Новости аэростаты в блокадном ленинграде

Например, знаменитая трансляция 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде была осуществлена при помощи кабель-антенны, поднятой именно аэростатом заграждения.

Миф 2. Финские войска не переходили старой границы

  • Голодная зима
  • Блокада Ленинграда
  • Миф 2. Финские войска не переходили старой границы
  • Аэростаты на Марсовом поле в блокадном Ленинграде — военное фото
  • Газета «Суть времени»
  • НАД БЛОКАДНЫМ ЛЕНИНГРАДОМ. Военные загадки Третьего рейха

Газета «Суть времени»

  • Блокадное изобретение опередившее свое время
  • Блокадное изобретение опередившее свое время (Андрей Бухаров) / Проза.ру
  • Как бомбардировщики отряда "Циклон" защитили полстраны от радиоактивного облака
  • Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны
  • АЭРОСТАТЫ ЗАГРАЖДЕНИЯ ПРИБЛИЖАЛИ ПОБЕДУ: aerocrat — LiveJournal

Как в блокадном Ленинграде техник-самородок создал первый водородный двигатель для автомобиля

После демобилизации в 1932 году проходит путь от техника автопарка до главного механика трикотажной фабрики. В 1935 году получает своё первое авторское свидетельство — на «Устройство для регулирования подачи топлива к карбюратору двигателя на моторных повозках». Борис Исаакович Шелищ. Уже 23 июня 1941 года Борис Исаакович призывается в Красную Армию. Он попадает в 3-й полк аэростатов заграждения 2-го корпуса ПВО на должность автотехника. Аэростаты заграждения накачивались водородом, который из-за пористости оболочки утекал в атмосферу, уступая место в аэростате другим атмосферным газам.

Из-за загрязнения водорода снижалась подъёмная сила аэростата и, соответственно, максимальная высота подъема. Кроме того, получающаяся смесь — гремучий газ — взрывоопасна. По официальной версии, именно образование гремучего газа стало причиной крушения дирижабля «Гинденбург». Газгольдер для заправки аэростатов в Ленинграде на Невском проспекте. Подъем аэростатов воздушного заграждения с автомобильных лебедок.

Для спуска и подъёма аэростатов использовались лебёдки, установленные на полуторки ГАЗ-АА и работающие от бензинового двигателя грузовика, пока в сентябре 1941 года в Ленинграде не закончился бензин. Его и до этого выдавали только на боевую работу, причем отпускали с точностью до 100 граммов. За его перерасход грозил военный трибунал. Весь транспорт ПВО, кроме двух газогенераторных автомобилей, работавших на дровяных чурках, был остановлен. Все грузы переносили на руках, перевозили на санях и тележках.

Раненых и больных вывозили тоже на санях. А за один боевой подъем аэростатов только одного полка аэростатного заграждения сжигалось около 1,5 тонн бензина. Всего же, в корпусе аэростатного заграждения Ленинграда было три полка. Кроме того, аэростатами пользовались и воздушные наблюдатели. Шелищ предложил переоборудовать подъемный механизм, используя для спуска аэростатов лифтовые электролебедки из соседних домов.

Они должны были устанавливаться на грузовики вместо бензиновых. Но вскоре в блокадном Ленинграде не стало и электричества. Пытались использовать и ручной привод, но с таким механизмом не могли справиться даже десять здоровых мужчин. К тому же большую часть рядовых и сержантов из аэростатных частей направили в пехоту, и на действующих постах вместо 12 человек осталось всего 4-5, в основном девушки. Борис Исаакович пришел к мысли использовать в качестве горючего отработанный аэростатами водород, который прежде просто выпускали в атмосферу.

По воспоминаниям самого Шелища, на эту идею его вдохновил эпизод из романа Жюля Верна «Таинственный остров», в котором разложенная на водород и кислород вода называлась «топливом будущего». В Ленинграде водород вырабатывал небольшой химический заводик, с трудом справляясь с потребностью ПВО.

Сторонники мифа утверждают, что Жданов не просто питался лучше других, а прямо-таки обжирался, причём зачастую ещё и напоказ. Однако свидетельства и доказательства, приводимые ими, не выдерживают критического рассмотрения. Интересно в связи с этим проследить, как со временем, от публикации к публикации меняется одно из свидетельств якобы очевидца обжорства Жданова. В статье д. Кантор "На всю оставшуюся жизнь нам хватит горечи и славы", опубликованной в газете "Известия" в 2004 г. Еле пришел, шатался от голода... Шла весна 1942 года. Если бы я увидел там много хлеба и даже колбасу, я бы не удивился.

Но там в вазе лежали пирожные буше" [23]. При этом ни автор данных откровений, ни, тем более, источник указан не были. Проходит пять лет. И вот в своей новой статье Ю. Кантор пишет: "Из воспоминаний ленинградского инженера-гидролога: "Был у Жданова первый секретарь Ленинградского горкома. Но там в вазе лежали пирожные" [24]. Отметим, что автор воспоминаний по-прежнему не указывается. Зато появляется информация о его профессии - "инженер-гидролог". В то же время исчезает указание на то, какие именно пирожные лежали у Жданова "там". Впрочем, оставим это на совести Юлии Зораховны.

В специальном выпуске газеты "Петербургская неделя" приложение к газете "Известия" , вышедшем 8 сентября 2008 г. Кантора "Был у Жданова по делам водоснабжения. Еле пришёл, меня шатало от голода… Шла весна 1942 года. Если бы я увидел там очень много хлеба или даже колбасу, я бы не очень удивился. Но там в вазе лежали настоящие пирожные буше…" [25] Мы видим, что некто автор статьи не указан добавил слова, которых не было в оригинальном тексте статьи. Кроме того, Ю. Кантор из публикатора превратилась в "очевидца" и заодно сменила пол кстати, женская фамилия "Кантор" не склоняется. Зачем мы так подробно остановились на этом частном случае? Дело в том, что в нём, как в капле, отразилась вся технология мифотворчества. В информационное поле вбрасывается хлёсткая запоминающаяся фраза, которая уже самостоятельно продолжает своё путешествие, изменяясь и обрастая новыми подробностями.

Так пирожные у Жданова они вообще являются довольно устойчивым образом возникают и в таком, например, контексте: "Так что же не нравится участникам "круглого стола" в культурном центре ФСБ? В чем они видят заказную, оплаченную фальсификацию истории, покушение на самое святое? А вот в чем. Близоруко, односторонне показана сама война, точнее, роль советского руководства в суровые военные годы. Не так ее надо сегодня показывать. Не было растерянности и трусости. Не было страшных и необязательных потерь. Не было заградотрядов. Не было людоедства в Ленинграде и пирожных в хрустальной вазочке в кабинете Жданова выделено мной - Д. Так, В.

Как справедливо указывает сам Демидов, неясно, зачем Жданову нужны были блины из дома, если во флигеле Смольного жил его личный повар, Николай Щенников [27]. Здесь стоит сказать, что ленинградский Партизанский край существовал на территории Белебелковского упразднён в 1961 г. Продовольствие же в осаждённый Ленинград из Партизанского края действительно доставлялось. В ту самую страшную блокадную зиму жители Партизанского края отправили через линию фронта в Ленинград обоз, состоявший из более чем 200 подвод. Было переправлено 380 центнеров хлеба и разных круп, 120 центнеров жиров и другие продукты [29]. Так что вполне возможно, что мифотворцы просто взяли реальное историческое событие и извратили его до неузнаваемости. Сохранилось достаточное количество свидетелей, чтобы утверждать, что никакими особыми излишествами в быту и, в частности, в питании Андрей Жданов не отличался. Уже упоминавшийся В. Демидов опросил в конце 1980-х гг. Все они отмечали неприхотливость Жданова [30].

Как вспоминала одна из двух дежурных официанток Военного совета фронта А. Страхова Хомякова , во второй декаде ноября 1941 года Жданов вызвал её и установил жёстко фиксированную урезанную норму расхода продуктов для всех членов военсовета командующему М. Хозину, себе, А. Кузнецову, Т. Штыкову, Н. Соловьёву : "Теперь будет так... Оператор располагавшегося в Смольном центрального узла связи М. Нейштадт вспоминал: "Честно скажу, никаких банкетов я не видел. Один раз при мне, как и при других связистах, верхушка отмечала 7 ноября всю ночь напролёт. Были там и главком артиллерии Воронов, и расстрелянный впоследствии секретарь горкома Кузнецов.

Ровно через 10 дней все аэростаты вновь поднялись в воздух на нужную высоту и стали непреодолимым препятствием для фашистских самолетов. Орден Красной Звезды В декабре 1941 г. Комитет по обороне Ленинграда для поднятия боевого духа защитников города организовал выставку изобретений военных рационализаторов. Она разместилась в штабе ПВО в Басковом переулке, 16. Лейтенанту Шелищу было предписано представлять на выставке свое детище.

Прямо в актовом зале была установлена «полуторка», работающая на водородном топливе. Выхлопные газы от работающего двигателя не загрязняли воздух благодаря тому, что на выходе образовывался пар. Хотя двигатель несколько часов работал в закрытом помещении, посетители выставки не почувствовали ни дыма, ни гари, ни необычных запахов. Позднее эту машину демонстрировали командующему Ленинградским фронтом генерал-полковнику Л. Тот одобрил идею.

За эту работу Б. Шелища в декабре 1941 г. Наградной лист Бориса Шелища Само изобретение выдвинули на соискание Сталинской премии 1942 г. Но оно не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны. Позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись.

Ну и дурак! Ему предстояло перевести на водород 300 двигателей московских частей аэростатного заграждения. Борис Шелищ успешно выполнил это задание. После этого его принял командующий войск ПВО и сообщил, что есть решение отправить талантливого лейтенанта служить в Москву. На это ленинградский «Кулибин» посетовал, что боевые товарищи могут расценить это как трусость, бегство из блокадного города и попросил вернуть его в свою часть.

Немолодой седой генерал пристально посмотрел на лейтенанта и грустно покачал головой: «Ну и дурак! Вернувшись в Ленинград, Борис Шелищ продолжил контролировать техническую часть службы аэростатных заграждений. Документы зафиксировали срок подачи заявки 8247 322526 в Народный комиссариат обороны - 28 июля 1943 г. В описании изобретения старший техник лейтенант Шелищ писал: «В основном задача была решена в ноябре 1941 года, а законченное оформление и массовое практическое применение изобретение получило во всех частях аэростатов заграждения Ленинградского и других фронтов в 1943-1944 годах». После Победы аэростаты заграждения быстро расформировали: не стало «бросового» водорода, который служил топливом для двигателя.

Но еще долгие годы списанные двигатели, которые во время войны питались водородом, работали в колхозах и совхозах. Опровержение в газету «Правда» В передовой статье газеты «Правда», вышедшей 3 августа 1974 года «Топливо будущего - водород» ее автор академик В. Струминский писал: «Даже если в мире исчезнут уголь и нефть, СССР энергетическая катастрофа не грозит, поскольку советские ученые, опередив американскую науку, нашли альтернативный источник энергии - водород. В Сибирском отделении Академии наук СССР в 1968 году, на год раньше, чем американцы нашли способ использовать водород в качестве автомобильного топлива».

Годунова - экипаж стратостата "СССР-1" 1933 г.

Автору этих заметок до войны довелось учиться в Московском дирижаблестроительном институте имени К. В годы Великой Отечественной войны первый из них в звании полковника командовал дивизией аэростатов заграждения московской Армии войск ПВО, второй руководил коллективом, где разрабатывали аэростаты. В войсках ПВО оказались и некоторые из нас, вчерашних студентов-дирижаблестроителей. Лично я защитил диплом 18 июня 1941 г. AЗ и АН Привычные аббревиатуры здесь означают совсем не то, что обычно, - не автомобильный завод и не Академию наук, а воинские подразделения аэростатов наблюдения АН и аэростатов заграждения A3 , действовавшие на фронтах Великой Отечественной войны.

Воздухоплавательные отряды АН, приданные командующим артиллерией армий, работали прежде всего на артиллерию. На Ленинградском и Волховском фронтах действовал в этом качестве 1-й отдельный воздухоплавательный дивизион АН. Будучи студентом, я еще в 1939 г. С офицерами этого дивизиона доводилось встречаться и в годы войны, и позже. Нужно сказать, что подъем воздухоплавателя в гондоле привязного аэростата - дело, очень не простое.

Только дилетанты могли обозвать аэростат "пузырем" или "колбасой". Впрочем, термин "колбаса" в годы империалистической войны 1914-1918 года был почти узаконен: привязные аэростаты фирмы "Персеваль" действительно походили на толстую колбасу. Но и более совершенные аэростаты вызывали у воздухоплавателей отнюдь не гастрономические ощущения, особенно на первых порах. Чувство высотобоязни - гораздо большее, чем при полете на самолетах, и это закономерно. Кресло пилота или пассажира в самолете жестко связано с самолетом.

Беспокойство вызывают только эволюции самого самолета относительно Земли. На привязном аэростате гондола не имеет жесткой связи с корпусом аэростата, связь гибкая - это веревочный или тросовый такелаж. Поэтому гондола с воздухоплавателями под напором воздушных масс перемещается как вместе с аэростатом, так и относительно него. И по амплитуде, и по частоте качка бывает гораздо сильнее, чем на самолете. Были случаи, когда профессиональных летчиков, поднявшихся в воздух на привязном аэростате, укачивало до неработоспособного состояния.

Поэтому наблюдателей-воздухоплавателей тщательно подбирали и отбирали. Обязанности наблюдателя требовали смелости и ясной головы: вести разведку на территории противника, выявлять его огневые и другие средства, управлять артиллерийским огнем. И все это - при сильнейшей качке... Это не легко. Это доступно не каждому.

А в военное время по воздухоплавателю еще и стреляют - с земли и с самолетов. Истребители, атакуя, целят прежде всего в аэростат - его поджечь легче, цель большая... Работа аэростатчиков-наблюдателей в годы войны была не менее опасной, чем у военных летчиков. В тот же день осколками снаряда был перебит трос аэростата, на котором поднялся в воздух наблюдатель старший лейтенант Карчин. Он не покинул аэростат и сумел приземлить его на лед Ладожского озера...

При этом лейтенанты А. Кузенок и С. Перлович погибли еще в гондоле, а воздухоплаватель Б. Мамчич при спуске на парашюте был варварски расстрелян фашистским летчиком... Потерь было много, однако стойкость и мужество не покидали воздухоплавателей.

Только во время прорыва блокады осенью и зимой 1942-1943 гг. Они обнаружили около ста батарей противника, не считая других целей... Высокая оценка деятельности воздухоплавательных дивизионов АН во время войны дана в воспоминаниях маршала Советского Союза Г. А маршал К. Рокоссовский во время войны лично поднимался на аэростате для изучения с высоты наземной обстановки...

Однако эти заметки будут в основном о "земных" аэростатчиках, об отрядах и частях AЗ, в которых автор провел почти всю войну. Филипповым, встречаться довелось в основном уже после войны. Однако я считал правильным объективности ради начать эти заметки именно с аэростатчиков-наблюдателей, ибо, кто знает, появятся ли еще где-то публикации воздухоплавателей времен Великой Отечественной войны... Ряды наши редеют, а литераторы не очень-то жалуют наш отнюдь не главный вид вооружения. В первые же дни после 22 июня в городе были развернуты 328 постов AЗ, объединенных в три полка.

Посты AЗ, размещенные в шахматном порядке, прикрывали территорию города, подходы к нему, часть Финского залива, Морской канал, воздушные подступы к Кронштадту. Расстояние между постами по фронту и в глубину - около километра. Посты были на территориях промышленных предприятий и на городских площадях, во дворах домов и на припортовых площадках, в парках и скверах, на пустырях, а также на баржах в прибрежных водах. Тандем аэростатов заграждения и одиночный аэростат. Мины крепились под каждым аэростатом.

Каждый пост имел два одинаковых аэростата, которые в зависимости от обстановки поднимали в воздух поодиночке или тандемом см. Одиночный аэростат обычно поднимался на высоту 2-2,5 км, верхний аэростат тандема - на 4-4,5 км. К тросам аэростаты крепили системой строп. Как правило, аэростаты поднимали в воздух лишь на темное время суток. Во-первых, при свете дня противнику легко было их уничтожить, а во-вторых, бомбить город фашисты летали в основном ночью.

По существовавшей тогда практике бомбометания противник стремился наносить удары с небольшой высоты или навыходе из пике. Это обеспечивало большую точность удара и при этом относительную безопасность для бомбардировщиков: на малых высотах эффективность противодействия истребительной авиации и зенитной артиллерии значительно ниже. Лишить противника преимуществ малой высоты и была призвана система аэростатов заграждения. Посты AЗ вели и активную борьбу с бомбардировщиками. При столкновении с тросом крыло самолета сминалось, а то и разрезалось, самолет опрокидывался.

Кроме того, к каждому тросу крепились мины, взрывавшие самолеты. На нашем фронте первое столкновение самолета противника с тросом аэростата было зарегистрировано под Колпино, где отряд лейтенанта С. Мазурова защищал с воздуха знаменитый Ижорский завод. В трос врезался выходивший из боя на высоте около трех километров фашистский бомбардировщик. Внешне аэростаты заграждения напоминали дирижабли, основной материал - прорезиненная ткань.

Полны состав поста - 12 человек: десять рядовых, моторист и командир. Они должны были подготовить площадку, развернуть оболочки аэростатов, заполнить и; водородом из баллонов или газгольдеров отрыть котлован для лебедки и землянку или подвал для себя, а также обеспечить связь, маскировку, текущий ремонт. А главное - боеготовность, постоянную боеготовность. Вместе с ним мне пришлось воевать и позднее - в 11-м и 3-м полках AЗ, то есть там, куда нас обоих направлял приказ. В начале войны наши аэростаты прикрывали подступы к городу с северо-запада.

Первые автомобили на водородном топливе появились в блокадном Ленинграде

Моя подружка прибежала за мной, говорит: «Жоржик дома». И я побежала домой. Вот это праздник! Когда люди начали возвращаться — вот это тоже праздник был. К новой и мирной. Зинаида Томасик Автор фото: Григорий Чертов.

Никто не догадывался, что этот спектакль войдет в историю: он станет одним из первых крупных культурных событий, проведенных во время блокады города, которая началась как раз в тот день. В течение 872 дней культурная жизнь в осажденном Ленинграде не прекращалась. По воспоминаниям ленинградцев, театры, кино, книги и музыка давали им второе дыхание — надежду пережить блокадный кошмар. А они сами делали все возможное, чтобы сохранить и спасти те культурные памятники и ценности, которыми всегда так славился город. Спасенные шедевры Уже 1 июля 1941 года из Ленинграда началась эвакуация музеев.

Из Эрмитажа на Урал вывезли более миллиона экспонатов, из Русского музея — более 26 тысяч. Но часть коллекций всю блокаду провела в Ленинграде. Их, в частности, хранили в подвалах Эрмитажа и Исаакиевского собора, где находилось около 120 тысяч экспонатов различных музеев города. Здесь же жили и музейные сотрудники, которые наблюдали за коллекциями. Сам собор замаскировали: его золотой купол закрасили темно-серой краской.

Строительство деревянного укрытия вокруг памятника Петру I на площади Декабристов Сенатской для защиты его от авианалетов. Автор: Василий Федосеев. Источник: ТАСС Памятники на улицах и площадях Ленинграда защищали конструкциями из бревен и досок и обкладывали мешками с песком. Знаменитые скульптуры Летнего сада спрятали в земле. Коней скульптора Петра Клодта на Аничковом мосту тоже сняли с пьедесталов, закопали и замаскировали под цветочные клумбы.

Впрочем, на этих клумбах в блокаду выращивали не цветы, а овощи и картошку. Говорит Ленинград. Слушай нас, родная страна». Этими словами каждый день начинало работу городское радио. Жители слушали его по проводной сети — «тарелкам»-репродукторам, а остальная страна и весь мир — только в эфире.

Ленинградское утро начинается рано. В пять часов утра. На улицах и площадях проснувшегося города заговорило радио. Передается первый выпуск «Последних известий». У репродукторов сразу же образуются толпы.

Георгий Макогоненко 1912-1986 , доктор филологических наук, профессор, редактор Ленинградского радиокомитета Радио оставалось одной из нитей, связывавших Ленинград с «большой землей». В квартирах оно не выключалось никогда. Когда передач не было, из «тарелок» стучал метроном, сообщавший жителям об обстановке в городе. Если ритм учащался — возможен налет или артобстрел. Она читала по радио стихи почти каждый день.

Мы съели хлеб, что был отложен на день, В один платок закутались вдвоем, И тихо-тихо стало в Ленинграде. Один, стуча, трудился метроном. Ольга Берггольц 1910-1975 , поэтесса Моя бабушка тогда была в партизанском отряде в Псковской области. Немцы говорили, что Ленинград уже взят. Но партизаны по рации слушали Ольгу Берггольц и знали: пока слышат ее голос, значит, Ленинград держится.

Партизанам запомнилось и выступление писателя Всеволода Вишневского 29 февраля 1942 года по случаю 105-й годовщины гибели Пушкина. Он сказал, что во время войны актуален образ поэта, стреляющего по врагу. Егор Яковлев, историк Театр помогал выжить К концу 1941 года из Ленинграда эвакуировали большинство театральных и музыкальных коллективов. Но те, кто остались, как могли поднимали настроение ленинградцев. Часто — буквально из последних сил.

В холодных залах Театр музыкальной комедии показывал веселые оперетты: «Сильву», «Трех мушкетеров», «Летучую мышь», «Свадьбу в Малиновке». Во время одного из представлений «Трех мушкетеров» от истощения прямо на сцене умер артист хора А. Жители осажденного Ленинграда у афиши Театра музыкальной комедии. В нем показали пьесу Александра Гладкова «Давным-давно» о войне 1812 года. Спектакль пришлось прервать из-за очередного артобстрела.

Выступали в Ленинграде оперные певцы и артисты балета, хотя большинство из них тоже эвакуировали. Весной 1942 года ей предложили возобновить репетиции и выступления. Нас начали чуть-чуть подкармливать. Артистам балета все же нужны силы, чтобы танцевать. Выступали в Театре комедии на Невском проспекте, в зале Филармонии, а потом и в Кировском театре.

Танцевали в фойе — зал был поврежден бомбами. Зрители в пальто, в шапках, а мы с голыми ногами. Ездили с концертами в госпитали и на фронт. Аглая Чернова, балерина Очевидцы вспоминали, что в первую блокадную зиму публика в театрах не аплодировала — на это просто не хватало сил. Но, возможно, кому-нибудь именно эти веселые оперетты или музыкальная классика и помогли выдержать все тяготы войны.

Музыканты оставшегося в городе Симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета тоже выступали в валенках и полушубках. В первую блокадную зиму многие из них умерли от голода. Седьмая симфония Композитор Дмитрий Шостакович начал писать свою Седьмую симфонию в Ленинграде в первые дни войны. Он посвятил ее героизму советского народа. Но заканчивал работу над ней уже в эвакуации — в Куйбышеве Самаре.

Там же 5 марта 1942 года состоялась ее премьера. Симфонию решили обязательно исполнить и в блокадном Ленинграде, но сначала нужно было возродить Симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. К апрелю 1942 года в городе осталось лишь 15—20 музыкантов-симфонистов, способных держать в руках инструменты. Я была на этом концерте. Запомнилось, что горели все хрустальные люстры, но было прохладно.

В зале сидели как в костюмах, так и в ватниках и шинелях, а некоторые музыканты были в перчатках с обрезанными пальцами. Ну, а Элиасберг дирижировал во фраке. Аглая Чернова, балерина Главного дирижера оркестра Карла Элиасберга положили в стационар, чтобы немного подлечить и подкормить. Потом горсовет выделил ему велосипед. Он ездил на нем по городу, разыскивая оставшихся музыкантов, их отзывали и с передовой.

Первые репетиции продолжались лишь 10—20 минут — на большее у музыкантов просто не хватало сил. Партитуру симфонии Шостаковича доставили в Ленинград специальным самолетом в июле 1942-го. А исполняли ее в Большом зале Ленинградской филармонии 9 августа. Он был переполнен. Музыка Шостаковича оказала на слушателей огромное воздействие.

В том числе и на немцев, которые тоже слушали ее. Уже в начале 1960-х годов, незадолго до смерти Элиасберга, к нему пришли двое туристов из ФРГ. И сказали ему: «Мы слушали вашу музыку на линии фронта. Когда мы узнали, что из города, в котором 125 граммов хлеба дают на взрослого человека в день, транслируют музыку, что там играют Бетховена и Моцарта, мы поняли, что этот город мы никогда не возьмем. И мы сдались в плен.

И тем самым вы спасли нам жизнь». Это пример того, что делает музыка, и какой подвиг совершили музыканты блокадного Ленинграда. Автор: Alexander Meledin. Первым 4 марта 1942 года открылся кинотеатр «Молодежный». Там показывали документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой».

Осенью 1942 года в городе работал уже 21 кинотеатр. Билеты на сеанс стоили 30—50 копеек, детям — 10 копеек. Показывали не только предвоенные фильмы, но и совсем свежие. Шли в Ленинграде американские и английские фильмы: «Серенада солнечной долины», «Сестра его дворецкого», «Леди Гамильтон», «Багдадский вор». Ленинградцы шутили, что союзники действительно открыли второй фронт, но пока только в кино.

А еще в кинотеатрах продавали «витаминизированные напитки», которые могли добавить людям сил. Помню, мама давала стеклянную банку, и я шел в кинотеатр «Колизей» — там продавали зеленую и красную воду. Зеленая — с экстрактом хвои, а розовая с фруктовым. Шел с этой банкой медленно, чтобы не поскользнуться. Вадим Брусянин, киновед, журналист в интервью «Российской газете» К концу 1943 года положение в городе улучшилось, и жители даже начали жаловаться в газеты на то, что некоторые кинотеатры не обновляют репертуар и плохо отапливают залы.

Без перерывов работала Публичная библиотека имени М. Салтыкова-Щедрина за три года. Чтение в библиотеке, несмотря на постоянные бомбежки — во время осады бомбы падали примерно каждые три минуты. На табличке надпись: «Соблюдайте тишину». Бывало, конечно, что ими топили печки-буржуйки.

Сотрудники библиотеки с колясками или санками обходили дома и спасали книги. За годы войны книгохранилища пополнились почти на 600 тысяч экземпляров. Число районных, ведомственных или школьных библиотек резко сократилось школьных — с 451 до 84 , но все-таки работали и они. У букинистических лавок особенно после первой блокадной зимы почти всегда толпились люди. Часто искали «легкие» и приключенческие романы.

Но, как выясняется, и они могли принести огромную пользу. Жюль Верн и аэростаты Ленинград испытывал острую нехватку бензина. На нем работали не только двигатели автомобилей, но и лебедки, которые поднимали в воздух аэростаты, защищавшие город от немецких самолетов. Младший воентехник третьего полка аэростатов заграждения и изобретатель-самоучка Борис Шелищ долго ломал голову: какое же горючее, кроме бензина, можно использовать для лебедок? Однажды он перечитывал роман Жюля Верна «Таинственный остров».

Один из его героев предсказывал, что топливом будущего станет водород, получаемый из обычной воды.

Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования. В первые же дни войны в Ленинграде были развернуты 328 постов аэростатного заграждения, объединенных в три полка. Посты аэростатного заграждения, размещенные в шахматном порядке, прикрывали территорию города, подходы к нему, часть Финского залива, Морской канал, воздушные подступы к Кронштадту. Расстояние между постами по фронту и в глубину было около километра. Посты были на территориях промышленных предприятий и на городских площадях, во дворах домов и на припортовых площадках, в парках и скверах, на пустырях, а также на баржах в прибрежных водах.

Мы должны были держать в готовности аэростатную площадку, обеспечивать маскировку, текущий ремонт, боеготовность аэростатов: в случае необходимости развернуть оболочки летательных аппаратов, заполнить их водородом из баллонов или газгольдеров, отрыть котлован для лебедки и землянку для себя. Грозные для самолетов противника аппараты сами были чрезвычайно уязвимы и опасны для работы с ними на земле». По воспоминаниям Иосифа Павловича, в 1941 году воздушные налеты на Ленинград не прекращались ни на один день. В небе города на Неве было по-настоящему жарко.

В июне — августе 1944-го при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота — Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции; 20 июня взяли Выборг, а 28 июня — Петрозаводск. В сентябре 1944 года был взят остров Гогланд… Дети дежурят на крышах блокадного Ленинграда, оберегая дома от зажигательных бомб. Около 1941 года Приказом Верховного Главнокомандующего И. Елка в палате детской больницы в блокадном Ленинграде.

Январь 1942 года В вышедшей в серии «ЖЗЛ» книге Дмитрия Филиппова «Битва за Ленинград» город предстает не местом действия, а главным героем повествования. Напомним также, что ранее книгу о страданиях ленинградцев, их мужестве и подвигах написал для серии «Живая история: Повседневная жизнь человечества» специалист по истории блокады Ленинграда Сергей Викторович Яров 1959—2015.

Напрашивается вопрос: почему в блокадном Ленинграде водород для техники использовался, а сейчас - нет?

Во-первых - цена. Водород гораздо дороже бензина, в Великую отечественную он был безальтернативным наполнителем для аэростатов и как топливо использовался уже как побочный продукт. Во-вторых - взрывоопасность водорода. Может, у Шелица и взорвался один автомобиль из 500, но наши обычные машины ведь не взрываются вовсе.

Однако всё совершенствуется, всё меняется. Сегодня есть возможность сделать двигатель на водороде вполне безопасным. В-третьих - в ходе сгорания водорода, особенно "грязного" в двигателе внутреннего сгорания выделяются окислы азота, которые при взаимодействии с водой дают душевную азотную кислоту. В энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года предписывается не только производить водород, но и экспортировать его в объеме не менее 2 миллионов тонн в год.

Интересно заметить - заложен параметр экспорта, а не внутреннего потребления, но к этому вопросу мы еще вернемся. Мастер приглашает в гости6 июля 2023 Важно понять: водородное топливо - это не какая-то нереальная перспектива далекого будущего. Это то, чем можно заправить вашу машину уже сейчас. Список использованных источников прилагается в закрепленном комментарии 56.

Как в блокадном Ленинграде техник-самородок создал первый водородный двигатель для автомобиля

Одним из элементов воздушной обороны Блокадного Ленинграда служили аэростаты заграждения. Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Например, знаменитая трансляция 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде была осуществлена при помощи кабель-антенны, поднятой именно аэростатом заграждения. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. 27 января 2024 исполняется 80 лет.

Аэростаты над Ленинградом: Записки инженера - воздухоплавателя

За почти 900 дней блокады от голода и обстрелов погибли свыше 641 тысячи жителей по другим данным, до 1,5 миллиона человек. Исторические фотографии в память о тех событиях — в галерее «Рамблера».

Монография посвящена одной из героических, но пока еще малоизученных страниц истории Великой Отечественной войны - истории Шлиссельбургской железнодорожной магистрали, построенной после прорыва блокады Ленинграда вдоль южного берега Ладожского озера и ставшей для осажденного города Дорогой победы. В книге на основе... Горбуров Е.

Николаевская область в годы Великой Отечественной войны... Николаевская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Документы и материалы свидетельствуют Николаев: Издатель П. Шамрай, 2014. Документы и материалы книги рассказывают о борьбе трудящихся Николаевской области против немецко-румынских захватчиков в годы Великой Отечественной войны; о бесстрашии и мужестве народных мстителей, сражавшихся в тылу...

Ленинград в годы Великой Отечественной войны:... Ленинград в годы Великой Отечественной войны: Очерки. Фотографии СПб. В книге представлена история Ленинграда военной поры с 22 июня 1941 года до 9 мая 1945 года. В исторических очерках учтены последние достижения российских ученых в изучении истории Ленинграда 1941-1945 годов.

Отрывки из...

Аэростаты 2 мировой войны. Дирижабль "Граф Цеппелин" в Ленинграде, 1931 г.. Граф Цеппелин 1931 Ленинград.

Фердинанд фон Цеппелин дирижабль. Дирижабль Граф Цеппелин в Москве. Небо блокадного Ленинграда. Оборона Москвы аэростаты.

Аэростаты в небе блокадного Ленинграда. Заградительные аэростаты в 1941. Дирижабль во время Великой Отечественной войны. Дирижабли аэростаты в Москве ПВО.

Блокада Ленинграда Невский проспект. Невский проспект Ленинград 1941. Полк аэростатного заграждения Ленинград. Великая Отечественная война блокада Ленинграда.

Дирижабль СССР. Аэростаты в Москве 1941 над Москвой. Блокадный Ленинград Глазунов. Художник Селиванов блокада Ленинграда.

Художники блокадного Ленинграда. Аэростаты заграждения во время войны над Москвой. Блокадный репродуктор на Невском проспекте. Дирижабль Норвегия 1926 Гатчина.

В Ленинграде осталась группа из 90 человек. Они готовили метеосводки для Ленинградского фронта. Во время блокады линией фронта оказалась отрезана Павловская обсерватория. Чтобы компенсировать потерю наблюдательного пункта, метеорологи стали запускать аэрозонды.

Подсказка из книги. Как идеи Жюля Верна помогли блокадному Ленинграду?

Re: Аэростаты ПВО в блокадном Ленинграде [сообщение #101789 является ответом на сообщение #101787]. Блокада Ленинграда | РИА Новости Медиабанк. Аэростаты противовоздушной обороны на Невском проспекте в дни блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда является одной из самых трагических и в то же время героических страниц истории Великой Отечественной войны. Установка аэростатов в блокадном Ленинграде © Борис Кудояров / РИА Новости. Одним из элементов воздушной обороны Блокадного Ленинграда служили аэростаты заграждения.

На Дворцовой площади запустили аэростаты в честь годовщины снятия блокады Ленинграда

Аэростаты были довольно эффективным способом защиты от бомбардировок, однако и они имели недостатки. Так, срок их непрерывного пребывания в небе обычно не превышал трех недель. Аэростаты теряли водород, который выходил наружу. И просто снижались, теряя высоту. И для того, чтобы вновь поднять «защитника» в небо, необходимо было сначала посадить его на землю и наполнить новым водородом. Заправка осуществлялась посредством использования лебедок, работающих на бензине. Однако столь необходимое топливо закончилось уже в конце 1941 года, и Ленинграду грозила потеря защиты его неба. Аэростаты были жизненно необходимы для защиты Ленинграда.

Занимался младший лейтенант Шелищ ремонтом аэростатных лебедок 3-го полка 2-го корпуса противовоздушной обороны. Будучи талантливым самоучкой, еще в довоенное время он сумел собрать легковую машину, которая служила ему средством передвижения между аэростатными постами для технического руководства. И в тяжелые дни, когда в Ленинграде закончился бензин, Борис Шелищ предложил альтернативу — использовать приспособленные к работе с аэростатами лебедки от лифта, работающие от электричества. Идея была неплохая, однако на пути встала новая преграда: довольно скоро город остался и без электроэнергии. Младший лейтенант Борис Исаакович Шелищ. Дело в том, что для такой работы требовалась сила более десяти мужчин, но в условиях повсеместной мобилизации на фронт персонала на аэростатных постах осталось до 5 человек, и большинство из них были девушки. Но Шелищ не сдавался, пытаясь найти выход из практически отчаянной ситуации.

Находясь в увольнении у себя дома, инженер решил развлечь себя чтением. Выбор пал на роман «Таинственный остров» Жюля Верна. Разгадка проблемы с аэростатами была найдена в тот же момент — 11 глава произведения содержала спор главных героев, рассуждавших о том, какое топливо будут использовать в будущем. По мнению персонажа Сайреса Смита, который был инженером, после иссякания месторождений угля, мир перейдет на воду, точнее ее составляющие — кислород и водород. Роман Жюля Верна подсказал выход.

Позади — 872 дня смертельной опасности. Впереди — возрождение.

Изможденный, обессиленный город расцвел среди зимы. Голодная зима Немцам удалось блокировать Ленинград на 79-й день войны, после захвата Шлиссельбурга. В тот же день захватчики маршировали по ленинградским пригородам. Пройти дальше им не удалось — ни первой фронтовой осенью, ни позже. Вместе с жителями пригородных районов в блокадном кольце оказались более 2,8 млн человек. Противотанковые ежи, надолбы и баррикады перекрывали все въезды в город. В детстве, узнав в самых общих чертах о трагедии Ленинграда, я мечтал о машине времени и о волшебной палочке, чтобы помочь нашим дедам разомкнуть кольцо блокады и доставить в город продовольствие...

Но «переиграть» историю невозможно. Ошибки первых недель войны обходились дорого. Для Ленинграда — особенно. Город оказался не готов к осаде. Острая нехватка продовольствия и топлива ощущалась уже в начале осени. При этом городским властям не удалось провести масштабную эвакуацию — даже детей, инвалидов и стариков. И это был хлеб с овсяной шелухой, целлюлозой и обойной пылью.

С 25 декабря нормы стали возрастать: помогала Дорога жизни. Но в рано ударившие холода еще труднее было найти дополнительное пропитание… Каждый ленинградец жил на волосок от голодной смерти. Самые черные дни Ленинграда — это ранняя зима 1941—1942-го, первая блокадная зима. В городе не работала система отопления, не было горячей воды. Не хватало топлива — и поэтому стоял транспорт. В январе 1942 года в городе умерло 107 477 человек, в том числе 5636 детей в возрасте до одного года. Среди них — и погибшие при бомбежках, и жертвы болезней, но 9 из 10 унёс голод.

Передают атмосферу тех черных месяцев стихи Анны Ахматовой: Птицы смерти в зените стоят. Кто идет выручать Ленинград? Не шумите вокруг — он дышит, Он живой еще, он все слышит: Как на влажном балтийском дне Сыновья его стонут во сне, Как из недр его вопли: «Хлеба! И глядит из всех окон — смерть. И стоит везде на часах И уйти не пускает страх.

В подразделениях ПВО Ленинградского фронта было 470 самолетов, в том числе более 100 новейших МиГ-3, 1300 зениток, десятки прожекторов. В составе Балтийского флота было 3 авиабригады, располагавшие примерно 650 самолетами. Важную роль в отражении воздушных атак врага сыграли почти 400 аэростатов заграждения. Хотя первую попытку прорваться к Ленинграду немецкие самолеты предприняли только 20 июля, аэростаты были подняты в небо через день после начала войны. Это, казалось бы, примитивное, неуклюжее, похожее на детскую игрушку, средство противовоздушной обороны, висящее хаотично на разной высоте, не позволяло вражеским самолетам вставать на боевой курс для прицельного бомбометания.

Те, кто рисковал, либо в темноте врезались в сам аэростат, либо натыкались крыльями на стальные тросы, которые соединяли аэростат с землей. После этого срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм, сам аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют с фугасом. Если трос сразу не разрезал крыло, самолет подрывал фугас. Чтобы аэростат взлетал на заданную высоту, в него закачивали водород, а поднимали и опускали лебедкой, установленной на «полуторке», и приводимой в действие ее мотором. Аэростатный пост состоял из расчета, собственно аэростата и полуторки с лебедкой. Водород дедовским способом производили на одном ленинградском заводе, пропуская водяной пар через раскаленные куски железа. Борис Шелищ был призван в армию в первые дни войны, получил лейтенантские «кубари», и был назначен ответственным за техническое обеспечение и исправное состояние установок в 3-м полку ПВО. Аэростатные посты были разбросаны на большой территории, ходить и ездить приходилось много, и хорошим подспорьем в этом был собранный Шелищем из списанных деталей автомобильчик. Аэростаты нужно было постоянно заправлять водородом, поднимать и опускать. Процедура достаточно кропотливая и далеко не безопасная.

Но пока город не был взят в блокадное кольцо, с техническим обеспечением аэростатов проблем не было. Но 30 августа 1941 г. ПВО Ленинграда отражала натиск немецких летчиков на пределе своих возможностей. В городе начался голод, вскоре иссякли последние запасы топлива.

Под порывами ветра они надувались, как паруса, унося воспоминаниями на 76 лет назад в историю нашего города. Здесь же мы заметили массивную тумбу, на ее гранях реклама уже уступила место плакатам, посвященным приближающейся памятной дате.

Изображения исполнены в двух основных видах: на одном в виде подложки используется фото льда Ладожского озера, вызывающего ассоциации с Дорогой жизни, на других плакатах - архивные фотографии фронтовиков. Уделяем внимание общественному транспорту, только в вагонах метро размещено 700 постеров, - рассказал Андрей Чистяков. Как сообщили оформители, в программе праздничного оформления города около полусотни адресов. Основной акцент традиционно сделан на центральную часть города, а также на территории, прилегающие к Пискаревскому мемориальному кладбищу, площади Победы, другим памятникам и местам, связанным с обороной города в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. На площади Победы будут размещены большие полотнища, которые растянут между высотными зданиями. У Пискаревского кладбища расцветут флажные композиции.

На Университетской набережной поместят большие панно на фасадах зданий. В адресной программе запланировано размещение более двух тысяч самых разных элементов оформления: тросовых композиций, виниловых баннеров, панно, консолей на опорах освещения. Будет вывешено полторы тысячи знамен и стилизованных флагов Победы. На первом, до 24 января, будут возведены основные композиции в историческом центре города, в первую очередь на Невском проспекте. Затем работы продолжатся на площади Победы, Кутузовской, Воскресенской, Университетской набережных...

На Дворцовой площади запустят аэростаты

Гелий, которым заправляли дирижабли и аэростаты после крушения дирижабля «Гинденбург» был куда безопаснее, но где ж его взять в блокадном Ленинграде? Блокадный Ленинград Подсказала tiina Снимки из Ленинграда, находившегося в блокаде немецкими, финскими и испанскими войсками с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года Исторические сведения. Девять символов блокадного Ленинграда, которые помогали выжить. АЭРОСТАТ.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий