Новости выступление крестьян в селе бездна

БЕЗДНЕНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года (см. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА). 12 апреля 1861 г. в село Бездна были введены войска, которые открыли огонь по толпе крестьян.

"События в селе Бездна"

А в заграничных, либеральных и народнических, речах о Герцене царит фраза и фраза. Рабочая партия должна помянуть Герцена не ради обывательского славословия, а для уяснения своих задач, для уяснения настоящего исторического места писателя, сыгравшего великую роль в подготовке русской революции. Герцен принадлежал к поколению дворянских, помещичьих революционеров первой половины прошлого века. К числу таких детей принадлежал Герцен. В крепостной России 40-х годов XIX века он сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени. Он пошел дальше Гегеля, к материализму, вслед за Фейербахом. Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед историческим материализмом. Герцен покинул уже Россию и наблюдал эту революцию непосредственно. Он был тогда демократом, революционером, социалистом. В сущности, это был вовсе не социализм, а прекраснодушная фраза, доброе мечтание, в которое облекала свою тогдашнюю революционность буржуазная демократия, а равно невысвободившийся из-под ее влияния пролетариат. Духовный крах Герцена, его глубокий скептицизм и пессимизм после 1848 года был крахом буржуазных иллюзий в социализме.

Духовная драма Герцена была порождением и отражением той всемирно-исторической эпохи, когда революционность буржуазной демократии уже умирала в Европе , а революционность социалистического пролетариата еще не созрела. Этого не поняли и не могли понять рыцари либерального российского языкоблудия, которые прикрывают теперь свою контрреволюционность цветистыми фразами о скептицизме Герцена. У этих рыцарей, которые предали русскую революцию 1905 года, которые забыли и думать о великом звании революционера, скептицизм есть форма перехода от демократии к либерализму, - к тому холуйскому, подлому, грязному и зверскому либерализму, который расстреливал рабочих в 48 году, который восстановлял разрушенные троны, который рукоплескал Наполеону III и который проклинал, не умея понять его классовой природы, Герцен. Герцен рвет с анархистом Бакуниным. Правда, Герцен видит еще в этом разрыве только разногласие в тактике, а не пропасть между миросозерцанием уверенного в победе своего класса пролетария и отчаявшегося в своем спасении мелкого буржуа. Не поняв буржуазно-демократической сущности всего движения 1848 года и всех форм домарксовского социализма, Герцен, тем более не мог понять буржуазной природы русской революций.

Жалобы помещиков и управляющих на "взбунтовавшихся" крестьян подняли на ноги все начальство. Уговоры и разъяснения исправника и становых приставов не имели никакого успеха. В Бездну были направлены войска под командой присланного из Петербурга графа Апраксина. Крестьяне выслали навстречу войскам стариков с хлебом-солью, но выдать Антона Петрова отказались. Солдаты начали расстрел безоружной и мирной толпы. Антон, неся перед собой "Положение", сам вышел к солдатам. Он был арестован и вскоре судим военно-полевым судом, приговорен к смертной казни, которая и была совершена в Бездне в присутствии согнанных отовсюду крестьян. В Бездне было убито и умерло от ран около ста человек и примерно столько же было ранено. Жесточайшая и бессмысленная расправа терроризировала крестьянство, волнения прекратились, однако события в Бездне имели ряд далеко идущих политических следствий. Ближайшим следствием этих событий явилась "Куртинская панихида", отслуженная в Казани студентами по "невинно убиенным". С этого момента "академические" волнения студенчества превратились в политические. Герцен в "Письмах к противнику", - началась та кровавая полоса нового царствования, которая с тех пор, не перемежаясь, продолжается и растет, но не она одна. С этой же казни начался мужественный, неслыханный в России протест, не втихомолку, не на ухо, а всенародно, в церкви, на амвоне. Казанские студенты отслужили панихиду по убиенным, казанский профессор произнес надгробное слово. Слабодушным этого поступка назвать нельзя". Опубликованные в 1948 году Отделом государственных архивов МВД Татарской АССР документы в сборнике "Бездненское восстание 1861 года" позволяют установить не только фактическую сторону дела, уже и ранее хорошо известную, но и открывают нам некоторые предшествующие ему обстоятельства. Донося министру внутренних дел о бездненских событиях, казанский военный губернатор дает очень интересную характеристику казанского дворянства: "С самого начала возбуждения крестьянского вопроса, - сообщает он, - совершенное отсутствие сочувствия к нему большинства дворян, при полном сочувствии всех остальных сословий, поставило дворян, уже и прежде державшихся замкнутыми в их исключительном кружке, более еще в неприязненное положение к ученому сословию, чиновничьему и купеческому. Я говорю о чиновниках-служащих, потому что огромное число дворян Казанской губернии не что иное, как отставные чиновники, устроившие службой свое состояние и купившие имения: эти последние самые вредные и упорные поборники старины, упрочившей их состояние, и имеющие сильное влияние на остальных дворян их ловкостью, опытностью и так называемыми сведениями в законах. Суждения дворян, переходя от дворовых людей к крестьянам, усилили негодование и недоверенность их к помещикам, дети коих, студенты, между их товарищами были первыми и самыми сильными порицателями действий своих родителей". Казанское дворянство и помещики решили устроить обед в честь усмирителя крестьян, графа Апраксина. Из секретного донесения чиновника особых поручений явствует, что Апраксин обеда не принял, но слухи о том, что некоторые помещики где-то в клубе пили за него, носились в городе очень упорно. Слухи о подготовлявшемся чествовании Апраксина были первым побудительным поводом к тому, что революционно-демократическая часть казанского общества решила отслужить по убитым крестьянам панихиду. Панихида была отслужена, демонстрация студентов получила широкую огласку и положила начало ряду других протестов и демонстраций. Пострадали священник и дьякон из студентов Духовной академии, служившие в церкви, и профессор А. Щапов, произнесший на этой панихиде знаменитую речь с революционным призывом к восстанию и к свободе. Положение Бутлерова, как ректора, да еще назначенного, а не выбранного, оказалось очень трудным и неприятным, и он просил у Вяземского отставки. Вяземский уговорил его остаться до конца учебного года, но вместе с тем разрешил ему заграничную командировку на летние месяцы. Бутлеров охотно воспользовался возможностью снова всецело отдаться научным изысканиям. Начался новый учебный год. В аудиториях Медико-хирургической академии снова многолюдно и шумно. Вернувшиеся из родных мест студенты привезли с собой тревоги бурного 1861 года. Возле студентов, приехавших из Казанской, Самарской и Симбирской губерний, собрались толпы товарищей. Они просят рассказать со всеми подробностями о восстании крестьян в селе Бездна. Что же случилось в селе Бездна, почему происшедшее там так взволновало всю страну? Крестьяне не верили тому, что было написано в «Положении об освобождении крестьян». Из уст в уста, из деревни в деревню шла молва: «помещики нашу волю украли», нужно искать «волю настоящую». Один из студентов, сын крупного казанского помещика, излагал бездненскую трагедию так: «Крестьяне взбунтовались, решили перебить сначала всех помещиков с их семействами, затем перебить дворню и, наконец, ограбить церкви, оставив из каждых 10 одну. Но приехал генерал Апраксин с отрядом солдат и навел порядок. Все зачинщики и главные смутьяны были либо убиты, либо арестованы». Что-то еще хотел сказать розовощекий, толстенький, в новом мундире студент, но его прервали, вытолкали из аудитории. Слово взял другой студент, приехавший, из уездного городка Спасска, поблизости от которого разыгрались бездненские события. Студент лично беседовал с очевидцами бездненской трагедии. Он обстоятельно, неторопливо рассказал товарищам все, что было ему известно. В селе Бездна находилось имение графа Мусина-Пушкина. Свыше 820 крепостных мужского пола жили в нем. Среди крестьян нашелся один, который «вычитал» своим односельчанам из «Положения», что вся помещичья земля должна принадлежать крестьянам, а помещику земли - горы да долы, овраги да дороги, песок да камыш... Переступит он шаг со своей земли - гони добрым словом, не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду. Звали его Антоном Петровым. К вечеру 8 апреля в село Бездна прибыл исправник. Он требовал, чтобы крестьяне разошлись по домам. Но никто его не слушал, всю ночь сотни крестьян находились на площади. Все они отправились к дому Антона Петрова, который круглосуточно охранялся большой толпой крестьян. Снова начались увещевания, но крестьяне не хотели ничего слушать и повторяли, что они совершенно свободны. Через два дня в Бездне появился прибывший из Петербурга граф Апраксин. Он приказал выдать ему зачинщика - Антона Петрова. Толпа крестьян отвергла это требование. Еще через день, 12 апреля, по дороге в Бездну шагали две роты под командованием поручика Половцева. С этим военным отрядом следовал вторично в Бездну и граф Апраксин.

Затем его внимание привлекла первая статья Уставной грамоты с фразой из них отпущено на волю». К тому же в «Положении» он вычитал слова: «После ревизии отпущены на долю». Это он и принял за «изъяснение воли». Открытую им волю Петров объявил крестьянам. Он эворил, что крестьяне, как люди отныне вольные, ни одного дня в неделю работать на помещика не обязаны. Им должны отойти и почти вся помещичья земля. Слова: Петрова побуждали крестьян к действиям. Крестьяне рбили помещичьи леса, угоняли господский скот, пришли, как сообщалось в официальных документах, в «полное неповиновение властям». В Бездне, Болховке, в ряде ругих деревень Спасского уезда насильственно были заменены неугодные представители сельской админи-грации — старосты, выборные, сотские. Чтобы услыхать о «настоящей воле», в Бездну приходили целые элпы крестьян из Спасского, Чистопольского, Лаишевского и других уездов. Только в Спасском уезде волнения охватили крестьян 75 сел и деревень. Не без влияния бездненских событий начали волноваться срестьяне Самарской, Симбирской и Саратовской губерний. В сознании помещиков возник образ пугачевщины. Козлянинова были двинуты войска, в том числе из Тетюш, Лаишевский, Чистополя и Казани. Всего двенадцать рот с более ем 1,2 тысячами солдат, при двух орудиях. На следущй день в Бездну прибыл свиты его императорского вличества генерал-майор, граф А. В селе эгда находилось около пяти тысяч крестьян. На тре-эвания выдать Антона Петрова толпа ответила генерал майору отказом. Был отдан приказ открыть ружейный огонь. В промежутках между залпами из толпы раздавались крики: «Не бойтесь! В это время появился Петров, державшие на голове «Положение». Он был схвачен и отправлен в острог. В Бездне было устроено настоящее побоище. А Антон Петров по приговору полевого военного суда был расстрелян 19 апреля вблизи своего села. Большинство дворян не скрывало своей радости. По свидетельству современника, «13 апреля Воскресенская улица в 1 час дня представляла вид необыкновенный: по ней катались коляски, дорожки и тарантасы помещиков, ехавших к губернатору. Только что было получено известие «о победе графа». Примечательная и резолюция Александра II, наложенная им на рапорте главного усмирителя о событиях в Бездне. Она весьма определенна: «Не могу не одобрить действий графа Апраксина; как оно не грустно, но нечего было делать другого». Граф был награжден орденом св. Владимира 3-й степени. Протест против введения уставных грамот. Безднен-ское побоище лишь на время приглушило недовольство крестьян. Оно вышло наружу при введении уставных грамот осенью 1861 г. Введение этих грамот сопровождалось сокращением крестьянских наделов, ростом повинностей в пользу помещиков. Тогда произошло около 30 крупных выступлений бывших помещичьих крестьян, подавленных с помощью воинских команд. Крестьяне протестовали против введения уставных грамот, требовали «дарственного надела». Крестьяне деревни Арпаяз-Янасалы Лаишевского уезда отказывались принимать земельные наделы, исполнять повинности.

В ответ на демонстрацию власти решили усилить бюрократический надзор за университетами. Ужесточение внутреннего распорядка вызвало недовольство студентов Петербургского университета. В сентябре начались волнения, которые привели к временному закрытию учебного заведения. Такой демонстрации город еще не видел.

Разочарование освобождением. Движения в ответ на реформу 1861 г

Бездненское выступление 1861, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861. Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 тыс. чел. Крестьянские волнения Село бездна крестьяне. Впрочем, село Бездна было не единственным, "радость" от реформ царя-освободителя Александра II в период 1861-1862 гг. выразили еще 2115 сел.

Определение слова «БЕЗДНЕНСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 1861»

Бездненские волнения — Википедия БЕЗДНЕНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года (см. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА).
Настоящее восстание подняли крестьяне села Бездна в Казанской губернии. Ночевал я в Гусихе, 3 версты от Бездны, Антона считают святым, мертвых — мучениками.
Выступление крестьян в селе бездна Крестьянин Антон Петров в селе Бездна Казанской губернии (ныне село Антоновка Татарстана)истолковал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости" в пользу крестьян.

Волнение в селе бездна участники. Бездненская трагедия. Вопросы и задания

Наиболее известными выступлениями были восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандиевка Пензенской губернии. Выступление крестьян в селе Бездна. Бездненское выступление 1861 Выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861).

"События в селе Бездна"

Куртинская панихида. Крестьянские выступления находили широкий отклик в демократической среде. Особенно глубокий след в общественном движении оставили события в селе Бездна. Кровь жертв бездненского побоища взывала не только к состраданию, но и к протесту. С получением известий о событиях 12 апреля, кружок казанских студентов начал вырабатывать план действий. Студенты решили направить своих представителей в Бездну, провести сбор средств в пользу семей убитых и раненых, организовать демонстрацию. В Бездну выехали С. Клаус и М. Элпидин, но там были арестованы и доставлены в Казань.

Здесь их лично допросил губернатор Козлянинов. Другие члены кружка 14-16 апреля занялись сбором средств среди профес-Цеоров, учителей, студентов, гимназистов, чиновников, купцов. То, что удалось собрать, было отправлено семьям юстрадавших. Во второй половине дня 16 апреля на Куртинском тадбище в приходской церкви состоялась панихида по битым в Бездне крестьянам. Ее инициаторами стали. Умнов, И. Олигер, Н. Копиченко, А.

Хрисэров, А. Темников, составлявшие ядро кружка. Пе-собравшимися - а их было около 450 человек - шхиду служил священник И. Он прибывал помянуть «убиенных за свободу и любовь к отечеству». В конце панихиды с краткой и страстной вчью выступил А. Заключая ее, он произнес: «Земля, которую Вы возделывали речь идет о Кертвах бездненского побоища , плодами которой пи-рал и нас, которую теперь желали приобрести в собстенность и которая приняла Вас мучениками в свои недра, - эта земля воззовет народ к восстанию и свободе... Мир праху Вашему и вечная историческая память Вашему самоотверженному подвигу. Да здравствует демократическая конституция!

О ней незамедлительно телеграфировали яександру П. Императорская резолюция на телеграмме сила: «Щапова немедленно арестовать, а двух монахов очить в Соловецкий монастырь». В монастырь должен был отправиться и Щапов, но под давлением общественного мнения царь отменил это решение. В 1864 г. Ранее из университета исключили девять, а из академии - троих студентов. В мае на события в Бездне откликнулся «Колокол». Через два месяца на его страницах было опубликовано письмо либерально настроенного профессора русской литературы Казанского университета Н. Называлось оно «Граф Апраксин Бездненскии» и начиналось следующими словами: «Манифест и Положение об освобождении крестьян облились уже невинною кровью».

Специально для «Колокола» предназначалась большая статья «Сказание о Бездненском побоище в Казанской губернии по случаю освобождения крестьян», опубликованная в нем в марте 1862 г. Одним из ее авторов был К. Попытки поднять крестьян на восстание. Во второй половине 1861 г. Так, в нелегальном рукописном журнале «Студенческий голос» публикуется стихотворение-прокламация «Полилася кровь горячая... Студент Казанского университета А. Курбаковский пишет прокламацию «Побатухи», студент того же университета И. Пеньковский - прокламацию «Бью челом народу православному...

Все они содержали призыв крестьян к восстанию. Задача подготовки «повсюдного» крестьянского восстания входила в планы российской революционной организации «Земля и воля», возникшей в 1862 г. В ее казанское отделение входили П. Ровинский, И. Умнов, Г. Иловайский, Н. Шатилов, А. Копиченко и другие.

Казанский комитет имел тесные связи с Московским, Нижегородским, Саратовским комитетами «Земли и воли». Своеобразной частью этого комитета стал организованный в Казанском университете «Студенческий клуб». Была подготовлена и типографским способом размножена прокламация «Долго давили вас, братцы... Однако призывы революционных демократов подняться на восстание не нашли поддержки среди крестьянства. Весной 1863 г. Казанский комитет начал распространять прокламацию «Земли и воли» - «Свобода вероисповедания», содержащей такие же призывы. Тогда прибывшие в Казань представители польских революционеров изложили свои планы организации в Поволжье восстания в поддержку повстанческих отрядов в Царстве Польском. В апреле студент Казанского университета И.

Глассон донес о существовании «Казанского заговора». В Казани, как писал Г. Иловайский, «была страшная суматоха. С 9 на 10 апреля ждали революцию... Губернатор ходил с такой таинственной мордой, окружил свой дом казаками, вытащили откуда-то пушки и выдали солдатам боевые патроны.

Поминает Герцена и правая печать, облыжно уверяя, что Герцен отрекся под конец жизни от революции. А в заграничных, либеральных и народнических, речах о Герцене царит фраза и фраза. Рабочая партия должна помянуть Герцена не ради обывательского славословия, а для уяснения своих задач, для уяснения настоящего исторического места писателя, сыгравшего великую роль в подготовке русской революции. Герцен принадлежал к поколению дворянских, помещичьих революционеров первой половины прошлого века.

К числу таких детей принадлежал Герцен. В крепостной России 40-х годов XIX века он сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени. Он пошел дальше Гегеля, к материализму, вслед за Фейербахом. Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед историческим материализмом. Герцен покинул уже Россию и наблюдал эту революцию непосредственно. Он был тогда демократом, революционером, социалистом. В сущности, это был вовсе не социализм, а прекраснодушная фраза, доброе мечтание, в которое облекала свою тогдашнюю революционность буржуазная демократия, а равно невысвободившийся из-под ее влияния пролетариат. Духовный крах Герцена, его глубокий скептицизм и пессимизм после 1848 года был крахом буржуазных иллюзий в социализме. Духовная драма Герцена была порождением и отражением той всемирно-исторической эпохи, когда революционность буржуазной демократии уже умирала в Европе , а революционность социалистического пролетариата еще не созрела.

Этого не поняли и не могли понять рыцари либерального российского языкоблудия, которые прикрывают теперь свою контрреволюционность цветистыми фразами о скептицизме Герцена. У этих рыцарей, которые предали русскую революцию 1905 года, которые забыли и думать о великом звании революционера, скептицизм есть форма перехода от демократии к либерализму, - к тому холуйскому, подлому, грязному и зверскому либерализму, который расстреливал рабочих в 48 году, который восстановлял разрушенные троны, который рукоплескал Наполеону III и который проклинал, не умея понять его классовой природы, Герцен. Герцен рвет с анархистом Бакуниным. Правда, Герцен видит еще в этом разрыве только разногласие в тактике, а не пропасть между миросозерцанием уверенного в победе своего класса пролетария и отчаявшегося в своем спасении мелкого буржуа.

Реформа как поворотное событие российской истории, во многом определившие последующие события и судьбу страны. Причины ограниченности крестьянской реформы и ее значение. Положения об устройстве дворовых. Содержание и причины крестьянской реформы 1861 года. Социально-экономическое положение России после отмены крепостного права. Положительные и отрицательные последствия отмены крепостничества. Предыстория и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы, ее основные положения. Правовые изменения положения, порядок наделения крестьян землей и освобождения их от крепостной зависимости. Историческая обусловленность и подготовка крестьянской реформы, ее юридическое и экономическое обоснование. Освобождение крестьян Прибалтики. Реформа 1861 г. Начало формирования пролетариата и промышленной буржуазии. Понятие и основные положения крестьянской реформы, причины и предпосылки отмены крепостного права. Ответ крестьян на реформу. Нерешённость земельного вопроса. Главные моменты в ходе работ по крестьянской реформе, ее порядок и этапы проведения. Крестьянское движение в Смоленской губернии после отмены крепостного права. Проведение реформы в разных регионах России. Система выкупных платежей. Основные принципы воспитания Александра II. Центральные и местные учреждения, образованные по его инициативе для разработки крестьянской реформы. Редакционные комиссии, их функции и задачи. Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы. Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Значение и итоги крестьянской реформы, ее противоречия. После реформ 1861 года, среди крестьян начали распространяться слухи, что господа «украли» истую волю,которую им даровал царь. Некоторые говорили, что «волю» ложно трактуют. Начались поиски «своих» чтецов из окружения крестьян. Особое недовольство замечалось в Спасском, Лаишевском, Чистопольском уездах Казанской губернии. Волнения загорелись во многих поместьях. Наиболее значимое из них случилось в селе Бездна Спасского уезда в имении М. Сам помещик с семьей жил в Петербурге, а дела вел его управляющий П. В этом крупном селе проживало более 700 человек. Ему было 31 год он был человеком трезвого образа жизни. Единственный в селе грамотный крестьянин был весьма почитаем односельчанами. Ему и возложили отыскать в «Положении» «настоящую волю». Он прекрасно понимал чаяния крестьян и начал толковать документы в духе крестьянских пожеланий. Слух о том, что в селе Бездна найдена «настоящая воля», моментально разнесся по округе и даже дошел до соседних губерний - Симбирской и Самарской. Со всех краев в село двинулись толпы крестьян, которые желали послушать «истинную волю».

Как утверждал Петров, крестьяне согласно «Положениям» получали немедленно волю и не должны были выполнять по отношению к помещикам никаких повинностей. Почти вся помещичья земля должна также принадлежать крестьянству,— «помещику земли — горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг со своей земли — гони добрым словом, не послушался — секи ему голову, получишь от царя награду»2. Агитация Антона Петрова имела огромный успех и получила широкое распространение. Крестьяне различных деревень стекались в Бездну, чтобы услышать о «настоящей воле». В бездненских волнениях принимали участие крестьяне 75 населенных пунктов Спасского уезда. Среди крестьян наблюдались массовые отказы от выполнения барщины, распространялись разговоры о необходимости расправиться с дворянами. События в Бездне вызвали огромное беспокойство и растерянность местных властей. В Бездну направился свитский генерал-майор граф Апраксин с войсками для подавления волнения. Как сообщал казанский военный губернатор Козля-нинов в своем донесении министру внутренних дел, по приказанию Апраксина к Бездне было двинуто 12 рот пехоты с двумя трехфунтовыми орудиями1. Однако и его увещевания не принесли никаких результатов. На другой день, 12 апреля, граф Апраксин снова вернулся в Бездну с двумя ротами резервного батальона Тарутинского пехотного полка и повторил свое требование. Как указывал Апраксин в своем рапорте царю, к этому времени в Бездне собралось около 4 тыс. Не достигнув своей цели, Апраксин отдал приказ о расстреле безоружной толпы. Крестьяне держались стойко, и только после нескольких залпов толпа дрогнула, а Антон Петров вышел к войску, неся на своей голове «Положения». По сообщению спасского исправника, общее количество убитых составляло 61 человек, умерших от ран — 41 и раненых — 71 человек. Как рассказывает в своих воспоминаниях адъютант казанского военного губернатора поручик Половцов, «по счету доктора, приехавшего на другой день из Казани и лечившего пострадавших в течение с лишком двух месяцев, всех жертв было более 350 человек»3. Однако число жертв не могло быть определено точно и лечащим врачом, так как, разойдясь по домам, далеко не все крестьяне обращались к врачебной помощи, боясь обвинения их в причастности к бездненским событиям. Эта расправа, учиненная Апраксиным, была настолько дикой и к тому же лишенной каких-либо оснований, что встретила порицание даже со стороны губернатора Козлянинова. В своем донесении от 22 апреля министру внутренних дел Ланскому он, осуждая поступок Апраксина, писал: «... По приговору военного суда Антон Петров был расстрелян, а большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. События в Бездне оказали большое влияние на рост крестьянских волнений не только в Казанской губернии, но и на всем Среднем Поволжье. Бездненские события характеризовали собой силу и слабость крестьянского движения. Они продемонстрировали неудержимое стремление крестьян к борьбе за волю и землю, что и определило массовость движения. Вместе с тем обнаружилась стихийность и неорганизованность этого движения, его царистский характер, вера крестьян в «доброго» царя. Казанское дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина, «мужественно» и «решительно» расправившегося с волновавшимися крестьянами. Радости их,— писал в письме адъютант казанского губернатора Половцов,— при получении известия о стрельбе не было конца,— те, которые поумнее, старались скрыть ее, а глупые и того не делали; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало. Апраксина —дурака, человека без сердца, ни к чему не способного— провозглашают усмирителем и спасителем края»2. Если дворянство всячески восторгалось кровавыми подвигами Апраксина, то передовая часть казанского общества отнеслась к событиям в Бездне иначе. Панихиде предшествовал сбор студентами денег по подписке в пользу осиротевших крестьянских семейств. На панихиде, являвшейся открытой демонстрацией протеста, присутствовало до 150 студентов, причем служили ее, помимо кладбищенского причта, двое монахов — студентов Казанской духовной академии.

Бездненские волнения

Крестьянин Антон Петров в селе Бездна Казанской губернии (ныне село Антоновка Татарстана)истолковал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости" в пользу крестьян. Крестьянские волнения Село бездна крестьяне. Наиболее крупным выступлением было выступление крестьян села Бездна. Крестьянские выступления находили широкий отклик в демократической среде. Особенно глубокий след в общественном движении оставили события в селе Бездна. Бездненские волнения — волнения крестьян села Бездна Спасского уезда Казанской губернии (ныне — село Антоновка Спасского района Татарстана). Только за 1861 год произошло 1859 крестьянских выступлений.

Бездненские волнения

Документов, Казань, 1948. Значения в других словарях Большая Советская энциклопедия Безвременник зимовник, колхикум Colchicum , род многолетних трав семейства лилейных. Растения с коротким стеблем и клубнелуковицей. Цветки 1—8 крупные различной окраски. Растения некоторых видов цветут поздней осенью, плоды же коробочки приносят следующей весной отсюда и название. Около 60 видов, главным образом в странах Средиземноморья, в Иране и на В. В семенах и клубнелуковицах Б.

Большая Советская энциклопедия Бездействие преступное разновидность преступного деяния, форма общественно опасного и противоправного поведения, характеризующаяся тем, что виновный не совершает того общественно полезного действия, которое он мог и должен был совершить в силу закона, своих профессиональных обязанностей или своего предшествующего поведения. Одна из форм т. Длящегося преступления. Большая Советская энциклопедия Бездымный порох метательное взрывчатое вещество См. Взрывчатые вещества , основным компонентом которого является пластифицированная тем или иным органическим растворителем нитроцеллюлоза см. Нитраты целлюлозы.

Изготовляется в виде так называемых пороховых элементов — пластинок, лент, зёрен, трубок и др.

В первой половине апреля крупное выступление крестьян произошло в селе Бездне Спасского уезда Казанской губернии. В этом выступлении чрезвычайно ярко обнаруживаются стремления и чаяния крестьянства — жажда подлинной воли, которая в их сознании неразрывно связывалась с правом на землю. В начале апреля в селе Бездна один из местных жителей, Антон Петров, начал толковать «Положения» в духе крестьянских чаяний. Как утверждал Петров, крестьяне согласно «Положениям» получали немедленно волю и не должны были выполнять по отношению к помещикам никаких повинностей. Почти вся помещичья земля должна также принадлежать крестьянству,— «помещику земли — горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг со своей земли — гони добрым словом, не послушался — секи ему голову, получишь от царя награду»2. Агитация Антона Петрова имела огромный успех и получила широкое распространение. Крестьяне различных деревень стекались в Бездну, чтобы услышать о «настоящей воле». В бездненских волнениях принимали участие крестьяне 75 населенных пунктов Спасского уезда.

Среди крестьян наблюдались массовые отказы от выполнения барщины, распространялись разговоры о необходимости расправиться с дворянами. События в Бездне вызвали огромное беспокойство и растерянность местных властей. В Бездну направился свитский генерал-майор граф Апраксин с войсками для подавления волнения. Как сообщал казанский военный губернатор Козля-нинов в своем донесении министру внутренних дел, по приказанию Апраксина к Бездне было двинуто 12 рот пехоты с двумя трехфунтовыми орудиями1. Однако и его увещевания не принесли никаких результатов. На другой день, 12 апреля, граф Апраксин снова вернулся в Бездну с двумя ротами резервного батальона Тарутинского пехотного полка и повторил свое требование. Как указывал Апраксин в своем рапорте царю, к этому времени в Бездне собралось около 4 тыс. Не достигнув своей цели, Апраксин отдал приказ о расстреле безоружной толпы. Крестьяне держались стойко, и только после нескольких залпов толпа дрогнула, а Антон Петров вышел к войску, неся на своей голове «Положения». По сообщению спасского исправника, общее количество убитых составляло 61 человек, умерших от ран — 41 и раненых — 71 человек.

Как рассказывает в своих воспоминаниях адъютант казанского военного губернатора поручик Половцов, «по счету доктора, приехавшего на другой день из Казани и лечившего пострадавших в течение с лишком двух месяцев, всех жертв было более 350 человек»3. Однако число жертв не могло быть определено точно и лечащим врачом, так как, разойдясь по домам, далеко не все крестьяне обращались к врачебной помощи, боясь обвинения их в причастности к бездненским событиям. Эта расправа, учиненная Апраксиным, была настолько дикой и к тому же лишенной каких-либо оснований, что встретила порицание даже со стороны губернатора Козлянинова. В своем донесении от 22 апреля министру внутренних дел Ланскому он, осуждая поступок Апраксина, писал: «... По приговору военного суда Антон Петров был расстрелян, а большое количество крестьян было наказано розгами и сослано. События в Бездне оказали большое влияние на рост крестьянских волнений не только в Казанской губернии, но и на всем Среднем Поволжье. Бездненские события характеризовали собой силу и слабость крестьянского движения. Они продемонстрировали неудержимое стремление крестьян к борьбе за волю и землю, что и определило массовость движения. Вместе с тем обнаружилась стихийность и неорганизованность этого движения, его царистский характер, вера крестьян в «доброго» царя. Казанское дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина, «мужественно» и «решительно» расправившегося с волновавшимися крестьянами.

Радости их,— писал в письме адъютант казанского губернатора Половцов,— при получении известия о стрельбе не было конца,— те, которые поумнее, старались скрыть ее, а глупые и того не делали; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало. Апраксина —дурака, человека без сердца, ни к чему не способного— провозглашают усмирителем и спасителем края»2.

По распоряжению Александра II Петров был предан воен. Наиболее активные крестьяне были наказаны розгами и приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократич. Студенты Казанского ун-та и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на к-рой с речью выступил A. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февр.

Многие крестьяне были наказаны розгами и приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократической интеллигенции в России и за границей. Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А.

Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол» А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861. И отклики на него явились важным элементом революционной ситуации 1859—61 в России. Крестьянское движение в 1861 г. После отмены крепостного права, ч. Бездненское восстание 1861 г. Документов, Казань, 1948. Значения в других словарях Большая Советская энциклопедия Безвременник зимовник, колхикум Colchicum , род многолетних трав семейства лилейных. Растения с коротким стеблем и клубнелуковицей. Цветки 1—8 крупные различной окраски.

Растения некоторых видов цветут поздней осенью, плоды же коробочки приносят следующей весной отсюда и название.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

  • Энциклопедический словарь
  • Вы точно человек?
  • Добродетель преодолевает силу.
  • Восстание крестьян в селе бездна. Из Бездны — в колхоз, из колхоза — в… рыночную бездну

Аресты, розги и кандалы. Как проходила отмена крепостного права в Вятке.

Дали вольную – крестьяне недовольные. Отмену крепостного права в деревне встретили без особой радости, а кое-где мужики даже взялись за вилы — думали, помещики их обманывают. Крестьянские выступления находили широкий отклик в демократической среде. Особенно глубокий след в общественном движении оставили события в селе Бездна. Дали вольную – крестьяне недовольные. Отмену крепостного права в деревне встретили без особой радости, а кое-где мужики даже взялись за вилы — думали, помещики их обманывают.

Бездненские волнения

Главная» Новости» Крестьянские выступления. Впрочем, село Бездна было не единственным, "радость" от реформ царя-освободителя Александра II в период 1861-1862 гг. выразили еще 2115 сел. Расстрел безоружных крестьян в Бездне вызвала возмущение передовых людей как в России, так и за границей, а вот помещики, напротив, выражали бурную радость и жалели, что мало мужиков было убито. Крестьяне соседних селений, прослышав об этом, массами стали приходить в Бездну к Петрову, чтобы узнать про «волю». Именно так историки назвали реакцию крестьян Спасского уезда Казанской губерни на крестьянскую реформу 1861 года. Крестьяне из соседних сел приходили в Бездну, чтобы узнать о «воле».

Обзор игрового слота «Продуктовая лотерея СССР»

Распоряжением Александра II Петров был предан военному суду и 19 апреля 1861 публично расстрелян. Многие крестьяне были наказаны розгами и приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократической интеллигенции в России и за границей. Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол» А.

Объявление населению о «дарованной крестьянам воле» производилось путем чтения манифеста, в котором излагалось основное содержание реформы. Этот манифест, автором которого был известный крепостник московский митрополит Филарет Дроздов, ставил своей задачей разъяснить «справедливость» реформы, подчеркивая при этом, что дворянство пошло на «серьезные жертвы» во время «блага» крестьян. Основная мысль, которая проводилась в манифесте, заключалась в стремлении доказать, что уплата крестьянами повинностей за пользование их собственной землей в пользу помещиков вполне справедлива. Для подтверждения этого аргумента Филарет счел необходимым сослаться на религию, в частности на авторитет апостола Павла.

Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и, по естественному рассуждению, свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим… воздавать всем должное и в особенности кому должно: урок, дань, страх, честь… что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки, что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещика землею и не нести за сие соответственной повинности». Обнародование «Положений» сразу же вызвало мощный подъем крестьянского движения. Сохраняя наивную веру в царя, крестьяне отказывались верить в подлинность манифеста и «Положений», утверждая, что царь дал «настоящую волю», а дворянство и чиновники либо ее подменили, либо истолковывают в своих корыстных интересах. Среди крестьян появились люди, пытавшиеся толковать «Положения» с точки зрения крестьянских интересов. Крестьянское движение на первых порах проявилось главным образом в отказе от выполнения барщины и уплаты оброка. Уже в марте, по далеко не полным данным Министерства внутренних дел, волнения крестьян происходили в 7 губерниях: Волынской, Черниговской, Могилевской, Гродненской, Витебской, Ковенской и Петербургской. В течение апреля, по этим же данным, «случаи неисполнения и сопротивления крестьян закону» имели место в 28 губерниях, в мае — в 32. Наибольший размах весной 1861 г.

В первой половине апреля крупное выступление крестьян произошло в селе Бездне Спасского уезда Казанской губернии. В этом выступлении чрезвычайно ярко обнаруживаются стремления и чаяния крестьянства — жажда подлинной воли, которая в их сознании неразрывно связывалась с правом на землю. В начале апреля в селе Бездна один из местных жителей, Антон Петров, начал толковать «Положения» в духе крестьянских чаяний. Как утверждал Петров, крестьяне согласно «Положениям» получали немедленно волю и не должны были выполнять по отношению к помещикам никаких повинностей. Почти вся помещичья земля должна также принадлежать крестьянству, — «помещику земли — горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг со своей земли — гони добрым словом, не послушался — секи ему голову, получишь от царя награду». Агитация Антона Петрова имела огромный успех и получила широкое распространение. Крестьяне различных деревень стекались в Бездну, чтобы услышать о «настоящей воле».

В бездненских волнениях принимали участие крестьяне 75 населенных пунктов Спасского уезда. Среди крестьян наблюдались массовые отказы от выполнения барщины, распространялись разговоры о необходимости расправиться с дворянами. События в Бездне вызвали огромное беспокойство и растерянность местных властей. В Бездну направился свитский генерал-майор граф Апраксин с войсками для подавления волнения. Как сообщал казанский военный губернатор Козлянинов в своем донесении министру внутренних дел, по приказанию Апраксина к Бездне было двинуто 12 рот пехоты с двумя трехфунтовыми орудиями. Однако и его увещевания не принесли никаких результатов.

Они, видя, что «мечтаемой ими воли в Положении никто не вычитывает, т. И такой нашелся.

Им стал Антон Петров, грамотный крестьянин из большого села Бездны Спасского уезда Казанской губернии. Он стал толковать Положение по-своему, то есть так, как хотели его услышать крепостные. Но на этой «трактовке» царских бумаг дело не ограничилось. По инициативе Петрова народ сначала в вольнолюбивой Бездне, а потом уже и по всей округе стал менять низшие звенья власти на своих, «хороших людей». Ими были заменены «плохие» старосты, выборные, сотские ряда сел и деревень Спасского уезда.

По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 чел. Распоряжением Александра II Петров был предан воен. Многие крестьяне были наказаны розгами и приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократич. Студенты Казанского ун-та и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий