Новости сретение господне история праздника кратко

Подробнее об истории праздника Сретение Господне, традициях и приметах – в материале «Рамблера». Подробнее об истории праздника Сретение Господне, традициях и приметах – в материале «Рамблера». Сретение Господне, даже если праздник выпадает на постную среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В этот день празднуют Сретение Господне в память о событиях из жизни Иисуса Христа, когда Он еще жил на земле. Сретение Господне история Когда Она в церковь впервые внесла Дитя, находились внутри из числа людей, находившихся там постоянно, Святой Симеон и пророчица Анна.

Сретение Господне: коротко о празднике

Сретение Господне: главное, что надо знать о празднике Поэтому давайте возьмем гениев себе в помощники и разберёмся, что же мы празднуем на Сретение Господне.
Праздник Сретения Господня Сретение Господне – один из главных христианских праздников.

Какого числа Сретение Господне в 2024 году

  • Приметы в день Сретения Господня
  • Сретение Господне
  • 15 февраля – Сретение Господне: история, смысл, молитвы. Видео. Иконы.
  • Праздник Сретение Господне: история и смысл
  • Когда Сретение Господне 2024
  • Сретение Господне - 2023: в чем главный смысл одного из древнейших праздников

Сретение Господне 2024: суть, история, традиции, приметы, что можно и нельзя делать

Припев: Богородица Дева, надежда христиан, покрой, сохрани и спаси надеющихся на Тебя. В тени Закона и Писаний образ видим, верные : всякое существо мужского пола, разверзающее утробу матери, посвящено Богу. Поэтому Перворожденное Слово безначального Отца, Сына, перворождаемого не знавшей мужа Матерью, мы величаем. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…» Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста , что случается весьма редко, праздничное богослужение, по Уставу, переносится на предыдущий день — 1 февраля, Прощёное воскресенье. Согласно требнику , в праздник Сретения Господня, перед началом Божественной литургии, в конце чинопоследования шестого часа перед Царскими вратами совершается «Чин благословения свеч на Сретение Господне», на котором происходит освящение свечей, называемых «сретенскими». Свечи могут быть освящены и после окончания литургии [13]. В Католической церкви Сретение имеет статус праздника festum , более низкий по сравнению с «торжеством»; отмечается 2 февраля.

Во времена императора Юстиниана этот праздник начали отмечать в Константинополе, о чем свидетельствуют как греческие, так и латинские авторы: Никифор, Павел Диакон, Георгий Кедрин под 9-м годом царствования Юстина. Сигеберт в Хронике под 542-м годом так говорит о причине, послужившей поводом установления праздника [... Некоторые полагают, что не следует доверять Никифору [Каллисту] о времени установления этого праздника [39]. Таким образом, список конкретных авторов, сообщающих о введении Сретения в Константинополе, ограничивается у Барония всего лишь четырьмя именами, и потому наша подборка свидетельств о древнейшем периоде существования этого праздника в Восточной Церкви является на сегодняшний день наиболее полной [40]. Весьма знаменательна здесь и деликатная, но достаточно ясно отражающая историографическую позицию Барония характеристика Никифора Каллиста. Действительно, хроникальная заметка последнего о причинах возвеличения праздника Сретения имп. Юстинианом даже при самом большом желании не может быть согласована со сказанием о чуде во время чумы, явно импонировавшим ученому кардиналу. Подводя предварительные итоги, наметим наиболее вероятную, на наш взгляд, схему образования этой противоречивой традиции. При этом временные и пространственные координаты целого ряда независимых друг от друга событий, на него наслаивавшихся, окончательно перепутались. Откровение о надписи на воротах антиохийских домов «Христос с нами, стойте! Популяризаторов этой легенды, воспроизводящих ее вплоть до сего дня, не смущали ни конкретные свидетельства древних источников об установлении праздника императором Юстином, ни то, что ни один византийский хронист, относящий это событие ко времени его преемника, императора Юстиниана, не ставит церковное торжество в генетическую зависимость от губительного мора и землетрясений не одновременных чуме , ни даже то, что современники бедствий юстинианова времени не только ничего не знают о спасительном для всех сретенском богослужении в разгар чумы, но свидетельствуют прямо противоположное, говоря о тщетных попытках отчаявшихся людей найти спасение в святых храмах! Серьезных же церковных историков, таких как кардинал Цезарь Бароний или наш протоиерей Григорий Дебольский , эти вопиющие противоречия между фактами и вымыслом, безусловно, смущали, но они, по понятным причинам, должны были отстаивать официальную версию событий. Литература Рубан Ю. Сретение Господне Опыт историко-литургического исследования. Так греки называют Храм Гроба Господня , Воскресение. В переводе И. Помяловского, во второй фразе цитируемого отрывка, допущена серьезная неточность: сущ. VII, вып. О «службе» в собственном смысле, т. Patrologia Orientalis, t. XXXVI, fasc. Turnhout, 1971, p. В этом Лекционаре отсчет ведется, так же, как и у Этерии, от Епифании, 6 января! Смотри также кандидатскую работу прот. Федорова «Иерусалимский Месяцеслов по Лекционарам V века». Дванадесятые праздники Православной Церкви. VI, с. IV, cap. В notae к тексту Минь датирует это событие 521 годом. Феофила в 842 г. Славянский перевод, местами сокращающий оригинал, появился уже в X-XI вв. Его издал акад. Истрин в 3-х томах присоединив греческий текст, исследование и словари , 1920-30 гг. I XI-первая пол. XIV в. Минь относит это событие к 542 году датировки у самого Георгия Амартола отсутствуют. Historia Miscella. Basileae, 1569, —lib. XVI, pag. Как молились Богу древние византийцы. ЛДА, 1979, с. Византийская Литургия. М, 1980, с. XVII, cap. Скабалланович ошибается, говоря, что установление Сретения Никифор Каллист «приписывает» здесь имп. Юстину, — см. Маркович, Хеортологиjа, с. Греческий текст совершенно ясен. Авторы комментариев «Толковой Библии» А. Лопухина т. К вопросу о времени празднования Рождества Христова в Древней Церкви. Киев, 1905 отд. Развитие исторической мысли. IV-первая пол. VII в. Развитие исторической мысли, с. Цитируется перевод, помещенный в приложении ко II-ой книге «Истории» Прокопия, с. Chronicon Liber IV, cap. Antverpiae, 1574, pag. Annales Ecclesiastici a Christo nato ad annum 1198, t. Roma, 1598, p.

Не считали в этот день деньги и не клали их не стол, иначе перестанут в доме водиться. Не мылись на Сретенье. Считалось, что к телу могут прилипнуть болезни. Не стригли 15 февраля волосы, чтобы жизнь и здоровье свои не отрезать. Под строгим запретом в праздник также были любые магические ритуалы. Приметы на 15 февраля о погоде По приметам 15 февраля наши предки предсказывали погоду на всю весну. В старину говорили: «Какова погода на Сретенье, такова и весна будет». На небе звезды яркие — весна придет поздно. Солнце на закате выглянуло — больше не будет морозов. С крыши капает — пшеница уродится. Метель дорогу замела — год будет неурожайным. Оттепель пришла — весна на пороге Морозы ударили — зима будет долгой. Снег пошел — весна ожидается холодной и сырой. Облаков на небе много — к хорошему урожаю хлеба.

В те далекие времена именно так и было. Поскольку ребенок матери дается во грехе, то после появления долгожданного отрока она не должна была посещать православные храмы в течение 40 дней, в случае с сыном и 80 дней — с дочерью. По истечении этого срока женщине необходимо было пойти к своему духовнику, чтобы подарить в качестве благодарности молодого ягненка и горлицу, а также помолиться и провести обряд посвящения младенца Богу. Также читайте: Православные посты в 2019 году — церковный календарь по месяцам По преданию Мария и Иосиф на 40 день после появления на свет Иисуса принесли его в Иерусалимский храм, следуя установленному закону, где их встретил старец Симеон. На тот момент ему было более 300 лет. Узнав от ангела, сошедшего с небес, о том, что «дева» родит сына Господня, старец был весьма удивлен. Дух обещал ему долгую жизнь, за которую он успеет убедиться в верности его суждений.

Сретение Господне в 2023 году — 15 февраля. Что такое Сретение, какие молитвы читать

Установил его или папа Геласий в 496 году как раз когда отменил луперкалии , или папа Григорий Великий в 600 году. На Востоке же праздник Сретения Господня связывают с моровой язвой в Константинополе 544 года. Страшная эпидемия прекратилась, когда по городу прошёл крестный ход и целую ночь верующие провели в молитве. Тогда император Юстиниан распорядился отмечать Сретение Господне более торжественно. С одной стороны, он подтверждает, что Иисус Христос действительно существовал и был рождён человеком — вопреки некоторым еретическим учениям, по которым Христос только принял облик человека, не являясь им по сути. С другой стороны, встреча в храме с Симеоном раскрывает мессианские пророчества о рождении мессии и знаменует завершение ветхозаветной эры и начало эры Нового завета. Фактически это праздник встречи с Богом, праздник смирения и радости перед освобождением от земной жизни. Согласно философским толкованиям, у каждого человека происходит в жизни своё сретение — в тот момент, когда он впервые вступает в храм. Традиции празднования Сретение Господне Сретение Господне ещё называют в народе Днём свечей — поскольку считается, что освящённые в этот день свечи обладают чудодейственной силой.

В древности такие свечи звали «громницами». Их освящают в храме и забирают домой, чтобы зажигать во время молитв на протяжении года для охраны от несчастий и катастроф. Огарки при этом нужно принести обратно в храм — на переплавку. Такие же чудодейственные свойства приписываются освящённой в день Сретения воде, которую после церковной службы, как и на Крещение, забирают домой. Она должна, по преданию, защитить от болезней и других негативных влияний. Сретение приходится на день без поста, поэтому никаких ограничений в еде нет. Наши предки в этот день пекли «голубков» из сдобного теста в память об очистительной жертве родителей Иисуса. Таких «голубков» приносили в храм на службу.

Праздник сегодня: традиции Дата проведения праздничной литургии, посвященной Сретению, закреплена в календаре за 15 февраля. Этот день имеет свои традиции, сопоставимые с событиями, описанными в Евангелии Луки: Верующие посещают храмы и слушают две литургии. В этот день освещают воду и свечи, которые считаются оберегом от зла, как внешнего, так и внутреннего. Праздничный стол устраивают дома, уже после торжественной литургии. Желающие крестят своих детей. Приветствуется также помощь нуждающимся. На Руси принято было считать, что Сретение — это рубеж, между зимой и весной.

По преданию, старец прожил 360 лет: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть. Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого. Кто такая Анна Пророчица? В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» Лк 2:37 — 38. Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля.

По преданию, старец взял малыша на руки и воскликнул: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром". Почему празднуют Сретение Господне? Отмечать его начали ещё в V веке. По мнению богословов, Сретение — это день, когда в лице святого ветхозаветного старца Симеона Ветхий Завет встречается с Новым Заветом — с христианством в облике младенца Иисуса. По сути, Сретение посвящено принесению младенца Христа в иерусалимский храм. Сретение Господне: икона Центральное изображение иконографии Сретения Господня — фигура младенца Христа, которого на руках держит старец Симеон Богоприимец. Их фигуры, напомним, символизируют собой встречу Нового Завета и Ветхого. На иконе также изображена пророчица Анна, дочь Фануила. Что просят на Сретение Господне? Что нужно делать на Сретение Господне? На Сретение нужно отпустить обиды на тех, кто случайно вас обидел, и самому попросить прощения у тех, кого вы ненароком задели, оскорбили.

Сретение Господне. История встречи человека со Спасителем

Вступительное замечание Обряд обрезания среди народа еврейского Сретение Господне История праздника Богослужение праздника Народные обычаи в день Сретения История второго Иерусалимского храма от его основания и до последних дней Площадь храма с ее. Сретение Господне или просто Сретение, Сретенье, Громницы, Очищение Марии, День свечей. В этом видео Вы узнаете, какой сегодня праздник, историю праздника и какие были традиции в Сретен. Сретение Господне история Когда Она в церковь впервые внесла Дитя, находились внутри из числа людей, находившихся там постоянно, Святой Симеон и пророчица Анна. Один из главных православных праздников — Сретение Господне — верующие отмечают в среду, 15 февраля.

Что такое Сретение Господне: история праздника, обычаи

Он выпадает на 40-й день после Рождества Христова, и дата выбрана неслучайно. Что значит для Церкви это событие и какие у него традиции — в материале «360». Когда православные отмечают Сретение Господне Сретение Господне — один из двунадесятых праздников , которые напоминают о земной жизни Богородицы и Иисуса Христа. Реклама По традиции его отмечают через 40 дней после Рождества Христова. Праздник неизменно выпадает на 15 февраля. История и суть праздника Как зародился праздник Сретение Господне празднуют в память о событии, описанном в Евангелии от Луки: на 40-й день после Рождества Иисуса Мария и Иосиф принесли свое дитя в храм в Иерусалиме для совершения ритуала благодарности Богу. Согласно Моисееву закону, мать младенца мужского пола должна была ждать 40 дней перед входом в храм, где после приносила жертву для очищения своей плоти, рассказал «360» священник Алексей Золотай. Мария родила в результате непорочного зачатия, поэтому ей не обязательно было это делать. Однако она все равно следовала традиции.

Он благословил Иисуса и произнес пророчество о его роли для спасения мира и предупредил об испытаниях, которые ожидают Сына Божьего и семью. Вместе с Богоприимцем была Анна Пророчица. Симеон взял Богомладенца на руки и произнес вслух пророчество о Спасителе: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». А Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». Предания гласят, что Симеон родился до Рождества Христова и в итоге прожил более 300 лет.

Сретение — встреча. Если считать, что Этерия акцентирует указательное местоимение здесь hic , то можно видеть в этом противопоставление иерусалимской богослужебной традиции богослужебным порядкам на родине путешественницы, - где Сретение либо вовсе не празднуется, либо празднуется очень скромно. Так греки называют Храм Гроба Господня, Воскресение. В переводе И.

Помяловского, во второй фразе цитируемого отрывка, допущена серьезная неточность: сущ. VII, вып. О "службе" в собственном смысле, т. Le Codex armenien Jerusalem 121. Patrologia Orientalis, t. XXXVI, fasc. Turnhout, 1971, p. В этом Лекционаре отсчет ведется, так же, как и у Этерии, от Епифании, 6 января! Смотри также кандидатскую работу прот.

Федорова "Иерусалимский Месяцеслов по Лекционарам V века". Лаврентьев Г. Дванадесятые праздники Православной Церкви. VI, с. Georgii Hamartoli Chronicon, lib. IV, cap. В notae к тексту Минь датирует это событие 521 годом. Феофила в 842 г. Славянский перевод, местами сокращающий оригинал, появился уже в X-XI вв.

Его издал акад. Истрин в 3-х томах присоединив греческий текст, исследование и словари , 1920-30 гг. I XI-первая пол. XIV в. Минь относит это событие к 542 году датировки у самого Георгия Амартола отсутствуют. Cedrinus Ceorgius. Historia Miscella. Феофан, Хронография, с. Евагрий, Церк.

Paulus Diaconus, Historia miscella, lib. Сергий, Месяцеслов, II, с. Basileae, 1569, -lib. XVI, pag. Феофан, Хронография, - рус. Болотов, Лекции, I, c. Как молились Богу древние византийцы. ЛДА, 1979, с. Византийская Литургия.

М, 1980, с. Nicephori Callisti Xanthopuli Ecclesiasticae Historia, lib. XVII, cap. Скабалланович ошибается, говоря, что установление Сретения Никифор Каллист "приписывает" здесь имп. Юстину, - см. Маркович, Хеортологиjа, с. Греческий текст совершенно ясен. Авторы комментариев "Толковой Библии" А. Лопухина т.

Maur, Feiern im Rhythmus, S. Болотов, Лекции, IV, с. Марр, Ефрем Сирин, с. Кекелидзе К. К вопросу о времени празднования Рождества Христова в Древней Церкви. Киев, 1905 отд. Развитие исторической мысли. IV-первая пол. VII в.

Прокопий, История II, 22-23, - с. Евагрий, - отмечает его исследовательница, - "возвышается над другими историками своего времени подобно тому, как над своими современниками возвышался Евсевий" Удальцова З. Развитие исторической мысли, с. Евагрий, Церковная история, IV, 29. Цитируется перевод, помещенный в приложении ко II-ой книге "Истории" Прокопия, с. Sigebertus Gemblasensis. Martinus Polonus. Chronicon Liber IV, cap. Antverpiae, 1574, pag.

Baronius С. Annales Ecclesiastici a Christo nato ad annum 1198, t.

Как видим, внутренняя достоверность этого интересного послания из которого здесь приведены лишь небольшие фрагменты , - даже если сомневаться в его формальной подлинности, т. Юстиниану, - прекрасно согласуется как с сообщением Никифора Каллиста, так и со всей известной нам историей богословских движений VI века. Главное - это генетическая зависимость литургической жизни Церкви от развивавшейся ее же вероучительной жизни, - а вовсе не от стихийных катаклизмов!

Эти выводы достаточно логичны и подкреплены конкретным материалом, - может заметить здесь внимательный читатель, - но обратите внимание на то существенное обстоятельство, что все вышеприведенные свидетельства о Сретении принадлежат авторам, жившим несколькими веками позднее описываемых ими событий и опиравшимся на противоречившие друг другу исторические традиции. Неужели же нет современников и очевидцев, описавших те бедственные времена? Ясно, что последнее слово в споре между благочестивой легендой и опирающейся на источники объективной исторической традицией должно непременно остаться за ними, ибо невозможно вообразить, чтобы набожный средневековый историк, живописующий страшную драму мора и гибели десятков тысяч людей, в том числе своих родных и друзей, не поведал бы о радости внезапного прекращения бедствия после впервые совершенного в храме Святой Софии сретенского богослужения! Ведь если первое для него - гнев и наказание Божие, то второе - милость и избавление, и он никогда не забывал древнее наставление архангела Рафаила: "О делах Божиих объявлять похвально" Тов. Чума в Византии и праздник Сретения: свидетельства очевидцев К счастью, блестящая эпоха императора Юстиниана I документирована едва ли не с большей полнотой, чем другие периоды византийской истории, и мы можем обратиться к двум, наиболее авторитетным, свидетелям интересующих нас событий.

Первый из них - знаменитый придворный историк Прокопий Кесарийский м. Пережив в Константинополе пощадившую его чуму, Прокопий посвятил ее пространному и патетическому - и одновременно жуткому в своем буквализме - описанию две главы! Приведем из них лишь важнейшие для нас фрагменты, отсылая любознательных читателей к полному русскому переводу Прокопия. Может быть, люди со смелым умом могут найти причины всему тому, что небо посылает на землю; так и делают те, которые способны высокопарно объяснять причины непостижимого и составлять странные системы о природе, хотя знают сами, что в словах их нет ничего здравого. Что касается до описываемого здесь бедствия, то нет возможности ни сказать, ни придумать другой причины, кроме воли Божией.

Бедствие охватило всю землю, нанесло ужасный вред людям всех состояний. Оно не щадило ни пола, ни возраста. Ничто не могло принести облегчения в этом недуге. Одних поразил он летом, других зимою; третьих в иные времена года. Началась чума у египтян, обитателей Пилусия.

Оттуда взяла два направления: одно к Александрии и к другим частям Египта, другое к смежной с Египтом Палестине; потом охватила она всю землю. На втором году от появления своего она, среди весны, дошла до Византии, где и я тогда проживал. И вот что тут происходило: Многим являлись призраки демонов, под всякими видами человеческими. В этом положении им казалось, что они получали удар в какую-либо часть тела от человека, который с ними встречался. Те, которым представлялись призраки, сперва старались отвратить их произношением самых священных имен и исполнением обязанностей веры, как кто мог; однако ничто не помогало; некоторые прибегали во святые храмы, но и там погибали!!!

Некоторые были поражены чумою другим образом; им грезилось видение, от которого, как им казалось, претерпевали они то же самое, или слышали слова, предсказывающие им, что они внесены уже в число обреченных на смерть. Чума в Византии продолжалась четыре месяца, но во всей силе держалась только три. В начале число умирающих было не много более обыкновенного; потом смертность стала возрастать более и более, так что в день умирало до пяти, даже до десяти тысяч человек и более. Наконец, сам Государь принял попечение об этом, как и следовало. Дав в распоряжение Феодору палатийских воинов и деньги, царь поручил ему иметь попечение о погребении мертвых.

После того, как все прежние кладбища были уже наполнены мертвыми телами, могильщики, копавшие сплошь во всех местах вокруг города, хоронили мертвых, где кто мог. Не имея более сил рыть могилы для такого множества умирающих, они всходили на башни, стоящие у стены в Сиках, снимали с них кровли и как ни попало бросали в них тела. Навалив их... Оттого распространилось по городу зловоние, которое более и более беспокоило жителей, особенно когда ветер дул от башен. В продолжение болезни видеть человека на Византийской площади было нелегко.

Здоровые, сидя дома, или пеклись о больных, или оплакивали умерших. Попадался ли кто навстречу, он верно нес мертвого. Коротко сказать - нельзя было видеть в Византии ни одного человека в хламиде, особенно после того, как занемог и царь; у него тоже появился желвак. И в этом царственном городе, где имеет пребывание верховная власть над Римской державой, граждане сидели дома в одежде самых простых людей. Таковы были действия чумы в Византии и в других областях Римских.

Как видим, Прокопий обстоятельно рассказывает о распространении болезни, говорит о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи! Вывод может быть только один: во время и по окончании столь губительного бедствия император Юстиниан был занят облегчением участи своих несчастных подданных, оставшихся в живых, а отнюдь не литургическими реформами, неуместными в данной ситуации! Ибо года два по взятии персами Антиохова города появился чумный недуг, в некотором отношении сходный с описанным Фукидидом, а в другом - весьма отличный. Начался он в Эфиопии... Некоторые города так сильно были им объяты, что и вовсе обезлюдели.

Особенно же истребительно налегала болезнь в каждый второй год индиктионного круга. Так что и я, описавший это,... Я же возвращаюсь туда, откуда отступил, и расскажу остальное о Юстиниане" [31]. И вновь, как и у Прокопия, - ни слова о празднике Сретения. Ясно, что он не имеет к этой чуме никакого отношения.

Обратим внимание и на то обстоятельство, что традиционная дата появления чумы в Константинополе 542 г. А ее начало, согласно Евагрию, относится ко второму же году "по взятии Антиохии персами". Отсчитывая, таким образом, четыре года от завоевания Антиохии 540 г. Неудивительно, что эти даты фигурируют у некоторых историков, в том числе у цитируемого далее кардинала Цезаря Барония 544-й год [32]. Прокопий и Евагрий, пережившие все ужасы чумного мора, были бы весьма озадачены утверждением минейной легенды о том, что бедствия "кончились в тот же день", т.

Рассмотренные византийские источники красноречиво свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий шестого века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как акцентируемое нами сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием Пятого Вселенского Собора 553-го года [35], так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола, разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества. Так завершается византийская церковно-историческая традиция в отношении праздника Сретения, - традиция, как мы убедились, фактологически корректная и заслуживающая доверия. Можно было бы ожидать, что именно она послужит в дальнейшем основанием для официальной церковной версии об установлении Сретения. К сожалению, этого, по каким-то причинам, не произошло. История формирования уже знакомой нам позднесредневековой легенды, которой до сих пор вынуждены поучаться христиане на праздник Сретения Господня, не является целью настоящей работы.

Попытаемся лишь кратко наметить характерные пути ее становления. Чума в Византии и праздник Сретения: истоки и формирование легенды Обращаясь к истокам этого странного сказания, устанавливающего причинно-следственную связь между богослужебным чествованием сорокового дня земной жизни Спасителя и чумой, поразившей Византийскую империю в середине VI-го века, обнаруживаем, что его первоначальные варианты принадлежат, очевидно, западным летописцам, чья осведомленность в церковной жизни Константинополя не может быть сопоставлена, разумеется, с осведомленностью рассмотренных выше византийских авторов, живших внутри своей церковно-исторической традиции. Не будучи "свободными исследователями", но - церковными историографами, они, тем не менее, не перешли здесь тот важный рубеж между достоверной традицией и псевдоблагочестивым вымыслом, отсутствие которого в отечественной церковной историографии прошлого и нашего времени столь неприятно поражает интеллигентного читателя. Действительно, знаменательное ибо первое по времени сообщение Павла Диакона устанавливает между чумой и праздником Сретения лишь формально-хронологическую связь, хотя заинтересованный историк легко может истолковать эту предельно лаконичную, к сожалению, фразу в желательном для него контексте. Спор здесь попросту невозможен.

Однако более поздняя и пространная хроникальная заметка, принадлежащая перу анонимного "монаха из Урсикампа" ок. Здесь мы читаем следующее: "542-й год. В ту пору, когда великий мор поразил Константинополь, учреждается праздник Очищения Блаженной Марии, который по-гречески зовется "Hypante", что означает "Сретение", ибо в этот день Симеон пришел в Храм, когда туда принесли Господа; после чего бедствие то отступило от города]" [33]. Эта заметка, как видим, уже ясно и несомненно формулирует генетическую зависимость между чумой и праздником Сретения. Более ранняя заметка подобного рода пока не обнаружена.

В его также популярной всемирной Хронике, составленной по указанию папы Климента IV, о празднике Сретения сказано следующее: "В те времена [при императоре Юстиниане Великом.

Вторым символом Сретенья была вода, которую набирали из трех колодцев. Верили, что она может исцелить многие болезни. По поверью, сретенская вода по своей силе не уступает крещенской, поэтому ее также освящали, а затем умывались, пили сами и поили детей, чтобы укрепить здоровье и прибавить сил. В некоторых селениях 15 февраля со сретенскими свечами и водой обходили дома, чтобы очистить их от сил зла. Опасались в это время Домового.

Существовало поверье, что дух в ночь после Сретенья беснуется и может «заездить коня». На праздник было принято печь блины, которые символизировали Солнце. Считалось, что в этот день встречаются зима и весна. А для детей готовили печенье в форме птиц. Малыши бежали на пригорок, протягивали таких "жаворонков" к небу и просили солнце зиму прогнать. На Сретенье сложились и свои приметы.

Если съесть блин до появления на небе первой звезды, то человеку будет во всем везти. Если сретенская вода, которую поставили рядом с человеком, потемнела, то на нем порча. Считалось, что все загаданные на Сретенье желания сбываются.

Сретение Господне

Познакомимся с праздником Сретение Господне, узнаем его историю кратко. Подробнее об истории праздника Сретение Господне, традициях и приметах – в материале «Рамблера». Сретение, Сретенье, Громницы, Очищение Марии, День свечей.

Сретение Господне 2024: суть, история, традиции, приметы, что можно и нельзя делать

Старец взял на руки Иисуса, почему и называется Богоприимец, благословил Его и промолвил: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое ты уготовил перед лицом всех народов, — свет и просвещение язычников и славу народа Твоего Израиля». В это же время в храме была 84-летняя вдова Анна. Она тоже прославляла Господа и говорила всем, что Младенец Иисус и есть обещанный Спаситель. В Древнем Риме в начале февраля отмечали праздник покаяния, поста и очищения, который был связан с подготовкой к весенним сельскохозяйственным работам. По поверьям, перед весенними работами необходимо очиститься от грехов и позаботиться о том, чтобы умилостивить тех духов и богов, от которых зависели жизненное благополучие и успехи в хозяйственных делах. В христианском празднике Сретения сохранились некоторые очистительные обряды, направленные против злых духов. Древние славяне в феврале отмечали свой весенний народный праздник, который по времени совпадал со Сретением. И сегодня в северо-западной России известен праздник под названием Громница, во время которого почитают огонь.

Наши предки различали огонь земной и огонь небесный. Небесный огонь, приходящий в виде молнии с неба, считали священным, а его проявления — божественными. Особенно ценили живой огонь, который ритуально зажигали трением дерева о дерево. От него зажигали огонь домашнего очага. Считалось, что изготовленные на Громницу свечи, обладают скрытой чудодейственной силой, оберегающей дом от молний и грома, а также от всяких неприятностей. По поверью, громничной свечой с целью защититься от сглаза подпаливали шерсть у животных и волосы у людей. Раньше на Громницу освящали хлеб-соль, которые хранили в доме как надежное средство от пожаров.

Если все-таки случался пожар, этот хлеб-соль бросали в огонь или в сторону, куда хотели отвести огонь. Во время обедни следили за свечами и гадали: у кого первого погаснет, тот и умрет раньше. А у кого после выхода из храма на пути домой огонь не потухнет, а ещё если воск на руку упадет тремя каплями, тот будет счастливым. Потушенную ритуальную свечу разламывали и раскладывали в хлевах, чтобы защитить скотину. Обычай вносить на Сретение в церковь свечи для освящения в римской церкви получил своё начало при папе римском Сергии. Установлен он был для противодействия языческому празднеству, которое совершалось вначале февраля в честь Прозерпины, Фебра и других языческих богов и сопровождалось возжжением факелов. На Руси ещё был распространен символический обряд продажи ребенка.

Кому-нибудь из прохожих, преимущественно старухе, через окно передавали ребенка, за которого она уплачивала какую-то сумму.

Другие названия праздника: «Очищение Марии» и «день свечей», так как в этот день освящают свечи [4]. Литургические облачения священников в праздник Сретения — белые, как и другие праздники, посвящённые Спасителю и Богородице. Перед собственно мессой в день Сретения проводятся обряд благословения свечей и процессия со свечами. Обряд благословения начинается с того, что все присутствующие на богослужении зажигают свечи под пение антифона. Священник после вступительного текста проходит по храму, окропляя молящихся со свечами в руках освящённой водой. После этого священник также берёт приготовленную для него свечу и начинает крестный ход словами: «Пойдём с миром, чтобы встретить Господа».

Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому в современном прочтении он сочетает в себе черты и Господского, и Богородичного. На Сретение в православных храмах проходит праздничная литургия.

Двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на службе. Они могут быть белыми как в Господские праздники символизируют Божественный свет и голубыми как в Богородичные символизируют чистоту и непорочность Девы Марии. Традиции на Сретение — 2024 Старейшая традиция, дошедшая до современности, заключается в освящении свечей. В храме перед началом литургии совершается особый «Чин благословения свещъ». Читайте также Над свечами произносится молитва, затем их окропляют святой водой и раздают верующим. Свечи приносят домой, хранят и зажигают во время молитвы на протяжении года. Нередко сретенским свечам приписываются чудесные, даже магические свойства. Например, особая способность отгонять злых духов или, к примеру, оберегать дом от попадания молнии. Однако духовенство считает, что приписывание таких свойств имеет языческие корни. Главное — это искренняя молитва, для которой и должна зажигаться свеча.

Что можно делать 15 февраля Сретение Господне отличает светлая и радостная атмосфера. Поэтому важно провести день в кругу семьи и близких, простить обиды и примириться с родственниками или устроить домашний праздник. В качестве подарка можно преподнести икону. Обязательно стоит посетить храм и помолиться. На Сретение освящают воду и свечи. Вода считалась целебной. По поверьям, она исцеляет от болезней и сглаза. А свечи зажигали, чтобы обратиться с особой просьбой к Богу, отогнать нечистую силу и защитить сглаза. Существовал обычай в полночь на Сретенье набирать воды из трех колодцев. Ей придавали чудодейственные свойства.

Жидкостью окропляли больных, домашний скот, в ней купали детей.

Согласно Моисееву закону, мать младенца мужского пола должна была ждать 40 дней перед входом в храм, где после приносила жертву для очищения своей плоти, рассказал «360» священник Алексей Золотай. Мария родила в результате непорочного зачатия, поэтому ей не обязательно было это делать. Однако она все равно следовала традиции. Он благословил Иисуса и произнес пророчество о его роли для спасения мира и предупредил об испытаниях, которые ожидают Сына Божьего и семью. Вместе с Богоприимцем была Анна Пророчица. Симеон взял Богомладенца на руки и произнес вслух пророчество о Спасителе: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». А Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». Предания гласят, что Симеон родился до Рождества Христова и в итоге прожил более 300 лет. Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем, причислила к лику святых, прославила как благочестивого праведника и покровителя младенцев.

Сретение символизирует пересечение Ветхого и Нового Заветов, соединяя иудейскую и христианскую традиции, истории спасения человечества. Это один из старейших христианских праздников. Его застали, в частности, священномученик Мефодий Патарский и святитель Иоанн Златоуст, они выступали с проповедями. Несмотря на древнее происхождение, Сретение начали отмечать более торжественно только после того, как в VI веке, во времена бедствий, люди получили откровение о важности этого дня. Официально праздник закрепили в 544 году, после чудесного избавления от несчастий в Византии.

Сретение 2023: что важно знать, чтобы год горько не плакать – приметы на 15 февраля

Прочтя краткую историю Сретения, вы легко узнаете все пять персонажей, изображенных на иконе. Двунадесятый праздник "Сретение Господне" празднуется 2 февраля (15 февраля по новому стилю). Сретение Господне — один из двунадесятых православных праздников, который отмечают 15 февраля в память о встрече старца Симеона с Богомладенцем Иисусом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий