Новости выступление крестьян в селе бездна

в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна. Бе'здненское выступле'ние 1861, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861. Волнения крестьян села Бездна (ныне Антоновка) Спасского уезда (ныне Спасский район) Казанской губернии (ныне Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права).

Отмена крепостного права

Житель села Бездна Казанской губернии Антон Петров убеждал крестьян, что согласно царскому повелению барская земля бесплатно отдается крестьянам, и призывал их не платить оброк и не ходить на барщину. «Восстание крестьян в селе бездна». 1931. Крестьянские волнения 1861. Крестьяне из соседних сел приходили в Бездну, чтобы узнать о «воле». в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна.

Обзор игрового слота «Продуктовая лотерея СССР»

В Бездне, Болховке, в ряде ругих деревень Спасского уезда насильственно были заменены неугодные представители сельской админи-грации — старосты, выборные, сотские. Чтобы услыхать о «настоящей воле», в Бездну приходили целые элпы крестьян из Спасского, Чистопольского, Лаишевского и других уездов. Только в Спасском уезде волнения охватили крестьян 75 сел и деревень. Не без влияния бездненских событий начали волноваться срестьяне Самарской, Симбирской и Саратовской губерний. В сознании помещиков возник образ пугачевщины. Козлянинова были двинуты войска, в том числе из Тетюш, Лаишевский, Чистополя и Казани. Всего двенадцать рот с более ем 1,2 тысячами солдат, при двух орудиях. На следущй день в Бездну прибыл свиты его императорского вличества генерал-майор, граф А.

В селе эгда находилось около пяти тысяч крестьян. На тре-эвания выдать Антона Петрова толпа ответила генерал майору отказом. Был отдан приказ открыть ружейный огонь. В промежутках между залпами из толпы раздавались крики: «Не бойтесь! В это время появился Петров, державшие на голове «Положение». Он был схвачен и отправлен в острог. В Бездне было устроено настоящее побоище.

А Антон Петров по приговору полевого военного суда был расстрелян 19 апреля вблизи своего села. Большинство дворян не скрывало своей радости. По свидетельству современника, «13 апреля Воскресенская улица в 1 час дня представляла вид необыкновенный: по ней катались коляски, дорожки и тарантасы помещиков, ехавших к губернатору. Только что было получено известие «о победе графа». Примечательная и резолюция Александра II, наложенная им на рапорте главного усмирителя о событиях в Бездне. Она весьма определенна: «Не могу не одобрить действий графа Апраксина; как оно не грустно, но нечего было делать другого». Граф был награжден орденом св.

Владимира 3-й степени. Протест против введения уставных грамот. Безднен-ское побоище лишь на время приглушило недовольство крестьян. Оно вышло наружу при введении уставных грамот осенью 1861 г. Введение этих грамот сопровождалось сокращением крестьянских наделов, ростом повинностей в пользу помещиков. Тогда произошло около 30 крупных выступлений бывших помещичьих крестьян, подавленных с помощью воинских команд. Крестьяне протестовали против введения уставных грамот, требовали «дарственного надела».

Крестьяне деревни Арпаяз-Янасалы Лаишевского уезда отказывались принимать земельные наделы, исполнять повинности. Пущенные властями в ход розги не сломили их упорства. За дело взялся военный суд. Около сорока человек понесли тяжелое наказание. В конце концов янасальских крестьян перевели на выкуп, снизив выкупную сумму, освободили от издольщины. Не скрывали своего недовольства и государственные крестьяне. Так, в связи с несправедливым рекрутским набором в декабре 1862 г.

Отклики на бездненские события. Куртинская панихида.

Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки, большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. Реакция на события[ править править код ] Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест в России. Даже казанский военный губернатор Козлянинов в своём донесении от 22 апреля министру внутренних дел писал: «Числом жертв он [Апраксин] вызвал здесь негодование многих, тем более, что, кроме непреклонного упорства в ложном толковании и невыдаче Петрова, крестьяне не буйствовали, ни вреда сделать никому не успели и были 12 числа совершенно безоружны».

Студенты Казанского университета и Казанской духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил « Колокол » А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862.

Гаврилов, В. Григорьев, Н.

Иванов, Р. Кондратьев, Г. Михайлов, Н. Никитин, А. Никифоров, И.

Николаев, Л. Титов, Г. Тарасов, В. Крестьяне добивались полного освобождения от крепостной зависимости и передачи земли в их собственность.

Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки, большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. Реакция на события [ править править код ] Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест в России. Даже казанский военный губернатор Козлянинов в своём донесении от 22 апреля министру внутренних дел писал: «Числом жертв он [Апраксин] вызвал здесь негодование многих, тем более, что, кроме непреклонного упорства в ложном толковании и невыдаче Петрова, крестьяне не буйствовали, ни вреда сделать никому не успели и были 12 числа совершенно безоружны». Студенты Казанского университета и Казанской духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил « Колокол » А.

Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862. Казанское же дворянство выражало свой восторг действиями Апраксина.

Отмена крепостного права

Бездненское выступление 1861, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861. Крестьянин Антон Петров в селе Бездна Казанской губернии (ныне село Антоновка Татарстана)истолковал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости" в пользу крестьян. Главная» Новости» Усиление крестьянских выступлений в середине xix в побудило александра ii.

Вы точно человек?

Здесь начали выпускать сухогрузные баржи, буксирные пароходы, плавучие краны, шаланды. В Куйбышевском Затоне было построено и отремонтировано более сотни судов различного назначения. Кроме того, завод производил по заказам других предприятий паровые котлы, домкраты, культиваторы, запчасти к сельскохозяйственной технике, выполняя частично функции районной МТС. И ещё в затоне обосновалась крупная база нефтеналивного флота: здесь ремонтировались и зимовали баржи и буксиры, перевозящие нефть из Баку по Волге в северные города России.

Во время Великой Отечественной войны завод по заказу военного ведомства производил детали корпусов для бомб и перестраивал пароходы в боевые канонерские лодки. В 1954 году, в связи со строительством Волжской ГЭС и предстоящим затоплением, было принято решение перевести Куйбышевский Затон вместе с заводом и пристанью на правый берег Волги, в залив у села Кирельское, где он под тем же названием располагается и сегодня. Жилые дома перевозили зимой по льду.

Одно из самых крупных и ярких выступлений русских крестьян в ответ на т. Опубликование манифеста и Положений 19 февраля 1861 вызвало разочарование и возмущение обманутых и своих надеждах крестьян. Недовольство обнаружилось почти повсеместно. Весной 1861 в ряде уездов произошли крестьянские волнения.

В нём вместе с 2 соседними селениями было 1021 крепостных. Бездненские крестьяне не поверили в подлинность оглашённого текста Положений, будучи убеждены, что помещики и начальство скрывают настоящие манифест и Положения. Движение возглавил молодой бездненский крестьянин Антон Петров. Он умел читать, и после усердного изучения Положений объявил своим односельчанам, что нашёл «настоящую полю».

Крестьяне соседних селений, прослышав об этом, массами стали приходить в Бездну к Петрову, чтобы узнать про «волю». Вскоре волнение охватило Спасский уезд, соседние Чистопольский и Лаипшвский, а потом смежные уезды Самарской и Симбирской губерний. По призыву Петрова крестьяне отказались ходить на барщину, вносить оброкпомещикам, отказывались от подписания «уставных грамот», которыми должны были быть определены размеры наделай повинностей, забирали из помещичьих амбаровхлеб. Волнениями было охвачено свыше 75 селений.

Крестьяне, окружив избу своего руководителя, не пропускали к ней солдат.

Иловайский, Н. Шатилов, А. Копиченко и другие. Казанский комитет имел тесные связи с Московским, Нижегородским, Саратовским комитетами «Земли и воли». Своеобразной частью этого комитета стал организованный в Казанском университете «Студенческий клуб». Была подготовлена и типографским способом размножена прокламация «Долго давили вас, братцы... Однако призывы революционных демократов подняться на восстание не нашли поддержки среди крестьянства.

Весной 1863 г. Казанский комитет начал распространять прокламацию «Земли и воли» - «Свобода вероисповедания», содержащей такие же призывы. Тогда прибывшие в Казань представители польских революционеров изложили свои планы организации в Поволжье восстания в поддержку повстанческих отрядов в Царстве Польском. В апреле студент Казанского университета И. Глассон донес о существовании «Казанского заговора». В Казани, как писал Г. Иловайский, «была страшная суматоха. С 9 на 10 апреля ждали революцию...

Губернатор ходил с такой таинственной мордой, окружил свой дом казаками, вытащили откуда-то пушки и выдали солдатам боевые патроны. И этим перепугали весь народ». Участники заговора были выслежены и арестованы, пятеро из них казнены. Однако руководящее ядро Казанского комитета «Земли и воли» удалось сохранить. Таким образом, в ходе крестьянских реформ все крестьянство обрело права свободных сельских обывателей. Крепостное право пало. Однако произошло земельное утеснение крестьян. Малоземелье выдвинулось в число важнейших вопросов экономической, общественной жизни.

Еще большую остроту ему придавало то, что в деревне сохранились феодальные пережитки, прежде всего помещичье землевладение. Недовольство крестьян условиями реформы 1861 г. Попытки революционеров разжечь пламя крестьянского восстания не встретило сочувственного отношения в среде тех, чьи интересы они стремились защитить. Вопросы и задания 1. Что в представлении крестьян означала полная, совершенная воля? Дала ли им крестьянская реформа 1861 г. Используя часть ответов на вопросы по материалу предыдущего параграфа, подумайте над тем, почему волнения охватили, прежде всего часть помещичьих крестьян? Почему крестьяне села бездна, а затем и многих других деревень поверили словам А.

Петрова об открытой им воле? Как отнеслись различные слои общества к расправе над бездненскими крестьянами? Чью позицию вы заняли бы в данном случае? Почему на открытый протест против «бездненского побоища» решилось только казанское студенчество? Как вы относитесь к тому, что сказал профессор А. Щапов во время Куртинской панихиды? Почему революционерам не удалось поднять крестьян на восстание, хотя они и не были довольны условиями реформы? Кем и когда предпринимались такие попытки?

Если бы вам довелось выступить на защиту интересов крестьян, то какой способ действий вы бы избрали? В школу в Антоновке, что в Спасском районе, трудно найти сторожа. Мало охотников по ночам в ней сидеть. Говорят, там водятся привидения. Нынешний охранник Виктор Иванович Коровушкин рассказывает, что на чердаке постоянно слышатся чьи-то голоса, раздаются непонятные шорохи. Жуть берет! Школа размещена в бывшей помещичьей усадьбе графа Мусина-Пушкина — попечителя Казанского учебного округа. Зданию почти два века, и его стены хранят много тайн.

Что здесь только не происходило! От пышных графских балов до заседаний революционных трибуналов. Из подполья усадьбы проложен тайный лаз. Куда он ведет, можно лишь догадываться. Предполагают, что подземный ход проходит под речкой Бездной и соединяет графский особняк с церквушкой, до которой от школы метров 700. Бывший военрук пытался как-то проверить эту догадку. Но даже у него не хватило духу: прошел несколько метров и встал как вкопанный — всякая чертовщина стала мерещиться. Историческая справка Точная дата возникновения села Бездна не установлена.

Церковь Богородицы, ныне отреставрированная, была построена здесь в 1778 году. Но поселение возникло раньше, есть предположения, что еще в XVII веке. По данным профессора Г. Вульфсона, в середине XIX века в Бездне насчитывалось 1300 душ мужского пола. Граф Мусин-Пушкин продал имение своему управляющему Владимиру Родионову, который умер в годы Первой мировой войны. После него владельцем стал Михаил Земцов. В начале 20-х годов XX века село Бездна было переименовано в Антоновку, а графскую усадьбу отдали под школу.

Было много погибших и раненых, в панике люди разбежались. Антона Петрова арестовали, он был предан военному суду и публично расстрелян 19 апреля, 16 наиболее мятежных его единомышленников выпороли, а потом либо отправили в тюрьму, либо сослали в Сибирь. Так сошла на нет волна, народного гнева, которую смог поднять один человек, болевший душой за свою Родину, свой народ. Сейчас на месте, где стоял его дом, стоит памятная плита. Место расстрела хорошо видно с дороги, рядом с подстанцией, там стоит надгробие с его портретом. В центре села стоит памятник Антону Петрову.

Аресты, розги и кандалы. Как проходила отмена крепостного права в Вятке.

Станут вас стращать войском, не бойтесь, никто не смеет бить народ православный без царского приказа. А если дворяне подкупят и будут в вас стрелять, то и вы рубите топорами тех царских ослушников… На сходке решили на другой день на барщину не выходить; слышал несколько выходок такого рода, что по бревнам нужно растащить барские усадьбы, потому что Антон говорит, что все вольные с десятой ревизии 1858 г. Дом Антона, двор, крыш вся улица перед домов шагов на пятьдесят были наполнены народом. Стали народ усовещать, просить, чтобы разошлись и выдали Антона, долго их просили, но, кроме крику и грубых выходок, ничего от толпы не добились. Стал поп речь держать; он их умолял сперва разойтись, его обругали. Переменил поп речь, объявил им, что их будут расстреливать за неповиновение, что кто не хочет, пусть тот отойдет… Попа обругали опять… «Командуйте, капитан! Снова усо- вещевание и опять безуспешно. Число ружей увеличили, после залпов падало по 15 человек и больше, и на толпу не производило заметного влияния… Велели стрелять целой ротой, человек 40 от залпа упало — толпа осталась непокорна. Еще зал ротой, все засуетились, побежали, а кому от давки нельзя было бежать, завопил: «Выдадим, выдадим!

Интересные для историка детали в освещении безднинского расстрела и казанской панихиды вносят бумаги Козлянинова и Собещанского, противопоставляя и подчеркивая взглядам дворянства взгляды общества и крестьянства, даже с некоторой долей предпочтения последним перед первыми в целях охранения государственного правопорядка и общественного спокойствия. Эти же материалы служат средством для анализа позиции Щапова и правдивости его показаний. Более богата содержанием вторая группа материалов — о А. Как историк и общественной деятель А. Щапов приобрел общероссийское значение несмотря на то, что его взгляды и деятельность были в противоречии с господствующими направлениями как в либеральных, так и в некоторых революционных кругах. С 1917 года интерес к А. Щапову пробуждается особенно сильно. Доступность архивных материалов особенно импульсировала разыскания новых источников о нем для освещения его научной и революционной деятельности. Публикуемые ниже материалы не заканчивают этих разысканий, но ярче освещают нам личность Щапова, его общественно-политические взгляды и его место в революционной обстановке 60-х годов XIX века. Еще в Казани Щапов вошел в подпольную революционную деятельность, о чем ясно свидетельствует его старинный друг и знакомый в женевском журнале за 1876 год "Вестник Правды": узнав про Бездну, Щапов говорил студентам: "Ну вот вам и деятельность! Вы только собираетесь заводить по деревням своих агентов, закупаете шрифты и достаете литографские станки, а жизнь-то бьет своим обычным ключом". К революционной работе не остался он безучастным и в Петербурге; несмотря на свое поднадзорное положение и длительную болезнь, он принимает участие в составлении прокламации "к раскольникам", чтобы пополнить ею серию прокламаций, составленных Шелгуновым, Чернышевским и Михайловым. Сенатор Жданов, найдя в 1863 г. Между тем культурное и революционное молодое поколение, старалось отдать должное Щапову в их политическом воспитании и революционной его деятельности как агитатора-пропагандиста, ставило его в один ряд с героями 14 декабря 1825 г. Бумаги, принадлежащие перу Щапова и находящиеся в его "деле" в архиве III отделения, могут быть разделены на две категории: а записки его лекций, научные заметки и выписки из источников и б бумаги общественного и революционного значения. Державина, А. Радищева и др. Все это было изъято из большого тюка с его рукописями, доставленными в III отделение вместе со Щаповым из Казани. Рукописи были сильно перепутаны при обыске и в таком виде доставлены были в Петербург; большую часть из них Щапов получил обратно, а указанные нами были приложены к делу как вещественное доказательство. Из них мы помещаем заметки о народных движениях и декабристах, как наиболее цельные по смыслу отрывки. Вторая категория его собственноручных бумаг заключает в себе "показание" Щапова о казанских событиях, письмо Александру II о реформе государственного строя и отрывки лекции "О конституции".

Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки, большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. Реакция на события [ править править код ] Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест в России. Даже казанский военный губернатор Козлянинов в своём донесении от 22 апреля министру внутренних дел писал: «Числом жертв он [Апраксин] вызвал здесь негодование многих, тем более, что, кроме непреклонного упорства в ложном толковании и невыдаче Петрова, крестьяне не буйствовали, ни вреда сделать никому не успели и были 12 числа совершенно безоружны». Студенты Казанского университета и Казанской духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил « Колокол » А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862. Казанское же дворянство выражало свой восторг действиями Апраксина.

В Бездну стекались тысячи крестьян, воодушевлённых таким толкованием царского манифеста. Волнения охватили 75 сёл. Тысячи крестьян отказывались дальше гнуть спину на помещиков... И вот 12 апреля в село вошли войска под командованием графа Антона Апраксина. Дом Петрова окружила безоружная толпа числом до пяти тысяч человек. Крестьяне требовали, чтобы к ним приехал сам царь. Подойдя на расстояние 180 шагов, остановил команду и для первого увещевания послал 2 адъютантов губернатора, которых слова только старались заглушить криком «воля, воля». Адъютанты возвратились, предупредив крестьян, что если они не выдадут Антона Петрова и не разойдутся по своим домам, то по ним будут стрелять; тогда послал я священника, который с крестом в руках увещевал их долго и говорил, что если не повинуются, то чтобы расходились, иначе будут стрелять; они и после этого увещания священника продолжали свой крики. Тогда я сам, подъехав к толпе, объяснил им возложенное на меня поручение и приказывал выдать Антона Петрову или разойтись, но ничто не могло подействовать на ужасное упорство и убеждение этих людей; они кричали: «Нам не нужно посланного от царя, но самого царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас, а в Александра Николаевича». Тогда заставил я их замолчать и сказал им: «Жаль мне вас, ребята, но я должен и буду стрелять; те, которые чувствуют себя невиновными, удалитесь». Но, видя, что никто не уходит, толпа продолжает кричать и упорствовать, я отъехал и приказал одной шеренге сделать залп, после которого снова было сделано увещание, но толпа всё то же кричала; тогда я вынужден был сделать несколько залпов; к этому побудило меня более то, что крестьяне, заметив значительный промежуток между залпами, начали в большом количестве выходить из дворов с криком за кольями и угрожали окружить и задавить малочисленную мою команду. Наконец, толпа рассеялась... Тогда Антон Петров вышел из дома перед войском, неся Положение о крестьянах над головою, и тут был взят вместе с выданными им мне сообщниками и отправлен под конвоем в острог гор.

Бездненское выступление 1861

Им стал Антон Петров, грамотный крестьянин из большого села Бездны Спасского уезда Казанской губернии. Дали вольную – крестьяне недовольные. Отмену крепостного права в деревне встретили без особой радости, а кое-где мужики даже взялись за вилы — думали, помещики их обманывают. Ночевал я в Гусихе, 3 версты от Бездны, Антона считают святым, мертвых — мучениками. Им стал Антон Петров, грамотный крестьянин из большого села Бездны Спасского уезда Казанской губернии. Экспонаты Музей политической истории России Смотрите музейные коллекции онлайн.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий