Новости эвора сезария биография

Сезария Эвора легендарная босоногая дива, уже легенда, Годы жизни: 27 августа 1941 года, Минделу — 17 декабря 2011 года[1], Сан-Висенте) — певица из Кабо-Верде, исполнительница морны, фаду и модиньи. Всемирно признанная звезда, Сезария Эвора, также имела честь выступить со специальным репортажем о себе на французско-немецком культурном канале «Arte». Сезарию Эвору называли "босоногой дивой". На сцену она всегда выходила босиком.

Сезария Эвора — биография певицы

Двери баров и клубов были открыты для всех завсегдатаев и приезжих моряков. Музыка, звучавшая на улицах и на пляже, очаровывала фокстротами и вальсами, грустными лирическими песнями и зажигательными африканскими мелодиями. Грудной и бархатный голос Сезарии больше всего подходил для популярных в то время стилей — морна и коладеры. Да и самой девушке были по душе медленные ритмические мелодии, рассказывающие о глубоких чувствах, печали и тоске, любви и разлуке. Первые песни Сезарии Эворы В возрасте 17 лет у Сезарии уже была своя группа музыкантов, с которыми она выступала в клубах, завоевывая все большее число поклонников и зарабатывая на жизнь себе и своей семье. Ее выступления были яркими и запоминающимися, она умела затронуть струны человеческой души так, что очень скоро она получила всеобщее народное признание и любовь, а самой высокой наградой был титул "королевы морны". В 1975 году Португалия предоставила независимость Сенегалу, что стало причиной окончательного сворачивания торговли в Кабо-Верде, которая и до этого уже начала угасать. Большая часть музыкантов эмигрировали в разных направлениях. Сезария Эвора - Карнавал Сезария осталась. Она дальше продолжала петь, меряя родную землю босыми ногами и стараясь хоть как-то скрасить жизнь земляков.

Кстати, певица всегда ходила босиком, не надевала обувь и на концерты. Она нужна ей была только для выезда в страны с более холодным климатом. На вопрос о своем босоногом имидже Сезария отвечала, что таким образом выказывает солидарность с африканскими женщинами и детьми, живущими за чертой бедности. Знаменитая по тем временам певица Бана и ассоциация женщин Кабо-Верде неоднократно приглашали Сезарию в Лиссабон для записи. Первым продюсировать Эвору начал знаменитый певец, ее земляк Тито Парис. Дебют сольного альбома состоялся, когда босоногой диве исполнилось 43 года. Сезария Эвора - Besame Mucho Однажды пение самобытной звезды кабо-верденского блюза морна услышал француз Хосе да Сильва, по происхождению земляк Сезарии.

Свои песни она писала на родном языке — кабовердийском креольском, одном из диалектов португальского. Всемирная слава к «Босоногой диве» пришла в 1992 году, после записи альбома Miss Perfumado, когда певице уже перевалило за 50. Свое прозвище Эфора получила за то, что всегда — даже уже будучи звездой мирового уровня — выходила на сцену босиком, отдавая символическую дань бедности, в которой живут ее земляки на Островах Зеленого Мыса. После выхода Miss Perfumado певицу с неподражаемым тембром стали наперебой приглашать в зарубежные турне. В 1992 году она дала два триумфальных концерта в Париже. В 2000-х годах Эвора неоднократно выступала в России, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах — от Архангельска до Владивостока. За 10 лет всемирной славы Цезария заработала около 50 миллионов долларов. Практически все эти деньги Эвора жертвовала на детские социальные программы. Почти вся система начального образования Островов Зеленого Мыса оплачивалась из ее гонораров. Себя певица побаловала лишь парой недорогих автомобилей, чтобы гонять теплыми африканскими вечерами по побережью родной страны… Цезария Эвора — бабушка-певица c Островов Зеленого Мыса. Она курила сигары и ходила босиком. Пожилая женщина с расфокусированным взглядом, мать троих детей, гордость своего маленького города Манделы, Цезария воплотила тайные мечты всех бабушек. В душе бабушки совсем не хотят быть похожи на Надежду Бабкину или героиню молочной индустрии с домиком в деревне.

С 1958 года, то есть с 17-летнего возраста Сезария работала в музыкальных барах Минделу. Первоначально исполняла песни в стиле «морна» порт. Свой первый сольный альбом певица записала в сорок три года в Лиссабоне. Первым продюсером Эворы стал другой известный певец — кабовердец Тито Парис. Там же в Лиссабоне в ресторане «Enclave» клуб лиссабонских кабовердцев, её услышал Жозе да Силва, француз с кабовердийскими корнями, и был покорён её голосом так, что положил три года на то, чтобы сделать её знаменитой. Он привёз уже 47-летнюю певицу во Францию. С этого момента началось её сотрудничество с «Lusafrica».

Культура 20. Первый концерт состоялся три года назад, последний - за год до её смерти. В нашем городе, как и во всем мире, на выступления гостьи из небольшого островного государства Кабо-Верде было невозможно купить "лишний билетик".

ТЕТУШКА ЦИЗЕ, КОТОРАЯ ОБЕЩАЛА НАМ СЧАСТЬЕ

Сезария эвора, биография, новости, фото. Детство и юные годы Сезарии Эворы. Сезария Эвора Биография Сезария Эвора — самая известная в мире уроженка Островов Зеленого Мыса, бывшей африканской колонии Португалии. Сезария Эвора — культовая «босоногая дива», гениальная певица из Кабо-Верде, которая восхищала миллионы людей, исполняя композиции в стилях морна, фаду и модинья. Сезарию Эвору часто называют черным бриллиантом в короне крошечного государства Кабо-Верде, но разве можно измерить материальную ценность и значение босоногой певицы морны, фаду, модиньи для каждого из нас и этого мира.

Умерла Сезария Эвора

Cesária Evora слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке. Дискография Cesária Evora — все популярные треки и альбомы, плейлисты лучших песен, концерты, клипы и видео. 27 августа исполняется 80 лет со дня рождения Сезарии Эворы, удивительной африканской певицы, которую так любят в России. 7, сохранений - 2. Присоединяйтесь к обсуждению или опубликуйте свой пост! Cesária Évora. Певица Сезария Эвора: Новые Известия - новости России и мира сегодня. Сезария Эвора - Angola, легендарная босоногая дива.

Умерла легендарная певица Сезария Эвора

Ее песенные истории складывались в морны — народные баллады. Для жителей культурной столицы островов — Манделы — она уже тогда была символом. В конце восьмидесятых зрелую чернокожую Золушку заметил французский продюсер. Ровно 10 лет назад Эвора с аншлагом собрала парижскую «Олимпию». Французы влюбились в темнокожую грузную женщину специфической внешности с редким, красивым голосом. Островной шансон в скучающей столице моды приняли как смесь родного и экзотики. Французы устали от типичности собственных бульварных романсов. Их шансон всегда был либо патетикой из уст Эдит Пиаф, либо музыкой настроения парижских улиц из рекламы мыла «Камэй» — лиричной, но однообразной. Цезария не похожа на французских шансонье. У нее есть «саудаджи».

Такого нет ни в одном языке мира, кроме португальского и его диалектов. Одно маленькое красивое слово переводится как «чувство светлой тоски по родине». Нам это немного странно, но ни один бразилец, португалец или житель бывшей колонии Кабо-Верде без «саудаджи» себя не мыслит. Цезария не знает, как объяснить другим, что это такое. Единственный язык, которым она владеет, — креольский — странный диалект, похожий одновременно на все языки романской группы. На нем и поет. Под музыку, напоминающую смесь шансонных традиций и босановы, босая Цезария выходит на крупные концертные площадки мира и рассказывает о своем народе.

Но именно это делает меня счастливой, большего от жизни мне не надо», - улыбалась пожилая женщина. Она ушла из жизни в декабре 2011 года, ей было 70 лет. Незадолго до этого она говорила: «Дожив почти до 70, я понимаю, что у меня исполнились все мечты и новых уже нет. Я жду, когда Бог заберет меня и я скажу всем: «До свидания! И до последнего дня Сезария Эвора жила в старом доме, курила сигареты и принимала гостей, встречая каждого улыбкой. Она постигла жизненную мудрость, которая заключалась в том, что надежда должна быть бесконечной, любовь - долготерпящей, тоска - светлой, сочувствие - искренним. В Миндело, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде - в клубах, на улицах, на пляже - играла музыка. В моде были все стили: баллады, вальсы, фокстроты, контраданс. Однако наиболее популярными считались морна и коладера - медленные и ритмичные песни, выражающие ностальгию, любовь, печаль и тоску. Обладая сильным и эмоциональным голосом, наиболее подходящим для этих стилей, Цесария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни Миндело и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул "королевы морны". С верными ей музыкантами она переезжала из клуба в клуб, давая концерты и зарабатывая на жизнь от щедрот своих поклонников. Однако в конце 50-х порт стал приходить в упадок, а когда в 1975 году Сенегал получил независимость от Португалии, торговля в Кабо-Верде быстро свернулась, и большинство музыкантов эмигрировало в другие части света. Цесария же Эвора решила остаться на родине. Известная в тех краях певица Бана и женская ассоциация Кабо-Верде не раз приглашали ее для записи в Лиссабон, но ни один продюсер почему-то не заинтересовался ею. И вот в середине 80-х Хосе Да Сильва, молодой француз кабо-верденских корней, был так тронут пением Цесарии, что убедил ее поехать с ним в Париж для записи пластинки. Однако настоящее признание пришло только в 1992 году с выходом в свет альбома Miss Perfumado, который своим триумфальным шествием от Парижа до Лиссабона и от Монреаля до Барселоны за один момент превратил 52-летнюю Цесарию Эвору в поп-звезду, чей диск только во Франции был продан в количестве более чем 200000 экземпляров. За привычку появлять на сцене босиком в знак солидарности с бедными африканскими женщинами и детьми ей дали шуточное прозвище "босоногая дива", на что она нисколько не обижается. По всему миру покатилась волна увлечения морной - кабоверденской версией блюза. Вышедший в 1995 г. На этом поднявшемся почти до самых вершин чартов Билборд и остававшемся там значительное время диске певица своим пронизывающим душу вокалом и трогательной лирикой пытается воссоздать сказочную атмосферу кабоверденских ночей. Здесь Цесарии, большой поклоннице Эдит Пиаф, Билли Холидей и Бесси Смит, аккомпанирует большой состав акустических инструментов: несколько гитар включая кавакино - небольшую 4-струнную ритм-гитару , скрипка, аккордион и кларнет. Записанные "живьем" они усиливают плавность и эмоциональную глубину звучания ее голоса. Альбом начинается дебютным синглом "Petit Pays" и включает несколько более ритмичных вещей, а также ряд душещипательных мелодий, которые Цесария исполняет со свойственной ей неподражаемой небрежностью. Французская газета La Vie Paris написала об этом альбоме: "Шарм Цесарии Эворы, ее богатый, насыщенный теплыми тонами голос снова как и прежде трогают нас. Не упустите возможность получить истинное удовольствие. Газета Le Monde Paris восторженно замечат, что "голос Эворы способен тронуть любую душу". Последние ее выступления включали два аншлаговых концерта на джазовом фестивале в Монреале в 1995 г. В будущем, в октябре 1996 г. Я знал, что ей 70 лет, что она очень больна, что у нее диабет в тяжелой форме, что она пела босиком не из солидарности с нищими женщинами Африки, как любят писать массмедиа, а потому что на больные и распухшие ноги не налезала никакая обувь в ее райдере значилась обязательная подача кресла-каталки к трапу самолета и чтобы гримерная была на одном этаже со сценой - она не могла подниматься по лестнице. Я знал, что один глаз у нее не видит совсем, а второй - очень плохо, что два года назад она перенесла инсульт, а год назад - операцию на открытом сердце, что осенью перед концертом в Париже ей стало плохо, и она объявила об окончании концертной деятельности. Я знал все это, но, когда 17 декабря услышал о ее смерти, чуть не расплакался. А мой друг-музыкант в пьяном виде позвонил из Израиля и десять минут рыдал в трубку. Чем же так проняла всех эта неуклюжая, безвкусно одетая, с головы до ног увешанная золотыми побрякушками, полуграмотная она практически не умела ни читать, ни писать немолодая женщина без особенных вокальных данных, певшая вдобавок небрежно, неточно и безучастно? Почему для людей, восприимчивых к музыке, для тех, у кого, как говорят французы, «тонкое нёбо», ее пение было совершенно неотразимым и воспринималось буквально как факт личной биографии? Я попытаюсь сегодня что-то рассказать об этом, но на самом деле ничего объяснить здесь нельзя. Пардон за банальность, но волшебство таланта и чудо искусства не поддаются никаким логическим объяснениям. Для затравки поставлю вам песенку, которую все вы наверняка слыхали, и расскажу, как я услышал ее в первый раз. Это было в Париже, ранней весной 2000 года. Мы с моей женой Маришей гуляли по городу, и в один из моментов ей, как и всякой нормальной женщине, натурально, захотелось походить по какому-то огромному многоэтажному универсальному магазину, а я, как всякий нормальный мужчина, всей душой ненавидя шопинг во всех его проявлениях и понимая, что это дело может затянуться надолго, остался внизу в небольшом кафетерии. Мне действительно пришлось просидеть там часа полтора, и все это время молодой бармен за стойкой раз за разом ставил на своем бумбоксе одну и ту же песню. И никому это не надоедало. И даже, когда Мариша вернулась, мы ушли не сразу, а прослушали ее еще несколько раз. Nho antone escaderode С тех пор прошло уже много времени. За подотчетный период я эту песню, которую про себя называл просто «Антошка-дерошка» , слушал бессчетное количество раз, но, только готовясь к этому вечеру, удосужился задуматься, о чем же собственно в ней поется. Скажу сразу, узнать это оказалось очень непросто. Как известно, Эвора пела на креольском диалекте португальского, который даже португальцы понимают с трудом. Текст на креольском языке в интернете нашелся, нашлись после чрезвычайно долгих поисков даже два перевода на английский и один на французский, причем все три довольно сильно отличались друг от друга. К счастью, текста в этой песне очень мало. Как почти всегда у Эворы, это многократно повторяемые два куплета и припев. И если попытаться привести английские и французский переводы к некоему общему знаменателю, то в песне поется примерно следующее: «Когда я в первый раз приехала в Рибейра Гранде это такой городок в Португалии , я славно провела время в одной забегаловке. Нас было трое, и мы так надрались ромовым пуншем, что потеряли контроль над собой и стали ходить, как скрюченный сеньор Антош». И это все. А в припеве просто повторяется имя и фамилия - Антош Эскадерош. Кто это такой, в песне не уточняется. Вообще, тексты песен Эворы - это отдельная история, и мы о них еще поговорим. Но для порядка сначала все-таки немного биографии. Сезария Эвора родилась 27 августа 1941 года в городе Минделу на острове Сан-Висенте архипелага Кабо-Верде, который по-русски чаще называли Острова Зеленого Мыса - португальской колонии, расположенной в 600 км к западу от побережья Сенегала. На этих девяти обитаемых островах сегодня живет чуть больше 400 тысяч человек для сравнения: это примерно в два раза меньше, чем в московском Северном округе. Ее отец, который был музыкантом и играл на скрипке и виолончели, умер рано, оставив жену с семью детьми. О своем детстве Сезария вспоминала так: «Мы не голодали, мы были просто очень бедными, как и многие в Минделу. Основной доход в семью приносили мои братья, которые работали за границей. Кроме того, мы сдавали в аренду часть дома, а бабушка держала огород, где выращивала арбузы, кукурузу, фасоль. Собирая небольшой урожай, мы всегда раскладывали его на кучки и делили между соседями». Тем не менее вскоре матушка Сезарии была вынуждена отдать маленькую Сизи в детский приют. Именно в этом благотворительном заведении наша героиня впервые приобщается к музыке и пению - она поет в приютском хоре. С шестнадцати лет Сезария уже пела в барах своего родного Минделу, пела с охотой, и все вокруг ее очень хвалили. В это же время она влюбляется в местного моряка Эдуарду, который обучает ее местным песням, причем многие из них сочинил ее родной дядя, известный под псевдонимом B. Leza, и в дальнейшем они полноправно вошли в ее репертуар. Сезария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни островов и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул «королева морны». О том, что такое морна, мы еще поговорим. Но настоящей профессиональной карьеры не получалось: ни пластинок, ни гонораров… Две записи ее выступлений по радио вышли в конце 1960-х - одна в Португалии, другая в Нидерландах, где было много эмигрантов с Островов, но они прошли незамеченными. Да тут еще несчастная личная жизнь и, как следствие, очень серьезные проблемы с алкоголем… Словом, к середине 70-х Сезария совсем забросила музыку, погрузилась в типичные заботы матери-одиночки у нее несколько детей от разных мужчин, и она никогда не была замужем. К тому же в 1975 году Острова Зеленого Мыса обрели независимость от Португалии, и хотя в отличие от соседней Анголы это произошло без кровопролитной гражданской войны , ничего хорошего не принесло, потому что к власти пришло прокоммунистическое правительство. При проклятых колонизаторах Острова Зеленого Мыса были крайне бедной страной, но все-таки в Минделу, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде - в клубах, на улицах, на пляже - играла музыка. Однако и любовь, и печаль, и весёлые, юмористические, праздничные картинки - всю эту гамму чувств и настроений островитяне выражали в морнах и коладейрах - местных песнях на все случаи жизни. С верными ей музыкантами Сезария переезжала из клуба в клуб, c острова на остров, играя концерты и зарабатывая на жизнь себе и своей семье. Но с избавлением от колониального гнета и приходом к власти доморощенных коммунистов и прежде небогатая экономика страны, державшаяся исключительно на туристическом бизнесе, попросту перестала существовать. В стране начался настоящий голод, и большая часть населения была вынуждена эмигрировать. Надо сказать, что и до сих пор в кабовердианской диаспоре проживает гораздо больше людей, чем в, так сказать, метрополии. Естественно, в полный упадок пришла и культурная жизнь. В отличие от многих, Эвора не уехала из страны, но, если так можно выразиться, с головой ушла во внутреннюю эмиграцию. Это были самые трудные десять лет в ее жизни. Она полностью прекратила петь, практически не выходила из дома, много и беспробудно пила. Так безрадостно и уныло прошло почти десять лет, и только в середине 80-х, когда ей было уже за сорок и страна немного очнулась от спячки, она запела вновь. И тут неожиданно выяснилось, что половина кабовердийских певиц считает ее своей учительницей.

Тот глаз, который видит, она называет Паулино; тот, зрачок которого вслепую дрейфует по озерцу белка, — Камуче. Паулино и Камуче — братья; Паулино видит, но парализован, Камуче слеп, зато ходяч. Так и идут они по жизни, помогая друг другу двигаться в верном направлении. На груди и запястьях Эворы — золотые браслеты, цепи и брелки, на голове — импровизированная чалма, какие умеют сооружать из чего придется африканские женщины, за чалмой — вид на Белый дом, открывающийся из окна ее номера в гостинице «Украина». Стоит апрель; Эвора в первый раз в Москве, она дает закрытый концерт в новом здании Театра Анатолия Васильева. Сейчас ее мысли заняты чемоданом, который порвался под тяжестью подарков, собранных ею в ходе турне. Ей обещали поход в большой московский магазин, где она сможет сколь угодно долго выбирать чемодан. Но вначале ей придется отвечать на мои вопросы. За полчаса белая чайная чашка наполнилась окурками до краев. Впереди еще час, а сигарет у Эворы уже не осталось. Я вспоминаю слова мэра города Мандела, где Эвора родилась 27 августа 1941 года и жила безвылазно до середины 80-х: «Она — олицетворение независимой от мужчины и несгибаемой под ударами судьбы кабо-вердской женщины; в Японии гораздо больше людей знают о ней и ее песнях, чем о существовании президента Кабо-Верде». Я протягиваю послу кабо-вердской культуры Lucky Strike и вспоминаю другую фразу мэра: «Не скрывая своих пороков и дурных привычек, она никогда не оставляла окружающим возможности поставить их себе в упрек. Она не из тех, кого можно подчинять или переиначивать; она всегда отстаивает право быть самой собой до конца». Мандела — город с населением в 47 тысяч человек; рассказывая о жительнице вверенной ему вотчины, мэр поведал о человеке, чья жизнь прошла перед его глазами. Гордясь артисткой, рассказавшей миру о Кабо-Верде, он гордится талантом известной распутницы из квартала красных фонарей Ломбо, который в пору ее молодости конкурировал по спектру услуг и уровню разврата с Амстердамом. Матери троих детей от разных отцов, ни с одним из которых она не оформляла отношений. Пьяницы, которой принадлежат слова: «Если я заказываю в баре виски и слышу шиканья за своей спиной, я заказываю следом двойной — чтобы дать достаточно веский повод для злословий». Городской сумасшедшей, которая в середине 70-х отмечала дарованную Кабо-Верде независимость, шарахаясь голой по улице и бормоча бессвязные слова. Мандела — слишком маленький город, чтобы полвека жизни его обитательницы не прошли перед глазами остальных как сенсационная история на первых полосах газет и не превратились бы по ходу в миф. Езжайте в Манделу, разговорите продавца в лавке или официантку в кафе — услышите и не такие подробности. Позавчера после концерта в Харькове, — продолжает она, глубоко затянувшись, — мне подарили восемь блоков Marlboro. Два оставила себе. Один только что докурила. Где-то должен быть второй. Я бросила пить 15 декабря 1994 года. Но сигарету так и не смогла бросить, потому что сигарета сильнее меня. Как вы, человек, об упрямстве которого сложены легенды, допустили, что вас отучили пить? Я начала пить, когда я начала петь, — в 16 лет. Я выступала в барах и ресторанах в Ломбо. В этом районе жила моя бабушка, и мама тоже жила там. Чтобы попасть из маминого дома в бабушкин и обратно, достаточно было перейти улицу. Тогда в Ломбо было много движения, много туристов из разных стран, много моряков. Много баров. Вспоминать это грустно, потому что сейчас все закончилось: от прежнего Ломбо остались дома, но жизни, которая там кипела когда-то, уже нет.

Через 3 месяца после похорон имя певицы присвоено аэропорту, расположенному возле Минделу. Возле терминала установлен памятник Сезарии, воспроизводящий фото 2008 года — немолодая грузная босоногая женщина с микрофоном в руке встречает авиапассажиров. Родной дом Босоножки сейчас функционирует как музей. Крошечное государство Кабо-Верде, расположенное на островах Зеленого Мыса ближе к западной части побережья Сенегала, было колонией Португалии до 1975 года. Здесь, в семье кухарки и музыканта, родилась босоногая певица. Отцу, доброму и простому человек, была суждена слишком короткая жизнь. Девочке не исполнилось и 7 лет, когда его не стало. Детей в семье было, как говорится, семеро по лавкам. Чтобы хоть как-то облегчить свою участь, мать отдала Сезару в приют. Повзрослев и малость окрепнув, девушка вернулась домой и стала помогать матери. Чистила, мыла, стирала, готовила, напевала и украдкой поглядывала на фотографии отца-музыканта. Какие чувства пробуждали они в ней, неизвестно. Однако, в возрасте 14 лет под аккомпанемент гавайской гитары в портовой тавернеСезара впервые запела о любви. Природа одарила девушку сильным и уникальным голосом которому был присущ особенный магический тембр. Слушатели сразу полюбили юную певицу, и всегда поддерживали ее бурными аплодисментами. Миндело, как и положено портовому городку, славился яркой ночной жизнью. Двери баров и клубов были открыты для всех завсегдатаев и приезжих моряков. Музыка, звучавшая на улицах и на пляже, очаровывала фокстротами и вальсами, грустными лирическими песнями и зажигательными африканскими мелодиями. Грудной и бархатный голос Сезарии больше всего подходил для популярных в то время стилей — морна и коладеры. Да и самой девушке были по душе медленные ритмические мелодии, рассказывающие о глубоких чувствах, печали и тоске, любви и разлуке. Первые песни Сезарии Эворы В возрасте 17 лет у Сезарии уже была своя группа музыкантов, с которыми она выступала в клубах, завоевывая все большее число поклонников и зарабатывая на жизнь себе и своей семье. Ее выступления были яркими и запоминающимися, она умела затронуть струны человеческой души так, что очень скоро она получила всеобщее народное признание и любовь, а самой высокой наградой был титул «королевы морны». В 1975 году Португалия предоставила независимость Сенегалу, что стало причиной окончательного сворачивания торговли в Кабо-Верде, которая и до этого уже начала угасать. Большая часть музыкантов эмигрировали в разных направлениях. Сезария осталась. Она дальше продолжала петь, меряя родную землю босыми ногами и стараясь хоть как-то скрасить жизнь земляков. Кстати, певица всегда ходила босиком, не надевала обувь и на концерты. Она нужна ей была только для выезда в страны с более холодным климатом. На вопрос о своем босоногом имидже Сезария отвечала, что таким образом выказывает солидарность с африканскими женщинами и детьми, живущими за чертой бедности. Знаменитая по тем временам певица Бана и ассоциация женщин Кабо-Верде неоднократно приглашали Сезарию в Лиссабон для записи. Первым продюсировать Эвору начал знаменитый певец, ее земляк Тито Парис. Дебют сольного альбома состоялся, когда босоногой диве исполнилось 43 года. Однажды пение самобытной звезды кабо-верденского блюза морна услышал француз Хосе да Сильва, по происхождению земляк Сезарии. Молодой человек был тронут и поражен. Большого труда стоило убедить Сезарию поехать во Францию. Наконец певица сдалась, и Хосе да Сильва увез ее в Париж для записи сольного альбома. Это было началом сотрудничества с «Lusafrica». В 1988 году мир услышал альбом под названием Diva aux Pieds Nus. Далее — работа над Distino di Belita 1990 г. Женщины ее возраста хотели быть похожими на Сезарию и даже ходили босиком. Выход четвертого сольного альбома «Мисс Перфумаду» 1992 г. Исполняя португальский фолк, переплетенный с блюзом и джазом, на креольском диалекте, Сезария Эвора стала 52-летней поп-звездой.

Сезария Эвора

Сезария Эвора является двукратной обладательницей французской музыкальной награды — «Виктуар де ля мюзик» Пять раз она была номинирована на «Grammy» Награждена французским орденом Почётного легиона. Сезарию Эвору часто называют черным бриллиантом в короне крошечного государства Кабо-Верде, но разве можно измерить материальную ценность и значение босоногой певицы морны, фаду, модиньи для каждого из нас и этого мира. Всемирно известная певица Сезария Эвора скончалась в субботу в Кабо-Верде в возрасте 70 лет. всемирно известная кабовердианская певица. Сезария Эвора. Сезария Эвора (порт. Cesária Évora; по прозвищу «босоногая дива»; 27 августа 1941, Минделу — 17 декабря 2011[2], Сан-Висенте) — певица с островов Зелёного Мыса, исполнительница морны, фаду и модиньи.

История жизни Сесарии Эвора

  • Эвора, Сезария
  • Сезария Эвора: путь к успеху босоногой девушки
  • Не стало неподражаемой Сезарии Эворы, великой певицы и простой женщины
  • Памяти Сезарии Эворы
  • Сейчас популярно

Сезария Эвора биография Личная

После выхода альбома Miss Perfumado весь мир начал обсуждать ее свободолюбивое «рокерское» поведение. С раннего возраста из-за работы в кабаках она пристрастилась к алкоголю и табаку, которые часто принимала вместо платы за выступление. С сигаретами с тех пор она не расставалась даже на концертных площадках smoke-free, что не могло не восхищать зрителей. Также именно после выхода этого альбома Сезария начала чаще давать интервью, и стало понятно, что первые сорок лет ее жизни трудно назвать безоблачными и счастливыми. В 1975 году ее родина впервые обрела независимость, после чего утонула в экономической депрессии. На десять лет Сезария лишилась работы, и всё это время топила тоску в алкоголе. Потом — борьба с зависимостью, всемирная любовь и слава. Весь этот путь из маленького островного города к мировой сцене, а затем возвращение на родину абсолютно в другом финансовом положении — настоящий кэмпбелловский «путь героя» , за которым было интересно наблюдать из любой точки земного шара, ведь случаи мирового успеха музыкантов из стран третьего мира можно пересчитать по пальцам. Творчество Эворы трогало и российских слушателей, которые, как никто, понимали философию саудаде, воплощенную в перманентной тоске по родине и светлой грусти.

Но, в отличие от португальского, это чувство нельзя назвать центром нашего менталитета. После свержения монархической власти и провозглашения Португалии республикой в 1910 году появилось литературное движение саудозизм, которое сделало саудаде маркером португальской идентичности. Саудозисты стремились восстановить «утраченное величие» португальской культурной жизни, «заменив иностранные влияния», которые они обвиняли в упадке страны, на культ «португальских вещей», отражающих настоящую португальскую душу. Эта идея даже отражена в современном португальском гимне, где поется : «Вернем Португалии процветание». Кабо-Верде перенимала эти настроения сразу по нескольким причинам. Это и португальское влияние, и антиколониальные движения, которые заявляли об утраченном величии в двойном масштабе, и афроцентризм , утверждающий величие африканской расы, угнетаемой Европой. И как бы обрадовались саудозисты, увидев, насколько кардинально перевернула игру Сезария Эвора. Культ условных «португальских вещей» пришел не только в португалоговорящие страны, но и во весь европейский мир.

Если почитать статьи о Сезарии в СМИ, можно заметить, что в большинстве случаев это не безосновательный, но очень романтизированный рассказ о жизни дивы-иноземки, основанный на представлении о ней как о материнской, наследственной, подлинной, народной, экзотической. Такие характеристики западных СМИ можно трактовать как воплощение имперского мышления , для которого существование талантов вне имперского мира кажется диковинкой, из-за чего к инаковости и непохожести привлекается особое внимание. Жанр world music: цель, критика и вклад Сезарии Эворы Эта непохожесть — часть большого жанра world music, ярчайшим представителем которого стала Сезария. Придуманный в лондонском пабе в 1987 году диджеями и продюсерами, world music был задуман как маркетинговый термин для большей узнаваемости новых популярных африканских групп после успеха альбома Пола Саймона Graceland , записанного годом ранее. Тем не менее одно определение для музыкантов из разных стран и культур, поющих в разных стилях и жанрах, стало невольным реверансом в сторону колониального разделения на the west and the rest — «запад и остальных», — ведь жанр конструируется относительно преимущественно «белого» канона англо-американской музыки. В 1999 году фронтмен Talking Heads Дэвид Бирн написал громкую статью в The New York Times c подзаголовком «Я ненавижу мировую музыку», в которой утверждал, что дистанцирование между «нами» и «ними» — «не слишком тонкий способ подтвердить гегемонию западной поп-культуры». Смелый и дерзкий шаг, Белый человек! Индийский музыкант Рави Шанкар учил Джорджа Харрисона играть на индийском струнном щипковом инструменте — ситаре.

Широкую известность обрел Боб Марли и его регги, уходящий корнями в музыку Ямайки. Сезария же приблизила жанр world music к народу и показала другую сторону «этники».

Певица начала концертировать по всему миру. Каждый последующий альбом публика встречала еще более восторженно. Особо полюбились слушателям песни с пластинки «Мисс Перфумаду», которая была выпущена в 1992 году.

Кстати, неоднократно со своими концертами Эвора приезжала и в Россию. Сезария, как и ее мать, воспитывала своих детей одна. Как признавалась певица в интервью — её семья, её прекрасные дети — главный смысл в жизни. Добившись финансового благополучия, артистка на протяжении многих лет поддерживала систему начального школьного образования в Кабо-Верде, оказывая денежную помощь. Кроме того, благодаря Эворе работало множество учреждений среднего образования страны, а также функционировало около половины больниц этого небогатого островного государства.

Весной 2010 года стало известно, что из-за проблем со здоровьем Эвора вынуждена отменить все концерты. Полтора года спустя певица объявила, что завершает творческую карьеру.

Она быстро завоевала признание и любовь своего народа, получив титул «королевы морны». В 1975 году, после изменения политического статуса Сенегала, Сезария не стремится эмигрировать, а остается в родном городе. Продолжая работать в привычном амплуа, певица несколько раз пытала счастье, записываясь в Лиссабоне. Но стать известной ей было суждено лишь в 80-х, после знакомства с молодым французом Хосе Да Сильва, который был поражен и покорен исполнением Сезарии. Согласившись на его уговоры поехать в Париж и записать пластинку, певица кардинально меняет свой образ жизни.

Чернокожая золушка После первого альбома, выпущенного в 1988 году, Сезария практически каждый год выдает новый. В 1992 году, после записи пластинки Miss Perfumado, 52-летняя исполнительница становится поп-звездой. Выступая босиком под аккомпанирование скрипки, кларнета, рояля, аккордеона и гавайской гитары, она приобретает очень большую известность во всей Европе. Мир, насытившись бульварными романсами и шансоном, увлекся португальским блюзом по версии кабо-верди — джаз на своеобразном креольском диалекте. Пик популярности В 1995 году вышедший альбом Cesaria был номинирован на премию «Грэмми» и признан большим количеством центральных американских изданий «лучшим альбомом года». Музыкальные композиции из этого сборника длительное время занимали самые высокие позиции чартов. Сезария получает признание во всей Европе, России, Украине, а особенно во Франции.

Только в последние годы жизни она отказалась от спиртного из-за серьезных проблем со здоровьем. Но вот курить Сезария так и не бросила. Ее продюсер даже пытался «подкупить» певицу, пообещав подарить ей шикарный «Мерседес» в обмен на отказ от табака. Сезария очень хотела эту машину и даже попробовала какое-то время не курить, но в итоге все равно сорвалась. Она могла часами утюжить одежду Сезария очень любила утюжить все подряд. Сезария требовала, чтобы в ее номере обязательно был хороший утюг, и перед концертом могла часами выглаживать свои наряды.

Она делала это фанатично и, казалось, находила в манипуляциях утюгом своего рода отдушину. Порой Сезария так увлекалась процессом, что обжигалась, за что частенько сама над собой посмеивалась. Ходить босиком Босиком она чувствовала себя свободно и гармонично. В прохладную дождливую погоду она могла надеть куртку, теплый платок и сланцы, причем частенько щеголяла в таком виде даже во время гастролей в больших городах. В Кабо-Верде, на родине певицы, можно встретить много босоногих людей. Ну а сама Сезария не раз повторяла в интервью, что это просто дань традиции, ведь так ходить она привыкла с детства.

На ее родине люди живут очень бедно и встретить босоногого человека на улице не редкость. Спать на полу С раннего детства и вплоть до преклонных лет Сезария прожила в старом доме вместе со своими многочисленными родственниками.

Большая творческая карьера

  • Cesaria Evora
  • Откройте свой Мир!
  • Сезария Эвора. Тоска по необъяснимому
  • КОГДА СЛОВА НЕ ВАЖНЫ
  • Памяти Сезарии Эворы

Последние новости

  • Босая душа: Сезария Эвора открыла миру культуру Кабо-Верде | Статьи | Известия
  • Первые песни Сезарии Эворы
  • Эвора, Сезария | это... Что такое Эвора, Сезария?
  • Счастлива дома
  • Из Википедии — свободной энциклопедии

Сезария Эвора. Тоска по необъяснимому

Всемирно признанная звезда, Сезария Эвора, также имела честь выступить со специальным репортажем о себе на французско-немецком культурном канале «Arte». Имея за душой лишь голос и две любительские сорокопятки, Сезария Эвора приезжает в Париж в 1988 году, записывает свой первый альбом и уже через четыре года Париж у ее ног. Сезария Эвора является легендой в мире музыки. Sodade. Сезария Эвора появилась на свет 27 августа 1941 года в портовом городке Минделу. Эвора родилась 27 августа 1941 года в портовом городе Минделу (Кабо-Верде) в семье музыканта. С 17 лет Сезария начинает выступать в барах Минделу, исполняя в основном произведения поэта и композитора Б. Леза, чьи морны стали классикой архипелага. Сезария эвора, биография, новости, фото. Детство и юные годы Сезарии Эворы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий