо силовым образом, приобретая контроль над активами, жизненно важными для какой-то части Дагестана например, над разраставшимися тогда вещевыми рынками приграничного с Чечней города Хасавюрт , либо становясь во главе национальных движений, в начале 90-х в основном занимавшихся земельными конфликтами между разными этносами земельные конфликты — большая и отдельная история как для тогдашнего, так и для нынешнего Дагестана, но рамки данной статьи подробно рассказать о них не позволяют.

Два этих пути входа в региональную большую политику, впрочем, не исключали один другого. Возглавлявший Дагестан полтора первых постсоветских десятилетия Магомедали Магомедов тактику взаимодействия с этой новой элитой освоил хорошо. Кто-то получал хлебные должности и ставил свой силовой ресурс на службу руководству республики, кто-то их не получал, но ради перспектив получения помогал в решении самых болезненных вопросов, включая приграничные отношения с Чечней. В этой новой элите каждый претендовал на то, чтобы представлять какой-то из многочисленных коренных дагестанских этносов некоторые действительно это делали в земельных войнах начала 90-х.

Потому любые решения в пользу или против кого-то из «новых» воспринимались как решения в пользу или против целого народа. Рядовая отставка министра могла вызвать бурление одного из «народных фронтов» и многотысячный митинг на площади.

Говорят, их задача — «пресекать провокации и следить за порядком». Через дорогу от них припаркован «Урал» цвета хаки без номеров. Это спецназ, но уже не чеченский или дагестанский, а федеральный. Местные называют его российским. Бойцы дежурят здесь с начала конфликта и успели устроить под дорогой небольшую полевую кухню, приручить бродячую собаку. С чеченскими коллегами бойцы федеральных сил не общаются, демонстративно их не замечая.

Последние события тепла в эти отношения точно не добавили. Когда 10 июня у выезда из дагестанского Кизляра появился указатель территории Чечни, в социальных сетях начали активно обсуждать это резонансное по местным меркам событие. Вспомнили и территориальный конфликт Чечни с Ингушетией, и протесты во время демаркации границы Дагестана и Чечни в марте. Кизлярская администрация в тот день так и не попыталась успокоить разъяренных горожан. Ночью или поздним вечером указатель снесли, а видео выложили в интернет. На следующий день восстанавливать дорожный знак приехала колонна вооруженных кадыровцев. В интернете есть видео, на котором, предположительно, запечатлен проезд чеченской колонны. Около 20 машин, включая грузовики.

Бойцы выстроились вокруг указателя, пока дорожные рабочие его восстанавливали. На Кавказе его знают по прозвищу Лорд. Он курирует внутриполитические и территориальные вопросы. Даудов часто участвует в решении конфликтных вопросов: в октябре он совершил несколько ночных визитов к лидерам ингушских протестов, а до этого выступил в публичной полемике с чеченским блогером Тумсо Абдурахмановым, известным под псевдонимом Абу Саддам Шишани. Фотография восстановленного знака и чеченских силовиков вокруг него моментально попала в интернет. К границе с Чечней начали съезжаться мужчины сначала из Кизляра, а потом и со всего Дагестана. По оценкам очевидцев, на месте собрались до нескольких сотен человек. Никто не знал, что это их [чеченцев] земля с давних пор.

По-хорошему счету, виноваты наши власти. Они должны были рассказать кизлярской молодежи, что происходит и почему, провести конференцию какую-то. Но получилось как получилось», — рассказывает житель Кизляра Али имя изменено. В городе у него бизнес и семья, поэтому он просит изменить свое имя при публикации материала. Но когда молодежь Дагестана стала собираться на границе, не смог остаться в стороне. Его возмутила не сама установка указателя, а попытка чеченцев говорить с позиции силы, играть мускулами перед соседями: «Ошибка со стороны чеченских властей была в том, что они приехали сюда вооруженной колонной. Дагестанцы не любят, когда их пытаются испугать. Чуть не случилась междоусобица.

Хорошо что на этом все остановилось». В качестве ответных мер Дагестан отправил к границе полицейских. Они выстроились через дорогу от чеченских силовиков. Между ними бушевали местные жители. Они требовали от чеченцев немедленно демонтировать знак и отказаться от притязаний на их земли. К собравшимся вышел Магомед Даудов. Он объяснил соседям, что этот участок принадлежит Чечне, и у себя на земле чеченцы вольны делать что хотят и устанавливать любые указатели. В качестве доказательства Даудов заявил, что готов поклясться на Коране в том, что дорожный указатель законно стоит на своем месте.

Многие дагестанцы возмутились тону, с которым Лорд разговаривал с ними. В частности, обращался на «ты» к человеку, который намного старше него. Старик: Сперва этот [знак] снимем, потом сядем. Если вам [неразборчиво] — потом обратно поставим. Даудов: Ты это снимешь? Даудов: Через мой труп. Старик: Твой труп тоже снимем и его снимем. Вероятно, подобного ответа Даудов не ожидал: в Чечне в таком ключе с приближенными Рамзана Кадырова уже давно никто не разговаривает.

В какой-то момент события на перекрестке стали напоминать митинг. Кто-то принес громкоговоритель. Работал он по принципу открытого микрофона «Я с гор, я не гражданин равнин. Чья это земля или чья это граница географически, я не знаю. Собравшаяся вокруг него толпа одобрительно загудела. Не прокатило. Все-таки у нашего народа менталитет немного другой.

Разница между Чечней и Дагестаном: особенности и характеристики

На протяжении многих лет власти Чечни уделяют большое внимание сохранению национальных традиций и обычаев, а также повышению уровня религиозности населения, всячески поощряя ношение девушками и женщинами платка, предписанного исламом. Дагестан и Чечня имеют сходства и различия в своем государственном устройстве, что обусловлено различиями в истории и национальных особенностях каждого региона. Чечня также является многонациональной республикой, но чеченский язык является государственным и широко используется в повседневной жизни. Присмотревшись к женскому полу, проживающему в соседних между собой республиках: Чечне и Дагестане, я сделала вывод. Кардинальное отличие Чечни и Дагестана: чистота, качество дорог, количество отелей, свежесть построек. Отношение населения Дагестана к конфликту в Чечне коренным образом изменилось с начала "антитеррористической операции".

В Дагестане обратили внимание на расхождения границ республики с Чечнёй

Отношение населения Дагестана к конфликту в Чечне коренным образом изменилось с начала "антитеррористической операции". И чеченский, и дагестанский относятся к большой группе нахско-дагестанских языков, которые в научной литературе называют «восточнокавказскими» языками коренного населения Дагестана, Чечни и Ингушетии. Однако, пытаясь разделить скорбь с палестинцами, жители Чечни и Дагестана повели себя абсолютно по-разному, почему так вышло, выяснял NewsTracker. Отношение населения Дагестана к конфликту в Чечне коренным образом изменилось с начала "антитеррористической операции".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий