Новости что означает сжигание чучела на масленицу

И если кулачные бои, ритуальное сжигание чучела Масленицы и уж тем более похороны зимы не были явлениями повсеместными и обязательными, особенно в городах, то без блинов и благотворительности Масленица была немыслима. Никакие силы тьмы не сумели стереть Масленицу из памяти потомков ведруссов.

Иеромонах Макарий: сжигание чучела на Масленицу отводит от истинной веры

  • Что нужно сделать перед Масленицей, чтобы год не рыдать – 10 примет и запретов
  • Масленица 2023: почему на Масленицу сжигают чучело? - 19.02.2023, Sputnik Грузия
  • Проводы Масленицы: что за праздник и почему надо сжигать ее чучело
  • Зачем на Масленицу сжигают чучело?

Масленница - не по-христиански: можно ли православным жечь чучело

Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму, В последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре. Чучела Масленицы, декорированные в стиле традиционной русской росписи разных областей России у Государственного Исторического Музея. Чучело не всегда сжигали, его могли утопить, закопать в землю или разорвать на части.

Чучело масленицы: сжигать или не сжигать?

Сожжем Зиму законно: Статьи общества ➕1, 05.03.2019 Мы расскажем, что он означает, чем сопровождается, и во сколько сжигают чучело Масленицы.
Причина и истоки древнего обряда: зачем на Масленицу сжигают чучело - Но сжигание чучела православие считает лишним, как не соответствующее духу христианства.

Причина и истоки древнего обряда: зачем на Масленицу сжигают чучело

Почему сжигают чучело на Масленицу? Сжигание чучела на Масленицу Изначально сжигание чучела у язычников означало обновление, своеобразное очищение и гибель всего нехорошего, а затем и возрождение чего-то нового. Поскольку это был приход нового года, то это символический жест, когда все плохое оставалось в старом временном отрезке, а хорошее, вместе с весенним Солнцем, оставалось с празднующими. Можно сравнить такое чучело со сказочной птицей Феникс, которая проходила очищение огнем, чтобы возродиться заново и стать еще более сильной и привлекательной. И урожай после сожжения должен был стать хорошим, только пепел требовалось развеять по полям. Почему на Масленицу пекут блины? В древних традициях блин является поминальным блюдом, и именно так славяне почитали память усопших. Поэтому до сих пор является дискуссионным вопрос — кому отдавать первый из них? Интересно, что символом самой Масленицы блин стал только в 19 веке, причем он обозначает Солнце.

Светило и раньше присутствовало в языческих праздниках, ведь именно оно растапливало снега и пробуждало богиню Лелю. А внешне румяный и масленый блин, конечно, похож на жаркое весеннее Солнце. Блины на масленицу считаются главным лакомством Интересный факт: в Великобритании, где тоже отмечают аналог Масленицы, в 1994 году испекли рекордный по своим размерам блин. Но белорусы пошли еще дальше, и в 2016 году миру был явлен двухметровый в диаметре драник, на изготовление которого пошло 30 кг картофеля. Блины бывают разных видов — толстые и тонкие, на кефире, молоке, сладкие, мясные и рыбные. Но в честь названия этого торжества хозяйки обычно пекут круглые мучные кушанья и приправляют их маслом. История праздника — как появилась Масленица? Историки до сих пор спорят, какой бог был «главным» в Масленицу: Ярило, повелевавший энергией Солнца и приносящий весну, или Велес, способствующий плодородию скота.

Но если принять главенствующий вариант исторического толкования, то все-таки праздник этот приходился на неделю до и после весеннего равноденствия 21-22 марта. Верования говорили, что чем лучше отметить его, больше веселиться, эффектнее сжечь чучело, тем лучше будет урожай. С приходом христианства, сначала настороженно относящегося к языческому обряду, праздник все равно продолжали отмечать. И к началу 17-го века он уже стал православным, начинался за 56 дней до Великого поста и длился уже неделю.

Ефрема Сирина. Мы попросили пастырей высказать свое мнение по поводу масленицы, ответить на вопрос: как нужно относится к этому парадоксу, к этой антиномии праздника и предначинания постнического делания? Как христианину правильно провести эти дни? А то, что люди в эти дни встречаются, устраивают застолья — не вижу в этом особой беды и греха. Застолье, блины — это ведь тоже неспроста! Смысл масленицы, конечно, не в разгульных гуляниях и бесчинствах.

Это — очевидно, и для христианина не требует ни объяснений, ни скучных обличений. Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир? Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей. Или притчу о блудном сыне, о счастье примирения и прощения: «… приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! И начали веселиться» Лк. Только вместо теленка у нас на мясопустной неделе — блины. Все это настолько живо, понятно всякому человеку, настолько естественно, что, честно говоря, всегда немного удивляет излишнее морализирование по поводу масленицы в наши дни. Уверен, что для большинства православных христиан вся эта предстоящая неделя, которая будет включать в себя и службы по великопостному чину в среду и в пятницу, и дружеское общение, и прощение обид, и гостеприимные застолья, — все явит особый, неповторимый и радостный праздник предвкушения, подготовки к Великому посту. Иеромонах Макарий Маркиш Иваново-Вознесенская епархия; преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии : — Надо на масленицу посмотреть в более широкой перспективе — и тогда все встает на свои места.

Да, разумеется, колоссальное количество всяких злоупотреблений, глупостей, прямого безумия, нечестия и безверия… Но разве это специфические черты масленицы? Нет, это просто свойства нынешней околоцерковной, псевдоцерковной, суеверной и бессмысленной жизни впрочем, отнюдь не только нынешней! Свойства очень скверные. Но ветерок оптимизма несет надежду: чем чаще люди слышат о масленице и связанных с нею предметах, тем в большем числе и с большей вероятностью обратят они внимание и на дальнейшее. Обратив же внимание — задумаются. Задумавшись — поймут или почувствуют нечто. И приступят к делу… Иеромонах Симеон Томачинский насельник московского Сретенского монастыря, руководитель издательства Сретенского монастыря : — К сожалению, при всем обилии гражданских и церковных «красных дней календаря» мы часто не умеем ни праздновать, ни веселиться. Это целое искусство, которому стоило бы поучиться. Но, к примеру, человек, который не соблюдает поста, никогда не поймет и не оценит таких событий, как заговенье и разговенье, — не только в гастрономическом смысле, а вообще как состояние души. Ведь именно пост придает связанным с ним праздникам особую цену и неповторимый аромат… Один известный московский священник как-то сказал, что на масленицу надо съесть столько блинов, чтобы потом уже сам вид блина вызывал отвращение.

Это, наверное, что-то вроде «умерщвления плоти», о котором много написано в аскетической литературе. Но ведь это и хороший повод навестить родственников или друзей, с которыми в суете обычной жизни не удается спокойно посидеть-поговорить. Это и последняя разминка перед великопостным марафоном. Возможность собраться с мыслями, с силами, с духом. Однако на самом деле здорово, что «не всё коту масленица». Потому что «время всякой вещи под солнцем… время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать» Еккл. Протоиерей Димитрий Моисеев кандидат богословия, преподаватель Калужской духовной семинарии : — На самом деле это не парадокс. Дело в том, что для христианина богослужебная жизнь — это основной элемент подготовки к Великому посту. Соответственно, православный христианин, конечно, должен посещать в эти дни богослужения. Тем более, что они носят особый характер.

В то же время, перед Великим постом христианину дается послабление, что касается пищи, то есть утешение на трапезе. При этом масленица — не повод объесться до предела, так, чтобы до Пасхи потом не хотелось. Так все равно не получится. Устав трапезы на масленицу — это утешение для тех, кто молится, посещает богослужения и серьезно готовится к Великому посту. Сжигание чучела масленицы, залезание на столб — это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют. Другой вопрос, что далеко не каждый способен сразу взять и перейти полностью на христианский образ жизни.

Но в древние времена связывались масленичные гуляния с переходом от зимы к весне и были своеобразным новым годом земледельцев.

Потому и многие обряды праздника связаны с привлечением удачного урожая. Сожжение чучела — это выражение идеи обновления и возрождения через гибель. Само чучело символизирует собой нечто схожее с птицей Феникс.

Всегда чистите конфорки от остатков продуктов, масла или жира после приготовления пищи Разлитое масло рядом с работающей плитой вытирайте сразу. Любая искра способна вызвать пожар, так как масляные продукты быстро вспыхивают. Горящую сковороду не переносите и не тушите водой. Перекройте доступ кислорода, закрыв ее плотно крышкой. При возникновении огня можно использовать соду, которая есть на любой кухне. Желательно иметь компактный огнетушитель для частного использования.

При организации зоны для готовки всю кухонную утварь, включая прихватки и полотенца, расположите подальше от плиты. Вся электропроводка должна быть защищена от возможного попадания воды, масел и других жидкостей. Провода должны быть закрыты. Рекомендуется их располагать подальше от горячих поверхностей. Кухня — это не то место, где следует хранить банки с красками, растворители, аэрозоли. Если у Вас газовая плитка, то необходимо строго следовать инструкции. Не использовать при малейших признаках неисправности или подозрении на утечку газа. Современные модели имеют встроенную систему газ контроля. Поверхность плиты мойте только тогда, когда она полностью остынет.

Вытирайте всегда насухо. Правила сжигания Масленицы Основные правила пожарной безопасности на масленицу Для обеспечения безопасности во время гуляний и проводов зимы заблаговременно сотрудники МЧС совместно с правоохранительными органами начинают проводить профилактические действия. Они направлены на повышение ответственности и бдительности граждан во время празднований.

Пять фактов о Масленице, или Зачем сжигать чучело

Во время масленичных гуляний в Москве, которые пройдут с 7 по 13 марта, вы можете узнать, как делали чучела Масленицы и традиционных кукол — кручёнки или мотанки, с не сшитыми, а закреплёнными туго скрученной нитью деталями и неподшитыми краями лоскутков. Когда по традиции веков надо сжигать чучело на Масленицу, когда это произойдет в 2024 году. И если кулачные бои, ритуальное сжигание чучела Масленицы и уж тем более похороны зимы не были явлениями повсеместными и обязательными, особенно в городах, то без блинов и благотворительности Масленица была немыслима.

Поговорим о масленице

Саму Масленицу Зеленин считал поминальным праздником, в ходе которого крестьянское сообщество вовлекало своих умерших членов отметить рубежное время накануне поста, поэтому масленичные костры — это «приглашение умерших предков к обильному ужину накануне поста» ср. Большинство обычаев Масленицы, не связанных с культом предков, обнаруживают свои истоки в западном карнавале [30]. Маковский , 1869. В советской этнографии общепринятой была точка зрения, согласно которой Масленица — это связующее звено и граница между зимой и весной [31] , когда «изгоняли, хоронили зиму — богиню мрака и смерти — и встречали весну, которая несла свет, тепло, пробуждение природы» [32]. Праздник считали наследием «древнего солярного культа», к реликтам которого относили костры и горящее на шесте колесо [33] [34]. Советский фольклорист В. Пропп , развивая идеи В. Маннхардта и Дж. Фрэзера , считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ [35].

Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям [36]. Для крестьянина, согласно этой концепции, плодородие земли было самым важным, поэтому он пытался на него воздействовать: «что бы ни делали носители традиционной культуры, они маниакально думают об одном — об увеличении урожая или приплода» [37]. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как « целовник », смотры молодожёнов «столбы» [38] , их гостевания [39] , катания с гор [40] и на упряжках [41] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста [42].

Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота [43]. Со стимуляцией плодородия В. Пропп связывает поминальную сторону Масленицы. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие.

Мы не связываем обучение грамоте с необходимостью порки. А наши предки связывали. Они даже говорили: «Ухо ребенка — на его спине».

И каких-нибудь сто пятьдесят лет назад крестьяне отказывались отдавать своих детей в школу графа Толстого, потому что там не наказывали. Толку от такого учения, по их мнению, не могло быть никакого. Пороть детей во время «постижения науки» было традиционным и само собой разумеющимся. Начиная строительство дачного дома, нам не приходит в голову закапывать на месте будущего крыльца трупик петуха или тем более коня. А ведь это жертвоприношение было обязательной составляющей строительного обряда у древних славян, и его отголоски сохранились в украшениях крыш старых деревянных домов. Почему бревно, венчающее дом, называется коньком? Почему на его конце, развернутом на улицу, вырезали голову коня?

Дом, по представлениям древних, «вырастал» из тела жертвенного животного, из тела коня. Поэтому конская голова и венчала жилище. В какой-то момент петух в качестве жертвы заменил коня: строить стали больше, кони стали дороже. Но ведь и конь когда-то заступил место человека. До него в жертву будущему дому, месту, дающему приют огромной семье на долгие годы, приносили первенца, ребенка. Это для нас непостижимо. Это для нас страшно.

А для древних, которых мы почитаем своими предками, такое было в порядке вещей, традицией. Обряд сжигания Масленицы, между прочим, стоит в том же ряду. Он напоминает: когда-то люди поклонялись Солнцу, почитали его и приносили ему человеческие жертвы. Одно из свидетельств тому — сказка «Снегурочка». Это самая что ни на есть «масленичная» сказка. Девочка из снега погибает с наступлением весны в пламени костра. Как объясняют нам историки, сказка — слепок с древнего, исчезнувшего обряда.

В дошедшем до нас сказочном варианте девочка сама прыгает через огонь. Но наука реконструкции обряда позволяет предположить, что древние далеко не всегда следовали в своих действиях принципу добровольности жертвы. Дело, однако, не в этом. Детям конечно же не нужно знать, какие тайны древней истории таит в себе сказка.

Но в некоторые дни есть определенные запреты, которые нужно соблюсти, чтобы не накликать на себя и своих близких беду. Так в первые 2 дня следует отложить все домашние дела на потом. В это время есть чем заняться — приготовить блинчики, сделать чучело и пригласить в гости близких. На Масленицу можно есть почти все: рыбу, молочную продукцию, разные сыры, однако запрещено употреблять мясо. Помимо этого, несмотря на изобилие на столе, которое всегда должно быть на праздничной неделе, необходимо умерить аппетит.

Много есть в это время считается грехом. Кроме того, по обычаю, ни в коем случае нельзя резать испеченные блины.

Автор: Валентин Гребёнкин 14 марта 2024, в 13:49 Просмотров: 4236 С 11 по 17 марта в России отмечают один из самых известных народных праздников — Масленицу. В воскресенье принято сжигать чучело зимы. Рассказываем, откуда пошла эта традиция и зачем это делать. Что это за праздник? Масленица — старинный праздник. Торжество длится неделю, оно предваряет Великий пост, а тот, в свою очередь, — Пасху.

Масленица – праздник из языческих времён. В чём его суть?

  • Почему на Масленицу пекут блины и сжигают чучело: с чем это связано
  • Масленица 2023: традиции праздника, что можно и нельзя делать в масленичную неделю
  • Что сжигают на Масленицу: чье чучело и зачем - Зиму или Масленицу | 19.12.2018 | Всё Здорово
  • Откуда пошла традиция сжигать чучело на Масленицу?

Как правильно загадать желание, когда сжигают чучело на Масленицу

Сожжение вместе с чучелом зимы хлама — к благополучию Смысл обряда сожжения хлама вместе с чучелом зимы прост. Он заключается в избавлении от всего ненужного, старого и испорченного и в ритуальном очищении. Как Жар-Птица возрождается из огня, так и изобилие и достаток в домах людей должны восстановиться с приходом весны. К слову, оставшимся после чучела пеплом люди удобряли поля, чтобы получить хороший урожай. Как прощаются с зимой и что сжигают на Масленицу в других странах Праздник прощания с зимой есть в традициях всех народов, но вот обряды проводов холодного времени года у разных наций отличаются. Перечень того, что сжигают на Масленицу в других странах, достаточно большой, так как традиция бросать в огонь символы зимы есть не только у славянских народов. И вот лишь самая известная часть персонажей, которые окажутся в огне в последний день Масленичной недели: «Корявый дед» — связанное из хвороста и одетое в мужскую одежду чучело, которое сжигают в западных областях Украины Нубель — безголовое соломенное чучело, которое сгорает вместе с грехами и печалями всех жителей Германии Мажанна и Мажанек — пара нарядных соломенных чучел девушки и парня, которых либо сжигают на берегу водоема, либо просто топят жители Польши Снеговик Бодж — снеговик, которого никто не сжигает, так как он тает сам на радость жителям Швейцарии Мартинички — маленькие красивые куклы из ниток, которые в честь прощания с зимой и приветствия весны привязывают к плодовым деревьям жители Болгарии.

Традиция сжигать чучела зимы может быть полезной Зная, что сжигают на Масленицу — зиму или Масленицу и что следует бросать в костер вместе с чучелом, можно попробовать следовать традициям предков. Кинуть в огонь к чучелу ненужный хлам совсем несложно, но может быть, это простое действие поможет избавиться от невзгод и привлечет в дом счастье и достаток. Ведь если бы праздник прощания с зимой был абсолютно бессмысленным, зачем бы его по сей день праздновали и в России, и в других странах? Но важно помнить: чтобы вместе с зимой ушло все плохое, мало знать, чьё чучело и зачем сжигают на Масленицу и что нужно бросить в костер к соломенной кукле.

Вот что они написали в пресс-релизе после акции: «Вместо сжигания чучела русской женщины-зимы славяне должны жечь скрижали Содома. Произведения Генри Миллера — архетип разлагающегося западного мира с его торжеством блуда и упадком семейных ценностей. Русский мир отмечает праздник весны, но нужно ли нам цветение радужной Европы с ее генитальными подснежниками и распятыми розами? Лучше ядерная зима, чем черная весна!

В этот день за Божественной литургией читаются стихи 35 — 46 из 25 главы Евангелия от Матфея, в которых говорится о том, как будет происходить Страшный Суд и по каким критериям Господь будет судить человека. Сам Христос рассказывает об этом своим ученикам, а через них и каждому из нас. Это очень серьезный текст, о котором полезно подумать в преддверии Великого поста, во время которого Вы и будете заниматься той самой внутренней работой, которая приблизиться к тому, чего от каждого из нас ждет Господь. В этом отрывке из Евангелия каждому из нас даются ориентиры, следуя которым, можно стать еще ближе к тому, чтобы быть наследником вечной жизни. И я бы сказал, что радость одновременно с внутренней подготовкой к посту и будут самым правильным проведением масленичной недели. Рекомендовано для использования на уроках ОПК. Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику?

Возможно, это был один из способов сделать общество более нравственным, показать, что измена — это очень плохо. Бой с медведем, который порой проводился не по доброй воле При Иване Грозном драться с медведем заставляли тех, кто прогневал царя. Кажется, сколько мужества нужно, чтобы принять участие в таком состязании. Но все гораздо проще: в опасной драке чаще всего участвовали не по велению собственного сердца. Во времена правления Ивана Грозного тех, кто прогневал царя, запросто отправляли на встречу с мохнатым спарринг-партнером, сидящим в клетке или в яме. Участь наказанного была незавидной, так как зверь не успокаивался, пока не разрывал его насмерть. Некоторые исследователи считают, что в глубокой древности празднование Масленицы являлось одной из составляющих целого комплекса религиозных мероприятий, которые были посвящены весеннему равноденствию. Для тех народов, которые использовали календарь Солнца, в такой день начинался новый год. А что касается медведя, то для язычников это было культовое существо. Он пробуждался после зимы, чувствуя приход весны. Нередко древние славяне на Масленицу сжигали медвежье чучело. Приглашение усопших за стол и угощение для них После ужина на столе оставляли еду на ночь, чтобы умершие тоже могли откушать. Называлась она родительским днём. Блины, испеченные для усопших, оставляли в разных местах — на божнице, на крыше или окне. Иногда раскладывали на могиле поминаемого человека. Масленица была и остается одним из любимых народных праздников. К примеру, в Калужской губернии это было принято делать в родительскую субботу, утром и вечером.

Смешений традиций

  • Читайте также
  • Что символизирует чучело Маслницы и почему его надо сжигать - Толк 01.03.2020
  • Традиции и обычаи Масленицы
  • Традиции сожжения чучела Масленицы
  • Масленица в 2024 году: когда праздновать
  • Почему на Масленицу сжигают чучело и пекут блины: народные поверья и обычаи - Новости

Зачем на Масленицу сжигают чучело и почему раньше ему боялись рисовать лицо?

Люди находились в радостном ожидании нового. Масленица — это православный или языческий праздник Масленица — это древнейший славянский языческий праздник. Отмечали его не семь дней, а все 14 и называли «пеpебухой», «объедухой», «весёлой», «честной масленицей» и «сахарными устами». В дохристианские времена наши предки славили Ярило — бога Солнца, и готовили блины в благодарность ему за свет и тепло.

Каждый блин символизировал один солнечный день, потому пекли их как можно больше, чтобы тепло и свет не покидали людей целый год. Но дошла до нас Масленица в искажённом виде. Вплоть до XVII века Церковь пыталась запретить этот старый, истинно народный праздник весны и зарождения жизни и преследовала тех, кто праздновал его открыто.

Впрочем, попытка искоренить «бесовское веселье» не удалась — народ отстоял своё право веселиться в последние дни зимы. Только с XVIII века Церковь перестала уделять такое пристальное внимание празднику, а показательные гулянья царей ещё больше укрепили Масленицу в жизни русского народа, хоть и исказили её суть. Со второй половины XVIII века Церковь «адаптировала» праздник для своих целей — теперь масленичная неделя предшествовала Великому посту.

На состав продуктов, пригодных к пище в этот период, наложили ограничения и дали название неделе — Мясопустная потому как мясо уже нельзя , или Сырная потому что сыр, молоко, яйца и, конечно, блины — можно.

На Масленицу воздавались особые почести Ярилу — божеству весеннего солнца и плодородия, которое приходило на смену зимнему солнцу Коляде. В связи с началом сезона земледелия также задабривали «скотьего бога» Велеса.

Велес, согласно поверию, принимавший обличие медведя, считался одним из высших богов славянского пантеона и противопоставлялся Перуну. Есть мнение, что предшественницей известной нам Масленицы была Комоедица, а Велес в данном случае был Комом — медвежьим богом. Предполагают, что существовала традиция на Комоедицу первые испеченные блины торжественно относить в лес и раскладывать их на пнях, чтобы пробудившиеся от зимней спячки медведи, олицетворяющие Велеса, могли отведать ритуальное приношение.

Поэтому с названием Комоедица связывают пословицу «первый блин комом», указывая последнее слово как «комам», то есть «медведям». Однако, более правдоподобной выглядит иная версия происхождения данной пословицы — «первый блин кому», то есть покойнику. Это обусловлено тем, что Масленица была еще и особым временем поклонения духам предков и поминания усопших.

Но стоит обратиться к источникам. Сохранилось всего одно достоверное письменное свидетельство о Комоедице в статье священника Симеона Нечаева за 1874 год, который наблюдал ее в белорусском селе Бегомль Борисовского уезда Минской губернии. Частичная перепечатка статьи Нечаева этнографом Шейном впоследствии сделала популярной версию о Комоедице как о предшественнице Масленицы.

Обратимся к тексту оригинальной статьи. Первое, что обращает на себя внимание — дата празднования. Нечаев указывает: «Праздник этот всегда бывает в канун Благовещения Пресвятой Богородицы».

Если говорить о дне накануне Благовещения, то это 24 апреля по старому стилю. Дата весьма приближена ко дню весеннего равноденствия, но строгого соответствия нет. Однако, праздник, несомненно, языческий и к Благовещению привязан разве что календарно, и сделано это было уже после прихода христианства.

Важен сам факт того, что праздник сохранился с языческих времен, несмотря на то, что на момент написанию статьи христианство на этих землях господствовало уже не один век. Священник Симеон Нечаев пишет: «Начало свое этот праздник ведет, без сомнения, от времен дохристианских и служит вероятною аргументацией того, что в этой местности поклонялись медведю». Далее по тексту раскрывается этимология названия праздника: «В этот день приготовляются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготовляется сушеный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительной пищей, травами; на второе блюдо подается кисель, потому, что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, от чего и самый день получил название комоедицы».

Есть и иные версии происхождения названия. Так, академик Б. Сам праздник Рыбаковым возводился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя.

По мнению профессора Л. Клейна, название праздника — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских». Название, действительно, может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство.

Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые «шуты гороховые» стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях. Праздник Комоедицы выглядит локальным, но и у Масленицы с культом Велеса определенно есть связь. Об этом говорит обычай «пробуждения медведя» - инсценировка, которую разыгрывали в один из дней праздника.

В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки и прутья.

Вот тогда «медведь» начинал просыпаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль.

Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой. Таким образом, версия о Комоедице, как о предшественнице Масленицы, пусть и не являясь документально подтвержденной, все же представляет интерес для дальнейших исследований. Празднование Масленицы сопровождается целым циклом обрядов, одним из которых является сожжение соломенного чучела.

Существует несколько версий происхождения этого обряда. Наиболее распространенная и популярная версия — славяне сжигали чучело Морены Мораны , богини бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти. В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы.

Это самое страшное, враждебное человеку божество — богиня ночи, зимы. Славяне верили, что Морена заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом. По поверьям, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом.

Каждую весну сражается с силами света, олицетворением которых является Ярило, чтобы как можно дольше продлить на Земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре на Масленицу. Эта версия, на первый взгляд, видится вполне подходящей для принятия ее за основную.

Однако, подробное изучение вопроса показывает некоторую несостоятельность этой версии, поскольку до 15 в. Нет и упоминаний о культе этой богини. Об этом пишет сербский филолог, этнолингвист, литературовед, фольклорист Деян Айдачич в своей работе «Морана в представлениях славянский исследователей мифологии и некоторых славянских писателей».

Марцаны нет между бронзовыми идолами полабских славян, изготовленных ювелиром Якобом Шпонхольцeм в XVIII веке, и потому ее нет также в книге Андреаса Готлиба Маша о якобы найденных статуэтках Ретры — прильвицких идолах. В списках кумиров и идолов, которых уничтожали, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре или Морене как о богинях, которым поклонялись язычники». Впервые богиня с созвучным именем Марзана упомянута в хронике Яна Длугоша «Анналы, или хроники великих королей Польши», написанной в 1460 г.

Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Цецерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы. Это сильно разнится с образом Мораны как богини смерти. Таковой она становится в 18 в.

Позже Вацлав Ганка, чешский славист, поэт и деятель Чешского возрождения, в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену в некоторых местах — Морану как богиню смерти. Во второй половине 19 века подделки Ганки были разоблачены, но именно благодаря его патриотическим фантазиям польская форма Марзана Марцана была вытеснена чешским Морена Морана. Так это закрепилось и в переводах на русский язык, также на Ганку ссылались русские исследователи.

Русский фольклорист Александр Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 также напрямую связывает богиню смерти со сжиганием чучела на Масленицу, при этом полагает, что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Интересно, что у западных славян чучела Мораны не сжигали, а в основном топили в близлежащем болоте или другом водоеме. Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста.

Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в. Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой. Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти.

Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу. Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье.

Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить. Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше. Версия эта нашла свой отклик и в современности.

Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти.

Заканчивается Масленица Прощеным воскресеньем - в этот день принято просить друг у друга прощенье. Празднование Масленицы в Москве в этом году будет проходить без традиционного сжигания чучела, сообщает Regions. Основные причины: пожарная безопасность, и есть такой момент, что при сжигании чучела дети начинали плакать", - пояснил глава городского комитета по туризму Григорий Антюфеев. По его мнению, следует отходить от традиций сжигать чучело и "находить другие композиционные формы, символизирующие уход зимы" - например, наряжать его.

Допустимо ли существующие веками народные традиции трансформировать и подгонять под требования сегодняшнего дня? Ru обратился к священнослужителям. Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко считает, что народные традиции в Москве возрождают на редкость бестолково. Глупыми с богословской, и с общекультурологической точки зрения. Все, что связано с фундаментальной традицией, московские власти преломляют через призму собственного невежества", - заявил он.

Говорить о том, что это неотъемлемая часть российской культуры, просто неверно. А теперь московские чиновники, вместо того, чтобы заняться уборкой снега с улиц, думают теперь, чем бы заменить пожароопасную горящую Масленицу", - сказал священник. Тогда бы они узнали, что неделя перед Великим постом по традиции - время сугубой помощи малоимущим людям, больным и обездоленным. Но московских чиновников почему-то привлекают именно языческие традиции, хотя ни в культурном, ни в социальном отношении ничего хорошего в праздновании языческой Масленицы нет", - заключил он. Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, также не понимает, чем обусловлено желание московских чиновников праздновать языческую Масленицу.

И какую духовную пользу мог бы принести людям этот праздник?

Сжигание чучела на Масленицу является наследием языческих времён и отводит от христианства. Алексей Колчин ИА Регнум «Посмотреть — посмотрел, но детям надо сказать, что игра дурацкая, потому что она взялась из времён, когда в России христианства не было, когда люди жили без Христа. Футбол тоже, можно сказать, игра не христианская, но вот эти «игры», в том числе сжигание чучела, в отличие от футбола, — языческие остатки нехристианских религий, это отталкивает, отводит людей от истинной веры, от Христа», — рассказал отец Макарий «РИА Новости». Иеромонах добавил, что в целом в масленичных гуляниях участвовать можно: в гости ходить, блины есть, поздравлять друг друга. Другими словами, участвовать во всём добром и хорошем, что связано с этим периодом. Вместе с тем отец Макарий предостерёг верующих от духовной разобщённости в это время, которая может проявляться двумя крайностями.

Пять фактов о Масленице, или Зачем сжигать чучело

И если кулачные бои, ритуальное сжигание чучела Масленицы и уж тем более похороны зимы не были явлениями повсеместными и обязательными, особенно в городах, то без блинов и благотворительности Масленица была немыслима. Чьё чучело сжигают на Масленицу: зимы или Масленицы? Как нужно наряжать чучело и что можно бросать в костер вместе с чучелом? Кроме блинов и сожжения чучела на массовых гуляньях также строят снежные крепости, после чего устраивают их захват, гуляют ряженые в масках. Почему сжигают Масленицу. Масленица в представлении восточных славян символизировала зиму-Морану – женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы.

Почему на Масленицу пекут блины и сжигают чучело: с чем это связано

Чучело Масленицы сжигали на большом ритуальном костре, что символизировало прощание с зимой. /. Зачем сжигают чучело? Сожжение чучела – кульминация Масленицы. Это символизирует уход зимы и периода, когда природа увядает. Долгое время зима ассоциировалась со смертью, которую и олицетворяет чучело. Как появилась традиция сжигать чучело на Масленицу. Зачем сжигают чучело на Масленицу? Кульминация Масленицы — это вовсе не поедание блинов, как многим хотелось бы думать, а сжигание чучела. Сжигание чучела – примета избавления в своей жизни от всего плохого и ненужного.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий